Научная статья на тему 'Развитие самоконтроля в педагогической деятельности учителя начальных классов'

Развитие самоконтроля в педагогической деятельности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1233
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / SELF-AWARENESS / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / САМОКОНТРОЛЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / PRIMARY SCHOOL TEACHER / SELF-PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Татьяна Викторовна, Яикова Юлия Сергеевна

Статья посвящена проблеме развития самоконтроля в педагогической деятельности учителя начальных классов. В ней осуществлен анализ проблемы самоконтроля в психолого-педагогической литературе, представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоконтроля учителей начальных классов, раскрыто содержание программы развития самоконтроля в педагогической деятельности учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SELF-CONTROL IN PEDAGOGICAL ACTIVITY OF TEACHERS OF INITIAL CLASSES

The article is devoted to the problem of the development of self-control in the pedagogical activity of the teacher of primary classes. It analyzes the problem of self-control in the psychological and pedagogical literature, presents the results of an empirical study of the characteristics of the self-control of primary school teachers, reveals the content of the self-monitoring development program in the pedagogical activity of the primary school teacher.

Текст научной работы на тему «Развитие самоконтроля в педагогической деятельности учителя начальных классов»

6. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.

7. Савенышева С.С. Особенности супружеских отношений и отношений к ребенку в период беременности // Вестник С.-Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 4. С. 106-112.

8. Савенышева С.С. Удовлетворенность браком и отношение к беременности и ребенку у беременных женщин. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 54.

9. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

10. Barth S. Vaterschaft im Wandel // Internet: http://www.vaeternotruf.de/vaterschaft-im-wandel.htm

11. Busonera A., Cataudella S., Lampis J. The beginning of the father -child relationship: exploring the influence of intra and interpersonal variables on the PFA (paternal-fetal attachment). XIX national congress italian psychological association clinical and dynamic section Turin - september 29-october 01 2017, at Turin, Volume: Abstract in Mediterranean Journal of Clinical Psychology MJCP. Vol. 5, n.2 A Suppl. 2017

12. Colpin H., De Munter A., Nys K., Vandemeulebroecke, L. Prenatal attachment in future parents of twins. Early Development and Parenting. 1998; 7, 223-227.

13. Condon J.T. The parental-foetal relationship: A comparison of male and female expectant parents. Journal of Psychosomatic Obstetrics & Gynecology. 1985;4 (4): 271-284.

14. Condon J.T., Corkindale C.J., Boyce P., Gamble E. A longitudinal study of father-to-infant attachment: antecedents and correlates, Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2013; 31:1, 15-30.

15. Cranley M.S. Roots of attachment: The relationship of parents with their unborn. Birth Defects: Original Article Series. 1981; 17(6): 59-83.

16. Kaur S., Mamta, Sagar N. Comparative study to assess the maternal and paternal fetal attachment among the expectant mothers and fathers. International Journal of Reproduction, Contraception, Obstetrics and Gynecology. 2017 Jul; 6(7): 3134-3137.

17. Lamb M. Father involvement and child development // Handbook of father involvement. Ed. by C. Tamis-LeMonda and N.Cabrera. London, Mahwah, New Jersey, 2002.

18. Lorensen M., Wilson M.E., White M.A. Norwegian families: transition to parenthood. Health Care for Women International. 2004; 25(4): 334-348

19. Mercer R.T., Ferketich S., May K., DeJoseph J., Sollid D. Further exploration of maternal and paternal fetal attachment. Research in Nursing and Health. 1988; 11(2): 83-95.

20. Pretorius D.H., Gattu S., Ji E., Hollenbach K., Newton R., Hull A. Preexamination and postexamination assessment of parental-fetal bonding in patients undergoing 3-4-dimensional obstetric ultrasonography. Journal of Ultrasound Medicine. 2006; 25: 1411-1421.

21. Seimyr, L., Sjogren, B., Wells-Nystrom, B., Nissen, E. Antenatal maternal depressive mood and parental-foetal attachment at the end of pregnancy. Archives of Women's Mental Health.2009; 12, 269-279.

22. Ustunsoz A., Guvenc G., Akyuz A., Oflaz F.. Comparison of maternal-and paternal-fetal attachment in Turkish couples. Midwifery. 2010; 26(2): e1-e9.

23. Weaver R.H., Cranley M.S. An exploration of paternal-fetal attachment behavior. Nursing Research.1983; 32(2): 68-72.

24. Wilson M.E., White M.A., Cobb B., Curry R., Greene D., Popovich D. Family dynamics, parental-fetal attachment and infant temperament. Journal of Advanced Nursing. 2000; 31: 204-210.

Психология

УДК 159.9(045)

кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск); магистрант кафедры психологии Яикова Юлия Сергеевна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития самоконтроля в педагогической деятельности учителя начальных классов. В ней осуществлен анализ проблемы самоконтроля в психолого-педагогической литературе, представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоконтроля учителей начальных классов, раскрыто содержание программы развития самоконтроля в педагогической деятельности учителя начальных классов.

Ключевые слова: самосознание, самоконтроль, педагогическая деятельность, учитель начальных классов, самоконтроль учителя начальных классов.

Annotation. The article is devoted to the problem of the development of self-control in the pedagogical activity of the teacher of primary classes. It analyzes the problem of self-control in the psychological and pedagogical literature, presents the results of an empirical study of the characteristics of the self-control of primary school teachers, reveals the content of the self-monitoring development program in the pedagogical activity of the primary school teacher.

Keywords: self-awareness, self-control, educational activities, a primary school teacher, self-primary school teachers.

Введение. Развитие у учителей начальных классов навыков самоконтроля является одним из эффективных средств повышения профессионального мастерства самого педагога и отражается на качестве обучения учащихся. Эффективность самоконтроля достигается путем сознательного применения теории и приемов внутреннего оценивания полученных конечных результатов работы. Самоконтроль помогает при меньших затратах времени и средств, выработать необходимые дополнительные профессиональные навыки и умения. Вопрос о способах оптимизации процесса развития самоконтроля учителя начальных классов в настоящее время остается мало изученным.

Формулировка цели статьи: раскрыть особенности развития самоконтроля в педагогической

деятельности учителя начальных классов.

Изложение основного материала статьи. Изучение научной литературы показывает, что в определении понятия «самоконтроль» ученые отталкиваются от разных целей и задач, рассматривая данный феномен в плоскости своего исследования и в рамках конкретного научного подхода.

Так, например, в психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского самоконтроль определяется как процесс осознания и оценки конкретным субъектом своих действий, психических процессов и состояний. Появления и собственно развитие самоконтроля задается требованиями со стороны общества к поведению человека [7].

О. Б. Поляковой самоконтроль рассматривается как умение критически отнестись к собственным поступкам, действиям, чувствам и мыслям, а также осуществить регуляцию своего поведения и управлять им в ходе деятельности [8, с. 134].

Самоконтроль, с позиции Л. И. Рувинского, выступает в виде способности человека выслеживать и осуществлять проверку за собой, отдавать себе «отчет о своем поведении и деятельности, квалифицируя их на основе принятых критериев» [10, с. 24].

На основе анализа имеющихся в отечественной психологии определений термина самоконтроль личности нами подчеркнуты основные позиции, в которых самоконтроль выступает как:

1) обязательное условие адекватной, целенаправленной психики;

2) важнейший компонент процесса самоуправления и саморегулирования;

3) одно из условий самовоспитания и самосовершенствования личности, своего поведения.

В психологической литературе отмечается, что самоконтроль является неотъемлемой составной частью и обязательным признаком сознания и самосознания личности. К примеру, А. С. Бакировым самоконтроль трактуется как элемент самосознания, включающий в себя осознание и регулирование субъектом своей деятельности и поведения. По мнению исследователя, основу самоконтроля личности составляют ряд действий по самоуправлению - оценка, корректирование и усовершенствование своей деятельности и поведения [2].

В разработку психологических основ самоконтроля в педагогической деятельности большой вклад внесла Л. О. Андропова, которая определила самоконтроль как процесс сознательного регулирования и планирования деятельности на основе анализа изменений происходящих в предмете труда, позволяющих, в итоге, достичь поставленной субъектом цели [1].

Г. С. Никифоров подчеркивает, что самоконтроль, являясь сознательным процессом, заключается в том, что работник с учетом заявленной цели и выстроенного плана деятельности осуществляет наблюдение за своими действиями и их результатами, сопоставляет их с выстроенными в воображении моделями правильных действий и результатов, регулирует и выстраивает на этой основе свою деятельность. Исследователем выделяются и подчеркиваются непосредственной связи самоконтроля с регуляцией деятельности, но вместе с тем они не отождествляются [6].

Г. Н. Репетуева указывает и на включенность самоконтроля в абсолютно все виды деятельности человека - игровую, учебную, научную, трудовую, спортивную и другие. Автор говорит о наличии общих, не сводимых к специфике реализуемой деятельности, принципов классифицирования самоконтроля по видам и предлагает в их основу заложить временной, пространственный, структурный и произвольный характер оценки [9].

В последнее время проблема самоконтроля все чаще становится предметом не только психологических, но и педагогических исследований. Среди причин, приводящих к активизации внимания исследователей на указанной проблеме, выделяют тот факт, что самоконтроль все чаще рассматривается как один из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность самостоятельной деятельности учителя, связанной с реализацией педагогических целей и задач. Самоконтроль позволяет учителю своевременно осуществить обнаружение и предотвращение ошибок в деятельности, а также оценку и исправление уже имеющихся недочетов и погрешностей.

О. С. Богдановой отмечается, что самоконтроль учителя и оценка им уровня практического владения знаниями являются не только важными компонентами учебного процесса, но и способом регулярной проверки степени усвоения материала учащимися, овладения ими речевыми навыками, умениями в различных видах речевой деятельности. Подобный самоконтроль сопровождает как учебную, так и собственно преподавательскую деятельность, сопровождает процессы формирования навыков и умений [4].

А. С. Бакиров указывает на то, что в ходе самоконтроля учитель совершает ряд умственных и практических действий по самооценке, исправлению и дальнейшему улучшению реализуемой им деятельности, осваивает соответствующие умения и навыки [2].

Самоконтроль в профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов имеет особое значение. От умений педагога организовывать учебный процесс, грамотно взаимодействовать с детьми и умело воздействовать на них зависят не только результаты его деятельности в виде показателей достижений ребенка, но и его увлеченность процессом обучения, психологическое здоровье, ощущения комфорта и безопасности в образовательной среде, что закладывает основы его дальнейших успехов в учебной деятельности. Именно поэтому учителям начальных классов особенно важно развивать навыки саморегуляции педагогической деятельности. С этой целью в практике применяются различные технологии.

Термин технология применяется в различных значениях. С одной стороны, это совокупность способов материализации различных знаний, навыков и опыта человека в ходе конкретной деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой, рациональная последовательность применения ряда инструментов для достижения качественных результатов труда.

С. Лемом технология рассматривается в философском контексте как «обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения целей, поставленных обществом» [5, с. 113].

А. А. Банновым рассматриваются особенности применения специализированных информационных технологий самоконтроля в логике подготовки будущих офицеров к профессиональной деятельности. Автором отмечается, что степень успешности развития умений и навыков самоконтроля в образовательном процессе с применением информационных технологий значительно повышается. Информационные технологии действительно способствуют созданию готовности у офицеров как субъектов образовательного процесса к применению самоконтроля в деятельности. Однако им указываются и возникающие проблемы, в которых отмечаются две стороны:

- сложности в развитии способности к самоконтролю как качества личности и характеристики субъекта учебной деятельности;

- сложности в развитии способности использовать информационные технологии в организации учебной деятельности [3].

Учет указанных особенностей и поиск решения может быть связан с разработкой и внедрением в образовательный процесс интерактивного курса, направленного на развитие способности к самоконтролю. Подобные интерактивные курсы, возможно, вводить и в систему подготовки педагогов к развитию у них навыков самоконтроля.

Л. О. Андропова рассматривает более продуктивные формы развития самоконтроля в структуре Я-концепции учителей начальных классов. Автором выделяются оптимальные формы работы по оказанию помощи и сопровождению психологической поддержки в развитии самоконтроля в структуре Я-концепции учителя начальных классов [1].

Анализ литературы показывает, что на сегодняшний день существуют различные технологии развития навыков самоконтроля. Одной из эффективных технологий формирования указанных навыков считается психологический тренинг, который объединяет в себе различные методы, приемы и средства и позволяет подойти к формированию способности целостно.

С целью изучения и развития самоконтроля в педагогической деятельности нами была проведена опытно-экспериментальная работа с участием учителей начальных классов. В ходе эмпирического исследования были использованы следующие методики: «Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» (Г. С. Никифоров, В. К. Васильев и С. В. Фирсова); «Диагностика волевого самоконтроля (А. Г. Зверьков, Е. В. Эйдман); «Тест на оценку самоконтроля в общении» (М. Снайдер).

В результате проведенного исследования с помощью методики «Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» Г. С. Никифорова, В. К. Васильева и С. В. Фирсовой мы определили склонность педагогов к эмоциональному, поведенческому и социальному самоконтролю. Высокий уровень самоконтроля в эмоциональной сфере характерен для 31,2 % педагогов. Эти педагоги самостоятельны, легко идут на контакт, эмоционально сдержаны. По критериям «склонность к самоконтролю в деятельности и к социальному контролю» высокий уровень также выявлен у 31,2 % педагогов. Они умеют конструктивно разрешать конфликты, тщательно планируют свою деятельность, целеустремленны. Средний показатель по критерию «склонность к самоконтролю в деятельности и к социальному контролю» характерен для 37,6 % педагогов, по критерию «склонность к самоконтролю в эмоциональной сфере» - для 43,8 % педагогов. Данная группа педагогов менее самостоятельна, чем группа с высокой склонностью, они также обычно эмоционально сдержаны, но иногда возможны эмоциональные вспышки. Низкая склонность к самоконтролю в эмоциональной сфере выявлена у 25 % педагогов. Низкая склонность к самоконтролю в деятельности, а также низкая склонность к социальному самоконтролю свойственна 31,2 % педагогов. Эти педагоги часто не целеустремленны, не умеют планировать свою деятельность, конформны, эмоционально не сдержаны.

С помощью методики «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова, Е. В. Эйдмана определили уровень развития волевой саморегуляции, самообладания, настойчивости педагогов. Высокие показатели по критериям «настойчивость» и «самообладание» были выявлены у 31,2 % педагогов. У 43,8 % педагогов выявлен высокий уровень развития волевой саморегуляции. Педагоги данной группы настойчивы, целеустремленны, четко ставят себе цели и добиваются их, проявляют мотивацию достижения успеха. Средний показатель по критериям «настойчивость» и «самообладание» характерен для 37,6 % подростков. По критерию «общий индекс волевой саморегуляции» средний уровень выявлен у 43,8 % педагогов. Эти педагоги достаточно настойчивы, целеустремленны, но при возникновении трудностей не всегда стремятся добиться своей цели. Низкий уровень развития по всем показателям характерен для 31,2 % педагогов. Эти педагоги часто ставят неадекватные для себя цели, у них завышен или занижен уровень притязаний, при возникновении трудностей прекращают попытки добиться своей цели, ненастойчивы, конформны.

Данные методики «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера свидетельствуют, что у 31,2 % педагогов высокие показатели по критерию «самоконтроль в общении». Педагоги легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации. Средний показатель по критерию «самоконтроль в общении» характерен для 43,8 % педагогов. Данная группа педагогов характеризуется устойчивым поведением и не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций, способны к искреннему самораскрытию в общении. Низкие показатели по критерию «самоконтроль в общении» выявлены у 31,2 % педагогов. Эти педагоги искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми.

На основании данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента, была разработана программа тренинговых занятий, направленная на развитие различных видов самоконтроля, регуляторных процессов и личностно-регуляторных свойств.

Основными задачами программы являлись: знакомство участников с основными видами самоконтроля в педагогической деятельности, тренировка умения выражать и контролировать свое эмоциональное состояние в различных ситуациях, развитие умения регулировать свое поведение и управлять им, развитие навыков планирования и организации педагогической деятельности, формирование желание работать над собой, совершенствовать собственную культуру самопознания, саморазвития. Программа включала 14 тренинговых занятий, с частотой проведения 2 раза в неделю во внеучебное время. Продолжительность каждого занятия составляла 45 минут.

Программа психологического тренинга по развитию самоконтроля учителя начальных классов включает 4 блока:

1. Организационный (определение цели и задач тренинга, проведение диагностики самоконтроля педагога в эмоциональной сфере, деятельности, поведении).

2. Информационно-просветительский (сообщение информации об основных видах самоконтроля и специфики их реализации в педагогической деятельности).

3. Развивающе-операциональный (тренинговые занятия - «Мой самоконтроль», «Самоконтроль в педагогической деятельности», «Профессиональное здоровье и самоконтроль», «Самоконтроль и личная жизнь», «Проблемы самоконтроля», «Стратегии разрешения проблем низкого самоконтроля педагога»,

«Психотехники самоконтроля педагога», мозговой штурм, деловые игры, групповые дискуссии, моделирование ситуаций).

4. Рефлексивный (обсуждение результатов, контрольно-диагностическое исследование самоконтроля педагогов).

На контрольном этапе эксперимента осуществлена повторная оценка самоконтроля педагогов начальной школы. Для диагностики нами использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.

Для подтверждения эмпирических данных о наличии различий между показателями испытуемых экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента нами был проведен автоматизированный метод математической статистики критерия ф*- угловое преобразование Фишера.

Результаты математической обработки данных на контрольном этапе исследования являются статистически значимыми и свидетельствуют о развитии самоконтроля педагогов экспериментальной группы, что доказывает эффективность разработанной программы тренинговых занятий.

Выводы. Самоконтроль в педагогической деятельности учителя начальных классов можно развивать, если спроектировать и реализовать программу, направленную на формирование самоконтроля в общении, деятельности, поведении, эмоциональной сфере, способствующих активному и творческому выполнению профессиональной деятельности.

Литература:

1. Андропова Л. О. Развитие самоконтроля в структуре Я-концепции учителя начальных классов / Л. О. Андропова // Философские, социальные и естественные науки. - 2010. - № 5. - С. 151-163.

2. Бакиров, А. С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / А. С. Бакиров. - Казань, 2001. - 16 с.

3. Баннов, А. А. Использование специализированных информационных технологий самоконтроля в логике профессиональной подготовки будущего офицера / А. А. Баннов // Инновационная наука. - 2016. - № 3. - С. 114-117.

4. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.

5. Лем, С. Сумма технологии / С. Лем. - М.: АСТ, 2002. - 668 с.

6. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. - Л.: ЛГУ, 1989. - 192 с.

7. Петровский, А. В. Психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 2009. - 512 с.

8. Полякова, О. Б. Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсонализации психологов и педагогов / О. Б. Полякова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 348. - С. 133-137.

9. Репетуева, Г. Н. Теоретические основы и методика формирования самоконтроля учебно-профессиональной деятельности при подготовке педагогов профессионального обучения / Г. Н. Репетуева // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. - 2009. - № 5. - С. 70-74.

10. Рувинский, Л. И. Психология самовоспитания / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева. - М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

Психология

УДК 159.954-053.5(045)

кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск); магистрант кафедры психологии Таланина Ольга Вячеславовна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности, представлены результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: творческие способности, младший школьный возраст, изобразительная деятельность, творчество.

Annotation. The article examines the main approaches to the development of creative abilities of junior schoolchildren in the process of visual activity, presents the results of empirical research. Keywords: creative abilities, junior school age, graphic activity, creativity.

Введение. Творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель - в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения. Элементарное рисование благотворно действует на психические и мыслительные процессы ребенка, обогащает внутренний мир, побуждает к самопознанию, формирует способности к творчеству и импровизации. Вовлечение младших школьников в творчество, развитие их творческих способностей помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире. Развитие творческих способностей - это неотъемлемая часть личности, ее культурно-нравственная ценность.

Формулировка цели статьи: раскрыть особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.