Научная статья на тему 'Риски возникновения девиаций у детей с нарушением речи: обзор современных исследований'

Риски возникновения девиаций у детей с нарушением речи: обзор современных исследований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
539
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / SLURRING OF SPEECH / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / THEORETICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сайфуллина Надежда Алексеевна

Актуальность проблемы подчеркивается глобальным ростом количества детей с тяжелыми нарушениями речи, необходимостью разработки всесторонней психологической помощи лицам данной категории и профилактикой возникновения девиаций у данной категории лиц. Целью данной статьи является осуществление теоретического анализа трудов отечественных и зарубежных психологов, раскрывающих основные аспекты современных исследований девиантного поведения детей с нарушением речи. Выявлена потребность в более углубленном изучении предикторов возникновения девиаций у детей данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The risks of deviancy in children with impaired speech : a review of recent research

The urgency of the problem emphasizes global growth in the number of children with severe speech disorders, the need to develop comprehensive psychological assistance to persons in this category, and the prevention of deviations in this category. The aim of this article is the implementation of theoretical analysis of works of domestic and foreign psychologists, revealing the main aspects of contemporary studies of deviant behavior of children with speech disorder. Identified the need for more in-depth study of the predictors of the occurrence of deviance in children of this category.

Текст научной работы на тему «Риски возникновения девиаций у детей с нарушением речи: обзор современных исследований»

уровень. Это свидетельствует о росте их познавательной активности, дети не боятся фантазировать и придумывать новые объекты, способны находить нетрадиционные пути решения поставленной задачи по критериям «сложность» и «склонность к риску».

Также увеличилось количество испытуемых с высоким уровнем по показателям «сложность» и «склонность к риску» и составило 30 % по каждому критерию. Испытуемые не боятся трудных задач, с удовольствием пробуют себя в новых техниках. Дети проявляют творческий подход к проблеме, сюжетные линии становятся тщательно проработанными. По-прежнему остается некоторое количество учащихся с низким уровнем по рассматриваемым критериям (25 % и 15 %). Однако мы считаем, что продолжение внедрения программы развития творческих способностей поможет им выйти на более высокий уровень.

Математическая обработка данных с помощью Т - критерия Вилкоксона по методике «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник показала, что Тэмп = 10, при Т0,01 = 43; Т0,05 = 60. Полученное эмпирическое значение свидетельствует о статистически достоверном изменении показателей личностной креативности на 1 %-ном уровне значимости. Математическая обработка данных с помощью Т - критерия Вилкоксона по тесту креативности Э. П. Торренса показала, что Тэмп = 6. Полученное эмпирическое значение свидетельствует о статистически достоверном изменении показателей личностной креативности на 1 %-ном уровне значимости.

Выводы. Творческие способности младших школьников в процессе изобразительной деятельности будут развиваться более успешно благодаря специально разработанной программе, включающей занятия, направленные на формирование представления о ритме, контрасте, образе, композиционном строе.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский, - СПб.: Союз, 2007. - 374 с.

2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.

3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2011. - 345 с.

4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 2. / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2011. - 296 с.

5. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1960. - № 1. - С. 13-21.

6. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М.: Просвещение, 2012. - 432 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн, - СПб.: Питер, 2015. - 342 с.

8. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2014. - № 4. - С. 99-105.

9. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник, - СПб.: Дидактика Плюс, 2012. - 122 с.

10. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

Психология

УДК 159.922

магистрант 2 курса кафедры дефектологии и клинической психологии Сайфуллина Надежда Алексеевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

РИСКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. Актуальность проблемы подчеркивается глобальным ростом количества детей с тяжелыми нарушениями речи, необходимостью разработки всесторонней психологической помощи лицам данной категории и профилактикой возникновения девиаций у данной категории лиц. Целью данной статьи является осуществление теоретического анализа трудов отечественных и зарубежных психологов, раскрывающих основные аспекты современных исследований девиантного поведения детей с нарушением речи. Выявлена потребность в более углубленном изучении предикторов возникновения девиаций у детей данной категории.

Ключевые слова: девиантное поведение, нарушение речи, теоретический анализ.

Annotation. The urgency of the problem emphasizes global growth in the number of children with severe speech disorders, the need to develop comprehensive psychological assistance to persons in this category, and the prevention of deviations in this category. The aim of this article is the implementation of theoretical analysis of works of domestic and foreign psychologists, revealing the main aspects of contemporary studies of deviant behavior of children with speech disorder. Identified the need for more in-depth study of the predictors of the occurrence of deviance in children of this category.

Keywords: deviant behavior, slurring of speech, theoretical analysis.

Введение. Изучение девиантного поведения привлекает внимание широкого круга специалистов, приобретает все более выраженную динамику благодаря массовому характеру случаев нарушения социальных норм. Актуальность проблемы подчеркивается глобальным ростом количества детей с тяжелыми нарушениями речи, необходимостью разработки всесторонней психологической помощи лицам данной категории и профилактикой возникновения девиаций у данной категории лиц.

Формулировка цели статьи. Анализ современных работ зарубежных и отечественных исследователей поможет выявить актуальные направления работы по данной проблеме, методов профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у детей с нарушением речи в России и за рубежом.

Изложение основного материала статьи. Девиантное поведение неразрывно связано с понятием «нормы». Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. [2] Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Конформизм является показателем полного принятия нормы, а девиантное поведение и различные девиации

являются показателем отклононения от нормы. Диагностика девиантного поведения часто затруднена по причинам скорее субъективным, чем объективным. Это связано с тем, что попытки признания какого-либо поведения однозначно отклоняющимся и даже патологическим приводят к игнорированию основополагающего принципа диагностики девиантного поведения, нацеленного на учет реальности, окружающей человека действительности. Термин «девиантное поведение», имеет яркий негативный окрас, так как он связан с возможностью или реальной угрозой нанесения ущерба другим людям или окружающей среде. Является распространенным в криминалистике и юридической практике, психологии расстройств личности и применим к людям разных возрастных категорий, начиная с 5 лет. К детям младше 5 лет это понятие не употребляется. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предикторах возникновения девиантного поведения.

Менделевич В.Д. подчеркивает, что психология девиантного поведения входит в спектр дисциплин, на одном из полюсов которого расположена психиатрия (психопатология и патопсихология), а на другом — общая психология. Принципиальное различие между дисциплинами, занимающими крайние положения спектра, заключается в подходах к диагностике и терапии девиаций поведения. Следует признать тот факт, что вероятность выявления психопатологической симптоматики и т. н. поведенческих расстройств существенно выше у представителя психиатрического, а не психологического сообщества. И это связано не столько с более широкими и глубокими знаниями психиатра в области психопатологии, сколько с его гипердиагностической парадигмой, противопоставляемой гиподиагностической парадигме психолога. Таким образом, один и тот же поведенческий феномен в виде девиации может трактоваться специалистами и как психопатологический симптом, и как психологический феномен.

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста также могут быть разделены на группы: биологическую, психологическую и социальную. В чистом виде данные группы практически не встречаются. Первым обратил свое внимание в исследованиях на данный аспект В. В. Ковалев. В.В. Ковалев приоритетное значение патохарактерологическому развитию в появлении девиаций детей дошкольного возраста. Патохарактерологическое развитие в его работах определяется отягощенностью эмоциональной, либо психической депривацией и неблагоприятными факторами в семейном воспитани [1].

Одним из приоритетных условий развития ребенка является биологическая потребность ребенка -привязанность к матери.. Депривирующая ситуация развития ребенка как патологическая обращала на себя внимание многих исследователей., Шипицина Л. М., Казакова Е. И. и др. рассматривали понятие «материнская депривация» как комплексный термин, включающих в себя целый ряд различных условий [4]. Среди них необходимо выделить : отсутствие удовлетворенности основной потербности ребенка на ранних этапах развития в заботе и любви, воспитание ребенка в домах-интернатах и недостаточная забота матери о ребенке. Перечисленные факторы могут в будущем служить предикторами возникновения отсутствия доверия ребенка к окружающему миру.

Нами были рассмотрены прогнозируемые последствия и виды девиаций у детей в дошкольном возрасте. На основании многих изученных исследований в этой области были выделены следующие виды устойчивых девиаций детей старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка практически сформирована эмоционально-волевая регуляция и уже к 6-7 годам мы отметим психологическое новообразование, которое выражется в появлении соподчинения мотивов. Именно оно позволяет дошкольнику осуществлять регуляцию своего поведения в соответствии с ситуацией в обществе. Необходимо учитывать возраст, в котором возможность говорить об устойчивых девиациях ограничена. В дошкольном возрасте одним из самых распространенных является гиперактивное поведение. Данный вопрос освещен в научно-исследовательских работах Вайнер М. Э., Кумарина Г. Ф., Вьюнкова Ю. Н. и др. [12].

Девиантное поведение обусловлено нарушением социальной адаптации. Можно наблюдать утрату социальных норм и традиций, деформацию межличностных связей, которые являются результатом трудностей, возникших в процессе адаптации детей и подростков к современным жизненным реалиям [6; 11; 12]. Сложности адаптации обуславливаются не только причинами, которые вызвали девиантное поведение, сложными условиями воспитания детей с нарушениями развития, но и являются результатом самого дизонтогенеза.

Учитывая вышеперечисленные аспекты одной из самых актуальных задач современной психологии является изучение факторов риска возникновения девиаций у детей с ограниченными возможностям здоровья, в том числе с нарушением речи, в целях их предупреждения и профилактики на основе учета типа дизонтогенеза. Самым сложным периодом адаптации для детей данной категории является поступление в школу. Указанные сложности диагностируются у 15%-40 % учащихся младшего школьного возраста [6]. В обширную группу дезадаптированных учеников включаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, а признаки школьной дезадаптации выступают у них как вторичные проявления нарушений.

Особенности поведения у лиц с нарушениями речи исследовали такие ученые, как Г.А. Волкова, В.А. Калягин, Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, Л.Я. Миссуловин, Е.С. Набойченко, Т.С. Овчинникова, Е.Ю. Рау, О.К. Романенко, О.О. Шацкая, В.М. Шкловский и т.д. [7] Исследования других ученых показали, что дети с нарушениями речи в межличностных отношениях чаще меняют партнеров. Их контакты осуществляются на более низком уровне организации по сравнению с детьми без речевых патологий. Преобладают невербальные формы общения [10].

Детско-родительские отношения в семьях детей с нарушениями речи складываются следующим образом: матери предпочитают эмоциональный контакт с ребенком, партнерские отношения и развитие двигательной активности ребенка. В отношениях с ребенком отсутствует дистанция, что требует от родителей повышенной терпимости и доброжелательности. Также у матерей детей с речевыми патологиями выявлена повышенная тревожность по поводу их физического здоровья, что часто проявляется в форме гиперопеки [8].

В конфликтных ситуациях детям с нарушениями речи свойственны две контрастные формы поведения: перекладывание ответственности за случившееся на других, иногда и в агрессивной форме, а также принятие ответственности на себя, порой чрезмерно.

Анализ поведения детей в группе школьников с речевыми нарушениями, так же как и среди здоровых детей, позволил выделить ученым четыре группы детей по стилю поведения:

1. Дети, обладающие сильным, уравновешенным и подвижным типом высшей нервной деятельности. Они быстро осваивают новый материал, хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, легко вступают в

контакт с окружающими, способны к целеустремленному поведению, вполне жизнерадостны. При этом им свойственно недостаточное восприятие партнера, а также трудность деятельности связана с потерей интереса к ней. У них недостаточно развита самокритика, способность увидеть и признать свою неудачу, недостатки.

2. Дети отличаются устойчивостью поведения, повышенной склонностью к нормативности, выполнению повторяющихся действий. Поэтому они могут получать поощрение, но в некоторых случаях вызывать раздражение педагогов своей педантичностью и медлительностью.

3. Дети, ведущей чертой которых является застенчивость. Они чувствительны, легко ранимы, слезливы. Им трудно принять решение, задать вопрос, сделать выбор. Такие дети болезненно воспринимают критику, замечания в свой адрес, сопереживают другим детям и взрослым, им всегда «кого-то жалко». Количество дошкольников с речевыми нарушениями в данной группе заметно больше, чем среди детей без речевых патологий.

4. Дети характеризуются взрывчатостью, импульсивностью, повышенной реактивностью, обидчивостью. Они чрезмерно активны, подвижны, с трудом могут усидеть на одном месте, следовать твердым правилам, их тяготит монотонная работа. Участие в деятельности для них зачастую важнее результата. В данной группе, как и в предыдущей, больше представлены дошкольники с речевыми нарушениями по сравнению с детьми без речевых нарушений. Таким образом, среди дошкольников с речевыми нарушениями чаще, чем среди детей с нормой речевого развития, наблюдается неустойчивый тип поведения (3-я и 4-я группы), что ведет к возникновению неврозов [111.

Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формирование психической деятельности. Они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушают межличностные отношения. Нарушения речи мешают ребенку благополучно учится, быть уверенным в своих силах, выбрать интересную специальность. Ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками и учителями.

Для более детального изучения проблемы рисков возникновения девиаций у детей с нарушением речи обратимся к работам зарубежных исследователей. В зарубежной литературе часто упоминался феномен «делинквентное поведение», характеризующийся как «психологическая склонность к правонарушению» (Л. Додлер, Х. Каплан, Б. Шелдон и др.) [21].

Интеракционистский подход к девиантности, оперирующий с такими понятиями, как «договорная реальность», «определение ситуаций», роли, был развит в трудах ранних интеракционистов: Ч. Кули, У. Томаса, Дж. Мида, а также более поздних исследователей: И. Гофмана, Г. Блумера и др. [4],[17].

Итальянский специалист Чезаре Ломброзо изучил корреляцию определенных физических особенностей человека и его криминального поведения. Он придерживался точки зрения биологического подхода и считал, что биологические особенности человека определяют его поведение. По мнению Ч.Ломброзо деградация к существовавшим ранее стадиям эволюции человека является результатом и определением «криминального типа». Его теория была особо популярна, получила свое распостранение в научно-исследовательских кругах. Некоторые ученые, ставшие его последователями в своих работах подтверждали корреляцию между биологическими чертами личности и наличием девиаций [6].

Из современных западных исследований девиантного поведения большой интерес представляют работы таких ученых, как Д. Доттер, П. Монсон, Х. Хэйеси, Р. Мертон др. [19], [22].

В частности, Х. Хэйес рассматривал делинквентность как одну из форм девиации, используя для объяснения молодежных правонарушений интегрированную теорию. [3] В своих исследованиях Х. Хэйес и др. раскрывали основы теории социального обучения и социального контроля с точки зрения различных фазы кризисов социализации подростка и его трансформацию в правонарушителя. Однако ни одна из этих теорий не объясняла генезис правонарушения в целом. Практика подтверждает теоретическую модель Х. Хэйеса и показывает, что ослабевший социальный контроль способствует установлению контактов подростков с представителями преступных сообществ и, как следствие, приобретению опыта делинквентного поведения, совершению собственных правонарушений. Первичная преступность увеличивает вероятность быть наказанными родителями и получить их негативное мнение, учитывая тот факт, что их оценки усиливают вероятность возникновения правонарушений детей и подростков. Полученные Х. Хэйесом результаты служили аргументом для использования интегрированной теории в изучении молодежной преступности в целом. Следует отметить, что теория Х. Хэйеса объединяла элементы теорий «навешивания ярлыков», дифференциальных связей (ассоциаций), социального обучения и социального контроля в единую теоретическую модель, которая объясняла и первоначальные, и продолжающиеся правонарушения [3].

Взаимосвязь впервые совершенных и случаи рецидивов правонарушений с отрицательными проявлениями в обществе описаны в работах X. Каплана, К. Дэмфауса и др. [5], [9]. Необходимо отметить, что единая теория девиантности, включающая и структуру детерминации девиантного поведения, и формы социальной реакции на девиации, и социально-психологические факторы вовлеченности в девиантность, на данный момент пока не разработана. Рассмотрены некоторые аспекты антисоциального поведения детей с ограниченными возможностями здоровья:

1) проблемы антисоциального поведения в школе, оптимальные стратегии и практики его преодоления, которые отражены в работах К. Боудич и др.; половые различия в факторах социального контроля изучали С. Г. Тиббеттс и Д. К. Херц и др.;

2) проблемы преступности, наркомании и других девиантных адаптаций на примере лонгитюдных исследований Х. Б. Каплана отражены в работе Е. Е. Лабеффа и др.;

3) причины появления «человека криминального» экспериментально изучены М. Экерстроми др.

Традиционным полем изучения актуальных направлений исследований современной психологической

науки выступает анализ публикаций, которые представлены в мировых научных журналах.

С целью определения степени научной разработанности проблемы девиантного поведения был проведен библиометрический анализ информационного пространства современных психологических исследований по наиболее популярным базам данных: «Scopus», «Web of Science», «E-library».

Нами был проведен библиометрический анализ исследований девиантного поведения за последние 5 лет (2012 - 2016г.г.) по крупнейшей в мире базе данных «Scopus». Отбор публикаций производился по ключевому слову «девиантное поведение».

В процесс анализа были включены публикации за последние 5 лет (2012-2016 гг.), их общее количество составило 1392 работы.

301 ,„r 296

300 274 ¿Sb

I I I I I

2012 year 2013 year 2014ycar 2015ycar 2016ycar

Рисунок 1. Результаты библиометрического анализа феномена девиантного поведения по базе

данных Scopus

Анализ динамики публикационной активности в направлении изучения феномена девиантного поведения за период 2012-2016 гг., указывает на рост количества публикаций зарубежных исследователей.

Обратимся к аналогичному библиометрическому анализу феномена антиципации за последние 5 лет (2012 - 2016 г.г.) по базе данных «Web of Science». Отбор публикаций также производился по ключевому слову «девиантное поведение». Общее количество работ за 5 лет (2012-2016 гг.) составило 3776.

Рисунок 2. Результаты библиометрического анализа феномена девиантного поведения по базе

данных «Web of Science»

В результате применения метода библиометрического анализа по базе данных «Web of Science» была выявлена интенсивная положительная динамика исследовательского интереса к феномену девиантного поведения.

Библиометрический анализ исследований девиантного поведения за последние 5 лет (2012 - 2016 г.г.), проведенный по базе данных «E-library» по ключевому слову «девиантное поведение» выявил более низкие показатели публикационной активности.

В процесс анализа были включены публикации за последние 5 лет (2012-2016 гг.), их общее количество составило 2164 работы.

Рисунок 3. Результаты библиометрического анализа феномена девиантного поведения по базе

данных «E-Ubrary»

Продемонстрированные результаты говорят о значительной разнице публикационной активности по вопросу изучения девиантного поведения отечественных и зарубежных исследователей.

Приводим наглядное сравнение результатов библиометрического анализа феномена девиантного поведения по базам данных «Scopus», «Б-library» (См. Рис. 4).

Рисунок 4. Результаты сравнительного библиометрического анализа феномена девиантного поведения по базам данных «Scopus», «E-library»

Как видно из Рис.4, в научных работах отечественных ученых отражение результатов изучения девиантного поведения более низкие количественные показатели. Это открывает возможности решения проблемы с помощью систематики полученных данных российских исследователей и комплексного подхода к коррекции отклоняющегося поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Помимо проведенного количественного анализа, подробно были проанализированы современные работы зарубежных психологов по проблеме изучения девиантного поведения у детей с нарушением речи.

Пол МакКейб исследовал взаимосвязь между видами речевых нарушений, социальной компетентностью и поведенческими особенностями дошкольников [20]. Педагоги и родители дошкольников, проходящих коррекцию речевых нарушений, и дошкольников с нормативным развитием речевой функции заполняли тест-шкалу оценки родителем ребенка (P-CRS), тест-шкалу оценки учителем детей (T-CRS) и тест-шкалу оценки социальной компетентности и поведения (SCBE). Результаты подтвердили, что у детей с более тяжелыми речевыми нарушениями были значительно выше показатели по шкале поведенческих нарушений и наиболее низкие показатели по шкале социальной компетентности. У детей с нарушением речи были выявлены особые трудности с ориентацией на задачи, уверенностью в себе, социальными навыками. Они были наиболее подвержены к созависимым состоянием и изоляцией в классе.

Рут Вадман, Кевин Дуркинб и Джина Конти-Рамсден в своих работах отмечают, что социальные взаимодействия могут стать источником стресса для подростков с тяжелыми нарушениями речи [21]. Респондентами исследования стали 28 подростков с нарушениями речи и 28 подростков с нормативным речевым развитием. Результаты показали, что респонденты с речевыми нарушениями испытывали стресс при социальных взаимодействиях и не могли адекватно оценить свои коммуникативные навыки. Данный аспект показал, насколько нарушениями речи влияют на поведение подростков с речевыми нарушениями (стремлением к изоляции) и мешают полноценной социализации лиц данной категории, что может привести к появлению девиаций.

Джоанна Карпентер и Джулия Мендес в своих трудах рассмотрели 3 гипотезы, объясняющих влияние речевых нарушений и поведенческих отклонений среди детей:

1) Наличие поведенческих особенностей объяснено речевыми нарушениями ребенка.

2) Девиации влияют на появление коммуникативных сложностей, усугубляют текущее речевое нарушение ребенка.

3) Девиации и речевые нарушения взаимообусловлены.

Они предложили модель, которая объясняет данные гипотезы и строится на фундаментальных основах психопатологии развития. Данная модель включает в себя факторы умеренного, опосредованного и общего риска возникновения отклонений в поведении ребенка с нарушением речи. Ученые предположили, что контекстуальные факторы (например, процессы взаимодействия между родителями и детьми) и факторы, специфичные для ребенка (например, адаптивная коммуникация) могут усугубить либо компенсировать этот риск и, таким образом, способствовать различным путям развития ребенка.

Французские исследователи Селин Шендел, Мари-Анна Шелстрате, Изабель Роскам отмечают, что, несмотря на доказанный фактор возникновения поведенческих нарушений (девиаций) и речевых нарушений, существующие исследования не определяют полноту данной взаимосвязи и ее детерминанты [12]. В данном теоретическом обзоре были подробно проанализированы имеющиеся работы по данной проблеме и выявлены основные пробелы:

1) Отсутствие исследований, описывающих влияние конкретных речевых нарушений на

возникновение девиаций, их степень выраженности.

2) Отсутствие доказанного влияния окружающей среды на появление, либо компенсацию нарушений поведения детей дошкольного возраста с речевой патологией.

Лесли Бретхертон, Марго Приор и Шина Рейли в своей работе придерживались биопсихосоциальной модели. В данном исследовании были изучены роли материнских факторов (психологический дискомфорт, материнское образование и лексика, материнский дистресс), пола и IQ детей и факторами окружающей среды во взаимоотношениях между речевыми нарушениями и нарушениями поведения в дошкольных учреждениях [14].

В исследовании приняло 1257 участника, в возрасте 2-х и 4-х лет. Были проанализированы данные об уровне речевого развития детей, вербальном и социально-эмоциональном развитии и качестве взаимодействия между родителями и детьми. Данное исследование показало, что нарушение речи наиболее связано с гиперактивностью и проблемами в коммуникации со сверстниками, но не влияет на возникновение нарушений поведения на дошкольном уровне. Исследователи пришли к выводу, что особого внимания заслуживает ранняя помощь детям с тяжелыми нарушениями речи, особенно мальчиков в период детства [8].

Эмиддиа Лонгобарди и Пьетро Спатаро изучили связь между уровнем речевого развития и социальной компетентностью детей в возрасте от 1,5 лет до 3, выборку составили 268 респондентов. Результаты исследования подтвердили выдвинутую ранее гипотезу о том, что нарушения речи напрямую влияют на уровень социализации детей с речевой патологией [6].

Выводы. Таким образом, мы рассмотрели фундаментальные и современные труды зарубежных ученых по проблеме изучения рисков возникновения девиаций у детей с речевыми нарушениями. Увеличение числа публикаций зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме позволяет говорит об актуальности данного направления. Однако внимание зарубежных исследователей приковано в основном к аудитории детей дошкольного возраста и отсутствуют работы, полно и детально описывающие влияние речевых нарушений на возможность возникновения девиаций у детей младшего школьного возраста.

Литература:

1. Алмазов Б. Н. Психология проблемного детства // М.: Дата-Сквер. - 2009.

2. Ахметзянова A. И., Кедрова И. А. Психологические особенности личности подростков, детерминирующие их девиантное поведение // Акмеология. - 2016. - №. 4. - С. 201-209.

3. Белкин А. С. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников //Свердловск: сред.-урал. кн. изд-во. - 2001.

4. Гилинский Я. Девиантология. - Litres, 2017.

5. Завражин С.А. Прогнозирование отклоняющегося поведения учащихся // Советская педагогика. 1990. - № 6. - С. 28-32.

6. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие // СПб.: Питер. - 2017.

7. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. - ИД" Городец", 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. - М.: ВЛАДОС, 2001.

9. Boundy, L., Cameron-Faulkner, T. and Theakston, A.'Behavioural determinants of infants' early communicative gestures', Infant Behavior and Development, 2014,44, pp. 86-97.

10. Brzozowski F. S., Caponi S. N. C. Medicalization of deviant behavior in children: positive and negative features // Psicologia: ciência e profissâo. - 2013. - Т. 33. - №. 1. - С. 208-22

11. Bretherton, L., Prior, M., Bavin, E., Cini, E., Eadie, P. and Reilly, S. Developing relationships between language and behaviour in preschool children from the Early Language in Victoria Study: implications for intervention, Emotional and Behavioural Difficulties,2015, 19 (1), pp. 7-27.

12. Céline Van Schendel, Marie-Anne Schelstraeteet, Isabelle Roskam. Développement langagier et troubles externalisés du comportement en période préscolaire : quelles relations ?. L'Année psychologique, 113, pp 375-426, 2013. doi: 10.4074/S0003503313003047.

13. Emiddia Longobardi, Pietro Spataro, Alessandra Frigerio & Leslie Rescorla. Language and social competence in typically developing children and late talkers between 18 and 35 months of age. Early Child Development and Care Vol. 186 , Iss. 3,2016

14. Goode E. Deviant behavior. - Routledge, 2015.

15. Jane McCormack, Sharynne McLeod, Lindy McAllister & Linda J. Harrison. A systematic review of the association between childhood speech impairment and participation across the lifespan .International Journal of Speech-Language Pathology Vol. 11 , Iss. 2, 2009

16. Johanna L. Carpenter & Deborah A.G. Drabick. Co-occurrence of linguistic and behavioural difficulties in early childhood: a developmental psychopathology perspective Early Child Development and Care Vol. 181, Iss. 8,2011

17. Jung J. et al. Dynamic progression of antisocial behavior in childhood and adolescence: A three-wave longitudinal study from Germany // Applied Developmental Science. - 2016. - С. 1-15.

18. Kim H. K. et al. Understanding Employees' Deviant Behavior // Indian Journal of Science and Technology. - 2017. - Т. 9. - №. 48.

19. Lesley Bretherton, Margot Prior, Edith Bavin, Eileen Cini, Patricia Eadie & Sheena Reilly.Developing relationships between language and behaviour in preschool children from the Early Language in Victoria Study: implications for intervention.Emotional and Behavioural Difficulties Vol. 19 , Iss. 1,2014

20. Paul C. McCabe. Social and behavioral correlates of preschoolers with specific language impairment.Wiley Periodicals, Inc. Psychol Schs 42: 373-387, 2005.

21. Ruth Wadmn, Gina Conti-Ramsden. Social stress in young people with specific language impairment Journal of Adolescence Volume 34, Issue 3, June 2011, Pages 421-431.

Психология

УДК:159.9

кандидат психологических наук Сперанская Александра Владимировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТЕЙ У ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ И «УСЛОВНО

ЗДОРОВЫХ» ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В статье подчеркивается важность актуализации потребности в здоровье у лиц, имеющих тяжелые заболевания, которые отказываются от лечения. В качестве основного компонента мотивации выздоровления представлены ценности личности. Представлены уточненные данные по структуре ценностей у ВИЧ-инфицированных осужденных, отказывающихся от лечения. Она характеризуется противоречивостью, конфликтностью, слабой структурированностью при сопоставлении ценностей на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов. Подобная структура ценностей требует значительной психоконсультативной работы для формирования мотивации выздоровления.

Ключевые слова: социально значимые заболевания, ВИЧ-инфицированные осужденные, мотивация к выздоровлению, ценности.

Annotation. The article emphasizes the importance of mainstreaming health needs in individuals with severe disease who refuse treatment. As a main component of motivation recovery are presented the values of the individual. The refined data on the structure of values among HIV- positive convicted refusing treatment. It is characterized by inconsistency, conflict, weak structure when comparing values at the levels of normative ideals and individual priorities. Such a structure of values requires significant psychoconsultative work for building motivation for recovery.

Keywords: socially significant diseases, HIV-positive convicted, motivation for recovery, values.

Введение. При отбывании наказания у осужденных, страдающих социально значимыми заболеваниями, на фоне физического и нервного истощения происходит накопление негативных эмоциональных переживаний. Для них характерны тревожность, переходящая в депрессивное состояние, уход в себя, когда утрачивается смысл жизни, связанный с отсутствием надежды на ближайшее освобождение и на выздоровление.

Процесс поддержания и восстановления утраченного здоровья, как любая сознательная деятельность человека, требует соответствующей мотивации. Мотивация представляет собой сложную систему движущих сил поведения, открывающуюся субъекту в виде потребностей, интересов, целей, идеалов, которые детерминируют человеческую деятельность [6, C. 147]. Потребности делятся на многие виды: биологические, социальные, экономические и др. Приоритетное место среди человеческих потребностей занимает потребность в здоровье, т.к. она составляет основу существования человека. Потребность в здоровье носит всеобщий характер, однако она актуализируется, как правило, только при возникновении болезни [2].

Формулировка цели статьи. Представление различий в ценностях у ВИЧ-инфицированных осужденных, получающих лечение и отказывающихся от лечения. Ценности выступают ориентиром для построения психоконсультативной работы в формировании мотивации к выздоровлению.

Изложение основного материала статьи. У больных с серьезными недугами на первый план доминирующей потребностью выступает потребность в выздоровлении. Следовательно, целью выздоровления в данном случае является полноценность и спокойствие, в котором человек будет независим от посторонней помощи в повседневной жизни. Эмоционально зрелый индивид понимает, что данный процесс означает продуктивно мыслить и продуктивно действовать, а для этого необходимо специфическое умение или потенциал саморазвития [1].

Известный римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека не без основания заявлял: «Одно из условий выздороветь - желание выздороветь». Именно желание выздороветь и является внутренней мотивацией на выздоровление. Внутренняя мотивация - это то, что исходит от самого человека, минуя внешнее воздействие (стимулы, подкрепление), и она лучше всего характеризуется словами «хочу», «могу», «у меня получится» [5, C. 124].

Однако встречаются больные, у которых это желание и уверенность не выражена или ее вовсе нет. Их реакция на болезнь несколько другая. З.Д. Липовски, изучая варианты реагирования на болезнь, выделил следующую классификацию личностного осознания болезни:

- болезнь как препятствие, которое должно быть преодолено;

- болезнь как положительная ценность и учитель, она заставляет пациента стать более психологически зрелой личностью, позволяет понять причинно-следственные связи в жизни;

- болезнь как наказание за прошлые грехи и соответственно изменение образа жизни на более правильный;

- болезнь как враг, угрожающей целостности;

- болезнь как стереотип приспособления к жизни;

- болезнь как облегчение и «великий разрешитель», который позволяет теперь «жить, как хочу» [10].

Именно два последних варианта реагирования на болезнь формируются у тех заболевших, которые не

желают и не хотят выздоравливать. Болезнь дарит им ряд преимуществ, и эти преимущества и выгоды важнее здоровья, в связи с этим в медицине и психологии сформировался термин «вторичная выгода от болезни» [7].

Многие исследователи определяют ценности как составную часть мотивации выздоровления. В частности, Н.А. Гагарина на основании опыта работы в реабилитационном центре среди внутренних факторов, влияющих на мотивацию к выздоровлению наркоманов, перечислила и систему ценностей, смысложизненных ориентаций наркомана. Наркомания - это болезнь, которая не ограничивается только физическими проблемами. Она включает изменения всей системы ценностей индивида. Необходимо, считает исследователь, чтобы у него появились новые ценности, увлечения и смысл в жизни, ощущение включенности в жизнь [1]. Особенно это актуально для людей, имеющих ВИЧ-инфекцию, которую вылечить невозможно, но можно продлить свою жизнь на достаточно длительный срок при условии соблюдения все медицинских требований. Но следование этим требованиям влечет за собой некую форму зависимости от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.