УДК 373.3.016:78
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СРЕДСТВАМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AT MUSIC LESSONS WITH INTERDISCIPLINARY APPROACH
Д. С. Возякова, И. А. Медведева D. S. Vozyakova, I. A. Medvedeva
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье дается теоретическое обоснование модели развития креативности младших школьников на музыкальных занятиях. Представлены результаты экспериментальной работы с использованием творческих заданий, построенных на основе межпредметных связей.
Abstract. A theoretical basis of the junior pupil’s creativity development model at the lessons of music is given in the article. The results of the experimental work with the usage of the creative tasks based on the interdisciplinary approach are represented.
Ключевые слова: креативность, критерии креативности, межпредметные связи, педагогическая модель, младшие школьники, творческие способности.
Keywords: creativity, creativity criterion, interdisciplinary approach, pedagogical model, junior schoolchildren, creative abilities.
Актуальность исследуемой проблемы. Становление личности человека, его профессиональное самоопределение, готовность и умение приспосабливаться к изменяющейся действительности невозможны без развития креативности как свойства личности. В современной науке проблема развития креативности детей находит свое отражение в работах многих исследователей и педагогов-практиков. Вместе с тем теория и практика образования показывают, что существующие методы обучения и воспитания не обеспечивают в полной мере развитие творческого потенциала школьников. Чаще всего мыслительные процессы учащихся основываются на запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Использование на уроке межпредметных связей направлено на развитие процессов продуктивного мышления и воображения, обязательных для творческого саморазвития детей.
Проблема креативности и ее развития находится в центре внимания многих исследователей (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Т. Любарт, Д. Б. Богоявленская, Г. Айзенк, В. Н. Дружинин, П. Торренс, А. И. Савенков, А. М. Ма-тюшкин, Ж. Пиаже, Э. Боно, Дж. Рензулли, К. Хеллер, А. Танненбаум, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев и др.). В целом креативность в педагогической науке понимается как совокупность мыслительных и личностных качеств человека, способствующих творческо-
му проявлению. Творческие проявления рассматриваются как специфическая сфера человеческой самореализации, где задействованы бесчисленные компоненты, среди которых память, интеллект, мышление, воображение, внимание и др. Кроме того, креативность предполагает также проявление таких черт характера, как независимость, самостоятельность, уверенность в себе, инициативность.
На основе изученной литературы нами были выделены следующие критерии развития креативности младших школьников на музыкальных занятиях:
- творческое мышление (оригинальность мышления, гибкость, беглость);
- творческое воображение;
- интеллектуальные способности (восприятие, память, внимание, наглядно-образное мышление);
- показатели личностного развития (любознательность, лидерство, широта интересов, увлеченность, чувство юмора);
- специальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, ритм, музыкальная память).
Модернизация содержания образования и обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков. На современном этапе наибольший интерес вызывает вопрос практического использования межпредметных связей. Ученые отмечают положительное влияние совмещения различных элементов учебных программ на процесс обучения. Мы считаем, что использование межпредметных связей на уроке музыки является необходимым педагогическим условием развития креативности. Всестороннее изучение проблемы межпредметных связей имеет важное значение для практической деятельности учителя. Так, Л. А. Безбородова считает, что межпредметные связи являются не только средством достижения общих социальных целей обучения - всестороннего развития школьника, - но и одним из необходимых факторов формирования конкретных педагогических задач, определения общепредметных систем знаний, умений, отношений [1]. В зависимости от содержания урока степень реализации межпредметных связей может быть различной.
Стимулирование творческой активности - важное педагогическое условие развития творческих способностей младших школьников. Следует как можно раньше начинать формирование у детей установки на творчество и потребность в нем, поэтому нужно, чтобы уже с раннего возраста у учащихся создавался достаточный запас музыкального опыта. Необходимыми условиями формирования у детей потребности в творчестве также являются: наличие красиво и разнообразно звучащих музыкальных инструментов, постановка перед детьми увлекательных музыкально-познавательных задач, неизменно положительное, поддерживающее и вдохновляющее отношение учителя к первым творческим исканиям детей.
В педагогике и психологии давно установлен тот факт, что развитие у детей определенных качеств и способностей осуществляется в процессе деятельности. Так, в развитии креативности детей неоценимое значение имеет использование разнообразных видов творческой деятельности: музыкально-исполнительской деятельности, рисования, лепки, литературного чтения, вырезания из бумаги, театральной деятельности и т. п. Такие занятия дарят детям радость творчества. Испытав это чувство однажды, дети будут стремиться в своих рисунках, аппликациях рассказывать о том, что узнали, увидели, пережили. Склонность детей младшего школьного возраста к синкретичности восприятия также является основанием для объединения различных видов деятельности на уроке музыки для наиболее полной реализации творческого потенциала каждого ребенка. Психологами (П. Я. Гальпе-
риным, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным) установлено, что внимание младших школьников не может долгое время концентрироваться на одном виде деятельности. С этой целью для переключения внимания учащихся нами была намечена такая структура занятий, при которой младшие школьники испытывают интерес к происходящему на уроке.
Следующим важным педагогическим условием развития креативности учащихся является реализация комплексного подхода к уроку, когда все элементы урока подчиняются его теме, теме учебной четверти, а сам урок обеспечивает целенаправленное развитие учащихся. Реализация комплексного подхода предусматривает осмысление всех видов творческой деятельности школьников так, чтобы развитие творческих способностей осуществлялось во взаимосвязи, один вид деятельности обогащал другой, и каждый урок являлся неотъемлемым звеном целостного процесса музыкального воспитания [2].
При работе с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Н. С. Лейтес в своих работах уделял особое внимание роли возрастных особенностей в творческом развитии ребенка, указывая на ее взаимосвязь с интеллектуальным и личностным становлением учащихся. Знание и опора на возрастные возможности младших школьников помогают определить у них особенности развития такого качества личности, как креативность [3].
Нами была разработана модель развития креативности младших школьников на музыкальных занятиях с использованием межпредметных связей (рис. 1).
Материал и методика исследований. Экспериментальное исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 18 г. Чебоксары. Всего в исследовании приняло участие 93 учащихся младших классов, разделенных на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭК). Для диагностики выделенных нами критериев креативности (творческое мышление, творческое воображение, интеллектуальные способности, показатели личностного развития, специальные способности) были использованы модифицированные варианты тестов креативности П. Торренса, Дж. Гилфорда, прогрессивные матрицы Равена, модифицированный тест Роршаха, тест «Определение уровня воображения», а также методики «Запомни и расставь точки», «Узнай, кто это», «Выучи слова» Е. В. До-ценко [9], [8], [5], [6], [7], [4]. В ходе диагностики сферы личностного развития применялся метод анкетирования учителей, учащихся и их родителей. Каждый из критериев развития креативности школьников необходимо было оценить по уровням - высокий, средний или низкий. Исходя из полученных результатов, высчитывался средний показатель креативности уровней развития (высокого, среднего и низкого) в каждой исследуемой группе.
Результаты исследований и их обсуждение. На констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе средний показатель высокого уровня развития креативности составил 16,5 %, среднего - 27,9 %, низкого - 55,6 %. В экспериментальной группе средний показатель высокого уровня развития креативности составил 21 %, среднего - 31 %, низкого - 48 %.
На музыкальных занятиях с детьми, входящими в ЭГ, мы применяли комплекс творческих заданий, направленных на развитие музыкальных и творческих способностей детей, навыков творческой деятельности, на формирование мотивации. Так, на определенных этапах урока включались разнообразные творческие задания: музыкальноритмические движения, мелодическая и ритмическая импровизация, отражение своих впечатлений в рисунке, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование музыкального образа и сюжета, сочинение стихотворений, дидактические игры.
Педагогические условия
Рис. 1. Педагогическая модель развития креативности младших школьников на музыкальных занятиях
Постепенно школьники стали более активными на уроке, у них повысился интерес к музыкальным занятиям. В процессе выполнения творческих заданий у детей стали преобладать нестандартные решения, позволявшие им оригинально и своеобразно реализовать свои творческие фантазии. Они стали свободно инсценировать разнообразные ситуации, передавать всевозможные эмоциональные состояния. Учащиеся стали достаточно точно выражать эмоциональное состояние музыкального образа посредством интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения, средствами изобразительного искусства.
Результаты исследования показателей креативности на итоговом этапе эксперимента мы отразили в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Результаты исследования показателей креативности на итоговом этапе в контрольной группе (%)
^Критерии Уровни^^ Интеллекту- альные способности Творческое мышление Творческое воображение Сферы личностного развития Специальные способности
Высокий 8,9 18,3 21,7 25,8 29,8
Средний 24,8 25,6 41,1 39,4 24,3
Низкий 66,3 56,1 37,2 34,8 45,9
Таблица 2
Результаты исследования показателей креативности на итоговом этапе в экспериментальной группе (%)
^Критерии Уровни Интеллекту- альные способности Творческое мышление Творческое воображение Сферы личностного развития Специальные способности
Высокий 15,1 23,7 29,2 27,9 32,3
Средний 32,4 39,6 43,5 56,0 29,8
Низкий 52,5 36,7 27,3 16,1 37,9
Таким образом, в КГ средний показатель высокого уровня развития креативности составил 21 %, среднего - 31 %, низкого - 48 %. В ЭГ средний показатель высокого уровня развития креативности составил 25,6 %, среднего - 40,3 %, низкого - 34,1 %.
Показатели креативности в ЭГ на заключительном этапе эксперимента значительно выше, чем в КГ. Показатели двух уровней - высокого и среднего - повысились в ЭГ на 9,6 % и 12,1 %, в КГ - на 4,5 % и 3,1 %. Показатели низкого уровня сократились в ЭГ на 21,7 %, в КГ - на 7,6 %. Наблюдения за детьми на музыкальных занятиях с использованием межпредметных связей показали, что у школьников повысился интерес к творческим заданиям, сочинению, исполнению песен, появилась положительная мотивация к учению.
Резюме. Полученные в ходе исследования данные показывают, что использование межпредметных связей на уроке музыки имеет определенные преимущества:
- повышает мотивацию школьников к творческой деятельности;
- формирует у них познавательный интерес;
- развивает устную речь, музыкальные и художественные умения и навыки;
- способствует развитию у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру;
- позволяет систематизировать знания;
- способствует развитию эстетического восприятия, творческого мышления, воображения, памяти.
Межпредметные связи являются важнейшим фактором оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учащихся; служат обогащению и раскрытию творческого потенциала младших школьников, значит, и развитию у обучающихся креативного отношения к окружающему миру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М. : Академия, 2002. - 416 с.
2. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноива-ненко. - М. : Academia, 1998. - 239 с.
3. Лейтес, Н. С. Об умственной одаренности / Н. С. Лейтес. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 215 с.
4. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях : методики, тесты, опросники / авт.-сост. Е. В. Доценко. - Волгоград : Учитель, 2010. - 297 с.
5. Равен Дж. Стандартные прогрессивные матрицы / Дж. Равен, Дж. К. Равен, Дж. Корт. - М. : Коги-то-Центр, 2002. - 144 с.
6. Рауш де Траубенберг, Н. К. Тест Роршаха : практическое руководство / Н. К. Рауш де Траубенберг. -М. : Когито-Центр, 2005. - 255 с.
7. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
8. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник. - СПб. : СПбУПМ, 1997. - 65 с.
9. Туник, Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности / Е. Е. Туник. - СПб. : Иматон, 1998. -
170 с.