Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1045
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ УЧАЩИЕСЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС / CREATIVITY / DEAF AND HARD OF HEARING STUDENTS / ADDITIONAL INCLUSIVE EDUCATION / CREATIVE MASTER CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Галина Мария Владимировна

Целью данной статьи является возможность рассмотреть развитие творческих способностей глухих и слабослышащих учащихся через систему дополнительного инклюзивного образования. Авторами обосновывается значимость творческих занятий для детей с отклонениями по слуху, способствующих их личностному развитию, повышению коммуникативных возможностей, социальной адаптации и профессиональной ориентации. Наиболее благоприятной формой организации творческих занятий является мастер-класс, свободная форма организации которого дает дополнительный ресурс для работы, повышает интерес, активизирует познавательные способности, учит ставить проблемы и находить нестандартные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF DEAF AND HEARING IMPAIRED STUDENTS THROUGH ADDITIONAL INCLUSIVE EDUCATION

The purpose of this article is to consider the development of the creative abilities of deaf and hard of hearing students through the system of additional inclusive education. The authors substantiate the importance of creative activities for children with hearing impairments, contributing to their personal development, increasing communication capabilities, social adaptation and vocational guidance. The most favorable form of organizing creative activities is a master class, the free form of organization of which provides an additional resource for work, increases interest, activates cognitive abilities, teaches to pose problems and find non-standard solutions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

5. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2012. 248 с.: табл.

6. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта Современная зарубежная психология 2019. Том 8. № 4. С. 106-114.

7. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50362). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293567/ (дата обращения: 02.11.2020)

8. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34898). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118580/ (дата обращения: 02.11.2020)

9. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ссуза: Научно-методическое пособие / Составители: Аргунова Т.Г., Андреева В.Н., Пастухова И.П., Подвойский В.А. / Под общей редакцией И.П. Пастуховой. - М., 2007. 104 с.

10. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65-89.

11. Статья 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2524c96d4d095febe100517e0800ee7f66b8b347/ (дата обращения: 02.11.2020)

12. Цымбалюк Анна Эдуардовна, Виноградова Валерия Олеговна Психологическое содержание soft skills // Ярославский педагогический вестник. 2019. №6. С. 120-127.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Галина Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. Целью данной статьи является возможность рассмотреть развитие творческих способностей глухих и слабослышащих учащихся через систему дополнительного инклюзивного образования. Авторами обосновывается значимость творческих занятий для детей с отклонениями по слуху, способствующих их личностному развитию, повышению коммуникативных возможностей, социальной адаптации и профессиональной ориентации. Наиболее благоприятной формой организации творческих занятий является мастер-класс, свободная форма организации которого дает дополнительный ресурс для работы, повышает интерес, активизирует познавательные способности, учит ставить проблемы и находить нестандартные решения.

Ключевые слова: творческие способности, глухие и слабослышащие учащиеся, дополнительное инклюзивное образование, творческий мастер-класс.

Annotation. The purpose of this article is to consider the development of the creative abilities of deaf and hard of hearing students through the system of additional inclusive education. The authors substantiate the importance of creative activities for children with hearing impairments, contributing to their personal development, increasing communication capabilities, social adaptation and vocational guidance. The most favorable form of organizing creative activities is a master class, the free form of organization of which provides an additional resource for work, increases interest, activates cognitive abilities, teaches to pose problems and find non-standard solutions.

Keywords: creativity, deaf and hard of hearing students, additional inclusive education, creative master class.

Введение. 21 век характеризуется стремительным развитием технологий в различных сферах жизни современной цивилизации. Практически нет таких областей жизнедеятельности человека, которые бы не были затронуты технологическим прогрессом. Казалось бы, что человечество должно уже справиться со многими своими проблемами. Так оно и происходит. Но при этом появляются и новые, которые не всегда можно решить с помощью только применения современного высокотехнологичного оборудования. По последним данным статистики, в нашем обществе все больше рождается детей с отклонениями по здоровью. И таким детям часто требуется не только медицинская помощь, важнейшим фактором в их жизни является процесс развития их способностей, включения в социальную среду, определение профессионального пути. Проблемы физического здоровья глухих и слабослышащих школьников не являются единственными. У таких детей имеются проблемы и психологического плана. Им не хватает общения со сверстниками, что порождает замкнутость, чрезмерную чувствительность, возбудимость. Традиционно в нашей стране такие учащиеся обучаются в специальных коррекционных школах, которые обеспечивают их образование, лечение и интеграцию в социум. Школьники получают от государства всю необходимую поддержку, но развитие их творческих способностей ограничено.

Слух является анализатором, который связан с эфферентными системами. Он играет важную роль в жизни человека, обеспечивая восприятие звуковых сигналов окружающий среды. Нарушение слуха грозит

неполноценным восприятием вербальной информации, а так же осложняет процесс общения школьников. Речь - это деятельность общения посредствам языка. Слух и речь - тесно связанные понятия, функции которых - обеспечение передачи и приема информации. Полное отсутствие или недоразвитость речи может привести к поражению познавательных процессов, словесно-логического мышления. Все перечисленные факторы непосредственно влияют на процесс овладения системой языка, а следовательно, ограничивают возможности образования и социальной адаптации. Глубокое нарушение слуха является психологическим барьером для таких детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми представляет проблему.

Педагогическая сущность развития школьников с нарушениями слуха средствами творчества состоит в целенаправленном педагогическом воздействии на учащихся, способствующем раскрытию их креативного потенциала, используя сохранные анализаторы.

Особенности и возможности обучения и воспитания школьников с нарушениями слуха рассматривались работах таких ученых-сурдопедагогов как Е.Г. Речицкая [9], И.Н. Филоненко-Алексеева [10], К.И. Туджанова, Т.Г. Богданова [1], Е.П. Кузьмичева, Т.В. Розанова [11] и др. Основные положения теории способностей разрабатывались Л.С. Выготским [3], С.Л. Рубинштейном, а также позднее нашли свое отражение в трудах А.Н. Леонтьева [6], Д.Б. Богоявленской [2] и др. Исследования, посвященные развитию творческого потенциала глухих детей, проводились многими отечественными учеными и исследователями, такими как: Л.С. Коршунова [4], Е.И. Николаева [7], Я.А. Пономарев [8], Б.М. Теплов [12], А.В. Хуторской [13], Д.Б. Эльконин [14], Е.Л. Яковлева [15] и другие. К вопросам доплнительного инклюзивного образования обращались такие учение как Т.Ф. Краснопевцева [5], И.Ф. Фильченкова, И.В. Винокурова и др.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью развития сохранных анализаторов глухих детей, с целью формирования компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе и их профессиональной реализации на основе развития их творческих способностей.

Методологической основой статьи является теория развития личности.

Изложение основного материла статьи. В основе психического развития учащихся, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в общепринятом стандарте. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями. Сложности в восприятие словесной речи ведут к неполному осознанию внешнего мира.

Компенсаторные процессы направлены адаптировать глухих детей на преодоление слабого места, а именно повреждения функций слуховых рецепторов. Такие процессы осуществляют сохранные анализаторы, применяемые глухими детьми для освоения окружающего мира. Отличительной чертой является то, что в большей степени у таких детей преобладает визуальное восприятие и познание над словесно-логическим. Глухие и слабослышащие дети находят иные способы общения и выражения своих мыслей с помощью предметов, действий, рисунков, обращаясь к вынужденной форме общения в виде мимико-жестикуляторной речи, основанной на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение.

Сохранные анализаторы, позволяющие развивать творческую деятельность у детей с нарушениями слуха: ощущение, восприятие, внимание, память. Опираясь на эти качества и главное, на визуальное восприятие школьников, можно добиться ощутимых результатов при правильном педагогическом подходе.

И здесь существенную помощь может оказать дополнительное образование, имеющее творческую направленность и особенно нетрадиционные методы изобразительной деятельности.

Как отмечает А. Ильина, в педагогике нетрадиционные методы изобразительной деятельности интересны тем, что они позволяют обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования школьников, объединяют в себе элементы игры и экспериментирования.

Организация дополнительного инклюзивного образования в рамках образовательного учреждения для глухих детей и детей с ограничениями по слуху - необходимая составляющая адаптационного процесса. Инклюзия - это процесс реального включения детей с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь.

Ценность инклюзивного дополнительного образования для глухих детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому применению умений и навыков, полученных на уроках, стимулирует познавательную активность учащихся.

В условиях дополнительного инклюзивного образования творческой направленности дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу, получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное инклюзивное образование для таких детей открывает новые возможности и в плане коммуницирования, и в плане личностного саморазвития.

Дополнительное инклюзивное образование творческой направленности позволяет расширить творческие возможности учащегося, демонстрируя личностный успех в данной сфере деятельности, поднимает самооценку.

Основными задачами системы дополнительного инклюзивного образования для глухих и слабослышащих детей являются:

• развитие познавательной активности через творческую деятельность;

• развитие навыков общения со здоровыми детьми и взрослыми;

• развитие самоконтроля;

• реализация своих творческих способностей, собственных интересов;

• организация личностного досуга.

Дополнительное инклюзивное образование для глухих и слабослышащих школьников заключает в себе большие возможности. В ходе занятий с обычными детьми и взрослыми все участники процесса приобретают возможность принимать людей такими, какими они являются. Здесь поощряются любые достижения, прививая школьникам психологию личностного успеха, создается атмосфера сотрудничества, атмосфера команды, где все находятся в позиции субъект-субъектных взаимоотношений.

Педагогами дополнительного инклюзивного образования могут являться как педагоги коррекционных школ, так и студенты-волонтеры, умеющие работать с детьми с ограничениями по здоровью. Они в большей мере, чем педагоги школ, ориентированы в первую очередь на формирование коммуникационных навыков в процессе организации дополнительных занятий с детьми, оказывая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в их социальной реабилитации и адаптации.

Важной целью дополнительного инклюзивного образования является всестороннее развитие личности, культуры человека, его творческих способностей и получения практических навыков в каких-либо видах деятельности.

Особую актуальность развитие творческих способностей приобретает для учащихся с нарушениями функции слуха, так как они призваны способствовать решению проблем развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения, способов коммуникации, а также социальной адаптации обучающихся. Успешность социализации школьников с нарушенным слухом в значительной степени отражается на их дальнейшем выборе профессионального пути.

Учебный процесс включает в себя разные типы занятий: индивидуальные, групповые, игровые, творческие и др. Большой успех имеют занятия «обучение через открытие», в процессе которых ребенок опирается исключительно на свой опыт, знания, проверяет их на практике и приходит в итоге к верному решению. Характерной чертой таких дидактических уроков является обсуждение, формирующее коммуникативную культуру. С этой же целью используется коммуникативная технология, которая подходит для нормально слышащих детей и детей с нарушением слуховой функции.

Главное в такой технологии - это направленность обучения на общение, что особенно важно иметь в виду, когда речь идет о глухих и слабослышащих детях. У учащихся формируется способность высказываться на своем жестовом языке, общаться в коллективе, обсуждать или что-либо, понимать, принимать позиции других и на их основе строить различные точки зрения. Основное место занимает работа в группах, которая сближает детей, чтобы они работали как одно целое, а так же является одной из форм, применяемых на занятии. Педагог участвует в таких занятиях частично, его обучающая функция строится на объяснении задания, цели работы и контролировании процесса, таким образом, все остальное время отводится на самостоятельную работу в группах. Самостоятельная творческая деятельность и мыслительный процесс направлены на поиск решений и несут в себе личностную и социальную значимость.

Аудитории, в которых проводятся учебные занятия дополнительного образования, выполнены чаще всего как творческие мастерские или лаборатории, что отличает дополнительное образование от обычной общеобразовательной школы. В последнее время находит распространение организация образовательного пространства по типу «open space». Правильно организованная предметно-пространственная среда является условием, способствующими психологическому раскрепощению школьников и способствует достижению необходимых результатов. Дополнительное образование содержит в себе специфическую оценку результатов: благодарность, выставки творческих работ, награждения и т.д.

Так же в дополнительном инклюзивном образовании одним из самых эффективных инструментов реализации творческих навыков является мастер-класс, который направлен на практическую передачу знаний и опыта от руководителя к участникам.

В современном образовательном процессе мастер-класс все чаще используется как эффективная форма организации обучения и воспитания.

Цель мастер-класса - создание благоприятной атмосферы для полноценного выражения и развития мастерства его участников на основе организации пространства для общения по обмену опытом, знаниями во время творческой деятельности.

Для учащихся с ограничениями по слуху организация занятий в форме мастер-классов имеет определенные преимущества:

• мастер-класс — это прежде всего процесс сотворчества, где главным является не сообщение и освоение информации, а передача способов деятельности, приемов, методов.

• совместное творчество формирует в учениках мотивацию к самообучению и саморазвитию.

• мастер-класс инициирует поисковой, творческий, самостоятельный характер деятельности, и учитывая особенности развития глухих и слабослышащих учеников, является продуктивным методом в процессе их личностного творческого развития и профессиональной ориентации.

Основные задачи при организации инклюзивных творческих мастер-классов с глухими и слабослышащими учащимися:

- формирование изобразительной и конструктивной деятельности;

- использование различных видов творческой деятельности в качестве средства формирования образных представлений, эстетического вкуса, расширения возможностей коммуникации.

Перечисленные задачи решаются в процессе проведения занятий по конструированию из бумаги, лепке, рисованию, аппликации, различным современным видам декоративно-прикладного искусства (квилинг, декупаж и т.п.).

Методика проведения мастер-классов не предполагает никакой официальной оценки работ обучаемых, но самооценке и самокоррекции отведена главенствующая роль. Занятия по творческой деятельности связаны с игрой, ознакомлением с окружающим, развитием зрительного восприятия, ручным трудом, формированием элементарных жизненных представлений. Также немаловажное значение имеют индивидуальные рекомендации каждому ученику.

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими техниками, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению.

Мастер-класс как форма организации творческой деятельности глухих и слабослышащих детей является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, так как, способствует укреплению социальных связей таких детей, в следствие того что между мастером и учениками устанавливаются равноправные отношения, как единомышленников, коллег занятых общим делом, в ходе которых происходит естественный обмен знаниями и опытом. Это особенно ценно, потому что дети обучаются и друг у друга, а общая работа помогает наладить отношения сотрудничества, что особо значимо для глухих и слабослышащих детей. Кроме того, свободная форма организации мастер-классов, дает дополнительный ресурс для работы, повышает интерес, активизирует познавательные способности, учит ставить проблемы и находить нестандартные решения, что особенно важно для глухих детей, так как они имеют возможность выбора компенсирующих способов развития на основе умелого использования сохранных функций организма. Ну и самое главное, мастер-класс позволяет глухим детям овладеть конкретными практическими

навыками, которые могут лечь в основу их профессиональной ориентации, а также бытовой и социальной адаптации в обществе.

Ученые утверждают, что при правильном использование дидактического потенциала, человек имеет больше шансов на отличное усвоение новых знаний и умений.

Выводы. Система дополнительного инклюзивного образования способствует раскрытию природного творческого потенциала глухого ребенка и имеет ярко выраженный развивающий характер. Достижение умений, знаний и навыков учащимися является не целью обучения, а средством многогранного личностного развития, способствующего повышению коммуникационных возможностей, социальной адаптации и профессиональной ориентации. Наиболее благоприятной формой проведения творческих занятий является мастер-класс.

Литература:

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: «Академия», 2006.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

4. Илалтдинова, Е.Ю., Оладышкина, А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3 (Дата обращения: 16.09.2020).

4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.

5. Краснопевцева Т.Ф., Фильченкова И.Ф., Винокурова И.В. К вопросу о готовности научно-педагогических работников вуза к реализации инклюзивного образования [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-5 (Дата обращения: 16.09.2020).

6. Леонтьев А.Н. Научите человека фантазии // Вопросы психологи, - 1998.

7. Николаева Е.И. «Психология детского творчества» СПб.: Речь, 2006.

8. Пономарёв Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М., 1988.

9. Речицкая Е.Г., Туджанова К.И. Компенсаторные возможности развития творческих способностей студентов с нарушениями слуха// Сб.: Научные труды. - М., 2002.

10. Речицкая Е.Г., Филоненко - Алексеева И. Н. Развитие творческих способностей у старших дошкольников с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт, 2007.

11. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления у глухих детей. - М., 1978.

12. Теплов Б.М. Сособности и одаренность. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М., 1981.

13. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: МГУ, 2003.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

15. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности. - М., 2000.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Замураева Марина Анатольевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); магистрант Шушканова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование творческих способностей обучающихся, которое является одной из основополагающих задач образования. Определяются условия формирования творческой личности, подчеркивается важная роль педагога в процессе развития творческих способностей обучающихся. Авторами статьи определяется, что декоративно-прикладное искусство является средством для развития творческих способностей, так как удовлетворяет выполнению большинства педагогических условий.

Ключевые слова: творческие способности, формирование творческих способностей, условия формирования, декоративно-прикладное искусство.

Annotation. This article examines the formation of students' creative abilities, which is one of the fundamental tasks of education. The conditions for the formation of a creative personality are determined, the important role of the teacher in the process of developing the creative abilities of students is emphasized. The authors of the article determine that decorative and applied art is a means for the development of creative abilities, since it satisfies the fulfillment of most pedagogical conditions.

Keywords: CTeativity, the formation of creative abilities, the conditions for the formation, arts and crafts.

Введение. Формирование творческих способностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе является одной из основополагающих задач образования. В настоящее время возрастает потребность общества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ общества ориентирует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.