Научная статья на тему 'Инклюзивный потенциал дополнительного образования как средство социализации глухих детей'

Инклюзивный потенциал дополнительного образования как средство социализации глухих детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА / МАСТЕР-КЛАСС / NCLUSION / ADDITIONAL EDUCATION / CREATIVITY / SOCIALIZATION / THE PSYCHOLOGY OF SUCCESS / MASTER CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Коротеева Олеся Дмитриевна

Статья посвящена проблеме инклюзивного дополнительного образования и его роли в социализации глухих детей. Выявлены особенности восприятия глухих детей, определено значение совместных с обычными детьми творческих занятий в системе дополнительного образования. Рассмотрен мастер-класс как наиболее благоприятная форма проведения творческих занятий с глухими детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Коротеева Олеся Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE POTENTIAL OF ADDITIONAL EDUCATION AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF DEAF CHILDREN

The article is devoted to the problem of inclusive supplementary education and its role in the socialization of deaf children. The features of perception of deaf children are revealed, the significance of joint creative activities with ordinary children in the system of additional education is determined. A master class is considered as the most favorable form of conducting creative activities with deaf children.

Текст научной работы на тему «Инклюзивный потенциал дополнительного образования как средство социализации глухих детей»

Таким образом, поиск эффективных путей этнической ориентации студента приводит к определению сущностной роли системы обучения в вузе, которая и требует разработку и внедрение компетентностного подхода к формированию этнокультурной компетенции студентов.

Выводы. В заключение отметим, что предложенные нами методологические подходы не выступают автономно, а логично дополняют друг друга; и их совокупность наблюдается, прежде всего, в рамках личностно-ориентированной образовательной парадигмы, позволяющей обеспечивать как процесс формирования этнокультурной компетенции студентов, так и качество образования. При этом, данные подходы мы рассматриваем как образовательный ресурс, направленный на такие важные аспекты развития разносторонней личности, как социальный, культурный, эстетический, эмоциональный, прогностический, прагматический и рефлексивный. Тем самым, студенты должны получить возможность сознательно следовать в своей этнокультурной деятельности тому или иному методологическому подходу с целью реализации своих замыслов в рамках формирования этнокультурной компетенции.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Москва: МГУ, 2001.

2. Белоусова И.Я. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в процессе реализации предметов регионального компонента. URL: http://www.informio.ru/publications/id146

3. Бермус А.Г. Система качества профессионально-педагогического образования / А.Г. Бермус. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 2002.

4. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. - Ростов н/Д.: РГПИ, 1993.

5. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. №6

6. Валеева Р.А., Шигапова Э.М. Гуманизация воспитания: интеграция ценностей национальных традиций. - Казань: Изд-во "Отечество", 2012.

7. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: «ДИ-КАРТ», 1992.

8. Зимняя, И. А. Компетентностный подход: каково его место в системе подходов к проблемам образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

9. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. С. 23-29.

10. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Феникс, 1999.

11. Каспаржак А.Г. Школа возможностей и возможности школы // Вопросы образования. 2009. № 3

12. Кирьякова А.В. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: Монография.- М.: 2000.

13. Королева Г.М. Развитие этнокультурной компетентности педагогов в современной социокультурной среде // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 8. — С. 280—283.

14. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.

15. Насыри К. Избранные произведения. - Казань:Таткнигоиздат, 1977.

16. Писарева Т.А. Общие основы педагогики. Конспект лекций. М.: ЭКСМО, 2008.

17. Селевко Г.К Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998.

18. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [Текст] / В.В. Сериков Волгоград: Перемена. 1994.

19. Харисова Л.А. Педагогический потенциал национальной культуры. Монография / Л.А. Харисова. -Казань: ТАН- ЗАРЯ, 1996.

20. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001.

21. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

22. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000. С. 50-67

23. Юзеев А.Н. Мировоззрение Ш.Марджани и арабо-мусульманская философия. - Казань,1992. -С. 30-31

24. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании. Учеб.пособие для студентов муз. ф-тов. - Казань: Изд-во Казанск. гос. пед. ун-та, 2003.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); обучающийся Коротеева Олеся Дмитриевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО

СОЦИАЛИЗАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме инклюзивного дополнительного образования и его роли в социализации глухих детей. Выявлены особенности восприятия глухих детей, определено значение совместных с обычными детьми творческих занятий в системе дополнительного образования. Рассмотрен мастер-класс как наиболее благоприятная форма проведения творческих занятий с глухими детьми.

Ключевые слова: Инклюзия, дополнительное образование, творчество, социализация, психология успеха, мастер-класс.

Annotation. The article is devoted to the problem of inclusive supplementary education and its role in the socialization of deaf children. The features of perception of deaf children are revealed, the significance of joint creative activities with ordinary children in the system of additional education is determined. A master class is considered as the most favorable form of conducting creative activities with deaf children.

Keywords: Inclusion, additional education, creativity, socialization, the psychology of success, master class.

Введение. В сегодняшней политике российского государства дополнительное образование школьников любого возраста признается одной из важнейших сфер социальной политики. На дополнительное образование возлагаются большие надежды. Предполагается, что дополнительное образование даст возможность решить многие вопросы: от психолого-педагогической составляющей до профессиональной ориентации.

В пространство дополнительного образования ребенок вводится родителями чаще всего раньше, чем начнет обучаться основным школьным наукам. Несомненно, что любая сфера дополнительного образования помогает развитию личности ребенка, прививая ему увлеченность, любознательность, самостоятельность, усидчивость и многие другие положительные качества, позволяющие в последствии этой личности не входить в противоречия с интересами общества.

Методологической основой статьи являются теория формирования и развития личности. При проведении исследования использовались анализ научно-теоретического понятия "инклюзия" в системе дополнительного образования.

Изложение основного материала статьи. Одним из важнейших направлений системы дополнительного образования является инклюзивная составляющая, которой в последнее время уделяется особенно много внимания.

Одним из первых ученых в нашей стране к этой проблеме обратился Л.С. Выгодский [4]. Он указывал на необходимость создания такой системы образования, в которой ребенок с отклонениями по здоровью не будет исключаться из общества детей с нормальным развитием. Он подчеркивал, что коррекционные школы замыкают ребенка в узкий круг особого школьного коллектива, создавая замкнутое пространство, где все фокусируется на недостатках ребенка и не дает ему возможности самостоятельно войти в настоящую жизнь.

Инклюзивное образование, к которому школьная система обратилась в последнее время, призвано исправить это положение. К проблеме инклюзивного образования как социальной проблеме в последние десятилетия нашего времени обращались такие ученые как Абрамова И.В [1]., Ахметова Д.З. [3], Голиков Н.А. [5], Орлова Е.В. [7] и др. С позиции недостаточной подготовки педагогов профессионального образования к обучению лиц с ограниченными возможностями рассмотрен этот вопрос Краснопевцевой Т.Ф. [6].

Но так ли все просто, как кажется, на самом деле. Непосредственное включение детей с отклонениями по здоровью в обычный школьный образовательный процесс выявило и положительные и отрицательные стороны этой идеи. На них не будем останавливаться. Обратимся к рассмотрению инклюзии в системе дополнительного образования глухих детей.

Слух - это один из анализаторов, который связан с эфферентными системами. Слух играет важную роль в жизни человека, обеспечивая восприятие окружающей среды через звуковые сигналы. Он неразрывно связан с речью. Если есть нарушения слуха, то будут и проблемы с речью, а значит появятся проблемы с человеческим общением. Полное отсутствие или недоразвитость речи может привести к снижению познавательных процессов, словесно-логического мышления человека. Глубокое нарушение слуха является барьером для социальной адаптации таких детей, так как их совместная деятельность с нормально слышащими детьми и взрослыми ограничена.

Эта проблема сопутствует всей истории человечества. Глухие люди разного возраста жили и воспитывались в семьях, где им прививались навыки самообслуживания. Вместе с этим происходило и овладение каким-либо ремеслом, а при наличии способностей одного из видов искусств, таких как: живопись, скульптура. В России впервые специализированное обучение начало осуществляться в 1806г. в Павловском училище для глухих детей. Первым, кто выдвинул собственную теоретическую основу русской системы обучения глухих, стал А.Н. Радищев в своём философском трактате «О человеке, его смертности и бессмертии».

В основе психического развития глухих детей, лежат те же закономерности, что и у обычных детей. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями. Сложности в восприятии словесной речи ведут к неполному осознанию внешнего мира, вызывают пониженное интеллектуальное развитие и заметные затруднения в обучении. Иногда таких детей окружающие воспринимают как умственно неполноценных. В специальных школах пытаются исправить дефекты психического развития, используя сохранные анализаторы, применяемые глухими детьми для изучения существующей вокруг нас действительности. Отличительной чертой является то, что в большей степени у глухих детей преобладает наглядно-зрительное познание окружающей среды над словесно-логическим. Чтение книг, правописание, рисование, различные виды прикладного творчества формируют словесно-речевую конструкцию глухого ребенка. Он находит иные способы общения и выражения своих мыслей с помощью предметов, действий, рисунков, обращается к вынужденной форме общения , основанной на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение, а в последнее время на помощь таким детям пришли различные гаджеты. Сохранные анализаторы, прежде всего зрение, позволяет развивать познавательную деятельность, развивая ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Восприятие представляет собой целостный образ пространства из предметов и явлений. На основе восприятия складывается процесс познания. Доказано, что глухие дети в связи потери одного из анализаторов - слуха, уделяют особую роль зрению. Эта функция у глухих детей развита не хуже, чем у слышащих, а иногда и лучше, т.к. они способны замечать такие детали вокруг себя , на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Подобное проявляется в первую очередь в рисовании, когда рисунки глухих детей имеют большую степень явных деталей и мелких элементов, нежели рисунки слышащих сверстников. Визуальное восприятие побуждает ребенка исследовать все, что его окружает, тем самым получая общее представление о его среде. Для глухих детей кроме зрительных ощущений, не менее важную роль играют так же осязание и движение. Используя эти преимущества глухих детей, можно успешно развивать их личностный потенциал в системе инклюзивного дополнительного образования.

Главная идея инклюзивного дополнительного образования заключается в том, чтобы создать такие пространственные, коммуникативные, эмоциональные условия взаимодействия участников процесса, имеющих различные образовательные потребности и возможности, чтобы все могли почувствовать общность интересов, возможность совместной деятельности, приводящей к общему успеху. В противном случае все участники будут находиться в одном образовательном пространстве, но не вместе. То есть

основную цель дополнительного инклюзивного образования можно сформулировать так: в условиях единого социокультурного пространства - формирование социокультурной общности детей.

Социокультурную общность детей, имеющих различия в возрасте, в здоровье, в уровне интеллекта, можно создать на основе единого творческого процесса, позволяющего освоить язык общения без слов, когда становится все понятным с одного взгляда, с одного жеста, с одной улыбки. Тогда формируются общие культурные ценности, общая картина мира. В основе инклюзивного образования заложены принципы, описанные многими учеными. Все они основываются на самой важной основополагающей идее - ценности любой человеческой личности. Понимание ценности человеческой личности необходимо воспитывать в каждом ребенке еще в детстве, и совместная деятельность здоровых детей и детей с ограниченными возможностями по здоровью должна способствовать достижению этой идеи.

Реализация принципов инклюзивного образования выявляется во всех направлениях дополнительного образования глухих детей, но в большей степени - в творческом направлении.

Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, театр и др., пробуждая творческую жизненную энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, развитие и являются источником физического и нравственного здоровья человека. Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, современные технологии дизайна позволяют глухим детям научиться видеть прекрасное в великих произведениях художников, в природе, в обычном быту. Такие занятия у школьников формируют чувство цвета, объясняют цветосочетание, формы предметов, набивают моторику руки, способствуют развитию интеллекта. Совместное с обычными детьми творчество воспитывает в учениках с ограничениями по здоровью доброжелательность, душевность, открытость, а так же умение видеть и оценивать результаты своей и чужих работ, радоваться своему и чужому успеху.

В процессе совместных занятий творческими видами деятельности каждый участник процесса может стать для каждого и другом и учителем. Нет видимых педагогических воздействий, что оказывает на глухого ребенка косвенное, деликатное, опосредованное воздействие средствами самой культуры общения. То есть в пространстве дополнительного образования процесс обучения носит более неформальный характер, чем в традиционной школе, акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему, просто от одного школьника другому. И педагог в этой ситуации становится "равновеликим" участником совместного творческого процесса.

В таком пространстве воплощается еще одна идея инклюзии: движение нашего российского общества от культуры полезности человека к культуре человеческого достоинства. По словам автора этой идеи академика А.Г. Асмолова: «В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны. Они находятся под охраной общественного милосердия. И именно культура достоинства гораздо более готова, чем культура полезности, к преодолению социальных катаклизмов, к выходу из кризисов в драматическом процессе человеческой истории» [2].

Дополнительное образование, реализуемое в форме инклюзии, дает возможность школьникам попробовать себя в самых разнообразных сферах человеческой деятельности, тем самым расширяя возможности их социализации, выстраивая возможно и будущую профессиональную траекторию.

Формы проведения занятий в системе дополнительного образования достаточно разнообразны. Дополнительное образование не ограничивается рамками классно-урочной системы, а располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности детей и подростков, в том числе и детей с особыми потребностями. В дополнительном образовании одним из самых эффективных инструментов реализации творческих навыков является мастер-класс, который направлен на практическую передачу знаний и опыта от руководителя к участникам. На сегодняшний день, мастер-классы являются самой популярной формой обучения, как взрослых, так и детей, позволяющей приобрести практические навыки непосредственно в процессе работы. Этот вид обучения подходит как нормально развитым детям, так и детям, имеющим различные отклонения. Так как основной идеей мастер-класса является создание благожелательной атмосферы для реализации поставленных задач на основе организации пространства для общения по обмену опытом и знаниями во время совместной творческой деятельности, то в системе инклюзивного дополнительного образования для глухих детей этот вид занятий является наиболее благоприятным. "Делай как я" - основной метод обучения не слышащих, но хорошо видящих детей хорошо вписывается в творческие занятия.

Хочется отметить, что по мнению академика А.Г. Асмолова, роль дополнительного образования совершенно уникальна. Во-первых, отмечает он, дополнительное образование - это образование, занятое расширением экологии детства. Во-вторых, дополнительное образование это «образование возможности быть», возможности быть личностью.

Необходимо отметить и еще одну важнейшую черту инклюзивного дополнительного образования: дополнительное инклюзивное образование - образование через успех.

В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения. Кроме того, дополнительное инклюзивное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Необходимо подчеркнуть, что участие в инклюзивном образовательном процессе позитивно сказывается и на типично развивающихся детях, а не только на учениках с особенностями развития. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки, уроки нравственности, способствуя искренней заботе и дружбе.

Дополнительное образование должно помочь ребенку в развитии и осознание своих личных достоинств. Лишь всестороннее обучение позволяет ребенку развиваться, не смотря на какие-либо нарушения в здоровье. Система обучения дополнительного образования включает в себя обучение глухих детей с учетом их взаимодействия с нормальными, слышащими, т.к. это влияет на решение проблемы социальной адаптации и реабилитации каждого ребенка через процесс творческой деятельности.

Выводы. Этот тезис подтверждается совместной деятельностью студентов - волонтеров объединения "Артруист" Мининского университета и учеников Нижегородской школы-интерната для глухих детей. В течение ряда лет студенты приходят в эту школу и во время педагогических практик, и во время Фестивалей искусств, и просто в свободное время и занимаются с глухими детьми различными видами декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Имеющийся опыт позволяет посмотреть на ситуацию инклюзии таким образом, чтобы увидеть, как общие культурные потребности могут возникать у участников инклюзивного процесса и объединять их в социокультурную общность, создавая общее социокультурное пространство. ХХ1 век настойчиво требует перемен в отношениях людей. Уже невозможно отгораживаться от людей, особенно детей, с ограниченными возможностями по здоровью, глухой стеной. Рост социальной сознательности, проявляющейся в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, способствует повышению качества жизни всего нашего общества.

Литература:

1. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения [Текст] / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.

2. Асмолов А.Г. Педагогика достоинства // Вести образования. 2016. - №7

3. Ахметова, Д. З. Инклюзивное образование - путь к инклюзивному обществу [Текст] / Д. З. Ахметова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 65-70.

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

5. Голиков Н.А. Инклюзивное образование: новые подходы к обучению детей - инвалидов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22541 (дата обращения: 05.11.2018).

6. Краснопевцева Т.Ф. Методико-инклюзивная компетентность педагога профессионального образования как цель повышения квалификации // Вестник Мининского университета. - 2018. - Том 6 №2.; URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-4 (дата обращения: 05.11.2018).

7. Орлова, Е. В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в социум через творчество [Текст] / Е. В. Орлова // Воспитание школьников. - 2013. - № 7. - С. 43-46.

Педагогика

УДК:372.23

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево) ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье автор рассматривает проблему воспитания детей раннего возраста. И рассматривает применение инновационных технологий в практике дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: ранний возраст, инновационные технологии, социокультурное развитие, проблемное обучение, игровой обучение, проектное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Annotation. In this article the author considers the problem of early childhood éducation. And considers the use of innovative technologies in the practice of preschool educational institutions.

Keywords: early age, innovative technology, social and cultural development, problem-based learning, game learning, project-based learning, health-preserving technologies.

Введение. Актуальной проблемой современного общества является воспитание, развитие, обучение детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет, т.е. раннего возраста.

В раннем детстве происходит закладка фундамента общего развития ребенка. Этот период целесообразно назвать стартом его человеческого начала. В раннем возрасте происходит закладка основ здоровья и интеллекта ребенка, именно в этот период большое значение должно уделяться умственному, социально-нравственному развитию, которые в свою очередь зависят от психофизического состояния и общего настроения ребенка.

Современные исследования подтверждают идею самоценности ребенка раннего возраста как основы формирования его личности.

В настоящий момент идет положительная тенденция к возрождению педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии. Инновация - это целенаправленное создание и использование такого компонента, который вызывает изменение предметно-развивающей среды. Таким образом, под инновационной технологией в образовательном процессе необходимо понимать создание нового, ранее не существующего компонента. То есть, мы можем сказать, что под инновационной технологией можно заключить целостную систему методов и приемов обучения и воспитания, направленную на достижение позитивных, деятельных изменений в личностном развитии ребенка на современном этапе социокультурного развития.

Изложение основного материала статьи. Инновационные технологии в современном образовательном процессе необходимо рассмотреть как инструмент, при помощи которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

К числу современных инновационных образовательных технологий можно отнести:

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

2. Технологии проблемного обучения (создается проблемная ситуация которая решается через активную самостоятельность детей. Вследствие применения данной технологии дети овладевают знаниями, умениями, развиваются их мыслительные способности).

3. Технологии проектного обучения (заключается в активной, поэтапной, постоянно усложняющейся деятельности, которая реализуется педагогом вместе с детьми по намеченному плану и направлена на решение поисковых, исследовательских и практических задач).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.