Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ МОДЕЛИ «ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ МОДЕЛИ «ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ» / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛНЫЕ СТАНДАРТЫ / SOFT SKILLS / MODEL OF INTERACTION «SCHOOL - COLLEGE - UNIVERSITY» / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / CRITERIA FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стоянова Дарья Николаевна

В статье рассматривается проблема формирования единых критериев оценки профессионального становления личности в рамках модели взаимодействия «Школа - Колледж - ВУЗ». Целью статьи является разработка механизма формирования данных критериев на примере подготовки специалистов в сфере дошкольного образования. Кратко описываются особенности работы с федеральными стандартами в трехступенчатой модели взаимодействия образовательных организаций. Приводится перечень навыков и качеств, входящих в состав Soft Skills, обеспечивающих конкурентоспособность специалистов на рынке труда. Предлагаются конкретные критерии оценки профессионального становления специалистов в направлении подготовки «Дошкольное образование», а также методы диагностики каждого из выделенных критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стоянова Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR EVALUATION OF PROFESSIONAL PERSONALITY FORMATION WITHIN THE "SCHOOL - COLLEGE - UNIVERSITY" MODEL

The article deals with the problem of forming common criteria for evaluating the professional development of an individual within the framework of the "School - College - UNIVERSITY" interaction model. The purpose of the article is to develop a mechanism for forming these criteria on the example of training specialists in the field of preschool education. The article briefly describes the features of working with Federal standards in a three-stage model of interaction between educational organizations. The list of skills and qualities that are part of Soft Skills and ensure the competitiveness of specialists in the labor market is provided. Specific criteria for evaluating the professional development of specialists in the direction of training "Preschool education" are proposed, as well as methods for diagnosing each of the selected criteria.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ МОДЕЛИ «ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»»

Педагогика

УДК 378.2

аспирант, старший преподаватель Стоянова Дарья Николаевна

ЧОУ ВО Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (г. Казань)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ

МОДЕЛИ «ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования единых критериев оценки профессионального становления личности в рамках модели взаимодействия «Школа - Колледж - ВУЗ». Целью статьи является разработка механизма формирования данных критериев на примере подготовки специалистов в сфере дошкольного образования. Кратко описываются особенности работы с федеральными стандартами в трехступенчатой модели взаимодействия образовательных организаций. Приводится перечень навыков и качеств, входящих в состав Soft Skills, обеспечивающих конкурентоспособность специалистов на рынке труда. Предлагаются конкретные критерии оценки профессионального становления специалистов в направлении подготовки «Дошкольное образование», а также методы диагностики каждого из выделенных критериев.

Ключевые слова: модель взаимодействия «Школа - Колледж - ВУЗ», профессиональное становление личности, критерии оценки качества образования, федеральные государственные образователные стандарты, Soft Skills.

Annоtation. The article deals with the problem of forming common criteria for evaluating the professional development of an individual within the framework of the "School - College - UNIVERSITY" interaction model. The purpose of the article is to develop a mechanism for forming these criteria on the example of training specialists in the field of preschool education. The article briefly describes the features of working with Federal standards in a three-stage model of interaction between educational organizations. The list of skills and qualities that are part of Soft Skills and ensure the competitiveness of specialists in the labor market is provided. Specific criteria for evaluating the professional development of specialists in the direction of training "Preschool education" are proposed, as well as methods for diagnosing each of the selected criteria.

Keywords: model of interaction «School - College - University», professional development of personality, criteria for assessing the quality of education, federal state educational standards, Soft Skills.

Введение. Одной из важных форм развития личности является его профессиональное становление через специализированную деятельность, способствующую его самореализации, самоактуализации и обеспечению физических и социальных потребностей. Непрерывное образование через активное взаимодействие всех образовательных ступеней позволяет решить множество вопросов, в том числе, связанных с выбором интересной для человека профессии и с совершенствованием качеств, позволяющих быть востребованным в своем направлении.

Высокая эффективность непрерывного образования может быть достигнута через разработку качественной модели взаимодействия «Школа - Колледж - ВУЗ». Однако любая теоретическая модель при своем воплощении в практике сталкивается с рядом сложностей, среди которых разное толкование концепций и структурных элементов, ошибки участников, вызванные человеческим фактором, неточности в расчетах, чрезвычайные ситуации глобального характера, труднопрогнозируемые изменения в требованиях, предъявляемых рынком труда.

Возможность быстрой диагностики и коррекции системы зависит от четкости и конкретности представлений: какие результаты ожидаются по итогам и как их можно измерить. Это требует формирования единой системы оценочных критериев и подбора качественного диагностического инструментария.

Для разработки этих критериев в рамках модели «Школа - Колледж - ВУЗ» были проанализированы общепрофессиональные и профессиональные компетенции, прописанные в федеральных государственных образовательных стандартах, и способности, входящие в перечень Soft Skills.

Изложение основного материала статьи. Федеральные государственные образовательные стандарты -это совокупность требований, которые должны обязательно соблюдаться при реализации обучения и воспитания на любой из образовательных ступеней.

По своей сути федеральные стандарты выступают в качестве опоры для образовательных организаций, внося единое представление об особенностях учебного процесса, его условиях и результатах, к которым необходимо стремиться [11].

В каждом стандарте можно найти перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. Непрерывность и преемственность образования предполагает плавное поэтапное наращивание способностей, когда за каждой образовательной ступенью закреплены свои задачи, способствующие более качественному освоению соответствующих компетенций.

В качестве примера можно привести несколько вариантов распределения задач между образовательными ступенями.

1. Школа - навыки отбора и поиска информации;

Колледж - навыки работы со справочной литературой;

ВУЗ - навыки работы с нормативно-правовой документацией.

2. Школа - развитие базовых навыков публичных выступлений;

Колледж - развитие базовых навыков ораторского мастерства;

ВУЗ - совершенствование навыков ораторского мастерства.

3. Школа - формирование базовых навыков целеполагания;

Колледж - формирование навыков самоорганизации;

ВУЗ - формирование навыков самоорганизации и планирования собственного развития.

Однако стандарты задают курс развития для будущих специалистов на ближайшие 4-6 лет, в то время как рынок труда претерпевает постоянные изменения в связи с политическими, социально-экономическими факторами и периодическими научно-техническими открытиями. Поэтому при разработке критерий нужна некая универсальная основа, способная обеспечивать эффективную адаптацию специалистов, независимо от колебаний в профессиональной сфере.

Согласно последним тенденциям в сфере карьерного менеджмента, на возможности развития молодого специалиста влияет наличие или отсутствие у него «гибких навыков» («Soft Skills») [3, с. 127].

Soft Skills - это метанавыки, необходимые для успешного жизненного самоопределения человека, независимо от его профессиональной сферы и деятельности [12, с. 122].

По своему содержанию они близки к общекультурным компетенциям, но при этом они универсальнее и в большей степени связаны с конкретными качествами и способностями.

По мнению многих исследователей, «гибкие навыки» неспецифичны и социально-ориентированы [12, с. 121].

Условно Soft Skills подразделяются на следующие группы:

1. Базовые коммуникативные навыки: навыки ведения деловых переговоров, навыки презентации и самопрезентации, навыки работы в команде, навыки публичных выступлений, ориентация на результат, клиентоориентированность.

2. Self-менеджмент: эмоциональный интеллект, управление стрессом, управление саморазвитием, планирование и целеполагание, тайм-менеджмент, инициативность, саморефлексия, навыки работы с обратной связью.

3. Эффективное мышление: системное мышление, критическое мышление, структурное мышление, навыки поиска и обработки информации, логическое мышление, проектное мышление, тактическое мышление, стратегическое мышление.

4. Управленческие навыки: планирование и постановка задач, контроль лидерство, за исполнением, мотивирование, коучинг, ведение совещаний, навыки делегирования, подача обратной связи [2, с. 202].

Анализ представленных «гибких навыков» и компетенций из федеральных государственных образовательных стандартов позволяет выделить универсальные критерии оценки эффективности профессионального становления молодых специалистов, подходящие для разных ступеней образовательного процесса.

В рамках данного исследования на базе анализа психолого-педагогической литературы и нормативно-правовой документации были разработаны и сформулированы критерии для диагностики будущих специалистов в сфере дошкольного образования.

1. «Планирование деятельности», представляющее собой способность эффективной постановки и распределения задач и ресурсов для достижения поставленной цели в рамках заданных временных рамок:

- ОК - 7, 9, 10, 11; ПК - 1.1, 2.1, 3.1, 3.5, 4.1, 4.3 (для СПО) [8];

- ОК - 7; ОПК - 2, 6; ПК - 3, 4, 5, 8, 9, 11, 14 (для ВПО) [7];

- входит в состав Self-менеджмента и группу управленческих навыков.

2. «Коммуникативные навыки», проявляющиеся в возможности продуктивного обмена информацией с учетом личностных особенностей собеседников и условий, в которых происходит коммуникация:

- ОК - 6, 11; ПК - 1.4, 2.1, 2.4, 3.2, 4.2, 4.3, 4.5 (для СПО) [8];

- ОК - 4, 5, 7; ОПК - 2, 3, 5; ПК - 5, 6, 7, 12 (для ВПО) [7];

- группа базовых коммуникативных навыков.

3. «Способность к лидерскому поведению», отражающаяся в возможности влиять на мнение социальной группы при решении текущих задач:

- ОК - 3, 6; ПК - 1.3, 2.2 - 2.6, 3.3, 4.3, 4.5 (для СПО) [8];

- ОК - 7; ПК - 3, 4, 7, 12 (для ВПО) [7];

- входит в группу управленческих навыков.

4. «Навыки психологического анализа ситуации», позволяющие объективно оценивать происходящие события и явления с учетом педагогических, психологических и социальных закономерностей:

- ОК - 3, 11; ПК - 1.4, 2.7, 3.3, 3.4, 4.4 (для СПО) [8];

- ОК - 7; ОПК - 3; ПК - 2, 3, 5, 9, 13 (для ВПО) [7];

- входит в группу Self- менеджмента и эффективного мышления;

5. «Стремление к профессиональному саморазвитию», проявляющиеся в проектировании карьерного развития, саморефлексии и мотивации к повышению качества собственной трудовой деятельности:

- ОК - 1, 2, 5, 8; ПК - 5.3, 5.5 (для СПО) [8];

- ОК - 6, 8; ОПК - 1; ПК - 10 (для ВПО) [7];

- входит в группу Self - менеджмента;

6. «Организаторские навыки», являющиеся базисом для проведения мероприятий любого уровня:

- ОК - 5, 7, 9, 10, 11; ПК - 1.2, 1.3, 2.2 - 2.6, 3.2, 4.3, 4.5, 5.2 (для СПО) [8];

- ОК - 5, 7, 9; ОПК - 2, 4, 6; ПК - 1, 2, 3, 6, 4, 7, 12, 14 (для ВПО) [7];

- входит в группу управленческих навыков.

7. «Навыки поиска и отбора информации», представляющие собой умение находить учебный и рабочий материал из широкого спектра источников с последующей критической оценкой содержательной стороны найденной информации:

- ОК - 4, 5; ПК - 3.5, 5.1 - 5.3, 5.5 (для СПО) [8];

- ОК - 1 - 3; ОПК - 4; ПК - 2, 11, 12, 14 (для ВПО) [7];

- входит в группу эффективного мышления.

8. «Творческие способности», дающие возможность нахождения оригинальных решений при любой постановке задач:

- ПК - 1.1, 2.6, 3.2, 5.2, 5.5 (для СПО) [8];

- ПК - 3, 4, 7, 9, 11, 12, 14 (для ВПО) [7];

- входит в группу эффективного мышления.

9. «Эмоциональный интеллект», влияющий на способности к рефлексии, самоконтролю, распознаванию и пониманию чувств и эмоций:

- ПК - 1.1, 2.6, 3.2, 5.2, 5.5 (для СПО) [8];

- ОК - 5; ОПК - 3; ПК - 6, 7, 9, 10 (для ВПО) [7];

- входит в группу Self-менеджмента.

10. «Работа с документацией», заключающаяся в возможностях качественной работы с нормативно-правовой документаций, формированию грамотных справок и отчетов и оформлению авторских научно-методических разработок:

- ОК - 9, 11; ПК - 3.5, 5.1, 5.3, 5.4 (для СПО) [8];

- ОК - 7; ОПК - 4; ПК - 1, 8, 14 (для ВПО) [7];

- связано с группой эффективного мышления.

Представленные критерии достаточно универсальны и их формирование может начинаться в старших классах школы.

Для реализации диагностической работы по выделенным критериям предлагается использование следующих методов:

1. Наблюдение через непосредственную фиксацию поведенческих индикаторов в ходе специально организованных деловых игр и во время опосредованной деятельности [4].

2. Анкетирование для выявления мнения респондентов по разным вопросам и ознакомления с их интересами и представлениями о себе [5].

3. Тестирование, позволяющее экономично и быстро получить стандартизированную информацию о респондентах в конкретных узких направлениях [4].

4. Анализ продуктов деятельности для получения более глубинной информации, отражающейся в результатах их взаимодействия со средой и творческих проектах [1].

5. Анализ качества решения тематических кейсов, предоставляющий возможность оценить уровни развития дивергентного, конвергентного и профессионального мышления, наличие знаний в определенных предметных областях, отдельных личностных качеств и навыков, логики и стратегии поведения в разных гипотетически спроектированных ситуациях.

Среди большой разновидности кейсов наибольший интерес в рамках данной диагностической модели представляют:

- «Стандартный кейс», описывающий типичные повторяющиеся ситуации и позволяющие лучше понять проблему (например, агрессивное поведение ребенка в дошкольной группе);

- «Живая ситуация», отражающая проблемы самих обучаемых, способствующие решению вопросов саморазвития (например, сложности с расстановкой приоритетов и успеваемостью при выполнении широкого спектра учебных заданий);

- «Ситуация - проблема», прототипом которой являются реальные нестандартные ситуации профессионального характера (случаи из рассказов действующих педагогов в системе дошкольного образования);

- «Ситуация - оценка», описывающая реальную проблему с готовым решением, требующая оценки качества и адекватности подобранного варианта и предложения своих альтернатив (случаи из рассказов действующих педагогов в системе дошкольного образования) [9].

Для каждого из представленных ранее критериев оценки эффективности профессионального развития будущих специалистов в сфере дошкольного образования предлагается следующее распределение методов:

1. «Планирование деятельности»: решение тематических кейсов (ситуация-проблема и ситуация -оценка), анализ продуктов деятельности;

2. «Коммуникативные навыки»: тест «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (КОСКОМ) В.Н. Куницыной [10, с. 76], решение тематических кейсов (стандартная ситуация, живая ситуация и ситуация-оценка);

3. «Способность к лидерскому поведению»: наблюдение, решение кейсов (ситуация-проблема);

4. «Навыки психологического анализа ситуации»: Методика диагностики уровня рефлексии A.B. Карпова [10, с. 76], решение кейсов (ситуация-оценка);

5. «Стремление к профессиональному саморазвитию»: анкетирование, тест (живая ситуация), «Готовность к саморазвитию» В. Павлова, Т.А. Ратановой, Н.Ф. Шляхты [10, с. 76];

6. «Организаторские навыки»: решение кейсов (ситуация-проблема, живая ситуация);

7. «Навыки поиска и отбора информации»: анализ продуктов деятельности, решение тематических кейсов (ситуация-проблема);

8. «Творческие способности»: тест «Диагностика творческого мышления» Э. Торренса;

9. «Эмоциональный интеллект»: «Тест на эмоциональный интеллект» Майера-Сэлоуэя-Карузо [6, с. 107].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. «Работа с документацией»: анализ продуктов деятельности.

Отслеживание динамики профессионального развития и становления в системе взаимодействия «Школа - Колледж - ВУЗ» должна проводиться на всех образовательных ступенях: в старших классах на этапе начала обучения в профильном классе и при выпуске, в колледже и высших учебных заведениях в начале обучения и на старших курсах.

Выводы. Модель системы взаимодействия «Школа - Колледж - ВУЗ» направлена на повышение компетентности, востребованности и конкурентоспособности молодых специалистов. Но при ее реализации возникает вопрос диагностики эффективности профессионального становления и развития выпускников.

Для решения данного вопроса были разработаны единые критерии оценки, основанные на федеральных государственных образовательных стандартах средне-профессионального и высшего образования (на примере специалистов в сфере дошкольного образования) и на базовых Soft Skills. Также были подобраны методы диагностики для каждого из представленных критериев и предложены конкретные варианты тестов.

Реализация данного диагностического механизма должна позволить повысить гибкость системы и оперативность коррекционных действий для качественного воплощения модели взаимодействия «Школа -Колледж - ВУЗ» в образовательной практике.

Литература:

1. Психологическая диагностика: учебник для вузов по направлению и специальностям психологии / ред. М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - 3-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург; Москва; Нижний Новгород: Питер, 2008. 652 с.: ил. - (Учебник для вузов).

2. Бацунов Сергей Николаевич, Дереча Ирина Ивановна, Кунгурова Ирина Михайловна, Слизкова Елена Владимировна Современные детерминанты развития soft skills // Концепт. 2018. №4. С. 12-21.

3. Ванягина Марина Романовна. ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УСПЕШНОГО СПЕЦИАЛИСТА XXI В // Вестник СПбГИК. 2020. №3 (44). С. 125-130.

4. Зотова Л.Э., Краева М.Ю. (2016) Социально-психологическая диагностика окружающей среды: Учеб. пос. для студ. вузов. М.: Издательский дом Академии естествознания. 162 с.

5. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2012. 248 с.: табл.

6. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта Современная зарубежная психология 2019. Том 8. № 4. С. 106-114.

7. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50362). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293567/ (дата обращения: 02.11.2020)

8. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34898). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118580/ (дата обращения: 02.11.2020)

9. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ссуза: Научно-методическое пособие / Составители: Аргунова Т.Г., Андреева В.Н., Пастухова И.П., Подвойский В.А. / Под общей редакцией И.П. Пастуховой. - М., 2007. 104 с.

10. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65-89.

11. Статья 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2524c96d4d095febe100517e0800ee7f66b8b347/ (дата обращения: 02.11.2020)

12. Цымбалюк Анна Эдуардовна, Виноградова Валерия Олеговна Психологическое содержание soft skills // Ярославский педагогический вестник. 2019. №6. С. 120-127.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Галина Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. Целью данной статьи является возможность рассмотреть развитие творческих способностей глухих и слабослышащих учащихся через систему дополнительного инклюзивного образования. Авторами обосновывается значимость творческих занятий для детей с отклонениями по слуху, способствующих их личностному развитию, повышению коммуникативных возможностей, социальной адаптации и профессиональной ориентации. Наиболее благоприятной формой организации творческих занятий является мастер-класс, свободная форма организации которого дает дополнительный ресурс для работы, повышает интерес, активизирует познавательные способности, учит ставить проблемы и находить нестандартные решения.

Ключевые слова: творческие способности, глухие и слабослышащие учащиеся, дополнительное инклюзивное образование, творческий мастер-класс.

Annotation. The purpose of this article is to consider the development of the creative abilities of deaf and hard of hearing students through the system of additional inclusive education. The authors substantiate the importance of creative activities for children with hearing impairments, contributing to their personal development, increasing communication capabilities, social adaptation and vocational guidance. The most favorable form of organizing creative activities is a master class, the free form of organization of which provides an additional resource for work, increases interest, activates cognitive abilities, teaches to pose problems and find non-standard solutions.

Keywords: creativity, deaf and hard of hearing students, additional inclusive education, creative master class.

Введение. 21 век характеризуется стремительным развитием технологий в различных сферах жизни современной цивилизации. Практически нет таких областей жизнедеятельности человека, которые бы не были затронуты технологическим прогрессом. Казалось бы, что человечество должно уже справиться со многими своими проблемами. Так оно и происходит. Но при этом появляются и новые, которые не всегда можно решить с помощью только применения современного высокотехнологичного оборудования. По последним данным статистики, в нашем обществе все больше рождается детей с отклонениями по здоровью. И таким детям часто требуется не только медицинская помощь, важнейшим фактором в их жизни является процесс развития их способностей, включения в социальную среду, определение профессионального пути. Проблемы физического здоровья глухих и слабослышащих школьников не являются единственными. У таких детей имеются проблемы и психологического плана. Им не хватает общения со сверстниками, что порождает замкнутость, чрезмерную чувствительность, возбудимость. Традиционно в нашей стране такие учащиеся обучаются в специальных коррекционных школах, которые обеспечивают их образование, лечение и интеграцию в социум. Школьники получают от государства всю необходимую поддержку, но развитие их творческих способностей ограничено.

Слух является анализатором, который связан с эфферентными системами. Он играет важную роль в жизни человека, обеспечивая восприятие звуковых сигналов окружающий среды. Нарушение слуха грозит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.