Научная статья на тему 'Особенности подготовки педагогов дошкольного образования в вузе'

Особенности подготовки педагогов дошкольного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1352
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TRAINING TEACHERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PRESCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тайкова Л. В.

В статье определено современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в рамках подготовки специалистов дошкольного профиля. Рассмотрены особенности современных детей дошкольного возраста и изменившаяся позиция взрослого по отношению к ребёнку. Подчеркивается необходимость акцентировать внимание на создание условий подготовки педагогов к взаимодействию с родителями с учетом особенностей современного ребенка, семейного воспитания. Обозначены основные направления совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога в современных условиях. Представлены ценностные основы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, являющиеся базой, на которой развивается его интеллект и строится педагогическая технология. Понимание ценностей и целей образования составляют основу подготовки педагогов дошкольного образования, базирующейся на идеях нравственности, демократии, гуманизма и гражданской ответственности, что выражается в требованиях к личности и профессионализму педагога дошкольного образования. Выделены наиболее важные особенности деятельности педагога детского сада, лежащие в основе формирования профессиональных компетенций у студентов. Представлены возможности карьерного и профессионального роста студента, современного педагога дошкольного образования, определены возможности карьерного роста педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тайкова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL TEACHER TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In the paper the current state and problems of preschool teacher training in higher educational institutions is defined. Characteristics and interests of preschool children, taking into account changes in the adult-child relationship, are described. The study underlines the necessity to create conditions for training teachers to interact with parents considering peculiarities of the modern child and family education. The priorities for improving vocational training of prospective teachers in modern conditions are outlined. Value patterns of preschool teachers are seen as a sound basis for their intelligence and pedagogic technology development. The understanding of values and the purposes of education lay the basis for preschool teachers training based on the concepts of ethics, democracy, humanity, and civil liability. It is reflected in the requirements for the personal and professional skills of a preschool teacher. The most important qualities of a teacher in early childhood development, responsible for developing students’ professional competencies, are singled out. Career and professional development opportunities for students and preschool teachers are presented, career prospects for teachers are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки педагогов дошкольного образования в вузе»

УДК 378.14

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Л. В. Тайкова

PRESCHOOL TEACHER TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

L.V.Taykova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

В статье определено современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в рамках подготовки специалистов дошкольного профиля. Рассмотрены особенности современных детей дошкольного возраста и изменившаяся позиция взрослого по отношению к ребёнку. Подчеркивается необходимость акцентировать внимание на создание условий подготовки педагогов к взаимодействию с родителями с учетом особенностей современного ребенка, семейного воспитания. Обозначены основные направления совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога в современных условиях. Представлены ценностные основы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, являющиеся базой, на которой развивается его интеллект и строится педагогическая технология. Понимание ценностей и целей образования составляют основу подготовки педагогов дошкольного образования, базирующейся на идеях нравственности, демократии, гуманизма и гражданской ответственности, что выражается в требованиях к личности и профессионализму педагога дошкольного образования. Выделены наиболее важные особенности деятельности педагога детского сада, лежащие в основе формирования профессиональных компетенций у студентов. Представлены возможности карьерного и профессионального роста студента, современного педагога дошкольного образования, определены возможности карьерного роста педагога.

Ключевые слова: подготовка в вузе, педагог дошкольного образования

In the paper the current state and problems of preschool teacher training in higher educational institutions is defined. Characteristics and interests of preschool children, taking into account changes in the adult-child relationship, are described. The study underlines the necessity to create conditions for training teachers to interact with parents considering peculiarities of the modern child and family education. The priorities for improving vocational training of prospective teachers in modern conditions are outlined. Value patterns of preschool teachers are seen as a sound basis for their intelligence and pedagogic technology development. The understanding of values and the purposes of education lay the basis for preschool teachers training based on the concepts of ethics, democracy, humanity, and civil liability. It is reflected in the requirements for the personal and professional skills of a preschool teacher. The most important qualities of a teacher in early childhood development, responsible for developing students' professional competencies, are singled out. Career and professional development opportunities for students and preschool teachers are presented, career prospects for teachers are defined.

Keywords: training teachers in higher education institution, a preschool teacher

При определении особенностей подготовки педагогов дошкольного образования в современном вузе мы исходили из двух позиций: характеристики современного детства и специфики подготовки педагогов дошкольного образования на основе учета тре-бований проекта профессионального стандарта педагога, федерального государственного образователь-

ного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [1, 2].

В современном мире изменилось социальное пространство существования ребенка, система его отношений, изменился сам ребёнок.

Взросление детей происходит в новых условиях, их опыт существенно отличается от родительского, изменяются привычные механизмы семейного воспитания. Современной семье предоставляется больше возможностей выстраивать карьеру, соответственно, у родителей не хватает времени на воспитание ребенка. Сокращение общения в семье, дефицит эмоционального тепла ведут к возникновению трудностей в развитии детей дошкольного возраста. Дети недополучают заботу, ласку, родительскую любовь, что не реализует их потребность быть признанными и успешными.

Актуальной проблемой остается рост цинизма у детей, грубости, жестокости, агрессивности под воздействием компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость. Как следствие — повышенный уровень тревожности, неуверенность, эгоизм, духовная опустошённость.

Все эти особенности и изменения требуют переосмысления отношений образовательных организаций и семьи, создания конструктивных инструментов взаимодействия с семьями, обновления содержания дошкольного образования, модернизации профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования, потребность в которых из года в год растёт.

Д.И.Фельдштейн указывает на то, что дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Если ещё два-три десятилетия назад ребёнок развивался в условиях малого социума — семьи, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где на его сознание влияет хаотичный поток информации из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, педагогов. В условиях актуальной, быстро меняющейся общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей [3].

Вышеперечисленные проблемы в воспитании детей дошкольного возраста отмечаются и в Указе В.В.Путина «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы». В данном документе особое внимание обращается на роль профессионализма и высокой квалификации педагогов дошкольного образования при работе с ребёнком и его семьёй, обеспечении профилактики семейного неблагополучия, индивидуализированной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.

В рассматриваемом контексте большое значение имеют особенности современных детей дошкольного возраста и изменившаяся позиция взрослого по отношению к ребёнку, рассмотренные в исследовании С.Л.Шалаевой. К ним автор относит: остроту чувств; яркое воображение; необычайное развитие памяти; нестандартность мышления; взрослый перестает быть авторитетным проводником знаний для детей; актуализация потребности ребенка в совместной деятельности со взрослым, в его позиции по отношению к ребенку как ведущего, направляющего,

организующего начала, в организации их взаимодействия по типу «субъект—субъект», который предполагает «равноправное партнерство дополнительных, общественных, деятельных, развивающих и развивающихся субъектов» [4].

Акцент на формирование выделенных качеств современного дошкольника делается и в новых федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющих дошкольное образование как первую образовательную ступень человека. Основными принципами стандарта являются: поддержка специфики и разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности; осуществление образовательной деятельности в формах, учитывающих возраст детей [2].

В связи с особенностями функционирования и воспроизводства современного детства, новыми требования ФГОС дошкольного образования возникает потребность в педагоге дошкольного образования, обладающем профессиональными компетенциями, отражающими специфику современного детства и деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО). В качестве его приоритетных качеств выделены: знание специфики дошкольного образования и особенностей организации образовательной работы с современными детьми раннего и дошкольного возраста; способность организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников; умение планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста; владение методами и средствами психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств; умение выстраивать партнерское взаимодействие с детьми и их родителями для решения образовательных задач.

Всё вышеперечисленное требует переосмысления процесса профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в контексте учета характеристик современного детства, требований новых ФГОС.

В исследованиях ряда авторов раскрыты содержание и технологии подготовки будущих педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности. К ним отнесены: обеспечение адекватности процесса подготовки будущих педагогов дошкольного образования специфике решаемых профессиональных задач студентами в будущей деятельности и субъектности, детерминированной включением будущих педагогов в процесс развития мотива-ционно-личностного отношения к данному виду деятельности, а также осознанным владением ими необходимыми знаниями и умениями через актуализацию их личностного педагогического опыта; личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса в вузе посредством вариативно-

сти их ролевых позиций, индивидуализации обучения, стимулирования самостоятельной деятельности и творчества; формирование профессиональной компетентности педагога ДОО, рассматриваемой как: итог внутренней работы самой личности студента, способность устанавливать профессионально-личностный контакт с детьми и гуманное отношение между участниками педагогического процесса, основанное на диалогическом взаимодействии, эмоциональном контакте с детьми дошкольного возраста; способность мотивировать педагогов ДОО, родителей на совместную деятельность и моделировать образовательные педагогические ситуации в ДОО; понимание значимости ребенка в системе общественных отношений и владение вариативным арсеналом современных образовательных, воспитательных технологий, способов конструирования различных форм психолого-педагогической деятельности; способность к рефлексии, саморефлексии деятельности и формирование общей культуры личности детей и родителей; готовность к проектированию и реализации программы своего профессионального самосовершенствования в соответствии с инновационными направлениями в исследовании проблем образования детей дошкольного возраста; определение базовых механизмов развития профессиональной индивидуальности будущего педагога дошкольного образования в вузе (диверсификация профессионально-образовательных программ; активизация личностной и профессиональной рефлексии, эмоционально-творческого потенциала профессионального дошкольного образования; индивидуализация содержательно-технологического базиса профессиональной подготовки, формирование потребности в саморазвитии индивидуальном стиле профессиональной деятельности, самоменеджмент профессиональной деятельности и развитие профессиональной индивидуальности); развитие коммуникативного потенциала будущих педагогов ДОО и возможностей, резервов системы личностных ресурсов обеспечивающее легкость, уверенность в общении, психологическую контактность, коммуникативную совместимость, активную позицию во взаимодействии с детьми, педагогами, родителями и социальными партнерами, определение трех уровней коммуникативного потенциала — реализованный потенциал (ресурсы), реализуемый потенциал (возможности) и нереализованный потенциал (резервы); обоснование критериев и показателей оценки уровня сформированности профессиональной компетенции будущих воспитателей ДОО в соответствии с принципами гуманизма, гетерогенности и гомогенности, дифференциации, инновационности, обратной связи, индивидуально-личностного подхода (готовность к работе с гетерогенными группами детей, способность к варьированию знаниями, профессиональным и социальным опытом; поиск альтернатив, осуществление диагностики личностных барьеров развития, проблем развития гетерогенной группы, коррекцией и профилактикой содержания проекта, планирование и организация деятельности гетерогенной группы по реализации проекта); знание приемов, способов решения профессиональных задач и

умение практически их использовать; определение тенденции развития современной системы подготовки специалистов дошкольного образования, основные принципы которой — демократизация, переход от традиционных концепций профессиональной подготовки к инновационным, отказ от преобладания коллективных форм обучения, усиление гуманистической направленности, дифференциации, гуманитаризации.

Мы предполагаем, что успешность профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования будет зависеть от направленности образовательного процесса на формирование у них лидерских качеств. К особенностям такой подготовки можно отнести: формирование ценностей (человеческих, духовных, практических) у студентов, уважительного отношения к личности ребёнка, саморазвития и самореализации в будущей профессиональной деятельности. Представления о ценностях и целях образования составляют основу подготовки педагогов дошкольного образования, базирующейся на идеях нравственности, демократии, гуманизма и гражданской ответственности, что выражается в требованиях к личности и профессионализму педагога дошкольного образования.

Ценностные основы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования являются базой, на которой развивается его интеллект и строится педагогическая технология. К его основным ценностям относятся: человеческие (ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к саморазвитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала); духовные (совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование нестандартной личности); практические (способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-

воспитательной системы, интерактивные педагогические технологии, обеспечивающие активное включение обучаемых в различные виды деятельности); личностные педагогические способности, индивидуальные особенности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия; диверсификация программ и вариативная организация подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

В соответствии с идеями Болонского процесса подготовка педагогов осуществляется как уровневая система непрерывного педагогического образования, предполагающая гибкость и вариативность образовательных маршрутов. В России подготовка педагогов дошкольного образования включена как в систему среднего профессионального образования (педагогические колледжи), так и высшего образования (педагогические университеты и институты).

Обеспечение качества подготовки будущих педагогов дошкольного образования предполагает непосредственное взаимодействие с работодателями,

которых включают в экспертные советы, в государственные аттестационные комиссии и др.

В процессе взаимодействия с работодателями будущим педагогам дошкольного образования предоставляется возможность прохождения всех видов практик на базе дошкольных образовательных организаций.

Особенностями прохождения педагогической практики являются: возможность прохождения практики в разных дошкольных образовательных организациях, реализующих вариативные образовательные программы; обеспечение тесного сотрудничества студента с конкретным педагогом воспитанников; формирование карьерной образовательной среды вуза, стимулирующей профессиональную и социальную активность студентов и преподавателей. Вуз формирует социокультурную среду, создает условия, необходимые для всестороннего развития личности, его индивидуальности; способствует развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, использование потенциала учебной и внеучебной деятельности студентов, преподавателей для включения работодателей в образовательный процесс.

Формирование карьерной образовательной среды вуза предполагает разработку и реализацию механизмов управления карьерным ростом, как студентов дошкольного образования, так и преподавателей.

В толковом словаре русского языка карьера определяется как «путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения» [5].

Карьерный и профессиональный рост студента, современного педагога дошкольного образования можно рассматривать как их развитие в соответствии со следующими этапами: студент («Я знаю, что знаю мало, но хочу знать много»); молодой специалист («Я ещё знаю мало, но что-то уже могу»); мастер («Я знаю много, много умею»); педагог-профессионал («Я знаю, что не знает никто, умею то, что не умеет никто»); педагог-просветитель («Я знаю много, я умею много, я умею сделать так, чтобы другие знали и умели много»).

Эффективность построения профессиональной карьеры студента и педагога зависит от качества разработки его карьерной стратегии.

Карьерная стратегия — выбор определенного типа карьеры или выбор оптимального сочетания различных типов карьеры.

Проектирование своего карьерного роста как студент, так и педагог определяют с учетом своего карьерного потенциала, характеризующего его карьерные ориентации, карьерные возможности и карьерные компетентности, при этом карьерные ориентации — это устойчивые характеристики личности, отражающие индивидуальную иерархию ценностей и предпочтительный им тип карьеры. Карьерные ориентации различают трёх типов: квалификационная

карьера — ориентация на профессиональные достижения; должностная карьера — ориентация на взаимодействие с людьми; социальная карьера — ориентация на предпринимательство (лидерство, риск, новаторство, инновационное поведение).

Например, в НовГУ им. Ярослава Мудрого существуют следующие возможности карьерного роста студентов: квалификационная карьера — диплом с отличием, Оксфордская стипендия, стипендия первого ректора университета В.В.Сороки, стипендия губернатора, стипендия президента РФ; должностная карьера — староста группы, член студенческой думы, президент студенческой думы факультета, университета, магистрант, аспирант, ассистент кафедры, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой; социальная карьера — благодарность, грамоты (заведующего кафедрой, декана, директора института, ректора университета и др.), победа в различных конкурсах и олимпиадах.

Наряду с этим определим возможности карьерного роста педагога: квалификационная карьера — педагог 1-й и высшей категории, грант президента РФ; должностная карьера в дошкольной образовательной организации (ДОО) — заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, заведующий ДОО, специалист муниципального комитета образования, департамента науки и образования Новгородской области; социальная карьера — награды: Почетная грамота комитета образования, министерства образования, знак «Почетный работник образования», звание «Заслуженный учитель РФ», звание «Заслуженный воспитатель РФ», медаль К. Д. Ушинского, звание «Учитель года».

Таким образом, педагогическая карьера — это осознанный профессиональный рост, в котором фиксируются определённые уровни достижений.

Получение дополнительных компетенций за счет повышения квалификации, переподготовки, получения дополнительного профессионального образования расширяют возможности карьерного роста и обеспечивают будущему педагогу дошкольного образования достойное положение в обществе, продвижение по профессиональной и служебной лестнице и повышение социального статуса в обществе.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2009. 30 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2013. 29 с.

3. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Межд. пед. акад., 1994. 192 с.

4. Шалаева С.Л. Социально-онтологический статус детства в системе общества: Монография. Йошкар-Ола: МГПИ, 2005. 225 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. ИРЯ им. В.В.Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. 944 с.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija [Federal state educational standard of higher education]. Moscow, 2009. 30 p.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart dosh-kornogo obrazovanija [Federal state educational standard of preschool education]. Moscow, 2013. 29 p.

3. Feldstein D.I. Psihologija stanovlenija lichnosti [Psychology of personality formation]. Moscow, Intern. Ped. Acad. Publ., 1994. 192 p.

4. Shalaeva S.L. Sotsial'no-ontologicheskiy status detstva v sisteme obshchestva [Social and ontological status of childhood

in the system of society]: Monograph. Yoshkar-OLA, MGPI Publ., 2005. 225 p.

5. Ojegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij [Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological units]. Moscow, JSC ITI Tekhnologii Publ., 2008. 944 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.