Витражная роспись - это вид декоративно прикладного искусства, который заключается в нанесении цветной краски или пленки на стекло, обрамляется контуром, другими словами это имитирование витража в учебных или творческих целях. Данный вид декоративно-прикладного искусства требует самостоятельности учащихся в создании композиций для работ, в проявлении собственного творческого начала, поэтому основные задачи курса занятий по витражной росписи направлены на развитие творческих способностей обучаемых.
Студентами в процессе работы с учащимися колледжа по овладению техникой витражной росписи по стеклу применялись самые разнообразные формы построения занятия: учащимся необходимо было объяснить технику выполнения витража, показать принцип работы, а так же познакомить с материалами. Для закрепления полученных знаний учащимся было необходимо выполнить самостоятельную практическую работу по созданию индивидуального изделия.
В ходе проведения занятий с учащимися студентами было отмечено, что рабочий процесс по созданию индивидуальной работы в технике витражной росписи формирует такие личностные качества учащихся, как усидчивость, упорство и самоорганизация. Работа над колористическим решением собственной композиции благотворно влияет на эмоциональный фон учащихся, а так же способствует развитию художественно-эстетического начала, развивает чувство цвета, ощущения прекрасного, совершенствуются воображение и фантазия. Учащиеся приобретают практические навыки росписи по стеклу. И самое главное, что учащиеся колледжа, видя результат своей работы, испытывают чувство удовлетворения, чувство собственного успеха.
Выводы. Исходя из вышесказанного можно подвести общий итог, развитие творческих способностей является необходимостью в образовательных учреждениях и является одной из основополагающих учебно-воспитательных задач. Эффективность работы над этим видом деятельности будет высокой, если учитывать определенные условия для развития творческих способностей обучающихся. Одним из соответствующих большинству данных условий являются занятия по декоративно-прикладному искусству, которые в полной мере позволяют развивать творческие способности личности.
Литература:
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Богоявленская - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский — М.: «Смысл», 2003. — 136 с.
3. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.Н. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Просвещение, 2008. - 253 с.
4. Зорин, С.С. Формирование творческого потенциала у школьников и студентов // Мир образования, 2005. - №1. - С. 59-61
5. Илалтдинова, Е.Ю., Оладышкина, А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3 (Дата обращения: 16.09.2020).
6. Крылов, А.А. Учебник психологии [Текст] / А.А. Крылов. - М.: Восток,2000. - 155 с.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1975 - 267 с.
8. Маркова, С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2 (Дата обращения: 16.09.2020).
9. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у школьников / Н.Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 2010. - 260 с.
10. Усенкова, Е.Ю. Развитие творческих способностей в ходе занятий по созданию художественного витража / ЕЮ. Усенкова, Л.А. Тимофеева - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2016. - 196 с.
Педагогика
УДК 377.12
преподаватель Толкачева Марианна Александровна
Якутский индустриально-педагогический колледж (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Егорова Римма Игнатьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Аннотация. Целью данной статьи является определение педагогических условий развития творческих способностей у обучающихся во внеучебное время. В статье обосновывается значимость реализации дополнительной образовательной Программы в якутском национальном стиле «Кыбытыктаан тигии» («Лоскутная мозаика») с целью повышения уровня развития творческого потенциала личности. Для обоснования потребности реализации дополнительной образовательной Программы в якутском национальном стиле «Кыбытыктаан тигии» («Лоскутная мозаика») в работе проанализированы различные подходы определения понятия творческие способности с точки зрения деятельностного подхода. Научная новизна состоит в разработке дополнительной образовательной Программы в якутском национальном стиле «Кыбытыктаан тигии» («Лоскутная мозаика») и определении уровня развития творческих способностей обучающихся. В результате проведенного исследования определены критерии развития творческих способностей по методикам Элиса Торренса и Джой Гилфорда, что явилось доказательной базой подтверждения выдвинутой гипотезы: занятия в кружке «Кыбытыктаан тигии» («Лоскутная мозаика») у обучающихся пробуждается интерес к стилизованному, национальному шитью, развивается активность, аккуратность, пространственное воображение, а также им представляется большой простор для реализации своих фантазий.
Ключевые слова: творческие способности, творческая деятельность, лоскутное шитьё, национальное шитьё.
Annotation. The purpose of this article is to determine the pedagogical conditions for the development of creative abilities of students in extracurricular time. The article substantiates the importance of implementing an
additional educational Program in the Yakut national style "Kybytyktaan tigii" ("Patchwork mosaic") in order to increase the level of development of the creative potential of the individual. To justify the need to implement an additional educational Program in the Yakut national style "Kybytyktaan tigii" ("Patchwork mosaic"), the paper analyzes various approaches to defining the concept of creativity from the point of view of the activity approach. Scientific novelty consists in developing an additional educational Program in the Yakut national style "Kybytyktaan tigii" ("Patchwork mosaic") and determining the level of development of students ' creative abilities. As a result of the study, the criteria for the development of creative abilities according to the methods of Alice Torrens and joy Guilford were determined, which was the evidence base for confirming the hypothesis: classes in the circle "Kybytyktaan tigii" ("Patchwork mosaic") awaken students ' interest in stylized, national sewing, develop activity, accuracy, spatial imagination, and they also have a great scope for realizing their fantasies.
Keywords: creativity, creative activity, patchwork, national sewing.
Введение. Развитие творческих способностей обучающихся является одной из сложных психолого-педагогических проблем в образовании. Педагогическое сопровождение раскрытия творческого потенциала личности способствует поиску дополнительных образовательных ресурсов. Современная система образования готовит выпускника учебного заведения быть востребованным на рынке труда и обладать набором компетенций. По требованию ФГОС выпускник СПО должен обладать, в частности, такими профессиональными компетенциями, как: создавать эскизы новых стилей швейных изделий с применением творческого источника и осуществлять авторский вид художественного решения модели на каждом этапе производства швейного изделия [9]. В результате обучающийся должен реализовать творческие идеи, создавать тематические коллекции, применяя законы композиции и цветовые соотношения, уметь самостоятельно получать и анализировать информацию в ходе творческой деятельности, развивать оригинальность мышления и творческие способности и т.д.
В научной литературе существуют различные подходы определения понятия творческие способности. При изучении понятия способностей С. Л. Рубинштейн придерживается, что «только через связь психических свойств человека с его деятельностью открывается путь для их формирования» [7, с. 41]. Развитие способностей по К.А. Абульхановой определяется деятельностью индивида по их присвоению [1]. В этой связи Т.И. Артемьева рассматривает диалектику взаимосвязи деятельности и развития способности. Автор выделяет ряд направлений, решающие развития способности в процессе выполнения деятельности с разных точек зрения: в общесоциологическом плане, в плане развития способности в конкретных видах деятельности и исследования, связанные с изучением психологического механизма способностей [3]. Тем самым, от способности зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков. Способность творить что-то новое - это деятельность человека, в процессе которого создается оригинальный продукт в сфере науки, техники, производства, искусства и организации. Творческий процесс характеризуется переходом количества в качество, благодаря применения идей и подходов. Данное понятие Б.Г. Ананьев рассматривает, как психологические особенности личности, приводящие к развитию конкретной деятельности [2], А.Н Леонтьев ратует, как результат овладения определенными знаниями, умениями, навыками [4], Э. Фромм, сетует как врожденные потенциальные способности [9]. Также творческие способности А. Маслоу связывает с самоактуализацией и самореализацией личности [5] и т.д. Актуализируя вышесказанное, полагаем что для успешного выполнения того или иного вида деятельности с одной стороны, необходимо создать условия, которые позволили бы творчески подходить к решению учебных и жизненных задач, а с другой стороны, в нашем исследовании - условие должно исходить в рамках основной образовательной программы. Как нам кажется, правильно выбранная образовательная внеучебная программа включает обучающегося в творческую деятельность, которая делает обучение интересным и развивающим.
Определение педагогических условий развития творческих способностей у обучающихся во внеучебное время достигнуты такими задачами, как:
- обучать особенностям национального, лоскутного шитья, технологии рисования с национальными традициями шитья и цветогаммы;
- развивать художественного вкуса, изобразительности, фантазии, образного мышления при работе с цветовой композицией;
- воспитать аккуратности, любви к этнокультуре.
Методами исследования развития творческих способностей обучающихся являются изучение опыта отдельно взятого общеобразовательного учреждения, метод проекта, а также анализ научной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в апробации дополнительной образовательной Программы в якутском национальном стиле «Кыбытыктаан тигии» («Лоскутная мозаика») для развития творческих способностей обучающихся колледжа во внеучебное время.
Изложение основного материала статьи. Теоретическая база исследования опирается на труды Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А. Маслоу, Т.И. Артемьевой и др. [2, 5, 7, 6, 3]. Изучение научных источников по теме исследования позволяет нам констатировать, что способности являются индивидуально-психологическими особенностями личности. Гипотеза исследования предполагает, что разработанная дополнительная образовательная программа национального лоскутного шитья эффективно будет развивать творческие способности у обучающихся колледжа. Согласно поставленной гипотезе предметом исследования обозначено развитие творчески способностей студентов во внеучебное время. Для эксперимента были выбраны студенты первого, второго и четвёртого курсов обучения ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж». Учебное заведение было организовано в 2001 г. на базе Школы тракторных бригадиров и механиков, которая была создана в 1934 году приказом Народного Комиссариата Земледелия СССР, с целью подготовки квалифицированных рабочих кадров в республике. В настоящее время в колледже 17 учебных групп и 400 студента учатся по следующим специальностям и профессий: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, 23.01.17 - Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, 23.01.03 - Автомеханик, 22.02.06. - Сварочное производство, 29.02.04. - Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, 15.01.05. -Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки) и 29.01.07. - Закройщик. Портной.
В анкетировании принимали участие студенты дневной формы обучения, в возрасте от 16 до 24 лет. Исследование проводилось среди студентов, обучающихся по специальности 29.02.04. «мастер производственного обучения», по отрасли швейной промышленности (конструирование, моделирование и
технология швейных изделий). В опросе принимали участие всего 40 студентов, была разработана анкета по диагностическим методикам Элиса Торренса и Джой Гилфорда, включающая 15 вопросов. Полученные результаты суммировались, и по классификатору определяли уровень развития творческих способностей в процентном соотношении. Тем самым мы проверили сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей по Джой Гилфорду и придерживались к следующим критериям:
• как легко и быстро будут проявляться творческие способности при выполнении конкретного задания;
• оригинальность выполнения задания.
Методика Элиса Торренса состоит из трех частей, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество и оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:
1. Гибкость (разнообразие ответов);
2. Оригинальность (редкость идей);
3. Разработанность идей (детализация).
По итогам опросника Гилфорда выяснили, что 66,7%, опрошенных предпочитают выполнять работу, где чётко прописана инструкция, а 33,3% не любят выполнять регламентированную работу и придерживаются свободного графика, 55,5% респондентов хорошо понимают абстрактную живопись, и считают что она даёт пищу для ума, однако, только 20% посещают художественные музеи. 100% участников эксперимента не хотели бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе, поскольку разнообразные увлечения и хобби, по их мнению, подчеркивают индивидуальность.
В эксперименте несколько вопросов были связанные с конструированием, моделированием и технологией швейных изделий. В результате мы узнали, что 83% респондентов увлекаются дизайнерской работой, как аргументируют сами обучающиеся, даже к обычному делу они относятся творчески.
Таким образом, интерпретируя полученные результаты, сделали вывод о том, что у анкетируемых средние показатели оригинальности и уникальности, что говорит о среднем уровне развития творческих способностей обучающихся. Однако, если сравнивать результаты анкетирования по курсам, то у студентов 2 курса наибольший показатель творческих способностей, а у первокурсников наименьшее количество баллов, что говорит о низком показателе развития творческих способностей.
Внеучебная дополнительная образовательная программа «Кыбытыктаан тигии» («Лоскутная мозаика») имеет художественную направленность и создает условия для развития творческих способностей и конструкторского мышления. В соответствии с концепцией развития дополнительного образования студентов «ключевой характеристикой программы является познание через творчество».
У якутов, лоскутная мозаика - национальный вид шитья. Согласно имеющимся научным данным С.И. Петровой якутские мастерицы издревле использовали лоскутное шитье в повседневной жизни еще до XVIII века, до того, как привезли в Якутию первую ткань [6]. Этот вид шитья мастерицы использовали с утилитарной целью, с целью экономии материала. Якутами пользуется техника шитья «кыбытыктаах тигии» (лоскутное шитьё), в котором каждый лоскут ткани разделён вкраплением однотонной тканью, которая видна как линия между лоскутными тканями. Это сложная техника шитья усложняет ручную работу, но делает работу красочным и идеально контрастной. В XX веке Якутское лоскутное шитьё «кыбытыктаах тигии» обрела вторую жизнь.
В своей книге С.И. Петрова подчеркивает, что в традиционном якутском шитье восприятие цвета слагается естественно, в условиях окружающей природы. Теплые тона натуральной кожи и пушного меха традиционно сочетаются с холодными сине-голубыми тонами в сочетании с черным цветом бисерной вышивки. Все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. По общему виду их можно разделить на растительные, геометрические, зооморфные [6]. Светлана Ивановна считает, что самым древним узором является - таталай, напоминающий контуры извилин на нёбе рогатого скота. По мнению автора этот орнамент является, по древнему пониманию человека, лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств.
Лоскутной мозаикой издревле увлекались все женщины и передавали технику шитья с поколения в поколение, они шили разные предметы быта, конского убранства, «оберег» (Харысхал), национальное платье «халадаай», национальный жилет «Кэhиэччик», «Комзол» и т.д.
Образовательная программа внеучебного занятия (кружок) «Кыбытыктаан тигии» («Лоскутная мозаика») в колледже рассчитана для студентов 1-4 курсов. Количество студентов в группе не превышает 1012 человек, обучение рассчитано на 6 месяцев, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно, от простого к более сложному. Целью программы предусмотрели развитие творческих способностей и конструкторского мышления, которая достигалась следующими задачами:
- обучать особенностям национального, лоскутного шитья, технологии рисования. Ознакомить с национальными традициями шитья и цветогаммы;
- развивать художественный вкус, изобразительность, фантазию, мелкую моторику, глазомер, образное мышление при работе с цветовой композицией, эстетический вкус;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
При этом студенты изучают историю якутской национальной одежды и лоскутного шитья, технологию и приемы изготовления изделия шитья, цветовую гамму; умеют пользоваться с инструментами и приспособлениями, выполняют изделия по технологии, подбирают цветовые гаммы; владеют навыками работы на швейной машине с соблюдением техники безопасности и цветовой гаммы. Ниже предлагаем ознакомиться с учебно-тематическим планом внеурочного дополнительного кружкового занятия табл. 1.
Таблица 1
Учебно-тематический план
№ Название темы Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. Инструменты и приспособления. ТБ. 4ч. 2ч. 2ч.
2. История лоскутного шитья. 4ч. 2ч. 2ч.
3. Краткое введение по цветоведению. 2ч. 1ч. 1ч.
4. Практика по шитью. 10ч. 3ч. 7ч.
5. Техника шитья из лоскутов. 10ч. 2ч. 8ч.
6. Изготовление «оберег» (Харысхал). 15ч. 2ч. 13ч.
7. Изготовление национального платья «халадаай». 60ч. 6ч. 54ч.
8. Изготовление национального жилета «Кэhиэччик». 50ч. 5ч. 55ч.
9. Изготовление деткого костюма «Комзол». 50ч. 5ч. 5ч.
10. Посещение выставок, встреча с народными мастерами. 8ч. 8ч.
11. Участие в выставках. 10ч. 10ч.
12. Итоговое занятие. 2ч. 2ч.
Итого: 225ч. 48ч. 117ч.
Содержание программы «Кыбытыктаан тигии» включает: изготовление лекал, раскрой и подбор ткани, ручную технику шва «Саахымат», «Кыбытык», «Харыйалыы», пошив «Олбох», изготовления «Харысхал» (оберег). Кроме практических занятий входит культурная программа: посещение выставки и участие в ней, встреча народными умельцами, мастер классы и.д.
Девушки с большим энтузиазмом шьют якутские национальные изделия - национальное платье «халадаай», национальный жилет «кэhиэччик» и изготовление детского костюма «комзол». Итоговое представление работ - участие на выставке со своим изделием и защита проекта, где проявляются их творческие способности и готовность к самоорганизации студентов в профессиональной деятельности.
Тем самым кружковое занятие «Кыбытыктаан тигии» дает прекрасные возможности для развития творческих способностей у обучающихся, где итогом работы является участие студентов в научно-практических конференциях, творческих конкурсах молодых дизайнеров. Например, студентка 2 курса Марианна Степанова заняла 3 место с коллекцией одежды «Зов предков» на НПК «Шаг в Будущую профессию» (руководитель Михайлова М.П.), студентка 4 курса Туйаара Плотникова, участвовала ко Дню науки, с национальным демисезонным костюмом для детей с ограниченными возможностями здоровья (руководитель Толкачева М.А.), Василий Бандеров-Султанов в конкурсе «Ай-тик», представил свою коллекцию мужской классической одежды для офиса в национальном стиле, был поощрен благодарственным письмом за сохранение традиций.
Выводы. Таким образом, цель статьи - определение педагогических условий развития творческих способностей у обучающихся во внеучебное время, достигнута, следует отметить, что национальное традиционное шитьё, как деятельность, выступает педагогическим условием развития творческих способностей и как процесс образования у обучающихся. Кружковое занятие «Кыбытыктаан тигии» во внеучебное время обучает начинающих мастериц поэтапной технологии обработки и изготовления материала, особенностям национального, лоскутного шитья, помогает раскрытию технологических особенностей лоскутного рисования и шитья. Содержание программы «Кыбытыктаан тигии» также включает историю, виды и способы традиционного лоскутного шитья. В этой связи у обучающихся пробуждается интерес к стилизованной, современной, якутской одежде и к выполнению национального, художественного шитья. Развивается у них пространственное воображение, образное мышление и восприятие цветовой гаммы, при работе с цветовой композицией воспитывается художественный вкус, изобразительность, фантазия и эстетический вкус, а также представляется им большой простор для реализации своих фантазий.
В результате исследования пришли к выводу, что посещение обучающимися кружкового занятия «Кыбытыктаан тигии» непосредственно влияет на успешное выполнение творческих заданий и способствует развитию творческих способностей, заложенных природой.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: «Наука», 1980. - 335 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек предмет познания психологии. - СПб.: Питер, 2001 - 288 с.
3. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1977. - 156 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 320 с.
5. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст]: пер. с англ. / А. Маслоу; под общ. ред. Г.А. Балла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева. - М.: Мысль, 1999. - 425 с.
6. Петрова С.И. - Уран Хатын, «Кырада^ш кустуга. Сахалыы иис кистэлэнэ» / Уран Хатын; М.К. Аммосов аатынан Хотугулуу - Илинни Федеральнай ун-т. - Дьокуускай: Кемуел, 2014. - 88 с.
7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР,1959. - С. 41.
8. ФГОС СПО по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий https://kosygin-rgu.ru/filemanag/Uploads/20prikaz/obr_standart/04.05.2017/290204.pdf
9. Фромм, Э. Человек для себя [Текст] / Э. Фромм; пер. с англ. Л.А. Чернышевой. - Мн.: Изд-во В.П. Ильин, 1997. - 416 с. Source list.