Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования конструкторских умений у обучающихся с ОВЗ на занятиях объединения дополнительного образования «Лоскутное шитье»'

Психолого-педагогические условия формирования конструкторских умений у обучающихся с ОВЗ на занятиях объединения дополнительного образования «Лоскутное шитье» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТОРСКИЕ УМЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ / ОБЪЕДИНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ / DESIGN SKILLS / THE FORMATION OF ENGINEERING SKILLS / COMBINING ADDITIONAL EDUCATION / TECHNICAL DESIGNING WHEN PERFORMING PATCHWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко О.Ю., Куприянова Г.В.

Статья посвящена проблеме допрофессиональной подготовки по направлению «швейное дело» обучающихся с ОВЗ умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особый интерес вызывают практические результаты исследования авторов, связанные с формированием у данной категории обучающихся технико-конструкторских и творческо-конструкторских умений при выполнении техники «Лоскутное шитье». В статье авторы приводят характеристику понятия «формирование конструкторских умений», перечень формируемых у обучающихся умений для выполнения конструирования в технике «Лоскутное шитье», дают характеристику особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при выполнении данной техники шитья и психолого-педагогические условия формирования конструкторских умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артеменко О.Ю., Куприянова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF DESIGN SKILLS OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE CLASSROOM ASSOCIATION OF ADDITIONAL EDUCATION «PATCHWORK»

The article is devoted to pre-vocational training in the field of «sewing» of students with disabilities of mental retardation (intellectual disabilities). Of special interest are the practical results of our studies related to the formation of this category of students technical design and creative design skills when the technique of «Patchwork». In the article the authors present a characterization of the concept of «formation of design skills», the list of generated students skills to perform the design in the technique of «Patchwork», a feature of the special educational needs of students with disabilities in the performance of this sewing techniques and psycho-pedagogical conditions of formation of design skills

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования конструкторских умений у обучающихся с ОВЗ на занятиях объединения дополнительного образования «Лоскутное шитье»»

Артеменко О.Ю.,

педагог дополнительного образования МБОУДО «Художественно-эстетическая школа», слушатель программы профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования», ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»,

Куприянова Г.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей I квалификационной категории кафедры социально-культурной деятельности ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»

г. Нижний Тагил, Российская Федерация

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ» 1

Аннотация

Статья посвящена проблеме допрофессиональной подготовки по направлению «швейное дело» обучающихся с ОВЗ - умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особый интерес вызывают практические результаты исследования авторов, связанные с формированием у данной категории обучающихся технико-конструкторских и творческо-конструкторских умений при выполнении техники «Лоскутное шитье». В статье авторы приводят характеристику понятия «формирование конструкторских умений», перечень формируемых у обучающихся умений для выполнения конструирования в технике «Лоскутное шитье», дают характеристику особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при выполнении данной техники шитья и психолого-педагогические условия формирования конструкторских умений.

Ключевые слова: конструкторские умения, формирование конструкторских умений, объединение дополнительного образования, техническое конструирование при выполнении лоскутного шитья.

1 Статья публикуется в рамках реализации плана Сетевой образовательной программы «Юный инженер» (Постановление Правительства Свердловской области № 1115-ПП «Об утверждении перечня региональных инновационных площадок в Свердловской области» от 17.12.2015 г.)

Artemenko O. Y.,

teacher of additional education MBEIAE «Art school», the listener program professional the training «Teacher of additional education» of SBPEK SR «Nizhny Tagil training college № 1»

Kupriyanov G. V., teacher professional disciplines and professional of the I qualifying category of the department of social and cultural activities SBPEK SR «Nizhny Tagil training college № 1» Nizhny Tagil, Russian Federation

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF DESIGN SKILLS OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE CLASSROOM

ASSOCIATION OF ADDITIONAL EDUCATION «PATCHWORK»

Abstract

The article is devoted to pre-vocational training in the field of «sewing» of students with disabilities of mental retardation (intellectual disabilities). Of special interest are the practical results of our studies related to the formation of this category of students technical design and creative design skills when the technique of «Patchwork». In the article the authors present a characterization of the concept of «formation of design skills», the list of generated students skills to perform the design in the technique of «Patchwork», a feature of the special educational needs of students with disabilities in the performance of this sewing techniques and psycho-pedagogical conditions of formation of design skills

Keywords: design skills, the formation of engineering skills, combining additional education, technical designing when performing patchwork.

Социальные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека и связанные с ними увеличения трудностей сложнее преодолевают незащищенные слои населения, к которым относятся, в частности, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особенно остро сегодня стоит вопрос в количестве созданных условий для получения данной категорией обучающихся допрофессиональной подготовки по определенному практической деятельности, которая могла бы в будущем стать основой их жизни, профессиональной деятельности и финансовой независимости. Наиболее перспективный путь решения данной проблемы, на наш взгляд, - это реализация узкоспециализированных дополнительных образовательных программ, что и отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (Пр. МОН РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).

Между тем, не смотря на развитие законодательной базы, проблема включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психического и физического развития. Они составляют почти десятую часть жителей планеты (из материалов П.Ф. Анисимова [3]). Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), которая свидетельствует, что: число таких людей достигает 13% от общего числа населения; с недостатками интеллекта рождаются 3% детей и 10% детей с другими психическими и физическими отклонения; а всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями (из материалов монографии Н.А. Алексеева [2]). Как показала в своем годовом отчете Министерство здравоохранения РФ за 2015 г. в России численность детей с ОВЗ в возрасте до 18 лет составляла на 1 января 2016 года 554 тыс. человек; и ежегодно в стране рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами [там же]. Рост численности детей с ОВЗ в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их трудовой адаптации.

Ограниченная возможность здоровья у обучающихся связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Освоение обучающимися с ОВЗ трудового, а через него и социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов, занимающихся данной категорией обучающихся, компетентных решений и действий. И в первую очередь это разработка специальных дополнительных образовательных программ, в которых запланирована коррекция и адаптация обучающихся. В этой связи возникает необходимость в выборе основных направлений допрофессиональной подготовки данной категории учащихся в системе дополнительного образования. Анализ педагогического опыта показывает, что традиционной и результативной сферой данной деятельности являлась и является допрофессиональная подготовка. В нашем педагогическом проекте данная допрофессиональная подготовка ориентирована на формирование конструкторских умений у обучающихся на примере освоения техники «Лоскутное шитье». Данный выбор техники и направления дополнительного профессионального образования детей с ОВЗ обоснован следующими причинами:

- техника способствует отработки простейших конструкторских действий;

- техника основана на алгоритмизации всех действий с неизменяемыми этапами и их последовательности;

- выполнение техники предполагаем многочисленные повторения простейшим унифицированных конструкторских действий;

- техника допускает, что у педагога будет возможность подбора и коррекции алгоритма изготовления под индивидуальные возможности каждого обучаемого (возможно изменение количества этапов, сложности операций и

др.);

- техник предполагает такой характер двигательных действий, который соответствует характеру действий с мелкой моторностью и требующей повышенного внимания на детальную проработку каждой операции без потери такового и психологического уставания от однообразия действий.

Для выявления психолого-педагогических условий формирования конструкторских умений, мы определили данное понятие в ходе сопоставительного анализа словарных источников. В соответствии с результатами проведенного сопоставительного словарного анализа мы характеризуем понятие «формирование конструкторских умений» как усвоение или выработка обучающимся новых для него способов выполнения действий на базе приобретенных знаний и умений по предлагаемой схема, с учетом алгоритма сборки готового изделия или объекта (И.М. Бгажнокова [4]).

В большинстве методических рекомендаций указывается, что основные конструкторскими умениями при выполнении швейной техники «Лоскутное шитье», являются следующие:

техническо-конструкторские умения (Н.П. Вайзман [5]):

- подбор или уточнение эскиза рисунка изделия в соответствии с необходимыми конструкторскими возможностями метода сборки;

- выбор материалов, инструментов, приспособлений для осуществления сборки конструкции рисунка изделия;

- оптимальная раскладка деталей конструкции, экономный и точный раскрой;

- точное выполнение каждой отдельно швейной операции при сборке конструкции из деталей;

- четкая последовательность сборки рисунка по эскизу;

творческо-конструкторские умения (Н.А. Алексеев [2]):

- создание конструкторских эскизов соединения деталей ткани;

- определение гармоничного сочетания цвета, фактуры и текстуры ткани;

- оформление готового изделия деталью с рисункам в технике «Лоскутное шитье».

Однако формирование всех вышеперечисленных конструкторских умений связано с индивидуальными особенностями обучающихся с ОВЗ.

На основе проведенного анализа психолого-педагогической и методической литературы (Н.А. Алексеев [2], П.Ф. Анисимов [3] и др.) мы выявили следующие психолого-педагогические характеристики особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, которые должны быть учтены при организации занятий объединения дополнительного образования «Лоскутное шитье»:

- незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности;

- наличие возможности организации отдыха, правильного режима деятельности;

- ориентация на осуществление индивидуальных действий;

- выбор методов обучения с учетом наличия затруднений у обучающихся в организации собственной целенаправленной деятельности;

- для более полного восприятия учебного материала в процесс обучения должна быть включена постоянная наглядно-практическая опора с предельно развернутом содержании инструкций техники изготовления;

- учет при планировании процесса обучения, что объем и темп работы у обучающихся с ОВЗ значительно ниже общепринятых нормативов изготовления каждой швейной процедуры;

- подбор методов изготовления с учетом недостаточной четкости основных движений кисти рук у обучающихся;

- выбор способа соединения деталей с учетом слабой регуляции мышечных усилий, трудностей зрительно-двигательной координации;

- организация процесса обучения конструированию рисунка из лоскутов ткани должна строится с учетом наличия у обучающихся с ОВЗ трудностей самостоятельного выполнения многоэтапных двигательных действий и в установлении правильной последовательности действий;

- выбор содержания деятельности обучающихся по изготовления рисунка в технике «Лоскутное шитье» должен осуществляться с учетом того, что особый интерес к деятельности у обучающихся с ОВЗ вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки объектов, с которыми они работают, особенно цвет;

- организация обучения и выбор техники соединения деталей рисунка изделия в единую конструкцию должны строиться с учетом того, что для обучающихся при группировке деталей изделий в единый рисунок с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь.

В соответствии с вышесказанным можно выделить следующие психолого-педагогические условия (Л.И. Акатов [1], П.Я. Гальперин [6] и др.) формирования конструкторских умений у обучающихся с ОВЗ на занятиях объединения дополнительного образования «Лоскутное шитье»:

- практико-ориентированный, действенный характер обучения, спроектированный в содержании дополнительной образовательной программы;

- доступность для обучающихся с ОВЗ содержания познавательных задач по конструированию, реализуемых в процессе обучения;

- выбор для обучения учащихся с ОВЗ конструкторских швейных действий и операций, которые можно при необходимости разбить на простейшие операции без потери качества итогового изделия, выполненного в технике «Лоскутное шитье»;

- увеличение в дополнительной образовательной программе общей продолжительности обучения для учащихся с ОВЗ;

- включения в процесс обучения систематической актуализации сформированных у них знаний и умений путем постоянного повторения швейных конструкторских операций;

- обязательная индивидуализация обучения;

- обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся с ОВЗ, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним.

В ходе исследования было разработано содержания занятий объединения дополнительного образования «Лоскутное шитье» для формирования конструкторских умений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 12-17 лет. Планирование рассчитано на 2 учебных года: 1-й год - 144 часа, 2-й год - 144 часа. Периодичность занятий - 4 часа в неделю, 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий по 45 минут, отдых между занятиями по 15 минут.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акатов, Л.И. Процесс формирования практических умений у детей с ограниченными возможностями здоровья: психол. основы [Текст] : учеб. / Л.И. Акатов. М.: Владос, 2014. - 363 с.

2. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение обучающихся с ОВЗ: вопросы теории и практики [Текст] : монография. Тюмень: ТГУ, 2016. -216 с.

3. Анисимов, П.Ф. Формирование практических умений у обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования [Текст] / П.Ф. Анисимов. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2012. - 110 с.

4. Бгажнокова, И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с ОВЗ [Текст] / И.М. Багжнокова // Дефектология. - 2015. - № 1. - С. 37-41.

5. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н.П. Вайзман. М.: Аграф, 2007. - 128 с.

6. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. М.: МГУ, 2015. - 120 с.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» // Официальный сайт Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. URL:

http://www.mLnobraz.ru/federalnye_gosudarstvennye_obrazovatelnye_standarty_dlja _detejj_s_ovz/ (дата обращения: 15.05.2016 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.