Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЖИВОПИСЬ / МЕТОД / ПЕДАГОГ / ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / COLOR / COLOR PERCEPTION / PAINTING / METHOD / TEACHER / TRAINING / STUDYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Долматова Анна Анатольевна, Чернигин Александр Алексеевич

В данной статье рассматривается вопрос развития чувства цвета у студентов, обучающихся дизайну, обосновывается его значимость в образовательном процессе. Акцентируется внимание на то, что именно занятия по живописи дают большую возможность развить и усилить цветочувствительность обучающихся.Определяются ключевые этапы методов обучения и методов проверки и оценивания в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Долматова Анна Анатольевна, Чернигин Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COLOR SENSITIVITY OF DESIGN STUDENTS

This article examines the issue of developing a sense of color in students studying design, justifies its importance in the educational process. Attention is drawn to the fact that painting classes provide a great opportunity to develop and strengthen the color sensitivity of students. The key stages of training methods and methods of verification and evaluation in this area are defined.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

7. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект / Л.И. Фалюшина. - Издательство: Педагогическое сообщество России, 2015. - 203 с.

8. Шумакова К.С. Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ / К.С. Шумакова // Образование и наука. 2008. №7. - С. 61-68.

Педагогика

УДК 378

Член Союза Художников России, доцент кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); Член Союза Дизайнеров России, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Дизайн-проектирования и изобразительных искусств Долматова Анна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород); Член Союза Художников России, доцент кафедры

Декоративно-прикладного искусства и дизайна Чернигин Александр Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос развития чувства цвета у студентов, обучающихся дизайну, обосновывается его значимость в образовательном процессе. Акцентируется внимание на то, что именно занятия по живописи дают большую возможность развить и усилить цветочувствительность обучающихся.Определяются ключевые этапы методов обучения и методов проверки и оценивания в этой области.

Ключевые слова: цвет, цветовое восприятие, живопись, метод, педагог,обучение, обучающийся.

Annotation. This article examines the issue of developing a sense of color in students studying design, justifies its importance in the educational process. Attention is drawn to the fact that painting classes provide a great opportunity to develop and strengthen the color sensitivity of students. The key stages of training methods and methods of verification and evaluation in this area are defined.

Keywords: color, color perception, painting, method,teacher, training, studying.

Введение. Цвет, а также его сочетания - это очень важные художественно-выразительные средства живописи, они способны формировать духовность личности, вкус и любовь к прекрасному, определять настоящие ценности жизни. В процессе обучения изобразительному искусству почти каждый педагог отмечает необходимость более полноценного использования нравственного потенциала искусства, которое может служить средством формирования и развития художественных, этических и социокультурных принципов, творческого воображения и наполненности личности.

Известные теоретики изобразительного искусства, педагоги, психологи Р. Арнхейм [1], Б.А. Базыма [2], Л.С. Выготский [3], С.П. Ломов [7], Г.И. Панксенов [9] и др. неоднократно описывали сложность процесса художественного восприятия. Они говорили о важности творческого переживания, переосмысления и оценки произведения искусства. Большое значение для исследуемой проблемы имеют труды по теории цвета и колорита И. Иттена [6]; психологии восприятия цвета (В.С. Денисов [4] и др.); истории методов обучения цветовой грамоте (М.О. Сурина, А.А. Сурин и др.) [10]; С.М. Маркова[8], В.Д. Шадриков [11] и др. рассматривали этот вопрос, обращаясь к профессиональному самоопределению личности.

Данные мысли очень актуальны в современном непрерывно развивающемся мире. Для преподавателей изобразительного искусства и дизайна важнейшим элементом обучения является и развитие цветовой чувствительности студентов - дизайнеров, изучение теории применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности, в частности в процессе восприятия окружающей действительности и в процессе создания дизайн-проектов. Иногда изменения в качественно новом решении, к примеру, цвета, могут поменять эмоциональное отношение людей к привычным вещам, а изменения какого-либо цветового оттенка или насыщенности влияют на общее состояние всей цветовой палитры объекта дизайна.

Изложение основного материала статьи. Некоторые деятели искусства отмечали, что особую значимость имеет цветовая выразительность работы, а ее образность обуславливается художественно-творческими способностями обучающегося, в основе которых лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому. При этом педагог сам должен уметь не только филигранно различать цвета, но и иметь развитое эстетическое восприятие в этой области. И это он должен передать своим ученикам. Такой педагог при работе должен иметь квалифицированные знания и навыки художественной архитектурно -оформительской, декоративно-прикладной, дизайнерской и полиграфической деятельности, а также рационально оценивать результаты творчества обучающихся. Цвет можно считать важным фактором художественного воздействия и воспитания в деятельности педагога.

Развитие цветовой чувствительности на занятиях по живописи и колористике необходимо начинать с детского возраста. Организации проведения занятий по цветовосприятию уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э.И. Кубышкина, Н.Н. Ростовцев, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветовосприятию в условиях современной школы. Так Э.И. Кубышкина подробным образом рассматривает подготовку к урокам по цветовосприятию и живописи; Б.М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветовосприятия через восприятие окружающей действительности и искусства; Т.Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на

уроках по цветовосприятию. Современные программы образовательной области «Искусство» (Н.Э. Басина, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов) уделяют большое внимание развитию эмоционально-чувственной сферы школьников, изучению основ цветовосприятия. Процесс развития цветовой чувствительности младших школьников основывается на том, что в этом возрасте каждый склонен к выделению цвета над другими инструментами в рисовании. Дети обычно не сильно задумываются над правильностью композиции, формы предметов или светотеневыми отношениями. Поэтому цветовое восприятие детей младшего школьного возраста можно назвать одним из главных способов передачи собственных мыслей на холст. Каждый человек в младшем возрасте осваивает как окружающий его мир, так и культуру, быт, нормы и правила. Именно тогда ему и прививаются устойчивые эталоны цвета. Иногда они становятся слишком определенными (голубое небо, зеленая листва, белые облака, желтое солнце), что может привести к меньшей вариативности в выборке палитры.

Когда вчерашний школьник приходит в вуз получать уже профессиональные компетенции, то для полноценного формирования необходимых навыков и знаний студентов-дизайнеров очень важны занятия различными видами искусств, в том числе и живописью, что включает в себя изучение основ науки -цветоведения. Это помогает в приобретении необходимых профессиональных компетенций, развивает мышление, личность обучающегося становится более наблюдательной, интересующейся, анализирующей. Работы таких студентов могут поражать преподавателя новыми интерпретациями обыденных вещей и ситуаций, оригинальностью, выразительностью, передачей настроения и эмоций автора, динамичностью и яркостью. Немаловажную роль играет палитра, которую применяет обучающийся в данных работах.

В период студенчества развитие цветовой чувствительности можно организовать через прямое взаимодействие с красящими веществами, сравнение цветов в заданной гамме и окружающих объектов, через наблюдения за природой и естественными оттенками, через работу с белилами и водой. Смешение новых для обучающегося материалов дает возможность получить настоящее удовольствие и погружение в познавательное обучение. Ощущение свободы и стихийности в работе с красками, а также полной умиротворенности и последовательности появляется только после того, как студент начинает замечать прозрачность акварельных потоков на листе, вязкость и густоту гуашевых смесей, бархатистость и хрупкость пастельных карандашей, что могут привнести в картину нежность и легкость.

Наиболее продуктивными занятиями для развития цветовой чувствительности студентов-дизайнеров являются занятия по пейзажной живописи.

Педагоги в ходе обучения пейзажной живописи обычно замечают формирование целого ряда форм цветового восприятия. Первой является репродуктивная, что олицетворяет непосредственный опыт начинающего автора. Вторая называется конструктивной, которая включает практические знания и умения, а также теоретическую основу. Третьей формой можно считать корректирующую или направляющую, которая зависит от способностей к саморазвитию в творчестве. И последней многие считают творческую, что определяется продуктивностью, художественным подходом к обучению.

Также можно выделить несколько этапов восприятия пейзажа. Первым идет цветовое восприятие и основное формирование образов. Позже следуют цветовое впечатление, а за этим этап построения колорита, дабы сделать образ выразительнее. Именно поэтому преподавать основы нужно параллельно включая в занятия технику работы с различными красками. Методика заключается как в предоставлении обучающимся теории, так и в использовании упражнений на практике. Работа состоит из рассмотрения и изображения натуры, рисованию по представлению и по памяти. В процессе творческой практики деятельность уже смещается в область цветового исследования.

Если программа будет строиться по такому принципу, то она поспособствует развитию наиблагоприятнейших условий для раскрытия творческого и художественного потенциала обучающихся. Очень важны для полноценного процесса получения опыта такие элементы эстетического и образного цветовосприятия как сильно выраженное в определенных эмоциях отношение к цветам, индивидуальная характерность образной передачи в искусстве, созданная преподавателем творческая атмосфера или условия для ее возникновения и самостоятельного функционирования.

Развивать чувство цвета помогают следующие составляющие:

• когнитивная, что определяет теорию и знания о цвете;

• эмотивная, олицетворяющая эмоциональную реакцию на цвет;

• деятельная, воплощающую различные умения, такие как составление, анализ и применение данных о цвете.

Также особую роль стоит отводить тактильной части в обучении, соотношениям цвета и звука, цвета и движений, изменениям цвета в различных условиях. Педагогами принято использовать самые разные формы проведения занятий собучающимися. Очень интересны занятия с экскурсиями, мини-путешествиями, пленэрами, также такие методы, как мыслительные представления и упражнения на воображение, познание цвета, составление цветовых пар, гармоний, комбинаций, изображение цветового спектра, круга и различных контрастов.

Обучающимся порой приходится искать словесные аналоги ощущений при изучении цвета, придумывать истории по картинам известных художников и вообще изучать их творчество, многие студенты способны представлять себя на месте цвета и описывать свои действия, все это помогает глубже понимать характер цвета и уметь выражать это в доступной форме.

Методом в обучении можно назвать способы взаимодействия и совместные действия обучающегося и педагога, что направлены на решение задач, поставленных в начале обучения. Приемом привыкли считать составную часть метода. Их общепринято сочетают друг с другом в разных пропорциях. Есть известные особенности характера учебной и познавательной деятельности обучающегося в овладении необходимыми знаниями. В объяснительно-иллюстративном пункте обычно фигурируют беседы, лекции, объяснения, изучение специальной литературы, а также демонстрация различных художественных произведений, таких как видео-фильмы, картины, интернет-материалы.

В репродуктивном пункте важную роль играют различные воспроизведения принятых правильными в этом виде искусства действий, применение навыков и умений на практике, деятельность по определенному плану. В учебно-поисковом и исследовательском направлении студент учится сам познавать то, о чем ему сообщают в различных источниках. Однако для педагога важно уметь организовывать и осуществлять сам

учебно-познавательный процесс, знать, как мотивировать своих подопечных и грамотно контролировать творческую деятельность.

Методы обучения помогают создавать упорядоченность и достигать дидактические и познавательные цели в области развития цветовой чувствительности обучающихся. Также важно не забывать о методах проверки и оценивания приобретенного опыта, знаний, практических навыков и умений.

Чтобы донести до обучающихся огромный объем информации в небольшой срок, стоит использовать современные мультимедийные методы и формы обучения. Но желательно и не забывать о личном общении педагога и обучающегося. О значимости личности педагога в жизни любого человека писали такие ученые как Е.Ю. Илалтдинова, [5], А.А. Оладышкина и др. Живое слово педагога помогает истолковывать различные закономерности и правила, существующие и фактические свойства, понятия и явления. В беседе или диалоге педагог способен наводить обучающихся к осознанию изученной информации и проверять уровень понимания материала. Дискуссия предполагает обмен разными точками зрения по заданной проблеме. Самостоятельную работу обозначают как важную ступень в процессе обучения, к ней стоит подходить очень аккуратно, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося. Экскурсии в музеи могут являться одним из видов учебно-познавательной или обзорно-ознакомительной деятельности.

Однако при развитии цветовой чувствительности не обойтись без наглядного метода, что заключается в применении наглядного материала, пособий, литературы, иллюстраций, кино- и видео-формата, различных современных технических средств, интернета. Практический же метод включает в себя упражнения, что представляет собой многократное повторение умственных или практических действий, включает также творческую работу и практические занятия.

Также следует отметить метод проблемного обучения, при котором воссоздаются проблемные ситуации, те же условия и обстановка, что способствует активизации мышления, развивает познавательную самостоятельность, позволяет обучающемуся выявлять новые пути решения уже известных проблем.

Организация обучения имеет определенные формы. Первую из них можно разделить по количеству познающих искусство дизайна на индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную и парную. Вторую, что обозначает место проведения, на аудиторную и внеаудиторную. Естественно, что любое занятие следует структурировать, даже если оно проходит по творческой направленности.

Обычно в начале занятия преподавателем излагается новый материал, где он смело использует все, вышеперечисленные методы и формы донесения знаний до своей аудитории. Практика является неотъемлемой составляющей каждого занятия, где смело выполняются различные упражнения, художественные и творческие работы и композиции. Рефлексией можно назвать организованный анализ своей деятельности, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся, происходит подведение итога, просмотр конечного результата, оценивание и объявление ошибок и недочетов, а также способов их исправления. Таким образом, каждому педагогу должно быть понятно, что от формы и организации его собственного занятия зависит не только качество полученных знаний, но и уровень развития практических навыков студентов.

Учащиеся постоянно ищут людей, что отличаются от их привычного окружения, именно у них они желают чему-то учиться, если преподаватель сможет сыграть такую значимую роль в их жизни, то это будет чудесным исходом. Чтобы занятия могли заинтересовать студента, важно быть не столько прекрасным художником и на высоком уровне владеть своей специальностью, сколько уметь выслушивать, слышать и уважать мнение своих учеников. Важно каждого считать полноценной личностью, со своими мечтами, амбициями и желаниями, интересоваться их проблемами, помогать достичь успеха. Если обучающиеся осознают, что преподаватель понимает, разбирается не только в своей области, что он способен выходить за рамки занятий, разговаривать о современной и популярной культуре, интересоваться теми же вещами, что и они - фильмами, музыкой, современными направлениями в искусстве, то у них появляется больше мотивации. А если педагог пытается строить параллели между теорией и современными интересами, то это раскрывает исследовательский и экспериментаторский потенциал будущих дизайнеров.

Выводы. Внедрение в образовательный процесс обоснованной системы последовательных упражнений, творческих заданий по развитию цветовой чувствительности, целенаправленное сочетание подготовительных кратковременных и длительных упражнений, применение средств наглядности, современных средств обучения, более органичная увязка теоретических и практических образовательных и воспитательных задач значительно повышает эффективность подготовки студентов-дизайнеров, способствует более прочному и качественному освоению обучающимися закономерностей цветовосприятия. Условиями развития цветовой чувствительности обучающихся являются: построение процесса обучения живописи на основе поэтапного усвоения колористических понятий, выполнения системы упражнений и заданий, предполагающей переход от репродуктивной к творческой деятельности; разработки технологии обучения живописи, включающей современные эффективные методы, средства и формы организации образовательного процесса.

Литература:

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращенный пер. с англ. В.Н. Самохина, ред. В.П. Шестаков. — М.: Прогресс, 1974. — 397 с.

2. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика. — СПб.: Речь, 2005. — 205 с.

3. Выготский, Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева; Коммент, Л.С. Выготского, В.В. Иванова; Общ. Ред. В.В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.

4. Денисов, B.C. Восприятие цвета. / B.C. Денисов, М.В. Глазова. — Часть 1. — М.: Эксмо, 2008. — 176 с.

5. Илалтдинова, Е.Ю., Оладышкина, А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3 (Дата обращения: 16.09.2020).

6. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. - М.: Аронов, 2001. - 96 с.

7. Ломов, С.П. Цветоведение: учеб.пособие для вузов, по спец. «Изобразит. Искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн» / С.П. Ломов, С.А. Аманжолов. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 144 с.

8. Маркова, С.М., Наркозиев, А.К. Методика исследования содержания профессионального образования [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2 (Дата обращения: 16.09.2020).

9. Панксенов, Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб.пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г.И. Панксенов. - М.: Академия, 2007. - 144 с.

10. Сурина, М.О., Сурин, А.А. История образования и цветодидактики М:ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003 г., 352 с.

11. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. - М.: Университетская книга, 2010. - 320 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Абрамова Ольга Владимировна

Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА И ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

Аннотация. В статье рассматривается проблема речевой культуры и ораторского мастерства современных студентов технических ВУЗов на примере дисциплины «Иностранный язык». Актуальность работы обоснована тем, что наиболее востребованной и поэтому актуальной для представителей любой профессии и вида занятий стала сегодня правильная речевая деятельность, предполагающая прежде всего высокую культуру владения письменным и устным словом, а также наличие навыков речевого воздействия на слушателя Ораторское искусство повышает эффективность публичных выступлений, когда необходимо донести и защитить перед слушателями свои идеи, поделиться важной информацией о проекте, побудить к совместной работе. Согласно теории ораторского мастерства, в работе выделены четыре категории-классификации навыков владения устной речью, которые можно отнести к говорению на английском языке: физический, лингвистический, когнитивный, социально-эмоциональный. На основании преподавательского опыта и опыта организации студенческих научно-практических конференций делается заключение о том, что выступая перед аудиторией, студенты технических вузов часто демонстрируют следующую проблему поведенческого характера - отсутствие умения удерживать внимание и управлять им. В заключении автор дает рекомендации по построению успешной речи, которая привлечет слушателей. Рассматривается роль различных аспектов, влияющих на качество ораторской мастерства: роль врожденных индивидуально-психологических особенностей, практической деятельности, умения применять различные приемы ораторского мастерства и другие. Приводится опыт кафедры «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» Московского Авиационного Института (Национального исследовательского университета) по развитию ораторского мастерства и повышению речевой культуры благодаря подготовке и участию обучающихся в научно-практических конференциях.

Ключевые слова: речевая культура, ораторское мастерство,иностранный язык, навыки владения устной речью, студенческая научно-практическая конференция, успешный оратор, коммуникативная компетенция, практическая деятельность, публичное выступление, аудитория.

Annotation. The article considers the problem of speech culture and art of public-speaking of present students in technological educational Institutions based on English language subject. The rationale of the paper is motivated by the fact that nowadays the proper speech activity has become urgent and that is why challenging for people of any profession and type of occupation; it implies most of all high cultural aspect of possessing good skills in written and oral speech as well as the ability of verbal influence on the listeners. Art of public-speaking increases the effectiveness of public presentation when it is necessary to bring to light and to defend one's ideas, share the important information on the project, motivate to joint cooperation. According to the theory on art of public-speaking there are observed four classification categories concerning oral skills' abilities which can be referred to speaking in a foreign language: such as physical, linguistic, cognitive, social-emotional ones. Based on teaching experience and the experience of conducting students' scientific-practical conferences the emphasis is made on the fact that speaking to an audience the students of technical Institutions often display the following behavior problem - lack of ability to keep the listeners' attention and to control it. In conclusion the author gives the recommendations on successful speech patterns, which will attract the audience attention. The significance of various aspects that influences on the quality of public speaking is under consideration: the role of inherent individual-psychological skills, practical activity, ability to apply different techniques of public-speaking, etc. There is also under way the experience of Department И 11 "Foreign language for aerospace specialities" of Moscow Aviation Institute (National Research University) on the maturity of public speaking and the improvement of speech culture owing to the training process and students' participation in scientific- practical conferences.

Keywords: speech culture, art of public-speaking, foreign language, oral skills' abilities, students' scientific-practical conferenceskillful speaker, communicative competence, practical activity, public presentation, audience.

Введение. Условия современной жизни, требующие от человека высокого уровня культуры и умения общаться в любой сфере деятельности, определяют необходимость владения универсальными способами самореализации и самовыражения, умения организовывать коммуникативные процессы и достигать целей в межличностном общении. Наиболее востребованной и поэтому актуальной для представителей любой профессии и вида занятий стала сегодня правильная речевая деятельность, предполагающая прежде всего высокую культуру владения письменным и устным словом, а также наличие навыков речевого воздействия на слушателя.

По мнению некоторых ученых, показатели речевой культуры нынешних студентов значительно ниже, чем лингвистические навыки их предшественников. Делается нерадостный вывод о том, что риторические компетенции современного студенчества существенно понизились [2, с. 192], что делает актуальным развитие ораторского мастерства на занятиях в вузе.

Изложение основного материала статьи. Согласно теории ораторского мастерства, существует четыре категории классификации навыков владения устной речью, которые можно отнести к говорению на английском языке:

1. Физический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.