Научная статья на тему 'Актуальные проблемы колористической подготовки художников-живописцев и дизайнеров в высшей школе в области цветовой организации среды'

Актуальные проблемы колористической подготовки художников-живописцев и дизайнеров в высшей школе в области цветовой организации среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SVETOVALNICA / COLORING / COLOR COMFORT / ЦВЕТОДИДАКТИКА / КОЛОРИСТИКА / ЦВЕТОВОЙ КОМФОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышляева О.Б.

В статье рассмотрены актуальные проблемы подготовки будущих специалистов в области дизайна, ориентации их в цветовой культуре, а также усвоении ряда фундаментальных понятий, таких, как форма, колорит, цвето-тональные отношения и другие. Художественно-графические дисциплины (рисунок, живопись, пропедевтика, композиция) занимают центральное место в структуре дизайнерской и художественной подготовки, оказывая существенное влияние на формирование профессионального мышления будущего дизайнера. Автор делает вывод о том, что обучение будущего дизайнера или художника мастерству владения цветом должно быть ориентировано на изучение методов профессиональной деятельности и мышления, а не просто посвящено «тренингу» технических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мышляева О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF COLOR TRAINING OF ARTISTS AND DESIGNERS IN HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF COLOR AND THE ENVIRONMENT ORGANIZATION

The article deals with the actual problems of training future specialists in the field of design, their orientation in color culture, as well as the assimilation of a number of fundamental concepts, such as shape, color, color-tonal relationships and others. Art and graphic disciplines (drawing, painting, propaedeutics, composition) occupy a Central place in the structure of design and artistic training, having a significant impact on the formation of professional thinking of the future designer. The author concludes that the training of the future designer or artist in the mastery of color should be focused on the study of methods of professional activity and thinking, and not just devoted to the “training” of technical skills.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы колористической подготовки художников-живописцев и дизайнеров в высшей школе в области цветовой организации среды»

О.Б. Мышляееа, канд. филос. наук, проф., зав. каф. изобразительного искусства и народной художественной культуры, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская область, посёлок «Электроизолятор», E-mail: mischlyaeva-ob@art-gzhel.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ-ЖИВОПИСЦЕВ И ДИЗАЙНЕРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ОБЛАСТИ ЦВЕТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДЫ

В статье рассмотрены актуальные проблемы подготовки будущих специалистов в области дизайна, ориентации их в цветовой культуре, а также усвоении ряда фундаментальных понятий, таких, как форма, колорит, цвето-тональные отношения и другие. Художественно-графические дисциплины (рисунок, живопись, пропедевтика, композиция) занимают центральное место в структуре дизайнерской и художественной подготовки, оказывая существенное влияние на формирование профессионального мышления будущего дизайнера. Автор делает вывод о том, что обучение будущего дизайнера или художника мастерству владения цветом должно быть ориентировано на изучение методов профессиональной деятельности и мышления, а не просто посвящено «тренингу» технических навыков.

Ключевые слова: цветодидактика, колористика, цветовой комфорт.

Обращаясь к специфике колористической подготовки специалистов различных художественных специальностей, отметим следующее. Прежде всего, полноценное освоение этого вида деятельности возможно только через раскрытие их отдельных сторон при изучении учебных дисциплин, способствующих наиболее адекватному и эффективному отражению профессионального содержания (но только при условии подчинения этих отдельных дисциплин единой цели, то есть при системном подходе к обучению). Художественно-графические дисциплины (рисунок, живопись, пропедевтика, композиция) занимают центральное место в структуре дизайнерской и художественной подготовки, оказывая существенное влияние на формирование профессионального мышления будущего дизайнера [1 - 3].

Учебные дисциплины художественно-графического цикла выступают в качестве проекции профессиональной дизайнерской и художественной деятельности. В области колористики и графики это, прежде всего, деятельность, связанная с оперированием цветовыми и графическими образами в рамках структуры композиции, направленная на решение профессионально значимых задач.

Поэтому целесообразно рассмотреть некоторые аспекты в обучении цвету, прежде всего, на примере подготовки дизайнеров и художников-живописцев.

Центральной категорией мышления дизайнера выступает категория пространства. Вся деятельность дизайнера направлена на освоение макропространства, установление связей в системе «человек - пространство».

Деятельность художника связана с творческим процессом, ориентированным на раскрытие своего внутреннего «Я», результаты которого предлагаются публике для осмысления. Следовательно, творчество художника направлено в первую очередь на развитие самого художника, его чувств в цветографических или пластических образах.

В результате возникает другая система взаимосвязи - «человек» и его «внутренний мир», выраженная посредством воображаемого пространства.

В настоящее время реальная практика обучения живописи будущих дизайнеров в большинстве отечественных школ приводит к тому, что они владеют цветом только как изобразительным средством, так как больше изучаются его живописные свойства, чем формообразующие. Причиной служит спонтанная ориентация программ по живописи большинства дизайнерских специальностей на принципы натурного академического рисунка.

Применение цвета в конкретных условиях - сложный интеллектуальный и одновременно творческий процесс, в ряде случаев, требующий отступления от правил. Поэтому обучение будущего специалиста мастерству владения цветом, традиционно происходящие на занятиях по живописи, не может быть сведено к ряду теоретических постулатов и тем более заучиванию готовых «рецептов» по применению цветов.

В этом случае требуется особая организация обучения профессиональной деятельности, при которой происходит становление творческих способностей студентов. Важным условием развития учащихся в данном направлении является такое формирование учебного материала, при котором осуществляется движение от ученика к объекту, а не от объекта к ученику. В таком случае обучение направлено не на логику создания объекта, а основывается на логике становления самой деятельности.

Таким образом, цвет является не только «уделом» дизайнеров и художников. Цвет требует к себе внимания ученых и отставание системы высшего дизайнерского и архитектурно-художественного образования от тех актуальных исследований, которые ведутся в области цвета в международной практике различными учеными, приводит к профессиональной ограниченности и ущербности будущих специалистов, к непониманию ими важности тех проблем, которые грамотно должны решаться в колористическом пространстве современного общества.

В настоящий период дисциплина «живопись» в дизайнерской и художественной подготовке является основным предметом, в рамках которого изучаются теоретические понятия в области цвета и цветовой композиции, входящие в арсенал необходимых профессиональных знаний будущего специалиста. Основу обучения составляют практические цветовые интерпретации на плоскости и ма-

кете, выполнение которых направлено на решение профессионально значимых задач. Таким образом, работа над цветовой композицией является стержневым моментом учебной деятельности студентов. [4]

Построение цветовой композиции идет на основе ряда фундаментальных понятий, таких как «форма», «колорит», «нюанс», «тепло-холодные отношения», «цвето-тональные отношения» и др. Все эти понятия имеют обобщенный, абстрактный характер и составляют базис профессионального взгляда на мир. Цветовая композиция всегда выступает как определенная совокупность тех или иных групп профессиональных понятий и потому становится их образным выражением, служит «идеальным» (существующим в мозгу человека) выражением их содержания. Поэтому выполнение цветовых композиций является центральным моментом современной цветодидактики. По наличию в них качеств, соответствующих выработанным профессиональным параметрам, можно судить об уровне знаний студентов. И здесь важным моментом становится то, какие критерии берутся за основу, специфику какой деятельности они отражают.

При внимательном изучении учебных программ и содержания отдельных заданий по живописи для студентов-дизайнеров и художников можно увидеть, что в их основу положены критерии живописного плана. Кроме того, сама методика обучения построена так, что стимулирует развитие именно художественного, а не дизайнерского мышления.

Например, если дизайнер дело имеет с формой, то художник - с условным пространством, поэтому в поле их изучения попадают качественно разные свойства цвета. Для дизайнера это, в первую очередь, формообразующие и психофизиологические свойства цвета, для художника - его живописные свойства, наиболее тонко проявляющиеся в условиях воздушной перспективы.

Программа начального этапа профессионального обучения и пленэра строится по классическим, традиционным для художественной школы темам -натюрморт, пейзаж, экстерьер - базирующихся на объемно-пространственной моделировке формы. Соответственно к студентам предъявляются требования живописного плана, в то время как уровень подготовленности студентов достаточно низок (вследствие отсутствия у них к моменту обучения необходимых технических навыков и профессиональных знаний в области цветовой теории).

При объяснении заданий основной упор педагогами делается на демонстрацию образцов, рассказ и самостоятельную работу учащегося. Причем педагог объясняет только последовательность ведения работы, то есть процесс работы с объектом, но не раскрывает специфики специализированного (дизайнерского) мышления и не обучает учащихся методам интеллектуальной деятельности. В результате обучающая функция преподавателя сводится к контролирующей. В тоже время вся основная информация, особенно связанная с содержанием профессиональных понятий, передается педагогом в основном вербально. То есть получается, что студент методом «проб и ошибок» должен сам дойти до содержания изучаемых понятий при непосредственной работе над цветовой композицией. Но путь к этому содержанию (т. е. ход мышления, мыслительные операции) остается ему неизвестным. Некоторые педагоги находятся в глубоком заблуждении, рассматривая метод «проб и ошибок» как достоинство, а не недостаток их преподавательской практики.

В ряде психологических исследований (П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, Н.Н. Нечаев и др.) было доказано, что на начальных этапах обучения в вузе, когда изучение специальных понятий совпадает с периодом профессионализации мышления, вербальный путь передачи знаний (даже подкрепленной соответствующей визуальной информацией) не способствует формированию профессиональных структур. То есть здесь, как и в других учебных дисциплинах, существует временной разрыв между педагогом и студентом. Педагог акцентирует внимание студентов на схеме работы, последовательности выполнения этапов, но при этом не раскрывает содержания основополагающих понятий, либо делает это в вербальной форме. Поэтому, когда студент приступает к выполнению задания, он:

1) не может по памяти воспроизвести всю схему работы;

2) сталкивается с тем, что не знает, «что» он должен увидеть в натуре и «как» это надо изобразить ни в образном, ни в понятийном плане. В результате

студент начинает идти по пути срисовывания, по пути поиска чисто внешнего сходства с натурой;

3) плюс ко всему он скован технически, не владеет достаточным запасом технических приемов и нужным уровнем автоматизма технических навыков [5].

Студент оказывается не в состоянии решить все задачи, которые стоят перед ним, идет по пути копирования внешних признаков натуры, в результате у него образуются «провалы» в освоении профессиональных понятий.

В некоторые творческие вузы страны (такие, как Академии художеств им. Репина, им. Сурикова, МГХПА им. С.Г Строганова и т. п.) принимают абитуриентов, уже имеющих фундаментальную техническую подготовку. Казалось бы, процесс обучения облегчается тем, что не надо учить техническим навыкам и можно решать профессиональные задачи сразу на более высоком уровне. Однако если посмотреть экспозиции учебных, живописных или графических работ студентов 1 - 5-х курсов, то даже неискушенному зрителю видно, что технический уровень практически не изменяется. В данном случае получается, что дисциплины художественно-графического цикла работают «вхолостую», не оказывая значимого влияния на становление профессиональной деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что отсутствие или наличие технических навыков (например, живописного плана) не являются причиной, тормозящей процесс обучения.

В таких вузах, где принимают технически подготовленных студентов, актуализируется проблема «подражания» манере художника-педагога. Эмпиризм педагога - явление широко развитое, поскольку до сих пор нигде не ведется подготовка преподавателей для высшей школы. Там, где осуществляется подготовка педагогов для средней школы - не хватает художественной подготовки данных специалистов, где готовят профессионалов архитекторов, художников, дизайнеров, отсутствует педагогическая подготовка.

В вузе работают выпускники разных специальностей, но на сегодняшний день, повторим, нет специальной подготовки педагогов для высшей школы и нет учебных пособий для этой категории педагогов. Те учебные пособия, которые существуют, сдублированы с педагогики средней школы.

Преимуществом предметов изобразительного цикла по сравнению с другими учебными дисциплинами является то, что здесь в учебной работе трудно скрыть отсутствие профессиональных знаний. Однако «техницизм» некоторых учащихся (способность к внешней моделировке формы) и малое количество времени, отводимое на изучение курса колористики, часто не позволяют педагогу выявить причины недостатков учащихся и помочь ему в их устранении. Поэтому обучение будущего дизайнера или художника мастерству владения цветом должно быть ориентировано на изучение методов профессиональной деятельности и мышления, а не просто посвящено «тренингу» технических навыков.

Библиографический список

Цвет в истории всех культур всегда активно использовался как средство эмоционального воздействия на человека, что способствовало выработке определенных цветовых символов в разных культурах. Цветовые символы наиболее ярко проявились в архитектуре (интерьер, экстерьер) главным образом в культовых и социально значимых сооружениях, например, купола церквей окрашивались в синий, зеленый цвета или покрывались позолотой, являвшимися символами божественного мира, неба. Цветовые символы проявились и в моде, которая всегда отражает ближайшие, кратковременные изменения, происходящие в обществе. Та или иная цветовая символика складывалась в зависимости от цветовых предпочтений, вырабатываемых на основе контактов человека с природной средой, колористики окружающего ландшафта и даже в зависимости от продуктов питания. Например, в африканских странах употребление населением большого количества кофе и цитрусовых приводит к смещению цветовой чувствительности глаза в сторону красно-желтых тонов (т. е. в сторону теплой части спектра) при одновременном уменьшении чувствительности глаза к холодным цветам. Отсюда возникает специфически яркий африканский колорит с преобладанием красно-желтых тонов [5].

Установлено, что до 90% информации человек получает через органы зрения. Во время зрительного восприятия пространства человек испытывает ощущение цвета (видит тот или иной цвет). При этом цвет у человека вызывает различный эмоциональный настрой: спокойствие, радость, возбуждение, угнетение и т. д.

Таким образом, цвет является не только «уделом» дизайнеров, художников и архитекторов. Цвет требует к себе внимания ученых, а и при исследовании механизма восприятия и того воздействия, которое цвет оказывает на человека (психического, физического, энергетического и т. д.). Необходимо изучение особенностей цвета, его эволюции в различных культурах. Исследования цвета только с позиций физики, психологии, медицины, культурологии и других наук в настоящее время уже недостаточно. Появляется необходимость в синтезе знаний для всех специалистов, изучающих цвет или применяющих его на практике. Из-за своего мощного воздействия на организм человека, позитивного или негативного, сказывающегося на состоянии здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом, знания о цвете необходимы каждому. Отставание системы высшего дизайнерского и художественного образования от тех актуальных исследований, которые ведутся в области цвета в международной практике различными учеными, приводит к профессиональной ограниченности будущих дизайнеров, к непониманию ими важности тех проблем, которые грамотно должны решаться в колористическом пространстве современного общества.

1. Воронов Н. Российский дизайн. Т. 1. Москва: Союз дизайнеров России, 2001.

2. Каган М. Философия теории ценности. Санкт-Петербург, 1997.

3. Иттен И. Искусство цвета. Москва, 2000.

4. Иттен И. Искусство формы. Москва, 2001.

5. Кантор К. Правда о дизайне. Москва, 1996.

References

1. Voronov N. Rossijskij dizajn. T. 1. Moskva: Soyuz dizajnerov Rossii, 2001.

2. Kagan M. Filosofiya teorii cennosti. Sankt-Peterburg, 1997.

3. Itten I. Iskusstvo cveta. Moskva, 2000.

4. Itten I. Iskusstvo formy. Moskva, 2001.

5. Kantor K. Pravda o dizajne. Moskva, 1996.

Статья поступила в редакцию 02.02.19

УДК 378

Olshvang O.Yu., Head Department of Foreign Languages, (Russia, Yekaterinburg), E-mail: inyaz-usma@mail.ru

PROFESSIONAL-ORIENTED LEARNING FOR FOREIGN LANGUAGES: HISTORICAL ASPECT. Abstract. This article is devoted to the development of teaching foreign languages for specific purposes. In our review we used Russian, French and English publications. The principle of organizing the first courses of foreign languages for specific purposes is considered. The stages of development and approaches in teaching foreign languages are studied. Teaching foreign languages for specific purposes as an independent branch in the methodology of teaching a foreign language has existed for about 60 years. In teaching a foreign language for specific purposes, a student-centered approach is used: the tasks of specific students are solved to meet their professional needs. At first, the focus was on specific vocabulary in technical and scientific texts, then the emphasis shifted to the rhetorical aspect of language in specific discourses. At the next stage, when conducting a needs analysis, the competence approach comes to the fore, 4 key competences (reading, writing, speaking and listening) are considered. At the next stage, special attention is paid to the text genre, corpus studies are introduced.

Key words: English for specific purposes, teaching English for specific purposes, English for academic purposes, learners' needs, history of ESP.

О.Ю. Ольшванг, зав. каф. иностранных языков, ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, г. Екатеринбург, E-mail: inyaz-usma@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В данной статье рассматривается развитие профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам. В работе использованы русскоязычные, франкоязычные и англоязычные источники. Рассмотрен принцип организации первых курсов профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам. Рассмотрены этапы развития и подходы в обучении иностранным языкам. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.