Научная статья на тему 'Актуальные категории мышления дизайнера и особен- ности колористической подготовки в высшей школе, связанной с проблемой цветовой организации среды и художественным проектированием бытовой техники'

Актуальные категории мышления дизайнера и особен- ности колористической подготовки в высшей школе, связанной с проблемой цветовой организации среды и художественным проектированием бытовой техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цвет / форма / дизайн / цветодидактика / color / shape / design / color diductics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Б. Мышляева, В А. Титов

Рассмотрены актуальные проблемы будущих специалистов в области промышленного дизайна, ориентации их в цветовой культуре, а также формообразующей функции цвета в архитектуре и дизайне бытовой техники. Изучая цвет как природный феномен, человечество накопило знания в области физики, химии, психофизиологии цветового воздействия, которые легли в основу теории цвета. Дана классификация функций цвета и его связи с художественно-графическими дисциплинами (рисунок, живопись, композиция), которые занимают центральное место в структуре дизайнерской и художественной подготовки, оказывая существенное влияние на формирование профессионального мышления будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical categories of thought designer and features of the colour of training in the higher school, connected with the problem of colour organization of environment and the artistic design of household appliances

The article describes the topical problems of future professionals in the field of industrial design, steer them in the culture of color and also forming the function of color in architecture and design of domestic technique. Studying the color as a natural phenomenon, mankind has accumulated knowledge of physics, chemistry, psychophysiology color effects, which formed the basis of the theory of color. A classification of the functions of color and his saints with artistic and graphic disciplines (drawing, painting, composition), which occupy a central place in the structure design and artistic training, exerting significant influence on the thinking of the future of professional specialist.

Текст научной работы на тему «Актуальные категории мышления дизайнера и особен- ности колористической подготовки в высшей школе, связанной с проблемой цветовой организации среды и художественным проектированием бытовой техники»

4. Kerschensteiner G. PojKcie szkoiy pracy / G. Kerschensteiner ; przekiadu dokonaia A. Kierska; pod red. F. Kierskiego. - Lwyw; Warszawa : Wyd-wo Atias, 1926. - 124 s. - (Bibljoteka przekiadyw dziei pedagogicznych ; T. 4).

5. Sowicski M. Nauczanie robyt rKcznych. Czк№ж 2. Roboty z paperu, kartonu, tektury i pomoce naukowe / Michai Sowicski; przy ukiadzie podrKcznika wspyipracowai H. Policht. - Krakyw : Drukarnia J. Gablankowskiego. - 244 s.

Мацишина З.А. Особенности профессиональных и промышленных школ Украины конца XIX - начала ХХ века

Прослежена проблема изучения профессиональных и промышленных школ Украины конца XIX - начала ХХ века. Обращено внимание на особенности изучения образования и воспитания национальной культуры учащихся в школах Украины средствами декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: метод, обучение, воспитание, предмет, школа, рисунок, декоративно-прикладное искусство.

Matsyshyna Z.A. Features professional and industrial schools Ukraine late XIX - early XX century

The article studies the problem of studying professional and industrial schools in Ukraine late XIX - early XX century. Attention is paid to features of the study of education and training of the national culture of students in schools of Ukraine by means of arts and crafts.

Keywords: method of training, education, subject, school, drawing, arts and crafts.

УДК 745.749 Проф. О.Б. Мышляева, канд. филос. наук

доц. В.А. Титов, канд. техн. наук -Российский ГУ туризма и сервиса, г. Москва

АКТУАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ МЫШЛЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА И ОСОБЕННОСТИ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ, СВЯЗАННОЙ С ПРОБЛЕМОЙ ЦВЕТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

Рассмотрены актуальные проблемы будущих специалистов в области промышленного дизайна, ориентации их в цветовой культуре, а также формообразующей функции цвета в архитектуре и дизайне бытовой техники. Изучая цвет как природный феномен, человечество накопило знания в области физики, химии, психофизиологии цветового воздействия, которые легли в основу теории цвета. Дана классификация функций цвета и его связи с художественно-графическими дисциплинами (рисунок, живопись, композиция), которые занимают центральное место в структуре дизайнерской и художественной подготовки, оказывая существенное влияние на формирование профессионального мышления будущего специалиста.

Ключевые слова: цвет, форма, дизайн, цветодидактика.

Возвращаясь к вопросу о специфике колористической подготовки специалистов различных художественных специальностей, мы должны отметить следующее. Полноценное освоение этого вида деятельности возможно только через раскрытие их отдельных сторон при изучении учебных дисциплин, способствующих наиболее адекватному и эффективному отражению профессионального содержания (но только при условии подчинения этих отдельных дисциплин единой цели, то есть при системном подходе к обучению).

Художественно-графические дисциплины (рисунок, живопись, композиция) занимают центральное место в структуре дизайнерской и художественной

подготовки, оказывая существенное влияние на формирование профессионального мышления будущего специалиста.

Учебные дисциплины художественно-графического цикла выступают в качестве проекции профессиональной дизайнерской и художественной деятельности. В области колористики и графики это, прежде всего, деятельность, связанная с оперированием цветовыми и графическими образами в рамках структуры композиции, направленная на решение профессионально значимых задач.

Надо отметить, что в настоящее время обучение дизайнерской деятельности осуществляется главным образом с опорой на основные принципы и положения, сложившиеся в рамках дизайнерского и художественного образования, в связи с чем произошло нивелирование и автоматическое подчинение специфики дизайнерского образования задачам этих видов обучения.

Поэтому целесообразно рассмотреть некоторые аспекты в обучении цвету, прежде всего, на примере подготовки дизайнеров и художников. Начнем с того, что дизайнер, обращаясь к эмоционально-чувственной стороне человеческого восприятия, создает эстетический образ, тесно связанный с функциями сооружения, климатом и природными особенностями конкретного района. В этом отношении предметом деятельности дизайнера выступает архитектурное пространство, которое является центральной категорией его мышления.

Архитектура как пространственно-организованная среда в значительной степени формируется с помощью применения цвета. Цвет является элементом объемно-пространственной формы и оказывает существенное воздействие, вызывая ощущение новой формы (то есть под воздействием цвета происходит изменение различных свойств формы - ее величины, массы, фактуры и т. д.). "Цвет" и " форма" - это основные средства, используемые при создании архитектурного образа (композиции), поэтому синтез цвета (полихромии) и формы является одной из центральных проблем, требующих своего разрешения в области архитектуры. Познание архитектурного пространства посредством цвета и формы, собственно, и должно обеспечивать дисциплины художественно-графического цикла в архитектурном образовании.

В силу специфики своей профессии, дизайнер имеет отношение к живописи, что связано со значением живописных средств в развитии его пространственных колористических представлений при создании архитектурного континуума. Овладение живописными средствами предоставляет проектировщику широкие возможности на всех стадиях творческого процесса, формообразования. Синтез цвета и формы обеспечивает успешное решение профессиональных задач, к тому же цвет часто позволяет обогатить бедную по характеру форму, визуально устранить дефекты конструкции.

Таким образом, центральной категорией мышления дизайнера выступает категория пространства. Вся деятельность дизайнера направлена на освоение макропространства, установление связей в системе " человек - пространство".

Деятельность художника связана с творческим процессом, ориентированным на раскрытие своего внутреннего "Я", результаты которого предлагаются публике для осмысления. Следовательно, творчество художника направлено в первую очередь на развитие самого художника, его чувств в цветографических или пласти-

ческих образах. В результате возникает другая система взаимосвязи - "человек" и его "внутренний мир", выраженная посредством воображаемого пространства.

Для художника характерно познание мира через преломление собственных чувств и переживаний, выражение своего мировосприятия в художественных образах. В этом случае художник в основном не ориентируется на мнение и вкусы общества, поскольку идет высказывание души о самой себе. Художник сам определяет способы и формы изображения своих творческих образов, и в этом смысле он не зависит от вкусов отдельных людей.

Деятельность дизайнера подчинена идее создания формы (плоской, объемной, пространственной), гармонизации ее с миром человека и вещей. Следовательно, здесь возникают взаимосвязи в системе " человек - форма - человек".

Таким образом, в качестве центральной категории мышления дизайнера можно рассматривать категории " формы". Дизайнер - это человек, который создает и формирует предметный мир, поэтому от него во многом зависит, каким будет этот мир. Отсюда основополагающими принципами его деятельности всегда выступают принципы функциональности, комфортности, эстетичности, воплощенные в объектах дизайна. Нарушение данных принципов формообразования приводит к разрушению предметной среды или формы, к диссонансу в системе " форма - человек". Возвращаясь к вопросу практики колористической подготовки, мы должны напомнить, что она проходит главным образом в рамках предмета " живопись".

Еще в 20-е годы во ВХУТЕМАСе была сделана попытка осмыслить содержание данного предмета с позиций архитектурной и дизайнерской специфики (художника для промышленности), но так и не создав развернутой методики обучения, педагоги отошли от своих творческих поисков. Таким образом, обучение живописи влилось в привычное русло академической художественной школы, каковым осталось и поныне.

В настоящее время реальная практика обучения живописи будущих дизайнеров в большинстве отечественных школ приводит к тому, что они владеют цветом только как изобразительным средством, так как больше изучаются его живописные свойства, чем формообразующие. Причиной служит спонтанная ориентация программ по живописи большинства дизайнерских и архитектурных специальностей на принципы натурного академического рисования.

Применение цвета в конкретных условиях - сложный интеллектуальный и одновременно творческий процесс, в ряде случаев, требующий отступления от правил. Поэтому обучение будущего специалиста мастерству владения цветом, традиционно происходящие на занятиях по живописи, не может быть сведено к ряду теоретических постулатов и тем более заучиванию готовых " рецептов" по применению цветов.

В этом случае требуется особая организация обучения профессиональной деятельности, при которой происходит становление творческих способностей студентов. Важным условием развития учащихся в данном направлении является такое формирование учебного материала, при котором осуществляется движение от ученика к объекту, а не от объекта к ученику. В таком случае обучение направлено не на логику создания объекта, а основывается на логике становления самой деятельности.

Таким образом, цвет является не только "уделом" дизайнеров и художников. Цвет требует к себе внимания ученых и отставание системы высшего дизайнерского и архитектурно-художественного образования от тех актуальных исследований, которые ведутся в области цвета в международной практике различными учеными, приводит к профессиональной ограниченности и ущербности будущих специалистов, к непониманию ими важности тех проблем, которые грамотно должны решаться в колористическом пространстве современного общества.

Непременным условием в проектировании бытовой техники для дизайнеров служат основные принципы композиционно-художественного формообразования, куда входят рациональность, гибкость, тектоничность, образность, структурность, органичность и целостность.

Цветовая разработка в наибольшей степени отвечает всему комплексу изучения целевой аудитории, для которой предназначается данная бытовая техника, а также те функциональные требования, которые предполагают конструктивные, утилитарные, эргономические, экономические и психологические функции. Рациональность применения данного цвета охватывает область не столь функциональную, сколько логически обоснованную и, в значительной мере, композиционно включающими в себя выразительность и убедительность.

Наиболее перспективный путь развития в промышленном дизайне сводится к гармоническому соединению творчества и утилитарности применительно к данной технике.

Структурная гармонизация происходит при разделении конструктивных элементов композиции объекта на главные и второстепенные, что позволяет наиболее ярко выразить художественные свойства каждого элемента, соподчиняя между собой разные цветовые пятна и пластические элементы в объёмной форме. Чем ярче и чётче раскрыты свойства каждого элемента бытовой техники, тем органичнее структурная связь между элементами, тем композиция выразительней.

Накопившийся опыт проектирования бытовой техники позволяет выдвинуть ряд условий, при которых отдельные элементы легче и лучше компонуются: это сохранение инвариантной масштабности, отвечающей изменению структуры, простота элементов, составляющая гибкость структуры, наличие унифицированных узлов соединения и независимость внешней формы от конструктивной основы.

Формообразование и цветовое решение на основе соблюдения всех данных факторов - чрезвычайно перспективная тенденция в современном дизайне.

Литература

1. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. - М. : Издатель Д. Миронов, 2000. - 236 с.

2. Иттен И. Искусство формы / И. Иттен. - М. : Издатель Д. Миронов, 2001. - 236 с.

3. Московская школа дизайна : метод. матер. - Сер.: Дизайн-образование. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ. - М. : Изд-во ВНИИТЭ, 2007. - 236 с.

4. Проблемы образного мышления и дизайн // Труды ВНИИТЭ. - М. : Изд-во ВНИИТЭ, 2008. - 236 с.

Мишляева О.Б., Ттов В. О. Актуальш категори мислення дизайнера i особливосп колористично! пщготовки у вищш школ^ пов'язано! iз проблемою комрно! оргашзаци середовища та художнш проектуванням побутово! техшки

Розглянуто актуальш проблеми майбутнiх фахiвцiв у галузi промислового дизайну, орiштацii 1'х у колiрнiй культурi, а також формотворчо! функци кольору в архiтектурi та дизайш побутово! технiки. Вивчаючи колiр як природний феномен, людство набуло знань у галузi фiзики, хiмii, психофiзiологii кольорового втручання, якi стали основою теори кольору. Наведено класифшацвд функцiй кольору та його взаемозв'язок з ху-дожньо-графiчними дисциплiнами (рисунок, живопис, композиця), як займають ключо-ве мiсце в структурi дизайнерсько! та художньо! пiдготовки, що ютошо впливають на формування професiйного мислення майбутнiх спецiалiстiв.

Ключовi слова: колiр, форма, дизайн, дидактика кольору.

Myshlyaeva O.B., Titov VA. Topical categories of thought designer and features of the colour of training in the higher school, connected with the problem of colour organization of environment and the artistic design of household appliances

The article describes the topical problems of future professionals in the field of industrial design, steer them in the culture of color and also forming the function of color in architecture and design of domestic technique. Studying the color as a natural phenomenon, mankind has accumulated knowledge of physics, chemistry, psychophysiology color effects, which formed the basis of the theory of color. A classification of the functions of color and his saints with artistic and graphic disciplines (drawing, painting, composition), which occupy a central place in the structure design and artistic training, exerting significant influence on the thinking of the future of professional specialist.

Keywords: color, shape, design, color diductics.

УДК 7.01:728 Доц. А.М. Олекатко; викл. Н.Г. Мироненко,

канд. мистецтвознав. - Харшвська державна академш дизайну i мистецтв

СТВОРЕННЯ ХУДОЖНЬОГО ОБРАЗУ ПРИ РЕКОНСТРУКЦН ПРОМИСЛОВИХ ОБ'еКТШ У ЖИТЛОВ1 ПРИМ1ЩЕННЯ (НА ПРИКЛАД1 РОБ1Т СТУДЕНТ1В 5 КУРСУ Ю)

В умовах сталого розвитку мюта особливе значення мае питания взаемоди ш-тер'ергв з елементами природного середовища. Перебуваючи у закритому примщенш, в якому е ирисутшми елементи, що асощюються з живою природою, людина вщновлюе сво! духовш i емоцшш сили. В умовах сучасно! цившзаци важливого значення набувае проектна художньо-творча дшльшсть, що спрямована на розроблення елеменпв предмет-но-просторового середовища людсько! життедiяльностi з високими споживчими потребами та естетичними якостями.

Ключовi слова: навколишне середовище, художнiй образ, зв'язок штер'еру з навко-лишнiм середовищем, штер'ер, предметно-просторове середовище.

Актуальнiсть. Виявити основш тенденцл у створеннi дизайну штер'ерш, за яких внутрiшнiй простор пов'язаний з навколишшм середовищем, дуже важли-во, тому що цшеспрямовано сформоване архтгектурне середовище мае забезпечи-ти ткний зв'язок людини з природою, гармонда архнтектури та природи, особливо в штер'ерних просторах, призначених для життя.

Аналiз останнгх дослщжень i публiкацiй. Дизайн як проектна культура ставить за мету формування гармоншного середовища житлово! виробничо! i со-щально-культурно! сфер. Тема взаемозв'язку навколишнього середовища та ство-рення художнього образу штер'ерш не е грунтовно дослiдженою, але над цим питаниям працюють як мистецтвознавцi, так i дизайнери середовища - В. Данилен-ко, Ю. Легенький, М. Колесников, В. Лозовий та ш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.