Научная статья на тему 'Формирование практических навыков путем комплексного подхода в решении живописных задач у студентов художественного профиля'

Формирование практических навыков путем комплексного подхода в решении живописных задач у студентов художественного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА / ЖИВОПИСЬ / PAINTING / ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОНОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ / ART VISION / ЦВЕТОВЕДЕНИЕ / WORK OF ART / COLOR ATTITUDES / VOICE-FREQUENCY ATTITUDES / COLOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подобед Наталия Семеновна

Формирование практических навыков передачи цветовых отношений средствами живописи у студентов творческих специальностей является частью учебного процесса. С помощью изучения теоретического материала по цветоведению и теории живописи развиваются практические навыки и художественная культура обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of practical skills of transfer of color attitudes by means of painting at students of creative specialities is considered as educational process during which with the help of art receptions in the creative process directed on reflection of objects of the real world, practical skills and art culture of trainees develop.

Текст научной работы на тему «Формирование практических навыков путем комплексного подхода в решении живописных задач у студентов художественного профиля»

ОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПУТЕМ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В РЕШЕНИИ ЖИВОПИСНЫХ ЗАДАЧ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ

Н. С. Подобед

Московский государственный университет культуры и искусств

Формирование практических навыков передачи цветовых отношений средствами живописи у студентов творческих специальностей является частью учебного процесса. С помощью изучения теоретического материала по цветоведению и теории живописи развиваются практические навыки и художественная культура обучающихся.

Ключевые слова: изобразительное искусство, произведение искусства, живопись, цветовые отношения, тоновые отношения, художественное видение, цветоведение.

Formation of practical skills of transfer of color attitudes by means of painting at students of creative specialities is considered as educational process during which with the help of art receptions in the creative process directed on reflection of objects of the real world, practical skills and art culture of trainees develop.

Key words: the fine arts, a work of art, painting, color attitudes, voice-frequency attitudes, art vision, color.

Структурными составляющими процесса формирования практических навыков при работе с цветом является значимость живописи, которую можно рассматривать как компонент мотивации; овладение базовыми теоретическими знаниями изобразительного искусства — компонент получения информации; знакомство с выдающимися образцами изобразительного искусства — компонент наблюдения и изучения; выработка и развитие творческих способностей студентов в процессе работы над произведениями живописи — компонент творчества.

Акцент на теоретическом материале в методике обучения живописи сделан не случайно. Поскольку направление «дизайн» является достаточно новым, поэтому существует необходимость разработ-

ки нового подхода к обучению живописи. Особенно важными являются знания, полученные студентами именно на младших курсах, среди которых изучение теории и приобретение практических умений и навыков.

Использование теоретического материала, на примере натюрморта, позволяет студентам активнее осваивать применение метода работы тональными, цветовыми отношениями, с использованием различных техник и материалов. Знания, приобретаемые на практических занятиях, являются более глубокими и дают возможность для творческой самореализации. Для этого необходимо активно вовлекать студентов в творческую практику и добиваться ее результативности. Роль педагога должна измениться за счет сотрудниче-

194 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 194-198

И

г

^ Образование в сфере культуры

ских отношений педагога и студентов, постигающих совместными усилиями логику построения, создания художественного произведения. Методика обучения живописи в базовой составляющей строится из группы методов, основополагающим из которых является комплексный метод. Его смысл заключается не только в помощи преподавателя, оказываемой студенту при разборе структуры выполнения работы, анализе ее композиционного построения, но и в достижении понимания студентом значения и смысла процесса выполнения работы, его окончательного результата. Исходя из этого, выстраиваются группы методов, связанные с теоретическим изучением живописи, — общедидактические и аналитические, а также связанные с творческой практикой. В изучении теории должна сохраняться опора на такие дидактические принципы, как поэтапность, систематизирование изученного материала, последовательность, доступность и прочность знаний. Для активизации творческого мышления, развития художественного видения необходимо обращаться к методу сравнения, предметом которого могут послужить различные вариации одного и того же сюжета, художественного образа и т.п. При этом студенты должны стремиться найти элементы оригинальности в отражении своих замыслов и способов их достижения. Внимание студентов следует обращать на примеры того, как художники использовали живописно-выразительные средства для передачи образа, особенности композиции, колорит и взаимодействие цвета в картине. В центре нашего внимания находится как процесс выполнения аудиторной работы, так и самостоятельная творческая деятельность. Прежде всего базовыми средствами создания художественной живописной работы являются: контраст, ритм, светотень и колорит. В аудиторной работе с натуры студенты используют технологии живописных приемов, выполняя ту или иную художественную работу. Анализ произведения живописи имеет большое значение для практи-

ческой деятельности. В процессе анализа структуры художественного произведения, выбора художником тех или иных изобразительных средств формируется понимание природы цельного восприятия живописного произведения. На создание целостной формы влияют теоретические знания по композиции и цветоведению. Важно учитывать значимость каждого из направлений, поскольку недооценивание одного из них приводит к односторонности, особенно на начальном этапе обучения. Комплексное изучение теоретических вопросов живописи составляет важную часть обучения студентов, способствует поиску индивидуального творческого почерка и оригинальных художественных находок. Необходимо ответить, что на создание живописного произведения оказывает влияние личный опыт художника. Рассмотренные факторы определяют содержательную сторону работы, формируют кругозор студента, развивают его художественный вкус. Низкий уровень знания теории приводит к случайности в процессе работы вплоть до технической неспособности воплотить свой замысел в выполнении учебных заданий и неумению владеть формообразующими средствами. Зрительный опыт помогает художнику развивать воображение, открывает понимание методов и приемов живописи, способствует формированию художественной индивидуальности. Техническое мастерство имеет большое значение для воплощения замысла студента. Приобретая и расширяя зрительный опыт, важно уделять внимание не только содержательной стороне живописной работы, но и технологиям в использовании выразительных средств и приемов в достижении поставленной задачи. На выполнение аудиторных работ с натуры влияет художественный вкус студента, проявляясь в выборе выразительного ракурса с характерными особенностями освещения, ритмического расположения предметов постановки. Основы цветоведения являются фундаментальной составляющей основы художественного творчества и входят в состав

обязательных предметов художественного образования, включая систему профессиональной подготовки художников — дизайнеров и учителей изобразительного искусства. Одной из особенностей преподавания дисциплины цветоведения является тесная взаимосвязь с творческой практикой. Основу теоретической базы по цветоведению составляют законы и правила цветоведения. В лекционном курсе на занятиях по цветоведению рассматриваем исследования И. Ньютона, Л.Ф. Гельмгольца, И.В. Гете, И. Иттена. Последний подчеркивал: «Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны» (3, с. 16). Элементарная теория цветоведения является базовым художественно-теоретическим предметом, основным связующим звеном для всех специальных дисциплин и ключом к освоению опыта практической деятельности в живописи. Наряду с передачей знаний о функциональной стороне понятий цвето-ведения, необходимо содействовать раскрепощению цветового мышления студентов за счет ознакомления с приемами мастерства известных художников, с колористическим богатством цветовой палитры, также с современными техниками и приемами. Следует обращать внимание студентов на роль колорита в целостном построении работы, используя тонкие цветовые сочетания или сильные контрасты. «Колорит картины обусловливается особенностями собственной окраски изображаемых предметов, светотенью, спектральным составом того или иного освещения, общим тоном, зависящим от степени освещенности в различное время суток и состояний дня, свойством зрения, воспринимающего изменения цвета и светлот» (5, с. 29). Гармоничность цветовых сочетаний определяется соответствием состоянию освещенности. Цвета, передающие предмет изображения в определенных условиях освещения и взятые в соотношении друг к другу, создают колористическую цельность изображения. Определяя цветотоновое решение отдель-

ных предметов в пространственной среде, студент должен стремиться при изображении согласовывать все части постановки в единство, подчинять этому единству светлоту цветовых градаций отдельных частей постановки. Важную роль для изучения данной проблемы представляет педагогическая деятельность художников-педагогов П.П. Чистякова, Д.Н. Кардовского. Согласно учению П.П. Чистякова, в живописном отношении — это цветная форма в цветном пространстве, поэтому каждым мазком надо было «рисовать и лепить». Чистяков учил составлять цвет светов, полутонов, теней сначала на палитре, «держать их в основе; остальные входят, как примесь» (2, с. 166), затем только переносить на холст. Д.Н. Кардовский считал, что необходимо научиться передавать форму предмета кистью одним цветом, для чего рекомендовал брать вначале две краски: одну темную (марс или умбру) и светлую (белила). Кардовский советовал начинать обучение живописи с натюрморта. В основу обучения живописи Н.П. Крымов ставил передачу цветовых и тоновых отношений, считая, что если даже будут взяты не совсем точные цвета, но верно определены пропорциональные цветовые отношения, то правдивость изображения будет достигнута. «Верный тон на верное место, — говорил Крымов, — и тогда будет все: и рисунок, и форма, и воздух, и пространство» (4, с. 103). Добиваясь верности тона, Крымов не забывал о цвете. Он считал, что восприятие цвета — индивидуальное явление, которому нельзя научить, а верному восприятию и передаче тона научить можно и необходимо. Основу обучения Крымова составляло осознанное усвоение, понимание и накопление знаний о цвете. Определение понятию «тоновые и цветовые отношения» дал в своих теоретических работах Г.В. Беда. Автор книги «Тоновые и цветовые отношения в живописи» предлагает общую схему пропорционального уменьшения данных натуры при изображении (1, с. 27—28). Для выдержанности пропорциональных тоновых

и цветовых отношений и передачи общего тонового и цветового состояния в самом начале работы Г.В. Беда советовал установить тональный и цветовой масштаб на палитре. Как мы видим, именно верность тоновых и цветовых отношений составляет основу цельного колористического построения изображения. На младших курсах студенты получают базовые практические навыки и теоретические знания, на основе которых будет строиться их дальнейшее обучение. В связи с этим возникла необходимость разработки такой модели обучения, которая давала бы наиболее эффективные результаты по приобретению студентами практических навыков на занятиях живописью. Проблемами живописи на начальном этапе обучения занимались многие художники-педагоги. Результатом их исследовательской деятельности были как фундаментальные работы, посвященные обучению живописи натюрморта, так и многочисленные исследования, рассматривающие процесс обучения живописи натюрморта в связи с проблематикой исследования композиции либо с позиции определения цветовых отношений и т.п. Большое значение в обучении основам живописного мастерства имеют работы Г.В. Беды, А.П. Яшухина, С.П. Ломова, А.С. Пучкова, А.В. Триселева, Г.Б. Смирнова, Н.И. Прокофьева. Формирование практических навыков передачи цветовых отношений средствами живописи, студентов художественных специальностей, рассматривалось в комплексе с другими проблемами преподавания живописи, часто не выделялось в отдельно поставленную проблему, хотя необходимость такого специального исследования давно назрела, особенно в обучении дизайнеров. Живопись является общепрофессиональной дисциплиной, занимающей одно из ведущих мест в учебных планах подготовки дизайнеров и студентов художественного профиля. Помимо рассмотренных пособий, существует издания, посвященные живописи, но студенты не всегда могут использовать данный в пособиях и учебниках материал, так как

^ Образование в сфере культуры

они не обладают достаточным умением работы с учебно-методической литературой, не всегда могут сделать правильный выбор учебного пособия среди большого количества современных изданий. Поэтому очень важно, когда педагог использует гибкие формы и методы работы в трактовке теоретического материала и при дальнейшей практической работе, как в аудитории, так и самостоятельно. Проанализировав опыт художников-педагогов, мы выделяем в нашей модели обучения два блока теоретического материала — «Техника и технология живописи» и «Цветоведение», включающие в себя тематические разделы или модули. Каждый блок рассматривает фундаментальные понятия художественно-творческой деятельности, без которых дальнейшее обучение будет затруднительным как для студентов, так и для педагогов. Система теоретических блоков способствует формированию у студентов задач художественной деятельности и способов, возможностей ее реализации на практике. В блок практического материала включены, во-первых, упражнения и этюды, а во-вторых — длительная работа над постановкой с использованием методического материала, отвечающего современным требованиям. Для повышения качественного уровня учебно-творческих работ педагог должен ставить четкие цели и выдвигать конкретные задачи. Творческому развитию студента будет способствовать научно-методический подход в сочетании с его формирующей мотивацией. Студенту необходимо и самому давать право оценивать собственные работы, их достоинства и те моменты, которые можно было бы довести до качественно более высокого уровня. При этом другие студенты должны стремиться также оценить работы своих сокурсников, что развивает их аналитические способности и формирует художественный вкус. Эффективным способом обучения является метод личностного показа педагогом процесса выполнения работы на примере собственной творческой деятельности,

комментируя последовательность своих действий. Кроме того, педагог должен четко разъяснить студентам поставленную перед ними задачу поэтапно, ответив на возникающие по ходу вопросы. Также необходимыми являются психолого-педагогические условия формирования практических навыков при работе с цветом через зрительное восприятие изображаемых предметов, процесс анализа, запоминания ключевых факторов, влияющих на конечный результат работы, воспроизведения в материале. Важно развивать индивидуальные особенности творческой работы студентов. Для этого необходимо не только отмечать положительные моменты этих индивидуальных проявлений, но и рекомендовать художников, соответствующих их исполнительной манере. Для повышения эффективности внеаудиторных форм работы на занятиях необходимо постоянно поощрять студентов, которые экспериментируют в

творческом процессе. Решение о приемлемости и необходимости тех или иных методов принимается, исходя из конкретной ситуации и с учетом психологических особенностей обучающихся, поскольку для одного студента личный пример педагога является хорошим стимулом для творческого процесса, а для другого это может обернуться замкнутостью и, как следствие, неуверенностью в своих возможностях.

Итак, использование индивидуально-личностного подхода является обязательным условием успешности развития практических навыков при работе с цветом у студентов. Особо следует отметить, что для полноценного художественно-творческого развития студентов необходимы не только чуткое педагогическое руководство и высокая методическая подготовка преподавателя, но и сбалансированность применяемых им методов, продуманная их направленность на решение задач обучения.

Примечания

1. Беда, Г. В. Тоновые и цветовые отношения в живописи / Г.В. Беда. — М., 1964.

2. Гинзбург, И. П.П. Чистяков и его педагогическая система / И. Гинзбург. — Л.; М., 1940.

3. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. — М., 2000.

4. Николай Петрович Крымов — художник и педагог. Статьи, воспоминания. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1989.

5. Унковский, А. А. Живопись: Вопросы колорита : [учеб. пособие для студентов худ.-граф. факультетов пед. ин-тов] / А.А. Унковский. — М., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.