Научная статья на тему 'Развитие творческих возможностей в освоении профессиональных навыков на занятиях по рисунку и живописи у студентов по специальности 540201 дизайн'

Развитие творческих возможностей в освоении профессиональных навыков на занятиях по рисунку и живописи у студентов по специальности 540201 дизайн Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1018
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РИСОВАНИЯ / РИСУНОК / ЖИВОПИСЬ / СЮРГРАФИЗМ / ПОДСОЗНАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ / СВЕТ / БЛИК / ПОЛУТЕНЬ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева О. И.

Подготовка художников в среднем профессиональном учебном заведении не возможна без основательных знаний и умений в изобразительном искусстве. В статье мы постарались пояснить основные этапы в овладении профессиональными навыками на занятиях по рисунку и живописи, а так же дальнейшее их использование в творческой работе художника-дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training in secondary vocational school is not possible without a thorough knowledge and skills in the visual arts. In the article we tried to explain the main stages in the mastery of skills in the classroom for drawing and painting, as well as their further use in creative work of the artist-designer.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих возможностей в освоении профессиональных навыков на занятиях по рисунку и живописи у студентов по специальности 540201 дизайн»

УДК 372.8

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ И ЖИВОПИСИ У СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 540201 ДИЗАЙН

О.И. Ткачева

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

Подготовка художников в среднем профессиональном учебном заведении не возможна без основательных знаний и умений в изобразительном искусстве. В статье мы постарались пояснить основные этапы в овладении профессиональными навыками на занятиях по рисунку и живописи, а так же дальнейшее их использование в творческой работе художника-дизайнера.

Ключевые слова: государственные образовательные стандарты, компетенции, психологические аспекты рисования, рисунок, живопись, сюрграфизм, подсознание, академические задачи, учебный процесс, локальный цвет, свет, блик, полутень, творческие задания.

Подготовка художников в среднем профессиональном учебном заведении невозможна без фундаментальных общехудожественных знаний и умений. Такие знания и умения формируются при освоении основ рисунка и живописи. Эти дисциплины дают представление о языке изобразительного искусства, формируют живописное и конструктивное восприятие натуры. В процессе освоения данных дисциплин студент получает теоретические знания о природе художественного образа и учится практически решать сложные изобразительные задачи. Занятия живописью развивают наблюдательность, зрительную память, воображение студента. В то же время поэтапное освоение изобразительных задач постепенно формирует у него представление о трансформации натурных наблюдений в художественный образ.

В учебных программах по рисунку и живописи должна быть предусмотрена система формирования художественного мастерства представлена как целостный процесс развития художественно-образного мышления студента на материале освоения многокомпонентной и многоуровневой структуры языка изобразительного искусства от самых простых заданий на освоение закономерностей объемного изображения до выполнения сложных художественно-творческих композиций в различных системах изображения.

В программном материале заложено изучение основ языка изобразительного искусства как совокупности пяти компонентов:

- художественные материалы,

- технические приемы изображения,

- закономерности изображения в той или иной художественной системе / кроме академической системы изображения в программах заложены возможности освоения различных стилистических направлений в живописи и графике/;

- психологические аспекты восприятия и создания картины,

- интеллектуально-содержательные аспекты изображения.

Уровень освоения языка изобразительного искусства полностью зависит от уровня развития художественно-образного мышления студента и подкрепляется знаниями умениями и навыками на учебных занятиях. Условно можно выделить четыре уровня развития художественно-образного мышления студента:

Первый уровень - предметно-конкретный. На этом уровне студент осваивает мир предметов и стремится сделать изображения максимально приближёнными к натуре.

Второй уровень - предметно-описательный. Уровень освоения основных законов изобразительного искусства и применение их в учебных работах.

Третий уровень - эмоционально-формальный. На этом уровне студенты используют психологическое влияние выразительных средств на художника и зрителя.

Четвертый уровень - эмоционально-интеллектуальный. Основной ценностный критерий произведения - его композиционная целостность, художественная завершенность. В собственных произведениях студента прослеживается не только использование художественных средств выразительности рисунка и живописи, но и авторская манера подачи изображения. Это важно в формировании художника. При этом главным лозунгом и правилом преподавателя является: «Не навреди!, а если можешь, то помоги и направь в мир творческих изысканий Изобразительного искусства». Целями освоения дисциплин общепрофессионального цикла является ознакомление студента с основными средствами и закономерностями живописи и рисунка на основе системы натурных постановок с разнообразными по характеру и последовательно усложняющимися задачами. Развить в студенте образное мышление через работу с различными живописными и графическими материалами.

В обучении предполагается возможность последовательного освоения языка изобразительного искусства на всех четырех уровнях развития мышления. При этом, по мере освоения художественных параметров языка изобразительного искусства, развивается художественно-образное мышление и осуществляется обратная связь, студент создает собственные художественные произведения.

Усложнение программных материалов, последовательность их введения в учебный процесс строится на основе следующих параметров:

1. По степени сложности учебных постановок. Усложнение учебных постановок осуществляется по системе разработанной П.П. Чистяковым: конструкция на поверхности /предметы быта, гипсовая голова/, конструкция внутри, но малоподвижная /живая голова/, конструкция внутри, динамическая /фигура человека/.

2. По сложности выполнения задания.

3. По степени сложности решаемых /исследуемых/ основных учебных проблем освоения языка изобразительного искусства.

4. По сложности задач освоения художественных средств языка изобразительного искусства.

Именно разбивание на 5 задач любое задание по академической и творческой работе позволяет легче оценивать выполненные работы в рамках компетенций, предусматриваемых Государственным Образовательным Стандартом. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО по данному направлению:

а) общекультурных (ОК):

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (осуществление компетенции происходит через лекции-беседы, вводные занятия по темам курса с пояснением важности освоения

дисциплины в будущей профессии её значимости в повседневном использовании в жизни людей; в выполнении практических работ в дополнительной живописи с уклоном на задания и возможные творческие решения в будущей профессии);

2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (осуществление компетенции происходит через постановку целей и задач на каждом практическом занятии с возможностью предоставляемою студентам определить методы и способы выполнения их по любой из предложенной теме; по завершению работ и в течение поэтапного выполнения живописных задач проводить просмотры с комментариями под руководством преподавателя, давая возможность каждому студенту аргументировано высказаться, используя знания и профессиональные термины);

3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (осуществление компетенции происходит через выполнение работ по живописи, давая возможность студентам принимать нестандартные решения для выполнения конкретного задания, возлагая всю ответственность именно на студента за результат решения поставленных перед ним задач);

4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (осуществление компетенции происходит через работу студентов в интернете и с литературой по направлению и темам дисциплины развитие умения логично и последовательно выстраивать профессиональные задачи по каждой теме с помощью преподавателя и без его участия, тем самым помогая самому себе профессионально и личностно развиваться в освоении будущей профессии);

5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (осуществление компетенции происходит через формирование умения ориентироваться в информационных полях современного общества (интернет, радио, телевидение, профессиональная литература, издательские ресурсы и т. д.), а так же через подбор зрительного ряда по темам, анализируя возможности и смысловые варианты в решении поставленных задач по темам дисциплины);.

6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (осуществление компетенции происходит через различные виды коллективной работы по дисциплине или работы на конкурентной основе самостоятельно или внутри условных групп при выполнении различных заданий, которая может осуществляться на основе ролевой игры в искусственной ситуации по выстраиванию цепочки: творческий коллектив - организация коллективной деятельности на конкурентной основе под руководством преподавателя-потребителя);

7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (осуществление компетенции происходит через использование ролевых игр на занятиях по темам, чтобы каждый студент имел возможность проверить себя в роли руководителя и подчиненных, выполняя поставленные цели и задачи по темам дисциплины);

8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (осуществление компетенции происходит через: стимулирование студентов на занятиях, мотивируя личностный рост каждого студента, выстраивая принципы конкурентного решения профессиональных задач в творческих работах);

9. Ориентироваться в условиях частой смены технологии профессиональной деятельности(осуществление компетенции происходит через овладение информационными ресурсами и умение применить полученные знания на занятиях, постоянно применяя новые подходы и технологии, а так же обычные живописные материалы и подходы).

б) профессиональных (ПК):

1. Изображать человека и окружающую предметно-прострнственную среду средствами академического рисунка и живописи (осуществление компетенции происходит через овладение студентами умением анализировать композиционный и цветовой строй любой живописной работы);

2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия (осуществление компетенции происходит через возможность выполнять живописные работы с учетом тенденции современного дизайна, опираясь на направления и стили в работе);

3. Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предметные исследования (осуществление компетенции происходит через осуществление возможности рассчитать количество и стоимость материалов на выполнение любой живописной работы);

4. Использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла (осуществление компетенции происходит через использование компьютерных программ, интернета для сбора информации и зрительного ряда аналогов).

Предлагаем методические рекомендации в решении академических задач по рисунку и живописи. Для того, чтобы решить задачи академической системы колорита необходимы знания:

- О композиции, ее законах и особенностях решения композиционных задач на формате живописной работы;

- Законов линейной и воздушной перспектив;

- О принципах построения составных элементов живописной работы, пропорциональном соотношении высот и длин;

- О локальных цветовых отношениях в живописном произведении;

- Закон распределения света и тени;

- О технологических особенностях лепки формы цветом при помощи мазка;

- О цветовых рефлексах и их расположении на живописной работе;

- О пространственных характеристиках цветов и их психологическом воздействии на зрителя (цветовоздушной перспективе).

Только усвоив эти знания студент может справиться с поставленными перед ним задачами:

1. Компоновкой изображения на формате;

2. Построением с учетом пропорций и знаний воздушной и линейной перспективы;

3. Решить локальные цветовые отношения в картинной плоскости;

4. Смоделировать формы элементов живописной работы цветом, передать цветовые рефлексы;

5. Передать пространство картинной плоскости.

Чтобы решить первую задачу необходимо все элементы изображения правильно закомпоновать на формате, то есть они не должны быть очень мелкими

или очень крупными; они должны стремиться к центру изображения, но не располагаться на осевых линиях формата.

Вторую задачу решать, нужно используя знания линейной и воздушной перспектив, то есть необходимо создать иллюзию глубины картинной плоскости и нарисовать предметы по принципу: две прямые в пространстве картинной плоскости пересекаются и имеют точку пересечения на линии горизонта. Этот закон связан с особенностями зрительного восприятия человека. В результате все окружности на картинной плоскости превращаются в эллипсы, а все другие фигуры с параллельными элементами будут стремиться к точке пересечения на условной линии горизонта, которую мы свою очередь определяем как линию, где небо сходиться с землей. Здесь же важно учитывать соотношение долины и ширины разных составных частей изображения относительно друг друга и внутри себя.

В третьей задаче локальные цветовые отношения следует находить так: локальный цвет - это цвет предмета в картинной плоскости. Важно правильно найти соотношения цветовой гаммы, стремясь гармонизировать все изображение. Здесь зарождается колористическое решение живописной работы.

Закон распределения света и тени позволяет решать четвертую задачу (объемного изображения) в живописи. Свет, блик, полутень, тень собственная с рефлексом, тень падающая с рефлексом - это составные части любой объемной формы. Но в живописи не только светотеневое решение, но и цветовые рефлексы играют важную роль. Рефлекс - это отражение света одного предмета в тени другого. Он более светлое место тени и одновременно носитель определенного цветового оттенка, близкого к локальному цвету отраженного предмета.

Пространство картинной плоскости (пятую задачу) позволяют решить цветовые валеры и нюансы цвета, то есть оттенки внутри локальных цветов всего изображения. Здесь только нужно принять во внимание психологические особенности влияния цветов на человека, которые имеют субъективный характер. Теплые цвета выступают, а холодные - отступают при дневном освещении. Принцип такой работы заключается в правильном нахождении:

1) отношений краевых контрастов;

2) насыщенности цветов;

3) растяжки от теплых цветовых оттенков на переднем плане до холодных на заднем;

4) прозрачности теней и цветовой сложности рефлексов во всем живописном произведении;

5) вибрации светлоты и насыщенности заднего плана.

В решении основных академических задач по рисунку:

- первые две задачи одинаковы и для рисунка и для живописи.

- третья задача по рисунку - это лепка формы по закону распределения света и тени, где важно продемонстрировать объем каждого предмета через блик, свет, полутень, тень собственную с рефлексом и тень, падающую с рефлексом;

- четвертая задача - это пространство картинной плоскости по краевым отношениям, где передний план более контрастен, а задний план менее контрастен и построен на сближенных отношениях;

- пятая задача - материальность изображаемых предметов решается через определенный штрихи мягкость графического материала.

Только освоив основные закономерности академической школы, появляется возможность у студентов выполнять творческие задания по «Доприсунку» и

«Допживописи»; «Спецрисунку» и «Спецживописи», как части самостоятельных творческих работ под руководством преподавателя.

Прогамммы по «Рисунку» и «Живописи» имеют межпредметные связи с дисциплинами: «Цветоведение», «Пластическая анатомия», «Техника и технология живописи», «История изобразительного искусства», «Технология живописных материалов».

Кроме того они помогают и дают выход на работы по дисциплинам «Компьютерная графика» или «Проектирование». Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиториях под руководство преподавателя и предусматривает выполнение творческих работ с уклоном на будущую профессиональную деятельность, при которых возможно организация индивидуальных или групповых творческих работ по теме семестра. Задания должны выполняться с использованием приемов обобщения, декорирования и стилизации с использованием в дальнейшем на занятия по «Компьютерной графике» или «Проектированию», а так же могут быть выполнены как самостоятельные работы в декоративной системе колорита. В самостоятельных работах важно учитывать уровень подготовки студентов и индивидуально подходить к выполнению поставленных задач.

Темы самостоятельных работ соответствуют темам обычных аудиторных работ по «Живописи» с разницей лишь в том, чтобы выйти на своё художественное решение образа и подачу в рамках предложенной темы.

В ежемесячном теоретическом и научно-методическом журнале «Специалист» за апрель 2003 года №5 была опубликована статья Ткачевой Ольги Ивановны «Критерии оценки работ художественного цикла» там была предложена ею система рейтинговых оценок работ эстетического цикла, где были привязаны баллы к 5 основным задачам по рисунку и живописи. Где оценивается каждая задача и её выполнение на 25%, 50%, 75% или 100%. Тем самым шкала расширяется до 20-и бальной.

«5» - 4,5;4,75;5.

«4» - 3,5;3,75;4,25;4;4,25.

«3» -2,5;2,75;3,25;3;3,25.

«2» - 1,5;1,75;2,25;2;2,25.

«1» - 0; 0,25;0,5;0,75;1.

Ольга Ивановна Ткачева придумала и разработала свой уникальный графический стиль - Сюрграфизм. С которым она стала лауреатом Международных конкурсов графики, как в России, так и за рубежом. Неоднократно Ольга Ивановна проводила мастер-класс в различных образовательных учреждениях города и области по направлению возможностей своего авторского стиля. В областной молодёжной газете «Смена» в 2012 году в № 86 за 31 октября была статья рассказывающая об уникальном стиле Ольги Ткачевой.

Сюрграфизм имеет свои возможности и особенности. Самое важное и уникальное, что этот стиль раскрепощает художников или тех, кто пытается говорить линией на бумаге. Человек теряет страх перед чистым листом бумаги. Вторым моментом и возможностью стиля заключается образности в художественном решении любой графической работы. Многоходовость линий, как бы ищет правильное движение выразительных средств. «Сюр» - это игра подсознания, возможностей говорить со своей душой на эмоциональном плане. А «графизм» - это использование выразительных средств графики в данной технике. Применяя возможности своего стиля на занятиях по рисунку и живописи, с будущими художниками Ольга Ивановна сочетает возможности академического рисунка и живописи с желанием высказаться

на эмоциональном плане, претворяя различные графические и живописные поиски в будущей профессиональной деятельности дизайнера мастера декоративно-прикладного искусства. Задания на эмоциональные состояния по дисциплинам изобразительной деятельности, через графические и живописные выразительные средства дает возможность студентам создавать художественные образы в своих работах.

Подача материала через линию, тон, фактуру заставляет будущих дизайнеров рассуждать на темы гармонизации художественной среды, через решение художественного образа в графике. В живописи выбирают путь гармонизации цветовых и тоновых отношений.

Важными и наиболее интересными считаем интерактивные формы обучения. Это бывают тематические-конкурсные постановки натюрмортов или просмотры работ с обсуждением и выставлением рейтинга оценок. Когда формируются творческие подгруппы и в процессе выполнения задания они готовят аудиторные задания под руководством преподавателя, но со своими творческими изысканиями и ходами. Причем свои поиски, как правило, студенты обосновывают и защищают, готовясь к защите своих проектов в будущей профессии. По факту выполнения и защиты работ студенты получают оценки, тем самым получают стимул к более профессиональному подходу в обучении рисунку и живописи в том числе. При этом позадачное выставление рейтинга позволяет отслеживать успехи и недостатки по главным направлениям подготовки художников-дизайнеров и мастеров декоративно-прикладного искусства в академических живописи и рисунке.

Образовательные технологии:

1. Информационно-развиващие технологии, направленные на формирование системы знаний, запоминание и свободное оперирование ими.

Самостоятельное изучение литературы, применение новых информационных технологий, для самостоятельного пополнения знаний, включая использования технических и электронных средств информации.

2. Деятельностные практико-ориенитированные технологии, направленные на формирование системных профессиональных умений при проведении экспериментальных исследований, обеспечивающих качественно выполнять профессиональную деятельность.

Используя анализ, сравнивая различные техники живописи, выбрать свой подход в решении творческих задач.

3. Развивающие проблемно-ориентированные технологии, направленные на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности, способности видеть и формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения. При этом используются два уровня сложности и самостоятельности: проблемное изложение учебного материала преподавателем;

Рассмотрим работу над академическим натюрмортом с выходом на графическое решение художественного образа в натюрморте.

Для работы над натюрмортом, как и над другими постановками в академическом подходе, необходимо выполнять как минимум 5 основных задач:

1. Компоновка на формате;

2. Линейно-конструктивное построение с учетом знания линейной и воздушной перспектив;

3. Лепка формы тоном при помощи штриха по закону распределения света и

тени;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Пространство картинной плоскости с учетом краевых контрастов и плановости ( переднее, среднее, дальнее);

5. Материальность изображаемых предметов.

Самым важным в работах является грамотное выполнение этапов любого академического задания, для того, чтобы добиться конечного результата. Необходимо вспомнить все законы и закономерности графического исполнения. Условность листа и возможностей графита, а в дополнительных творческих заданиях и других графических материалов, позволяет нам передать увиденное в иллюзорном пространстве листа.

При этом работы выполняются от простого к сложному, но при неизменном нарастании сложности, но правильном использовании основных законов изобразительного искусства, а так же возможностей выразительных средств.

Черненко Екатерина 2 курс 2015 год

Черненко Екатерина 1 курс 2015 год

Начиная с зарисовок простых предметов быта, студенты постепенно переходят к более сложным постановкам с гипсовыми рельефами и капителями, затем к сложному двухъярусному натюрморту, решая сумму основных академических задач. Далее на занятиях по «Дополнительному рисунку» (самостоятельная работа под руководством преподавателя) они осуществляют творческий подход к решению художественного образа оперируя точкой, пятном, линией, фактурой, решая эмоциональное состояние, которое позволяет понимать сверхзадачи пластики форм и сложности подхода в гармонизации выразительных средств внутри постановки, а не только видеть сами предметы.

Вот например «Натюрморт с гипсовой розеткой», который представлен в 3 вариантах художественного решения с девизами: «Звездное небо» (выполненный студенткой 1 курса Лукьяновой Ириной); «Сладкий мир» (выполненный студенткой 1 курса Черненко Екатериной) и «Мир холодной неприступности» (выполненный студенткой 1 курса Акопян Элиной).

Лукьянова Ирина 1 курс 2015год, «Звёздное небо».

Акопян Элина 1 курс 2015 год, «Мир холодной неприступности».

Таким образом, развитие творческих возможностей в освоении профессиональных навыков на занятиях по рисунку и живописи у студентов по специальности 540201 Дизайн осуществляется через академические постановки и основные задачи с переходом на эмоциональный план и игру подсознания, а не только осознанного рисования.

DEVELOPMENT OF CREATIVE CAPABILITIES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SKILLS IN THE CLASSROOM FOR DRAWING AND PAINTING STUDENTS MAJORING 540201 DESIGN

O.I. Tkachyova

Belgorod state Institute of arts and culture e-mail: [email protected]

The training in secondary vocational school is not possible without a thorough knowledge and skills in the visual arts. In the article we tried to explain the main stages in the mastery of skills in the classroom for drawing and painting, as well as their further use in creative work of the artist-designer.

Keywords: state educational standards, competence, psychological aspects of drawing, drawing, painting, sourgrapes, the subconscious, academic tasks, learning process, local color, light, flare, penumbra, creative tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.