В.Р. Мосина, А.Ф. Бедина
Валер как средство обучения реалистической живописи учащихся художественных школ
Рассмотрена роль валера как средства выразительности и его возможности для повышения качества живописи у учащихся детских художественных школ. Проанализированы научные исследования, учебные и методические пособия, способствующие благоприятной реализации изучения валера в рамках учебнотворческого процесса на примере натюрмортного жанра.
Ключевые слова: валер, валер как средство обучения, учебный натюрморт, детская художественная школа.
В изобразительном искусстве исторически сложилась трехступенчатая система академического образования. Уникальность системы заключается в сохранении преемственности обучения. Детская художественная школа - первая ступень этой системы. Именно в художественной школе впервые учащиеся знакомятся с академическим обучением на основе визуального познания и передачи реального мира.
Передача реальности средствами изображения - одна из важных и сложнейших задач живописи. Можно сказать, что владение приемами реалистической живописи - это умение изъясняться современным языком живописи при создании художественного образа. В этой связи возникает актуальность повышения качества и методов обучения живописи. Передача реалистического изображения в живописи возможна только посредством взаимодействия тона и цвета. Важным средством выразительности и этого взаимодействия является валер.
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
Валер (от франц. уа1гиг - цена, ценность) - термин в живописи и графике, обозначающий тональное соотношение при взаимодействии цветовых оттенков друг с другом.
К сожалению, в современном образовательном пространстве при обучении изобразительному искусству валерные традиции не практикуются как средства реализации выразительности. В связи с этим возникла необходимость разработки такой модели обучения, подкрепленной теорией, которая давала бы наиболее эффективные результаты в области практических занятий.
Учитывая сложность и многогранность валера, начинать изучать его следует с учащимися старших классов (3-й и 4-й классы художественной школы). Но даже если это будут учащиеся старших классов, начинать изучение без специальной подготовки невозможно. Валер эквивалентен понятию тон, поэтому подготовительной базой для его освоения в начальных классах будут являться задания монохромного характера. Гризайльные задания должны носить не случайный единичный характер, а выстраиваться в блоки по полугодиям, что позволяет более глубоко изучить понимание тона, его свойств и роли в построении пространственного живописного изображения. В последующие задания в тональную живопись постепенно вводится цвет. Такая пропедевтика тона в начальных классах необходима: она является базой для изучения валерной живописи в старших классах [3].
«Классической лабораторией» для изучения живописи в художественной школе служит натюрмортный жанр. Имея глубокие исторические корни, натюрморт является широкой площадкой для изучения изобразительной грамоты. Одним из первых четко определил это принципиальное положение И.Э. Грабарь, преподававший живопись в Мюнхене в знаменитой школе Антона Ашбе. Педагогическая практика привела его к пониманию того, что портрет требует от учащихся предельной концентрации на проблемах определения характера формы и ее построения. Поэтому вопросы цвета лучше осваивать на натюрморте.
Проблемами обучения живописи на примере натюрморта занимались многие художники-педагоги. Так, в диссертационном исследовании А.И. Масленникова при изучении связи цвета с освещением предлагалось одновременно ставить и писать несколько одинаковых натюрмортов с разной силой их освещенности. Таким образом, по мнению автора, перед учащимися открывалась возможность воочию сравнивать взаимодействие общего состояния красок натуры в соответствии с разной степенью ее освещения [2].
Задания с выполнением этюдов натюрмортов, освещенных разными источниками, как по силе света, так и по спектральному составу,
позволяет наиболее полно освоить понятие валера в живописи [1]. Особое внимание следует уделять работе методом с пространственной обусловленностью изменений предметных цветов на примере натюрморта с четко выраженными планами. Чтобы сделать эти изменения более наглядными, Л. А. Панова рекомендует помещать между пространственными планами натюрморта слегка замутненную пленку [4, с. 136]. А.А. Унковский считает важным для постижения сложных колористических задач живописи писать натюрморт, поставленный против света [6, с. 77].
В учебном пособии А. С. Пучкова и А.В. Триселева «Методика работы над натюрмортом» поэтапное изучение предметов учебного натюрморта рассматривается широким кругом вопросов, касающихся композиции натюрморта, рисунка и работы в цвете; методом разнообразных практических заданий над постановками в различных техниках и методическими рекомендации к ним [5].
Проанализировав опыт художников-педагогов, мы выделяем в нашей модели обучения два блока: теоретический - «Основы цветоведения» и практический - «Освоение валерной живописи», включающие в себя тематические разделы или модули. Оба блока взаимосвязаны и рассматривают освоение валерной живописи как фундаментальное понятие художественно-творческой деятельности, без которого дальнейшее обучение реалистической живописи будет проблематичным как для учащихся, так и педагогов.
Теоретический блок способствует формированию у учащихся задач художественной деятельности и способов реализации их на практике. В условиях художественной школы учащиеся не умеют работать с учебно-методической литературой и, конечно, не могут делать правильный выбор учебного пособия даже среди большого количества современных изданий. Поэтому очень важным для педагога является использование гибких форм и методов работы в подаче теоретического материала при дальнейшей практической работе. Теоретический блок «Основы цветоведения» имеет общее название, т.к. в него входят не только знания о цвете и его свойствах, но и примеры мировой и отечественной живописи.
Одним из важных факторов в обучении изобразительному искусству является развитие художественного видения. Умение видеть, понимать, чувствовать изображаемые объекты - важные слагаемые познавательной деятельности учащихся в процессе работы над учебным натюрмортом. Умение понимать особенности натуры помогает в решении конкретных живописных задач; позволяет последовательно, целенаправленно вести учебный натюрморт. Понимание натуры связано также с эмоциональной
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
сферой, поскольку в изобразительной деятельности эмоционально-чувственное и рационально-логическое начала взаимодействуют.
Оценка эстетических качеств натуры, познание цвета, формы, общего цветотонального состояния сначала происходит на уровне чувств и эмоций. В методическом плане это означает, что первым условием правильного восприятия натуры является создание чувственной реакции, активизации первой сигнальной системы. Психологи определили, что в тех случаях, когда на процессы мышления оказывают повышенное влияние эмоциональные факторы, начинает преобладать эмоционально-интуитивный характер мышления. В той или иной степени эмоции проявляются в процессе изобразительной деятельности. В связи с этим в теоретический блок были включены задания по созданию натюрмортных постановок, в которых учащиеся принимают активное участие. Из группы предметов дети учатся составлять натюрмортную композицию с учетом задач, выдвигаемых заданием. Участие детей в создании натюрмортных постановок является эмоциональным фактором, следовательно, влияет на процесс мышления. Чем содержательнее и продуманнее будет учебная постановка, тем более она сможет активизировать познавательную деятельность ученика, т.к. будет пробуждать его мысль, стремление найти для воплощения сложной тематики яркую художественную форму, запоминающиеся образы, вести поиск этих форм и образов.
Практический блок «Освоение валерной живописи» должен соответствовать определенным требованиям:
- разнообразный подход в выполнение аудиторных (учебных) натюрмортов (этюды-штудии, краткосрочные этюды, этюды-крохи);
- дидактические требования к натюрмортным постановкам (многопред-метность, выбор общей тональности, цветовой гаммы (теплая, холодная, нейтральная), тематичность);
- разнообразные подходы и материалы при выполнении натюрмортных постановок: работа по тонированной бумаге, живопись-мозаика, эксперименты с цветным освещением натюрмортной постановки, уроки проблемно-поискового характера (например, выполнить монохромный натюрморт в полихромной гамме или натюрморт в холодной гамме - в теплой) и т. д.
Особо следует отметить, что для полноценного художественно-творческого развития учащихся необходимо не только чуткое педагогическое руководство и высокая методическая подготовка преподавателя, но и сбалансированность применяемых им методов, их направленность на решение задач обучения. Эффективным способом обучения является метод личностного показа педагогом процесса выполнения работы, когда на приме-
ре собственной творческой деятельности педагог наглядно демонстрирует учащимся процесс выполнения работы, комментируя по ходу последовательность своих действий. Такой метод называется мастер-классом. Кроме того, педагог должен ясно и четко разъяснить учащимся поставленную перед ними задачу, поэтапно отвечая на возникающие по ходу вопросы.
Библиографический список
1. Беда Г.В. Живопись: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1986.
2. Масленников А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональности тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников-педагогов: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1974.
3. Мосина В.Р., Старикова Н.М. Специфика формирования целостного восприятия цветовых и тоновых отношений у студентов творческих специальностей // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 1. С. 32-42.
4. Панова Л.А. Принципы композиции натюрморта (на материале 1-2-х курсов в системе подготовки художника-педагога: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1988.
5. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М., 1975.
6. Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. М., 1980.
Педагогика и психология