Научная статья на тему 'Диагностика уровня развития композиционно-образного мышления подростков'

Диагностика уровня развития композиционно-образного мышления подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3092
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ / METHODS OF TEACHING COMPOSITION / КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОИСК / COMPOSITIONAL SEARCH / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC EXPRESSION / ARTISTICALLY CREATIVE THINKING / COMPOSITION AND CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канунникова Татьяна Александровна

В статье поднимается проблема диагностики уровня развития композиционно-образного мышления учащихся детской художественной школы. Автор утверждает, что качество учебной деятельности подростков по предмету композиция нельзя рассматривать и оценивать изолированно от предметных результатов в области живописи и рисунка. Приводятся примеры комплексного анализа образной выразительности продуктов изобразительной деятельности подростков, полученные в ходе констатирующего эксперимента. Обосновывается необходимость «композиционного поиска» как важнейшего элемента учебно-творческой деятельности подростков на занятиях композицией. Рассматриваются организационные условия достижения метапредметных результатов композиционной деятельности учащихся, таких как развитие композиционно-образного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the level of development of compositional and creative thinking of teenagers

The article deals with the problem of diagnostics of the level of development of compositional and creative thinking of students of children''s art school. The author claims that the quality of educational activity of teenagers cannot be considered and evaluated separately from the subject results in the study of painting and drawing. The examples of complex analysis of the level of development of compositional and creative thinking of teenagers received during the experiment are given. The author states the need for „compositional search" as the most important element of educational and creative activity and discusses organizational conditions for achieving interdisciplinary results of compositional activity of students.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня развития композиционно-образного мышления подростков»

1УДК 372.874 ББК 74.268.5

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Т. А. Канунникова

В статье поднимается проблема диагностики уровня развития композиционно-образного мышления учащихся детской художественной школы. Автор утверждает, что качество учебной деятельности подростков по предмету композиция нельзя рассматривать и оценивать изолированно от предметных результатов в области живописи и рисунка. Приводятся примеры комплексного анализа образной выразительности продуктов изобразительной деятельности подростков, полученные в ходе констатирующего эксперимента. Обосновывается необходимость «композиционного поиска» как важнейшего элемента учебно-творческой деятельности подростков на занятиях композицией. Рассматриваются организационные условия достижения метапредметных результатов композиционной деятельности учащихся, таких как развитие композиционно-образного мышления.

Ключевые слова: методика обучения композиции, композиционный поиск, художественно-образное мышление, композиционно-образное мышление, художественная выразительность.

DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF COMPOSITIONAL AND CREATIVE THINKING OF TEENAGERS

T. A. Kanunnikova

The article deals with the problem of diagnostics of the level of development of compositional and creative thinking of students of children's art school. The author claims that the quality of educational activity of teenagers cannot be considered and evaluated separately from the subject results in the study of painting and drawing. The examples of complex analysis of the level of development of compositional and creative thinking of teenagers received during the experiment are given. The author states the need for „compositional search" as the most important element of educational and creative activity and discusses organizational conditions for achieving interdisciplinary results of compositional activity of students.

Keywords: methods of teaching composition, compositional search, artistically creative thinking, composition and creative thinking, artistic expression.

Образная выразительность - важнейший признак произведения искусства. Поэтому в художественной педагогике существует проблема развития у учащихся особого типа мышления и восприятия действительности - художественно-образного. В психологии научно обоснован факт развития мышления в деятельности. Художественно-образное мышление, для которого характерна направленность на «решение художественно-творческих задач», развивается в процессе творческой деятельности, в частности изобразительной: «художественно-образное мышление» как категория психологии и эстетики - это

один из видов мышления, направленный на решение логико-эмпирических проблем и задач в творческой деятельности, характеризующийся использованием средств художественной выразительности» [1, с. 177-178].

Разработкой задач художественно-образной выразительности, поиском путей развития способностей личности к целостному образному восприятию мира, творческому мышлению занимаются ученые и художники многие десятилетия. В ходе нашего исследования мы изучали влияние особенностей методики обучения композиции в детской художественной школе на процесс развития копозиционно-образного

мышления подростков. При этом мы разделяем точку зрения В. Ю. Борисова о том, что «композиционное мышление» носит комплексный характер, являясь синтезом как понятийного, так и образного мышления, и рассматривается как психический процесс, направленный на выражение художественной идеи в образной форме» [1, с. 164].

На этапе констатирующего эксперимента нами была разработана система диагностики уровня развития композиционно-образного мышления на основе изучения продуктов изобразительной деятельности учащихся. «Показателем развития образного мышления в условиях изобразительной деятельности учащихся может служить устойчивое проявление позитивного развития "образности" в творческих работах... "развитие" обозначает как изменение мышления школьников, так и связанное с ним изменение продуктов их изобразительной деятельности...» [1, с. 183].

Очевидно, что самостоятельная работа учащихся над композицией (сюжетной, пейзажной) в наибольшей степени характеризует особенности восприятия и мышления, умение создавать выразительные живописные и графические образы. Мы старались выявить особенности композиционного построения, характерные для рассматриваемой возрастной группы (подростки 12-14 лет), проследить, как в детском рисунке «композиция выполняет функцию подачи смысла» [2, с. 27], как через композицию раскрывается замысел, как рождается образ, используются ли рисующими изобразительно-выразительные возможности художественных материалов.

Рассматривая композицию как визуальное воплощение «конструктивной идеи картины», мы понимаем, что поиск композиционного решения предполагает наличие у учащихся теоретических знаний и применение практических навыков изобразительной деятельности, сформированных на занятиях живописью и рисунком. Следовательно, качество учебной деятельности подростков по предмету композиция нельзя рассматривать и оценивать изолированно от предметных результатов в области живописи и рисунка. Построение колорита, передача тональных отношений, пропорций, явлений перспективы составляют группу «изобразительно-информативных» элементов художественной формы и служат воплощению конструктивной идеи композиции, а значит, созданию художественного образа. Поэтому констатирующий эксперимент, в котором участвовало 115 человек в возрасте от 12 до 14 лет, имел следующую структуру (табл. 1).

Проведя анализ данных, полученных в ходе изучения изобразительной деятельности каждого участника эксперимента, определив взаимосвязь общей теоретической подготовки, сформированности практических навыков по живописи и рисунку с предметными результатами по композиции, мы пришли к заключению об уровне развития композиционно-образного мышления подростков на данном этапе.

Результат констатирующего эксперимента подтвердил наше предположение о том, что отсутствие теоретических знаний по живописи, рисунку и композиции, неумение строить колорит на основе цветовых и тональных отношений, слабое развитие практических навыков вы-

Таблица 1

Структура констатирующего эксперимента

СТРУКТУРА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

I блок «АКАДЕМИЧЕСКИИ РИСУНОК»

Тестирование по предмету «Академический рисунок» Практическое задание «Наброски с натуры и по памяти»

II блок «ЖИВОПИСЬ»

Тестирование по предмету «Живопись» Практическое задание «Акварельный этюд натюрморта

из двух предметов»

III блок «СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

Анкетирование «Методика срезов» (авт. Е. Практическое задание: тематическая композиция «Чело-

И. Игнатьев) век, дом, дерево»

IV блок «АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ»

Наблюдение Собеседование с Анализ дополнительных общеразвивающих и предпрофес-

педагогами сиональных программ художественной направленности

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

полнения набросков и зарисовок по памяти и представлению, а также пренебрежение в силу недостаточных знаний изобразительно-выразительными возможностями художественных материалов отрицательно сказываются на выразительности композиционного решения. Из чего мы делаем вывод о необходимости комплексного решения задачи развития композиционно-образного мышления подростков на занятиях в детской художественной школе.

Комплексное решение подразумевает пересмотр традиционных дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности, разработку новых методических приемов обучения композиции и, что особенно важно, направление вектора педагогической работы в сторону организации целенаправленной учебно-творческой деятельности подростков на этапе композиционного поиска.

Рассмотрим идею комплексного подхода в обучении, позволяющего, на наш взгляд, достичь метапредметного результата - развития композиционно-образного мышления подростков. Для этого результаты исследования проанализируем «по горизонтали», учитывая индивидуальность каждого ученика: уровень теоретических знаний, мотивацию к их совершенствованию, владение рисунком, развитие наблюдательности и зрительной памяти, умение строить цветовые и тональные отношения в живописи, знание основных законов композиции, использование изобразительно-выразительных возможностей художественного материала и техники.

На основании разработанных критериев, учитывая все вышеназванные показатели, мы обозначили уровни развития композиционно-образного мышления, отраженного в художественной выразительности продуктов изодея-тельности участников эксперимента. Предлага-

Уровни развития композиционн

ем рассмотреть результаты изобразительной деятельности участников эксперимента, условно соотнеся их с пятью уровнями: «высокий», «от среднего к высокому», «средний», «от низкого к среднему», «низкий».

«Высокий» уровень предполагает:

1. Проявление в рисунках и ответах на вопросы теста развитой наблюдательности, зрительной памяти и тонального видения.

2. Понимание теоретических основ рисунка и живописи.

3. Умение анализировать характер живописного решения и особенности использования выразительности художественных материалов в рисунках, картинах мастеров искусства.

4. Использование выразительности графических материалов при выполнении набросков: «живая», разнообразная по характеру линия, использование тонального пятна, штриховки и/или растушевки для решения образных задач.

5. Сознательное и творческое использование разнообразных материалов и техник работы в живописи.

6. Умение верно передавать пропорции предметов в работе с натуры и по представления (по памяти).

7. Навыки передачи объема изображения в рисунке и живописи.

8. Построение глубины пространства средствами цветовоздушной и линейной перспективы.

9. Использование выразительности художественных материалов для построения тональных и цветовых отношений в живописи.

10. Знание и применение законов композиции.

11. Создание выразительного художественного образа.

12. Оригинальное решение композиционной темы.

Таблица 2

^-образного мышления учащихся

Количество показателей, отмеченных в изобразительной деятельности испытуемых Условное обозначение уровня развития композиционно-образного мышления учащихся

12 «высокий»

9-11 «от среднего к высокому»

6-8 «средний»

3-5 «от низкого к среднему»

0-2 «низкий»

Двенадцать вышеприведенных параметров, характеризующих особенности и качество изобразительной деятельности учащихся, позволяют составить таблицу условного соотношения различных «уровней» развития композиционно-образного мышления (табл. 2).

В качестве примера анализа результатов констатирующего эксперимента «по горизонтали», с учетом индивидуальных особенностей изобразительной деятельности, приведем работы Оксаны К., 13 лет. Уровень развития композиционно-образного мышления подростка на данном этапе мы определили как «от среднего к высокому», основываясь на следующих показателях:

1) оригинальность трактовки темы при выполнении задания «Человек, дом, дерево»;

2) наличие образной выразительности в набросках, этюдах, композиции;

3) присутствие отрывочных знаний по теории изобразительного искусства;

4) высокий уровень мотивации к изучению теории и практики изобразительного творчества;

5) способность (проявленная в деятельности) к анализу композиционных построений, цветового и тонального решения, а также выразительных средств в картинах мастеров.

Проверка уровня теоретической подготовки по рисунку, живописи и композиции в форме выполнения тестовых заданий и анкетирования, выявила средний уровень знаний: отрывочные сведения по теории рисунка, цветоведению, основам композиции. Несистематизированные знания по теории изобразительного искусства не позволили ученице в полной мере оценить и проанализировать методы достижения художественно-образной выразительности в рисунках мастеров: увидеть «валерную линию» в рисунках Леонардо да Винчи, цельность тонального решения в графике В. Серова... Тестирование по предмету «Живопись» показало, что уровень развития наблюдательности, цельного цветового и тонального видения, которое является основой колористического мышления, можно охарактеризовать как высокий. Ученица понимает значение тона в живописи, способна грамотно на доступном возрасту уровне анализировать характер цветовых и тональных построений в картинах художников (Левитана, Пластова, Рем-

брандта). При этом, выполняя задания теста, отвечая на вопросы, Оксана продемонстрировала высокий уровень развития наблюдательности и зрительной памяти, что нашло отражение в качестве выполнения практических заданий по рисунку и живописи.

В набросках использованы выразительность линий, штриховка для передачи объема, пластики и пространственного положения изображаемых объектов. Оценивая образную выразительность набросков, мы основывались на положении о единстве изобразительного и выразительного в реалистическом рисунке. Наиболее удачным в этом отношении, на наш взгляд, является набросок с натуры: «Сидящая девушка», выполненный Оксаной К. мягким карандашом на тонированной бумаге (рис. 1 а).

Сопоставление уровня художественной выразительности в наброске с натуры и по памяти, показало в целом высокий уровень решения целого ряда изобразительно-выразительных задач. Набросок по памяти (рис. 1 б) показывает незначительные затруднения, которые испытывает ученица с изображением пластики человеческой фигуры по представлению, - эти затруднения необходимо преодолеть в процессе композиционного поиска, иначе они неизбежно скажутся в тематической композиции.

Композиционное размещение в листе и передача пропорций в набросках с натуры и по памяти примерно одинаковы. Изображение немного смещено в нижний левый угол листа, что слегка нарушает общее равновесие композиции (в наброске с натуры). В целом уровень практических навыков и изобразительной грамотности при выполнении набросков можно обозначить «от среднего к высокому».

Набросок по памяти отличается большей типизацией образа сидящей и рисующей девушки. Рисунок с натуры обладает более яркой индивидуальной характеристикой образа, убедительной трактовкой пластики, характерными особенностями, подмеченными в натуре.

Практическое задание - акварельный этюд натюрморта из двух предметов с натуры отличается свежестью, прозрачностью красочного слоя (рис. 2).

Автор использует технику «по сырому», работает быстро, верно схватывая цветовые и тональные отношения в натуре.

Рис. 1. Фигура человека: а - с натуры, б - по памяти. Автор: Оксана К.

Объем предметов, пространство натюрморта убедительно трактованы с помощью изменения насыщенности цвета, светлоты и цветового тона на свету и в тени. К недостаткам работы можно отнести отсутствие падающих теней. Видимо, рассеянное освещение постановки не выявляло четких теней, падающих от предметов. Тем не менее юному живописцу следовало «наметить» легкие падающие тени хотя бы у нижнего края предметов.

Тональные отношения, обусловленные распространением света по поверхности цилиндрической бутылки, выявлены хорошо. Отношения тепло-холодности, цветовой контраст «теплый свет - холодные тени» или «холодный свет - теплые тени» выявлены слабо.

Работая над фоном натюрморта, ученица использует сложные красочные заливки, составленные из нескольких цветов. Кое-где на фоне натюрморта заметны небольшие участки неокрашенной бумаги, но их присутствие незначительно и не портит общего впечатления от этюда. Он выполнен в теплой колористической гамме, с приме-

Рис. 2. Акварельный этюд. Автор: Оксана К.

нением сложных составных цветов, смешанных на палитре.

Оценивая общий уровень владения художественными материалами, отметим использование сложного, составленного на палитре цвета, сочетание в этюде двух акварельных техник («алла прима» и «по сырому»), сознательное применение различных приемов работы кистью (мазок, заливка). Общий уровень художественной выразительности, обусловленный развитием цельного колористического видения, качеством владения живописными материалами, приемами работы кистью, техническими приемами работы с акварелью мы охарактеризуем как «от среднего к высокому». Необходимо отметить нестандартный подход Оксаны К. к образному решению тематической композиции «Человек, дом, дерево». Исходя из предельно простой формулировки темы практического задания, учащиеся могли развить ее по своему усмотрению. Человек мог стать сказочным героем, дом - его жилищем, а дерево - чудесным садом или сказочным лесом. Так поступили 6% испытуемых. В качестве образного продолжения темы тестового задания они придумали следующие: «Снежная Королева у ледяного замка», «Баба-Яга в лесной избушке», «Сказочная принцесса во дворце». Остальные участники эксперимента связали тематику композиции тестового задания с образами, подсказанными зрительной памятью («Вечер на даче», «Прогулка по городу», «В парке»), основываясь исключительно на знакомых образах зрительной памяти, избегая фантастических и сказочных сюжетов, а часто утрируя композиционное решение до простого «перечисления» заявленных в теме объектов (17%).

Оксана К. выполнила композицию гуашью, в живопис-

ной технике, на тонированной бумаге (рис. 3). Интересно необычное решение темы «Человек, дом, дерево». Человек изображен внутри дома, в интерьере, а дерево - за окном. Работая над композицией, ученица воспользовалась натурой - зарисовала интерьер учебной аудитории и рисующего одноклассника.

Работа с натуры благотворно сказалась на качестве композиции: удалось избежать сложностей с изображением фигуры человека. Автор имеет представление о законах линейной и цветовоздушной перспективы и пытается использовать свои знания на практике. Однако избежать ошибок не удалось: есть некоторое несоответствие в изображении дверей шкафа на дальнем плане и его верхнего края, «завалились» влево вертикальные оконные рамы, излишне резко, без учета влияния воздушной среды, изображен темно-коричневый плинтус под окном...

Но в целом работа имеет много достоинств даже с учетом возраста автора.

Композицию отличают цельность и уравновешенность.

Это ощущается прежде всего в гармонии теплого колорита. Юная художница пишет интерьер комнаты мягко, на сближенных сложных теплых тонах, выделяя насыщенным красным оттенком только композиционный центр - фигуру мальчика в красной футболке. В теплых серых, коричневатых и розовых тонах решен пейзаж за окном, где очень мягко на фоне белого снега вырисовывается силуэт дерева.

Нет никаких проблем с пропорциями и соотношением масштабов предметов, что обусловлено работой с натуры.

Композиционный центр выделен не только цветом, но и тоном. Фигурка мальчика выглядит темным пятном на фоне белоснежного листа на мольберте. Интересна пластика фигуры, характерный изгиб, закинутая вверх, на край мольберта, рука рисующего.

Лицо художница предпочитает не изображать, тем самым облегчая себе задачу, и разворачивает фигуру человека лицом вглубь картины, к натюрморту у окна.

Глубина пространства композиции передана с помощью линейной и цветовоздушной перспективы, приемов загораживания одного предмета другим. Относительно неудачно изо-

Рис. 3. Композиция «Человек, дом, дерево». Автор: Оксана К.

бражен только пол комнаты: автор, с детской непосредственностью, уделил излишнее внимание изображению паркетных досок «елочкой», и потому пол слегка «вздыбился», поднялся к зрителю.

Есть небольшая путаница в цвете и тоне белых предметов: лист бумаги, подоконник, рама, снег за окном написаны порою одинаково по цвету и тону, что мешает передаче глубины пространства.

Притом что изображена спокойная сцена, без активного движения - мальчик пишет с натуры натюрморт в классе художественной школы, - композиция не статична. В ней присутствует движение, обусловленное чередованием вертикальных и наклонных линий окна, шкафа, мольберта, планшета; пластикой Б-образного изгиба фигуры мальчика, движением складок зеленовато-голубой занавески на дальнем плане у окна и расположением драпировок в натюрморте. Юная художница сознательно использует цветовой контраст, изображая мальчика в красной (сложного оттенка) футболке и усиливая звучание этого цвета присутствием в композиции зеленовато-голубых тонов стены и занавески. Уровень владения живописной техникой и приемами работы гуашью можно оценить как «от среднего к высокому». Нужно особо отметить использование тонированной бумаги для живописи и то, что цветовой тон бумаги «работает» в композиции: кое-где фон сознательно остается не закрытым красочным слоем. Там же, где краска полностью закрывает бумагу, ее теплый сероватый оттенок служит объединению и целостности

колористического решения композиции. Задание нарисовать «человека, дом, дерево» перевоплотилось в тему: «Начало». Образ создан.

Природная одаренность Оксаны К., выраженная в способности цельно видеть цветовые и тональные отношения в натуре, позволяет ученице использовать выразительные возможности художественных материалов и техники для построения тональных отношений и живописного решения композиции.

При планировании индивидуального образовательного маршрута для этой ученицы необходимо связать восполнение пробелов ее теоретических знаний с практикой решения композиционных задач. Для этого мы рекомендуем организовать обучение композиции с обязательным наличием этапа композиционного поиска. Рассматриваем «композиционный поиск» как основной методический прием развития композиционно-образного мышления подростка. Утверждаем, что на каждом этапе композиционного поиска происходит «снятие» практических затруднений ученика, связанных с уровнем развития наблюдательности, зрительной памяти, цельного видения, изобразительной грамотности... Так, первый этап - поиск композиционной идеи - тесно взаимосвязан с теорией композиции и представляет собой практическое воплощение основных композиционных законов: целостности, идейности, контраста, движения. Этап поисковой работы над каждым элементом будущей композиции позволяет развить зрительную память и приобрести навыки практического рисования с натуры и по представлению. Поиск колорита требует проявления знаний по цветоведению, теории живописи в практике создания колористических гармоний и убедительного цветового и тонального решения композиции. Таким образом, процесс композиционного поиска является важнейшей учебно-творческой деятельностью подростка, направленной на развитие композиционно-образного мышления через практическую художественно-творческую деятельность.

Второй пример анализа результатов констатирующего эксперимента «по горизонтали» - работы Данилы Ф., 13 лет. Уровень развития композиционно-образного мышления на данном этапе можно оценить как «низкий», основываясь на следующих данных:

1) тема композиции не раскрыта, оригинальный подход к решению композиционной темы не получил своего развития и воплощения вследствие слабого владения изобразительно-выразительными возможностями художественных материалов и техники;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) слабые теоретические знания по изобразительному искусству;

3) низкий уровень мотивации к изучению теории и практики изодеятельности;

4) отмечены отдельные удачные попытки анализа средств художественной выразительности и композиционного решения в картинах мастеров;

5) выполнение набросков и акварельного этюда отличается низким уровнем изобразительности и выразительности.

Наброски были выполнены с натуры простым карандашом и пастельными мелками на тонированной бумаге (рис. 4 а, б). Набросок по памяти не был выполнен по причине слабого развития наблюдательности и зрительной памяти подростка. Изображение человека вызывает у него наибольшие трудности. Слабые знания по рисунку отрицательно сказываются на качестве выполненных Данилой Ф. тематических композиций. Акварельный этюд натюрморта из двух предметов свидетельствует об отсутствии у ученика представлений о построении цветовых и тональных отношений в живописи, о взаимодействии теплых и холодных цветов, использовании выразительности акварельной техники (рис. 4 в).

Рассмотрим более подробно тематическую композицию «Человек, дом, дерево», выполненную Данилой Ф. пастельными мелками (рис. 5).

Несомненным достоинством этой диагональной композиции является нестандартное решение темы. Автор изображает деревянный мост, перекинутый через речку, в которой отражаются дома. На мосту еле просматривается одинокая фигурка человека с неумело нарисованным отражением в воде.

Композиционным центром, вероятно, должна была стать фигурка человека на мосту. Она выделена расположением в листе близким к геометрическому центру. Неудачное тональное решение изображения человека привело к тому, что его фигура растворилась на фоне моста и почти пропала. Такая же проблема с тональным решением возникает у автора компо-

Рис. 4. Продукты изобразительной деятельности Данилы Ф., 13 лет: а — набросок простым карандашом; б — набросок пастельными мелками; в — акварельный этюд

зиции при изображении домов, отраженных в реке. Ошибочно выделены темно-коричневым контуром окна. При этом необходимо отметить удачные попытки автора смешать цвета пастельных мелков для получения сложного оттенка (отражения силуэтов домов в реке). Слабое владение техникой рисования пастелью, ошибки в тоне, бедность образов зрительной памяти не позволили юному художнику создать интересный выразительный образ.

В формате статьи мы рассмотрели лишь два примера анализа особенностей изобразительной деятельности подростков «по горизонтали». Тем не менее эти примеры красноречиво свидетельствуют о необходимости комплекс-

Рис. 5. Композиция «Человек, дом, дерево». Автор: Данила Ф.

ного подхода к разработке методики обучения композиции. Диагностировать уровень развития композиционно-образного мышления подростков на основе продуктов их творческой деятельности возможно только с учетом индивидуальных особенностей, сформированности предметных результатов по живописи, рисунку, истории и теории искусства.

Метапредметные результаты композиционной деятельности учащихся, такие как развитие композиционно-образного мышления, достижимы, с нашей точки зрения, при условии особой организации обучения. Важнейшим элементом учебно-творческой практики подростков должен стать этап композиционного поиска, пошаговая реализация которого позволит развить конструктивную идею картины (рисунка), преодолеть несовершенство техники исполнения, воплотить замысел в материале, добиться убедительной изобразительности и художественной выразительности образа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов, В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов [Текст] / В. Ю. Борисов // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. - 2010. - № 125. - С. 164-183.

2. Волков, Н. Н. Композиция в живописи [Текст] / Н. Н. Волков. - М.: Искусство, 1977. - 324 с. - С. 27.

3. Выготский, Л. С. Собр. соч. [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. Проблемы общей психологии.

4. Долгих, Н. А. Обучение композиции в логике компетентностного подхода [Текст] / Н. А. Долгих // Вестн. Томского гос. ун-та. - 2010. - № 336. - С. 75-89.

5. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики [Текст] / В. П. Зинченко. - М.: Гар-дарики, 2002. - 370 с.

6. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] / С. Е. Игнатьев. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

7. Капитунова, А. А. Развитие композиционного мышления учащихся [Текст] / А. А. Капитунова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 12. - С. 132-148.

8. Лопасова, Е. В. Модель педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования [Текст] / Е. В. Лопасова // Теория и практика общественного развития. - 2012. -№ 9. - С. 57-70.

9. Свешников, А. В. Особенности изучения композиционного мышления в живописи [Текст] / А. В. Свешников// Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. - 2003. - Т. 3, № 6. - С. 112-123.

10. Терещенко, Н. А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Терещенко. -М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2005. - 215 с.

REFERENCES

1. Borisov V. Yu. Razvitie khudozhestvenno-ob-raznogo myshleniya Shkolnikov 4-5 klassov. Izv. RGPU im. A. I. Gertsena. 2010, No. 125, pp.164-183.

2. Volkov N. N. Kompozitsiya v zhivopisi. Moscow: Iskusstvo, 1977. 324 p. P. 27.

3. Vygotskiy L. S. Sobr. soch. Moscow: Pedagogi-ka, 1982. Vol. 2. Problemy obshchey psikhologii.

4. Dolgikh N. A. Obuchenie kompozitsii v logike kompetentnostnogo podkhoda. Vestn. Tomskogo gos. un-ta. 2010, No. 336, pp. 75-89.

5. Zinchenko V. P. Psikhologicheskie osnovy ped-agogiki. Moscow: Gardariki, 2002. 370 p.

6. Ignatyev S. E. Zakonomernosti izobrazitelnoy deyatelnosti detey. Moscow: Akademicheskiy proekt; Fond „Mir", 2007. 208 p.

7. Kapitunova A. A. Razvitie kompozitsionnogo myshleniya uchashchikhsya. Srednee professio-nalnoe obrazovanie. 2010, No. 12, pp. 132-148.

8. Lopasova E. V. Model pedagogicheskikh uslo-viy razvitiya kompozitsionnogo myshleniya uchashchikhsya sistemy dopolnitelnogo obra-zovaniya. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012, No. 9, pp. 57-70.

9. Sveshnikov A. V. Osobennosti izucheniya kom-pozitsionnogo myshleniya v zhivopisi. Izv. RGPU im. A. I. Gertsena. 2003, Vol. 3, No. 6, pp.112-123.

10. Tereshchenko N. A. Razvitie khudozhestvenno-obraznogo myshleniya mladshikh shkolnikov na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva: PhD dissertation (Education). Moscow: MSPU, 2005. 215 p.

Канунникова Татьяна Александровна, аспирантка кафедры теории и методики изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета; заместитель директора по научно-методической работе в МАОУ ДОД художественной школе г.о. Железнодорожный Московской области e-mail: [email protected]

Kanunnikova Tatiana A., post-graduate student, Theory and Methods of Fine Arts Department, Moscow State Pedagogical University; Deputy director for research and methodology work of art school, Municipal Educational Establishment of additional education, Palace of Children's Creativity Zheleznodorozhny, Moscow region e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.