Научная статья на тему 'Композиционный поиск с использованием различных художественных материалов как метод развития художественно-образного мышления подростков'

Композиционный поиск с использованием различных художественных материалов как метод развития художественно-образного мышления подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4438
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ / METHODS OF TEACHING COMPOSITION / КОМПОЗИЦИЯ В ЖИВОПИСИ / THE COMPOSITION IN PAINTING / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ARTISTIC IMAGE / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОИСК / COMPOSITE SEARCH / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC EXPRESSION / ЭСКИЗ / SKETCH / ЭТЮД / НАБРОСОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канунникова Татьяна Александровна

Статья посвящена методике обучения композиции в художественной школе. Заявлены основные положения, на которых строится методическая система обучения композиции. Автор вводит понятие ««композиционный поиск» и обосновывает важнейшее значение данного этапа работы в учебной и творческой деятельности подростков. Дисциплина «Композиция» рассматривается как универсальный предмет художественного образования, позволяющий достичь мета-предметных результатов обучения и воспитания. Отмечена взаимосвязь процесса развития художественно-образного мышления учащихся с методикой обучения композиции. Обосновывается эффективность метода проектной деятельности в обучении искусству композиции. Выводы, представленные в статье, основаны на результатах педагогического эксперимента, который был проведен в системе дополнительного образования в детской художественной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITIONAL SEARCH USING DIFFERENT ART MATERIALS AS A METHOD OF DEVELOPING ARTISTIC THINKING OF TEENAGERS

The article is devoted to methods of teaching composition at art school. Shown fundamental provisions of the new method of teaching composition. The author introduces the concept of "composite search" and proves the importance of this phase of the work in educational and creative activity of teenagers. The composition is regarded as a versatile piece of art education, which allows to achieve specific result of training and education, such as the development of creative thinking. Examines the relationship of the development process of creative thinking of students with the methods of teaching composition. Substantiates the effectiveness of the method of project activity in the study of art. The findings presented in the article are based on the results of the pedagogical experiment, which was conducted in additional education system in children's art school.

Текст научной работы на тему «Композиционный поиск с использованием различных художественных материалов как метод развития художественно-образного мышления подростков»

УДК 372.874 ББК 74.268.5

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОИСК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

I Т.А. Канунникова

Аннотация. Статья посвящена методике обучения композиции в художественной школе. Заявлены основные положения, на которых строится методическая система обучения композиции. Автор вводит понятие «композиционный поиск» и обосновывает важнейшее значение данного этапа работы в учебной и творческой деятельности подростков. Дисциплина «Композиция» рассматривается как универсальный предмет художественного образования, позволяющий достичь мета-предметных результатов обучения и воспитания. Отмечена взаимосвязь процесса развития художественно-образного мышления учащихся с методикой обучения композиции. Обосновывается эффективность метода проектной деятельности в обучении искусству композиции. Выводы, представленные в статье, основаны на результатах педагогического эксперимента, который был проведен в системе дополнительного образования в детской художественной школе. ^53

Ключевые слова: методика обучения композиции, композиция в живописи, художественный образ, художественно-образное мышление, композиционный поиск, художественная выразительность, этюд, эскиз, набросок.

COMPOSITIONAL SEARCH USING DIFFERENT ART MATERIALS AS A METHOD OF DEVELOPING ARTISTIC THINKING OF TEENAGERS

I Т.А. Kanunnikova

Abstract. The article is devoted to methods of teaching composition at art school. Shown fundamental provisions of the new method of teaching composition. The author introduces the concept of "composite search" and proves the importance of this phase of the work in educational and creative activity of teenagers. The composition is regarded as a versatile piece of art education, which allows to achieve specific result of training and education, such

as the development of creative thinking. Examines the relationship of the development process of creative thinking of students with the methods of teaching composition. Substantiates the effectiveness of the method of project activity in the study of art. The findings presented in the article are based on the results of the pedagogical experiment, which was conducted in additional education system in children's art school.

Keywords: methods of teaching composition, the composition in painting, artistic image, creative thinking, the composite search, artistic expression, sketch.

154

Предмет «Композиция» универсален среди прочих академических дисциплин, так как объединяет и актуализирует знания, приобретенные в художественной школе. Кроме того, ничто не существует «вне композиции»: полотна мастеров и рисунки детей, архитектурные планы городов и сценарии спектаклей, — все должно быть композиционно организованно в единое и неделимое целое, подчиненное художественному замыслу. Композиция является материальным воплощением идеи художника, визуализирует образ. Следовательно, композиционное решение картины становится первоочередной творческой задачей и для опытного мастера, и для учащегося детской художественной школы.

В ходе педагогического исследования мы изучаем взаимосвязь процесса развития художественно-образного мышления учащихся с практикой решения композиционных задач. Опыт работы в художественной школе, анализ результатов констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости разработки и внедрения в педагогическую практику новых, более эффективных методических приемов развития художественно-образного мышления учащихся подросткового возраста.

Разработанная нами методическая система обучения станковой композиции в живописи, способствующая развитию художественно-образного мышления учащихся, строится на следующих основных положениях:

1) изучение теории композиции во взаимосвязи с практикой решения учебных задач приводит к достижению метапредметных результатов, к которым мы относим развитие художественно-образного мышления;

2) в «станковой композиции» востребованы предметные результаты, полученные учениками на занятиях по живописи, академическому рисунку, истории искусства;

3) в процессе организации учебно-творческой деятельности по предмету «станковая композиция» важнейшим является этап целенаправленного композиционного поиска, в котором пошагово разворачивается замысел автора, находит свое воплощение художественный образ;

4) композиционный поиск предполагает сознательное творческое использование учащимися технологичности и выразительности художественных материалов, позволяющих решить конкретные композиционные задачи на каждом этапе;

5) наиболее эффективным методом обучения композиции следует

признать метод проектной деятельности, композиционный поиск рассматривать как этап проектной работы, а готовую композицию — как продукт проекта.

Дадим краткое обоснование вышеуказанным принципам организации изучения предмета «Композиция» в системе начального художественного образования. Прежде всего, необходимо определить содержание ключевых для нашего исследования понятий: «композиция», «композиционный поиск», «художественно-образное мышление».

В научной литературе господствует определение понятия «композиция» в изобразительном искусстве как «структуры», «построения», «системы», «организации», «взаимосвязи» элементов изображения. В частности, Большая советская энциклопедия содержит следующее определение композиции: «построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее восприятие» [1]. Краткий словарь терминов изобразительного искусства определяет композицию как «структуру и взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй» [2].

Понимание композиции как структуры и построения художественного произведения характерно для теоретиков искусства и художников-педагогов, объединяет взгляды ученых и практикующих художников. К примеру, К.Ф. Юон высказывал мысль о том, что композиция представляет собой структуру и конструкцию, естественно, предполагающую цельность [3]. Н.П. Крымов отмечал, что «композиция — это творческая

организация картины» [4, с. 37].

«Ни в коем случае нельзя смешивать ее с размещением предметов на холсте. На первый взгляд может показаться, что пейзаж, изображающий внизу пустое море, а наверху безоблачное небо, является картиной, не имеющей композиции... Но на самом деле, отношение по размеру неба в длину и ширину к морю, уже есть композиция. Тон неба и моря, размер всей картины — все это элементы композиции, очень трудной и выразительной» [4, с. 37]. Н.Н. Волков писал, что композиция — это всегда построение (цветовое, линейное), выявляющее смысловые связи и называл «целостность» основным, «родовым признаком» композиции в изобразительном искусстве [5, с. 17].

Наиболее актуальна с позиций нашего исследования формулировка, предложенная Е.А. Кибриком, который обращал внимание на необходимость наличия в композиции «конструктивной идеи»» [6]. То есть считал, что композиция получается тогда, когда в ней найдена определенная «конструкция», представляющая собой единство с идейным замыслом.

Основное значение композиции в изобразительном искусстве заключается, на наш взгляд, в создании художественного образа, который ясно и убедительно передает основную идею произведения. «Художественный образ, — пишет Е.В.Шорохов, — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей». Особенности художественного образа: «наличие индивидуального и характерного», «общего и типического», «наличие

155

156

эстетического отношения художника к отображаемому» [7, с. 113].

Процесс создания композиции мы рассматриваем как процесс творческий. Поэтому ценными в творческом и педагогическом плане являются поисковые эскизы, этюды, наброски, композиционные зарисовки учащихся, иллюстрирующие активную работу художественно-образного мышления.

Приучить детей к необходимости целенаправленного композиционного поиска, довести до их сознания значимость этого этапа работы, наконец, увлечь поисковой композиционной работой, доказав на практике, что именно в ней то и осуществляется творчество, — это, пожалуй, главная педагогическая задача для художника-педагога.

Композиционный поиск представляет собой активную творческую работу мышления, направленную на создание визуального воплощения образа. Через практическую деятельность ученика композиционный поиск реализуется в форме создания первых беглых эскизов, в которых зарождается «конструктивная идея» композиции; в выборе формата картины; в появлении зарисовок и штудий натуры, позволяющих найти точную выразительную трактовку образа; в создании набросков и живописных этюдов, поиске различных цветовых гармоний и колористического единства композиции.

Сознательное использование технологичности и выразительных возможностей художественных материалов на этапе композиционного поиска, владение техническими приемами работы является не только показателем элементарной изобразительной грамотности ученика, но

важнейшим условием достижения общей художественной выразительности композиции. В свою очередь, создание художественного образа в станковой композиции является показателем развития художественно-образного мышления, «основы творческого развития личности», по Л.С. Выготскому [8; 9].

В рамках констатирующего и поискового экспериментов мы проанализировали особенности учебной деятельности подростков, учащихся детских художественных школ, изостудий, домов детского творчества в ряде городов восточного Подмосковья. Полученные экспериментальные данные показывают наличие прямой зависимости исполнительского качества композиционных работ и общей художественно-образной выразительности детских рисунков от того, как была организована педагогом практическая работа учащихся над композицией.

В случае, когда композиция создается спонтанно, без предварительной поисковой работы, выразитель -ность и качество, как правило, заметно слабее. Высокий уровень художественно-образной выразительности детских композиций, свидетельствующий об интенсивном развитии художественно-образного мышления, наблюдается в случае организации учебной деятельности с применением композиционного поиска.

В качестве примера рассмотрим живописную композицию «Семья Рябушинских», выполненную Екатериной Осиновой (14 лет), учащейся художественной школы города Железнодорожный Московской области (см. рис. 1). Тематическая композиция стала аттестационным про-

Рис. 1. Композиция «Семья Рябушинских», автор: Екатерина Осинова, 14 лет. Педагог: Т.В. Воронкова

ектом выпускницы, выполненным под руководством педагога Т.В. Во-ронковой. Работа над композицией велась несколько месяцев и включала длительный этап композиционного поиска, в рамках которого была разработана конструктивная идея, появилось линейное и тональное решение, колористические гармонии воплотились в холодноватом колорите живописи. Прежде чем была выполнена композиция на большом холсте, ученица разработала около ста набросков, поисковых этюдов и зарисовок. В статье мы приводим лишь некоторые из них (см. рис. 2-8).

В процессе организации учебно-творческой деятельности учащихся, направленной на развитие художественно-образного мышления, необходимо учитывать психологические

особенности возрастного периода. В поле зрения нашего исследования попадает подростковый возраст (12-14 лет), характеризующийся, в частности, . формированием способности к созда- '5* нию «внутреннего плана действий»: «учащиеся должны уметь вынашивать замысел своих композиций, работать над совершенствованием изображений, уметь последовательно вести работу» [10, с. 236]. К двенадцати годам учащиеся переходят, по словам С.Е. Игнатьева, к живописно-пространственному способу изображения действительности, а значит, стараются передать трехмерность пространства, объемность предметов, прибегая к построению тональных и цветовых отношений в живописи. Такие качественные изменения в изобразительной деятельности детей связаны с

формированием способности к обобщению, развитием художественно-образного мышления [11]. Ряд современных исследователей, среди которых Т.Л. Журикова, отмечают в подростковом периоде проявление способностей учащихся к аналитической работе над созданием художественного образа [12, с. 35-36]. «Формируется умение обосновывать суждения, логически раскрывать умозаключения, делать обобщения, самостоятельно решать задачи в новых ситуациях, используя имеющиеся знания и опыт», — подчеркивает Т.Л. Журикова.

Отмеченные качества и особенности подросткового возраста необходимо использовать художнику-педагогу в процессе формирования у учащихся мотивации к длительной целенаправленной поисковой композици-

онной работе, которая предполагает решение целого ряда проблемных композиционных задач для создания яркого художественного образа.

Организация последовательности учебно-творческой деятельности подростков в процессе композиционного поиска должна быть логически обоснована. Первый этап — это поиск простой «конструктивной идеи» композиции, предполагающий создание нескольких первоначальных эскизов, где в самых общих чертах изображены элементы композиции в их взаимосвязи и общей подчиненности композиционному центру. В качестве примера предлагаем рассмотреть несколько поисковых эскизов, выполненных мягким карандашом, к композиции «Семья Рябушинских» (см. рис. 2-5).

Рис. 6-7. Этюды к композиции «Семья Рябушинских»

Второй этап предполагает создание набросков с натуры, зарисовок людей в движении, фрагментов интерьера, пейзажа, поиск и изучение характерных персонажей. На этих первых этапах композиционного поиска целесообразно рекомендовать учащимся использование мягких графических материалов: угля, мела, сангины, сепии, пастели, мягкого простого карандаша, - которые позволяют выполнить работу быстро, не растеряв азарт и увлеченность первоначальным замыслом.

Поскольку композиционный замысел рисующего, в конечном ито-

ге, воплощается с помощью художественных материалов и техники, мы считаем необходимым акцентировать внимание учеников на использовании их выразительно-изобразительных возможностей. Характер линии, прозрачность лессировки или плотность красочного пятна, направление и интенсивность штриховки, фактура мазка - все должно работать на создание образа.

Поиск колористического решения мы рекомендуем вести акварелью, гуашью, пастелью, используя технологичность и выразительность этих материалов, даже если итоговая композиция будет написана маслом или темперой. Акварель и гуашь доступны учащимся, позволяют быстро вести работу и в то же время добиваться тонких цветовых отношений. Иллюстрацией к сказанному послужат три этюда к композиции «Семья Рябушинских» (см. рис. 6-8).

Материал должен быть сознательно выбран учеником для решения определенных учебно-творческих задач в силу своей технологичности и выразительности. Это значит, что карандаш или уголь прекрасно подойдут для создания линейного наброска, где характер, интенсивность, направление линий зададут примерное общее расположение, взаимосвязь и движение элементов композиции. Тушью удобно выполнять эскизы с целью выявления больших светов и теней, объединения силуэтов, выявления тональных контрастов. Сангина, соус, уголь помогут выявить общий тон будущей живописной композиции.

Поиск колорита связан с работой акварелью, гуашью, пастелью, использованием белой и тонированной бумаги.

159

160

Очень важно отметить подчиненность всех выразительных средств и изобразительных приемов общему замыслу. Только в этом случае возможно соблюдение закона целостности и единства композиционного решения.

В ходе педагогического эксперимента нами установлена взаимосвязь использования различных художественных материалов в работе над композицией с качеством и результатами композиционного поиска.

При этом мы рассматривали приемы и технику рисунка и живописи исключительно в качестве инструмента, помогающего реализации художественного замысла, как изобразительно-выразительный элемент художественной формы.

Результативность образовательного процесса всегда обусловлена выбором эффективных педагогических технологий и методов организации учебной деятельности. В начале статьи мы отметили, что развитие художествен -но-образного мышления на занятиях станковой композицией происходит через практическую творческую деятельность, в процессе композиционного поиска. Наиболее эффективным методом организации этой деятельности, на наш взгляд, является проектный метод.

Рис. 8. Этюд к композиции «Семья Рябушинских»

Композиционный поиск предполагает обязательный анализ сделанного, отбор наиболее верных решений, постановку новых задач, использование различных источников информации, привлечение всех имеющихся знаниевых и деятельностных ресурсов. Такой принцип работы характерен для метода проектной деятельности. Путь, который проделывают учащиеся при создании станковой композиции, — это путь творческого поиска, в результате которого должен появиться новый оригинальный продукт их деятельности. Данный подход полностью соответствует задачам и содержанию этапов проектной деятельности. Поэтому использование данного метода организации обучения подростков в процессе изучения предмета «станковая композиция» мы считаем органичным, целесообразным и наиболее эффективным для развития художественно-образного мышления учащихся.

Рассматривая композиционный поиск, как форму реализации поискового, аналитического и практического этапов проектной деятельности, мы отмечаем рост познавательной активности, развитие самостоятельности и саморегуляции учебно-творческой деятельности учащихся. Познавательная активность и творческая деятельность является необходимой основой развития художественно-образного мышления подростков. Кроме того, мы разделяем точку зрения М.В. Михайловой о неразрывной связи процессов восприятия, чувственных форм познания, характерных, в частности, для изобразительной деятельности детей, с развитием мышления: «Возникая на основе практики, мышление тес-

но связано с чувственными формами познания. Они выступают в качестве единственного источника мышления, в котором оно черпает свой фактический материал. Ни одна форма мышления не порывает связи с чувственными процессами, а для некоторых, в частности художественного, связь эта приобретает особое значение» [13, с. 3-4].

По итогам проведения поискового эксперимента нами были предложены приемы и способы развития мотивации учащихся к длительной целенаправленной работе над композицией. Один из них - интеграция учебных предметов художественного цикла, в частности «истории искусств» и «композиции», на практических занятиях в художественной школе. Анализ характерных особенностей работы великих мастеров эпохи Возрождения - это богатейший материал для изучения законов композиции, способов и приемов композиционного решения темы. Опыт великих мастеров живописи формирует представление о выразительных возможностях художественных материалов, понимание верной последовательности работы, способствует развитию художественного вкуса и изобразительной грамотности.

Разъясняя учащимся значение каждого этапа развития композиционной идеи и способы ее визуализации в художественном материале, полезно продемонстрировать творческий процесс «рождения шедевра» на примере работы художников русской реалистической школы (А. Иванов, В. Васнецов, В. Суриков, И. Репин, М. Врубель).

В 2014 г. в залах графики Третьяковской галереи в Москве состо-

ялась выставка «Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина», где экспонировались наброски, подготовительные картоны с тональным решением композиций, «штудии» фигур и портретов натурщиков, зарисовки складок драпировок, колористические поиски в этюдах к будущим картинам «Явление Христа народу» А. Иванова, серии «Из жизни Христа» В. Поленова, «Аленушка» В. Васнецова, «Последний день Помпеи» А. Брюлова, «Демон» М. Врубеля и другим произведениям, составляющим гордость русского реалистического искусства.

Опыт прославленных мастеров живописи показывает, что для создания сюжетной картины, грамотного решения тематической композиции необходимо проделать большую подготовительную работу в этюдах, эскизах зарисовках — пройти интереснейший процесс композиционного поиска. «В процессе творческой работы художника многие исследователи особо выделяют такой важный момент как зарождения замысла. Первый шаг некоего материального воплощения замысла реализуется в виде быстрых схематичных композиционных эскизов. Работа над поисковыми эскизами все яснее выстраивает художественный образ будущей картины. Обычно дальнейший путь работы художника сопровождается выполнением многочисленных натурных изображений — набросков, зарисовок, живописных этюдов, которые затем ложатся в основу композиции картины» [9, с. 228]. Конечно, значительность художественного замысла диктует и определяет объем предварительной поисковой работы над композицией. Картины «Явление

161

162

Христа народу» А.А. Иванова, «Иван Грозный» И.Е. Репина, «Меньшиков в Березове» В.И. Сурикова, «Христос и грешница» В.Д. Поленова, как и другие подлинные шедевры исторической и философской картины, требовали от художников громадной многолетней предварительной работы. Однако какими бы простыми не казались сюжеты учебных композиций, какими привычными не были темы «Литературный герой» или «Четвероногий друг», часто возникающие в практике художественных школ, они тоже требуют большой поисковой работы от ученика.

Эффективность предложенных нами методов: организации обучения композиции на основе метода проектной деятельности и внедрения в практику учебно-творческой деятельности подростков этапа композиционного поиска, — подтверждена результатами исследования в МАОУ ДОД художественной школе города Железнодрожный, центре развития детского творчества в городе Электросталь, ДХШ города Реутов, ДШИ города Электрогорск.

Разработанные методические приемы развития художественно-образного мышления подростков могут быть реализованы в системе основного образования и найти применение в организации уроков изобразительного искусства в общеобразовательных школах. Наибольшей эффективности развития художественно-образного мышления на основе нового подхода к методике обучения подростков станковой композиции можно достичь в системе дополнительного образования, а именно, в детских художественных школах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая Советская Энциклопедия [Текст]. -М.: Советская энциклопедия, 1970. - 601 с.

2. Краткий словарь терминов изобразительного искусства [Текст]. - М.: Советский художник, 1961. - 192 с.

3. Юон, К.Ф. Об искусстве [Текст] / К.Ф. Юон. - Т. 1. - М.: Советский художник, 1959.

4. Крымов, Н.П. Николай Петрович Кры-мов - художник и педагог. Статьи, воспоминания [Текст] / Н.П. Крымов. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 224 с; ил. C. 37.

5. Волков, Н.Н. Композиция в живописи [Текст] / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1977. - 324 с.

6. Кибрик, Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве [Текст] / Е.А. Кибрик // Вопросы философии. - 1967. - № 16. - С. 75-93.

7. Шорохов, Е.В. Художественный образ и искусство [Текст] / Е.В. Шорохов // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. -Вып. 1. - М.: Прометей, 1996. - 113 с.

8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: кн. для учителя [Текст] / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1990. - 93 с.

9. Выгодский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.

10. Игнатьев, С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / С.Е. Игнатьев. - М.: МПГУ, 2007. - 236 с.

11. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] / С.Е. Игнатьев. - М.: Мир, 2007. - 208 с.

12. Журикова, Т.Л. Колористическая подготовка обучающихся на занятиях по живописи в художественной школе: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т.Л. Журикова. -Омск: ОПГУ, 2014. - 235с.

13. Михайлова М.В. Развитие художественно-образного мышления детей 6-7 лет средствами музыкально-драматической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / [Текст] / М.В. Михайлова. - М., 2013. - 45 с.

14. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся: Сборник методических рекомендаций [Текст] / Б.Г. Голуб, О.В. Чуракова. - Самара, 2003. - С. 23-30.

REFERENCES

1. Bolshaja Sovetskaja Enciklopedija, Moscow, 1970. (in Russian)

2. Golub G.B., Churakova O.V., Metod proek-tov kak tehnologija formirovanija kljuchevyh kompetencij uchashhihsja, Sbornik metod-icheskih rekomendacij, Samara, 2003, pp. 23-30. (in Russian)

3. Ignatev S.E., Zakonomernosti izobrazitelnoj dejatelnosti detej, Moscow, 2007. (in Russian)

4. Ignatev S.E., Teorija i praktika razvitija izobrazitelnoj dejatelnosti detej, PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, Moscow State Pedagogical University, 2007. (in Russian)

5. Juon K.F., Ob iskusstve, Moscow, 1959, Vol. 1. (in Russian)

6. Kibrik E.A., Obektivnye zakony kompozicii v izobrazitelnom iskusstve, Voprosy filosofii, 1967, No. 16, pp. 75-93. (in Russian)

7. Kratkij slovar terminov izobrazitelnogo iskusstva, Moscow, 1961. (in Russian)

8. Krymov N.P., Nikolaj Petrovich Krymov -hudozhnik i pedagog. Stati, vospominanija, Moscow, 224 p. (in Russian)

9. Mihajlova M.V., Razvitie hudozhestvenno-obraznogo myshlenija detej 6-7 let sredst-vami muzykalno-dramaticheskoj dejatelnosti, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, Institute of Art Education, 2013, 45 p. (in Russian)

10. Shorohov E.V., "Hudozhestvennyj obraz i iskusstvo", in: Voprosy istorii, teorii i meto-diki prepodavanija izobrazitelnogo iskusstva, 1996, Vyp. 1, Moscow, 113 p. (in Russian)

11. Volkov N.N., Kompozicija v zhivopisi, Moscow, 1977, 324 p. (in Russian)

12. Vygodskij L.S., Psihologija iskusstva, Moscow, 1968, 576 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Vygotskij L.S., Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: Psihol. ocherk, Moscow, 1990, 93 p. (in Russian)

14. Zhurikova T.L., Koloristicheskaja podgoto-vka obuchajushhihsja na zanjatijah po zhi-vopisi v hudozhestvennoj shkole, PhD dissertation (Pedagogy), Omsk, Omsk State Pedagogical University, 2014, 235 p. (in Russian)

Канунникова Татьяна Александровна, аспирантка, кафедра теории и методики изобразительного искусства, Московский педагогический государственный университет; заместитель директора по научно-методической работе, Художественная школа г Железнодорожный, Московская область, [email protected] Kanunnikova Т.А., Post-graduate Student, Department of Theory and Methods of Fine Arts, Moscow State Pedagogical University; Deputy Director for Research and Methodology, Art School, Zheleznodorozhnyi City, Moscow Region, [email protected]

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.