5. Нефёдов О. В. Опыт применения мультимедийного двухуровневого учебника по английскому языку и методика работы с ним // Вестник Омского государственного педагогического университета: гуманитарные исследования. 2017. № 1(14). С. 92-94. URL: http://www.omgpu.ru/sites/default/ fileSfiles/basic/2/%5Bnode%3Anid%5D/vestnik_omgpu_2017_ по114.рс№(дата обращения: 17.09.2017).
УДК 75.01 (075.8)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПАСТОЗНОЙ ЖИВОПИСИ
В статье рассматривается процесс формирования творческих способностей обучающихся в среде дополнительного художественного образования в ходе освоения учебного предмета «Композиция». Представлена методика развития художественно-творческих способностей в процессе создания композиции обучающимися среднего школьного возраста. Выделены этапы развития композиционно-творческих способностей, описана методика развития творческих способностей.
Ключевые слова: творческие способности, композиционно-творческая деятельность, формирование композиционных способностей, способности у обучающихся в детской художественной школе, композиция в живописи, пастозная живопись.
6. Мельникова В. В. Современные тенденции развития науки и технологий: периодический науч. сб. по материалам XXIII Междунар. науч.-практ. конф. 28 февраля 2017 г. № 2. Ч. 10 / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: ИП Ткачева Е. П. 2017. С. 77-79. URL: http://issledo. ru/wp-content/uploads/2017/03/Sb_k-2-10^(дата обращения: 10.09.2017).
© Табачук Н. П., Мельникова В. В., 2017
A. B. TepcKOBa A.V. Terskova
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES AT THE COMPOSITION LESSONS THROUGH PASTY PAINTING
The article considers the process of forming creative abilities of learners in conditions of additional art education in process of mastering the subject "Composition". The technique of development of artistic and creative abilities in the process of creating compositions by students of secondary school age is presented. The stages of the development of compositional and creative abilities are singled out, the method of developing creative abilities is described.
Keywords: creative abilities, composition and creative activity, formation of compositional abilities, abilities of learners in children's art school, composition in painting, pasty painting.
Развитие творческих способностей является одной из основных целей образования детей, особенно художественного образования. Главный задачей в дополнительном художественном образовании является воспитание способностей к композиционно-творческой деятельности, которую понимают как сложный процесс формирования у обучающегося композиционного мышления, развития практических приемов и способов реализации композиционного замысла.
Важную роль в развитии творческих способностей к композиции у обучающихся в детских художественных школах являются базовые знания по данному предмету. На сегодняшний день есть разработанные программы и опыт в преподавании «Станковой композиции». Преподаватели дополнительного художественного образования опираются на федеральные государственные стандарты, методические и учебные пособия, собственный опыт и опыт коллег в области изучения композиции. Многие педагоги, у которых есть большой опыт в преподавании композиции детям разного возраста, разрабатывая индивидуальную методику преподавания композиции, не интересуются разработкой и публикацией своей методики и практики преподавания.
Творческие способности «можно определить... как совокупность индивидуальных врожденных анатомо-физиологи-ческих и приобретенных регуляционных свойств функциональных систем, которые реализуют отдельные психические
функции, которые проявляются в успешности обучения, реализации и совершенствования в каком-либо определенном или различных видах общественно-полезной деятельности» [1]. Творческие способности не ограничиваются только знаниями, умениями и навыками, они развиваются на их основе и определяются успешностью овладения какой-либо деятельностью.
Согласно «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы» развитее творческих способностей у детей является одним из самых важных средств развития художественного образования. Там же указывается необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей и формирования умений ее самореализации. В концепции развития художественного образования поставлено несколько задач, в частности: 1) выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение надлежащих условий для их образования и творческого развития; 2) эстетическое воспитание подрастающего поколения; 3) реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества; 4) приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства [2].
Неоднократно отмечалось, что в современной культурной и творческой индустрии творческие способности являются важным звеном в развитии успешной личности [3, с. 15].
В течение всего существования художественных школ как сферы дополнительного предпрофессионального образования накопился огромный опыт педагогической практики в области формирования творческих способностей молодых художников. Этот опыт художников-педагогов прошлого требует внимательного изучения и обобщения, на основе которого мы можем приступить к разработке новых научно обоснованных методов развития творческих способностей на занятиях по композиции.
Для того чтобы сформировать творческие способности личности у юного художника, учителю необходимо, во-первых, изучить потенциальные уровни развития творческих способностей учеников, во-вторых, регулярно совершенствовать систему целей художественно-творческой деятельности (методы, формы, содержание, критерии оценивания и анализа результатов) [4].
Исходя и образовательных программ по композиции и из научной литературы можно определить основные задачи, при выполнении которых происходит планомерное формирование творческих способностей. Главными задачами по развитию творческих способностей на занятиях композицией являются:
1. Воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса, чувство стиля. Развитие у учеников таких художественных способностей, как образное (художественное) мышление; творческое воображение; зрительная память.
2. Изучение этапов создания произведения изобразительного искусства, проведение анализа композиции.
3. Формирование условий для развития детского воображения, образного мышления, художественной наблюдательности.
4. Обучение навыкам работы с разными средствами выразительности, с основными законами композиции.
5. Воспитание художественно образованного ученика, умеющего ценить и понимать искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость (в соответствии с возрастными особенностями).
Для построения композиции необходимы определенные теоретические знания, которые ученики дополнительного предпрофессионального образования получают на занятиях по учебному предмету «Композиция». В процессе обучения ученики должны прибрести способность к оценке и организации: симметрии, расположения центров, осей; контраста; баланса; пропорции; перспективы; движения; ритма; направления; акцента; регулярности; угла наклона плоскости, прямой, оси пространственного тела; фактуры и текстуры поверхности; яркости; масштаба; соотношений и градации цвета и тона; соотношений и градаций света и тени; соотношений форм; соотношений формы и фона; взаимосвязи элементов композиции; гармонии и дисгармонии; выразительности; реалистичности и стилизации [5, с. 121-123].
Примером урока по формированию творческих способностей может стать занятие на тему «Многоплановая композиция с сельским пейзажем», выполнение в технике гуашь, мастихин, ватман формата 50*70 см. Для апробирования урока по композиции были привлечены учащиеся 2-го класса Детской художественной школы № 5 Омска. В работе используется новая техника пастозной живописи мастихином. Для того чтобы приступить к работе необходимо сделать упражнение по работе с новой техникой (см., например, рис. 1).
Рис. 1. Методическое пособие по работе с мастихином, примеры смешивания цветов. Передача фактуры, с помощью
наложения мазков. Пример для упражнения
Этапы создания композиции.
Начинающему художнику на каждом этапе выстраивания будущей композиции необходимо создать вначале мыслительный образ того, что ему предстоит воспроизвести на плоскости бумаги. Только после того как возникнет необходимый образ, можно приступать к работе.
На первом этапе создания творческой работы необходимо определить тему. На уроке ученикам было предложено для создания многоплановой композиции приготовить наброски с пленэра, фотографии, картинки, этюды, собрать натурный материал для своей композиции. Провести анализ пейзажных работ авторов, работающих в технике
пастозной живописи. Рассмотреть подробно технологию нанесения мазка мастихином, изучить фрагменты картин крупным планом.
Вторым этапом стала разработка эскиза композиции. Используя мягкий материал, можно скомпоновать в листе разные объекты, передать пространство, определить планы, наметить основные точки, выявить центр композиции (рис. 2).
Рис. 2. Эскиз к многоплановой композиции. Анастасия Борзенко 13 лет. б., карандаш
Третий этап. Эскиз композиции выполняется в цвете, поэтому необходимо создать колористическое решение. Определить в какой гамме и тональности будет наша работа. Выбрать выразительные средства, которые будут использованы для создания художественного изобразительного образа. Необходимо распределить положение цветовых масс, основных пятен.
Четвертый этап. Перенос композиции с эскиза на большой формат ватмана А2, реализация композиции в техники гуашь. Для нанесения красочного слоя используется мастихин. Заполнение пространства листа, выстраивание плановости в композиции. Наполнение работы фактурой, используя пастозную живопись. Списание дальнего плана и наполнения контрастами ближних объектов. Прорисовка мелких деталей, передача текстуры. Обобщение всей композиции в листе (см. рис. 3-6).
Рисунки выполнены учениками 2 класса детской художественной школы № 5 Омска, преподаватель А. В. Терс-кова.
Рис. 3. Многоплановая композиция с сельским пейзажем. Анастасия Борзенко 13 лет. «Ожидание» б., гуашь, мастихин
Рис. 4. Алена Чумакова 13 лет. «Дорога домой» б., гуашь, мастихин
Рис. 5. Ангелина Гурбанова 12 лет. «Летний день», б., гуашь, мастихин
Рис. 6. Алиса Смирнова 12 лет. «Любимая деревня», б., гуашь, мастихин
Пятый этап работы над пейзажем - это завершение работы и оформление в подходящее паспарту и раму.
На заключительном этапе работы над композицией пейзажа необходимо оценить работы учеников. Для оценивания работы учеников составим таблицу по уровням оценивания работ, соответствующую балльной школьной системе (см. таблицу).
Создание композиции с сельским пейзажем - это один из вариантов работы в технике пастозной живописи.
Немаловажно влияет на творческий процесс техника выполнения, арсенал художественных средств, которыми владеет обучающийся. Такие уроки по рисованию формируют у юного художника способность выражать себя и свое отношение к окружающему миру и природе. В программе по композиции предлагается множество тем для развития творческих способностей как живописными средствами,
В ходе работы над поэтапным созданием композиции с сельским пейзажем выявлена положительная динамика развития творческих способностей учеников средней школьной группы. Продуктом творчества стали живописные работы, которые вызвали положительную эмоциональную реакцию у учеников и их родителей. Данные результаты доказывают, что творческие способности на занятии композиции посредством пастозной живописи сформированы.
1. Сачкова Е. С. Психолого-педагогический аспект проблемы формирования композиционных способностей у студентов кафедры декоративно-прикладного творчества // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 17. № 1(2). 2015. С. 340-342.
2. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 -2015 годы. URL http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;bas e=LAW;n=79661 (дата обращения: 23.04.2017)
так и графическими. Главное для преподавателя, в данных заданиях - дать правильные установки для работы, поставить задачи перед учениками. Целью данного задания стало поэтапное создание работы в новой технике пастозной живописи. Основываясь на знаниях о композиции и используя художественные средства, необходимо создать в формате листа выразительную композицию.
3. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / Л. Л. Алексеева и др. ; Рос. ин-т культурологии и др. ; отв. ред. К. Э. Разлогов. М., 2011. 72 с. табл.
4. Боголюбов Н. С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар: ЦПИ, 1992. 27 с.
5. Данилушкина С. Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции : дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 1999. 216 с.
© Терскова А. В., 2017
Таблица
Оценка работы над композицией Критерии оценивания
Высокий уровень работы Быстрое и прочное усвоение учебного материала; наличие подробного плана действий; целенаправленный поиск и свободное оперирование средствами и приемами деятельности; высокая работоспособность, самостоятельность на всех этапах творческого процесса; осмысленный выбор композиционных средств и приемов и хорошее владение ими
Средний уровень работы Субъективное понимание целей и задач деятельности; частичные трудности в освоении учебного материала; переменная активность в познавательной и практической деятельности; общие представления о специфике творческого процесса; превалирование эмоционально-чувственного характера деятельности; выполнение заданий с опорой на помощь педагога; невысокий уровень технического исполнения композиции
Низкий уровень работы Низкая заинтересованность в познавательной и практической деятельности; фрагментарное усвоение учебного материала; отсутствие плана действий; большая часть заимствований и репродуцирования; потребность в помощи преподавателя; случайный выбор средств образного решения; неспособность самостоятельно выбрать способ решения; незначительное продвижение в развитии творческого замысла на протяжении композиционной деятельности; значительная незавершенность