1УДК 372.874 ББК 74.268.5
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Т. А. Канунникова
Аннотация. Статья посвящена обоснованию эффективности метода проектной деятельности в обучении изобразительному искусству, и в частности станковой композиции. Рассмотрены основные характеристики, этапы и условия реализации образовательного проекта. В статье проведен анализ теоретических данных современной науки о характере и эффективности проектной деятельности. Утверждается тождественность логики построения проектной деятельности и процесса работы над композицией в изобразительном искусстве. Автор рассматривает целесообразность использования метода проектов в организации обучения композиции с целью развития композиционно-образного мышления подростков. На основе экспериментальных данных утверждается продуктивность метода проектной деятельности. Выводы, представленные в статье, основаны на результатах педагогического эксперимента, который был проведен в системе основного общего и дополнительного образования.
Ключевые слова: проект, деятельность, методика обучения композиции, художественный образ, композиционно-образное мышление, композиционный поиск.
PROJECT METHOD IN TEACHING VISUAL ARTS
T. A. Kanunnikova
Abstract. The article dwells upon the effectiveness of the project activities in the arts training, and in particular, in the easel composition. The article considers the basic characteristics, stages and conditions for the implementation of the educational project and analyzes theoretical data of modern science on the nature and effectiveness of project activities. The author argues the similarity of the logic of building the project activity and the process of working on the composition in the visual arts. The author considers the feasibility of using the method of projects in teaching composition for the development of compositional and creative thinking of adolescents. On the basis of experimental data the efficiency of the method of the project activities is stated. The findings presented in the article based on the results of the pedagogical experiment, which was conducted in the system of basic and additional education.
Keywords: project, activity, methods of teaching composition, artistic image, compositional and creative thinking, composition search.
Развитие композиционно-образного мышления учеников подросткового возраста происходит в процессе композиционной деятельности. Организовать последнюю на основе интенсификации познавательных способностей и творческой активности обучающихся в сочетании с высокой мотивацией к учебе возможно с применением в педагогической практике метода проектов.
Проектная деятельность как метод организации учебной деятельности детей применялась в отечественном образовании уже в начале XX в. За прошедшее столетие метод разви-
вался, претерпевала корректировку трактовка понятия «проект».
В исследованиях академика РАО А. М. Новикова и профессора Д. А. Новикова проектный метод рассматривается с позиций системного анализа. Выявив основные характеристики, условия и фазы создания и реализации образовательного проекта, авторы определяют проект как «полный, завершенный цикл продуктивной (инновационной) деятельности отдельного человека, группы или организации» [1, с. 5]. Продуктивная деятельность, как отмечают авторы исследования, «направлена на получение объ-
ективно нового или субъективно нового результата». Различия продуктивной деятельности и репродуктивной становятся очевидны на этапе целеполагания. «Если человек сам ставит цели своей деятельности - деятельность имеет активный продуктивный и творческий характер» [1, с. 20].
Опираясь на теоретические данные современной науки о характере и эффективности проектной деятельности [1-4], мы предположили целесообразность использования метода проектов в организации обучения подростков композиции. В процессе создания условий для самостоятельной композиционной деятельности учащихся, включая их в работу над проектами, педагог активизирует внимание детей к творческим и социальным проблемам, развивает умение практически использовать теоретические знания, критически оценивать результаты на этапе рефлекторного анализа собственной деятельности. В этой связи мы рассматривали проектную деятельность как технологию, позволяющую эффективно развивать композиционно-образное мышление подростков. Кроме того, внедрение в практику композиционной деятельности учащихся метода проектов позволило экспериментально подтвердить целесообразность использования различных художественных материалов и техник в процессе композиционного поиска.
Создавая учебно-творческие проекты, ученики разрабатывали ряд композиционных тем, активно применяя на поисковом этапе выразительные возможности различных художественных материалов и техник. Использование разных художественных материалов было продиктовано логикой процесса создания композиции. Каждый этап развития замысла, реализованный в набросках, этюдах, эскизах, посвященный решению определенных композиционно-образных задач, требовал применения необходимых и достаточных изобразительных средств.
Использование метода проектов в организации композиционной деятельности детей продиктовано тождественностью логики построения проекта и процесса работы над композицией. Сходство начинается с этапа целепо-лагания, когда автор самостоятельно формулирует цель своей учебной и творческой работы. Построение композиции предполагает поиск
образного решения, наиболее точно раскрывающего авторский замысел. Создание художественного образа, воплощающего «сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности», призванного «воздействовать, и на чувства, и на умы людей» [1, с. 51], является основной целью работы над станковой композицией. Путь, который проделывает опытный художник или ученик, представляет собой поиск художественных средств воплощения образа. Причем «еще с замысла начинается „объективация субъективного": художник мыслит в материале данного искусства, начиная с самой элементарной формы» [5, с. 140].
Процесс работы над композицией можно условно разделить на несколько этапов. Причем каждый последующий этап является результатом решения определенной композиционной задачи, возникшей и осознанной на предыдущем. Содержание работы, учебные и творческие задачи, последовательность смены этапов в работе над композицией схожи с процедурой и содержанием работы над проектом.
Существуют несколько вариантов классификаций как самих проектов, так и этапов проектной работы [1; 2]. К примеру, А. М. Новиков отмечает, что проект строится на триединстве фаз: проектирования, технологической и рефлексивной [1, с. 17]. Каждая фаза включает определенные стадии и этапы.
Сравнительно более простую структуру проекта предлагает О. В. Чуракова, исследуя возможности формирования ключевых компе-тентностей учащихся на основе применения в образовании проектной технологии [2]. Автор называет пять этапов, последовательно сменяющих друг друга в ходе разработки и реализации проекта: поисковый, аналитический, практический, презентационный и рефлексия проделанной работы.
Несмотря на различия, каждая классификация выражает сущность проектной деятельности: осознание проблемы, поиск способов ее решения, практическая работа и самоанализ результатов.
Как уже было отмечено нами ранее, методология проектной деятельности и работы над композицией тождественны. Этапы проекта соответствуют содержанию и структуре творче-
ского композиционного поиска. Взаимосвязь этапов проекта с методом работы над композицией отражена в таблице.
Границы этапов творческого проекта, к которому относится работа над композицией, не столь очевидны, как, к примеру, в научной работе. При необходимости, вызванной индивидуальными особенностями развития композиционно-образного мышления и совершенствования изобразительной деятельности ученика, возможно «возвращение» к предыдущему этапу работы, выполнение на нескольких различных этапах аналогичных видов деятельности (например, упражнений).
Придерживаясь составленной «конструктивной схемы» работы над творческим проектом, педагог и ученики могут четко продумывать последовательность своей работы, оценивать достигнутые на каждом этапе результаты, вносить корректировки и правки, двигаясь к намеченной цели.
Результатом творческого композиционного поиска становится создание нового оригинального продукта - станковой композиции на выбранную тему. Создание нового значимого продукта творческой деятельности является третьим признаком, сближающим процесс работы над композицией с проектной деятельностью.
Социально значимый продукт учебно-творческой работы (коллективная выставка, художественный конкурс, создание учебно-методического пособия, издание иллюстрированной книги) и сопутствующий рост мотивации учащихся к познанию и творчеству являются важными показателями целесообразности внедрения проектного метода в педагогическую практику учителя изобразительного искусства.
Однако важен не только результат. Композиционный поиск стимулирует активность обучающихся в разных видах деятельности: в познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной и эстетической, что позволяет говорить о включении детей в «подлинно человеческую деятельность, где человек может раскрыть свои потенциальные возможности», в деятельность, в которой «достаточно полно представлены в единстве все перечисленные виды деятельности» [1, с. 24].
Рассмотрим несколько проектов, реализованных на уроках изобразительного искусства. Каждый из этих проектов, независимо от того был ли он разработан и реализован учениками общеобразовательной или художественной школы, мы классифицируем как краткосрочный (длительностью менее одного года) творческий проект.
Таблица
№ Этапы проекта Этап и содержание работы над композицией
1 Поисковый Формулировка темы проекта. Выбор предполагаемого продукта проекта и формы презентации. Разработка плана работы. Самостоятельный (или совместный с педагогом) сбор и систематизация информации по композиционной теме (картины, рисунки, фотографии, описания)
2 Аналитический Анализ выразительных средств композиции в картинах мастеров, включая характер использования художественных материалов и техники. Изучение приемов работы художественными материалами, анализ их изобразительно-выразительных характеристик и применение для решения конкретных композиционных задач. Выполнение тематических упражнений и копий картин художников
3 Практический — «композиционный поиск» Композиционный поиск с использованием выразительных возможностей различных материалов и техник: эскизы, этюды, зарисовки, наброски, «штудии» натуры. Осознанный отбор материалов и техники по принципу технологичности, выразительности и целесообразности
4 Практический — создание «продукта проекта» Создание итоговой композиции в выбранной художественной технике
5 Презентация проекта и рефлексия Подготовка и проведение выставки (конкурса, фестиваля, экзамена, защиты диплома и т. п.). Анализ результатов работы и перспективное планирование
Взаимосвязь этапов проекта и метода работы над композицией
Использование проектного метода целесообразно как в системе основного общего, так и дополнительного образования. При этом учреждения дополнительного образования (художественные школы и изостудии) обладают сравнительно большими возможностями для реализации индивидуально-личностного подхода к ученикам, в частности на основе организации проектной деятельности. Это обусловлено рядом объективных причин, среди которых: организация мелкогрупповых занятий, большее количество учебных часов, отведенных на обучение живописи, рисунку и композиции, высокая стартовая мотивация учащихся к познанию и творчеству. Перечисленные факторы позволяют разрабатывать и осуществлять с учениками индивидуальные проекты разного уровня сложности. В свою очередь, в общеобразовательной школе проще создать условия для групповых краткосрочных проектов.
В ходе педагогического исследования мы провели цикл уроков изобразительного искусства, посвященных изучению выразительных средств графики, с учениками шестых и седьмых классов. Подростки выполняли практические упражнения на отработку приемов рисования карандашом, маркером, тушью, черной акварелью.
За выполнением упражнений следовали самостоятельные графические композиции - иллюстрации к произведениям художественной литературы. Проблемная ситуация, заключающая-
Рис. 1. Обложка альбома «Графика». Продукт творческого проекта учеников 7-го класса МБОУ гимназии № 11
ся в желании грамотно и творчески заниматься книжной графикой и отсутствии необходимых теоретических знаний и опыта деятельности, стимулировала учеников к работе над проектом «Графика». Продуктом проекта стал учебно-дидактический материал - альбом «Графика» (рис. 1).
На страницах альбома подростки сформулировали характеристики основных выразительных средств графики: характера линий, выразительности тонального пятна. Кратко обосновали значение закона контрастов, ритма, способы передачи движения, выявили особенности работы графическими материалами на доступном возрасту уровне. Каждое теоретическое положение в альбоме проиллюстрировано работами учеников в графической технике - иллюстрациями к произведениям художественной литературы (рис. 2; 3).
Аналогичная работа на основе сочетания метода проектов и технологии коллективного творческого дела была реализована в учебном творческом проекте «Альбом абстрактных композиций» (см. рис. 3; 4). Продуктом проекта явился учебно-дидактический материал (альбом), в котором авторами проведена попытка осмысления и практического применения основных законов композиции: целостности, контрастов, ритма - на примере создания абстрактных композиций в технике аппликации.
Традиционными групповыми творческими проектами в общеобразовательной школе являют-
Рис. 2. Развороты альбома графики. Авторы альбома — учащиеся 7-го класса, 13 лет 184 Наука и Школа № 1'2016
Рис. 3. Альбом абстрактных композиций
ся выставки детского рисунка: «Осенний вернисаж», «В гостях у сказки» и другие. Малое количество часов, отведенных на изучение изобразительного искусства, может быть компенсировано внеурочной работой, во время
вание профессионального мастерства художника-педагога». Работа площадки стала ярким примером объединения инициативных педагогов в творческую группу для решения определенных педагогических проблем в области художественного образования. Результатом работы площадки стало создание методической продукции: конспектов занятий, статей, дидактических материалов на основе применения современных образовательных технологий. Оригинальным продуктом проекта стал выпуск методического журнала «Художник-педагог». В нем представлены статьи педагогов, содержащие полезный теоретический материал, а глав-
Рис. 4. Формальные композиции в технике аппликации. Упражнения со страниц альбома, выполненные учащимися МБОУ гимназии № 11. Возраст — 14 лет
которой учащиеся имеют возможность посетить художественную галерею, стать участником мастер-класса и т. п.
Нами был реализован образовательный проект, объединивший учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования, - это муниципальная стажи-ровочная площадка по теме: «Совершенство-
ное, описание и анализ собственного эффективного педагогического опыта художественного образования детей и подростков (рис. 5).
Индивидуальные проекты учащихся по созданию станковой композиции были реализованы в художественной школе и составили цикл учебно-творческих проектов, выполнение которых требовало изучения и использования
Рис. 5. Методический журнал «Художник-педагог», выпуски № 1, 2, 3, 4
Рис. 6. Композиционные поиски и упражнения к работе «Журавли». Автор Ольга У., 14 лет.
выразительных возможностей художественных материалов и техник.
Приведем краткое описание работы над композицией «Великая Победа». Проектная работа подростков по выбранной теме актуализировала межпредметные связи изобразительного искусства с историей, литературой и, как показала практика, музыкой.
На поисковом этапе работы четырнадцатилетняя ученица художественной школы познакомилась со спецификой средств художественной выразительности в разных видах искусства (в живописи, литературе, музыке), позволивших авторам найти образное решение темы Великой Отечественной войны. Сложность и многоплановость темы позволили подростку сконцентрировать свою творческую деятельность на близком и волнующем аспекте проблемы. Результатом работы ученицы на поисковом этапе стала формулировка темы «Журавли».
Далее следовало выполнение упражнений, в том числе копий картин художников, с целью изучения выразительности художественных материалов и заданий на отработку навыков практического применения ос-
Рис. 8. Композиция «Журавли». Гуашь, тонированная бумага. Автор: Ольга У., 14 лет, педагог: Т. А. Канунникова
Рис. 7. Композиционный эскиз «Солдаты».
Аппликация из отрывной бумаги. Автор: Ольга У., 14 лет
новных композиционных законов (рис. 6). На этапе композиционного поиска и позднее, при работе на выбранном формате, основной задачей было создание художественного образа воинов-защитников - простых солдат (рис. 7).
В ходе самостоятельной работы над проектом четырнадцатилетняя ученица нашла решение живописной станковой композиции «Журавли», используя образный строй, ритмическую выразительность, эмоциональную окраску одноименного музыкального произведения (песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса) (рис. 8).
Презентационный этап - выставка работ учащихся ДХШ в 2015 г. - завершился обсуждением (рефлексией) результатов, анализом проб и ошибок, планированием на будущее.
Анализируя опыт реализованных проектов, отметим, что большим преимуществом проектного метода является развитие совместного творчества учителя и ученика, организация педагогической практики на основе гуманистических принципов, формирование взаимного уважения и взаимного интереса всех участников образовательного процесса.
Слово предоставляется
Метод проектной деятельности, на наш взгляд, является наиболее эффективным в художественной педагогике способом организации композиционной деятельности учащихся, незаменимым в процессе развития композиционно-образного мышления.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новиков, А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) [Текст] / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: Эгвес, 2004. - 120 с.
2. Голуб, Г. Б., Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования [Текст] / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова. - Самара: Учебная литература, 2006.
3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М., 1989.
4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005.
5. Горанов, К. Художественный образ и его историческая жизнь [Текст] / К. Горанов. -М.: Искусство, 1970. - 519 с.
6. Алексеев, Н. Г. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики [Текст] / Н. Г. Алексеев. - Тюмень: ТГУ, 1997. - 216 с.
7. Волков, Н. Н. Композиция в живописи [Текст] / Н. Н. Волков. - М.: Искусство, 1977. - 324 с. - С. 17.
8. Кибрик, Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве [Текст] / Е. А. Кибрик // Вопросы философии. - 1967. -№ 160.- С. 75-93.
9. Шорохов, Е. В. Художественный образ и искусство [Текст] / Е. В. Шорохов // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. - М.: Прометей, 1996. - Вып. 1. - С. 113-120.
REFERENCES
1. Novikov A. M., Novikov D. A. Obrazovatelnyy proekt (metodologiya obrazovatelnoy deyatel-nosti). Moscow: Egves, 2004. 120 p.
2. Golub G. B., Perelygina E. A., Churakova O. V. Metod proektov - tekhnologiya kompetentnost-no-orientirovannogo obrazovaniya. Samara: Uchebnaya literatura, 2006.
3. Bespalko V. P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii. Moscow, 1989.
4. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatelnye tekhnologii: ucheb. posobie. Moscow: Narod-noe obrazovanie, 2005.
5. Goranov K. Khudozhestvennyy obraz i ego is-toricheskaya zhizn. Moscow: Iskusstvo, 1970. 519 p.
6. Alekseev N. G. Lichnostno orientirovannoe obuchenie: voprosy teorii i praktiki. Tyumen: TGU, 1997. 216 p.
7. Volkov N. N. Kompozitsiya v zhivopisi. Moscow: Iskusstvo, 1977. 324 p. P. 17.
8. Kibrik E. A. Obyektivnye zakony kompozitsii v izobrazitelnom iskusstve. Voprosy filosofii. 1967, No. 160, pp. 75-93.
9. Shorokhov E. V. Khudozhestvennyy obraz i is-kusstvo. Voprosy istorii, teorii i metodiki prepo-davaniya izobrazitelnogo iskusstva. Moscow: Prometey, 1996. Iss. 1, pp. 113-120.
Канунникова Татьяна Александровна, аспирантка кафедры теории и методики изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета; заместитель директора по научно-методической работе в МАОУ ДОД художественной школе г.о. Железнодорожный Московской области e-mail: [email protected]
Kanunnikova Tatiana A., Post-graduate student, Theory and Methods of Fine Arts Department, Moscow State Pedagogical University; Deputy director for research and methodology work, Art school, Municipal Educational Establishment of additional education, Palace of Children's Creativity Zheleznodorozhny, Moscow region e-mail: [email protected]