Научная статья на тему 'Размышления о композиции в изобразительном искусстве'

Размышления о композиции в изобразительном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6058
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ В ЖИВОПИСИ / ОСНОВНЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ / COMPOSITION PAINTING / BASIC COMPOSITIONAL PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чеканцев Петр Афанасьевич

Автор размышляет о композиционных проблемах в процессе создания художественного произведения в двухмерном пространстве, а также делится своими наблюдениями о некоторых способах построения одухотворенного образа в живописи, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции. В композиции произведения изобразительного искусства важно все: формат картины, ее размер, масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, организация пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, колорит, позы и жесты персонажей, а также многое другое. В числе основных средств композиции называют обычно следующие элементы: формат, пространство, «центр внимания», ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, равновесие, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость. Работая с этими элементами, художник решает творческие задачи, которые позволяют ему выразить свой замысел на холсте, поделиться мыслями, ощущениями, эмоциями со зрителем. В ходе такой работы одновременно или в определенной последовательности решаются конкретные композиционные задачи. В числе таких задач автор выделяет следующие: организация пространства, выявление главного, колористическое решение как основа образного начала, выразительность как «воздействующая сила композиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THINKING ABOUT COMPOSITION IN THE VISUAL ARTS

The author reflects on the challenges and complexities of composite solutions of problems in the process of creating a work of art in two dimensions, shares his observations about some of the ways to build painting, which can called as rules, methods and means of composition. It is shown that in the art’s composition everything is important: format of the picture, size of objects, their visual “weight”, placing on the plane, expressive silhouettes, rhythmic alternation of lines and spots, organization of space and perspective to depict, distribution of light and shade, color, posture and gestures of the characters and so on. Among the assets of the composition is typically referred to as the following: format space, the “center of attention”, rhythm, contrast, light and shade, color, decorative, dynamic and static balance, symmetry and asymmetry, open and closed. Working with these elements, the artist decides to creative tasks that allow him to express his idea on the canvas, to share thoughts, feelings and emotions with the audience. In the course of such work simultaneously or in sequence to solve specific compositional task. Among these problems, the author singles out the following: the organization of space, identifying the main, color palette as the basis for the beginning of the figurative, expressive as the “impact strength of the composition”.

Текст научной работы на тему «Размышления о композиции в изобразительном искусстве»

УДК 75 ББК 85.14

РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОМПОЗИЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

I П.А. Чеканцев

Аннотация. Автор размышляет о композиционных проблемах в процессе создания художественного произведения в двухмерном пространстве, а также делится своими наблюдениями о некоторых способах построения одухотворенного образа в живописи, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции. В композиции произведения изобразительного искусства важно все: формат картины, ее размер, масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, организация пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, колорит, позы и жесты персонажей, а также многое другое. В числе основных средств композиции называют обычно следующие элементы: формат, пространство, «центр внимания», ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, равновесие, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость. Работая с этими элементами, художник решает творческие задачи, которые позволяют ему выразить свой замысел на холсте, поделиться мыслями, ощущениями, эмоциями со зрителем. В ходе такой работы одновременно или в определенной последовательности 14В решаются конкретные композиционные задачи. В числе таких задач автор выделяет следующие: организация пространства, выявление главного, колористическое решение как основа образного начала, выразительность как «воздействующая сила композиции».

Ключевые слова: композиция в живописи, основные композиционные задачи и способы их решения.

THINKING ABOUT COMPOSITION IN THE VISUAL ARTS

I P.A. Chekantsev

Abstract. The author reflects on the challenges and complexities of composite solutions of problems in the process of creating a work of art in two dimensions, shares his observations about some of the ways to build painting, which can called as rules, methods and means of composition. It is shown that in the art's composition everything is important: format of the pic-

ture, size of objects, their visual "weight", placing on the plane, expressive silhouettes, rhythmic alternation of lines and spots, organization of space and perspective to depict, distribution of light and shade, color, posture and gestures of the characters and so on. Among the assets of the composition is typically referred to as the following: format space, the "center of attention", rhythm, contrast, light and shade, color, decorative, dynamic and static balance, symmetry and asymmetry, open and closed. Working with these elements, the artist decides to creative tasks that allow him to express his idea on the canvas, to share thoughts, feelings and emotions with the audience. In the course of such work simultaneously or in sequence to solve specific compositional task. Among these problems, the author singles out the following: the organization of space, identifying the main, color palette as the basis for the beginning of the figurative, expressive as the "impact strength of the composition".

Keywords: composition painting, basic compositional problems and their solutions.

Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину», — писал итальянский ученый, живописец и архитектор Леон Баттиста Альберти (1404-1472). С тех пор поколения художников и историков искусства пытаются понять и объяснить, что же такое композиция. На эту тему написано немало, но однозначного определения этого «основания» найти так и не удалось. Каждая эпоха вносила в его понимание свои нюансы, а визуальная революция прошлого века поставила под сомнение многие установки и правила построения композиции, считавшиеся долгое время классическими.

Чем больше работаешь, тем яснее понимаешь, что именно композиция лежит в основе всякого творчества, что в ней сфокусированы все слагаемые ремесла того или иного мастера. Композиция — это главное в произведении изобразительного искусства.

В ней важно все: формат картины, ее размер, масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, организация пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, колорит, позы и жесты персонажей, и многое другое. Огромное значение в истории искусств имели как процессы формирования канонов композиции (античность, возрождение, барокко, классицизм и др.), так и стремление избавиться от жестких канонических схем и использовать свободные композиционные приемы (XIX—XX вв.).

«.Композицией картины мы называем построение сюжета на плоскости в границах «рамы», — пишет художник и искусствовед Н.Н. Волков. — Целью и формообразующим принципом композиции картины является, однако, не построение само по себе, а смысл. Конструкция (построение) выполняет функцию

147

ВЕК

148

подачи смысла. Слово «сюжет» понимается достаточно широко. Сюжет может быть вымышленным, взятым из легенды, текста, взятым непосредственно из наличной действительности. Композиция может быть сочинением новой действительности и толкованием наличной действительности... Сюжет и его изложение на плоскости картины, соединяясь, порождают смысл и образ в целом» [3, с. 27]. Художники, размышляющие об основах собственного творчества, охотнее описывают процесс создания той или иной работы, а не ее содержание, поскольку именно в процессе сотворения произведения невидимые свойства реальности становятся явственными, осязаемыми, видимыми. Живописное полотно — это некая загадочная форма, позволяющая описать человеческий опыт, не прибегая к дискурсу. Картина — это всегда приглашение к встрече со смыслами, которые художник сделал видимыми в результате творческого опыта постижения изображаемого сюжета, мотива, состояния. Продуктивность такой встречи зависит не только от художника, но и от эстетической восприимчивости зрителя, наличие которой предполагает воспитание взгляда. Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художника, способна не только репрезентировать видимое/невидимое, но и вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции. Именно в ней заключена тайна неисчерпаемой творческой энергии произведения, которая передается зрителю и преобразует его.

Композиция в живописи — это искусство создания визуального образа, привлекающего внимание и по-

рождающего эмоции. Причем и внимание, и эмоции постоянно обновляются в зависимости от ситуации, в которой происходит встреча произведения и зрителя. Характер такого обновления зависит от настроения зрителя, от времени суток, от игры света и цвета на картине и от множества других вещей, позволяющих всякий раз увидеть целое в ином ракурсе. Не случайно мы никогда не устаем рассматривать картины настоящего мастера, всякий раз открывая в них для себя что-то новое, удивляющее и обогащающее нас.

Многократно описанные в литературе этапы и правила выполнения композиции очень важны, особенно в учебных целях. Однако все художники работают по-разному. Один ищет в натуре детали для картины, делает этюды при различных состояниях природы, рисует натурщиков, изучает необходимый исторический или искусствоведческий материал. Другой художник больше доверяет своей зрительной памяти, воображению, чувственности и чаще отказывается от изучения натуры. Одни переносят на холст детально проработанный этюд или их совокупность, а другие сразу пишут маслом. Только практический опыт и индивидуальность художника определяют всегда загадочный процесс рождения картины.

В этом тексте я хочу поделиться наблюдениями о некоторых способах построения живописного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции. Начнем с того момента, когда замысел картины, ее тема и идея уже оформились в сознании и художник приступает к работе на холсте. Что необходимо помнить, вы-

ЕК

страивая, конструируя композицию работы? На что обратить внимание, над чем размышлять в процессе работы? Для удобства восприятия ограничусь тезисами.

В числе основных средств композиции называют обычно следующие элементы: формат, пространство, «центр внимания», ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, равновесие, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость. Работая с этими элементами, художник решает творческие задачи, которые позволяют ему выразить свой замысел на холсте, поделиться мыслями, ощущениями, эмоциями со зрителем. В ходе такой работы одновременно или в определенной последовательности решаются конкретные композиционные задачи. Выделим основные: организация пространства, выявление главного, колористическое решение как основа образного начала, выразительность как «воздействующая сила композиции».

I. Решение задачи организации пространства на холсте предполагает учет следующих факторов:

1) Многоплановость. Любое явление, сюжет, мотив можно изобразить по-разному. Объект изображения можно прописать крупно на первом плане, включить его в средний план или нарисовать на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника, от идеи картины.

2) Пересечение планов. Необходимо помнить, что решение задачи организации пространства предполагает ритмическое членение вертикалей и горизонталей.

3) Ввод в глубину. Если коротко, то это наличие на холсте объекта (тропинка, река, пятно), уводящего взгляд в глубину. Как сделать пространство «живым» на плоском холсте? Один из возможных путей — диалектическое решение: удержание на плоскости и в то же время выявление глубины, трехмерности пространства. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием. Даже в таких жанрах, как портрет или натюрморт, талантливые мастера наполняют изображение динамикой. Основное правило глубины, связанное с колористическим решением холста: тон заднего плана всегда холоднее переднего. Колористическая плотность живописи постепенно набирают силу к переднему плану. Мягкие грани на заднем плане также способствуют созданию глубины.

Каким образом ввести в картину элементы времени и движения? Каждый художник находит свои приемы решения этой сложной задачи. Эффект движения достигается при помощи диагональных линий, свободного пространства перед движущимся объектом, направлением линии рисунка, размытостью фона и т.п. Е.А. Кибрик подчеркивал, что, несмотря на темпоральную статичность станковой картины, художник обязательно должен понимать, что предшествовало изображаемому моменту и что за ним последует, и найти способы передать это понимание зрителю.

4) Ритмическое членение плоскости:

а) пластическое (пластика — это организация плоскости);

149

150

б) тональное;

в) цветовое;

Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Его можно задать линиями, цветовыми пятнами, игрой света и тени. Это одна из «волшебных палочек», которая помогает художнику реализовать многоплановые композиционные задачи. Размышляйте над проблемой равновесия форм, масс, цветовых пятен и движения в картине. Пусть ни одна сторона холста не будет перегружена. Используйте симметрию и асимметрию. Хороший эскиз перед началом работы помогает определить места основных форм живописи, а также формат и размер холста. Создавайте ритм и равновесие в чередовании изображаемых форм.

II. Выявление главного. Решение этой задачи во многом обеспечивает гармоничность картины и цельность ее восприятия. Каким образом решать эту задачу? С помощью каких приемов? Ищите ответы на эти вопросы. Вот лишь некоторые возможные варианты:

а) напряжением цвета;

б) выделением тона, контрастом;

в) подчинением всего состояния выявлению главного;

г) заострением характера главного мотива на холсте.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное. Научитесь обобщать и прописывать главное. Откажитесь от второстепенных деталей, приглушите отвлекающие от главного контрасты. Чрезмерная навязчивость деталей не всегда уместна. Оставьте возможности для работы воображе-

ния зрителя. Старайтесь объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Главное — это визуальный центр картины, самая выразительная часть художественного образа. Область окружения дополняет эту важнейшую часть и зависит от нее. Определите, какие детали полнее раскрывают ваш замысел, а какие создают второстепенные центры интереса, конкурирующие с основной темой. Способность художника гармонично связать все элементы полотна, подчинить второстепенное главному — одно из условий цельности композиции.

III. Колористическое решение — ядро образного начала. Важнейшим компонентом в решении композиционных задач выступает цвет. Особенно велика его роль в процессе поиска образности работы. Прежде всего, колорит выражает эмоциональное содержание идеи, которая внедряется художником в состояние холста, наполняя его духовностью, делая трепетным и живым. Теплый или холодный колорит, плотный или прозрачно—мерцаю -щий, комбинации цветов, цветовая нагрузка зависят от того какое настроение, переживание хочет выразить художник. Гармония цветовых отношений, их развитие внутри холста заслуживают самого пристального внимания. Например, красных: от оранжевых до бордовых; синих: от кобальта светлого до густого ультрамарина; желтых: от лимонных до оранжевых. То же самое можно сказать о декоративности больших пятен. Поиск ее обязателен независимо от степени разработки таких пятен. Речь идет о необходимости

обобщения не только в изображении, репрезентации предметов, объектов и проч., но и в выборе оптимальных колористических обобщений, способных адекватно выразить восприятие ситуации, мотива, состояния.

IV. Выразительность как «воздействующая сила композиции». Поиск выразительности композиции неразрывно связан с новизной решения композиционных задач. Важно определить для себя степень условности изображаемого, найти такие средства репрезентации, такой язык, при котором на первом плане не столько похожесть, узнаваемость изображаемого на холсте, сколько выразительность и заостренность. Именно выразительность — главная задача художника, осуществляющего свой замысел.

Универсальное средство, помогающее создать яркое и выразительное произведение, — контраст. Говорят даже о законе контраста как важнейшем принципе композиции. Издавна художники используют контрасты величин (высокого и низкого, большого и малого, толстого и тонкого), контрасты объемов, фактур, материалов, плоскостей. Композиционный замысел успешно строится на контрастах нового и старого, веселого и грустного, спокойного и динамичного. Очень помогают художнику тональные и цветовые контрасты. Например, светлый объект смотрится выразительнее на темном фоне, и наоборот.

Для того чтобы свободно выбирать «правила» индивидуальной творческой работы, полезно понимать, как работали другие художники. Необходимо постоянно совершенствовать культуру взгля-

да, развивать в себе способность видеть, систематически посещая художественные выставки, рассматривая репродукции, анализируя творческие приемы разных художников. Я также рекомендую читать размышления художников о своем ремесле. История искусств сохранила великое множество таких свидетельств, а современные средства информации, в частности Интернет, сделали их доступными. Разумеется, все, что написано в литературе о работе над композицией, не нужно понимать как обязательный и неизменный порядок. Однако соблюдение правил, особенно при освоении азов композиции, позволяет научиться чувствовать ее и применять в своих работах. Что, в конечном счете, помогает получить хорошие результаты.

«Изучение композиционной методики прошлого, — писал К. Юон,— способствует росту личной художественной культуры, золотому чувству меры, стилистической цельности искусства и полноте художественного сознания. Но изучение композиций прошлого не дает одной драгоценной стороны — чувства непосредственности. Эту непосредственность может дать лишь сама жизнь» [9]. Для создания эмоциональной и образной композиции будущему художнику необходимо также учиться видеть в окружающей жизни интересных людей, размышлять над происходящими событиями, наблюдать различные мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

151

ВЕК

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусств [Текст] / Г. Вельфин; пер. с нем. А.А. Франковского. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2002.

2. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст] / Б.Р. Виппер. -Изд. 2. - М., 1985.

3. Волков, Н.Н. Композиция в живописи [Текст] / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1978.

4. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: Учеб. пособие [Текст] / Ю.Я. Герчук. - М.: РИП-холдинг, 2013.

5. Даниэль, С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя [Текст] / С.М. Даниэль. - Л.: Искусство, 1990.

6. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве [Текст] / В.В. Кандинский. - М., 1992.

7. Кандинский, В.В. Точка и линия на плоскости [Текст] / В.В. Кандинский. - СПб.: Азбука-классика, 2005.

8. Кибрик, Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве [Текст] / Е. Кибрик // Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1989.

|52 9. Мастера искусства о композиции -К. Юон [Электронный ресурс]. - URL http://paintingart.ru/tolkingart/master-about-painting/186-master-about-composition. html?showall=&start=6 (дата обращения: 12.06.2015).

10. Тэн, И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов [Текст] / Т. Тэн. -М.: Изобразительное искусство, 1995.

11. Фаворский, В.А. О рисунке. О композиции [Текст] / В.А. Фаворский. - Фрунзе, 1966.

REFERENCES

1. Danijel S.M., Iskusstvo videt: o tvorcheskih sposobnostjah vosprijatija, o jazyke linij i krasok i o vospitanii zritelja, Leningrad, 1990. (in Russian)

2. Favorskij V.A., O risunke. O kompozicii, Frunze, 1966. (in Russian)

3. Gerchuk Ju.Ja., Osnovy hudozhestvennoj gramoty: jazyk i smysl izobrazitelnogo iskusstva, Ucheb. posobie, Moscow, 2013. (in Russian)

4. Kandinskij V.V., O duhovnom v iskusstve, Moscow, 1992. (in Russian)

5. Kandinskij V.V., Tochka i linija naploskosti, St. Petersburg, 2005. (in Russian)

6. Kibrik E., "Obektivnye zakony kompozicii v izobrazitelnom iskusstve", in: Risunok, zhi-vopis, kompozicija, Hrestomatija, Moscow, 1989. (in Russian)

7. Mastera iskusstva o kompozitsii - K. Yuon, available at: http://paintingart.ru/tolkingart/ master-about-painting/186-master-about-composition.html?showall=&start=6 (accessed: 12/06/2015). (in Russain)

8. Taine I., Filosofija iskusstva. Zhivopis Italii i Niderlandov, Moscow, 1995. (in Russian)

9. Velflin G., Osnovnye ponjatija istorii iskusstv: problema jevoljucii stilja v novom iskusstve, Moscow, 2002. (in Russian)

10. Vipper B.R., Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva, Moscow, 1985. (in Russian)

11. Volkov N.N., Kompozicija v zhivopisi, Moscow, 1978. (in Russian)

Чеканцев Петр Афанасьевич, художник, член Союза художников России, доцент, кафедра живописи, Московский городской педагогический университет, [email protected] Chekantsev P.A., Artist, Member of Russian's Artist Union, Associate Professor, Painting Department, Moscow City Pedagogical University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.