РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' SENSE OF COLOR IN CHILDREN'S ART SCHOOL
Н. В. Блохина
В статье рассказывается о программе, разработанной для учащихся школ искусств 4-5-х классов. Основная задача - освоение цвета, использование его возможностей в живописи. Затрагиваются вопросы более глубокого изучения цветоведения, декоративной живописи, теории живописи, композиции, которые позволит учащимся школ искусств развить творческие способностей и художественный вкус.
Ключевые слова: колористическое видение, восприятие, мышление, художественный образ, декоративная живопись.
Сегодня современное общество через образовательные стандарты второго поколения ставит перед педагогом определенную задачу - воспитание личности творческой, инициативной и компетентной. Художественная подготовка учащегося детской школы искусств является задачей сложной и многогранной и должна основываться на достижении таких наук, как цветоведение, история искусств, теория живописи, композиции. Результат такой подготовки - это учащийся, обладающий высоким уровнем творческих способностей, определенными (соответствующими художественной сфере) умениями, навыками, богатым теоретическим запасом знаний и развитым художественным вкусом. В настоящее время происходит модернизация всей системы педагогического образования, и, конечно, это касается реформирования начального звена.
Художественная подготовка по спец. предметам в детской школе искусств (ДШИ) требует от педагога освоения новых приемов работы, направленных на воспитание у его учащихся определенных качеств, таких как мобильность, умение адаптироваться в новой среде, использовать аналитическое мышление.
Проведенная нами диагностика показала, что уровень знаний и навыков многих учащихся остается ниже среднего. Программа по живописи многих ДШИ строится на традиционных заданиях и упражнениях, в основе которых - объемно-пространственное решение формы. Учащиеся не владеют необходимыми техническими навыками и знаниями в области цветоведения, теории живописи, композиции, используемые методы не направлены на развитие способности эмоционально реагировать на окружающую действительность, которая является главной составляющей в художественном восприятии чувства цвета у детей. Учащиеся, работая над натюрмортом, передают только внешнее сходство с предметами. Все это ведет к односторонности и шаблонности изображения постановки, непониманию тех задач, кото-
N. V. Blokhina
This article highlights a program designed for the 4th-5th grade students in Art School. The main task of mastering the color is its usage in painting. The article raises questions about in-depth learning of chromatol-ogy, decorative painting, art theory, composition, which altogether enables students to obtain high-level skills and to develop artistic taste.
Keywords: coloristic vision, perception, thinking, artistic image, still-life, sketch.
рые должны решаться именно в цветотоновом и колористическом пространстве постановки.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что реформирование начального художественного звена, как мы видим, еще не произошло. Наиболее сложная проблема в художественной подготовке учащихся ДШИ - развитие чувства цвета, базовой составляющей которого выступает художественное восприятие.
Теоретический анализ научных исследований также показал, что художественное восприятие - это психофизиологический процесс, включающий познание, осмысление и изображение, результатом которого являются эмоциональные образы, воздействующие на органы чувств ребенка. В основе восприятия лежит процесс мышления, памяти, внимания, которые открывают генетическую связь интеллекта с умственной и технической деятельностью человека.
Значение цвета рассматривается как инструмент, воздействующий на развитие восприятия и эстетический вкус учащихся, как средство, влияющее на сознание, чувства, память, речь, мышление учащегося, что говорит о социально-культурной функции цвета, его связи с воспитательно-эстетическим характером воздействия.
Выбор цвета во многом зависит от поставленной педагогом задачи, пути решения которой находятся во взаимосвязи с другими средствами выразительности и его способности у учащихся вызвать художественные образы и ассоциации. Дети в процессе выполнения заданий должны усвоить такие простые понятия, как светлота, насыщенность, цветовой тон, научиться грамотно использовать живописные средства. Более сложная задача - научиться самостоятельно организовывать учебный процесс, то есть основательно изучить натюрморт в плане пространства и освещения, многообразия цветовых тонов, которые в своем единстве образуют гармонию. Самым высоким достижением является колористическое видение учащегося.
Колорит проявляется там, где соотношения цветов расположены в «определенном ритме, передают определенный замысел, идею, формируют художественный образ, как отражение красочного многообразия мира» [1, с. 3].
Анализ методических рекомендаций, программ в области преподавания живописи и детских рисунков показал, что уровень развития данной способности находится на низком уровне, педагог не располагает необходимыми методами, ориентированными на развитее чувства цвета у учащихся. Знания, умения, навыки не способствуют раскрытию творческих способностей учащихся. Это говорит о том, что основу развития чувства цвета у детей составляют все те же знания, умения и навыки, а также эмоции и представления, которые являются основополагающими факторами в обучении и образовании, но только в ДШИ они имеют свою специфику.
Изобразительная деятельность должна побуждать в ребенке желание создавать, преобразовывать и видеть мир на языке художественного творчества, а это в свою очередь влечет развитие у учащихся чувства колорита и умение решать задачи в живописных работах посредством цвета.
Одним из слабых звеньев в ДШИ остаются вопросы теории цветоведения. Мы не можем утверждать, что в этом направлении педагогами работа не ведется. Основная проблема состоит в том, что учащиеся не могут систематизировать свои знания, и это значительно влияет на уровень развития других направлений. Происходит это потому, что педагоги, как правило, дают на уроках информацию по теории цветоведения и по вопросам искусствоведения одновременно. Большой поток информации учащийся не в силах переработать, и это приводит к тому, что качество знаний остается низким. П. П. Чистяков говорил: «Все указания должны делаться вовремя и в меру: правда, кричащая не на месте, - дура» [2, с. 264].
Теоретический материал, касающийся вопросов цветоведения, должен передаваться учащимся поэтапно, от простого к сложному, и закрепляться методом практического показа учителя.
Только в этом случае знакомство с теорией цветовой гармонии поможет учащимся ускорить решение учебных задач по организации плоскости, а также достичь образного понимания действительности, более смело экспериментировать с цветовыми сочетаниями и воплощать творческие идеи в форме выразительных, колористических композиций. Изучая все аспекты, способствующие наиболее творческой реализации идей учащихся, мы предлагаем поделиться небольшим опытом по этой проблеме, а именно опытом создания модели методической системы на структурно-смысловой конструкции, в которой содержательный, методический и практический компоненты способствуют развитию творческого отношения учащихся и поиску новых цветовых гармоничных решений. Основная задача нашей программы - освоение цвета и использование его возможностей в живописи. Достижению целей в процессе обучения учащихся способствовал основной принцип работы - с первых занятий живописью погрузить учащихся в стихию цвета, интенсифицировать обучение цвету и колориту, в то же вре-
мя учащиеся должны уделять не меньше внимания таким элементам, как форма и пространство. Содержательная сторона нашей методики направлена на освоение закономерностей построения цветовой гармонии и колорита с целью развития у учащихся ДШИ чувства цвета и навыков колористического мастерства.
Профессионально организованный процесс обучения включает в себя дидактические принципы, методические приемы и различные формы проведения занятий, способствующие развитию навыков колористического мастерства.
Предлагаемая нами программа «Формирование колористического видения у учащихся детских школ искусств» является экспериментальной и рассчитана на 4-5-й классы ДШИ. Программа разделена на три взаимосвязанных блока и направлена на последовательное формирование навыков у учащихся колористического видения, то есть осознанному пониманию детьми психофизиологических свойств цвета и умения с помощью цвета и колорита передавать художественный образ в своих работах.
Основную роль в построении нашей методики играл личностно ориентированный подход. При конструировании педагогического процесса этот подход ориентирует учителя на учащегося как на личность и как на цель, то есть на результат его эффективной работы.
При составлении программы мы уделяли большое внимание различным теориям проблемного обучения (И. Я. Лернер, Л. Б. Рылова), в основе которых стоит теоретическая база по психологии художественного восприятия (Л. С. Выготский, П. П. Зинченко, А. В. Запорожец, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Б. К. Теплов).
Первый блок программы посвящен основам работы над натюрмортом. В задачу педагога входит научить учащегося правильно организовать свое рабочее место, использовать живописные материалы, соблюдать этапы ведения работы, производить самостоятельно анализ натуры и уметь раскладывать ее на доминирующие тональные массы. В процессе работы у учащихся происходит формирование навыков колористического видения, а также начальных навыков работы отношениями. Теоретический материал, изучаемый в данном блоке, - это знакомство учащихся с основами цветоведения, с различными цветовыми системами. Педагог на занятиях рассматривает не только собственные качества цвета (светлота, насыщенность, тон), но и раскрывает для учащихся понятия теплых и холодных цветов, выступающих вперед и отступающих, легких и тяжелых, звонких и глухих. Более досконально учащиеся изучали теорию контрастов, раскрывались понятия сильных и слабых контрастов, первичных и вторичных, более детально изучались примеры применения законов цветоведения в творчестве великих художников.
Во втором блоке заданий дети осваивают структурно-пластические особенности цвета.
Данный этап раскрывает подосновы возникающих у учащихся представлений, характеризуется развитием образной памяти, способности комбинирования цветовых образов, это позволяет детям не только вживаться в образ, но и самим преобразовывать его.
На данном этапе обучения учащиеся учатся объединять предметные цвета в единую цветовую систему.
В теоретическом плане у учащихся происходит знакомство с классификацией колорита. Педагог вместе с учащимися разбирает колорит русской иконы, а также «тициановский», «рафаэлевский», подробно анализируют цветовые закономерности декоративной живописи. В данном блоке предусмотрено несколько упражнений и заданий, позаимствованных у курса «декоративная живопись». Учащиеся учатся разбеливать и затемнять цвет, строить цветовую гармонию на родственных по цвету отношениях с доминирующим цветовым пятном, а также составлять композицию в монохромном или полихром-ном колорите. В этом блоке предусмотрены упражнения на поиск цветовых нюансов в работе с натуры на примере живых цветов. Данный метод работы мы «подсмотрели» у М. Врубеля. Этот метод он использовал в своей педагогической практике для разработки стилизации цветов. Метод заключался в «перевоплощении реальных форм и предметов объективной действительности в развернутый на плоскости калейдоскоп орнаментальных пятен» [3, с. 241]. Упражнение учащиеся выполняли мозаичным способом. Выполняя эти упражнения, учащиеся приобретали определенные умения и навыки:
• брать цвет в полную силу;
• находить цветовые градации;
• лепить форму цветом.
В данном блоке представлен также ряд длительных постановок, которые учащиеся сами перерабатывали в условные, плоскостные орнаментальные изображения.
«Процесс перевоплощения реальных объектов натюрморта в орнаментальные мотивы сложен по своей сути, он связан с активной трансформацией и деформацией объекта, с его гиперболизацией или полным отказом от отдельных свойств натуры» [4, с. 16]. Изучение этого раздела наряду с написанием учебных постановок помогает учащимся более точно и быстро находить выразительные средства для реализации своей идеи; создавать целостную композицию, подчиняя второстепенное главному; умело использовать контрасты и ритм, как организующее начало; находить цветовой строй композиции; применять определенную технику живописного письма для большей выразительности в работе. К. Юон писал: «Чувство декоративного тождественно чувству порядкового начала, которое может быть вносимо в композицию в качестве организующих ее средств» [5, с. 28].
Третий блок нашей программы посвящен решению образных задач в натюрморте. Задания в этом блоке составлены таким образом, что решается не одна, а несколько задач одновременно, но при этом выделяется главная задача, а вспомогательные ей подчиняются. Все задачи в блоке ориентируются на средства реализации основной цели. Научить учащихся использовать цвет, согласно замыслу, той есть найти образ натюрморта.
Учащиеся учатся передавать духовно-эмоциональное отношение к миру и окружающей цветовой среде.
Задачи третьего блока нашей программы способствуют развитию следующих умений:
• одухотворять природу, идентифицировать себя с окружающей действительностью и предметами, находящимися в ней;
• восхищаться красотой и сопереживать образам родной природы;
• создавать оригинальные сюжеты, используя цвет в реализации замысла, как одно из выразительных средств в живописи.
• анализировать и различать художественную специфику натюрморта и выражать свое отношение к ней, раскрывая образный язык цвета.
Теоретический материал, представленный в этом блоке, знакомит учащихся с методами использования свойств цвета при построении цветовой композиции, учащиеся также знакомятся с построением колорита при помощи цветовых рядов и интервалов.
На примере репродукций профессиональных художников вместе с учащимися производится анализ построения цветовой системы картины, разбирается способ, выбранный художником для передачи цветового обобщения, выделения центра композиции, направления движения взгляда зрителя. В данном блоке в качестве основного метода мы использовали метод поисковой дедукции, а также методы проблемного изложения и методы ассоциаций и аналогий. Данные методы способствуют более активному рассуждению по данной проблематике и на этой основе созданию образов. Важным в организации колористического видения являются именно зрительные, слуховые, тактильные, осязательные ощущения и впечатления, существующие как эмоционально-чувственное отражение. В этом блоке организация учебно-творческой деятельности учащегося основана на направлении его внимания таким образом, чтобы познание натюрморта происходило через различные цветовые качества и свойства (горячее и холодное, ассоциативность и символичность), согласно классическим законам реалистической школы, законам природы, композиции, личному восприятию.
Теоретические знания и практические навыки из области цветоведения, декоративной живописи, полученные за годы обучения в ДШИ, позволяют учащимся иметь более высокий уровень творческих способностей, художественных знаний, умений, навыков, богатый теоретический багаж и развитый вкус, а также применить их на вступительных экзаменах в системе среднего и высшего художественного образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грошев И. П. Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
2. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. 592 с.
3. Суздалев П. Н. Врубель. М.: Сов. художник, 1991. 368 с.: ил.
4. Козлов В. Н. Основы оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 112 с.: ил.
5. Юон К. О композиции в живописи. М.: Искусство, 1952. 212 с.