УДК 372.8 ББК 74.489+85.14
ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ГАРМОНИЧНОГО ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА
I Ю.Ф. Катханова, Дун Юэ
204
Аннотация. В статье дается анализ способностей гармоничного цветового восприятия человека с целью определения дидактических позиций их формирования у будущих художников-педагогов. Гармоничное цветовое восприятие рассматривается в качестве специальных способностей, развитие которых осуществляется в изобразительной деятельности в процессе представлений, эмоциональной ситуации, установки восприятия, постановки зрения, имеющих целенаправленный характер в художественном творчестве. Особое значение для исследования являлась связь способностей обучающихся с развитием мышления и восприятия в виде стереотипизированных рефлекторных связей. Рассматривая цветовое восприятие как специальную способность, соответствующую определенным требованиям колористической деятельности, мы считали, что высокий уровень этой способности зависит от сенсорных возможностей человека. При этом будущим художникам-педагогам необходимо научиться видеть не только тон, контраст, но и образную выразительность цвета, которая заключена не в самом цветовом тоне, а во взаимодействии тонов. Для формирования способности цветового восприятия необходимо учитывать уровень общей художественной подготовки обучающихся, рефлексию, их интересы, характер, психологические установки и др. Замечено, что общение с цветом, сравнение его с окружающей средой, получение нового цвета, его оттенков придает человеку много приятных ощущений. Особенно в плане превращения цвета в средство образной характеристики предметов или явлений, формируя свою колористическую оценку. Не менее важна избирательность в колористической деятельности, поскольку часто приходится выявлять одну группу цветов и игнорировать другие, обращать внимание на одни свойства цвета и не замечать другие. Важно и то, механизмы определенных отделов центральной нервной системы человека позволяют формировать не только гармоничное цветовое восприятие обучающихся, но и другие более сложные формы обработки зрительной информации.
Ключевые слова: способности, восприятие, цветовое восприятие, установка восприятия, цветовые отношения, зрительное восприятие.
FORMING IN TEACHING ARTISTS THE ABILITY TO HARMONIOUS COLOR PERCEPTION
I Yu.F. Katkhanova, Dun Yue
Abstract. The article analyzes the abilities of people of harmonious color perception to determine the didactic position of their formation in future teaching artists. The harmonious color perception is seen as a special ability, the development of which is carried out in the graphic activity in the representations, emotional situation, the installation of perception, vision statement, having purposeful character in art. Of particular importance for the study is the relationship abilities of students with the development of thinking and perception in the form of stereotyped reflex connections. Considering the color perception as a special ability, a color corresponding to the specific requirements of activities, the authors believe that the high level of this ability depends on the human sensory capabilities. At the same time the future artist-teachers need to learn to see not only the tone, contrast, and shaped expressiveness of color, which lies not in the color tone but in the interaction of tones. To form the ability to color vision, the level of general artistic training of students, reflection, their interests, character, attitudes etc. should be taken into consideration. It is noted that communication with color, comparing it with the environment, getting a new color shades give a person a lot of pleasant sensations. Especially in terms of the conversion of colors into the means of figurative characteristics of objects or phenomena forming its own color evaluation. Equally important is the selectivity in color activity, since it is often necessary to identify one color group and ignore the other, to pay attention to some features of color and ignore the others. Important is the fact that the mechanisms of certain parts of the central nervous system allow to create not only harmonious color perception of students, but other more complex forms of visual information processing.
205
Keywords: ability, perception, color perception, perceptual set, color relations, visual perception.
Среди множества проблем педагогики и психологии проблема способностей является одной из самых фундаментальных. Основной причиной такого интереса является ее большая практическая значимость и ценность в достижении высоких результатов деятельности человечества, особенно той ее части, которая вступает в жизнь. Для того что-
бы разработать ряд дидактических позиций, направленных на формирование у студента способности гармоничного цветовосприятия, необходим анализ психолого-педагогических аспектов проблемы, способностей восприятия цвета как по отдельности, так и в их совокупности.
Будучи по своей сущности сложным комплексом врожденных и прио-
бретенных свойств личности, способности базируются на закономерностях и механизмах важных компонентов деятельности — знаниях, умениях и навыках. На основе педагогической деятельности можно сделать выводы о величине, силе и слабости способностей, об уровне их сформированности, как необходимых условиях дальнейшего развития творческой личности художника-педагога в его профессиональной деятельности. При этом особенно важны качественная и количественная характеристики способностей обучающегося. Качественная характеристика выражается в знании того, к чему этот обучающийся обнаруживает способности. Его индивидуально-психологические способности вовлекаются в процесс деятельности, чтобы успешно ее осуществить. Все это в какой-то мере позволяет определить сферу трудовой деятельности, где ему можно добиться больших успехов и достижений. Количественная характеристика способностей обучающегося выражается в том, в ка-nnn кой мере он способен выполнять тре-206 бования, предъявляемые деятельностью, а также насколько быстро, легко и основательно он овладевает навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими.
Исходным положением, имеющим особое значение для данного исследования, является связь способности с развитием психических процессов: мышлением, восприятием и т.д., поскольку психический процесс составляет в сознании «природную способность» в виде стереотипизированных рефлекторных связей. К.К. Платонов считает, что свойства личности проявляются в деятельности. В дальнейшем они становятся актуальными способ-
ностями, когда человек осуществляет определенную деятельность. В структуре способностей ученый выделяет элементарные общие способности: способность суждения; воображения; эмоциональной памяти. Плюс сложные общие способности: способности к труду; к общению; к обучению. К.К. Платоновым выделены следующие подструктуры способностей:
• направленность, отношения и моральные черты личности;
• знания, навыки, умения и привычки;
• индивидуальные особенности отдельных психических процессов или формы отражения (мышление, воля, память, ощущения, восприятие; чувства, эмоции, самосознание и др.).
• обусловленные свойства (склонность, идеалы, интересы, моральные качества, убеждения, мировоззрение, отношения в коллективе) [1].
Специальные способности органически связаны с общими способностями, в которых проявляется одаренность. Поэтому, рассматривая гармоничное цветовосприятие как специальные способности, отвечающие более узкому кругу требований колористической деятельности, можно считать, что чем выше сенсорные возможности человека — тем выше уровень его общих способностей. Причем, развитие способностей может происходить в процессе специального обучения изобразительному искусству или в других в других видах деятельности. В структуру способностей к изобразительной деятельности включаются и такие качества личности, как оценка пропорций, определение светлотных отношений, перспективных сокращений, цельность видения формы, восприятие цвета, зрительная память [2].
Вся полифония человеческой психики — ощущения, восприятие, мышление, воображение и память, — осуществляемая через органы чувств, проявляется во взаимодействии личности как с искусством, так и с окружающей предметной средой. Именно поэтому особое значение для исследования имеет изучение восприятия как отражение действительности, без которого нет образов памяти, и — что важно — нет творческого воображения. Восприятие определяется всем предшествующим опытом и непосредственно предшествующей информацией о внешнем мире. Оно имеет целенаправленный характер и определяется жизненной задачей человека и его деятельностью. Восприятие имеет несколько уровней — сенсорный, перцептивный, оперативный и деятельност-ный. В сферу восприятия С.К. Рубинштейн включал мир людей, вещей, явлений, вовлеченных в различные отношения, осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся [3]. Результатом процесса восприятия является образ, складывающийся во взаимодействии скоординированной работы сразу нескольких анализаторов. Однако не каждое чувственное впечатление может явиться образом. По мнению К.К. Платонова, предмет может выступить только как объект познания.
Вторым уровнем отражения и вторичным образом предмета является представление, которое возникает без непосредственного воздействия на орган чувств. К уровню представлений относится образная память и воображение. В них появляются элементарные обобщения и абстракции. В колористической деятельности эти представления выражены через простран-
ственные свойства цвета «выступающих» и «отступающих» цветов. Третий уровень отражения — вербально-логи-ческое мышление, а также речемысли-тельный процесс [4]. Образы внешнего предметного мира отражаются в сознании человека, занимающегося изобразительным искусством. Они явно не лишены определенной степени эмоционального и художественного в восприятии. Вызвано это, прежде всего. тем, что функции образного мышления на занятиях по цветоведению связаны с представлением эмоциональной ситуации, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности и раскрыть неограниченные возможности пространство образующей и смысловой функции цвета. Следовательно, в цветовых отношениях будущие художники-педагоги должны научиться видеть не просто тон, знать не только такое понятие, как «контраст», но и те выразительные особенности, которые он содержит в себе как средство образного выражения. Причем, образная выразительность цвета заключена не в самом цветовом тоне, а во взаимодействии тонов.
Восприятие образа позволяет находить форму цветового выражения, которая постепенно трансформируется в конкретный художественный образ. Это может быть эмоционально-ассоциативный образ, построенный на определенных композиционно-колористических сочетаниях, который доставляет человеку эстетическое удовольствие, оказывая определенное воздействие на его ум и настроение. Однако для наиболее целостного формирования образного мышления важно знать личностные характеристики обучающегося, например, уровень художественной подготовки, рефлек-
ВЕК
208
сию, психологические установки, характер, интересы и др. Характер и ход восприятия можно определить только предположением, которое может быть вызвано несознательно поставленной или даже противоположно поставленной задачей. Эту своеобразную общую настройку воспринимающего аппарата называют установкой восприятия. Создав ту или иную установку, можно внушить человеку как верное представление о действительности, так и иллюзию. Установку, как состояние человека и условий, в которых он находится, характеризует Д.Н. Узнадзе, придавая этому понятию универсальное значение [5]. Он считает, что установка определяет единство действий, объективно заданной ситуации и потребности субъекта. В этом плане роль установки при восприятии особенно велика, поскольку чутко реагирует на любые действия обучающегося, предоставляя больше прямых сигналов, чем при непосредственном восприятии картины.
Классическое представление о восприятии нашло отражение в различных теориях, которые, по сути, в той или иной мере проясняют часть всего сложного процесса восприятия. Одна из них — ассоциативная теория (Г. Гельмгольц, Э. Геринг), где большую роль в процессе возникновения восприятия играет опыт из прошлого. Представители другого направления — приверженцы структурного восприятия (В. Бунд, Э.Б. Титченер) и гештальтпсихологии (М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка). Особый интерес для данного исследования представляет гештальттеория, поскольку она нашла наибольшее применение в области изобразительного искусства. Заметим, что ее положения при анали-
зе произведений изобразительного и архитектурного искусства использовал Р. Арнхейм [6]. Значение этого положения играет большую роль в колористической деятельности. Именно в процессе учебной деятельности есть возможность развивать восприятие цвета, поскольку непосредственное соприкосновение с цветом, сравнение цвета с окружающими предметами и природой, получение оттенков, получение нового цвета — это все процессы, в которых много приятных ощущений. В то же время все моторные операции, связанные с различными способами механического смешения красок дают студенту возможность превратить цвет в средство образной характеристики предметов и явлений.
Представители отечественной психологии (Б.Ф. Ломов [4], А.Н. Леонтьев [7] и др.) восприятие относят к первичному целостному образу, подчеркивая его предметность, детерминированность объективными характеристиками воздействующих предметов и, в тоже время, субъектной обусловленностью с ролью в восприятии активности и избирательности человека. Многократные психолого-педагогические эксперименты показали, что мы не можем воспринимать объекты прежде, чем не научимся их воспринимать. Без развития визуального восприятия, которое является основой художественного творчества невозможно формирование способностей гармоничного цветового восприятия. Каждый акт восприятия представляет собой визуальное суждение. В целом же, визуальное восприятие представляет собой совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.
Процесс восприятия проходит три уровня: перечисления, описания и
истолкования. Согласно принципу фазности (по Б.Ф. Ломову), зрительное восприятие проходит несколько быстро сменяющихся стадий: подготовительная стадия, стадия организованного восприятия, стадия целостного образа и его оценки. Подготовительная стадия дает общую не конкретизированную информацию. При последующей фазе выделяется сначала более крупные и контрастные, а затем мелкие объекты и детали. Далее происходит более целостное видение и выделение основных элементов восприятия. Так, прослеживая путь восприятия картины зрителем, основу первого впечатления и эстетической его оценки составляют соотношения наиболее крупных площадей цвета. На следующем этапе возникает обозрение элементов изображения, образующих узор картины: силуэты предметов, границы цветовых и светотеневых пятен и интервалы между ними, образующие ритмическую систему. Далее начинается постижение изображаемого через форму, окраску, освещенность и положение предмета по отношению к зрителю. Так происходит выявление смысловых связей, объединение их в целостный образ. Затем — формирование оценочного отношения: эмоционального, интеллектуального, эстетического. Именно в этом заключается момент перехода от чувственного восприятия к опыту, накопленному в подсознании, позволяющему включение логических построений о связях между отдельными изображениями объекта в картине.
Вместе с тем, процесс восприятия характеризуется общими свойствами, например, такими, как осмысленность, обобщенность, цельность. Осмысленность — в тенденции к непроизвольному объединению сходных эле-
ментов объекта по цвету и пространственной ориентации. Константность восприятия цвета объясняется действием предшествующего опыта и заключается в сохранении действительного цвета предмета в изменившихся условиях освещения. Однако эта особенность восприятия часто оказывается причиной неверного отношения студентов в определении цвета, измененного воздушной перспективой и освещением. Поэтому наибольшее значение для процесса овладения колористическими способностями является константное восприятие цвета, которое опирается на зрительный образ предметов. Причем, в колористической деятельности оно осуществляется при работе с цветовыми отношениями. Данное свойство вызвано физическими, физиологическими и психическими причинами. К тому же обусловлено нашими подсознательными обобщениями и физиологическими факторами, такими, как: иллюзия иррадиации, иллюзия последействия.
От умения смотреть на все предметы одновременно, не выпуская из поля зрения всей группы постановки, включая ее фон, зависит цельность зрительного восприятия. Рассматривая особенности цветовых отношений и целостности изображения, Г.В. Беда писал, что целостное видение (восприятие) позволяет ощущать все цвета сразу, в их взаимосвязи, в естественном, то есть действительном, состоянии по тону и цвету. При этом явления константности и последовательного контраста, в какой-то степени, устраняются. Они перестают быть существенной помехой в нахождении верных тоновых и цветовых отношений [2].
Впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной струк-
209
ВЕК
турой. Следовательно, зависит от всех ее качеств. Отсюда структурность психологической реакции организма на цветовые сочетания проявляется в сопоставлении цветов, в выявлении их контраста по какому-либо качеству. Речь идет о цветовых сочетаниях, из которых, в конечном итоге, формируется окружающая колористическая реальность. Она понимается как умение дать необходимую оценку качеств, заложенных в ней. Иногда это называется «постановкой зрения». Умение «видеть» предмет предполагает видеть в нем главное, существенное, которое заключается для рисующего, прежде всего, в конструктивных особенностях объекта, размещения его в пространстве, пропорциональных соотношений частей, цвета, светотени. В процессе решения задач цветовых отношений это явление проявляется, если обучающийся будет воспринимать цвета натуры, оперируя рядом целенаправленных зрительных определений.
О предметности восприятия говорит тот факт, что результатом восприятия всегда является образ предмета, 210 объединяющий избирательные ощущения — фактуру, вес, объем, составляя единый образ. Именно избирательность является одним из важных качеств в колористической деятельности, так как специфика процесса изображения такова, что в процессе учебной подготовки постоянно приходится выделять одну группу цветов и опускать из своего поля наблюдения другую группу, обращать свой взор на одни свойства и стараться не замечать другие.
Проблема восприятия, являясь одной из самых важных проблем психологии искусства, находится, в то же время, в зависимости от других вопросов. Это обусловливается тем, что
восприятие, обычно включаясь в какую-либо деятельность, может выступать и в качестве самостоятельного процесса. Речь идет о видах восприятия, которые могут классифицироваться в соответствии со спецификой объекта отражения. Очень важно рассматривать цветовое восприятие как самостоятельный процесс мыслительной деятельности человека [8].
Главным каналом получаемой человеком информации о внешнем мире служит зрение. Известно высказывание Гельмгольца, что из всех органов чувств человека орган зрения — глаз — всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы. Способность одновременно видеть многое и получать большое количество впечатлений не могла не оказать влияние на совершенствование органа зрения, которому в развитии изобразительного искусства пришлось сыграть особенно важную роль. Усложнение зрительного центра дало человеку способность к невероятно тонкому и сложному анализу и синтезу зрительных ощущений.
Отличительной чертой зрительного восприятия в процессе систематических занятий колористической деятельностью является восприятие особенностей и закономерностей цветовых систем, которые оказывают наибольшее эстетическое воздействие. Познание эстетического в воспринимаемых объектах невозможно без знания того, что определяет собой красоту конкретного объекта, и поскольку изобразительную деятельность невозможно себе представить без колористического решения художественно-творческих задач, то этим определяющим фактором является цвет и его
свойства. Как указывает Г.В. Беда, в результате сложного процесса зрительного восприятия мы можем одновременно получать не только зритель- ^ ные, но и эмоционально-ассоциативные образы [2, с. 67]. В этой связи цвет 7. рассматривается как вид переживаний в воображении. При этом основные механизмы цветовосприятия яв- 8 ляются врожденными и действуют за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований головного мозга. Благодаря определенным отделам центральной нервной системы, у человека формируются цветовые ощущения. В свою очередь, 1 деятельность центральной нервной системы позволяет функционировать 2. не только цветовому восприятию, но и более сложным формам обработки зрительной информации.
4.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. - М.: 5. Наука, 1986.
2. Беда, Г.В. Цветовые отношения и колорит: Введение в теорию живописи [Текст] / Г.В. Беда. - Краснодар: Книжное издательство, 1967. - 184 с. 6.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: 7. Питер, 2009. - 713 с.
4. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоре- 8. тические проблемы психологии [Текст] /
Б.Ф. Ломов; отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1984. - 444 с. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - М., 1966. - 452 с. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм. - М., 1974. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1975. - 304 с.
Ломов, С.П. Цветоведение: Учебное пособие для вузов по специальности «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн» [Текст] / С.П. Ломов, С.А. Аманжолов. -М.: ВЛАДОС, 2014. - 144 с.
REFERENCES
Arnhejm R., Iskusstvo i vizualnoe vospri-jatie, Moscow, 1974. (in Russian) Beda G.V, Cvetovye otnoshenija i kolorit: Vvedenie v teoriju zhivopisi, Krasnodar, Knizh-noe izdatelstvo, 1967, 184 p. (in Russian) Leontev A.N., Dejatelnost. Soznanie. Li-chnost, Moscow, 1975, 304 p. (in Russian) Lomov B.F., Metodologicheskie i teoretiche-skie problemy psihologii, ed. Ju.M. Zabro-din, E.V. Shorohova, Moscow, Nauka, 1984, 444 p. (in Russian)
Lomov S.P., Amanzholov S.A., Cvetovede-nie: Uchebnoe posobie dlja vuzov po special-nosti "Izobrazitelnoe iskusstvo ", "Dekorativ-no-prikladnoe iskusstvo" i "Dizajn", Mos- 2Ц cow, VLADOS, 2014, 144 p. (in Russian) Platonov K.K., Struktura i razvitie lichnosti, Moscow, Nauka, 1986. (in Russian) Rubinshtejn S.L., Osnovy obshhejpsihologii, St. Petersburg, Piter, 2009, 713 p. (in Russian) Uznadze D.N., Psihologicheskie issledo-vanija, Moscow, 1966, 452 p. (in Russian)
Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна, Московский педагогический государственный университет, [email protected] ^tkhanova Yu.F., ScD in Pedagogy, Professor, Department of Descriptive Geometry, Computer Graphics and Design, Moscow State University of Education, [email protected]
Дун Юэ, аспирант, кафедра начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Dun Yue, Post-Graduate Student, Department of Descriptive Geometry, Computer Graphics and Design, Moscow State University of Education, [email protected]