Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты формирования целостного цветовосприятия на занятиях по живописи у учащихся детской художественной школы'

Психолого-педагогические аспекты формирования целостного цветовосприятия на занятиях по живописи у учащихся детской художественной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА / PERCEPTION OF COLOR / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ПСИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / PSYCHOPEDAGOGICAL ASPECTS / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев А.В.

В статье рассматриваются психолого-педагогические основы формирования восприятия цвета у учащихся в живописи. Автор изучает особенности наиболее важных психолого-педагогических предпосылок формирования и развития целостного цветовосприятия у школьников, на основе анализа специальной литературы по данной проблеме. Проведя анализ различных литературных источников, автор пришел к выводу, что под целостным восприятием цвета в живописи мы подразумеваем специальные способности учащихся, определяющие успешность в занятиях художественным творчеством, а для формирования данного восприятия цвета кроме врожденных задатков, требуются специальные условия для его реализации. Кроме того, эффективность обучения колористическому пониманию цвета в живописи находится в непосредственной зависимости от психофизиологических мыслительных процессов, мотивов личности, эмоционального состояния и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF COMPLETE COLOUR PERCEPTION AT PAINTING CLASSES IN PUPILS OF ART SCHOOL

The article highlights psychological and pedagogical basics of formation of perception of colors in pupils at painting courses. The author studies features of the most important psychological and pedagogical prerequisites of formation and development of complete color perception in school students, on the basis of the analysis of research works on this problem. Having carried out the analysis of various references, the author comes to a conclusion that in painting researchers mean special abilities of pupils determining success in work in arts by absolute perception of color, and to form complete perception of color except congenital inclinations special conditions for its realization are required. Besides, learning efficiency to coloristic understanding of color in painting is in direct dependence on psychological and physiological thought processes, motives of the personality, emotional state and activity.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты формирования целостного цветовосприятия на занятиях по живописи у учащихся детской художественной школы»

7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii, 29-31 oktyabrya 2014, Sankt-Peterburg: SPOISU, 2014: 320322.

8. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie -2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriyai praktikaobschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 213-218.

11. Gorbunova I.B., Bazhukova E.N. Preodolenie formalizma v znaniyah pedagogov-muzykantov v oblasti informacionnyh tehnologij s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v usloviyah funkcionirovaniya vysokotehnologichnoj obrazovatel'noj sredy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 283 -288.

12. Gorbunova I.B., Bazhukova E.N. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak resurs povysheniya operacionnosti znanij muzykantov-pedagogov v oblasti informacionnyh tehnologij. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 186 - 190.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 372.874

BelyaevA.V., postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: andruu23@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF COMPLETE COLOUR PERCEPTION AT PAINTING CLASSES IN PUPILS OF ART SCHOOL. The article highlights psychological and pedagogical basics of formation of perception of colors in pupils at painting courses. The author studies features of the most important psychological and pedagogical prerequisites of formation and development of complete color perception in school students, on the basis of the analysis of research works on this problem. Having carried out the analysis of various references, the author comes to a conclusion that in painting researchers mean special abilities of pupils determining success in work in arts by absolute perception of color, and to form complete perception of color except congenital inclinations special conditions for its realization are required. Besides, learning efficiency to coloristic understanding of color in painting is in direct dependence on psychological and physiological thought processes, motives of the personality, emotional state and activity.

Key words: perception of color, thinking, formation, psychopedagogical aspects, creative abilities.

А.В. Беляев, аспирант Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск,

E-mail: andruu23@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются психолого-педагогические основы формирования восприятия цвета у учащихся в живописи. Автор изучает особенности наиболее важных психолого-педагогических предпосылок формирования и развития целостного цветовосприятия у школьников, на основе анализа специальной литературы по данной проблеме. Проведя анализ различных литературных источников, автор пришел к выводу, что под целостным восприятием цвета в живописи мы подразумеваем специальные способности учащихся, определяющие успешность в занятиях художественным творчеством, а для формирования данного восприятия цвета кроме врожденных задатков, требуются специальные условия для его реализации. Кроме того, эффективность обучения колористическому пониманию цвета в живописи находится в непосредственной зависимости от психофизиологических мыслительных процессов, мотивов личности, эмоционального состояния и деятельности.

Ключевые слова: восприятие цвета, мышление, формирование, психоло-педагогические аспекты, творческие способности.

В психологии и педагогике последних лет идут процессы поиска путей совершенствования всестороннего развития каждого человека, а для этого необходимо формировать и применять способность целостно воспринимать цвет в различных сферах деятельности. Любая способность проходит свой путь формирования и развития, в процессе которого дифференцируется и отрабатывается. При этом каждая творческая способность представляет собой совокупность различных свойств личности, составляющих её готовность к активной и продуктивной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Художественные способности в творчестве являются совокупностью очень стойких и меняющихся под воздействием воспитания индивидуальных и психологических качеств человека, которые на основании компенсирования определенных свойств личности другими определяют эффективность обучения в той или иной творческой работе, совершенствуясь и выполняя ее. Рассмотрение психолого-педагогических процессов, лежащих в основе формирования целостного цветовосприятия у учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи, является достаточно актуальным в настоящее время, так как формирование целостного восприятия цвета сложный и многогранный процесс, где происходит взаимодействие чувственных анализаторов (ощущений), эмоционального восприятия и мышления. На первоочередном этапе необходимо понять общие закономерности психолого-педагогических основ целостного цветовосприятия учащихся, так как не знание этих основ не позволит педагогу

полноценно формировать, развивать требуемые знания, умения и навыки.

Так, ощущения и восприятие относятся к сенсорно - перцептивному уровню, который является процессом познания явлений и отражения предметов при их непосредственном влиянии на анализаторы (органы чувств). Специфика этого отражения заключается во взаимной работе объекта с субъектом и формируется в реальном времени. Можно отметить, что осязательные, зрительные ощущения сходны друг с другом, так как с помощью зрения и осязания человек фиксирует ряд одинаковых пространственных, физических и временных объектов.

Зрительные ощущения у человека появляются при воздействии электромагнитных волн на сетчатку глаза (зрительный рецептор), а благодаря нервным клеткам, расположенным в сетчатке - колбочкам и палочкам может чувствовать переходы яркости, окружающую действительность в дневное и ночное время. На чувствительность глаза влияют не только индивидуальные или возрастные особенности человека, но и условия его жизнедеятельности.

Согласно трехкомпонентной теории цвета Г. Гельмгольца все богатство цветовых ощущений возникает в процессе работы трех видов цветов воспринимаемых рецепторами: красного, зеленого, синего. Воспринимаемый зрителем цвет зависит, главным образом от его спектра, психофизиологического состояния и индивидуальных свойств глаза человека. Кроме того, зрение человека может адаптироваться к различным условиям освещения

и воспринимать цвета в точности при разной степени освещения, что называется цветовым постоянством визуального восприятия. При этом зрение человека считывает цвет объекта, видит его основную локальную сторону, несмотря на изменчивость условий просмотра. Так, зрительные ощущения позволяют человеку осознать объем, фактуру, цветовые нюансы многообразия предметов или явлений природы. Таким образом, благодаря ощущениям человек обретает первичные знания о разных качествах и свойствах предметов, однако только в ходе восприятия мы можем получить целостный образ о зримом окружающем мире.

Восприятие - это процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств [1]. В его основе лежит активное движение, а являясь высшей психологической функцией и соединяясь с переработкой информации об окружающей среде, восприятие формирует психические образы. Если сравнить простейший психологический процесс - ощущение с восприятием необходимо учесть тот факт, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от субъекта (живого человека, а не глаза). Поэтому в восприятии сказываются особенности воспринимаемой личности.

Так А.А. Ткемаладзе восприятие трактует, как определенную ступень чувственного процесса познания, как отражение человеком различных предметов при их влиянии на анализаторы в виде целостных чувственных образов, а Грегори считает, что восприятие это процесс который связан с выбором подходящей гипотезы о внешнем объекте. Кроме того, на восприятие и осмысление воспринятого оказывает влияние не только характер знаний или опыт, но и психологическое состояние, субъективное самочувствие человека.

Как правило, первичный анализ происходит в рецепторах и дополняется аналитико-синтетической деятельностью мозговых центров (анализаторов), кроме того любое восприятие это еще и моторный компонент (движение глаз или движение руки). Итак, восприятие это продукт сложной аналитико-синтезирую-щей деятельности мозга, являющийся более сложным уровнем чувственного познания в сравнении с ощущениями, а целостное восприятие проявляется в том, что явления, предметы окружающей действительности воспринимаются во всем многообразии с учетом взаимодействия этих частей друг с другом.

Характерной чертой процесса восприятия является постепенность развертывания. На первом этапе возникает иррадиация - смутное восприятие, затем концентрация - четкое, но не конкретизированное восприятие и в итоге дифференциация -уточненное восприятие [2]. Следовательно, привычный мир является лишь программой восприятия, описанием, заложенным в человеческое сознание с раннего детства.

К основным свойствам целостного восприятия можно отнести:

- целостность - органическое взаимодействие в образе целого и частей;

- константность - относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности;

- обобщенность - отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов с определенным названием.

Данные свойства не являются врожденными, а развиваются на протяжении всего жизненного цикла человека. Для процесса восприятия характерна - избирательность, которая определяется тем, на чем делает акцент своего внимания человек, что есть главное, а что второстепенное. Например, в младших классах детской художественной школы учащиеся все еще продолжают мыслить сенсорными эталонами формы и цвета. Синюю драпировку они передают чистым цветом, без учета теплохолодно-сти, влияний внутри пятна и только при акцентировке на этих минусах в работах, ученики начинают менять свое видение, понимание цвета в живописи. Так, выполняя живописную работу, художник видит натуру с точки зрения ее изображения в красках, а воспринимая цвет константно, при дневном или электрическом освещении будет видеть мел, белую бумагу белыми, хотя в действительности их цветовые характеристики изменяться из-за смены освещения. В основе возникновения константности цветовосприятия лежат процессы адаптации к общему уровню яркости зрительного поля. До сих пор наука не располагает исчерпывающим объяснением процессов константности цветовос-приятия.

Часто механизм константности создает препятствие в деле постижения живописной грамоты. Для его преодоления необхо-

димо на занятиях по живописи акцентировать внимание учащихся на объекте изображения, влияниях цвета одного предмета на цвет другого, где работа тонально-цветовыми отношениями будет способствовать уменьшению ошибок, приведет к наилучшему результату в создании живописного изображения и позволит эффективнее формировать целостное колористическое «видение».

Таким образом, восприятие цветового единства в живописи зависит от следующих составляющих:

- видения взаимосвязи контрастных цветовых сочетаний;

- восприятия силуэта предмета, как носителя важной информации;

- осмысления воспринимаемого объекта.

Для полноты понимания процессов формирования целостного восприятия цвета, важно знать о ходе развития зрения у ребёнка с момента рождения и исходить из того, что ребёнок, различает основные цвета в следующем порядке: желтый, красный, зеленый, синий. Кроме того дети наиболее хорошо воспринимают черно-белое изображение, что объясняется ростом колбочек в сетчатке глаза, воспринимающих цвет. На первых этапах формирования зрения, ребёнок видит все плоско неясными контурами, цветовыми пятнами и лишь в дальнейшем достигает полноценного уровня. Известно, что дети воспринимают мир согласно сформированным в их сознании описаниям и их интерпретациям, которые могут быть ошибочными, а также младшие школьники лучше замечают яркие цветные пятна, окрашенные плоские предметы, большие формы на фоне маленьких, при этом с большими трудностями могут передать объем, что и объясняет плоскостное решение живописных постановок (натюрмортов) на первых этапах обучения.

Разбирая взаимоотношения знаний, умений и навыков, способствующих формированию целостного цветовосприятия, необходимо понимать взаимную обусловленность этих понятий: с одной стороны, способности - предпосылки овладения знаниями и навыками, а с другой - в процессе этого овладения происходит формирование целостного восприятия цвета. Таким образом, для проблемы формирования целостного восприятия цвета у учащихся детской художественной школы наибольшую значимость имеет положение о том, что «по мере того, как человек на материале определенной системы знаний по - настоящему осваивает приёмы обобщения и умозаключения, у него не только накапливаются определённые умения, но и формируются определённые способности» [3]. Целостное восприятие цвета тесно связано с творческой деятельностью человека, а формирование и развитие происходит только в процессе активного усвоения человеком опыта, накопленного предыдущими поколениями (уровня развития способностей) и от степени успешности в живописи. Так, овладевая изобразительной грамотой учащиеся, тем самым формируют свои способности воспринимать и передавать цвет в живописи, а отсутствие требуемых знаний, умений и навыков создает непреодолимый барьер в формировании этих способностей. Большинство ученых, признавая важную роль врожденных способностей, подчеркивает, что формирование восприятия цвета невозможно без конкретной деятельности. Например, если человек обладает даже самыми выдающимися природными данными (способность чувствовать цвет, тон в живописи и т.д.) и при этом не занимается соответствующей деятельностью, то профессиональное понимание цвета в живописи формироваться не будет. Так, В. А. Крутецкий отмечает, что если формирование восприятия определено лишь условиями жизни, воспитанием, то при равнозначности внешних условий и организации их деятельности люди достигали бы одинаковых результатов в какой-либо деятельности, но показания жизненной практики иные [1]. Несмотря на несколько равнозначные условия, уровень овладения способностями не одинаков. Таким образом, только при наличии крепких задатков способности формируются достаточно быстро даже при неблагоприятных жизненных условиях и достигают высокого уровня развития. Кроме того, для активизации процесса формирования целостного восприятия цвета важно учитывать творческие особенности самого художника, которые заключаются:

- в сформированности воображения и управлении им;

- в оригинальности мышления;

- в личном интересе при создании конкретного художественного образа, т.е. при выполнении учебно-творческого задания.

Ведя разговор об основах формирования целостного цвето-восприятия, нельзя не отметить непосредственную значимость мыслительных процессов человека.

Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях [4]. Основная цель работы глаз и мозга человека - это достижение цельного образа окружающей действительности, а ориентация восприятия на образование целостных зрительных структур, которые обязательно сопровождаются зрительной перестройкой увиденных характеристик предметов, способствует осознанию чувственных данных о них. В момент восприятия происходит соединение зрительных реакций, работы мысли, что в итоге приводит к понятийному и духовному истолкованию увиденного [5].

Согласно утверждению Н. Н. Волкова понимание художника должно обогащать зрение, что художник не поймет предмета, как ему нужно до тех пор, пока не увидит в нем элементов, выражающих это его понимание [6]. Кроме того, у младших школьников хорошо развито непроизвольное внимание, все яркое, интересное и неожиданное вызывает у них интерес даже без всяких усилий со стороны педагога, что объясняется возрастным превосходством деятельности первой сигнальной системы, а также более развитой наглядно - образной памятью.

Таким образом, направленность на овладение колористическим мышлением и умениями живописной цветопередачи, заставляет учащихся отходить от изначально сложившихся, часто ошибочных стереотипов в трактовке цвета. Аналитическая деятельность учащихся данной возрастной категории еще весьма проста и находится на стадии наглядно - действенного анализа в восприятии предметов. Их мышление начинает отра-

Библиографический список

жать характерные свойства, признаки явлений и предметов, что способствует появлению первых обобщений, выводов и выстраиванию элементарных умозаключений, так как любая деятельность человека, в том числе и изобразительная, помогает выявить цели, мотивы поведения и как следствие, неадекватности в мыслительном процессе. Так, эффективность обучения колористическому пониманию цвета в живописи, как частного случая изобразительной деятельности, находится в непосредственной зависимости от психофизиологических мыслительных процессов, потребностей, мотивов личности, эмоционального состояния и деятельности.

Анализ различных мнений специалистов по психологии и педагогике, затрагивающих природу формирования целостного цветовосприятия в живописи и его характерных черт позволили сделать вывод, что под целостным восприятием цвета человеком мы подразумеваем специальные способности, определяющие успешность в занятиях художественным творчеством, а для формирования целостного цветовосприятия у учащихся детской художественной школы, кроме врожденных задатков, требуются условия для его реализации, так как только в профессиональной творческой деятельности целостное восприятие цвета может сформироваться, развиться и закрепиться. Кроме того, процесс формирования целостного цветовосприятия находится в прямой зависимости от степени развития колористического мышления, так как оно содержит в себе закономерности процесса познания и организации изобразительной формы.

1. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. Москва: Просвещение, 1972.

2. Шаляпин О.В., Кравченко К.А. Спецрисунок (декоративно-графическое изображение): учебно-методическое пособие. Новосибирск: НГПУ, 2012.

3. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. Москва: МГПИ им. Ленина, 1978.

4. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

5. Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа. Диссертация ...кандидата педагогических наук. Омск, 2009.

6. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. Москва: АПН РСФСР, 1950.

References

1. Kruteckij V.A. Osnovypedagogicheskojpsihologii. Moskva: Prosveschenie, 1972.

2. Shalyapin O.V., Kravchenko K.A. Specrisunok (dekorativno-graficheskoe izobrazhenie): uchebno-metodicheskoe posobie. Novosibirsk: NGPU, 2012.

3. Pidkasistyj P.I., Korotyaev B.I. Samostoyatel'naya deyatel'nost'uchaschihsya vobuchenii. Moskva: MGPI im. Lenina, 1978.

4. Verbickij A.A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1999.

5. Kravchenko K.A. Formirovanie dekorativnogo vospriyatiya na zanyatiyah po risunku u studentov hudozhestvennogo kolledzha. Dissertaciya ...kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.

6. Volkov N.N. Vospriyatie predmeta irisunka. Moskva: APN RSFSR, 1950.

Статья поступила в редакцию 05.10.16

УДК 378.126

Voronov A.M., senior pedagogue, "Musical and Computer Technology" Educational-Methodical Laboratory, Herzen State

Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

Krivodonova Yu.Ye., teacher, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES: THE TRAINING OF PEOPLE WITH VISUAL IMPAIRMENT. In today's world range of possibilities in the field of obtaining and processing information are significantly expanded, including ones that allow acquire information through the use of information technologies. In the sphere of musical creativity Multimedia Computer, Music and Computer Technology are well-known, they are especial significant for musicians with visual impairment, for they are the means of the contact with the world. Computer technologies also fulfill a function of implementation of their own capabilities and help students with eyesight problems to adapt to modern social environment.

Key words: inclusive music education, music computer technologies, computer music, teaching people with visual impairment.

А.М. Воронов, ст. методист учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

Ю.Е. Криводонова, преподаватель Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург,

E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В современном мире спектр возможностей в области получения и обработки информации значительно расширился, в том числе и за счёт применения информационных технологий. В сферу музыкального творчества также прочно вошёл мультимедийный компьютер, музыкально-компьютерные технологии (МкТ), имеющие особую значимость для музыкантов с на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.