Научная статья на тему 'Художественная природа живописи и основы ее цветовой коммуникации в развитии культуры восприятия у детей'

Художественная природа живописи и основы ее цветовой коммуникации в развитии культуры восприятия у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
920
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / SEMANTIC / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ARTISTIC AND VISUAL PERCEPTION / СРЕДСТВА ЦВЕТОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / MEANS OF COLOR COMMUNICATION / СИНТЕТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ЦВЕТА / SYNTHETIC LANGUAGE OF COLOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Наталья Владимировна

Статья посвящена изучению визуальной культуры, языка живописи, что продиктовано, с одной стороны необходимостью определения методологических тенденций использования в образовательном пространстве современных педагогических технологий, методов, средств обучения и воспитания направленные на развитие образного мышления обучающихся, обеспечивающих процесс творческой самореализации ребенка, а с другой стороны, необходимостью понимания визуального языка живописи, художественной природы цвета, требующего осмысления роли средств и механизмов его воздействия на психику ребенка. Акцентируя внимание на проблеме восприятия и понимания языка живописи, художественного смысла постановки, живопись рассматривается как система, в которой механизмы ее цветовой коммуникации изменяют и трансформируют восприятие ребенка. Касаясь вопросов понимания цвета его вербального и невербального языка, что выражается в конструктивных, семантических, информационных, прагматических аспектах, ставит перед автором задачи поиска новых педагогических подходов в формировании культуры восприятия у ребенка, освоения эмоционально-выразительных средств, форм, цвета, пространства, нахождению диалога через знаниевый, технологический и эмоционально-образный аспект обучения, в возможности использовать в практике педагогической деятельности коммуникативный (ассоциативный, образно-эмоциональный) компонент цвета способствующей раскрытию внутренней формы произведения художественного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC NATURE OF ART AND BASIS OF ITS COLOR COMMUNICATION IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE OF PERCEPTION IN CHILDREN

This article is dedicated to studying the visual culture and language of art. On the one hand, it is dictated by need to define methodological tendencies of using modern pedagogical technologies, methods, educational and upbringing means in educational process. They are aimed at the visual development of students, providing the process of child’s creative fulfillment. On the other hand, it is necessary to understand the visual language of painting, artistic nature of color, which requires comprehension of means and ways to influence child’s psychic. Paying attention to the problem of emphasizing and understanding the language of art, artistic sense of setting, painting is considered as a system of mechanisms, where the color communication changes and transforms the child’s perception. Taking into consideration issues of color understanding, its verbal and nonverbal languages it can be expressed in constructive, semantic, informational and paradigmatic aspects, it makes the author search the new pedagogical approaches in formation of children’s perception culture. It helps to understand emotional and expressive means, forms, colors, space and finding the dialogue among knowledgeable, technological, emotional and visual aspects of studying. It makes it possible to use communicative (associate, visual and emotional component of color) in pedagogical practice, which promotes to discover the inner form of masterpiece, its artistic image.

Текст научной работы на тему «Художественная природа живописи и основы ее цветовой коммуникации в развитии культуры восприятия у детей»

УДК 372.87

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЖИВОПИСИ И ОСНОВЫ ЕЕ ЦВЕТОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ

© 2018

Виноградова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Живопись и художественное образование» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена изучению визуальной культуры, языка живописи, что продиктовано, с одной стороны необходимостью определения методологических тенденций использования в образовательном пространстве современных педагогических технологий, методов, средств обучения и воспитания направленные на развитие образного мышления обучающихся, обеспечивающих процесс творческой самореализации ребенка, а с другой стороны, необходимостью понимания визуального языка живописи, художественной природы цвета, требующего осмысления роли средств и механизмов его воздействия на психику ребенка. Акцентируя внимание на проблеме восприятия и понимания языка живописи, художественного смысла постановки, живопись рассматривается как система, в которой механизмы ее цветовой коммуникации изменяют и трансформируют восприятие ребенка. Касаясь вопросов понимания цвета его вербального и невербального языка, что выражается в конструктивных, семантических, информационных, прагматических аспектах, ставит перед автором задачи поиска новых педагогических подходов в формировании культуры восприятия у ребенка, освоения эмоционально-выразительных средств, форм, цвета, пространства, нахождению диалога через знаниевый, технологический и эмоционально-образный аспект обучения, в возможности использовать в практике педагогической деятельности коммуникативный (ассоциативный, образно-эмоциональный) компонент цвета способствующей раскрытию внутренней формы произведения - художественного образа.

Ключевые слова: семантика, художественно-образное восприятие, средства цветовой коммуникации, синтетический язык цвета.

THE ARTISTIC NATURE OF ART AND BASIS OF ITS COLOR COMMUNICATION IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE OF PERCEPTION IN CHILDREN

© 2018

Vinogradova Natalya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, departments "Painting and art education" Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. This article is dedicated to studying the visual culture and language of art. On the one hand, it is dictated by need to define methodological tendencies of using modern pedagogical technologies, methods, educational and upbringing means in educational process. They are aimed at the visual development of students, providing the process of child's creative fulfillment. On the other hand, it is necessary to understand the visual language of painting, artistic nature of color, which requires comprehension of means and ways to influence child's psychic. Paying attention to the problem of emphasizing and understanding the language of art, artistic sense of setting, painting is considered as a system of mechanisms, where the color communication changes and transforms the child's perception. Taking into consideration issues of color understanding, its verbal and nonverbal languages it can be expressed in constructive, semantic, informational and paradigmatic aspects, it makes the author search the new pedagogical approaches in formation of children's perception culture. It helps to understand emotional and expressive means, forms, colors, space and finding the dialogue among knowledgeable, technological, emotional and visual aspects of studying. It makes it possible to use communicative (associate, visual and emotional component of color) in pedagogical practice, which promotes to discover the inner form of masterpiece, its artistic image.

Keywords: semantic, artistic and visual perception, means of color communication, synthetic language of color.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки остается развитие способностей ребенка, формирующие творческую личность, владеющую воображением, образным мышлением, художественным вкусом, ориентированную на познание, осмысление и преобразование окружающей действительности в образы, имеющие художественно-эстетическую ценность и, прежде всего для самих обучающихся.

Окружающий мир возможно представить различными средствами - словом, цифрой, музыкой, цветом.

Во многих исследованиях, в области педагогики и психофизиологии восприятия просматривается связь живописи с математикой, психологией, искусствоведением, логикой, языкознанием и с теорией культуры.

Однако именно цвет, мы в большей степени связываем с различными эмоциональными ощущениями, чувствами, настроением.

Так, в чем же, секрет цвета?

Способность человека видеть мир с многочисленными цветами, контрастами, оттенками говорит о природ-но-генетической, врожденной его способности.

Однако понимание цвета, его свойств и качеств требует более глубокого, целостного осмысления этого феномена.

Согласно И.В. Гёте [1], первое с чем сталкивается

зрение человека при восприятии окружающего мира -это цвет.

И. Иттен [2] называет цвет источником жизни, А.Д. Логвиненко [3] формой восприятия света, Л.И. Исаев [4] называет цвет фундаментальным феноменом бытия.

Всю информацию, которую мы получаем о предметах и явлениях, происходит благодаря свету и цвету, от чего мир становится выразительным.

В развитии человеческой культуры, природа цвета является неотъемлемой частью его эстетического бытия, средством цветовой иллюстрации гносеологических и отологических познаний культуры, сознания и восприятия [4].

Многие исследователи пытались понять природу цвета, объяснить его качества и свойства, уложить цвет в различные теории восприятия. В восприятии цвета есть много индивидуального, что зависит от перцептивных особенностей и субъективных ощущений наблюдателя. Однако роль цвета в системе обучения, предметного, эстетического и художественного восприятия остается во многом не ясной.

Считается, что цвет возникает в момент нашего восприятия, как ощущение, он имеет пространственную, эмоционально-оценочную, религиозную, эстетическую и ассоциативную окраску, обогащает мир категориями прекрасного, красоты, гармонии. Эмоционально воздей-

ствуя он вызывает чувства, возбуждает мысли, которые могут радовать, создавать настроение, глубину и образ.

Таким образом, изучение природы цвета, его качеств и свойств воздействия на человека продиктовано особенностями культуры восприятия и визуальных средств. Роль восприятие в этом процессе заключается в нахождении связей между предметным и чувственным содержанием, между передачей информацией, ее интерпретацией и репрезентацией, что говорит о семантической, предметной стороне цвета и психофизиологической функции восприятия.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В XX веке в связи с развитием гуманитарных наук, цвет стал объектом многих исследований в области культурологии, психологии, педагогики, лингвистики, искусствоведения.

Так, лингвистика исследует вопросы цветосемантики в разноструктурных языках, связанные с символической природой цвета (А. Вежбицкая [5], М. Мерло-Понти [6]). В психологии изучается воздействие цвета на природу эмоционального состояния (Р. Арнхейм [7], М. Люшер [8]). В изобразительном искусстве изучают закономерности изображения, цветовые системы, модели гармоничных сочетаний, понятия колорита, контраста, нюанса, цветовой тон, цветовая гармония (А.А. Дейнека [9], К.С. Петров-Водкин [10], В.В. Кандинский [11]).

В нашем исследовании, мы рассматривает природу цвета, как неотъемлемую часть бытия человека, обладающее рефлексирующими (отражающее эмоции), конно-тативными (образное, оценочное) и коммуникативными (передача информации, ее средства и восприятия) качествами, которые не только помогают постичь сущность художественного произведения, но и понять смысловые значения цвета, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в художественной педагогике как средства развития визуальной (цветовой) культуры ребенка и процессе его художественного восприятия.

Формирование целей статьи (постановка задания). Исследовать язык живописи, исходит из необходимости изучения многообразия средств цветовой выразительности. В целях развития культуры восприятия у детей и реализации художественно-педагогических идей в коммуникативно-прагматической интенции, в которой с одной стороны, обучаемый является активным участником процесса учения, а с другой стороны, объектом эмоционально-эстетического воздействия вызванной художественной природой цвета и порождаемые возможные варианты образно-смысловой интерпретаций мира, в различных семантических и коннотативных значениях.

В свете нашего исследования, пытаясь объяснить воздействие цвета на уровень формирования художественной культуры ребенка, живопись мы рассматриваем, как средство воспитания чувства цветовой и эстетической культуры, предмет воспитания, с помощью которого, возможно, конкретизировать структурно-содержательные и функциональные компоненты модели обучения, направленные на развитие образного мышления и художественного восприятия.

Художественная культура цвета «создает» психику ребенка, так как именно в культуре его восприятия сконцентрировано эстетическое отношение к миру [12-13].

Под восприятием мы понимаем особое действие анализаторов (зрительное, осязательное, слуховое, тактильное), вызванных совокупностью различных ощущений и участвующих в процессе познания, в котором и активизируется вся система перцептивных и сенсорных стимулов.

Проблема понимания языка живописи, смысла художественного произведения, вопросы восприятия цвета и искусства, представляют большой теоретический и практический интерес в методике преподавания изобра-

зительного искусства. Без ответов на них невозможно раскрыть художественную структуру произведения, понять особенности восприятия и его проявления в творческой деятельности.

Это продиктовано также тем, что художественная деятельность - это мастерская, в которой обучающиеся учатся переосмысливать полученную информацию, что ставит перед автором задачи, направленные на изучение особенностей механизмов восприятия цвета, как визуального компонента в понимании и интерпретации изобразительных форм.

В поисках решения проблемы развития художественной культуры ребенка, основатель гуманистической психологии А. Маслоу [14], назвал искусство источником человеческого самовыражения, способное открыть ребенку мир духовно-эстетического переживания, что проявляется в эмоционально-чувственном характере восприятия, в способности создавать образы [15, с. 70].

Поэтому так важно, что мы включаем в понятие содержание произведения, как мы его понимаем, и как мы его интерпретируем.

Исследуя живопись как категориальную структуру восприятия, для нас становятся важны следующие задачи: как научить ребенка различать цвета, смешивать их, выделять и определять черты, качества и свойства, позволяющие ему отнести данные о цвете к группам -холодных, теплых, жестких, мягких. Это необходимо, чтобы в дальнейшем он смог видеть, различать и воспринимать цвета, классифицировать, выделяя общие и индивидуальные признаки предметов и окружающего мира. Изучая особенности возникновения стадий наглядных, цветовых образов у детей от соприкосновения с искусством цветового изображения и возможности их интерпретации обращают нас к вопросу, как возникающие цветовые образы влияют на сознание, осмысление и развитие художественного восприятия и формирование цветовой культуры.

На первый план, по мнению Н.В. Серова [16] выходит именно аксиологические основания цвета, его значимость и ценность как атрибута познания человеческой души в развитии мировой культуры.

В целом, цветовая культура опирается на систему образно-ассоциативных, смысловых, эмоционально-выразительных и эстетических значений, уходящие корнями в психофизиологию восприятия, прагматику, семантику и семиотику цвета, раскрывающейся в различных аспектах понятий: цветовая гармония, цветовая культура, материальная и духовная жизнь. Все эти проявления обнаруживаются в сфере художественного образования, как в своеобразной модели воспитания цветовой культуры восприятия у ребенка.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Актуальность изучения языка цвета, его художественной природы определяется не только знанием средств его художественной выразительности, сколько необходимостью проанализировать специфику восприятия, определить механизмы его воздействия вызванные трансформацией трех парадигм цвета: (метафизическая [16], гуманитарная, естественнонаучная [17] от зрительных переживаний, эмоционального состояния и от вербального общения с цветом, его интерпретацией, основанных на содержательно-смысловом единстве аксиологических (значимость цвета для бытия человека), методологических (эстетика цвета) и онтологических (смысловое наполнение цвета) [18] оснований.

Метафизический аспект цвета выражается в его названии, опредмечивании, в определении предмета, имеющего определенную цветовую окраску. Гуманитарный аспект цвета проявляется как экспрессивная функция восприятия, проявляющаяся в визуализации эмоций в сознании.

Естественнонаучная функция цвета имеет две составляющие, с одной стороны, как акт восприятия, распозна-

вание объекта как целого (паттерн), а с другой стороны, как акт формирования чувственного образа, вызванного природой его эмоционального воздействия [18].

Следовательно, восприятие представляет собой активный процесс эмоционально-мыслительной деятельности, одновременно процесс понимания и интерпретации, происходящий по законам вербального и невербального языка коннотативной коммуникации, и состоящей из зрительных и эмоциональных оценок, суждений и обобщений.

Почему именно вербальный и невербальный язык цветовой коммуникации? Это происходит от того, что цвет обладает своим смысловым содержанием. Значит цветом можно выразить чувства соответствуюшие внутреннему миру человека. То есть, в цвете закодированы идеальное и материальное, смысл и значение, которые мы интепритируем на интелектуальном, физиологическом и эмоциональных уровнях.

По мнению А.А. Исаева проблема освоения языка цвета, заключается в социокультурном понимании смысла художественного произведения, когда колористические средства становятся выражением речи, своеобразным цветовым словом художника, несущим его чувства, тогда внешняя изобразительная форма открывает путь к внутреннему, знаково-символическому смыслу произведения [19].

Такое природно-культурное общение позволяет человеку обмениваться своими мыслями и чувствами, дает возможность приобщиться к цвету не только, как к историческому, социальному явлению несущему политическую, этническую, религиозную, эстетическую реакцию, но и обогатить свой эмоциональный, внутренний потенциал, опосредованный культурой в целом и его восприятием.

В русле данного контекста живопись представляет собой коммуникативно-значимое явление. Согласно воззрениям Н.Н. Волкова [20], одна из ключевых линий в познании художественной природы цвета его «изобразительная многогранность и обогащенное восприятие, способность цвета приобретать внешние и внутренние смыслы, собственные, но и несобственные качества и свойства. Тогда цвет в картине становится осмысленным изображением, посредником в отражении эмоций» [20, с. 115].

Тогда живопись становится не только видом изобразительного искусства, отражающая многообразными средствами настроение, эмоции, а особый живописный текст, обладающий своими механизмами воздействия, выполняющий коммуникативно-коннотативное значение, что выражается через композиционно-пластическую, конструктивную (цветовые системы), колористическую, эмоционально-творческую и технологическую функции изображения, но при этом обусловленные различными аспектами его интерпретации (семантика, символика).

По мысли Н.Н. Волкова, живопись - это синтетическое средство, расширяющее основы ее цветовой коммуникации, как компонент культуры, показатель ее развития, воздействуя на духовно-эстетическую сторону человека, передает субъективную и объективную информацию об окружающем мире, интерпретирует ее, вызывая различные чувства, эмоции и смыслы.

Именно поэтому живопись представляет собой, с одной стороны, посланником коннотативной коммуникации, представляющее собой внутреннее кодирование, психические реакции, связанные с восприятие цвета, что появляется через колорит, идею, композицию произведения, а с другой стороны ее отправителем, то есть невербальным средством коммуникации (декодирования) как внешняя форма произведения, с определенной формой значений, как цветовая насыщенность, ритм, тон произведения.

М.С. Каган [21] подчеркивал, что особенность художественной коммуникации в создании коннотативного

образа, через призму своих взглядом, вкусов и чувств в его аксиологических, методологических, онтологических смыслах, в трансформации и изменении содержания.

Тогда живописный язык образуется как набор различных конструктивно-пластических средств (единиц) способных передать смысловую, эмоционально-эстетическую информацию в виде цветовых пятен, линий, силуэтов. Единицами вербального языка живописи выступают линия и пятно. Тогда как невербальными единицами, выступает конструктивно-пластическая информативность, условность и выразительность изобразительной формы, ее пластика, силуэт.

С одной стороны, живописный язык является историческим продуктом человеческой культуры, средством познания традиций, эволюционной природы восприятия, с другой стороны - это проводник в познании средств человеческой культуры и ее смыслов. То сеть, мы оцениваем картину как транслятора культурных традиций, как носитель эмоциональной выразительности и смыслового содержания.

Каким же образом связаны цветовой язык, культура и восприятие?

Связь цветового языка и культуры восприятия рождает коннотацию образа (представление). В данном случае эмоциональная оценка, вызванная восприятием и есть признак цветовой культуры, связанный с различными его интерпретациями, представлениями и традициями. Опираясь не только на смысловое, а на эмоциональное значение, цветовой язык обнаруживает себя в переносных, ассоциативных значениях, в метафорах, сравнениях, художественных тропах. Существуют несколько видов цвето-коннотативных значений:

- художественные (представление, образ изобразительный);

- чувственно-эмоциональные (настроение, ощущение, реакция);

- семантический, культурный (язык, традиции, символика);

- информационный и ценностно-смысловой (значение).

Продолжая дальше, исследователь в области цветовой психологии Б.А. Базыма [22], утверждает, что цвет имеет способность вызывать у зрителя эмоциональные реакции, связанные с:

1. Психофизиологией цветового воздействия (психосемантикой).

2. Внутренней и внешней, субъективной и субъективной оценкой цвета (теплое, мягкое, жаркое, холодное, морозное, колючее).

3. Система вербальной и невербальной цветовой коммуникации, как синтаксический и прагматический язык изучающий построение и воздействие от использования его частей (композиция).

Таким образом, невербальный язык живописи использующийся в передаче выразительности информации, объединяет в себе большой круг значений, явлений цветовой модальности, звучания (тона) произведения, куда входят различные ее элементы, система знаков, символов, кодов.

Постоянное изменение двух коммуникативных качеств языка, в совокупности его вербальных и невербальных средств обеспечивают нюансную, эстетическую, эмоциональную, и одновременно сложную, смысловую оценку изобразительной системы от восприятия картины.

Ребенок точнее передает информацию живописными средствами, чем воспринимает ее. Причина в непосредственности восприятия. Ребенку сложнее передать чувства других людей, эмоций, которые он не знает. Цвет же выступает как синтетический, материальный посредник, служащий для обмена эмоционально-смысловой информацией между юным художником, картиной и зрителем.

Кроме двух основных процессов - кодирования и де-

кодирования, и двух компонентов смыслового высказывания вербального и невербального языка, цвет является средством выражения художественного образа, посредником, между чувственным познанием (ощущение), и интеллектуальными операциями (мышлением) раскрывающим идею произведения, в понятие эмоциональной оценки, отношения к изображаемому и сообщаемому ему символическими, синтаксическими и прагматическими средствами смысла картины.

Живопись как художественная разновидность и единство языка цвета, вербальной и невербальной коммуникации, предполагает наличие изобразительной, образной, коннотативной составляющей, семантической и синтаксической типов связи между эмоционально-чувственными, информационно-содержательными и конструктивно-пластическими компонентами. Цвет, как составной компонент живописи реализуется в таких категориях, как оригинальность восприятия и национально-культурное своеобразие, прекрасное и безобразное, выразительность и образность, целостность и цельность восприятия.

В своей цветовой концепции «Планетарное пространство» (определение цветов в картинах импрессионистов) профессор М. Альбер-Ванель, выделил основные коммуникативные качества цвета, на основе, которых и происходит процесс усвоения и обозначения информации соответствующей характеристикой, выраженной в форме художественного образа - эмоционально-оценочного (коннотативного) отношения к получаемой информации:

- «передача цветовой информации»;

- «выражение эмоций и чувств»;

- «эстетический комфорт» [23].

По мнению профессора М. Альбер-Ванеля [23], одним их ведущих факторов раскрывающий содержательно-образный компонент произведения, является гармонизация цветового пространства, позволяющая установить не только смысловые и цветовые связи, но и выделить конструктивную, эмоциональную и информационную сторону цвета. Что обусловлено определенными изобразительными правилами, актуализирующие соответствующие живописные приемы, достигающие своей художественно-образной выразительности.

Удачным решением в вопосе конструирования и моделирования композиционно-пластических средств являются «семантические связи» (И.Б. Ветрова [24]), «ситуации образных сравнений» (Т.А. Копцева) [25], «специфические и неспецифические метафоры» (Э. Эриксон) [26]), которые активизируют природную способность ребенка к прочувствованию тех эмоций, которые возникли в момент восприятия.

Таким образом, художественные тропы (метафора, гипербола) являются тем имманентным средством культуры художественного восприятия, которое помогает освоить обучающимся комммуникативный язык цвета, с помощью которого он учится понимать, осмысливать, исследовать те особенности предмета, объекта, раскрывающие его цветовую структуру (цветовая гармония, диалог, конфликт, контраст, нюанс), его внешние и внутренние признаки (значение, синтаксис, семантика). То есть найти диалог между формой, цветом, пространством.

Например, при описании предметов постановки мы используем такую формулировку как «Кувшин цвета ржавого железа» или «на драпировке цвета летней, теплой ночи». Здесь эмоционально-оценочная коннотация действует на все органы чувств. Тогда внутренним механизмом цветовой коммуникации является полученный художественный образ, который действует как целостный компонент языка цвета, обеспечивающий на всех этапах восприятия понимание смысла произведения, дополняя, раскрывая и придавая образу выразительный оттенок он выполняет: рефлекторную, эмоциональную, информационную, метаязыковую функции.

Опираясь на взгляды Л.Н. Мироновой [27], где цвет вызывает различные эмоциональные (положительные и негативные), физические (температурные, пространственные, весовые) качества и свойства, то в цветовом звучании колорита можно увидеть мысль, наполненную чувствами и эмоциями, что выражается в эмоционально-смысловом решении сюжета композиции, в его цветовом диалоге, конфликте, радости или грусти.

Таким образом, цветовое звучание живописного произведения определяется эмоциями ребенка, и выбором коммуникативных качеств цвета, которые усиливают выразительность образа.

Проведя ряд исследований в области формирования художественного восприятия (П.В. Яньшин [29], В.Ф. Петренко [30], Е.А. Коротченко [31]) раскрыли основные компоненты цвета, открывающие изобразительные возможности в построении и понимании образа.

1. Конструктивный аспект цвета представляет собой систему, набор средств построения образа, отвечающих за живописную грамматику произведения.

2. Семиотический аспект цвета раскрывает изначальное ядро образа - идею, скрытый смысл. Семиотика выделяет три основных аспекта изучения цвета как знаковой системы:

- синтаксический аспект как стилистический способ организации различных цветовых конструкций (типов гармоний), формы и пространства в единое целое;

- прагматический аспект цвета основывается на овладения системы построения цветовых конструкций, что связано с познанием цветового алфавита, на основе законов и закономерностей механического и оптического смешения цветов);

- репрезентативность цвета есть выражение идеи, образа мыслями и чувствами.

3. Семантический аспект раскрывает через художественные тропы (метафора, сравнение, гипербола, олицетворение), тот содержательно-образный строй, те образные отношения, которые существуют между предметом, автором и его изображением.

Специфика семантического познания цвета в том, «что исследователь обращается к произведению искусства через посредника-реципиента, ставит задачу увидеть, услышать, понять и пережить произведение с позиции зрителя, читателя, слушателя, описать произведение в его превращенной форме - события, опыта духовной жизни другого человека» [31, с. 20].

4. Информационный аспект выражает эмоционально-смысловые, композиционно-пластические и колористические связи, участвующие в построении образа.

Таким образом, вербальный и невербальный язык модулируют процесс восприятия в образный диалог, эмоциональную (чувства) и информационную (замысел) выразительность которого цвет реализует как композиционно-пластическую, колористическую конструкцию, имеющую коммуникативную (семантическую, синтаксическую, коннотативную) природу.

Значит:

1. Предметно-содержательное единство средств вербального и невербального языка живописи, выражается в том, что ребенок, как художник и зритель включены в коммуникационную деятельность, картина является произведением и тем механизмом, осуществляющим процесс эмоционального воздействия в построении культурного диалога.

2. Живописный язык представляет собой коммуникативную структуру, представленную единством вербальных и невербальных средств, ситуацией эмоциональной открытости.

3. Направленность на результат, на совершенствование своих творческих способностей и личностного развития обеспечит смысл процесса познания.

4. Средства вербальной и невербальной коммуникации опираются на основные аспекты ценностно-ори-ентационного единства художественной деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

готовность к восприятию, активность, искренность эмоций.

5. Единство цветового языка определяется выбором композиционно-пластических средств выразительности и чувственно-эмоциональной отзывчивости.

Анализируя восприятие как сложный психологический процесс образного мышления, дает нам возможность изучить не только, как ребенок интерпретирует информацию, но и как, он создает с помощью изобразительного языка художественный образ, выражает свои мысли и чувства. А также позволяет выявить нам те механизмы коммуникативного воздействия цвета и педагогические средства, с помощью которых осуществляется процесс развития творческих способностей, происходит формирование культуры восприятия у ребенка.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Главная задача художественного образования состоит в том, чтобы не только дать детям теоретические знания, но и содействовать эстетическому воспитанию, формированию цветовой культуры, развития художественного восприятия, образного мышления. Представлять и воплощать свои представления в форме художественных образов, является одной из важнейших человеческих способностей в определении уровня красоты и цветовой выразительности рисунка. Следовательно, успешное художественное развитие ребенка зависит от степени сформированности у него культуры восприятия, художественно-образного мышления.

Соответственно, задача педагога приобщить обучающихся к искусству, как к духовно-нравственному, эстетическому и художественному образному идеалу культуры, где знания по теории цветоведения и умения практически реализовывать свои идеи в цвете, являются неотъемлемой частью целостной системы обучения изобразительному искусству.

Педагог должен понимать, что ребенок является активным субъектом деятельности, и только в зависимости от цели и характера обучения, под влиянием социокультурной среды, формируется культура восприятия, «художественный глаз», мышление, развивается память и речь, музыкальный слух, ибо рисунок есть показатель тех изменений, которые происходят в творческой, эмоциональной и интеллектуальной сфере деятельности. В этом проявляется художественная природа языка цвета, как средства образной, оценочной, вербальной и невербальной коммуникации, как уровень развития его мышления и восприятия, есть выражение эмоциональной и интеллектуальной деятельности ребенка.

Восприятие как процесс художественной идентификации и интерпретации формирует культуру, как систему различных ценностей, воззрений человека. Но на отношение к этому миру влияет множество различных факторов. И в частности именно цвет помогает выстроить картину мира, помогает ориентироваться в нем и выражать свое отношение, глубину своих эмоций и знаний. Определение доминантных в структуре учебно-творческого процесса отношений «ребенок-цвет-эмоции» сконцентрированных на воспитании эстетического отношения, дополняя многоаспектной информацией о цвете, форме и пространстве, выявленной через весь комплекс чувственно-эмоциональной и рационально-логической сферы возможно сформировать культуру цветовосприя-тия у обучающихся. Соотношение между аналитическими формами обучения и творческим процессом в своей совокупности обеспечит органическую связь процессов художественного восприятия, понимания и применения цвета в структуре творческой деятельности ребенка.

Таким образом, культура восприятия ребенка формируется под воздействием культурной среды, социума, эмоциональной чувствительностью к цветовосприятию, особенностями восприятия и его подготовленностью к этому процессу. Полученные данные обогащают область эмпирической эстетики, и методологический ин-

струментарий природы цвета, формируют комплексный подход к цветовой организации постановки (цвет, форма, пространство) и восприятия ребенка, в создании эмоционально-эстетического комфорта от соприкосновения с искусством живописи, внесения чувства неповторимости в художественный образ и духовно-нравственную жизнь личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись / А.С. Зайцев. - М.: Искусство, 1986. - 159 с., [32] л. цв. ил.:

2. Иттен И. Искусство цвета / пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л. Монаховой. - М.: Изд. Д.Аронов, 2001. - 96 с.; ил.

3. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства / А.Д. Логвиненко. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 223 с.: ил.; 22 см.

4. Исаев А.А. Философия цвета: феномен цвета в мышлении и творчестве / А.А. Исаев, Д.А. Теплых. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2011. - 178 с.

5. Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия / А. Вежбицкая // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари. - 1996. -С. 231-291.

6. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. - СПб.: Ювента: Наука, 1999. - 605 [1] с.: ил.; 21 см. - (Французская библиотека).

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, М., 1974. -392 с.

8. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас / М. Люшер. М.: Hippo, 2003. - 252 с.

9. Панова Н.Г. Художественно-композиционные особенности творчества А.А. Дейнеки в контексте развития советского искусства 1920-1930-х гг.: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04. - Москва, 2004.

- 205 с. ил.

10. Христолюбова Т.П. Особенности теоретико-художественных идей К.С. Петрова-Водкина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-teoretiko-hudozhestvennyh-idey-k-s-petrova-vodkina (дата обращения: 07.03.2018).

11. Кандинский В. О духовном в искусстве [Текст] /

B. Кандинский. - Москва: РИПОЛ классик, 2016. - 249 с.

12. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.: ил.; 17 см.

13. Истоки и специфика детского художественного творчества / А.А. Мелик-Пашаев [и др.], А.А. Мелик-Пашаев и З.Н. Новлянская (ред.). - Москва: Навигатор, 2014. - 177 с., [8] л. цв. ил.: ил.; 23 см.

14. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. — 2- е изд., испр. — М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.

- 496 с. URL: http://www.nonfiction.ru/sites/default/files/ books/view/listalka_novye_rubezhi_chel_prirody.pdf (дата обращения 15.02.2018).

15. Виноградова Н.В. Сущность коннотации и ее функуионирование в художественной педагогике // Успехи современной науки. 2016. № 4. С. 70-74.

16. Серов Н.В. Цвет как метафизическое обобщение // Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. / Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 28-29 октября 1997 г. Отв.ред М.С. Уваров Санкт-Петербург: Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997.

C. 160.

17. Карева Н.А. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.04. - Москва, 2004. - 185 с.: ил.

18. Исаев, А.А. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.01 / Магнитог. гос. ун-т. - Магнитогорск, 2006. - 23 с.

19. Исаев А.А. Основы творческого подхода в живописи [Электронный ресурс] [Текст]: учебное пособие.

- 2-е издание, стереотипное. - Москва: Издательство «ФЛИНТА», 2016. - 222 с.; см.

20. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. -Москва: Изд-во В. Шевчук, 2014. - 359 с.: цв. ил.; 23 см.

21. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по филос. спец. и филос. направлению / М.С. Каган и др.

- СПб.: Лань, 1998. - 443 с.; 21 см.; ISBN 5-8114-0010-1.

22. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б.А. Базыма. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 203, [1] с.: ил., табл.; 21 см. - (Психологический практикум).

23. Виноградова Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи: на примере выполнения натюрморта: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Виноградова Наталья Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Курск, 2009. - 222 с.: ил.

24. Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02.

- Москва, 2004. - 369 с.: ил.

25. Копцева Т.А. Формирование образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / АПН СССР. НИИ худож. воспитания. - Москва, 1989. - 249 с.: ил.

26. Симонова О.А. Персональная идентичность в современном обществе: Концепция Э. Г. Эриксона: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.01.

- Москва, 2000. - 166 с.

27. Панксенов Г.И. Живопись: форма, цвет, изображение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Архитектура" / Г.И. Панксенов.

- 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 143, [1] с., [20] л. ил.: ил.; 24 см. - (Высшее профессиональное образование. Архитектура).

28. Миронова Л.Н. Цветоведение / Л.Н. Миронова. Минск, 1984. -286 с.

29. Яньшин П.В. Психосемантика цвета: [монография] / П.В. Яньшин. - Санкт-Петербург: Речь, 2006 (СПб.: Типография "Наука"). - 368 с.: ил., табл.; 23 см.

30. Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. - 3-е изд. - Москва: Эксмо, 2010. - 480 с.: ил., табл.; 24 см. - (Психологическое образование).

31. Коротченко Е.А. Психосемантический анализ коммуникативного воздействия живописи: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Коротченко Евгения Александровна; [Место защиты: Психол. ин-т Рос. акад. образования]. - Москва, 2010. -27 с.

Статья поступила в редакцию 26.12.2017

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.