Научная статья на тему 'К вопросу о развитии художественного восприятия цвета у учащихся в образовательной системе ДШИ'

К вопросу о развитии художественного восприятия цвета у учащихся в образовательной системе ДШИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
869
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / УРОВНИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ / ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА ЦВЕТА / АЛГОРИТМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА / ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Н. В.

В статье автор отражает актуальность проблемы художественного восприятия цвета, что связано с непониманием роли восприятия в учебно-творческом процессе ДШИ в контексте предмета «живопись», обеспечивающего воспитание цветовой культуры, эмоционально-чувственной сферы, познание, осмысление и отражение полученной информации в живописных образах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the clause reflects the urgency of the problem of art color perception, which is connected with misunderstanding of the role of perception in the educational and creative process of a children's art school in the context of the painting subject, providing education of color culture, emotional and sensual sphere, knowledge, conceptualisation and reflection of the received information in pictorial images.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии художественного восприятия цвета у учащихся в образовательной системе ДШИ»

Н. В. Виноградова

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДШИ

Работа представлена кафедрой изобразительного искусства Тольяттинского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. К. Шабанов

В статье автор отражает актуальность проблемы художественного восприятия цвета, что связано с непониманием роли восприятия в учебно-творческом процессе ДШИ в контексте предмета «живопись», обеспечивающего воспитание цветовой культуры, эмоционально-чувственной сферы, познание, осмысление и отражение полученной информации в живописных образах.

Ключевые слова: художественное восприятие цвета, эстетическое отношение к действительности, уровни художественного восприятия, функции и свойства цвета, алгоритм художественного восприятия цвета, виды восприятия.

The author of the clause reflects the urgency of the problem of art color perception, which is connected with misunderstanding of the role of perception in the educational and creative process of a children’s art school in the context of the painting subject, providing education of color culture, emotional and sensual sphere, knowledge, conceptualisation and reflection of the received information in pictorial images.

Key words: art perception of color, aesthetic attitude to reality, levels of art perception, functions and properties of color, algorithm of art perception of color, kinds of perception.

В настоящее время педагогическая наука рассматривает природу художественного восприятия цвета как одну из сложных проблем в изобразительном искусстве.

Областью художественного восприятия занимались известные художники, философы, психологи и физиологи среди которых В. Г. Ананьев, Г. В. Беда, Л. М. Веккер, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Леонардо да Винчи, И. Гете, В. С. Кузин.

Однако вопрос развития художественного восприятия цвета у учащихся художественный школ в контексте предмета живописи и того воздействия, которое оно оказывает на весь образовательный процесс, решен не полностью.

Современное художественное образование требует от учащихся не только знаний, умений и навыков в области изобразительной грамоты, но и гибкости мышления, где развитие художественного восприятия

цвета является одним из главных требований в творческой деятельности ребенка.

Живопись в ДШИ занимает ведущее место в учебном процессе, являясь образной формой познания и отображения действительности живописными средствами, служит эффективным оружием формирования художественного видения. В свою очередь, художественное восприятие определяет успешное решение различных учебно-творческих задач.

Учитель призван обеспечить формирование эстетического отношения к миру, направляя и корректируя деятельность ребенка, развивая художественное восприятие средствами живописного языка.

Н. Н. Волков одним из первых затронул значение художественного восприятия в изобразительной деятельности ребенка утверждал, что для полноценного его развития необходимо понять «язык живописи».

«Учителю необходимо раскрыть те художественные средства, которые использовал художник для выразительности образа» [2, с. 283].

Важнейшим механизмом художественного восприятия считает Р. Арнхейм поиск и выбор средств раскрывающих замысел [1].

Художественное восприятие предметного мира у детей происходит на пер-септивном уровне, оно всегда выборочно и эмоционально. При этом ребенка важно научить обращать внимание на то, какие чувства у него вызывают те или иные предметы, обращая его эмоции к внутреннему содержанию постановки, так как чувства способствуют пониманию окружающей среды, которая несет в себе информацию, нужную для принятия решения.

С точки зрения Л. Б. Ермолаевой-То-миной, именно «чувственный аспект, особо важен в развитии художественного восприятия цвета, так как требует изучения различных его качеств, свойств и возможностей» [3, с.147].

Б. М. Неменский, в своих методических рекомендациях подчеркивал, что «приобщение к художественному восприятию цвета необходимо осуществлять не только через развитие системы навыков, но и путем формирования эмоциональноценностных, эстетических отношений к действительности и искусству» [5, с. 59].

Художественное восприятие ребенка есть процесс освоения действительности и, как результат, образ, воплощающий замысел, в зависимости от поставленных задач и индивидуальности мышления.

По мысли Н. Н. Волкова, отличительной особенностью художественного восприятия цвета в изобразительной практике ребенка является обогащенное восприятие цвета, когда, кроме своих основных или собственных качеств, цвет приобретает несобственные [2].

Г. В. Степанов отмечает три уровня художественного восприятия:

• уровень, связанный с эмоциональными реакциями человека на ритмические, колористические и пространственные характеристики произведения;

• уровень, связанный с эмоциональными реакциями человека, сложившимися в ходе социального и исторического развития общества;

• уровень, связанный с формированием эстетического отношения к действительности [6, с. 28].

Живопись обладает своими функциями и возможностями преобразования действительности в творческий способ. Тогда идея, содержание постановки порождают поиск новой формы их передачи. Восприятие ребенка является конденсатором чувств и эмоций, которые связаны с поиском средств художественной выразительности.

Воспитание цветовой культуры происходит из свойств самого феномена цвета, заключающиеся в ассоциативности и целостности его восприятия. Это обеспечивает передачу информации через определенный колорит (радость, грусть), создает ощущение эстетического комфорта, цветовой гармонии.

Цветовые отношения раскрывают особенности взаимоотношений между чувственной стороной постановки и его содержанием, т. е. ребенок видит цвет в зависимости от среды окружения с ее предметной формой.

В развитии восприятия П. В. Янь-шин видит цвет «в доступности его интерпретации, в его взаимодействии с эмоциями, идеями, установками, морально-этическими категориями, с авторской позицией ребенка» [7, с. 305].

Цвет необходимо рассматривать с точки зрения его восприятия и воздействия, где различные цветовые отношения являются специфическим знаком, способом художественной передачи действительности, своеобразной речью ученика, раскрывающего его чувства. Развивая ху-

дожественное восприятие, педагог должен учитывать, что результатом творчества ребенка является образ как продукт деятельности его мышления. Цвет как средство выразительности способно согласовать те изменения, которые происходят в мире сознания и чувств ребенка в соответствии с замыслом и системой изобразительной грамоты. Специфическая особенность художественного восприятия заключается в особом отношении механизмов, его осуществляющих. Таким образом, основной шаг в развитии художественного восприятии цвета лежит именно в практическом опыте учащихся, в способах визуального восприятия и методах, направленных на художественное познание мира, в получении знаний в области изобразительной грамоты, в установлении смысловых и цветообразных связей, которые соответствуют эмоциям школьника. В итоге через чувственно-мыслительный процесс раскрывается идейно-содержательный компонент постановки, его художественная сущность.

Художественное восприятие цвета помогает ребенку полнее и глубже понимать и оценивать не только красоту предметов окружающей действительности, сложные эмоции людей, но и создавать цветовые образы этих предметов, включая и свои собственные переживания и впечатления.

Развитие художественного восприятия у детей является проблемой не только педагогической, но и методологической. С учетом специфики деятельности ребенка выстраивается урок живописи, опосредованный влиянием эмоционального компонента, изобразительного опыта и художественной грамоты, включением детей через их творческую деятельность к художественному восприятию действительности. Следовательно, в методике преподавания необходимы те ключевые позиции, которые способны привести к созданию структурно смысловой методической модели развития художественного цветовосприя-

тия. Разрешение данной проблемы возможно, если определить специфику видов восприятия, которые различают:

• по генетической природе (логическое, образное);

• форме (наглядно-действенное, образное, абстрактно-логическое);

• характеру решаемых задач (теоретическое и практическое);

• степени новизны и оригинальности (репродуктивное, продуктивное).

В зависимости от специфики типов восприятие обеспечивает адекватное отражение объективной реальности в различных видах изображения предметного мира, как в рисовании с натуры, так и по представлению. Цвет актуализирует разные совокупности параметров живописной постановки, на которые опирается ребенок в процессе решения задачи.

Вопрос о развитии художественного восприятия заключается в признании иного способа организации педагогического процесса и методов, раскрывающих живописные средства и их применение как произведение человеческого духа и интеллекта.

Одним из основных положений в развитии учащихся является позиция творческого подхода, учитывающего разнообразие всего изобразительного процесса познания, осмысления и выражения.

Большую роль в формировании восприятия цвета играет постановка творческих задач, требующих нестандартного решения при заданных условиях. В живописи различные комбинации семантических связей, аналогий, многообразных ассоциаций обогащают форму художественного замысла, делают работу образно-выразительной.

Все это дает основания для образования алгоритма, обеспечивающего формирование комплекса методов, заданий и упражнений, направленных на постижение роли художественного восприятия цвета в решении поставленной задачи:

1) цвет как эмоциональный компонент восприятия. Цветовой образ выражает настроение и чувства;

2) цвет как средство организации среды. На основе этого определяется тот набор цвета, цветовых сочетаний, которые выражают эмоциональное состояние: радость, грусть;

3) цвет как система. В создании со-

звучных отношений участвуют следующие средства выразительности: ритм,

композиция, контраст, нюанс, свет и тень;

4) цвет как художественный аспект, выявляющий различные стороны образа, его символичность, ассоциативность или декоративность.

Таким образом, становится важным, как ученик осуществляет поиск средств выразительности, как он изображает, как добивается решения поставленной задачи. Чем больше каналов восприятия задействовано в изобразительной деятельности, чем больше связей и отношений включено в содержание постановки, тем полнее образ, тем больше возможностей его художественной интерпретации.

Переход на художественное восприятие цвета можно считать состоявшимся, если при изображении постановки ученик опирается на следующие признаки:

• знание элементов построения натурной постановки, понимание цвета как важного средства выразительности, рас-

крывающего творческую позицию автора (ребенка);

• наличие образных ассоциаций и умений интерпретировать образ;

• умение решать самостоятельно различные творческие задачи.

Живописная организованность цвета -колорит - является особенностью восприятия, что определяется процессом образного мышления, и средств выразительности (ритм, контраст, нюанс, композиции), с их помощью идет художественное формообразование образа.

Художественное восприятие цвета как явление индивидуально-личностное решает в изобразительной деятельности многие творческие задачи и проявляется в особом отношении к миру, в способности понять другого человека, встать на его место, почувствовать то, что может ощущать одушевленный или неодушевленный предмет. Так как в эти моменты ученик начинает воспринимать мир по-другому, он начинает сопереживать ему, а это является одним из важнейших проявлений художественного видения.

При таком подходе ребенок стремится передать не столько внешнее сходство, сколько внутреннее, духовное содержание предметов через свои чувства, впечатления, эстетическое отношение и образное миропонимание действительности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АрнхеймР. Искусство и визуальное восприятие. М.: Наука, 1974. 206 с.

2. ВолковН. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. 320 с.

3. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М., 2005. 300 с.

4. Кузин В. С. Психология живописи. М., 2005. 303 с.

5. НеменскийБ. М. Педагогика искусства. М., 2007. 252 с.

6. Степанов Г. В. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л.: Художник РСФСР, 1984.

7. ЯньшинП. В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.