Научная статья на тему 'Значимость методической системы в развитии художественно-образного цветовосприятия у учащихся ДШИ'

Значимость методической системы в развитии художественно-образного цветовосприятия у учащихся ДШИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ / ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Н. В.

В статье автор отражает те методические недостатки, которые существуют в школах дополнительного образования, что ставит вопрос об изменении методики преподавания, цели и задач в содержании обучения и необходимости создания практических методов развития художественно-образного цветовосприятия у учащихся ДШИ в контексте социально-культурного и духовно-эстетического понимания смысла процесса художественного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article reflects the situation of those methodical disadvantages that exist in schools of additional education. This raises a question of changing of the teaching technique, of the purpose and tasks in the contents of training and the necessity of creating practical methods of development of artistic and imaginative colour perception among pupils of children's schools of arts in the context of sociocultural and spiritual-aesthetic understanding of the purport of the art creativity process.

Текст научной работы на тему «Значимость методической системы в развитии художественно-образного цветовосприятия у учащихся ДШИ»

Н. В. Виноградова

ЗНАЧИМОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

У УЧАЩИХСЯ ДШИ

Работа представлена кафедрой изобразительного искусства Тольяттинского государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. К. Шабанов

В статье автор отражает те методические недостатки, которые существуют в школах дополнительного образования, что ставит вопрос об изменении методики преподавания, цели и задач в содержании обучения и необходимости создания практических методов развития художественно-образного цветовосприятия у учащихся ДШИ в контексте социально-культурного и духовно-эстетического понимания смысла процесса художественного творчества.

Ключевые слова: методическая система развития художественно-образного цветовосприятия, образное восприятие цвета, художественный образ, колористическое образование и художественно-эстетическое воспитание детей в художественных школах, основная линия способностей ребенка к восприятию.

The author of the article reflects the situation of those methodical disadvantages that exist in schools of additional education. This raises a question of changing of the teaching technique, of the purpose and tasks in the contents of training and the necessity of creating practical methods of development of artistic and imaginative colour perception among pupils of children's schools of arts in the context of sociocultural and spiritual-aesthetic understanding of the purport of the art creativity process.

Key words: methodical system of development of artistic and imaginative colour perception, imaginative perception of colour, artistic image, colour education and aesthetic upbringing of children in art schools, basic line of a child's abilities for perception.

В настоящее время становятся актуальными вопросы, касающиеся теории и практики художественного образования, так как художественное образование является областью развития культуры, социума и личности ребенка, где существенное значение имеют цветовые средства образного восприятия.

Сегодня многие ученые, педагоги и художники придают большое значение развитию цветовой культуры ребенка, большое внимание уделяют способности ребенка воспринимать, реагировать и создавать художественный образ, который является успехом в развитии творческих способностей учащихся. Художественное

образование учащихся в детских школах искусств (ДШИ) связывают с развитием образного восприятия, обучению способам грамотного и адекватного использования цвета в процессе создания художественного образа.

В психологическом словаре восприятие трактуется как наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, которые раскрывают образ через его содержание, соответствующее идее автора.

Все это характеризует восприятие как сложный психический процесс, где особые механизмы осуществляют процесс понимания и осознания действительности в образах, несущих информацию об окружающем мире. В свою очередь, это раскрывает необходимость нахождение тех методов, которые способствуют развитию образного цветовосприятия у учащихся ДШИ, так как образовательный процесс в школе требует поиска новых подходов в формировании художественной культуры, связанных с решением проблем развития образного восприятия цвета.

На сегодняшний день в сложившейся системе обучения живописи ДШИ нужны те методические приемы, которые влияют на развитие чувства цветовой культуры и творческих способностей ребенка, что ставит вопрос о создании гибкого организационно-методического обеспечения учебного процесса, способствующего формированию творческой образовательной среды, помогающей ребенку в овладении теоретическими, практическими и творческими аспектами создания художественного образа, раскрытию и пониманию роли цвета, его качеств и свойств, необходимых для художественно-образного решения постановки.

Сложившаяся система преподавания живописи в школах дополнительного образования, вызывает односторонность

методов решения натурной постановки по живописи, что ведет к снижению уровня развития учащихся противоречиям между организацией учебно-творческого процесса и особенностями развития образного цветовосприятия. В учебном процессе отсутствует этап, обеспечивающий развитие образного восприятия. С одной стороны, формирование образного восприятия происходит стихийно, что не позволяет создать необходимый эмоциональный фон для развития творческих способностей. С другой стороны, обучая основам живописной грамоты, педагог ограничивает ребенка в выборе замысла постановки, поиске формы и выразительных средств выражения художественного образа. Таким образом, проблема развития образного цветовосприятия исходит из цели и задач процесса обучения и воспитания в детских художественных школах. Необходимо создать условия, при которых урок принесет ребенку моральное, духовное удовлетворение, а не равнодушное восприятие предметов постановки, что ставит вопрос об эстетическом отношении к миру. С одной стороны, развитие образного цветовосприятия в условиях дополнительного образования не являлось объектом широкого педагогического изучения. Так как данная способность складывалась стихийно в процессе онтогенеза, базируясь на теории о врожденном характере восприятия цвета.

Однако социально-культурные проблемы вынуждают педагога глубже задуматься над философией художественного образования, вернуться к учебным программам, методам и принципам содержания обучения и развития ребенка с тем, чтобы обогатить их артефактом адекватного использования методов и поиском новых возможностей и путей развития творческих способностей ребенка, развивая цветовую культуру ребенка. Организация процесса образного восприятия у школьников складывается путем после-

довательных методических заданий и упражнений, ведущих к определенной цели путем словесно-синтаксических, логических, семантических тропов, различных ассоциаций и аналогий. Поэтому результат деятельности - образ будет зависить от того, насколько ребенок умеет воспринимать, реагировать, изображать и убедительно воплощать свою идею или замысел. Способность воспринимать мир образно открывает ребенку возможности интерпретации информации, развивает способности формировать свои мысли и чувства с помощью изобразительного языка, выбирать и осуществлять поиск необходимых средств выразительности. Это говорит о необходимости создания тех методов, которые воздействуют и развивают художественно-образное цветовосприя-тие ребенка.

Художественно-образное цветовос-приятие детей является одной из задач в обучении, развитии и воспитании учащихся в методике преподавания изобразительного искусства в ДШИ, обеспечивающее разностороннее развитие детей, так как окружающие предметы обладают определенными эстетическими качествами (красота, гармония, целостность).

Однако на сегодняшний день программа развития художественно-образного восприятия цвета у детей в ДШИ еще недостаточно разработана и обоснована. Данный вопрос представляет большой теоретический и практический интерес в педагогике и методике преподавания изобразительного искусства в школе, так как результат художественного творчества детей представляется в основном в образах.

Многочисленные философские, культурологические, психологические, педагогические исследования раскрывают основную линию изобразительной деятельности ребенка, которая формируется на следующих способностях восприятия:

1) репродуктивная опирается на личный опыт ребенка создавать изображение

передавая свои взгляды, традиции, способы восприятия;

2) конструктивная опирается на практический опыт и теоретические знания ребенка, в основе взаимодействующие друг на друга знания, умения, представления, чувства, способствующие решению учебно-творческой задачи;

3) корректирующая и направляющая - способность к развитию в ребенке этапов для саморазвития и самосовершенствования художественной деятельности;

4)творческая способность ребенка выражается в его продуктивности, в способности творчески подойти к процессу создания образа с намерением гармонизировать внутренний и внешний мир, обеспечивая себе индивидуально-личностный рост.

Творческие способности ребенка позволяют определить те современные тенденции и подходы к проблемам цветовос-приятия в условиях, в которых развивается личность ребенка, что ставит вопрос о целесообразности поднятия требований к изучению теории и методики преподавания живописи и актуальности задач организации учебно-творческого процесса в развитии художественно-образного восприятия цвета в ДШИ.

Формирование личности ребенка средствами изобразительного искусства обеспечивает возможность художественного образования и эстетического воспитания учащихся ДШИ, что говорит о необходимости создания педагогических условий, от которых зависит эффективность предлагаемых методов. Эффективность методов будет зависеть от следующих условий:

• от степени «художественного» в содержании живописной постановки и учебно-творческих задач, которые она решает посредством создания художественного образа;

• различные упражнения должны быть направлены на образное восприятие

цвета и на эстетическое чувство цветовых сочетаний;

• постановка натуры как средство, развивающее цветовосприятие детей путем организации культурно-эстетической среды.

Задачи, которые при этом стоят:

• обоснование роли каждой живописной постановки в решении изобразительных задач как культурно-эстетической, духовно-нравственной модели художественного образа;

• понимание художественного образа как эстетической ценности в окружающей действительности и в рисунках учащихся;

• воспитание эстетического отношения к миру через цветовые особенности постановки и системы выразительных средств, выражающие эмоционально-личностное отношение к предметам постановки и особенностям построения цветового колорита;

• художетвенно-образное цветовос-приятие учащихся обеспечивает освоение детьми изобразительного опыта, постижение духовных ценностей и эстетического отношения к окружающей цветовой действительности.

Значимость педагогических условий и поставленных задач состоит в том, что благодаря этому расширяется понятие художественно-эстетического воспитания учащихся ДШИ, раскрывается значение самого процесса художественного образования и развития цветовосприятия детей как культурологического аспекта обучения. Что ставит вопрос об эмоциональной сопричастности ребенка к этому миру, формируя в нем способность чувствовать и реагировать, а не просто присутствовать на уроке, не сопереживая. Отсутствие методической системы говорит о проблемах в колористическом образовании и художественно-эстетическом воспитании учащихся художественных школ. В результате этого страдает общее

качество художественного образования учащихся, что в дальнейшем может привести к угасанию интереса ребенка к изобразительной деятельности. На основании этого можно выделить базовые положения, говорящие о сущности процесса обучения учащихся ДШИ.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия как со стороны педагога, так и предметов постановки. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту цвета, умение чувствовать и отображать свои чувства. В-третьих, это формирование образа, несущего художественную значимость и ценность для ребенка. И в-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству, нахождение новых путей решения художественного образа.

Необходимость в разработке методической системы, включающей в себя: цели, задачи, принципы и содержание процесса обучения, говорит о систематизации и обосновании теоретико-методологической стороне процесса образного восприятия цвета, раскрывая особенность цветовосприятия как особого вида способностей, в соответствии с практическими заданиями и учебной программой ДШИ. Что ставит вопрос о разработке специальных учебных заданий и упражнений, соответствующих целей, задач творческого развития ребенка.

Натюрморт (будь то рисование с натуры, декоративное или по представлению) является моделью образного строя окружающего мира, на основе которого происходит освоение и осмысление теоретических и практических основ изобразительного искусства, осуществляется процесс развития художественно-образного цветовосприятия ребенка.

Исходя из методической потребности в организации процесса обучения и воспитания в ДШИ, направленного на развитие цветовой культуры учащихся в решении цветового образа, возникает не-

обходимость введения в учебный процесс соответствующих методов представляющих собой совокупность ЗУН ребенка, необходимых в создании художественного образа, развитии колористического чувства, раскрытия особенностей и выразительных возможностей цвета, его качеств и свойств. Развивая художественно-образное цветовосприятие учащихся, необходимо понимать, что в основе восприятия лежат три этапа:

1) цветового восприятия и формирования образных представлений;

2) цветового впечатления, что связано с умением ребенка трансформировать, интерпретировать образ в новый;

3) построения колорита, где цвет обладает смысловыми взаимосвязями понимания образа постановки.

На основании этого можно отметить несколько моментов в методике преподавания и построения учебной программы по живописи в ДШИ.

Во-первых, обучение должно включать поэтапность освоения знаний с параллельным изучением технических приемов работы с акварелью или гуашью, в различных упражнениях. Во-вторых, работа ведется как «с натуры», так и «по представлению», «по памяти», «по поводу» и в процессе изобразительной деятельности смещается в область цветового исследования ребенком тех средств, свойств, и качеств, которые при грамотном использовании создают выразительный образ, в соответствии со своим индивидуальным восприятием действительности.

В качестве методов можно использовать «опорные слова», «художественные тропы», «методы сравнения», ассоциации, различные аналогии которые разделяются на типы: по сходству, по контрасту, по форме.

Такой принцип построения программы позволяет педагогу создавать благоприятные условия развития творческого потенциала учащихся, расширяет мето-

дические возможности учителя в плане построения практических заданий и упражнений, определения цели и задачи постановки, влияющие на содержание программы и основные принципы обучения.

Именно образное погружение ребенка в процесс создания образа посредством объективно-субъективных особенностей восприятия создает гармоничный и целостный образ, формирует эстетическое отношение к действительности. Так как художественный образ является идеальным продуктом деятельности ребенка, определяющим уровень его понимания постановки и восприятия цвета. Это дает основания предположить, что важнейшими составляющими содержания программы должны быть следующие компоненты художественно-образного цветовосприя-тия у учащихся ДШИ:

• наличие образного восприятия характеризуется ярко выраженным эмоционально эстетическим отношением к цветовому миру;

• изобразительная деятельность учащихся не является прямой передачей реальности, она должна иметь свой характер в зависимости от заложенного в него художественного образа и окружающей среды;

• создание условий, в которых учебно-творческий процесс направлен на получение знаний и практического опыта ребенка, помогающий в развитии его способностей в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Эти основные элементы проявляются в изобразительной деятельности ребенка в виде эстетического отношения и художественного восприятия мира, выражающего авторскую позицию ребенка, его впечатления и чувства.

На сегодняшний день практика обучения ребенка живописи ДШИ говорит о необходимости внедрения в учебный процесс тех методов, которые способствуют развитию художественно-образного цве-

товосприятия учащихся в учебно-творче-ском процессе. Что требует освоения ребенком формообразующих, пространственных и художественно-образных связей и отношений в живописи. Поэтому основная задача учителя ДТТТИ - создать та-

кую методическую систему, которая поможет ребенку увидеть особенность предмета «живопись», отличие его от других дисциплин, выявить характерные и существенные признаки этого предмета на основе живописи натюрморта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.