Научная статья на тему 'Роль методической системы в организации педагогического процесса, направленного на развитие художественного восприятия цвета у детей в учреждениях дополнительного образования'

Роль методической системы в организации педагогического процесса, направленного на развитие художественного восприятия цвета у детей в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FINE ARTS ACTIVITY / SYSTEM OF METHODS / MODE OF ARTISTIC PERCEPTION OF COLOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Наталья Владимировна

В статье автор ставит вопрос о необходимости создания модели методической системы, раскрывающей структурно-смысловое содержание урока (по живописи) в ДШИ. Направленности на художественное восприятие и образное понимание действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль методической системы в организации педагогического процесса, направленного на развитие художественного восприятия цвета у детей в учреждениях дополнительного образования»

Роль методической системы в организации педагогического процесса...

УДК 371 В 493

Н.В. ВИНОГРАДОВА

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье автор ставит вопрос о необходимости создания модели методической системы, раскрывающей структурно-смысловое содержание урока (по живописи) в ДШИ. Направленности на художественное восприятие и образное понимание действительности.

Актуальность исследования автора обусловлена необходимостью структурирования содержания модели методической системы в учреждениях дополнительного художественного образования позволяющей построить процесс обучения и воспитания с учетом дидактических принципов и грамотно поставленных целей и задач, способствующих развитию художественного восприятия и образному пониманию действительности.

Отсутствие методической системы, непоследовательные постановки и темы заданий, превращают урок в различные виды консультации, стихийные формы и методы работы учителя. Отсюда, результативность и качественность деятельности ребенка зависит от совершенствования и эффективности используемых методов учителя в процессе обучения, на основании которых идет освоение изобразительного языка живописи и художественное восприятие цвета.

В изобразительной деятельности процесс восприятия и процесс изображения тесно взаимосвязаны. Рисуя, ребенок познает окружающую действительность, отражая свои представления о мире в художественно-образных формах.

Изучение живописи в ДШИ строится на теоретическом знании по цветоведению и практическом освоении закономерностей изображения, на стремлении ребенка творчески отобразить реальность в цветовых образах.

В процессе обучения учащиеся выполняют различные задания и упражнения, направленные

на познание законов живописи, развития художественного восприятия, воображения, творческих способностей и культуры цвета.

Изучение цвета строится на определенных натурных постановках в условия четко поставленных задач.

Основное направление художественной деятельности учащихся в ДШИ заключается в умении посредством цвета решать изобразительные задачи, образно видеть и передавать средствами живописи различные особенности натуры.

Все это говорит о важности в творчестве ребенка способности к художественному восприятию и воспроизведению цветовых отношений изображаемых предметов.

Однако практика показывает, что в ДШИ идет смещение в сторону чувственно-эмоционального прагматизма, что ведет к ограниченной деятельности сознания учащихся и односторонности решения натурной постановки. При этом не учитывается взаимосвязь наиболее значимых сторон ее изображения - идейного замысла, содержательности образа и его репрезентации, которая в свою очередь обусловлена мировоззренческой позицией ребенка, уровнем развития его художественного восприятия.

Смещение в сторону прагматического представления о художественной природе постановки, без живого эмоционально-эстетического чувства лишает ребенка представлений о сложной специфике искусства и возможностей художественного творчества.

© Н.В. Виноградова, 2009

13

Педагогика

С другой стороны практика преподавания живописи в ДИШ показывает, что основной проблемой в обучении ребенка живописи является несформированное художественное восприятие цвета.

Большинство школьников сориентированы на натуралистическое восприятие и изображение постановки. Возникновение стереотипного видения в изображении натуры ведет учащихся к ограниченной деятельности образного мышления, влияющего на процессы познания, восприятия и изображения.

Рисование представляет собой не механическое копирование натуры, а включает образно-ассоциативный анализ и сравнение предметов, позволяющее открыть наиболее значимое в постановке. Учащиеся должны научиться не только, точно писать натуру, но и уметь образно мыслить, используя выразительные средства в решении учебно-творческих задач.

В результате одной из важнейших проблем в обучении ребенка живописи в ДШИ является преодоление стандартного изображения натуры, перехода к художественному восприятию действительности, раскрывающего образную сущность цветовой постановки.

Живопись как учебный предмет, с определенными законами и средствами призвана помочь учащимся выразить содержательную сторону постановки, художественный замысел натюрморта. При этом процесс обучения ребенка включает в себя знакомство с техническими приемами и средствами живописи, способности передавать с помощью цвета объем и пространство.

Программа по живописи в ДШИ, строится на основе традиционным для школ тем - натюрморте, в основе которого обьемно-пространственное решение формы. Однако к учащимся предъявляются требования, в то время как уровень их знаний и навыков достаточно низок. Во-первых, учащиеся не владеют необходимыми техническими навыками и знаниями в области цветовой теории. Во-вторых, изобразительная деятельность ребенка, не связана с развитием способности, художественно воспринимать и эмоционально реагировать на рассматриваемую постановку.

При объяснении материала, педагог чаще всего включает последовательное ведение работы, но при этом забывается цель обучения - эстетическое воспитание и художественное развитие способностей ребенка.

Учащиеся учатся изображать только внешне сходство с предметами. В результате это ведет к непониманию тех задач изображения, которые решаются именно в цветовом изображении постановки.

Важно отметить, что сегодня процесс формирования творческой личности ребенка зависит от его способности к художественному восприятию, проявляющейся в его умение передать цветом ту художественно-эстетическую оценку образа, который выражает эмоциональное, личностносмысловое отношение к окружающему миру и самому себе, осуществляя цветом визуализацию этих отношений.

Данное обстоятельство актуализирует необходимость создания методической системы направленной на развитие у учащихся художественного восприятия цвета. Для этого нужно четко знать, что входит в содержательный, методический и практический компонент методической системы, какие цели, задачи ставит учитель, каковы условия и этапы, способствующие развитию у ребенка художественного восприятия цвета с учетом специфике учебного заведения. Что ставит вопрос о целесообразности повышения требований к методике преподавания живописи и теории цветоведения в целом.

Наличие методической системы позволит учащимся овладеть приемами и способами живописного отображения постановки, позволит ему адекватно использовать цвет в процессе создания образа.

Методическая система позволит учителю четко ставить цели и задачи перед учащимися, направлять, анализировать и корректировать его деятельность.

Значение методической системы в том, что она раскрывает и осуществляет процесс обучения, развития и воспитания, что ведет учащихся к пониманию окружающей среды и роли цвета в создании художественного образа. Освоение живописи происходит в разнообразных темах, заданиях и упражнениях, позволяющих педагогу осуществлять те основные дидактические принципы, на основе которых и происходит творческое развитие способностей ребенка.

Роль методической системы в том, что она обеспечивает формирование у ребенка теоретических знаний о цвете и способов изобразительной деятельности, изучение различных характеристик цвета, закономерностей построения жи-

14

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

вописногс o iDt*3 j.. зачина» т уешени,,. v jct^'x i обобщен 4L X) до Оолее СЛОЖНЫХ ) чеоно-чвир КИХ .о_.с1НИЙ ililOCjicAutsai ;„unui i ^ »л btuuujincnrUi Lict i о ДаС I ОСНивапИС Ш i образования овис UUPainuio d. ill t 1 ЛС, ХУДОЖСС ГЬОИМ01 j tfui, -p чл-..Ul UBt Г- JDCtiKiHBiUu.uCl u Ubiuup 1 f * MC 1 - '¿lOb

заданий и yi рйжн^н-тй i аправленных ьь t wít шк »ачесть ( --ВОЙ1 lo I ЗЬI ■ I решении noel IB ленной va,iа-Ъ

UÍI ti -i»- -»иииилолоп^й \UÍ«111U.'P i( bu1

ПрйЯТ H-

7] (ip.f- ,ait p jCTBi организацииcp ,jn. i i J*t'T как i чс-:ма организм ‘1шя m- t ,r

сТВО-

41 t lf!- i HK 1 imm- | «UH !Ч аспект ,o."B IFM -Шийр и iimuHkih | ronom-v ожественно: ЮППЯ-

за.

И процесс«- -так-мче. t ц реализации юстэ новки учашиес 4 издают р>тзли«чые а( пект-i г ,,пет14 г»г-г> качества "войства, зозможно \ tc-соииативнгк-'t ^ -имяп [ичност

ч чличие мрт^дячргкой С] г' ь. ЮЗВО ит :с-уг< vr п< рчл. в кот- зых rroou*: > i нания .ира у школьников будет 1дти тараллельпо с триоо -г-тением основа ix еоретичес их знаний 130бпа-ЗИтеЛвиО»? Г(. UJ О 1 t :,с 13Н0е во. TP .«rat ^ÜZ-Tf 'Оеспечи rp i лотное использование в.лраз -тел 1 ix cp :дств живописи а с< 7ланш у < сс-ственн01 юоаза постановки

мете ц'ч^п ая ni i ла тименимь i. каж^:-mv урок-, важное предлагаемое 'пр&жнение должн' зыя! тять проблемный n.dba< 1е > задания решение К юрой, зависит Ul I ^иск. И t лиии. чсо» vOOHMníA | avi, i i оительниим раскрывающих иора

8цаче.НИ1 М :тодической системы й | <№ Чт> ию ышеоон- 5i 1лсе i .адысленнп пч греч'т'ь ^ к.

t- 1Ы I Ь [líftcH Р триЦЗг ( HHüh-<i (- ÍHuupa-»И1ИЛ iai KJpi^opTi t н a oí >раз "-¿:><е'гов-,--. c-.>.■<=;:-иа^Ие CpeíiCTba-иИ Л 'Дожественнои ВЫргиЧТ "Ь нос i Мет< щическа* сист~мя способна >беске-■п гь реализации _j. лаь гичс кг»? nt «нпипоч и к*.

' мзтол:* н{,пг;ад,:знК11' > j | ihm i ^ uncíipm-тмя

Результатинчс. и •<ач5гс'рненнс- i h -^н пни^--. CT? г)рбсч:са - - .jiuuiíck'm»'- компонента СИС~--Ч'- 'а* шчиме *^т >зы, i п-: олемные и

П<1ИСКОн^||- -V i i нечакончгнн! 12 г.ЮЖРТЫ венн„,е г-p-. -í..l Г - Í1'-ЯЦИ1 Р7 ■

росы стимулиу /RI I nnf.’.-'íweaae »ñeu

--ЧИК-r.'jii- í«í>-rani..i UW1 mL;I-TIII4^......-■■ .

и художественность ^амысль. Выбор мртодО‘ опу иловлен сови. _ - теоретич - -i>. знанш

Uuc I . k I1UWOJD и S0U(JC13 I ЛЬН< ih Дк,лтельн ОС

И, 8 ipwabvwr oaJJ t «О upon>-AlJAilT и: ► . НИе

■ а ШИЧНЫл .аич, i ;рИ1 i A,. . i. jaivoriOMcPHOCTei

HUI J JOChMJi vtvtíL.iir.vm/i VJ ».oPtua. hn inna i ОС UlCHUtí LlOU I [Л ДО OOjjtíP .ЫХ /чеиио- fc -P

-tíüKW- i ÍIUUICÜOUII JlbHUCTb пЛ ВыПОЛ

^ения.

lili содеп (В.анисп1 i-иг—-as 1 иЯ Ь v I i V л I 1. Ьр UIVMNXI- мальные КОмПИН^НТЬ! a 1Р<1г-Ии<з KOI

- _,гл ^,ihcv -л>-т -V, ненир воспитание v ’'•««к-(■тс чйчк!-' зт< го i- iжн-

окори i f I худо* естненнчм пространств Т1 )И тредла1 аемом м гепия ie е^эк кр^жчениях» t (лани- х ч? ncH.'R- -Ф- |П> 1 mnnMHpvK к syn

ПГ.станОР“Я IIP ЛИ речь учнтнгтя ^ОТЛЯР-1 си уаЦИН ЧОПЯЧНМ) гпяпнен-ч, - J 1ТИЧР:С.К1 'TQV. овлен f ¡словесн . 'р 'ПО'. > i ЦГППТТЬ?"“ЯНИ-• /доже'-'ъенн^!) /рг-чов;

- абгазиы л аариантв. t ешени5 i з ip ески-ла, с порой .а индивр д;> лтьный ткль .. юж

тика rin i -<агг. ¡ление в ис:._ ;тв

- Jпpeдeлf'vи темш ^алания. наз я раб

i л ;ncLi>ócTB3 'выбегу ге> :ре^гтг выразитель .юти, раскрывак замысел-

t - тия чвля^-гся -оси ;oj тмым момен I JB 3 г. -1/"еН К йоЗЛР1 1НЫХ СВОЙ^О к возможное тей цв<" а.

11с. пч о * ;деляет стео^левые ко «* оненть

<4еТОлй“гСКС Л сИсюмь.

1 1 I СЛВПВ1Й K-y.. I Г| i.1 íXO^l I т.

I L iv *hi- компоненты (цель, задачи ДИлаКТИ

еСКИг I lldnuv OI кри |еОИ> !Л vt -ВНР оисниво

(*• 1* К )Dbit I Ote- HtidM опредепенны.

У ь. .4 ,,, л , HCMHHV к H( II ^\1И иК. неогхолк Л г-Д.НЯ то*} /1 ц.-отчанин -uK-uinHH h. н И «jopaWlt .ь

ней i"--'!.': i жттнй i цвег i ка* система выра

'1ялГ1Г Тц

1. М-Т -ацч^ киМПЧНеНГ lí-tj'-T аьИчс

»ой :ов‘ (!Лг-тс-п''1 -л*- >д- -i (ассоциаии i и >-;.г- Г - I 1'одоб ч1| по KO-TT С- ^пнй* .f>

H(-I ) ЭП T30I ¡3V пррдл( «ifiHHKit ■’t Г0Ч <о6

иигерп ->ртч1 (ии>> итиапий гсотивоое \y."--nfPC'l BPHI ме рцпы» i- ЧСЮрИЯ, ОIIи J.ei B'-L ечн-а 1 ибеС1]еЧИ'»аЮЧ1ИЧ фпрМ'|р"ЧаНИ» 3 у Ц V- ■■ к.:.!. I-«:- Н |рпем<)4 }ИП||ямтеННН1> н развитие и*е ГОРОЙ KY l"vp|„ мпрячщт mi.iiиле Т I Г)»еГТВеЦ1К1| Т ВОСПРИЯТИЯ

3 Ir К --РС]' HlM|'-- |PJ-| 1Т||еЛС'1 ЯРЛЯР

Педагогика Психология, социальная работа. Ювенология. Социокипетика, № , 200'

Педагогика

собой совокупность функциональных компонентов (информационный, интегративный, мотивационный), этапы, условия, практические задания и упражнения направленные на раскрытие структуры построения образа (информационный аспект, семантический, конструктивный), на основе которых происходит познание, осмысление и изображение натуры.

Модель структуры методической системы отражает целостность процесса обучения, компоненты которой находятся во взаимосвязи и со-подчиненности.

На сегодняшний день необходимо понимать, что развитие художественного восприятия возможно, если педагог опирается на определенную структурно-смысловую модель свой методической системы, так как развитие ребенка является приоритетным направлением и основной задачей художественной школы. В изобразительной деятельности учащихся ДШИ, прежде всего надо увлечь ребенка, погрузить его в творческую при-

роду живописи цвета, где практическая работа способствует формированию чувства цветовой культуры, осуществляя синтез эмоциональнообразного и абстрактно-логического как существенной характеристики художественного мышления и творческой деятельности ребенка.

Библиографический список

1. Волков H.H. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985.-320 с.

2. Ермолаева-ТЪминаЛ.Б. Психология художественного творчества. - М., 2005. - 300 с.

3. Кузин B.C. Психология живописи. - М., 2005.-303 с.

4. Неменский Б. М. Педагогика искусства. -М., 2007-252 с.

5. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. -М., 1988.—гл. 20.

6. Пьянова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. - М., 2006.

УДК 372,8 Б 424

П.Н. БЕКЛЕМЕШЕВ

О РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФРАКТАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ОБУЧЕНИИ ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Исследована проблема создания и внедрения в учебный процесс фрактального электронного учебного пособия (ФЭУП) с целью повышения качества теоретического обучения основам изобразительной деятельности и развития творческой активности студентов первого курса художе-ственно-графических факультетов (ХГФ).

Ключевые слова: фрактальное электронное учебное пособие; теория обучения изобразительной грамоте; тестирование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель исследования - повышение качества теоретической подготовки студентов по изобразительным дисциплинам посредством использования технологий мультимедиа.

Проблему и актуальность нашего исследования определяет объективное противоречие между необходимостью дать большой объем знаний по теории обучения изобразительным дисцип-

линам, незначительным количеством учебных часов, и отсутствием научно-обоснованной методики разработки и использования средств мультимедиа для реализации этой цели на ХГФ.

Нами разработаны: обучающее и контролирующее ФЭУП; методика создания и использования средств мультимедиа в процессе обучения теории изобразительной грамоты, расширяющее

¿1 Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2009, том 15

П.Н. Беклемешев, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.