Научная статья на тему 'Роль зрительного восприятия учащихся ДШИ при развитии колористического видения'

Роль зрительного восприятия учащихся ДШИ при развитии колористического видения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ / COLORISTIC VISION / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / VISUAL PERCEPTION / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. / ARTISTIC FIGURE.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохина Н. В.

В данной статье затрагивается вопрос визуального восприятия человека обычного, из повседневной жизни, и человека, наделенного художественными способностями. Рассматриваются вопросы не только основных свойств восприятия, но и зрительного восприятия. Затрагивается проблема колористического видения, так как психофизиологической основой служат для него процессы ощущения, восприятия, представления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VISUAL PERCEPTION OF ART SCHOOL PUPILS AT DEVELOPING COLORISTIC VISION

This article deals with visual perception by an ordinary person in everyday life and by a person dowered with art talent. In this article not only basic aspects of perception are considered, but the visual perception as well; the author raises the issue of coloristic vision because such processes as sensation, perception, presentation are used as a psycho-physiological base for it.

Текст научной работы на тему «Роль зрительного восприятия учащихся ДШИ при развитии колористического видения»

REFERENCES

1. Medvedev L. G. Formirovanie khudozhestvennogo obraza na zanyatiyakh po risunku (Formation of imagery at the lessons of drawing). Moscow: Pros-veshchenie, 1986. 160 p.

2. Kuzin V. S. Psikhologiya: Uchebnik (Psychology: textbook). Moscow: Agar, 1997. 304 p.

3. Kozlyakova N. V. Pedagogicheskie usloviya povy-sheniya effektivnosti khudozhestvenno-tvorcheskoy deyatelnosti studentov sredstvami dekorativno-prikladnogo iskusstva (Pedagogical conditions of increasing the effectiveness of artistic and creative activity of students by means of decorative and applied arts). Magnitogorsk, 2007. 24 p.

4. Arnkheym R. Iskusstvo i vizualnoe vospriyatie (Art and visual perception). Moscow: Progress, 1974. 392 p.

5. Dremov A. K. Khudozhestvennyy obraz (Artistic image). Moscow: Sovetskiy pisatel, 1961. 406 p.

6. Belinskiy V. G. Ideya iskusstva. Poln. sobr. soch. v 9

t. (Idea of art. Complete works in 9 vol.). Vol. 8. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1982. 782 p.

7. Gerasimova A. A. Razvitie tvorcheskogo myshleniya budushchikh uchiteley izobrazitelnogo iskusstva sredstvami narodnoy pedagogiki (Development of creative thinking by future teachers of art by means of folk pedagogics). Magnitogorsk, 2007. 24 p.

8. Leontyev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost. Izd. 2-e (Activity. Conscience. Personality. 2nd ed.) Moscow: Politizdat, 1977. 237 p.

9. Ponomarev Ya. A. Psikhologiya tvorcheskogo my-shleniya (Psychology of creative thinking). Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1960. 352 p.

10. Rakhimov S. Contents and essence of teaching the elements of the subject "Handicrafts" in the field of education [Soderzhanie i sushchnost obucheniya elementov predmeta «Tekhnologiya» v sfere obrazovaniya]. Vestn. tadzhik. natsional. un-ta (Herald of Tajik National University). Dushanbe, 2009, 6 (54), pp. 260-263.

УДК 377.5 ББК 85.110.5

РОЛЬ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ ПРИ РАЗВИТИИ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ

THE ROLE OF VISUAL PERCEPTION OF ART SCHOOL PUPILS AT DEVELOPING COLORISTIC VISION

Н. В. Блохина

В данной статье затрагивается вопрос визуального восприятия человека обычного, из повседневной жизни, и человека, наделенного художественными способностями. Рассматриваются вопросы не только основных свойств восприятия, но и зрительного восприятия. Затрагивается проблема колористического видения, так как психофизиологической основой служат для него процессы ощущения, восприятия, представления.

Ключевые слова: колористическое видение, визуальное восприятие, художественный образ.

Модернизация современного российского образования актуализировала роль художественного образования в системе работы дополнительного образования. Изобразительная деятельность является формой познания и действительности и в силу своего созидательно-иллюстративного характера способствует совершенствованию творческих способностей, нрав-

N. V. Blokhina

This article deals with visual perception by an ordinary person in everyday life and by a person dowered with art talent. In this article not only basic aspects of perception are considered, but the visual perception as well; the author raises the issue of coloristic vision because such processes as sensation, perception, presentation are used as a psycho-physiological base for it.

Keywords: coloristic vision, visual perception, artistic figure.

ственному и эстетическому воспитанию, а также формированию новых образцов поведения и инновационного мышления учащихся.

Академическая живопись и рисунок в детских художественных школах и школах искусств занимают ведущее место. Изучение академической грамоты является сложным познавательным процессом, во главе которого

стоит зрительное восприятия. Развитием у учащихся зрительного восприятия нужно заниматься с первых дней обучения. Огромный опыт мастеров искусства и художников-педагогов свидетельствует о том, что «активизация художественного восприятия в целом должна быть направлена на воспитание специализированного видения учащегося, развивая тем самым способности, которые помогают оперировать художественными образами в сознании» [1, с. 301].

Развивать восприятие - это воспитывать «глаз» учащегося. Восприятие человека, обладающего художественными способностями, и человека с обычным повседневным видением принципиально отличается. В своей диссертации А. Д. Алехин отмечает, что «видение художника отличается от обычного созерцания мира, прежде всего, своим качеством, суть которого заключается в способности творчески преобразовывать в сознании объекты реальности, придавая им художественную образность» [2, с. 256].

Художественное восприятие является сложным избирательным процессом и, конечно, отличается от повседневного. Развитие восприятия способствует развитию всех аспектов, составляющих художественное видение человека: это «обладание тонким цветовосприя-тием, способностью к обогащенному пониманию и видению цвета, повышенным цветоощущением, обладание целостным видением, умением видеть большие и малые цветотоновые отношения в натуре и на картине» [3, с. 154], что является фундаментом для развития колористического видения. Колористическое видение -это особенность цветового восприятия художником окружающего мира. Колористическое видение у учащихся начинается тогда, когда они в состоянии цветовое богатство действительности преобразовать в целостную цветовую систему и способны отразить в работе свое мировоззрение, образное представление о предмете, творческое начало. Анализ методической литературы, касающейся данной проблемы, не дает нам исчерпывающих ответов, особенно когда касается развития учащихся детских художественных школ (ДХШ) и детских школ искусств (ДШИ). Существовали различные школы, педагогические системы, были разработаны методики, которые были направлены на формирование целостного видения, развитие визуального восприятия и приучали учеников идти в своей работе от общего к частному и снова возвращаться к общему, а также постоянно соотносить тональные массы и поддерживать общий характер освещенности в работе. Но все равно невозможно было добиться от основной массы учащихся положительных результатов.

Прежде чем переходить к развитию колористического видения, нужно найти эффективное решение проблемы зрительного восприятия учащихся. Только глубокое осознание и умелое владение специальными качествами и аспектами зрительного восприятия дает возможность развития творческих способностей и умения оперировать художественными образами в сознании, а

у некоторых одаренных учащихся - обладать колористическим видением.

Проанализировав научные результаты исследований в области физиологии, психологии, зрительного восприятия, автор данной статьи попытается достаточно полно и обоснованно найти ряд различий особенностей визуального видения начинающего ученика и зрелого художника. Изучая вопросы психофизиологии, ощущения, восприятия, мы искали различие между особенностями восприятия обычного человека и профессионального художника, рассматривали вопросы, касающиеся физиологии потенциальных возможностей зрения и принципы работы системы глаза, когда требовалось проявить избирательность. Из курса психологии нам известно, что ощущения, восприятия, представления образуют некое звено, которое находится в непрерывной связи с процессом мышления, а следовательно, отсюда возникают в сознании человека творческие процессы, направленные на достижение поставленной цели. Огромное значение, конечно, должно уделяться возможностям учащегося, таким как возраст, способности, эмоциональное состояние, направленность, мировоззрение, интересы. Занимаясь вопросами визуального восприятия и формированием колористического видения, очень важно знать, с какими учащимися нужно будет работать. Анализ процессов особенностей визуального восприятия обычного человека и художника показал не только их отличие друг от друга, но и раскрыл причинно-следственную связь этого явления. Восприятие, как сложный перцептивный процесс, состоит из свойств -это предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность.

Каждое свойство восприятия мы будем рассматривать с точки зрения изобразительной деятельности учащихся ДШИ и ДХШ. В интересах нашей проблемы мы выделим не только положительные свойства восприятия в жизненном процессе, но и те, которые отрицательно сказываются на занятиях изобразительной деятельностью.

Предметность восприятия - это «членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы с самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними предметами» [3, с. 180]. В нашем случае, то есть в изобразительной деятельности, данное свойство отрицательно сказывается на зрительном восприятии учащихся. Учащиеся, пришедшие на урок с адекватным, реальным восприятием натуры, не могут нейтрализовать в себе устоявшийся, сложившийся образ предмета, не могут воспринимать натуру «по-детски» (хотя сами еще дети), что приводит к низким результатам учебной деятельности.

Целостность восприятия, как и предметность, также негативно сказывается на зрительном восприятии предмета. В восприятии человека постоянно находят свое от-

ражение устойчивые связи между компонентами предметов. Даже бывает так, что учащиеся не воспринимают некоторые признаки знакомого предмета и мысленно их дополняют - это совершенно не нужно в процессе изобразительной деятельности. Учащийся должен воспринимать натуру в условиях постоянно меняющейся световоз-душной среды и видеть не отдельно, а в совокупности со всеми элементами натюрморта.

Структурность и константность также негативным образом влияют на процесс восприятия с целью изображения. Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов в изменяющихся условиях отрицательно сказывается на результатах учащихся. Особенности данного восприятия при изображении предметов или объектов с натуры влекут за собой следующие ошибки: неточность внимания, раздробленность, стихийность, неверно взятый цвет натуры, который по сложившейся бытовой практике должен соответствовать данному предмету.

Активность и осмысленность, а также и избирательность зрительного восприятия учащихся можно рассматривать с двух сторон, как с положительной, так и с отрицательной.

У учащихся, в основном младших классов, мы часто можем наблюдать старательное выписывание каждой мелочи натюрморта, нахождения каждого рефлексика и оттенка на предмете. Мыслительная деятельность учащегося происходит в данный момент именно над той деталькой предмета, которую он выписывает. Он очень поглощен этой частичкой натюрморта, что постановка, как единое целое, в его сознании не отображается. С этими ошибками педагогу бывает очень сложно справиться, так как учащийся убежден в своей правоте, что он изображает то, что видит: силу рефлексов, тоновые градации, тени различные по цвету. Учащийся не понимает, почему учитель ему постоянно делает замечания и требует исправить ошибки, и совсем не подозревает, что «глаз» его не развит и не «видит» то, что надо «уметь» видеть в натуре: реальные цветовые (живописные) качества предмета, общий тон, характер освещения, цвето-тоновые отношения и т. д., то есть то, что составляет основу художественного видения. Разрозненное видение и невнимательность ведут к большим ошибкам - это неумение сравнивать частности с целым, следовательно, отсюда вытекают жесткие, четкие силуэты предметов в работах детей как на первом плане, так и на последующих, которые придают изображению вид аппликации; контрасты, которые переданы с одинаковой силой; не разобранные по силе тона большие массы; одинаково переданное освещение на предметах, находящихся совершенно в разных условиях, - все это происходит от сильной привязанности к форме предметов и неумению реально оценить соотношение предмета в натуре и предмета, который изображен.

Из-за того что предметы в натюрморте учащиеся воспринимают как относительно постоянные по форме, величине, цвету, очень трудно выработать специальные свойства зрительного восприятия и, следовательно, раз-

вивать способности целенаправленного видения - акон-стантно, остро, широко, «во все глаза», фокусированно -или, наоборот, ставить перед собой определенные цели и умело управлять своим видением, основываясь на законы изобразительной грамоты.

Проанализировав свойства восприятия, мы можем уверенно констатировать тот факт, что восприятие занимает важное место в структуре психических познавательных процессов, а также имеет очень большое значение при развитии колористического видения. Колористическое видение - это плод сознательного видения и творческой деятельности человека, опорой которому служат именно те самые познавательные процессы. Из курса психологии нам известно, что восприятие, ощущение, представление составляет уровень чувственного познания мира. Следовательно, при формировании колористического видения психофизиологической основой являются процессы ощущения, восприятия, представления. Только богатое визуальное восприятие и соответствующие навыки в совокупности с практическими умениями помогут ярко и полноценно передать представление и прочно удержать его в памяти, что служит основой для раскрытия художественного образа и колорита в работе. Маленький запас художественных наблюдений, невнимательное отношение к натюрморту во время занятий по живописи, нехватка опыта в практических умениях и навыках в работе по памяти и представлению - все это является камнем преткновения при развитии визуального восприятия и, конечно, колористического видения. Только сознательность и осмысленность при работе с натуры, а также заинтересованность в постоянной практике рисования по памяти и представлению будет способствовать обогащению воображения и творческому росту учащихся в формировании колористического видения. Анализ изобразительных и творческих способностей определил роль психических познавательных процессов в развитии колористического видения учащихся. Доверяя опыту физиологов, психологов, занимающихся психологией зрительного восприятия, психологией способностей, психологией творчества, а также художников-педагогов, работающих над вопросами дидактики, методики преподавания спецдисциплин, автор данной статьи постарался достаточно обоснованно раскрыть роль потенциальных возможностей учащихся в «постановке глаза» в учебной изобразительной деятельности и, конечно, в самостоятельной творческой работе средствами живописи. Обладание «воспитанным» художественным восприятием является залогом лучших результатов при обучении академическим дисциплинам в специализированных школах и не только. В зависимости от поставленных задач педагога можно определить уровень художественной подготовки учащихся, их способностей во всех сферах и дисциплинах. «Постановка глаза» учащихся - сложный и многогранный процесс, требующий дальнейших исследований в комплексе теоретических и методических аспектов проблемы художественного восприятия. При развитии художественного восприятия у учащихся формируется опреде-

ленный взгляд на композицию изображения, который заменяет старательное копирование деталей предметов натюрморта на глубокое осмысливание натюрморта в целом. Развитое художественное зрительное восприятие выявляет у учащихся способности к творческому видению, переносит наглядные образы в художественные представления, побуждает сознание учащихся постоянно работать и искать все новые и новые пути решения изображения этюда, тем самым развивая творческие способности и все больше приближаясь к колористическому видению этюда, над которым работают в данное время.

В процессе учебной изобразительной деятельности по формированию колористического видения у учащихся происходит переход от развития репродуктивных способностей к определенному развитию продуктивных способностей.

Подведя итоги, мы видим, что художественное восприятие является основой для развития определенных качеств учащегося, которые раскрывают его способности к творчеству, помогают ему созерцать окружающий мир упо-рядоченно, в соответствии с законами изобразительной грамоты, а также искать и находить нетрадиционные и нестандартные пути решения поставленных задач, что фор-

мирует у учащихся жизненный стержень и личностную готовность к активной жизни в современном обществе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехин А. Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993.

2. Кузин В. С. Психология: учебник / под. ред. Б. Ф. Ломова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1982.

3. Кондаков И. Психологический словарь. М., 2002.

REFERENCES

1. Alekhin A. D. Sistema podgotovki uchitelya izobra-zitelnogo iskusstva (System of training teachers of art). Moscow, 1993.

2. Kuzin V. S. Psikhologiya: uchebnik, 2 izd. (Psychology: textbook, 2nd edition). Moscow: Vyssh. shk., 1982.

3. KondakovI. Psikhologicheskiy slovar (Psychological dictionary). Moscow, 2002.

УДК 373 ББК 74.268.51

ОБУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫМ ВИДАМ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ УЧАЩИХСЯ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ

TEACHING PUPILS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA THE TRADITIONAL TYPES OF CHINESE PAINTING

Се Юнхуэй

Данная статья посвящена обучению традиционным видам изобразительного искусства Китая российских школьников. В тексте обосновывается важность знакомства детей с разнообразием художественных культур разных стран и эпох. Особое внимание автор уделяет обоснованию методической ценности практического изучения традиционной китайской живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Рассматривается специфика обучения российских школьников традиционным видам живописи и изобразительным материалам, характерным для этого вида творчества.

Ключевые слова: методика обучения изобразительному искусству, методы и средства активизации учебного процесса, изобразительные материалы, национальнаяживопись «Гохуа».

Xie Yong Hui

This article is devoted to teaching Russian pupils the traditional types of fine arts of China. The importance of children's familiarity with a variety of artistic cultures and eras is also stated. Particular attention is paid to the substantiation of methodological value of practical studying the traditional Chinese painting at fine arts lessons at a comprehensive school. The specificity of teaching Russian pupils the traditional forms of painting and graphical materials, typical for this type of creativity, is analyzed as well.

Keywords: methods of teaching the fine art technique, methods and means of enhancing the learning process, graphical materials, national paintings "Guohua".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.