зовательный портал. 21.06.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedago gy/44373.php (дата обращения: 17.04.2014).
4. Данилова Л. О методиках раннего развития // Раннее развитие детей: Сайт Лены Даниловой [Электронный ресурс]. URL: http://danilova.ru/publi cation/early8.htm (дата обращения: 17.04.2014).
5. Чинарова Е. Рудольф Штайнер и Вальдорфская педагогика // Smart Kids.ru [Электронный ресурс]. URL: http://smartkids.ru/metodiki-razviti ya/rudolf-shtayner-i-valdorfskaya-pedagogika. html (дата обращения: 17.04.2014).
6. Беляев В. И. Педагогическая концепция С. Т. Шацкого: эволюция идей, принципов и целей: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 350 с.
7. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910. 110 с.
8. Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974. С.428-439.
9. Бахтизина Д. И. Свобода и музыка // СибАК [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/ 10819 (дата обращения: 17.04.2014).
REFERENCES
1. About the modernization of musical education at children's school of art [K modernizatsii muzykal-nogo obrazovaniya v DShI]. Igraem s nachala (Playing from the beginning), 2010, no. 9, pp. 4-5.
2. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii № 273-FZ «Dopolnitelnoe obrazovanie detey i vzroslykh». (The Russian Federation. Laws. About the education in the Russian
Federation. No. 273-FZ "Additional education of children and adults") [in operation since 1st September 2013].
3. Menshikov V. M. Freedom of the education as a system-defined pedagogical phenomenon [Svoboda obrazovaniya kak sistemnoe pedagogicheskoe yav-lenie]. Slovo: obrazovatelnyy portal (Slovo: educational portal). Available at: http://www.portal-slo-vo.ru/pedagogy/44373.php (accessed 17.04.2014).
4. Danilova L. About the methods of forwardness [O metodikakh rannego razvitiya]. Rannee razvitie detey: Sait Leny Danilovoy (The forwardness of a child: Lena Danilova's website). Available at: http://danilo-va.ru/publication/early8.htm (accessed 17.04.2014).
5. Chinarova E. Rudolf Shtayner i Valdorfskaya pedagogika (Rudolf Steiner and Waldorf pedagogics). Available at: http://smartkids.ru/me-todiki-razvitiya/rudolf-shtayner-i-valdorfskaya-pedagogika.html (accessed 17.04.2014).
6. Belyaev V. I. Pedagogicheskaya kontseptsiya S. T. Shatskogo: evolyutsiya idey, printsipov i tseley (Pedagogical concept of T.S. Shatsky: development of ideas, principles and aims). Moscow, 1998. 350 p.
7. Venttsel K. N. Novye puti vospitaniya i obrazovaniya detey (New ways of upbringing and educating children). Moscow, 1910. 110 p.
8. Venttsel K. N. Perfect school of the future and ways of its organizing [Idealnaya shkola budushchego i sposoby ee osushchestvleniya]. Khrestomatiya po istorii shkoly i pedagogiki v Rossii (Reading-book on history of school and pedagogics in Russia). Moscow, 1974, pp. 428-439.
9. Bakhtizina D. I. Svoboda i muzyka (Freedom and music). SibAK. Available at: http://sibac.info/10819 (accessed 17.04.2014).
УДК 378 ББК 74.489.8
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND METHODICAL BASES OF FORMING THE ARTISTIC IMAGE OF DECORATIVE ART WORKS
С. Рахимов, Б. Ю. Усманов
В статье рассматриваются задачи подготовки учителей изобразительного искусства не только в качестве педагогов, но и прежде всего в воспитании художников-профессионалов. Уделяется внимание
S. Rahimov, B. Yu. Usmanov
The article deals with the task of training teachers of fine arts not only as educators, but mainly in the education of professional painters. Development of image thinking at the lectures in decorative and applied arts
формированию образного мышления на занятиях по декоративно-прикладному искусству у студентов старших курсов художественно-графических факультетов.
Ключевые слова: художественный образ, декоративное искусство, учитель, воспитание, студент, мышление, творчество.
by senior students of artistic and graphic faculties is discussed as well.
Keywords: artistic image, decorative art, teacher, education, student, thinking, creativity.
ля успешного решения проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалиста по декоративно-прикладному искусству и, в частности, для обоснования методики обучения необходимо проанализировать процесс формирования и создания художественного образа с психологической и педагогической точки зрения. Процесс познания и образное отражение действительности исследуется рядом фундаментальных и прикладных наук: философией, эстетикой, психологией, педагогикой, физиологией, нейропсихологией, психофизикой, эстетикой. Значительный вклад в исследование процессов познания внесли такие известные ученые, как Б. Г. Ананьев, Р. Арнхейм, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. А. Ганзен, Р. Л. Грегори, А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, О. И. Никифорова, И. М. Сеченов, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.
Из проведенного анализа ведущих работ по психологии следует, что психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, называются познавательными психическими процессами. Они обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире. Условно их можно разделить на 3 группы:
• познавательные, направленные на отражение окружающей действительности (ощущения, восприятие, мышление, память, воображение);
• регулятивные, направленные на регуляцию и организацию поведения (речь, воля, внимание);
• эмоциональные.
Ощущение - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств окружающей действительности и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей. В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не предметы, как в восприятии (Б. Ф. Ломов, Л. Рубенштейн, И. М. Сеченов). Синтез ощущений приводит к формированию чувственного образа.
Л. Г. Медведев [1, с. 16] отмечал тесную взаимосвязь познавательной и практической деятельности студента в организации образной структуры произведений изобразительного искусства.
Следующим звеном в познавательном процессе выступает восприятие: это отражение предмета или явления в их многообразии, в процессе которого формируется целостный образ. В восприятии отражается прошлый опыт человека в виде знаний. Предметность, целостность и обобщенность - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе восприятия. Именно восприятие
наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды, которой в дальнейшем оперирует внимание, память, мышление, эмоции.
Целостность восприятия в процессе передачи образных характеристик декоративной вещи - необходимое профессиональное качество художника. Нечеткость передачи зрительного образа предмета - это результат неумения видеть предмет для изображения, так как «любой предмет, являясь комплексным раздражителем, состоящим из целого ряда частей и отличающимся разными признаками, воспринимается, однако, целиком, в единстве всех своих качеств и признаков, что обуславливает обобщенность, целостность восприятия», - пишет В. С. Кузин [2, с. 151].
Поэтому в обучении студентов, будущих художников по ткачеству, необходимо методически правильно организовать процесс преднамеренного восприятия для последующего его изображения. Для этого необходимо организовать целенаправленность восприятия. Установка на четкое выполнение целей и задач обеспечивает полноценную практическую деятельность, писал Д. Н. Узнадзе. В нашем случае отбор качеств предмета с установкой на исполнение образной характеристики декоративного изделия - педагогическая задача и профессиональная цель в обучении студентов. Это согласуется с выводами психологов о том, что акт восприятия представляет собой визуальное образное суждение.
Восприятие пространства развивается в процессе жизни. Этот момент отмечали Б. Г. Ананьев, В. И. Кириенко, И. М. Сеченов, Б. М. Теплов и др.
Образы-представления - это образы памяти, воспринятые ранее, более содержательные, обобщенные, но схематизированные, неустойчивые (Б. Ф. Ломов, И. М. Сеченов, Б. М. Теплов и др.).
Память - это отражение прошлого опыта. Важно подчеркнуть, что хранение образов памяти неразрывно связано с преобразованием информации - ее упорядочиванием и классификацией по различным основаниям. Чтобы создать декоративный образ некоего животного, растения и т. д., студенту необходимо иметь отчетливые представления о том, что изображается. Для этого надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, выделить общее и различное, уметь провести анализ предмета, сравнить части внутри предмета и разных предметов между собой, сделать нужные обобщения. Необходимо накапливать жизненные наблюдения. В. С. Кузин пишет: «Имея в своей практике дело с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить, отразить в произведениях, худож-
ник постоянно насыщает свой мыслительный процесс наглядными образами» [2, с. 201].
Н. В. Козлякова [3] отмечала немаловажную роль желания и осознанности студента в процессе восприятия того или иного предмета. Образ восприятия детерминирован не только внешней средой, но и внутренними психическими качествами личности, поэтому студентам необходимо проявлять волевые усилия, настойчивость. Художественные образы, создаваемые мыслительной деятельностью, индивидуальны. Индивидуальные личностные качества необходимо сочетать с педагогическими формами работы. Образ предмета в представлении - это более сложный этап познания, связанный с умственной формой обобщения и схематизации воспринятого материала.
Как известно, произведения декоративного искусства, как и любого другого вида искусства, проходят трудоемкий и длительный процесс, включающий в себя несколько этапов духовного и практического творчества как единого целого, в начале которого появляется замысел, представление художником результата его работы и способов ее воплощения. Замысел - это представление будущей работы и способов ее создания. «Замысел-представление можно считать своеобразной основой художественного образа...» [1, с. 18].
Замысел - это идея, тема будущей работы, которые должны быть отражены в содержании. Содержание не идентично теме произведения, потому что во всех видах искусства сама тема играет лишь роль формы для определенного содержания, писал Р. Арнхейм [4].
Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности. Специфической особенностью художественного мышления является то, что, «...отражая действительность, художественное мышление осуществляет преобразование особенностей оригинала в структуру образа посредством художественных возможностей языка» [5]. Мыслить образами - это значит воспроизводить жизнь в художественных образах, писал В. Г. Белинский [6].
Завершающим этапом образного мышления является воображение (П. П. Блонский, А. И. Буров, О. И. Никифорова, Я. А. Понамарев, П. М. Якобсон и др.). Воображение - это создание нового в форме образов, представлений. Воображение - очень ценное психологическое свойство человека.
Воображение или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных и проблемных действий. Воображение - это некоторый отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, что еще не существует, чего нет в действительности. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии заключается отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности. Воображение необходимо потому, что сам предмет никогда не предлагает художнику ту форму, в которую он должен быть воплощен (Р. Арнхейм [4]). Художественный образ является специфической
формой отражения объективной реальности в искусстве, в том числе и декоративном, посредством сложной ана-литико-синтетической работы мозга. Необходимо помнить, что никакой художественный образ не может формироваться в отрыве от овладения элементарной техникой рисунка, живописи, оптимальной организацией композиционных средств, от научных знаний перспективы, теории теней, анатомии и т. д.
Таким образом, анализируя процесс познания студента, можно выделить ведущие качества в создании художественного образа в декоративно-прикладном искусстве: образное мышление, зрительная память, художественное восприятие, художественная наблюдательность, творческое воображение, эмоциональность, оригинальность, активность, самостоятельность, самокритичность.
П. Я. Гальперин выделял 5 стадий в решении творческих задач. На первой и второй стадии происходит формирование замысла; на третьей и четвертой стадиях происходит поиск образов, принятие решения, а на пятой роис-ходит коррекция, «оттачивание» первоначального замысла. Среди особенностей творческого мышления А. А. Герасимова [7] выделяет у художников декоративно-прикладного искусства такое профессиональное качество, как образная адаптивная гибкость, то есть способность человека предлагать разнообразные идеи в неопределенной творческой ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей. Творческое мышление студентов поэтому необходимо понимать как высшую форму развития мышления, проявляющуюся в их творческой активности, в процессе которой происходит отражение объектов окружающей действительности с одновременным творческим преобразованием, творческой переработкой в сознании возникающих субъективных образов. Чтобы научить мысленно преобразовывать образ, необходимо выбрать наиболее целесообразные формы для его реализации, что является главной задачей для развития образного мышления.
Л. Г. Медведев [1], исследуя процесс воображения и создания художественного образа, определяет следующие его виды: активное (по воле человека), пассивное (спонтанное), продуктивное (осознанное), репродуктивное и творческое. Процесс обобщения, сопоставления, типизации способствует рождению художественного образа, синтез эмоционального и рационального в искусстве содействует процессу материализации художественного образа, который проходит от стадии замысла до решения учебной задачи.
А. Н. Леонтьев называет искусство единственной деятельностью, которая отвечает задаче «открытия, выражения и передаче другим не значения, а личностного смысла явлений» [8, с. 237].
«Творческое мышление студентов не только базируется на эмоциональном восприятии образов окружающей действительности, но также порождает и сами эмоциональные образы, опредмеченные в продуктах их художественно-творческой деятельности, поэтому в качестве одного из сущностных признаков творческого мышления данной категории студентов выступает его «эмо-
ционально окрашенная образная зоркость», являющаяся одним из уровневых показателей его развития», - пишет А. А. Герасимова [7, с. 11].
Из вышесказанного вытекает важность личностного отношения в работе над образом изделия художника по ткачеству.
Художественный образ воплощается, материализуется в декоративной форме предмета. Поэтому большую роль в обучении студентов имеет и техническая сторона обучения. В декоративно-прикладном искусстве техника исполнения может подниматься до уровня искусства в том случае, если она обоснована эмоционально-образным замыслом художника, придающем ему выразительность, писал О. В. Павловский.
Образная организация изделий не должна противоречить сущности технологического процесса, структуре ремесла. Художественное обобщение и технологические ограничения - условие формирования художественного образа. Технология и свойства применяемого материала не только условие, но и ограничение для реализации замысла. Замысел может быть более сложным, чем возможности его реализации. Зачастую отделка в материале требует технического обобщения модели. Технологическое и образное обобщение при этом должно быть в единстве, отмечал Р. К. Ханиев.
Таким образом, образный язык проявляется также и через освоение технологии и возможностей материала. Правильное применение особенностей материала усиливает эмоциональную окраску и образную характеристику. Природа, люди, предметный мир видоизменяются и свободно преобразовываются в декоративном искусстве, и на этой основе создаются новые образы, существенно отличные от исходных. Декоративный образ, как своеобразный луч, избирательно фиксирует свойства, признаки объектов, значимые для него.
Подытоживая особенности декоративно-прикладной деятельности, можно выделить следующие качества, которые необходимы в профессиональном образовании: знания исторического опыта и художественных традиций; реализация художественного образа в проектировании, в разработке технологии, в использовании необходимого оборудования, эмоциональность, индивидуальность исполнения. Итак:
• развитие художественно-образного мышления тесно связано с ассоциативным творческим восприятием, памятью, воображением, образным представлением, обобщением и др.;
• процесс создания художественного образа в декоративно-прикладном искусстве - это аналитико-син-тетический процесс познания, в ходе которого необходим синтез эмоционального и рационального начал;
• познавательный процесс в декоративно-прикладном искусстве должен быть педагогически организован на каждом этапе деятельности студента;
• единство и целостность познавательных действий в процессе передачи образных характеристик декоративной вещи - основная педагогическая задача в организации профессионального обучения в области ткачества;
• познавательный процесс в декоративно-прикладном искусстве должен быть педагогически организован на каждом этапе;
• процесс материализации художественного образа в декоративном изделии - это отражение аналитико-синтетического мышления, в котором необходим синтез эмоционального, рационального, а также целенаправленность педагогического процесса с установкой на образное воплощение замысла на любом этапе работы.
Анализ познавательного процесса выявил психологические особенности деятельности студентов, которые необходимо учитывать при разработке методики формирования художественного образа в работах декоративно-прикладного искусства.
В. П. Беспалько определяет 4 качественных уровня усвоения учебной информации студентами: рецептивный, репродуктивный, продуктивный и продуктивно-творческий. Характерные черты репродуктивной деятельности - это повторение усвоенного. В декоративно-прикладной деятельности это характеризует ремесленную сторону обучения.
Продуктивная деятельность использует усвоенные методы деятельности в новых сочетаниях, продолжая репродуктивную деятельность.
Продуктивная деятельность - это поиск способа действия, который «ведет к воспитанию самостоятельности ума, формированию опыта деятельности, которые невозможно получить по образцу, по алгоритму, поскольку на каждом этапе познавательного процесса требуется новое сочетание приемов умственной деятельности» [9, с. 28]. Творческий вид деятельности, считает Я. А. Пономарев, отличается от продуктивного идеями, способами решения проблемы, отрицанием шаблона, образца. Деление учебной деятельности на продуктивную и творческую условно, в каждой всегда есть признаки и другой деятельности, неодинаковое наличие степени самостоятельности. В этом состоит развитие личности в художественном образовательном процессе.
Следующий принцип организации учебной деятельности состоит в применении принципа проблемности обучения. Это организация учебного процесса, когда знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации.
Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства происходит как индивидуальный процесс создания художественного образа, проходящий через призму особенностей декоративно-прикладного искусства на основе народного творчества. Деятельност-ный подход в художественной педагогике указывает на то, что в создании художественного образа в декоративно-прикладном искусстве лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а непрерывное взаимодействие с ней. Художественно-творческую деятельность в области ткачества можно рассматривать как процесс создания художественного воплощения идеи в материальной форме с опорой на народное искусство.
Большое значение в профессиональном образовании имеет организация процесса обучения, качество управления учебным процессом. В функцию преподавателя, пишет Н. Ф. Талызина, входит не только передача знаний, но и «управление процессом их усвоения». Современные достижения науки создали базу для улучшения качества обучения, для эффективного управления процессом усвоения знаний, так и учебного труда в целом при опоре на современную технику. Программированное обучение заключается в изучении закономерностей учебного процесса, современной психологии и педагогики; в знании общих законов управления, в применении технических средств обучения, ориентированных на выбранную модель обучения удовлетворяющей требованиям общей теории управления. Организация процесса обучения, качество управления учебным процессом - это определение содержания учебного предмета, постановка цели, задач, система оценки работ, методика обучения, разработка этапности процесса обучения Принцип поэтапности освоения теоретического материала, распределение его по времени, сложности (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) помогает овладеть базовыми знаниями и использовать их в творческом решении учебного задания.
Дидактические принципы обучения и развития личности, положенные в основу педагогической системы в совокупности со специальными методами обучения, продуманными формами организации обучения, обеспечивают оптимальную реализацию учебных задач. Целенаправленный процесс развития личности в условиях конкретного художественного предмета, разработка новых принципов построения учебного предмета - тема исследования Л. А. Ивахновой.
Главным принципом этой проблемы является обучение студента владению общим методом усвоения знаний, вооружение студента умению применять различные приемы и способы решения учебных задач, создание ориентировочной основы действий, позволяющей самостоятельно разрешать частные задачи. Вся учебная работа при этом представляется как творческий процесс от появления образа-замысла до реализации его в материале. Овладение общим правилом, методом способствует развитию самостоятельности студента, развитию логики изобразительных действий.
Необходимо учить студента, передавая ему не только определенный объем знаний, но и метод освоения этих знаний и применения их в своей деятельности. Факт усво-енности знаний можно определить по качеству решения учебной задачи. Особенно результат обучения виден в самостоятельной работе. Результатом усвоенности содержания художественной деятельности, обученности является создание художественного образа в эмоционально-чувственной материализованной форме. Педагог, организуя учебный процесс, контролируя его, вносит необходимые коррективы, направляет студента к самостоятельному поиску решений учебных заданий, тем самым способствует развитию каждого студента.
Таким образом, можно сделать вывод:
• педагогический процесс формирования художественного образа произведений декоративного искусства - это постепенно усложняющаяся развивающаяся деятельность студента от репродуктивного уровня развития к творческому;
• совершенствование профессиональной подготовки студентов проходит в ходе усвоения знаний и умений образной организации декоративного изделия на основе принципа развивающего обучения;
• в основе педагогического процесса обучения художественному ткачеству должен применяться проблемный способ обучения, который позволяет преднамеренно создавать ситуацию самостоятельной познавательной деятельности, что отвечает задаче профессионального совершенствования мастерства будущего специалиста;
• профессиональная художественная деятельность студента представляет собой личностный процесс, поэтому рациональным является использование личностно-деятельностного подхода;
• главный принцип художественно-образного обучения студента - это владение методом усвоения знаний, умений самостоятельно разрешать творческие задачи;
• способность образного видения действительности определяет потенциал личностных профессиональных качеств художника-декоративника.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Медведев Л. Г. Формирование художественного образа на занятиях по рисунку М.: Просвещение, 1986. 160 с.
2. Кузин В. С. Психология: учебник. М.: Агар, 1997. 304 с.
3. Козлякова Н. В. Педагогические условия повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 24 с
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
5. Дремов А. К. Художественный образ. М.: Советский писатель, 1961. 406 с.
6. Белинский В. Г. Идея искусства. Полн. собр. соч. в 9 т. Т. 8. М.: Художественная литература, 1982. 782 с.
7. Герасимова А. А. Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 24 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. 237 с.
9. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 352 с.
10. Рахимов С. Содержание и сущность обучения элементов предмета «Технология» в сфере образования // Вестн. таджик. национал. ун-та. Душанбе, 2009. № 6 (54). С. 260-263.
REFERENCES
1. Medvedev L. G. Formirovanie khudozhestvennogo obraza na zanyatiyakh po risunku (Formation of imagery at the lessons of drawing). Moscow: Pros-veshchenie, 1986. 160 p.
2. Kuzin V. S. Psikhologiya: Uchebnik (Psychology: textbook). Moscow: Agar, 1997. 304 p.
3. Kozlyakova N. V. Pedagogicheskie usloviya povy-sheniya effektivnosti khudozhestvenno-tvorcheskoy deyatelnosti studentov sredstvami dekorativno-prikladnogo iskusstva (Pedagogical conditions of increasing the effectiveness of artistic and creative activity of students by means of decorative and applied arts). Magnitogorsk, 2007. 24 p.
4. Arnkheym R. Iskusstvo i vizualnoe vospriyatie (Art and visual perception). Moscow: Progress, 1974. 392 p.
5. Dremov A. K. Khudozhestvennyy obraz (Artistic image). Moscow: Sovetskiy pisatel, 1961. 406 p.
6. Belinskiy V. G. Ideya iskusstva. Poln. sobr. soch. v 9
t. (Idea of art. Complete works in 9 vol.). Vol. 8. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1982. 782 p.
7. Gerasimova A. A. Razvitie tvorcheskogo myshleniya budushchikh uchiteley izobrazitelnogo iskusstva sredstvami narodnoy pedagogiki (Development of creative thinking by future teachers of art by means of folk pedagogics). Magnitogorsk, 2007. 24 p.
8. Leontyev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost. Izd. 2-e (Activity. Conscience. Personality. 2nd ed.) Moscow: Politizdat, 1977. 237 p.
9. Ponomarev Ya. A. Psikhologiya tvorcheskogo my-shleniya (Psychology of creative thinking). Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1960. 352 p.
10. Rakhimov S. Contents and essence of teaching the elements of the subject "Handicrafts" in the field of education [Soderzhanie i sushchnost obucheniya elementov predmeta «Tekhnologiya» v sfere obrazovaniya]. Vestn. tadzhik. natsional. un-ta (Herald of Tajik National University). Dushanbe, 2009, 6 (54), pp. 260-263.
УДК 377.5 ББК 85.110.5
РОЛЬ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ ПРИ РАЗВИТИИ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ
THE ROLE OF VISUAL PERCEPTION OF ART SCHOOL PUPILS AT DEVELOPING COLORISTIC VISION
Н. В. Блохина
В данной статье затрагивается вопрос визуального восприятия человека обычного, из повседневной жизни, и человека, наделенного художественными способностями. Рассматриваются вопросы не только основных свойств восприятия, но и зрительного восприятия. Затрагивается проблема колористического видения, так как психофизиологической основой служат для него процессы ощущения, восприятия, представления.
Ключевые слова: колористическое видение, визуальное восприятие, художественный образ.
Модернизация современного российского образования актуализировала роль художественного образования в системе работы дополнительного образования. Изобразительная деятельность является формой познания и действительности и в силу своего созидательно-иллюстративного характера способствует совершенствованию творческих способностей, нрав-
N. V. Blokhina
This article deals with visual perception by an ordinary person in everyday life and by a person dowered with art talent. In this article not only basic aspects of perception are considered, but the visual perception as well; the author raises the issue of coloristic vision because such processes as sensation, perception, presentation are used as a psycho-physiological base for it.
Keywords: coloristic vision, visual perception, artistic figure.
ственному и эстетическому воспитанию, а также формированию новых образцов поведения и инновационного мышления учащихся.
Академическая живопись и рисунок в детских художественных школах и школах искусств занимают ведущее место. Изучение академической грамоты является сложным познавательным процессом, во главе которого