собой совокупность функциональных компонентов (информационный, интегративный, мотивационный), этапы, условия, практические задания и упражнения направленные на раскрытие структуры построения образа (информационный аспект, семантический, конструктивный), на основе которых происходит познание, осмысление и изображение натуры.
Модель структуры методической системы отражает целостность процесса обучения, компоненты которой находятся во взаимосвязи и со-подчиненности.
На сегодняшний день необходимо понимать, что развитие художественного восприятия возможно, если педагог опирается на определенную структурно-смысловую модель свой методической системы, так как развитие ребенка является приоритетным направлением и основной задачей художественной школы. В изобразительной деятельности учащихся ДШИ, прежде всего надо увлечь ребенка, погрузить его в творческую при-
роду живописи цвета, где практическая работа способствует формированию чувства цветовой культуры, осуществляя синтез эмоциональнообразного и абстрактно-логического как существенной характеристики художественного мышления и творческой деятельности ребенка.
Библиографический список
1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985.-320 с.
2. Ермолаева-ТЪминаЛ.Б. Психология художественного творчества. - М., 2005. - 300 с.
3. Кузин B.C. Психология живописи. - М., 2005.-303 с.
4. Неменский Б. М. Педагогика искусства. -М., 2007-252 с.
5. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. -М., 1988.—гл. 20.
6. Пьянова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. - М., 2006.
УДК 372,8 Б 424
П.Н. БЕКЛЕМЕШЕВ
О РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФРАКТАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ОБУЧЕНИИ ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
Исследована проблема создания и внедрения в учебный процесс фрактального электронного учебного пособия (ФЭУП) с целью повышения качества теоретического обучения основам изобразительной деятельности и развития творческой активности студентов первого курса художе-ственно-графических факультетов (ХГФ).
Ключевые слова: фрактальное электронное учебное пособие; теория обучения изобразительной грамоте; тестирование.
Цель исследования - повышение качества теоретической подготовки студентов по изобразительным дисциплинам посредством использования технологий мультимедиа.
Проблему и актуальность нашего исследования определяет объективное противоречие между необходимостью дать большой объем знаний по теории обучения изобразительным дисцип-
линам, незначительным количеством учебных часов, и отсутствием научно-обоснованной методики разработки и использования средств мультимедиа для реализации этой цели на ХГФ.
Нами разработаны: обучающее и контролирующее ФЭУП; методика создания и использования средств мультимедиа в процессе обучения теории изобразительной грамоты, расширяющее
Л Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
П.Н. Беклемешев, 2007
О разработке и использовании фрактальногоэлектронного учебного пособия..
профессиональные функции преподавателя и создающие условия для активизации учебно-творческой и научной работы студентов-первокурс-ников ХГФ.
Научная новизна исследования обусловлена разработкой содержания и технологии применения ФЭУП по теории обучения изобразительной грамоте, определением возможностей использования средств мультимедиа в тестировании.
Как показывает педагогическая практика, без проектирования, создания и внедрения в учебный процесс профессионально ориентированных, предметных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) невозможно совершенствование образовательной среды современного педагогического университета остается лишь хорошим пожеланием. Открытие практически во всех художественно-педагогических заведениях компьютерных классов дало возможность использования ШсЬ-тесПа (видео, аудио, анимация, взаимодействие с пользователем) в учебном процессе, расширило возможности тестирования, обработки результатов, контроля над процессом обучения на расстоянии и т.д. [1; 2; 3;7].
Создание благоприятных условий обучения в педагогическом процессе невозможно без преодоления коммуникационных барьеров, возникающих на пути информационных потоков. Подобные барьеры в обучении студентов-первокур-сников ХГФ педвузов обусловлены слабым уровнем их теоретической подготовки, несформиро-ванностью терминологического аппарата, психологическими и другими специфическими причинами. Результаты анкетирования и тестирования ежегодно проводимые нами убедительно подтверждают своевременность и актуальность нашей работы.
У современных студентов появляются возможности не только существенно ускорить процесс изучения материала, но и благодаря применению компьютерных технологий развивать свои творческие способности.
Объекты медиаобразования, интегрированные в специальные дисциплины, это прежде всего учебная, теоретическая и методическая информация, передаваемая по различным коммуникативным каналам, доступным обучаемым, а также технические средства ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования.
Какими же критериями мы руководствовались при разработке электронного учебного по-
собия (ФЭУП) по теории обучения изобразительной деятельности. В различных источниках указывается, что электронные учебные пособия должно отвечать следующим требованиям: обеспечивать тесную взаимосвязь теории и практики; содержать большую часть иллюстративного материала и видеопрезентаций; предусматривать обязательную помощь и контроль преподавателя; давать возможность самоконтроля обучаемым своих результатов.
Личностно-ориентированный подход, основанный на принципе элективности, (который только начинает устанавливаться в художественно-педагогическом образовании, и дающий обучаемому большие возможности в самостоятельном выборе образовательного маршрута); повышение мотивации и творческой активности студентов с первых дней занятий; создание определенной, методически оправданной стратегии теоретического обучения, подчинение содержания и методов изучения учебного материала задачам будущей профессиональной деятельности; учет интегративных связей рисунка, композиции, живописи, цветоведения и т.д. — все это мы старались отразить в ФЭУП.
Свобода выбора в использовании ФЭУП (углубленное изучение, повторение разделов учебного курса, совершенствование терминологического аппарата и др.) позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых, раскрывать их потенциал не только в глубоком всестороннем изучении предмета, но и в использовании полученных знаний в студенческой научной работе.
Эти идеи и современные педагогические технологии были реализованы в образовательном учебно-методическом комплексе (УМК) по дисциплине ’’Теория обучения изобразительному искусству” [7]. В него органично входит разработанный нами ФЭУП с подробным тезаурусом, списком основной и дополнительной литературы, тестами по теории ИЗО, мультимедиа презентациями учебного материала, электронными интерактивными учебниками и т.д.
Подобная работа также проводится в течени нескольких лет авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена (научный руководитель - академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор Г.А. Бордовский) в рамках реализации инновационной образовательной программы по биологии для учреждений общего, начального и среднего профессиональ-
ного образования» [8], а также Л.Б. Михайленко на ХГФ этого университета [4].
Созданное нами ФЭУП представляет собой дидактическое средство фрактальной системы, объединяющее различные средства педагогического воздействия и сопровождения: от традиционного учебника до программы электронного тестирования и подробного тезауруса по теории изображения, цветоведению и теории обучения изобразительной деятельности. Лекционный курс по теории обучения изобразительной деятельности базируется на трудах ведущих художников-педагогов России Г.В. Беды, Н.Н. Ростовцева, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, их коллег и учеников.
Отметим общие достоинства ФЭУП, которых нет у традиционных печатных аналогов и которые не обязательно присутствуют одновременно:
а) использование мультимедийных возможностей, позволяет сделать содержание более наглядным, понятным, занимательным;
б) возможность снабдить учебный материал динамическими рисунками, использование которых позволяет учащемуся экспериментировать, рассматривать изучаемое явление со всех сторон;
в) возможность моделировать методику процессов живописного и графического изображения;
г) быстрота и эффективность тестирования знаний учащихся;
д) системная организация самостоятельной работы учащихся, планирование, контроль, справки и др.;
е) использование гипертекстовых ссылок, позволяющее мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста.
По окончании курса лекций по учебной программе, мы предлагаем студентам заняться самостоятельным обучением или закреплением пройденного материала по уже установленным программам в компьютерном классе. Наша программа универсальна, т.е. содержит в себе максимально возможный объем информации, как по данной теме, так и по остальным интегрированным художественным учебным дисциплинам. Программный контент учебной дисциплины постоянно обновляется и пополняется как педагогом, так и аспирантами и студентами (рефераты, научные сообщения на конференциях НСО).
Это является важнейшим условием для уско-
ренного учебного процесса, стимуляции мотивов и желания работать творчески. Вдохновение возникает в результате активной мыслительной и изобразительной деятельности как ее итог. Общеизвестно, что некоторые признанные художники не получили систематического специального образования, однако они сумели овладеть тонкостями мастерства благодаря постоянному труду, получая вдохновение и удовольствие от самого процесса работы.
С первых дней обучения необходимо заинтересовать студентов в необходимости много работать самостоятельно, а для этого должна существовать система самоконтроля. С этой целью нами разработаны интерактивные программы самостоятельной работы по живописи для студентов 1-2 курсов. Эти программы-презентации стали результатом совместной работы профессиональных операторов и опытных педагогов. Они сопровождаются параллельными комментариями и демонстрацией иллюстративного материала.
Качественно составленное и научно-обосно-ванное интерактивное ФЭУП, становится своеобразным домашним репетитором, позволяющим сэкономить массу средств и времени, особенно по теоретическим и методическим дисциплинам. Так, для усвоения теории изображения студентами-заочниками ФЭУП является одним из самых эффективных средств обучения и развития, оптимизирующих учебный процесс, особенно в самостоятельной работе.
Применение ФЭУП по «Теории обучения изобразительному искусству» позволило значительно увеличить информационное насыщение данного курса в таких его разделах, как: «основы композиции», «основы цветоведения», «цветовая гармония и колорит», «основы рисунка», «основы живописи». Использование интерактивных технологий в процессе тестирования стало не только формой контроля, но и средством обучения студентов. Электронное тестирование позволило получать срезы уровня знаний учащихся по любому разделу в короткие сроки и с учетом лич-ностно ориентированного подхода.
В рамках нашей работы решена проблема внедрения в педагогический процесс ХГФ педвузов компьютерного тестирования, становящегося одним из самых эффективных способов оценки знаний. Это проявляется, прежде всего, в возможности провести опрос гораздо большего чис-
18
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
О разработке и использовании фрактальногоэлектронного учебного пособия...
ла студентов за меньшее время по сравнению с традиционными видами опросов.
Разработанная нами система компьютерного тестирования состоит из трех основных частей: редактора таблиц тестов; приложение тестирования; приложение анализа результатов. Он предназначен для создания новых тестов и их редактирования, тестирования студентов и обработке его результатов; составления отчетов по каждому студенту в отдельности. Перемешивание вариантов ответа позволяет решать первую проблему традиционного тестирования - возможность обмена информацией между тестируемыми. Даже в том случае, если некоторые студенты получат одни и те же вопросы, номера правильных вариантов ответа у них будут разными. Получение доступа к отчету по группе или группам студентов позволяет педагогу в сжатом табличном виде просмотреть результаты тестирования всех студентов. Созданный отчет экспортируется в формате таблиц для дальнейшей статистической обработки.
После проведения тестирования испытуемым неоднократно представлялась возможность выразить своё мнение в форме анкеты по поводу проведения тестового контроля и сравнения ее с традиционной [1].
Выделим из полученного материала наиболее существенные факторы, побуждающие студентов с большим интересом относиться к обучению.
1. Повышение активности студентов, которое можно объяснить проявлением в ходе электронного тестирования элемента необычности, схожей с игровой ситуацией.
2. Первые ощущения описываются студентами, как сильное удивление, смешанное с большим желанием попробовать свои силы. Анализ рефлексии первокурсников показывает, что во время компьютерного тестирования у них отсутствует недовольство, обычное в традиционной форме контроля, появляется азарт, озвучиваемый просьбами попробовать «еще разок», причем немедленно.
3. Усиление интереса к освоению учебного материала и к самому процессу обучения, появление духа состязательности, возможности проведения соревнования между обучаемыми группами по результатам тестирования, что в свою очередь служит мощным стимулом к активизации самостоятельной работы.
4. Использование компьютера для интерактивного обучения теории ИЗО побуждает больший интерес к научно-исследовательской работе. Данный режим позволяет снять недоверие к правильности работы компьютера, объективности оценки; увеличивает положительный эмоциональный фон в ходе занятия и создает дополнительную мотивацию дл работы тестируемых с учебником, вызывает у них желание обратиться к ЭУП по Теории ИЗО.
5. Простота использования и быстрота выполнения тестов. Данный фактор создает иллюзию простоты и доступности материала, а также легкости самого процесса обучения.
6. Поразительные изменения, отмечаемые в самооценке обучаемых. На вопрос о неудаче, практически невозможно услышать никакой другой причины, кроме как личной неподготовленности.
7. Наличие нескольких готовых вариантов ответа предрешает получение положительных результатов тестирования.
8. Повторяемость результатов при повторном тестировании, в случае отсутствия дополнительной подготовки после первой попытки. Тестовые задания, составленные с высокой надежностью, обеспечивают практически полное повторение предыдущих результатов при повторном тестировании. Обучаемые каждый раз заново убеждаются, что простого угадывания, как и везения, здесь недостаточно - нужны твердые знания. Адекватной реакцией является крепнущее сознание необходимости тщательного изучения соответствующих разделов ФЭУП.
Составление индивидуальных планов обучения и реализации их при помощи разработанной методики сочетания традиционных форм и активного использования мультимедиа технологии в процессе изложения и закрепления материала дают достаточно высокие результаты обучения изобразительной деятельности.
Применение активных и проблемных методов обучения теории изобразительного искусства посредством использования ФЭУП способствует не только повышению качества обучения, особенно на пропедевтическом уровне, но и развитию творческой активности студентов ХГФ педвузов. В этом мы убедились после апробирования ФЭУП по теории обучения изобразительному искусству, разработанного нами для совершенствования учебного процесса.
Наиболее щ. t-p" :a? "b' <.ti ripe ктиоив •та» o:‘-v "I : тпики — [ИЯ своих ciт лирных - ia-or ич^к-и* во шожногтзй и воз! ожиостей акти тазаи^-, +. ■. об; 1 :ния в * > ю тченнс-пе
датгическиз (аведенилх- .нтеоактивные луз* гчмедийныб приложения V )~1Г лжнениу I ■ out 3a3Hpvio гсг наделсвы* играх и -t гзаны с поте _ 'Толей профессион альноиде: L пьнсхтыс вы у: к.г и ко в в j и о бразовате.тных и специал ■ зироваш,ь:х школах I aj jthm v. t aOoiaj,rt л &у
ICto D joTqrT'b, l'THl.oMi. - ha n.Viett..ancwX auuiDKi. (ИЯ 31 . J MX |. июййскк t din Jv,/itru>ix > .et.bl, I
5 ■:> {
ЬиОлиог рафипм кий i пниж
I 1‘Ъклал1Ш1\-п Н П 'JdhiiLvii^o И li 111i спи-
IjuhIU MOiHBdLI lil I” ltiiji-l1 in |loL'.-‘i ■ i i и^ене-НИЯ ЭЛеКЧрОННоГО lee гнрования 110 теории изо*>-\)‘U llfdl lt.il г и IftiO I ,1/ '*. )B|ieiylc.HHbiu чроплемы художеитвепно-пецш огического образования fit■ П |Щ> 1И ||;-'м| Л I OA^rlrifiHHP гралИЦИЙ >3 > V ЦОЖе> гиелно-пецагогв- 'Ском образован! и год-ред. F А. 1Сузмичрра I Jг.i окшич-^й -i По 2008 -i: 2"n-2i'd
_ _ i- if h > ieK-T)OHHbie URlttnp
пособие. Моск. гос ун-т печати 2001
/енисенко £. Ч " ц ис т. 4.8. Осчозь) те-.рии изоооазитяпк ,и |рам ) и /р.т плялр;
4 Л. 6 1 .,таилечко ( Итып т!ггят и>> тег |;]он Н< 1 ' -СОНС1 О ЮСО^Ш' 1(1 педып ]'Ч 1 -111 1г*
НАЛОГИ. ’ «оСоаЗИТелЬ11 и1П Г1 ;кус( I м // -I I
ственисс рс^ование н педаго! (ческь^ пчоп.! \ - П„ш 3 - СПб РГIV ■ I л. Герцен ,_|Ц)!
^ I арое 4 и~ Э|7ектроггныйуче.Ркик:тсорил иоактикь. М I1 1-вс П-АО 1г'а9
6 ь н-.Ь JI I ни профессиональной
нимП' 11 имо-.и I I уДеШОЬИ О' фа ,llh.il ЬЛлНОЙ 11-.геме -оВРсмоъ (Ы) О ь»ла. Й I ■*- I -„а и-* г1- уь ( (б 201 4 48 V
■ (. .«с -.пки Ъ 11 Теи 1Ьл и гченил » ООРаЗИ
1 сльпОшу I В\ У •ЗебгЮ-МеТО чп (вСКиЙ М 41
, .РК ~1,.1,пииП луо<1пСКИ^1 I ‘ УН 1 2^08 Э1 <1
» Ки П(и1Ь чнияиб. }ЛеК1 > пп- X и^ПйЗОВаМг (Ь-пиР р< ’.Г )В Н0В01 О Гктолени * в /ЧебНиМ !ри
"ес^" На ^ис-м^тч^иче* к. :: > п .рь- ^ I.
2Ь Г * Гот. ЦП ь. г С г СьсЛ/ЮВЙ
ТЧ 'а 1н 1 Из -41 Г 111\ I IV А..И Т^ -ено 2007 31 .
у;зь 371
Р 5 25
к. в, ЕАГкаел
^;^.AJU^rtL)t Н»ОС'НАНС1ВО И Е О РОЛЬ к '.ЭОРМИРОЯЛ^ИИ РУССКОЙ ^^НТАП1,нос ти
В работе рассматриваются средства вербальной репрезентации концепта о пространствоу в
русский -<и- ичН ’4 л ^ I >етаЛЪН11 1Н01ги ир- г т-.УЬтчи.ЧЬП iOtnj.nl .;,}#пЛ, ; ’, ,Г-•'Ли 1Ш ОСиО^Н
ни- ■ | ► ipooHnc.mii пписыва&тся щ ^рпнет, 'нныхнч г,ов< ■ ."и и к гЪ о,мии >чпныи
ментальность Такте £>к матривоч-тся способы л *< ^опогнчесь»*ларшетери* «>1п,мо, ттх.« тпониь I .штытеън, п-нп^ -п -иг.^п» пг-ыт- -^птнг‘ < шмь- > Атштоачниа имиий, чред
-'.тавлениг/ и мировоззрений, поддержания развития самосознания читателя Пространство пред-томлено чет-'З восприятие ’лг/иси«ы' Пе -ъ гш- -ц г- отражавшее шраОт,, Ы|.■ Ф 'веои*
к %-очевыеслов»- г-т—:ш«чпш1 тт.--п. \ ~,л< > ■’1ътмрноя • оымтик^ч»* ьч'.шгнщина-.гг у'пчче в< V про( траю твечный о гп межк\път\ю»пч г-иитК 74 ищия ччробт < 'пь ■ 1 ичи ’.-‘-г ион со
-"Пиарь н шая * < • I
Ве.с.тнщг KI V чм П \ Чекпа^вэ * 200й »м 5
К В Бабкова z1'1’-