Научная статья на тему 'Комплексное использование различных техник живописи, как средство развития творческой личности учащихся детских художественных школ'

Комплексное использование различных техник живописи, как средство развития творческой личности учащихся детских художественных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2216
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ / МОТИВАЦИЯ / СОТВОРЧЕСТВО / PEDAGOGIC TECHNOLOGY / CREATIVE DEVELOPMENT / PAINTING TECHNIQUE / MOTIVATION / MUTUAL CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратиева Ольга Викторовна

Разработана и апробирована педагогическая технология комплексного использования различных техник живописи на уровне пропедевтического обучения как средство развития творческой личности учащихся детских художественных школ и школ искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ратиева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENT PAINTING TECHNIQUES COMPLEX USAGE AS MEANS OF CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN FROM DRAWING SCHOOLS

Pedagogic technology for complex painting techniques on the propaedeutic level of education has been worked out and approbated. It is considered to be means of the creative development of schoolchildren's from drawing schools and schools of arts.

Текст научной работы на тему «Комплексное использование различных техник живописи, как средство развития творческой личности учащихся детских художественных школ»

происходит угасание интереса заниматься изобразительной деятельностью.

Проведенное исследование в констатирующем эксперименте позволили нам сделать следующие выводы.

Большая часть преподавателей изобразительного искусства считают, что предмет «Изобразительное искусство» имеет огромный потенциал в формировании у учащихся коммуникативноречевых способностей.

Коммуникативно-речевые способности влияют на уровень сформированности творческих способностей учащихся.

Основным видом деятельности, где наиболее эффективно могут формироваться коммуникативно-речевые способности, являются уроки, на которых учащиеся занимаются различными видами декоративно-прикладного искусства.

Родители не проявляют активности в сотрудничестве с учителями изобразительного искусства в решении проблемы формирования коммуникативно-речевых способностей у учащихся.

Отсутствие у преподавателей изобразительного искусства методической системы формирования коммуникативно-речевых способностей не позволяет им эффективно решать данную проблему.

Библиографический список

1. БореевЮ.Б. Эстетика. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1881. - 399 с.

2. Гальперин С.В. Мое мировидение: Курс лекций. - М.: Российский открытый университет, 1992. - 208 с.

3. Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству, процесс и управление / отв. ред. Ю.У Фохт-Бабушкин. - М.: Наука, 1982. - 366 с.

УДК 371.3

Ратиева Ольга Викторовна

Детская школа искусств, п. Энем, Тахтамукайский район, Республика Адыгея

sepyai@rambler. т

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК ЖИВОПИСИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ

Разработана и апробирована педагогическая технология комплексного использования различных техник живописи на уровне пропедевтического обучения как средство развития творческой личности учащихся детских художественных школ и школ искусств.

Ключевые слова: педагогическая технология, творческое развитие, техника живописи, мотивация, сотворчество.

В процессе проведения исследовательской работы, нами установлено, что традиционное использование различных материалов в обучении живописи учащихся детских художественных школ (ДХШ) и детских школ искусств (ДШИ) в системе дополнительного образования детей (ДОД) зачастую носит бессистемный характер, без должного научного обоснования, учета возрастных особенностей учащихся и сложностей этого процесса. Это подчеркивает актуальность теоретического и методического обоснования межпредметных связей и комплексного использования различных техник живописи в процессе развития творческой личности детей. Об этом также свидетельствуют анализ литературы, анкетирование учащихся и педагогов системы начального художественного образования (НХО).

На основе личностно-ориентированного подхода нами определены цели и приоритетные задачи, разработано оптимальное содержание и технология обучения живописи в системе ДОД (ДХШ, ДШИ). Создана и апробирована система пропедевтического обучения, воспитания, и развития творческих способностей детей на занятиях живописью, в основе которой лежат принципы гуманистической педагогики:

- свободное самоопределение и самореализация ребенка, свобода выбора изобразительных средств и материалов;

- последовательное развитие индивидуальности каждого ребенка в учебно-творческой деятельности;

- тесное сотрудничество и сотворчество участников образовательного процесса в совместной художественной продуктивной деятельности;

- непрерывное образование как условие развития личности педагога и учащегося;

- системная организация педагогического сопровождения педагогом учебно-воспитательного процесса, и создание необходимых условий его совершенствования.

Для создания оптимальных условий реализации педагогической технологии комплексного использования различных техник живописи, как средства развития творческой личности учащихся, нами разработаны: экспериментальная авторская программа по усвоению приемов и методов использования различных материалов и технологий живописи; средства программно-методического сопровождения; учебно-методическое пособие для научно-обоснованной организации учащимися самостоятельной работы.

Экспериментальная программа составлена на основе новейших достижений в области педагогики изобразительного искусства, направлена на формирование умений и навыков использования различных живописных техник, в процессе изучения основ композиции в живописи и развития на этой основе художественно-творческой индивидуальности каждого ребенка. Предусмотрено овладение детьми методикой и технологией ведения краткосрочного и длительного этюда в различных живописных техниках. В рамках этой программы дети изучают основы теории живописи и цветоведения, для последующего применения этих знаний в творческой работе и в процессе дальнейшего обучения в средних и высших специальных учебных заведениях [1; 4; 7; 14].

Воспитательный и образовательный процесс обучения живописи детей в системе ДОД по нашей программе направлены на развитие у детей понимания неразрывности «художественного образа» и «материала», создающего этот образ. Для успешного выполнения учебных и творческих живописных работ, необходимо «привить воспитуемому качества, знания, умения, навыки, необходимые ему для развития исполнительской технологии, посредством введения различных живописных материалов на всех этапах обучения [12]. Все это еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования.

Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования является теоретическое и методическое обоснование методической системы, включающей новое содержание методов, технологий и форм обучения детей посредством ком-

плексного использования различных техник живописи в процессе развития творческой личности учащихся ДХШ, ДШИ на уровне пропедевтики (подготовительный класс и два первых года обучения).

Живопись, как учебный предмет для детей начинающих заниматься в современной художественной школе одна из базовых интеграционных дисциплин специальной подготовки учащихся, их начального профессионального становления и развития. Здесь закладываются основы изобразительной грамоты, практических навыков в работе с цветом, вырабатываются умения организовывать гармоничный цветовой строй в любом живописном материале, формируются основы изобразительной культуры и творческое образное мышление, эстетическое освоение окружающей действительности.

Научить детей ставить перед собой самые различные творческие живописные задачи и эффективно их решать - одна из главных задач художни-ка-педагога. Но для этого нужно способствовать преодолению страха перед ошибками, выявлению и развитию у них нестандартного мышления, воспитанию уверенности в собственных силах. Этому в полной мере соответствует курс современной художественной педагогики России на индивидуализацию обучения, на развитие одаренности и творческих способностей.

Мы солидарны с утверждением Д.Б. Богоявленской, что одаренность является свойством психики, развивающимся на протяжении всей жизни человека, и это оправдывает введение в классификацию видов одаренности «потенциальной одаренности». Кроме того, выделение потенциальной (а заодно и скрытой) одаренности продиктовано гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание педагогов к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности, неясности природы этих форм, доминирующим является стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего внимания педагога [3].

Как подтверждает наша практика, внедрение в образовательный процесс различных техник живописи значительно увеличивает возможность раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей детей, и развития уже проявившихся у них способностей в соответствии с присущим каждому индивиду творческим потенциалом. В результате это дает больше свободы для

самовыражения. Поэтому так необходимы в этот период научная обоснованность в изложении основополагающих вопросов теории, последовательность и осознанность овладения методами и приемами живописного видения цвета [2; 14; 15].

Традиционное обучение живописи начинается с изучения техники акварели с преобладанием длительных постановок (от 8 до 12 часов). На пропедевтическом уровне обучения мы предлагаем упражнения на использование различных живописных материалов и применения знаний по основам цветоведения. Данные упражнения должны быть по времени краткими, достаточными для развития цветовосприятия, передачи в этюдах общего состояния освещенности, чувства цветовой гармонии. Всякий живописный материал содержит в себе эстетическую ценность. Для решения конкретной художественной задачи художник-педагог должен направить ребенка на проявление своих личностных ощущений, ассоциаций, глубоко заложенных в сознании и влияющих на выбор разнообразных художественных приемов.

Как утверждает В.С. Щербаков, чтобы научить детей создавать обобщенно-живописный образ, нужно развивать у них эмоциональное отношение к изображаемым объектам надо вызвать взволнованное отношение к предмету, помочь залюбоваться им, заинтересоваться его характером, найти в нем острую выразительность. Это составляет только одну часть процесса изображения, одну его сторону. Необходимо овладеть и другой стороной - самим изображением. Усвоение выразительных средств изображения - основ композиции и технической сторон живописи должно постоянно находиться в центре нашего внимания [15].

Применение различных техник в обучении детей живописи необходимо для повышения мотивации и активизации творческого процесса. Правильное их использование расширяет диапазон возможностей обучаемых, ускоряет развитие ручных умений и способствует более активному развитию творчества на занятиях живописью. Мы считаем, что техники живописи важны еще и в той связи, что применение разнообразных живописных материалов подвигает учащихся на эксперимент. Это в свою очередь требует расширенной и адаптированной педагогической технологии использования их в работе с детьми.

По стандартным программам в обучении живописи акварель - это основной материал, ко-

торым учащиеся работают на протяжении всех лет обучения в художественной школе. Отсутствие живописного опыта и знаний основ цвето-ведения представляют известную трудность для учащихся первых лет обучения, вызывает страх и неуверенность в их работе. Ввиду этих сложностей считаем, что давать длительные задания в технике акварельной живописи лучше на завершающих этапах обучения [7].

В соответствии с нашей экспериментальной программой в первом полугодии в художественной школе, наряду с выполнением заданий по акварельной живописи, мы даем возможность учащимся написать натюрморт в смешанной технике (акварель, гуашь, пастель), а затем в технике чистой пастельной живописи.

Первое задание в акварельной технике по нашей программе выполнялось самостоятельно, и было направлено на исследование начального уровня живописной грамоты учащихся. Результаты самостоятельной работы детей как контрольной, так и экспериментальной группы были следующие:

а) отсутствовало понятие о специфике акварели и ее выразительных свойствах;

б) проявлялась стереотипность использования изобразительных материалов (учащиеся не знали и не могли писать акварелью);

в) уровень навыка владения материалом был низкий,

г) не было правильного соотношения между выразительными возможностями материала и содержанием работы.

В первой самостоятельной контрольной работе видно, насколько неуверенно и неумело использование изобразительных средств данного материала, колористики, да и композиции.

Последующие задания для учащихся экспериментальной группы - написать натюрморт в смешанной технике (акварель, гуашь, пастель), а затем в технике чистой пастельной живописи. Как показывает практика пастель можно и нужно использовать как живописный материал в начальном обучении живописи. Она удобна в использовании и имеет ряд достоинств и преимуществ по отношению к другим красящим материалам: не нужно ждать пока высохнет предыдущий слой, чтобы наложить следующий; мелками можно работать в любом месте, в любое время и на разных основах. Большой диапазон оттенков и полутонов, яркость которых не меркнет от времени;

быстрота письма; немедленная передача цвета; возобновления работы, исправления - все это привлекает учащихся и активизирует их в творческом плане [8; 10; 11].

Работа в технике пастели развивает такие качества как чувство плавности и мягкости линий, локальности пятна в живописи. Наслаивая и перемежая многоцветные линии и пятна, дети создают сложные цветовые мерцания фактур; тщательно растирая, добиваются плавных переходов изысканно нежных тонов.

Дети полюбили пастель за возможность передавать нежные и сочные тона, художественный эффект которой основан на особой силе, чистоте и свежести красок.

Во втором полугодии учащиеся знакомятся с техникой темперной и акриловой живописи. Акриловая и темперная живопись даёт абсолютную и полную свободу выражения. У этих материалов есть масса положительных качеств: быстро высыхают; позволяют неоднократно переписывать работу; работать как пастозно, так и лессировками; появляется возможность создания богатого фактурного фона.

Задания по экспериментальной программе выполнялись темперой на тонированной бумаге, поэтапно, после нашего наглядного показа приемов и способов работы, демонстрации работ художников. Последовательное изучение детьми практических изобразительных действий, складываются в приемы («вливание цвета в цвет», «лессировка», «сквозной мазок») и методы («а ля прима», «многослойной живописи»). Эта техника дает детям большие возможности передачи своих ощущений в живописи натюрморта или пейзажа такими средствами, как линия, цвет, ритм, фактура. Это развивает воображение, будит фантазию и творческую мысль ребенка. Фактуру различных предметов они рассматривают бесконечно долго. Она сама по себе может быть очень выразительной, например: кора дерева, освещенная солнцем, камень, покрытый мхом, густая трава, опавшая листва, фактура мрамора. Поверхность, и фактура живописного пространства картины - это, безусловно, одна из составляющих искусства живописи. Разнообразная и сложная по структуре поверхность, удерживает и заинтересовывает взгляд маленького творца.

Еще одна техника, которая очень заинтересовывает детей - рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи, но этот способ

изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ [14].

Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «глаз - мозг - рука».

Факторы для развития маленького художника -это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе обучения изобразительной деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых изделий, способствует созданию новых, неповторимых работ уже на начальном этапе освоения этой техники.

К завершению обучения в полугодии, в результате нашего педагогического эксперимента прогресс налицо. Эксперты отмечают, существенное повышение качества использования живописных изобразительных материалов и выразительных средств в работах учащихся экспериментальной группы. Дети научились не только выделять в натуре и проявлять в изображении основные свойства (качества) цвета натурной постановки (светлоту, насыщенность, цветовой тон), но и выполняют свои этюды эмоционально выражено, художественно, одухотворенно, образно.

На втором году обучения были введены такие техники как масло и акрил. На этом этапе обучения деятельность учащихся характеризуется тем, что в их работах творческое начало должно преобладать перед школой. Дети должны творчески вычленить для себя существенные признаки живописных материалов и специфику их применения в различных живописных композициях. Выполняя учебно-творческие работы на принципах сотворчества, сотрудничества, дети уже осознанно применяют свои знания и навыки в живописной практике. Они чувствуют материал и его выразительность, умеют правильно применить технику исполнения, грамотно строят композицию, передают колорит.

У детей за период экспериментального обучения возросла мотивация и творческая активность. Учащиеся экспериментальных групп принимают участие во многих конкурсах-выставках детского рисунка, выполняя их в различных живописных техниках, применяя полученные знания и навыки в творческой работе. Так, если в начале обучения лишь 10% учащихся принимали участие в выставках, то на сегодняшний день этот процент поднялся до 65%. Дети приняли активное участие в конкурсах и выставках: «Добро и зло в сказках и мультфильмах», «Память нации», «Память поколений», «Радужка», «Волна фантазии» и др. Работы детей экспериментальных групп отличались грамотным применением различных живописных материалов (пластилиновая живопись, пастель, гуашь, акварель, акрил, масло, темпера).

Проведение педагогического обучающего эксперимента в течение нескольких лет, показало, что применение разнообразных живописных изобразительных материалов (пастель, гуашь, акварель, темпера, акрил, масло, пластилин и др.), активизирует познавательные и творческие возможности маленького художника, повышает мотивацию и способствует повышению уровня коммуникабельности всех участников учебного процесса. Дети по-настоящему становятся полноправными субъектами обучения. Вместе с этим наша работа обозначила другие проблемы, которые неизбежно возникают как перед детьми, так и перед творческим художником-педагогом.

Библиографический список

1. Беда Г. В. Живопись и её изобразительные средства: Учебное пособие для студентов художественно-графического факультета. - М., 1977.

2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1989.

3. Богоявленская дД.Б. Еще раз о понятии «одаренность» // Одаренный ребенок. -2005. - N° 6. - С. 14—18.

4. ВолковН.Н. Цвет в живописи. - М., 1985.

5. ЗайцевА. Наука о цвете и живопись. - М., 1986.

6. Иогансон В.В. Молодым художникам о живописи. - М., 1959.

7. Лепикаш ВА. Живопись акварелью. - М., 1962.

8. Пастель в Российской Академии художеств в прошлом и настоящем: Провинция Кунево. -СПб., 2003.

9. ПучковА.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. - М., 1982.

10. Сальвадор Г. О. Как писать пастелью. -М., 2001.

11. Пастель. Текст Женевьевы Монье. - Женевьева, Швейцария, 1995.

12. Суслов А.В. Концепция дополнительного образования в свете современных проблем развивающего обучения и воспитания // Дополнительное образование. - 1999. - № 2.

13. Чернова Е.В. Пластилиновые картины. -Ростов-на-Дону, 2006.

14. Штаничева Н.С., Денисенко В.И. Живопись. - М., 2009.

15. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. - М., 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.