происходит угасание интереса заниматься изобразительной деятельностью.
Проведенное исследование в констатирующем эксперименте позволили нам сделать следующие выводы.
Большая часть преподавателей изобразительного искусства считают, что предмет «Изобразительное искусство» имеет огромный потенциал в формировании у учащихся коммуникативноречевых способностей.
Коммуникативно-речевые способности влияют на уровень сформированности творческих способностей учащихся.
Основным видом деятельности, где наиболее эффективно могут формироваться коммуникативно-речевые способности, являются уроки, на которых учащиеся занимаются различными видами декоративно-прикладного искусства.
Родители не проявляют активности в сотрудничестве с учителями изобразительного искусства в решении проблемы формирования коммуникативно-речевых способностей у учащихся.
Отсутствие у преподавателей изобразительного искусства методической системы формирования коммуникативно-речевых способностей не позволяет им эффективно решать данную проблему.
Библиографический список
1. БореевЮ.Б. Эстетика. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1881. - 399 с.
2. Гальперин С.В. Мое мировидение: Курс лекций. - М.: Российский открытый университет, 1992. - 208 с.
3. Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству, процесс и управление / отв. ред. Ю.У Фохт-Бабушкин. - М.: Наука, 1982. - 366 с.
УДК 371.3
Ратиева Ольга Викторовна
Детская школа искусств, п. Энем, Тахтамукайский район, Республика Адыгея
sepyai@rambler. т
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК ЖИВОПИСИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ
Разработана и апробирована педагогическая технология комплексного использования различных техник живописи на уровне пропедевтического обучения как средство развития творческой личности учащихся детских художественных школ и школ искусств.
Ключевые слова: педагогическая технология, творческое развитие, техника живописи, мотивация, сотворчество.
В процессе проведения исследовательской работы, нами установлено, что традиционное использование различных материалов в обучении живописи учащихся детских художественных школ (ДХШ) и детских школ искусств (ДШИ) в системе дополнительного образования детей (ДОД) зачастую носит бессистемный характер, без должного научного обоснования, учета возрастных особенностей учащихся и сложностей этого процесса. Это подчеркивает актуальность теоретического и методического обоснования межпредметных связей и комплексного использования различных техник живописи в процессе развития творческой личности детей. Об этом также свидетельствуют анализ литературы, анкетирование учащихся и педагогов системы начального художественного образования (НХО).
На основе личностно-ориентированного подхода нами определены цели и приоритетные задачи, разработано оптимальное содержание и технология обучения живописи в системе ДОД (ДХШ, ДШИ). Создана и апробирована система пропедевтического обучения, воспитания, и развития творческих способностей детей на занятиях живописью, в основе которой лежат принципы гуманистической педагогики:
- свободное самоопределение и самореализация ребенка, свобода выбора изобразительных средств и материалов;
- последовательное развитие индивидуальности каждого ребенка в учебно-творческой деятельности;
- тесное сотрудничество и сотворчество участников образовательного процесса в совместной художественной продуктивной деятельности;
- непрерывное образование как условие развития личности педагога и учащегося;
- системная организация педагогического сопровождения педагогом учебно-воспитательного процесса, и создание необходимых условий его совершенствования.
Для создания оптимальных условий реализации педагогической технологии комплексного использования различных техник живописи, как средства развития творческой личности учащихся, нами разработаны: экспериментальная авторская программа по усвоению приемов и методов использования различных материалов и технологий живописи; средства программно-методического сопровождения; учебно-методическое пособие для научно-обоснованной организации учащимися самостоятельной работы.
Экспериментальная программа составлена на основе новейших достижений в области педагогики изобразительного искусства, направлена на формирование умений и навыков использования различных живописных техник, в процессе изучения основ композиции в живописи и развития на этой основе художественно-творческой индивидуальности каждого ребенка. Предусмотрено овладение детьми методикой и технологией ведения краткосрочного и длительного этюда в различных живописных техниках. В рамках этой программы дети изучают основы теории живописи и цветоведения, для последующего применения этих знаний в творческой работе и в процессе дальнейшего обучения в средних и высших специальных учебных заведениях [1; 4; 7; 14].
Воспитательный и образовательный процесс обучения живописи детей в системе ДОД по нашей программе направлены на развитие у детей понимания неразрывности «художественного образа» и «материала», создающего этот образ. Для успешного выполнения учебных и творческих живописных работ, необходимо «привить воспитуемому качества, знания, умения, навыки, необходимые ему для развития исполнительской технологии, посредством введения различных живописных материалов на всех этапах обучения [12]. Все это еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования является теоретическое и методическое обоснование методической системы, включающей новое содержание методов, технологий и форм обучения детей посредством ком-
плексного использования различных техник живописи в процессе развития творческой личности учащихся ДХШ, ДШИ на уровне пропедевтики (подготовительный класс и два первых года обучения).
Живопись, как учебный предмет для детей начинающих заниматься в современной художественной школе одна из базовых интеграционных дисциплин специальной подготовки учащихся, их начального профессионального становления и развития. Здесь закладываются основы изобразительной грамоты, практических навыков в работе с цветом, вырабатываются умения организовывать гармоничный цветовой строй в любом живописном материале, формируются основы изобразительной культуры и творческое образное мышление, эстетическое освоение окружающей действительности.
Научить детей ставить перед собой самые различные творческие живописные задачи и эффективно их решать - одна из главных задач художни-ка-педагога. Но для этого нужно способствовать преодолению страха перед ошибками, выявлению и развитию у них нестандартного мышления, воспитанию уверенности в собственных силах. Этому в полной мере соответствует курс современной художественной педагогики России на индивидуализацию обучения, на развитие одаренности и творческих способностей.
Мы солидарны с утверждением Д.Б. Богоявленской, что одаренность является свойством психики, развивающимся на протяжении всей жизни человека, и это оправдывает введение в классификацию видов одаренности «потенциальной одаренности». Кроме того, выделение потенциальной (а заодно и скрытой) одаренности продиктовано гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание педагогов к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности, неясности природы этих форм, доминирующим является стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего внимания педагога [3].
Как подтверждает наша практика, внедрение в образовательный процесс различных техник живописи значительно увеличивает возможность раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей детей, и развития уже проявившихся у них способностей в соответствии с присущим каждому индивиду творческим потенциалом. В результате это дает больше свободы для
самовыражения. Поэтому так необходимы в этот период научная обоснованность в изложении основополагающих вопросов теории, последовательность и осознанность овладения методами и приемами живописного видения цвета [2; 14; 15].
Традиционное обучение живописи начинается с изучения техники акварели с преобладанием длительных постановок (от 8 до 12 часов). На пропедевтическом уровне обучения мы предлагаем упражнения на использование различных живописных материалов и применения знаний по основам цветоведения. Данные упражнения должны быть по времени краткими, достаточными для развития цветовосприятия, передачи в этюдах общего состояния освещенности, чувства цветовой гармонии. Всякий живописный материал содержит в себе эстетическую ценность. Для решения конкретной художественной задачи художник-педагог должен направить ребенка на проявление своих личностных ощущений, ассоциаций, глубоко заложенных в сознании и влияющих на выбор разнообразных художественных приемов.
Как утверждает В.С. Щербаков, чтобы научить детей создавать обобщенно-живописный образ, нужно развивать у них эмоциональное отношение к изображаемым объектам надо вызвать взволнованное отношение к предмету, помочь залюбоваться им, заинтересоваться его характером, найти в нем острую выразительность. Это составляет только одну часть процесса изображения, одну его сторону. Необходимо овладеть и другой стороной - самим изображением. Усвоение выразительных средств изображения - основ композиции и технической сторон живописи должно постоянно находиться в центре нашего внимания [15].
Применение различных техник в обучении детей живописи необходимо для повышения мотивации и активизации творческого процесса. Правильное их использование расширяет диапазон возможностей обучаемых, ускоряет развитие ручных умений и способствует более активному развитию творчества на занятиях живописью. Мы считаем, что техники живописи важны еще и в той связи, что применение разнообразных живописных материалов подвигает учащихся на эксперимент. Это в свою очередь требует расширенной и адаптированной педагогической технологии использования их в работе с детьми.
По стандартным программам в обучении живописи акварель - это основной материал, ко-
торым учащиеся работают на протяжении всех лет обучения в художественной школе. Отсутствие живописного опыта и знаний основ цвето-ведения представляют известную трудность для учащихся первых лет обучения, вызывает страх и неуверенность в их работе. Ввиду этих сложностей считаем, что давать длительные задания в технике акварельной живописи лучше на завершающих этапах обучения [7].
В соответствии с нашей экспериментальной программой в первом полугодии в художественной школе, наряду с выполнением заданий по акварельной живописи, мы даем возможность учащимся написать натюрморт в смешанной технике (акварель, гуашь, пастель), а затем в технике чистой пастельной живописи.
Первое задание в акварельной технике по нашей программе выполнялось самостоятельно, и было направлено на исследование начального уровня живописной грамоты учащихся. Результаты самостоятельной работы детей как контрольной, так и экспериментальной группы были следующие:
а) отсутствовало понятие о специфике акварели и ее выразительных свойствах;
б) проявлялась стереотипность использования изобразительных материалов (учащиеся не знали и не могли писать акварелью);
в) уровень навыка владения материалом был низкий,
г) не было правильного соотношения между выразительными возможностями материала и содержанием работы.
В первой самостоятельной контрольной работе видно, насколько неуверенно и неумело использование изобразительных средств данного материала, колористики, да и композиции.
Последующие задания для учащихся экспериментальной группы - написать натюрморт в смешанной технике (акварель, гуашь, пастель), а затем в технике чистой пастельной живописи. Как показывает практика пастель можно и нужно использовать как живописный материал в начальном обучении живописи. Она удобна в использовании и имеет ряд достоинств и преимуществ по отношению к другим красящим материалам: не нужно ждать пока высохнет предыдущий слой, чтобы наложить следующий; мелками можно работать в любом месте, в любое время и на разных основах. Большой диапазон оттенков и полутонов, яркость которых не меркнет от времени;
быстрота письма; немедленная передача цвета; возобновления работы, исправления - все это привлекает учащихся и активизирует их в творческом плане [8; 10; 11].
Работа в технике пастели развивает такие качества как чувство плавности и мягкости линий, локальности пятна в живописи. Наслаивая и перемежая многоцветные линии и пятна, дети создают сложные цветовые мерцания фактур; тщательно растирая, добиваются плавных переходов изысканно нежных тонов.
Дети полюбили пастель за возможность передавать нежные и сочные тона, художественный эффект которой основан на особой силе, чистоте и свежести красок.
Во втором полугодии учащиеся знакомятся с техникой темперной и акриловой живописи. Акриловая и темперная живопись даёт абсолютную и полную свободу выражения. У этих материалов есть масса положительных качеств: быстро высыхают; позволяют неоднократно переписывать работу; работать как пастозно, так и лессировками; появляется возможность создания богатого фактурного фона.
Задания по экспериментальной программе выполнялись темперой на тонированной бумаге, поэтапно, после нашего наглядного показа приемов и способов работы, демонстрации работ художников. Последовательное изучение детьми практических изобразительных действий, складываются в приемы («вливание цвета в цвет», «лессировка», «сквозной мазок») и методы («а ля прима», «многослойной живописи»). Эта техника дает детям большие возможности передачи своих ощущений в живописи натюрморта или пейзажа такими средствами, как линия, цвет, ритм, фактура. Это развивает воображение, будит фантазию и творческую мысль ребенка. Фактуру различных предметов они рассматривают бесконечно долго. Она сама по себе может быть очень выразительной, например: кора дерева, освещенная солнцем, камень, покрытый мхом, густая трава, опавшая листва, фактура мрамора. Поверхность, и фактура живописного пространства картины - это, безусловно, одна из составляющих искусства живописи. Разнообразная и сложная по структуре поверхность, удерживает и заинтересовывает взгляд маленького творца.
Еще одна техника, которая очень заинтересовывает детей - рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи, но этот способ
изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ [14].
Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «глаз - мозг - рука».
Факторы для развития маленького художника -это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе обучения изобразительной деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых изделий, способствует созданию новых, неповторимых работ уже на начальном этапе освоения этой техники.
К завершению обучения в полугодии, в результате нашего педагогического эксперимента прогресс налицо. Эксперты отмечают, существенное повышение качества использования живописных изобразительных материалов и выразительных средств в работах учащихся экспериментальной группы. Дети научились не только выделять в натуре и проявлять в изображении основные свойства (качества) цвета натурной постановки (светлоту, насыщенность, цветовой тон), но и выполняют свои этюды эмоционально выражено, художественно, одухотворенно, образно.
На втором году обучения были введены такие техники как масло и акрил. На этом этапе обучения деятельность учащихся характеризуется тем, что в их работах творческое начало должно преобладать перед школой. Дети должны творчески вычленить для себя существенные признаки живописных материалов и специфику их применения в различных живописных композициях. Выполняя учебно-творческие работы на принципах сотворчества, сотрудничества, дети уже осознанно применяют свои знания и навыки в живописной практике. Они чувствуют материал и его выразительность, умеют правильно применить технику исполнения, грамотно строят композицию, передают колорит.
У детей за период экспериментального обучения возросла мотивация и творческая активность. Учащиеся экспериментальных групп принимают участие во многих конкурсах-выставках детского рисунка, выполняя их в различных живописных техниках, применяя полученные знания и навыки в творческой работе. Так, если в начале обучения лишь 10% учащихся принимали участие в выставках, то на сегодняшний день этот процент поднялся до 65%. Дети приняли активное участие в конкурсах и выставках: «Добро и зло в сказках и мультфильмах», «Память нации», «Память поколений», «Радужка», «Волна фантазии» и др. Работы детей экспериментальных групп отличались грамотным применением различных живописных материалов (пластилиновая живопись, пастель, гуашь, акварель, акрил, масло, темпера).
Проведение педагогического обучающего эксперимента в течение нескольких лет, показало, что применение разнообразных живописных изобразительных материалов (пастель, гуашь, акварель, темпера, акрил, масло, пластилин и др.), активизирует познавательные и творческие возможности маленького художника, повышает мотивацию и способствует повышению уровня коммуникабельности всех участников учебного процесса. Дети по-настоящему становятся полноправными субъектами обучения. Вместе с этим наша работа обозначила другие проблемы, которые неизбежно возникают как перед детьми, так и перед творческим художником-педагогом.
Библиографический список
1. Беда Г. В. Живопись и её изобразительные средства: Учебное пособие для студентов художественно-графического факультета. - М., 1977.
2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1989.
3. Богоявленская дД.Б. Еще раз о понятии «одаренность» // Одаренный ребенок. -2005. - N° 6. - С. 14—18.
4. ВолковН.Н. Цвет в живописи. - М., 1985.
5. ЗайцевА. Наука о цвете и живопись. - М., 1986.
6. Иогансон В.В. Молодым художникам о живописи. - М., 1959.
7. Лепикаш ВА. Живопись акварелью. - М., 1962.
8. Пастель в Российской Академии художеств в прошлом и настоящем: Провинция Кунево. -СПб., 2003.
9. ПучковА.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. - М., 1982.
10. Сальвадор Г. О. Как писать пастелью. -М., 2001.
11. Пастель. Текст Женевьевы Монье. - Женевьева, Швейцария, 1995.
12. Суслов А.В. Концепция дополнительного образования в свете современных проблем развивающего обучения и воспитания // Дополнительное образование. - 1999. - № 2.
13. Чернова Е.В. Пластилиновые картины. -Ростов-на-Дону, 2006.
14. Штаничева Н.С., Денисенко В.И. Живопись. - М., 2009.
15. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. - М., 1969.