Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты в использовании цветных графических материалов в специальной подготовке учителя изобразительного искусства'

Теоретические и практические аспекты в использовании цветных графических материалов в специальной подготовке учителя изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАСТЕЛЬ / PASTEL / ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ / COLORED PENCILS / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / EXPRESSIVENESS / ГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / GRAPHIC MATERIAL / ЖИВОПИСНЫЙ РИСУНОК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодина А. А.

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих художников-педагогов, изучение их специальных и профессиональных качеств и выразительных возможностей через призму историкопедагогического и художественного опыта обучения реалистическому рисунку. В качестве средства обучения был разработан учебно-методический комплекс, основанный на использовании выразительных возможностей цветных графических материалов в учебном рисунке и способствующий специальной и профессиональной подготовки будущих ху дожников-педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES IN USING COLORED GRAPHIC MATERIALS IN ART TEACHERS SPECIAL TRAINING

The article deals with training future art teachers, studying their special and professional qualities and expressive possibilities through a prism of historic pedagogical experience and art experience of teaching realistic drawing. The author has developed a special course pack based on using expressive possibilities of colored graphic materials in educational drawing which would contribute to the special and professional training of future art teachers.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты в использовании цветных графических материалов в специальной подготовке учителя изобразительного искусства»

#

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES IN USING COLORED GRAPHIC MATERIALS IN ART TEACHERS SPECIAL TRAINING

А. А. Колодина

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих художников-педагогов, изучение их специальных и профессиональных качеств и выразительных возможностей через призму историко-педагогического и художественного опыта обуче-нияреалистическому рисунку. В качестве средства обучения был разработан учебно-методический комплекс, основанный на использовании выразительных возможностей цветных графических материалов в учебном рисунке и способствующий специальной и профессиональной подготовки будущих ху дожников-педагогов.

Ключевые слова: пастель, цветные карандаши, выразительность, графический материал, живописный рисунок, профессиональная подготовка.

A. A. Kolodina

The article deals with training future art teachers, studying their special and professional qualities and expressive possibilities through a prism of historic pedagogical experience and art experience of teaching realistic drawing. The author has developed a special course pack based on using expressive possibilities of colored graphic materials in educational drawing which would contribute to the special and professional training of future art teachers.

Keywords: pastel, colored pencils, expressiveness, graphic material, drawing, professional training.

В системе высшего художественного педагогического образования большое внимание уделяется академическому рисунку, однако цветным графическим материалам в рамках общего учебного плана отведено небольшое количество часов исключительно в рамках специализации. В связи с этим образуется некоторый пробел в специальной подготовке будущих художников-педагогов. Поэтому их необходимо обучать не только методическим принципам последовательного выполнения рисунка, но и профессиональному подходу в решении изобразительно-выразительных задач с использованием разных графических выразительных средств рисунка.

В системе высшего художественного педагогического образования недостаточное внимание уделяется технике рисунка, изобразительным материалам, что сказывается на недостаточной подготовке учителей изобразительного искусства. Недостаточно подготовленный учитель изобразительного искусства не сможет научить учеников пользоваться различными художественными материалами, а также понимать и чувствовать гармонию и красоту окружающего мира, развить творческую активность учащихся, повысить их интерес к знаниям, помочь им приобщиться к художественной культуре. Современный студент художественно-графического факультета (ХГФ) педагогического вуза за время обучения должен овладеть методами работы с различными графическими материалами, в особенности цветными: акварель, пастель, цветные карандаши, фломастеры и т. д. Известно,

что техника пастели и цветных карандашей базируется на активном использовании цвета.

Необходимо отметить, что для дошкольника и младшего школьника визуальное восприятие цвета неотделимо от восприятия формы окружающего мира, то есть ребенок воспринимает весь мир цветным. В связи с этим будущему учителю изобразительного искусства, который призван работать с детьми, необходимо грамотно овладеть теоретическими знаниями в области цветоведения и практическими умениями и навыками в работе с различными цветными художественными материалами. Поэтому так необходимо понимать, какую роль играет цвет в нашей жизни.

Использование в академической практике цветных графических материалов (пастели, цветных карандашей), близких к живописи, способствует упрочнению межпредметных связей, а также расширению выразительных возможностей рисунка и живописи, делая их более разнообразным, емкими и гибкими по содержанию. Все вышесказанное придает проблеме нашего исследования особую научно-педагогическую направленность и значимость.

Опираясь на выводы, сделанные в ходе констатирующего эксперимента, мы решили подробнее остановиться на предлагаемых нами методах совершенствования учебного процесса на художественно-графических факультетах, направленных на исправление выявленных недостатков:

1. Формирование теоретических знаний обучаемых. С целью исправления недостаточной теоретической

Ф

подготовки будущих художников-педагогов нами был разработан лекционный курс с использованием современных компьютерных технологий об истории использования различных техник при обучении академическому рисунку. Было разработано несколько лекций по 10-15 мин, рассчитанных для студентов 1-3-го курсов ХГФ.

2. Формирование практических навыков и умений, обучение владению различными графическими материалами. С целью успешного формирования практических навыков и умений в области владения различными графическими материалами нами было предложено ввести обязательное подробное изучение техник и приемов работы с графическими материалами (пастелью и цветными карандашами) как в виде самостоятельных заданий, так и в виде теоретических заданий по изучению и анализу работ, выполненных различными графическими материалами из методического фонда рисунка, а также наглядной демонстрацией использования этих материалов ведущими преподавателями, сопровождающейся устным объяснением. Сообразно с этим мы разработали подробную систему наглядных пособий по технике пастели в различных жанрах с использованием современных компьютерных технологий.

3. Расширение спектра используемых материалов в процессе учебных занятий по рисунку. Необходимо дать возможность студентам использовать в своей изобразительной деятельности выразительные особенности различных графических материалов (соус, сангина, пастель, цветные карандаши, уголь). Следует отметить, что изначально студентам целесообразно приступать к рисункам, выполненным графитным карандашом, которому «принадлежит» приоритет в изучении конструктивного анализа формы, а в дальнейшей работе лучше использовать различные мягкие графические материалы, способствующие наилучшему раскрытию творческой выразительности художественного образа. Студентам также очень важно «отходить» от стереотипа в выборе формата для изображения. «Традиционное» использование на занятиях по рисунку горизонтального листа А2 для натюрмортов и вертикального листа А2 для портрета или фигуры человека уже само по себе «создает» некий стереотип, который в дальнейшей творческой деятельности лишь мешает будущему художнику.

4. Применение комплексного подхода к обучению рисунку. Исходя из широкого параллельного анализа различных студенческих работ, можно наблюдать преемственность однообразных ошибок на всех этапах обучения рисунку. Таким образом, умения и навыки, а также творческое мышление студентов необходимо формировать и развивать постепенно относительно различных этапов процесса обучения рисунку (гипсовые геометрические тела и натюрморт - гипсовая голова - портрет человека - фигура человека - фигура человека в интерьере).

5. Формирование художественного восприятия. Умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении - одна из основных конечных целей в изобразительной деятельности. Следовательно, из-за недостаточ-

ной сформированности восприятия студентов в их изобразительной деятельности можно наблюдать основные недостатки их рисунков: это неумение выделить главное и подчинить этому остальные детали, нарушение пропорций, и тональная дробность, и монотонность, и дисгармония образов. Чтобы способствовать развитию у студентов умения выделять главное в образе, необходимо учить их сопоставлять и анализировать рисунки друг друга, обобщать изображение с подчинением деталей целостного образа. Выделение главного в образе невозможно без чувственного восприятия, эмоционального отношения обучаемых к рисунку. Необходимо отметить, что рисование набросков также способствует развитию и формированию художественного восприятия, так как за короткий отрезок времени необходимо «схватить» основные моменты изображения и уметь выделить главное.

6. Формирование художественного воображения. Мы сочли необходимым разработку специальных заданий по наброскам, выполняемым в технике пастели и цветных карандашей и направленным на развитие всех сенсорных процессов, необходимых для формирования художественно-образного мышления и творческого воображения:

- Наброски, передающие внутреннее психическое состояния человека (через мимику, тон, выразительные возможности техники пастели и цветных карандашей; использование метода «додумывания» образа натурщика путем введения дополнительных деталей, атрибутов).

- Наброски движущейся натуры. Рисование постоянно движущейся натуры приводит к самостоятельной доработке видимого образа и достижению максимальной выразительности главного, и поэтому на основе творческого перевоплощения натуры развивается творческое художественное воображение.

- Наброски с названием, которые не только развивают творческое воображение, но и способствуют развитию эмоционального и понятийно-логического мышления.

7. Формирование уровня сформированности и соотнесенности выразительных возможностей различных графических материалов и художественно-образных задач рисунка. Для решения этой проблемы мы предлагаем ввести дополнительные лекции о соотнесенности изобразительного средства и материала и художественного образа в ходе аудиторных и дополнительных занятий. Необходимо также «давать установку» студентам на специальное осмысление выбора используемых выразительных средств рисунка. Причем перед началом занятия преподавателю необходимо проводить беседу со студентами, чтобы выбор техники не был произвольным. Студентам необходимо выбирать изобразительные средства осознанно: например, для передачи определенного образа в наброске где-то необходимо использовать линию, а в другом случае более оптимально работать тоном или пятном, где-то нужна детальная проработка штрихом, а в другом случае правильно использовать растушевку для передачи выразительного силуэта и т. д. В результате анализа специальной литературы и художественно-педагогического опыта мы сочли

необходимым ввести задания с использованием копирования той или иной техники разных известных художников для улучшения формирования навыков работы различными материалами.

8. Формирование умения грамотно использовать методическую последовательность ведения работ, выполненных графическими материалами. В результате анкетирования, письменного опроса, бесед со студентами и наблюдением за ходом учебного процесса в ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что подавляющее большинство студентов ХГФ с соблюдением методической последовательности практически незнакомо. Для улучшения ситуации нами было предложено использовать в учебном процессе наглядные пособия с изображениями поэтапной работы над натюрмортом и портретом, выполненными в исследуемой нами технике пастели и цветных карандашей.

9. Целенаправленная работа по активному использованию индивидуального подхода в процессе обучения рисунку. Необходимо, чтобы каждый педагог «строил» свою преподавательскую работу, исходя из индивидуальных особенностей каждого из студентов, с применением дифференцированного подхода. Сообразно с этим мы провели общее исследование личностных качеств студентов экспериментальных групп, необходимых для художественно-творческого процесса и подборки индивидуальных методов работы с конкретной подгруппой, а именно:

- индивидуальные беседы со студентами;

- индивидуальное анкетирование;

- индивидуальный опрос студентов;

- выработка индивидуальных заданий;

- выработка индивидуальных задач в процессе обучения рисунку для всех экспериментальных групп.

10. Целенаправленная работа по совершенствованию уровня сформированности изобразительного и выразительного начал художественного образа произведения. В результате анализа различных видов студенческих работ нами был выявлен недостаточный уровень сформированности у студентов качеств как изобразительного, так и выразительных начал художественного образа произведения. Таким образом, для совершенствования этого уровня изобразительной деятельности необходимо

устранять вышеперечисленные недостатки студентов, допустимые в процессе обучения рисунку.

Результаты экспериментального обучения позволяют сделать следующие выводы:

- Студенты экспериментальной группы показали значительный рост качества теоретических знаний, умений и навыков. Это свидетельствует об эффективности предложенной нами экспериментальной методики формирования художественного образа с использованием выразительных возможностей цветных графических материалов.

- Студенты, обучающиеся по новой методике, в целом хорошо справились не только с заданиями по рисунку, но и по живописи (как это было выявлено в результате итоговых просмотров по рисунку и живописи одновременно).

- Вследствие проведения эксперимента студенты стали лучше владеть терминологией, у них оказались более развиты технические навыки работы, а также повысился уровень посещаемости и дисциплины в связи с увеличением творческой заинтересованности к предложенным заданиям.

Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что использование в процессе обучения рисунку выразительных возможностей цветных графических материалов (пастель, цветные карандаши) способствует повышению качества специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

2. Бернштейн М. Д. Проблемы учебного рисунка.

- М.; Л.: Искусство, 1940. - 160 с.

3. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы - М.: Искусство, 1988. - 253 с.

4. Зинченко В. П., Стасевич В. Н. Творчество в учебном рисунке: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: РГПИ, 1989. - 52 с.

5. Кузин В. С. Психология живописи: Учеб. пособие для вузов. - 4-е изд., испр. - М.: ОНИКС 21 век, 2005. - 304 с., илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.