УДК 371.4
Нестерова Жанна Рудольфовна
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
nesterova_zh@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ С УЧЁТОМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Статья посвящена исследованию и обоснованию педагогических условий, обеспечивающих структурную целостность развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности в условиях перехода на Федеральные государственные требования. Обозначено противоречие, сложившиеся в реальном педагогическом пространстве, дано определение понятиям «творческие способности в изобразительной деятельности», «педагогические условия». Определены условия, способствующие эффективному осуществлению процесса развития творческих способностей младших школьников. Даётся общий состав психолого-педагогических факторов, участвующих в развитии творческих способностей младших школьников средствами живописи, предложены педагогические средства и методы стимулирования развития творческих способностей, а также выявлены познавательные эмоционально-волевые процессы, развивающие творческие способности. В статье рассматриваются компоненты, характеризующие развитие творческих способностей младших школьников средствами живописи. Составлена классификация уровней творческого развития младших школьников и определена последовательность усвоения знаний и умений при работе красками (акварель, гуашь).
Ключевые слова: педагогические условия развития, творческие способности, изобразительная деятельность, средства и методы развития творческих способностей, средства живописи.
С введением федеральных государственных требований (ФГТ) в художественных школах возникает необходимость в новых подходах к преподаванию живописи, способных успешно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и творческого развития младших школьников средствами живописи. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте. ФГТ предусматривают создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение учащимися знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ и накопление опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Анализ практики показывает, что часть педагогов испытывает определенные трудности в создании педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности с учётом ФГТ. Сказывается малое количество учебных пособий, отсутствие необходимых методических рекомендаций.
Таким образом, в реальном педагогическом пространстве существует противоречие между объективной потребностью в специалистах, обладающих профессиональной компетентностью в области преподавания изобразительного искусства (живописи) с учётом ФГТ, и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей младших школьников средствами
живописи в новых условиях работы детских художественных школ.
С учетом этого противоречия нами был сделан выбор темы настоящего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения живописи с учётом ФГТ?
Цель исследования. Выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий развития творческих способностей младших школьников средствами живописи.
Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей младших школьников средствами живописи будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- проведена диагностика уровней творческого развития учащегося;
- обеспечено включение младших школьников в занятия изобразительной деятельностью, создана атмосфера свободной творческой реализации;
- реализованы личностно-ориентированный и средо-ориентированный подходы к учащимся с учетом уровня развития их творческих способностей;
- разработана и внедрена экспериментальная программа, отвечающая концепции исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ ДОД «ДХШ г. Канаш» и МБОУ ДОД «ЧДХШИ г. Чебоксары». В исследовании принимали участие 27 учащихся (экспериментальный класс) МБОУ ДОД «ДХШ г. Канаш», 29 учащихся (контрольный класс) МБОУ ДОД «ЧДХШИ г. Чебоксары». На подготовительном этапе исследования анкетным опросом были охвачены 23 пре-
128
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
© Нестерова Ж.Р., 2015
подавателя художественных школ, 59 родителей. Исследования проводилось в 3 этапа: констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты.
Понятие «педагогические условия» определяется как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешность достижения поставленной задачи [6, с. 128]. Педагогические условия - это взаимодействующий комплекс мер, в которых протекает образовательный процесс и которые оказывают существенное влияние на его реализацию и результаты.
Творческие способности - это интегративное свойство личности, проявляющееся в деятельности. В его состав входят интеллектуальные, личностные, мотивационные аспекты. Они дают качественную характеристику ее проявлениям, чему способствуют эмоциональные и волевые особенности человека. Творческие способности в изобразительной деятельности - это яркое проявление совокупности следующих свойств: нестереотипное художественно-творческое воображение и мышление, способность порождать оригинальные идеи; свойства зрительной памяти; эмоциональное отношение к изображаемому явлению; волевые свойства личности.
Развитие творческих способностей без прямого воздействия на детей взрослого, а значит без обучения - невозможно. «В каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии - элементы обучения [10, с. 84]. Решение изобразительной задачи происходит с помощью педагога, но постепенно помощь взрослого уменьшается и возрастает самостоятельность ребенка. Поэтому все методы обучения направлены на постепенное изменение характера деятельности: от подачи и усвоения школьниками «готовой» информации с помощью информационно-рецептивного метода к организации репродуктивной деятельности разного уровня, направленной на вариативное применение знаний
и умений, а затем все более эвристической, поисковой деятельности в решении задач. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности можно представить как задачу по совершенствованию отдельных способностей и свойств личности в их функциональном единстве и созданию системы устойчивых связей между ними, определяемой самой деятельностью.
Состояние развития творческих способностей младших школьников характеризуют следующие компоненты: эстетическая потребность, интерес, наблюдательность, способность к новаторству, вдохновение,
Перечисленные компоненты объясняют психологию изобразительного творчества детей, в том числе при работе красками. Ребенок, не получивший минимум знаний и умений, искусственно задерживается на интуитивном уровне. Реализация творческих способностей младших школьников невозможна без серьезного освоения художественных навыков, средств, способов и приемов, используемых в практической деятельности для решения поставленных задач.
В соответствии с первым условием гипотезы нами была проведена диагностика творческих способностей в изобразительной деятельности как проявления совокупности следующих свойств, отражённых в таблице 1.
Также в соответствии с первым условием гипотезы была составлена классификация уровней творческого развития:
- Низкий (около 30%) - низкая эстетическая потребность, слабый интерес к рисованию и его уменьшение при усложнении задачи, отсутствие наблюдательности, стереотипность решений, малая самостоятельность, быстро угасающая воспринимаемость цветов, отсутствие практического опыта работы красками;
- Средний (около 60%) - интерес к изображению в процессе творчества повышается и сохраняется, наряду со стереотипным решением в рисунках просматривается оригинальность, достаточная
Познавательно-эмоциональные процессы Состояние творческих способностей
Ощущения Эстетическая потребность
Восприятие Интерес
Представления Наблюдательность
Внимание Способность к новаторству
Память Вдохновение
Мышление Ясность цели
Воображение Инициативность
Эмоции Эмоциональность
Чувства Оригинальность
Воля Способность к интерпретации
Мотивация Темп работы
Коммуникативность
Опыт творческой деятельности
Таблица 1
Познавательно-эмоциональные процессы и состояние творческих способностей
ясность цели, внимание к установкам учителя, эмоциональное восприятие цветового образа, достаточная самостоятельность и инициативность, средний темп работы, недостаточное владение техникой;
- Высокий (около 10%) - высокая эстетическая потребность, повышенный творческий интерес к заданию сохраняется в течение всего урока, хорошая наблюдательность, способность к новым решениям, высокая ясность цели, внимание к установкам учителя, инициативность, высокая самостоятельность, оригинальность решений, способность к интерпретации, широкий диапазон воспринимаемых цветов, хорошее владение практическими навыками изображения в цвете.
Реализация второго условия предполагает подготовку младших школьников к работе, создание атмосферы свободной творческой реализации. Педагог вводит учеников в тему занятия и ставит определенные задания. Этап изобразительной работы предполагает разработку обучаемыми выбранной темы с помощью изобразительных приемов. При создании изображений отдается предпочтение акварельным краскам и гуаши, которые максимально способствуют раскрепощению фантазии и воображения.
Реализация второго условия связана с использованием следующих педагогических средств и методов развития творческих способностей младших школьников (таблица 2).
В реализации третьего условия определяющее значение имеет личностная направленность образовательного процесса. Сущность личностного подхода заключается в сотрудничестве и диалоге учащегося и преподавателя, во включении детей в ситуации, где они могут проявить в рисунке свое индивидуальное восприятие окружающей действительности. Средо-ориентированный подход позволяет перевести акценты в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность ребенка в область «развивающей среды», в которой происходит самообучение и саморазвитие.
Четвёртое условие гипотезы связано с разработкой и внедрением экспериментальных программ, отвечающих концепции исследования: дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития младших школьников
Таблица 2 Педагогические средства и методы
Педагогические средства и методы
Установка на творчество Внутрипредметные и межпредметные связи Упражнения
Использование наглядности Использование элементов игры Использование способов и приёмов работы Оценка
«Радуга»; дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись».
Диагностический анализ выявил общий низкий уровень творческого развития в изобразительной деятельности, для которого характерны: непонимание свойств цвета, неоригинальный подход к воплощению творческого замысла, низкий уровень владения изобразительно-выразительными средствами и приемами живописного построения художественного образа, неумение использовать ранее приобретенные знания и умения в процессе освоения конкретного вида творческой деятельности.
В процессе констатирующего эксперимента проводилось выявление основных задач, решаемых в процессе выполнения творческого задания живописными материалами (акварель, гуашь); начального уровня знаний, умений и навыков; оценка степени активности в ходе учебно-творческого процесса и его конечных результатов.
На основании этого были сформулированы следующие условия постановки творческих задач: соблюдение соответствия решения творческой задачи целевой творческой установке; использование стимулов, развивающих творческую активность.
Цель поискового эксперимента - развитие творческой способности младших школьников в процессе освоения теоретических и практических основ работы живописными материалами (акварель, гуашь).
Была определена последовательность усвоения знаний и умений в работе красками: подготовительный уровень - объяснение нового материала во взаимосвязи с предыдущим; текущий уровень - сопутствующий практической работе; итоговый уровень - завершающийся закреплением.
На основании результатов итогового эксперимента сформированы следующие выводы:
- эффективность урока зависит от активности педагога, его умения правильно поставить творческую задачу и методически верно помочь детям в ее решении;
- вовремя оказанная помощь вселяет уверенность в творческих силах и вызывает желание довести работу до конца;
- эмоциональные акценты, эстетическая среда и позитивный настрой создают благоприятные условия для результативной творческой работы;
- неоригинальность изображения во многом обусловлена неразвитостью познавательных и эмоционально-волевых процессов;
- объективная справедливая оценка стимулирует творческую активность.
На основании исследования разработаны методические рекомендации по использованию упражнений, способов и приемов работы живописными материалами (акварель, гуашь), оценки творческих способностей, серии методических наглядных пособий с опорой на урок с творческой установкой.
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
Разработана экспериментальная программа, основанная на поступательном развитии творческих способностей.
Каждый цикл объединяет определенный круг теоретических и практических сведений в единую развивающую систему знаний и умений, возрастающих от одного уровня к другому, и стимулирует их: ясностью цели и задач обучения; проблемным подходом, четкостью установок учителя; поддержанием самостоятельности и инициативности; применением наглядности; созданием атмосферы сотворчества.
Резюме. Исследование показало, что реализация вышеназванных педагогических условий обеспечивает эффективное развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности средствами живописи. Овладение основами изобразительного творчества в работе живописными материалами содействует поступательному развитию творческих способностей и ведет к повышению качества учебного процесса. Творческие способности, проявляемые детьми в изобразительной деятельности, нуждаются в стимулировании в соответствии с психолого-педагогическими свойствами ребенка, задействованными в познавательных процессах, и педагогическими методами и средствами, которые обеспечивают их возрастающую интенсивность.
Библиографический список
1. Вальковская Г.М., Виноградова Н.Ф. и др. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. - 2000. - №4. - С. 3-20.
2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. - 320 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1977. - 96 с.
4. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. - 2003. -№8. - С. 13-18.
5. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН, 2001.
6. Кузин В.С. Психология. - М.: Агар, 1999. -304 с.
7. Павлов В.И. Теория и практика формирования технических способностей у учащихся школы-интерната в кружке моделирования. - Чебоксары, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. - 279 с.
8. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 294 с.
9. Теплов Б.М. Особенности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.
10. Флерина Е.А. Детский рисунок. - М.: Новая Москва, 1924. - 84 с.