Научная статья на тему 'Интеграционные подходы в системе обучения изобразительному искусству в начальных классах'

Интеграционные подходы в системе обучения изобразительному искусству в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1284
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ABILITY / CREATIVITY / CREATIVE POTENTIAL / TRAINING / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Галина Александровна, Игнатьев Сергей Евгеньевич

Ребенка всегда окружает пространство, которое наделено цветом, формами, звуками, движением, которое изменяется во времени. Учебно-творческие занятия по изобразительному искусству нацелены на развитие творческого потенциала ребенка, его способности к восприятию и отражению окружающей среды (природы, людей, животных и предметов). Это развитие происходит через познание ребенком природы, гармонии цвета и формы различных предметов. Развивать творческий потенциал ребенка, означает научить его понимать и любить то, что его окружает. Развивая воображение школьника, опираясь на внутренние качества его личности, детскую интуицию, ассоциации, мышление, память, желание работать, мы подводим ребенка к творчеству, то есть к созданию неповторимого нового продукта созданного им в конкретном временном промежутке. Интегративные составляющие обучения формируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей, подготовки самого преподавателя и концептуальной направленности деятельности школы или педагога и их приоритетов в работе с учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative approaches to teaching art in the elementary school

A child is always surrounded by a space that has colors, forms, sounds, motions, and variations with time. Teaching and creative tasks at drawing lessons aim at developing a child''s creativity, his/her ability to interpret and depict the environment (nature, people, animals, and objects). This development is the result of learning the nature, harmony between colors and forms of different objects. To develop a child''s creativity is to teach him/her to understand and love what surrounds him/her. When developing a child''s imagination based on his/her personal qualities, intuition, associations, thinking, memory, willingness to work; we lead the child to creation, i.e. creating a new unique work in a definite time span. Integration parts of training are formed according to children''s individuality, competence of the teacher himself and the conceptual activity line of the school or teachers, and their priorities in working with pupils.

Текст научной работы на тему «Интеграционные подходы в системе обучения изобразительному искусству в начальных классах»

1УДК 372.87 ББК 74.268.5

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Г. А. Горбунова, С. Е. Игнатьев

Ребенка всегда окружает пространство, которое наделено цветом, формами, звуками, движением, которое изменяется во времени. Учебно-творческие занятия по изобразительному искусству нацелены на развитие творческого потенциала ребенка, его способности к восприятию и отражению окружающей среды (природы, людей, животных и предметов). Это развитие происходит через познание ребенком природы, гармонии цвета и формы различных предметов.

Развивать творческий потенциал ребенка, означает научить его понимать и любить то, что его окружает. Развивая воображение школьника, опираясь на внутренние качества его личности, детскую интуицию, ассоциации, мышление, память, желание работать, мы подводим ребенка к творчеству, то есть к созданию неповторимого нового продукта созданного им в конкретном временном промежутке.

Интегративные составляющие обучения формируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей, подготовки самого преподавателя и концептуальной направленности деятельности школы или педагога и их приоритетов в работе с учащимися.

Ключевые слова: способности, творчество, творческий потенциал, обучение, развитие.

INTEGRATIVE APPROACHES TO TEACHING ART IN THE ELEMENTARY SCHOOL

G. A. Gorbunova, E. S. Ignatyev

A child is always surrounded by a space that has colors, forms, sounds, motions, and variations with time. Teaching and creative tasks at drawing lessons aim at developing a child's creativity, his/her ability to interpret and depict the environment (nature, people, animals, and objects). This development is the result of learning the nature, harmony between colors and forms of different objects.

To develop a child's creativity is to teach him/her to understand and love what surrounds him/her. When developing a child's imagination based on his/her personal qualities, intuition, associations, thinking, memory, willingness to work; we lead the child to creation, i.e. creating a new unique work in a definite time span.

Integration parts of training are formed according to children's individuality, competence of the teacher himself and the conceptual activity line of the school or teachers, and their priorities in working with pupils.

Keywords: ability, creativity, creative potential, training, development.

Ребенка всегда окружает пространство, которое наделено цветом, формами, звуками, движением, которое изменяется во времени. Учебно-творческие занятия (упражнения и т. п.) по изобразительному искусству нацелены на развитие творчества ребенка, его способности к восприятию и отражению окружающей среды (природы, людей, животных и предметов). Это развитие происходит

через познание ребенком природы, гармонии цвета и формы различных предметов. Развивать творческий потенциал ребенка означает учить его понимать и любить то, что его окружает. Развивая воображение школьника, опираясь на внутренние качества его личности, детскую интуицию, ассоциации, мышление, память, желание работать, мы подводим ребенка к творчеству, то есть к созданию неповторимо-

го нового продукта, созданного им в конкретном временном промежутке.

Приводимые ниже занятия имеют следующие направления:

1. Непосредственное общение с природой, с миром предметов, посредством музыки, цветовых поисков и решений, фантазии.

2. Развитие общих и частных представлений об окружающей природе (форма, цвет, свет, звук, движение, приобретением научных знаний).

3. Творческие работы по впечатлению, словесные фантазии в «белых» стихах или просто детской прозе, анализ и обобщения своих ощущений и впечатлений, сознательное проигрывание своих впечатлений, перенос всего этого в игру и т. п.

4. Развитие фантазии, воображения в работе с реальными предметами, звуками, формами, словами и т. п.

Такая интеграция в подготовке и проведения занятий с младшими школьниками основаны на взаимодействии и взаимодополнении новых знаний и различных видов художественной деятельности.

Какие компоненты при подготовке этих занятий педагогу можно использовать: психологические особенности детей (нестабильность внимания, рассеянность, неспособность к длительной работе, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой), материальную базу, прилегающие к школе парки, скверы и т. п. Ведь наблюдения показали, что школьник быстро увлекается придуманными образами или действием; рисует больше по памяти и представлению, чем с натуры; познает музыку через образы. Именно поэтому изобразительное искусство необходимо представить ребенку мно-гопланово: многогранно и разнохарактерно, используя литературу, музыку и различные художественные средства, техники и материалы.

Вышеназванные особенности с успехом можно использовать в приобщении его к творческой деятельности. Ребенок, особенно в первых классах, свободно перевоплощается, отлично входит в игру, быстро увлекается придуманным на минуту миром, образом или действием, воплощает в игре-действии свое образное представление и изображает это представление.

Для развития творческих способностей и творческого потенциала детей, занятия предполагают основные (фундаментальные) условия:

1) живое слово, музыка, звуки природы, краски, формы, ритмы и движения;

2) увлечение работой и умение радоваться;

3) развитие богатства разнообразных чувств, ощущений и восприятия окружающей среды и природы;

4) активное самостоятельное творчество основанное на познании натуры;

5) раскрытие выразительных особенностей искусства через живопись, графику, композицию и интеграцию различных видов искусств;

6) полихудожественное развитие ребенка.

Основная форма работы построена на интеграции «среда - изображение - слово - музыка - знания».

Используемые виды творческой деятельности на занятиях: рисование с натуры, рисование по памяти и по представлению, рисование под музыку, рисование со слов (стихи, проза) и т. п.

Используемые методы:

1. Интегративные - использование музыки, литературы (художественного слова), видеофильмов, слайдов, знания из других наук, изобразительное искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, театра, хореографии.

2. Информативные - наблюдение за окружающим, схемы и таблицы, произведения различных видов искусств.

3. Индивидуальные - рисование, развивающие упражнения, развития технических, эмпирических навыков.

4. Игровые - соревнование, загадки, тренинги и т. п.

Интегративные технологии - это дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных тем, занятий и других форм организации обучения.

Интеграция художественного содержания путь формирования творческих способностей и одаренности детей позволяет предоставить ребенку возможность ярче проявлять себя в том или ином виде деятельности. Вместе с тем

мы предполагаем, что развитие художественно-творческих способностей и одаренности может оказывать влияние на более успешное развитие в другом виде, что определяется общностью основных психических процессов.

Принципы интеграции в полихудожественном подходе, определяемая глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности. Интеграция - это раскрытие внутреннего родства разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формы в другую художественную модальность. Интеграция базируется на ряде положений, вытекающих из специфики искусства, заключающихся в следующем: на образном содержании искусства базируется та или иная художественная деятельность, при этом для каждого вида искусства и основанной на нем художественной деятельности характерны свои специфические способы создания образа; образ одного и того же предмета, явления может быть передан в разных видах искусства, путем использования специфических для каждого искусства средств выразительности; в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными изобразительными средствами. Например, образ звука переносится в цвет, цвета - в слово, слова - в музыку, музыка - в движение и т. д.

По нашему мнению, интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает школьнику целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. А как средство обучения учащихся оно способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. В данных занятиях основное внимание сосредоточено на развитие творческих способностей детей через рисование.

Кроме того, интегративные занятия способствуют снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости младшего школьника за счет пере-

ключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. Развитию сенсорных способностей детей, связанных со слухом, речью, движением помогают детям развивать воображение, творческое мышление и в итоге - изобразительно-пространственную деятельность.

Мы уже говорили об эффективности интеграции всех видов искусства для развития творческого потенциала.

Структура интегрированных занятий по различным предметам и искусства технологична и отличается следующими особенностями:

1) предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

2) логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия или его блоков;

3) большой информативной емкостью учебного материала, используемого на занятии.

Интегративные занятия имеют определенные преимущества:

• повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности ребенка;

• способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

• способствует развитию художественных и музыкальных умений и навыков, помогает выразить чувства изобразительными средствами, а также объяснить художественные понятия словом;

• позволяет систематизировать знания;

• способствует развитию в большей степени, чем обычные занятия, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

• обладая большей информативной емкостью, способствует увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяет вовлечь каждого дошкольника в активную работу на каждой минуте урока и способствует творческому подходу к выполнению учебного задания;

• формирует в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда;

• способствует повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.

Педагогическое обоснование введения интегрированного курса предметов искусств составляют также такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов искусств, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов искусств, возрастные и индивидуальные особенности детей, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, окружающего мира, использование различных педагогических технологий.

Игровые технологии представляют собой дидактические системы применения различных игр, формирующих умения решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, ролевые игры, имитационные упражнения, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач.

Использование игровых технологий в развитии творческого потенциала детей младшего школьного возраста позволяют нам осуществлять преемственность разнообразных методов обучения.

Современные технологии обучения ориентированы на диалоговое обучение, в каких бы формах они ни осуществлялись. Смысл и назначение новых технологий обучения состоит в том, чтобы сформировать сознательное отношение к способам учебно-творческой деятельности. В этой связи учебная деятельность детей организуется в соответствии с общественной природой любой человеческой деятельности как совместная деятельность и сотрудничество.

Технологии обучения должны создавать инновационную образовательную среду. Необходимо, чтобы дошкольники принимали ее на положительной мотивационной основе: методы и средства учебной работы воспринимали как свободно выбранный ими способ деятельности, а поиск решения задач и результат приносили им удовлетворение.

Учебно-творческие занятия, направленные на развитие общей изобразительной культуры, также имеют специфические направления: экология, окружающая среда, мировая художественная культура. В интегрированном преподавании искусства в структуре общего образования ставим своей целью развитие полихудожественных творческих возможностей ребенка на основе искусства и развития способности сопоставлять, осмысливать взаимосвязи всех явлений окружающего мира природы, предметного окружения, явлений культуры, науки, традиций, истории и т. д.

Методы, которые можно предложить для данных занятий:

1) зрительно-внешнее наблюдение и развитие детального дифференцированного зрения;

2) перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное изложение);

3) собственное творчество учащихся - самостоятельное порождение творческого продукта; социальный аспект, общественная значимость изучаемого материала;

4) зрительно-внешние различия понятий: природная среда, предметная и искусственная среда и т. д.;

5) «ребенок и искусство» (умение самому составить свой художественный образ объекта через собственное «Я», опираясь на разнообразие освоенных детьми видов деятельности и материалов).

Все эти методы являются ступенями в развитии творческой личности, индивидуальных качеств учащихся в художественной деятельности.

Многоцветный мир глазами школьника также имеет экологическую направленность. Разработанные нами задания прежде всего интересны тем, что они рассматривают многосторонние связи с окружающей средой и отвечает на вопросы, какие импульсы жизненной среды оказывают негативное или позитивное влияние на людей, их здоровье, настроение, психологическое состояние, работоспособность, взаимоотношения с другими и общее поведение. Частью психологической (социальной) экологии является цветовая экология, изучающая познания человеком цвета, его природы,

палитры, влияние на здоровье. Восприятие цвета ребенком - это компонент сенсорной культуры, которая формируется в течение всего раннего (с 3 до 7 лет) возраста. Мы предлагает проводить занятия в форме увлекательного путешествия, игры, экскурсии, наблюдения, поисковой и экспериментальной работы, кукольных спектаклей, продуктивной творческой деятельности, при широком использовании наглядности, произведений живописи, музыки, художественного слова.

Процесс восприятия - это один из компонентов художественного воспитания ребенка. Вторым его компонентом является исполнительство. Поэтому каждое занятие включает в себя практическое задание, направленное на освоение многообразия цветовой гаммы. Выполняя его, ребенок учится познавать и экспериментировать с цветом, постигая его смысловое и эмоциональное значение. Третьим компонентом является творчество. Ему необходимо дать место на каждом занятии. Каждый ребенок по своей природе активный творец красоты. Раскрыть творческий потенциал, взрастить его - основная наша задача. Таким образом, занятия строятся на взаимосвязи всех трех компонентов художественной деятельности. В этом заключается комплексный подход в решении творческих задач.

Успех спектакля-импровизации проводимый и сочиненный педагогом, зависит от его профессионального умения - умения осуществить дифференцированный подход к детям, влиять на развитие каждого ребенка, пробуждать у него чувство прекрасного средствами природы и искусства.

Развитие гармонической, духовно богатой личности средствами высокого искусства, классической музыки, лучшими произведениями народного творчества. На занятиях используются разнообразные формы работы: занятия изобразительного цикла, технические занятия, индивидуальная работа, самостоятельная творческая деятельность, комплексные занятия, экскурсии в художественный музей, городские выставки произведений искусства, выставки детских работ, специально разработанные дидактические игры (в том числе компьютерные) как целое занятие или его часть, праздники народного искусства.

Организация учебного процесса также зависит от охраны и укрепления здоровья учащихся:

1. При проведении занятий в младших классах учителю следует учитывать возрастные особенности детей: подвижность, быструю утомляемость, нагрузку на зрение и позвоночник (сидячая поза за партой). Учителю в этих вопросах поможет соблюдение существующих нормативов гигиены учебного процесса: достаточная освещенность аудитории или кабинета, высота парты и стула, проветривание помещения перед занятием, смена информативных занятий на игровые, физкультурные разминки и пр.

2. Создание благоприятного эмоционального настроя включает: знание учителем индивидуальных психологических особенностей ребенка, их взаимодействие во время урока, психологическую совместимость обучающихся, группы детей по интересам и управление психологическим климатом в группе.

3. Влияние на психологическую обстановку в группе оказывает и внешняя обстановка помещения (аудитории, класса): цвет стен, размер окон, выход окон на благоприятную сторону (южную, экологически чистую, тихую). Создание валеологического дизайна учебного кабинета - задача администрации, но все же участие квалифицированного специалиста с художественным вкусом - педагога изобразительного искусства и его авторитет - может положительно повлиять на понимание со стороны администрации.

Психолого-педагогическое обеспечение процесса творческого развития младших школьников зависит от следующих факторов: мотивация к изобразительной деятельности, психологическая и физиологическая готовность к работе, индивидуальные психологические особенности, эстетическое воспитание, гуманизация и гуманитаризация образования, создание благоприятного психологического климата.

Мотивы изобразительной деятельности разнообразны, но одним из ведущих смысло-образующих является потребность маленького художника, как в игре, еще раз как бы «пережить» события, явления, факты, поразившие, удивившие, огорчившие его. Рисование детей неотделимо от развития их чувств и мышления.

Рисуя, ребенок пересказывает, запоминает, осмысливает окружающий его мир. Цвет как одно из активных свойств изображения привлекает ребенка с раннего детства. Изучить свойства цвета, разнообразие его оттенков - естественная потребность, учителю только остается направить ее в нужное русло, обогатить потенциал юного художника.

Чтобы определить психологическую готовность ребенка к процессу творческого развития мы должны знать уровень его базового уровня на момент начала обучения. В наших рекомендациях мы предлагаем использовать тест М. Люшера для определения психологического состояния ребенка и набор цветовых эталонов для определения эмоционального восприятия ими цвета. Наряду с психологической готовностью к занятиям важна и физиологическая готовность ребенка.

Диагностика детей проводится в соответствии с программой психолого-педагогического исследования, включает такие методики, как тест «Свободный рисунок», основанный на типологии К. Юнга и Г. Рида, тест П. Торренса и методика Д. Б. Эльконина по определению уровня творческой игры, тест М. Люшера для определения цветового предпочтения учащихся. Практический блок занятий проводился по методикам М. Монтессори, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной.

На занятиях, где использовались игровые технологии, проводили известные игры: «Выбрать предметы одинакового цвета» по методу М. Монтессори; «Выбрать цвета по образцу» по методу Н. П. Сакулиной; «Выбор цвета по называнию предмета» по методу Е. А. Флериной; «Моя палитра» - свободное рисование на определение навыков по смешению цветов.

Рассмотрим примеры использования игровых технологий по активизации знаний о цвете.

В блок творческих занятий с детьми дошкольного возраста могут войти такие игры, как «Краски и чувства», «Чудо-радуга», «Волшебный лес», «Загадочное море», «Тень-свет», «Времена года», «Фантастический мир», «Мой любимый город». Рассмотрим в качестве примера несколько занятий.

Творческая игра «Свет и тень»

Цель: воспитание у детей интереса к различным явлениям природы, умения видеть красоту окружающих предметов при конкретном освещении (искусственном, направленном, дневном, солнечном).

Задачи: научить детей передавать в изображении освещенные и теневые стороны предметов изображения (мяч, коробка и др. предметы).

Способности: развить пространственное мышление, умение видеть и передавать контраст.

Знания, умения и навыки: движение солнца и луны по небосводу вокруг земли, навыки работы с контрастным цветом (свет и тень); смешивание красок на палитре.

Художественные и наглядные материалы: бумага, гуашь, кисти, таблица движения планет, репродукции с изображением ночи, солнечного дня и пасмурного дня (Н. Крымов, И. Левитан, А. Куинджи, К. Моне «Восход солнца»).

Этапы работы. Детям в течение нескольких дней предлагается понаблюдать, когда они идут в детский сад или домой за солнцем и луной, как меняется освещение, как ведут себя птицы, цветы, деревья и т. д. На прогулке дети наблюдают, как меняется цвет падающей тени от предмета и какой цвет предмета в зоне его освещения. В качестве упражнения дети могут нарисовать несколько предметов при разном освещении.

Детям обязательно необходимо проговаривать свое отношение к тому или иному цвету, их ощущения этого цвета, и педагог непременно должен спрашивать ребенка, почему он так чувствует.

Игра-задание «Грустный и веселый дождик»

Цель: воспитать эстетическое отношение к явлениям природы.

Задачи: проводить сравнительный анализ состояния природы в солнечный и пасмурный день.

Способности: передавать с помощью цвета, линий, пластики движений настроения дождя. Чувство ритма цвета и линии в композиции рисунка, передача движения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знания, умения и навыки: научить комбинировать различные приемы изображения дождя

в живописи и рисунке, узнавать в музыке настроения дождя.

Художественные и наглядные материалы: пастель, цветные карандаши, тушь, фломастеры, кисточки от второго номера по четвертый, бумага простая, торшон, цветная для работы с темперой или гуашью.

Этапы работы. Дошкольники наблюдают, как идет, как бегут ручьи, капают капли и образуются лужи, как меняется небо, какие на нем облака, какие происходят изменения в природе с деревьями, цветами, листьями, травой и землей дождь под музыкальное сопровождение. Предлагается прослушать живую музыку, музыкальный работник проигрывает песню о дождике.

Педагог показывает различные приемы работы с художественными материалами. Показывает, как выполняется заливка цвета в цвет по сырой бумаге. Как рисуется дождь на цветной бумаге, и какой для этого используется цвет. Как линия, цвет, фактура передает настроение дождя. Предлагаются для просмотра слайды, репродукции картин Пименова, И. Левитана «Осень» «В парке», Угарова и др. Как вариант можно нарисовать музыку дождя. Прослушав произведения А. Вивальди, Бетховена, П. И. Чайковского. Подбор цвета к определенной музыке.

Задание «Музыка цвета» (живопись, цветная графика)

Цель: воспитание эстетического отношения к природе с помощью живописных работ и музыки.

Задачи: научить детей перекладывать музыку на цвет.

Способности: находить сложные цвета, выражать свои чувства с помощью цвета и цветовых сочетаний.

Знания, умения и навыки: знакомства с музыкальными произведениями, песнями и подбор заготовленных репродукций к конкретным музыкальным произведениям. Подбор каждому цвету определенной ноты.

Художественные и наглядные материалы: репродукции, музыкальный ряд.

Этапы работы. Вначале прослушивается гамма, затем анализируется, какой цвет подходит к той или иной ноты.

В дальнейшем ходе задания прослушивается музыка, связанная с различным настроением (веселая, грустная и т. п.). Затем показываются различные репродукции и детям предлагается подобрать подходящую к изображению музыку. Дети рассказывают друг другу, какое настроение музыки, какими красками лучше изобразить хорошее настроение, плохое, смех, слезы и почему.

Затем дети выполняют рисунок своей любимой мелодии.

Задание - мини-театр «Превращение» проводилось как театрализованное занятие, соответствовавшее общему содержанию, целям и задачам.

Цель: создание собственного художественного образа.

Задачи: умение составлять цветовую композицию, используя различные художественные материалы (гуашь, акварель, карандаши);

Способности: развитие у детей воображения, стремления выражать душевную доброту и желание творить красоту.

Художественные материалы: карандаши цветные, краски, гуашь, кисти, баночка, бумага.

Этапы работы.

1. Чтение сказки про злого героя (например, Кощей Бессмертный, Бармалей, Снежная Королева и т. п.).

2. Рассказ про добрую кисточку и волшебный карандаш.

3. Этическая беседа о добре и зле.

4. Изучение и изображение различных предметов с элементами росписи (растительной).

5. Пантомима (показать, как меняется мимика с доброй на злую и наоборот), с акцентом, что делает улыбка с лицом человека.

Музыкальное сопровождение занятия: В. Шаинский «Улыбка», Л. Р. Сибирцева «Радуга», Е. Адлер «Я рисую».

Во время урока детям читаются стихи про добро, про веселые краски и т. п.

В ходе урока дети анализируют особенности злых героев своих сказок (их лица, одежду, повадки). Дети показывают (мимикой и жестами) злых и добрых героев. Ведут поиски общего и различного в них. Затем учитель предлагает им волшебным карандашом и красками «перевос-

питать» героя и сделать его добрым. А чтобы герой чувствовал себя уютно в новом образе доброго, его так же предлагается переодеть в красивую одежду, с элементами росписи.

В конце урока дети в ходе повторения показывают и рассказывают педагогу, как они переделали волшебными кисточками и карандашами выбранных героев.

Игра-соревнование «Волшебный или Таинственный лес».

Цель: знакомство детей с изменениями зеленого цвета по светлоте и насыщенности.

Задачи: научить детей различать изменения по светлоте одного и того же цвета; научить смешивать краски так, чтобы менялась насыщенность цвета при использовании белой и черной красок; развивать у детей тонкое цве-товосприятие градаций зеленого цвета; воспитывать в детях наблюдательность за природными явлениями, связанными с освещенностью; желание к экспериментальным действиям на палитре, и по составлению цветовой палитры..

Способности: развитие способности запоминать основные и локальные цвета и оттенки зеленого.

Игра состоит из двух этапов.

1-й этап: педагог объясняет детям, что из разложенных на полу кубиков (мозаики) нужно выбрать кубики (элементы) одного цветового тона (кубики все зеленые, но разные по светлоте), каждой команде нужно выложить свою картинку. Обучаемые распределяются на команды и соревнуются, но не на скорость, а на результат. Для начала педагог может показать, как сложить подобную картинку.

2-й этап: закрепление знаний в практической работе, дети рисуют на бумаге лес или отдельные растения, пользуясь разными оттенками зеленого цвета. Для данного задания пригодятся навыки по смешиванию из двух основных цветов для получения дополнительного (желтый + синий = зеленый), а при изменении светлоты и насыщенности оттенка следует использовать белую и черную краски.

Задачи заданий «Фантастические миры» - подобрать сочетания цветов по ассоциативному представлению об образе.

После проведения развивающих игр дети самостоятельно выполняли рисунки на гармо-

ничное сочетание цветов по темам: «Времена года», «Морской пейзаж», «Голоса птиц», «Сон». По детским рисункам рекомендуем организовывать выставки.

Далее дети высказывали свои суждения об эстетическом и художественном значении цвета в природе, произведении изобразительного искусства и в своем рисунке.

В ходе работы над изображением педагог проговаривает с детьми следующие вопросы и темы занятий:

1. Замечаете ли вы перемены цвета в окружающей природе?

2. Замечаете ли вы краски утра, вечера, полудня, ночи?

3. Какого цвета больше в природе осенью?

4. Что происходит, когда на поле вперемежку с желтыми одуванчиками зацветают маки или васильки?

5. Замечаете ли вы цвета явлений природы (летний дождь, осенний лес)?

6. Запоминаете ли вы детали красоты природы (облака, свет луны, сверкание воды)?

7. Запоминаете ли вы сочетания цветов в изображении явления природы на картине (закат, полуденное солнце, пасмурный день)?

8. Запоминаете ли вы, какими цветами художник изображает детали пейзажа (пасмурное и ясное небо, осеннее и летнее дерево, цветущий луг)?

Вопросы формулируются в зависимости от индивидуальных особенностей группы, подготовки самого преподавателя и концептуальной направленности деятельности школы или педагога и приоритетов в работе с детьми. В подготовке этого материала мы опирались на собственные работы и научно-методические работы Э. И. Григорьевой, И. Л. Головановой, А. В. Ефимова, Н. А. Кузьминой, Б. М. Неменско-го, О. П. Савельевой, Н. К. Чебукиной и других авторов, занимающихся вопросами обучения детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голованова, И. Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И. Л. Голованова. - М., 1995. - 16 с.

2. Горбунова, Г. А. Технология подготовки специалиста, способного решать проблему преемственности в художественном образовании детей / Г. А. Горбунова, Э. И. Григорьева // Сб. науч. ст. Ленинградского гос. ун-та. -СПб.: Изд-во ЛГУ, 2010.

3. Горбунова, Г. А. Индивидуальный подход в работе с младшими школьниками на уроках ИЗО [Текст] / Г. А. Горбунова. - Магнитогорск: 1996.

4. Горбунова, Г. А. Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельностью, как средство развития творческого потенциала дошкольника [Текст] / Г. А. Горбунова // Сб. науч. ст. Ленинградского гос. ун-та. - СПб.: Изд-во ЛГУ, 2010.

5. Григорьева, Э. И. Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприя-тия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Э. И. Григорьева. - Тольятти, 2002. - 236 с.

6. Ефимова, А. В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах (Из опыта работы) [Текст] / А. В. Ефимова. - М.: Просвещение, 1978. - 175 с.: ил.

7. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1-4 класс [Текст]: учебник / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: ДРОФА, 2013. - 112 с.

8. Ломов, С. П. Изобразительное искусство. 5 класс [Текст]: учебник / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев. - М.: ДРОФА, 2014.

9. Савельева, О. П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы [Текст] / О. П. Савельева // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, мен-тальность: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Магнитогорск: Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова, 2014. - С. 237-241.

10. Савельева, О. П. Методика изучения народных художественных промыслов в общеобразовательной школе с применением рабочих тетрадей [Текст] / О. П. Савельева, Г. А. Горбунова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 268.

11. Савельева, О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) [Текст] / О. П. Саве-

льева// Начальная школа плюс До и После.

- 2006. - № 5. - С. 7-13.

12. Неменский, Б. М. Методические пути осуществления программы «Изобразительное искусство и художественный труд» [Текст]: материалы к 12-му науч.-практ. семинару «Мастерская Б. М. Неменского» / Б. М. Неменский. - М., 2006.

13. Чебукина, Н. К. Место игры в педагогическом процессе группы кратковременного пребывания детей [Текст] / Н. К. Чебукина.

- Иркутск, 1978. - С. 26-28.

REFERENCES

1. Golovanova I. L. Aktivizatsiya tvorcheskikh sposobnostey doshkolnikov i mladshikh Shkolnikov v protsesse raboty razlichnymi khu-dozhestvennymi materialami. PhD Dissertation (Education) 13.00.02. Moscow, 1995. 16 p.

2. Gorbunova G. A., Grigoryeva E. I. Tekhnologi-ya podgotovki spetsialista, sposobnogo reshat problemu preemstvennosti v khudozhestven-nom obrazovanii detey / G. A. Gorbunova. Sb. nauch. st. Leningradskogo gos. un-ta. St. Petersburg: Izd-vo LGU, 2010.

3. Gorbunova G. A. Individualnyy podkhod v rabote s mladshimi shkolnikami na urokakh IZO. Magnitogorsk: 1996.

4. Gorbunova G. A. Igrovye tekhnologii na zan-yatiyakh izobrazitelnoy deyatelnostyu, kak sredstvo razvitiya tvorcheskogo potentsiala doshkolnika. Sb. nauch. st. Leningradskogo gos. un-ta. St. Petersburg: Izd-vo LGU, 2010.

5. Grigoryeva E. I. Tekhnologiya podgotovki bu-dushchego uchitelya k razvitiyu tsvetovospri-yatiya detey mladshego shkolnogo vozrasta v protsesse izobrazitelnoy deyatelnosti. PhD Dissertation (Education) 13.00.08. Tolyatti, 2002. 236 p.

6. Efimova A. V. Rabota s myagkoy igrushkoy v nachalnykh klassakh (Iz opyta raboty). Moscow: Prosveshchenie, 1978. 175 s.: il.

7. Kuzin V. S., Kubyshkina E. I. Izobrazitelnoe iskusstvo. 1-4 klass: uchebnik. Moscow: DRO-FA, 2013. 112 p.

8. Lomov S. P., Ignatyev S. E. Izobrazitelnoe iskusstvo. 5 klass: uchebnik. Moscow: DROFA, 2014.

9. Savelyeva O. P. Tvorcheskoe razvitie rebenka v izobrazitelnoy deyatelnosti: tendentsii i

problemy. Aktualnye problemy teoretiches-kikh i prikladnykh issledovaniy: yazyk, kultu-ra, mentalnost: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Magnitogorsk: Magnitogorskiy gos. tekhn. un-t im. G. I. Nosova, 2014. Pp.237-241.

10. Savelyeva O. P., Gorbunova G. A. Metodika izucheniya narodnykh khudozhestvennykh pro-myslov v obshcheobrazovatelnoy shkole s primeneniem rabochikh tetradey. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013, No. 5, pp. 268.

11. Savelyeva O. P. Organizatsiya proverki znaniy uchashchikhsya (na materiale urokov izobra-zitelnogo iskusstva). Nachalnaya shkola plyus Do i Posle. - 2006, No. 5, pp. 7-13.

12. Nemenskiy B. M. Metodicheskieputi osushche-stvleniya programmy "Izobrazitelnoe iskusstvo i khudozhestvennyy trud": materialy k 12-mu nauch.-prakt. seminaru "Masterskaya B. M. Nemenskogo". Moscow, 2006.

13. Chebukina N. K. Mesto igry v pedagogiches-kom protsesse gruppy kratkovremennogo pre-byvaniya detey. Irkutsk, 1978. Pp. 26-28.

Горбунова Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства Санкт-Петербургского государственного университета e-mail: veta5@yandex.ru

Gorbunova Galina A., ScD in Education, Professor, Fine arts Department, St. Petersburg State University e-mail: veta5@yandex.ru

Игнатьев Сергей Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета e-mail: ise_hgf@mail.ru

Ignatyev S. E., ScD in Education, Professor, Methods of teaching Fine arts Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: ise_hgf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.