Научная статья на тему 'Изобразительное искусство как средство адаптации детей к обучению в школе'

Изобразительное искусство как средство адаптации детей к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1405
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / ADAPTATION PERIOD / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ART / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER SCHOOL PUPIL / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / METHODS / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ / NON-TRADITIONAL T ECHNIQUES / GAME / MODE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ческидова Ирина Борисовна

В статье рассматриваются возможности занятий изобразительным искусством в успешной адаптации детей к обучению в школе Особую роль в данный период имеют занятия изобразительным искусством, создающие благоприятные условия для перехода от игровой к учебной деятельности, эмоциональной раскрепощенности, позволяющие создать ситуацию успеха. В изобразительной деятельности следует обращать внимание на работу с цветом, который является важным фактором регуляции эмоционального состояния ребенка. Ознакомление младших школьников с цветом может проходить как в художественно-творческой деятельности, так и во время проведения экскурсий, праздников, арт-терапевтических занятий с развивающей цветовой доской. Разнообразные формы (экскурсия, праздник) и методы (мысленное путешествие, коллективных работ, уподобление) проведения занятий, сочетание изобразительной и игровой деятельности, использование нетрадиционных материалов и техник рисования способствуют снятию эмоциональных и физических перегрузок, формированию умения работать в коллективе и положительного отношения к учебе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fine art as a means of adaptation of children to school

The article deals with the possibilities using of fine arts for successful adaptation of children for the school. A special role in this period are fine arts, creating favorable conditions for the transition from gaming to learning activities, emotional emancipation, allowing to create a situation of success. In the visual activity should pay attention to the work with color, which is an important factor in the regulation of the emotional state of the child. Familiarization of younger students with the color can take place in artistic and creative activities, and during excursions, holidays, art therapy classes with developing color Board. According to the article, there are different forms of training such as tour, festival, and different techniques of training for example, mental journey, team-work, and analogy). Combination of creative and gaming activities, the use of non-traditional techniques of drawing and unconventional assets contribute to reviving emotional and physical stress, shape skills of team-work and positive attitude to studying.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство как средство адаптации детей к обучению в школе»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018

№ 3 (33). С. 248-253. УДК 373.32

И. Б. Ч ЕСКИДОВА

Изобразительное искусство как средство адаптации детей к обучению в школе

В статье рассматриваются возможности занятий изобразительным искусством в успешной адаптации детей к обучению в школе Особую роль в данный период имеют занятия изобразительным искусством, создающие благоприятные условия для перехода от игровой к учебной деятельности, эмоциональной раскрепощенности, позволяющие создать ситуацию успеха. В изобразительной деятельности следует обращать внимание на работу с цветом, который является важным фактором регуляции эмоционального состояния ребенка. Ознакомление младших школьников с цветом может проходить как в художественно-творческой деятельности, так и во время проведения экскурсий, праздников, арт-терапевтических занятий с развивающей цветовой доской. Разнообразные формы (экскурсия, праздник) и методы (мысленное путешествие, коллективных работ, уподобление) проведения занятий, сочетание изобразительной и игровой деятельности, использование нетрадиционных материалов и техник рисования способствуют снятию эмоциональных и физических перегрузок, формированию умения работать в коллективе и положительного отношения к учебе.

Ключевые слова: адаптационный период, изобразительное искусство, младшие школьники, формы, методы, нетрадиционные техники

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 248-253.

I. B. CHESKIDOVA

Fine art as a means of adaptation of children to school

The article deals with the possibilities using of fine arts for successful adaptation of children for the school. A special role in this period are fine arts, creating favorable conditions for the transition from gaming to learning activities, emotional emancipation, allowing to create a situation of success. In the visual activity should pay attention to the work with color, which is an important factor in the regulation of the emotional state of the child. Familiarization of younger students with the color can take place in artistic and creative activities, and during excursions, holidays, art therapy classes with developing color Board. According to the article, there are different forms of training such as tour, festival, and different techniques of training - for example, mental journey, team-work, and analogy). Combination of creative and gaming activities, the use of non-traditional techniques of drawing and unconventional assets contribute to reviving emotional and physical stress, shape skills of team-work and positive attitude to studying.

Keywords: adaptation period, fine art, game, younger school pupil, mode, methods, non-traditional techniques

_Введение

адаптационный период перед педагогами ставится задача сохранения здоровья детей, снятия страха перед оценкой своих действий, новым коллективом, необходимостью выполнять определенные требования, соблюдать дисциплину. Решению этих задач будет способствовать участие в уже знакомых видах деятельности, создание положительного эмоционального настроя на занятиях, учет возрастных особенностей детей (эмоциональная отзывчивость, способность легко включаться в игровые ситуации, любознательность, интерес к разным видам деятельности).

Цель статьи - Систематизация форм и методов проведения занятий по изобразительному искусству в адаптационный период в начальной школе.

Изобразительная деятельность - эффективное средство адаптации первоклассников

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования среди задач обучения в начальной школе одними из наиболее значимых являются овладение начальными навыками адаптации, «принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения» [1]. В период адаптации к обучению в школе особое место отводится занятиям по изобразительному искусству, где большую роль играет разнообразие форм и методов работы - проведение экскурсий, уроков-праздников, использование игровых ситуаций, метода коллективных работ, пластических упражнений

[4]. В этот период необходимо способствовать проявлению творческого воображения у детей, развивать ассоциативное мышление, поощрять создавать свои собственные композиции, сочетать рисование с аппликацией, коллажем, работой с природными материалами, сочетать возможности разных видов искусства с целью создания ребенком художественного образа

[5]. Занятия искусством способствуют созданию положительного эмоционального настроя, установлению контактов в формирующемся детском коллективе, снятию эмоциональных и физических перегрузок.

На наш взгляд, изобразительная деятельность является одним из наиболее эффективных средств адаптации первоклассников, так как:

- изобразительная деятельность в сочетании с игровой деятельностью создает благоприятные условия для перехода к деятельности учебной;

- многообразие видов изобразительной деятельности, техник, способов, приемов выпол-

нения работы дает возможность включения в работу всех детей; позволяет создавать ситуации общения, обсуждения, взаимопомощи;

- позволяет создавать ситуацию успеха, способствует эмоциональному раскрепощению и самовыражению ребенка;

- дает возможность для использования на занятиях некоторых приемов арттерапии.

С целью выявления уровня сформированно-сти готовности к обучению в школе нами был проведен опрос учащихся 1-х классов МОУ НОШ № 34 г. Нижний Тагил в сентябре 2017 г. Учащимся был предложен тест О.А. Ореховой «Домики». Как показывают результаты опроса учащихся первых классов (42 человека) у 8 человек посещение школы вызывает негативное отношение, 6 человек ответили, что не любят читать, 4 - считать, пятеро детей выказали негативное отношение к урокам музыки, один - к урокам изобразительного искусства.

Для части первоклассников стрессовую ситуацию создают новые обязанности ученика, необходимость правильного выстраивания взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в новом коллективе, умения правильно поступать в разнообразных ситуациях [6].

Формы и методы проведения занятий во внеурочной деятельности на уроках изобразительного искусства в 1 классе

Использование на уроках изобразительного искусства в 1 классе и во внеурочной деятельности разнообразных форм и методов проведения занятий будет способствовать достижению результатов, определяемых в современных программах по изобразительному искусству, в том числе развитию эмоциональной отзывчивости, формированию умения сотрудничать с одноклассниками в процессе выполнения заданий, и т.д.

Такими формами проведения занятий могут быть урок-игра, урок-экскурсия, урок-праздник, применение методов коллективных работ, уподобления, сотворчества, мысленного путешествия, также эффективным средством является работа в нетрадиционных техниках, способствующая формированию интереса к учебной деятельности.

Необычным и запоминающимся должно быть самое первое занятие - знакомство с волшебными красками, «волшебной» бумагой для рисования, позволяющей создать интересную работу. На данном этапе необходимо как можно больше работать в нетрадиционных техниках (по мятой бумаге, ниткография, фроттаж масляной пастелью, рисование такими материалами, как косметика, клей ПВА, цветной скотч и т.д.). При работе в технике фроттаж возможны варианты натирания всего листа бумаги для последующего его использования для работы в технике аппликация,

или выполнение изображения с последующим подкладыванием под отдельные его фрагменты различных материалов - монетки для колес машины, декоративная сетка для фона, засушенные листья для изображения деревьев. Для работы в данной технике подходит упаковочный гофрированный картон, тисненая кожа, мешковина и плоские предметы. Разнообразие полученных изображений, работа с цветом, сам процесс натирания листа, способствующий развитию моторики, увлекает ребенка, создает ситуацию творческого поиска, удовлетворенности результатами работы. При работе с цветным скотчем также можно использовать несколько вариантов - нарезать скотч на кусочки и наклеивать слоями, получая новые оттенки цвета, сминать кусочки скотча и приклеивать полуобъемные элементы (лепестки цветов, листья, тычинки), выполнять объемные элементы (лепестки) путем скручивания скотча. Работу в широко известной технике граттаж можно варьировать следующим образом - свечкой натирается цветной лист картона, потом выполняется изображение реальных объектов гуашью и по его высыхании рисунок процарапывается дополнительными штрихами, придавая уже выполненному гуашью изображению объем [9].

В процессе проведения урока-экскурсии перед детьми ставится задача - наблюдение за изменениями природных форм, цветовых пятен и силуэтов. Учащиеся слушают шуршание осенних листьев и шорох травы, их внимание обращается на многообразие и гармоничность цветовых сочетаний в природе. Дети рассматривают цветы и листья, учатся выделять и называть форму и оттенки, делиться впечатлениями, обсуждать увиденное со сверстниками и педагогом. Впечатления от увиденного воплощаются в работах, тематика которых соотносится с темой и целью экскурсии, пластических упражнениях, устных сочинениях. После проведения экскурсии детей просят показать, как двигаются травинки под порывами ветра (шумят, шуршат, шелестят). При выполнении упражнения необходимо проанализировать значение этих слов, дать характеристику производимым звукам, выявить, насколько точно и выразительно ребенок соотносит звук и движение. При выполнении упражнения «танец цветов» детям предлагается выбрать цветок, и соотнести движение и характер цветка. Также первоклассники могут показать, как двигается желтый солнечный зайчик, показать его характер через движение, мимику, жесты, как играет ветер с листьями, как летают бабочки и мотыльки и т.д.

Урок-игра или игровые ситуации, предлагаемые учителем на уроке изобразительного искусства, помогают ребенку переключиться от игровой деятельности дошкольника к учебной деятельности первоклассника. У дошкольников рисунок является частью игры, он включен в игру для обозначения того, что словами и движения-

ми ребенок передать не может. Рисуя событие, дети не столько изображают, сколько обозначают вещи и явления, при этом сам рисующий сопровождает свои действия звукоподражанием или комментариями. Частично это явление наблюдается и у первоклассников.

Игра, несущая в себе познавательное начало, способствует формированию интереса к теме, создает ситуацию успеха, формирует стремление к получению новых знаний. В игровой деятельности в адаптационный период может присутствовать определенный персонаж (художник, Незнайка и т.д., который будет приходить на занятия в течение всего года). Дидактические игры на уроках изобразительного искусства в начальной школе описаны в работах М.А. Абрамовой, Е Л. Зелениной, А.В. Соколова и др.

Можно предложить учащимся следующие игры и упражнения с цветом: 1) Назовите предметы определенного цвета, которые находятся в этом помещении 2) Дайте словесную характеристику оттенкам цвета осенней травы (коричневатые, желто-серые, мягкие, спокойные, тихие, глухие, приглушенные). 3) Вслушайтесь в слова «багряный», «багрец», «бурый», дайте характеристику звучания этих слов. 4) Дайте характеристику красного цвета (радостный, тревожный), назовите оттенки красного цвета (алый, малиновый, пунцовый, багряный, пурпурный). 5) При чтении фрагмента стихотворения Н.А. Некрасова «Зеленый Шум» выделите характеристики звучания деревьев (шумят, тихохонько шумят, лепечут), назовите оттенки зеленого цвета. 6) Назовите цвета ночи и дайте их характеристику.

Урок-праздник является завершающим при изучении какой-либо темы. При подготовке урока-праздника в классе оформляется итоговая выставка работ, на которой представлены работы всех учащихся, коллективные работы. Участие в выставках помогает всем детям ощутить свою успешность, дети учатся внимательно и доброжелательно относиться к чужим работам, сравнивать и анализировать их. Игровыми ситуациями на уроке-празднике являются «цепочки слов», в которые выстраиваются названия всех известных детям художественных материалов, названий картин, оттенков какого-либо цвета, Такие задания также способствуют речевому развитию детей.

При использовании метода коллективных работ (в паре, группе, фронтальных) закрепляются полученные знания, формируются коммуникативные навыки - дети знакомятся, учатся взаимодействовать в микрогруппе (бригаде), нести ответственность за результаты совместной работы, участвуют в обсуждении работ, формируются действия оценки и самооценки. Важно запланировать посильную для каждого ребенка работу, обратить внимание на то, как хорошо каждый из детей справился со своей частью работы. Коллективные панно, выполненные детьми, ис-

пользуют для оформления праздников в классе, интерьера школы.

Метод сотворчества - совместной работы педагога и детей способствует налаживанию умения ребенка взаимодействовать не только со сверстниками, но и со взрослыми. Такая работа по выполнению какого-либо задания может заключаться в следующем. Взрослый начинает, ребенок заканчивает; ребенок начинает, взрослый заканчивает; взрослый своим рисунком загадывает загадку, которую ребенок должен отгадать и закончить. Рисование в две руки - еще один вариант выполнения задания, при этом ведущую роль играет ребенок, работа делится на две равнозначные части, каждый выполняет свою часть, затем композиция собирается в единое целое.

Метод уподобление (ребенку предлагается представить себя в роли зеленого ростка, солнечного зайчика, сухого осеннего листа) помогает увлечься темой, почувствовать взаимосвязь элементов окружающей природы, раскрепощает ребенка, способствует его самовыражению в слове, жесте, рисунке.

Метод мысленного путешествия можно использовать на занятиях в сочетании с другими методами, путешествие может быть в свои воспоминания (привлечение личного опыта ребенка, воспоминания о событиях, имеющих положительную эмоциональную окраску), путешествие в вымышленную страну или погружение в ситуацию, изображенную на картине. В процессе такого путешествия ребенок должен попытаться зафиксировать свои переживания, передать их в рисунке и вербально при обсуждении выполненных работ. Темами путешествия могут быть летние события, впечатления от поездок и т.д. [8].

Способствовать созданию положительного эмоционального настроя ребенка и содействовать его успешной адаптации к школе может целенаправленная работа с цветом. Характерная для младших школьников отзывчивость к цвету помогает передавать состояние человека и природы, использовать цветовые сочетания для характеристики образа какого-либо персонажа. При этом, как отмечают многие исследователи, положительное, красивое обычно обозначается в рисунке теплыми, яркими цветами, и изображается более тщательно, негативное - темными, холодными цветами, более небрежно. Предлагая детям изобразить любыми материалами все положительное, что было сегодня, свои впечатления с момента пробуждения помогает переключиться на позитивные эмоции, свободный выбор материала помогает избежать технических трудностей в процессе изображения. Ребенок осознает свое отношение к тому или иному цвету, учится создавать цветовые образы предметов или явлений, осознает себя как часть окружающего мира во всем его многообразии. Изобразительная деятельность дополняется сочинением разноцветных историй, создает до-

полнительные возможности для творческого самовыражения через мимику, пластику, движение. Работа с цветом способствует развитию у детей способности выражать свои эмоции по отношению к цвету, по отношению к благоприятным цветовым сочетаниям, умению самому создавать такие сочетания, и практически их применять в художественно-творческой деятельности, в частности, при работе над пейзажем [2]. Такая работа может проходить во время экскурсий, как реальных, так и виртуальных, праздников, при использовании методов коллективных работ, уподобления, мысленного путешествия.

На занятиях по изобразительному искусству можно работать с развивающей цветовой доской. Цветовая доска выполнена по типу би-зиборда, на ней закреплены разнообразные предметы определенного цвета, отличающиеся оттенками цвета, формой, фактурой и т.п. Работа с детьми может включать в себя подбор словесных обозначений цвета, описание имеющихся на доске предметов, сочинение историй с участием этих предметов, небольшие инсценировки. Ребенок может продолжить работу с каким-либо цветом в изобразительной или музыкальной деятельности - нарисовать цветную страну, представить себя живым или неживым объектом данного цвета, показать, как двигается или танцует этот объект, какие звуки он издает. Работу можно вести постепенно от освоения основных цветов к производным, обогащая представления детей о цвете, названиях его оттенков, либо в произвольном варианте, при котором ребенок сам выбирает цвет предпочтения и на первых этапах работы занимается с одной доской, постепенно переходя к другим цветам.

В процессе проведения занятий с развивающей цветовой доской следует активно использовать игры и упражнения. Детям можно предложить ознакомиться со звучанием предметов, представленных на доске, потом с закрытыми глазами определить, какой предмет звучит; постучать металлической и деревянной палочкой по всем предметам и охарактеризовать звук, узнать предмет по описанию и самому описать предмет, включая такие характеристики, как величина, цвет, фактура, положение в пространстве и т.п. Выбрать два или несколько предметов и сочинить историю с их участием, использовать задания и упражнения, предложенные в книге Н. М. Погосовой [7].

Для детей младшего школьного возраста также является важным развитие всех органов чувств, понимание взаимосвязи информации, поступающей от разных анализаторов, развитие способностей к синестезии. Ознакомление детей с сенсорными эталонами начинается в дошкольном возрасте, но, к сожалению, педагогами дошкольных образовательных учреждений ей не всегда уделяется достаточно внимания. Дети знают основы цветоведения, геометрические

фигуры, имеют представление о форме, величине, пространстве, могут показать свое отношение к персонажу при помощи цветовой гаммы, но не всегда понимают роль цвета в создании художественного образа, незнакомы со сложными словесными обозначениями цвета, не всегда понимают взаимосвязи изученных сенсорных эталонов (цвета и формы, величины и положения в пространстве, цвета и вкуса, запаха).

Новыми и интересными темами для детей становятся задания на изучение связей цвета и словесных его обозначений, вкуса и цвета, вкуса и запаха, цвета и геометрических фигур. Такая работа может проводиться и во внеурочное время. У детей младшего школьного возраста очень важно развивать способности к синестезии, помочь ребенку увидеть и оценить удивительное многообразие форм и цвета природы, вкусовое, звуковое, пластическое богатство предметов и явлений. Умение воспринимать и анализировать информацию, умение соотносить сигналы, поступающие от разных анализаторов, будет способствовать развитию психических процессов, речи, созданию общего положительного эмоционального настроя.

Тактильные ощущения дают информацию о величине, плотности, фактуре, температуре, положении в пространстве и др. свойствах изучаемого объекта. Так, Н.М. Погосова при изучении темы «Красный цвет» предлагает детям потрогать яблоко (твердое, гладкое), обхватить его рукой (круглое), определить его вкус и запах, сочинить историю от имени яблока и нарисовать его. В последующем с формированием у детей систем сенсорных эталонов действия обследования и сравнения переходят во внутренний план.

Занятия, посвященные ознакомлению взаимосвязи цвета и запаха, могут начинаться с рассказа о том, какую роль играют запахи в жизни человека, как они классифицируются (теплые, резкие, цветочные, холодные и пр.), предложить

детям подобрать к цветным карточкам карточки с названием запаха, предложить нарисовать запах моря, леса, цветов и пр. Аналогичные задания можно предложить и при изучении темы «Цвет и вкус».

Задания на тему «Цвет и форма» могут выглядеть следующим образом - нарисуй свою семью в виде геометрических фигур, нарисуй страну треугольников, страну кругов, нарисуй какую-либо ситуацию в этой стране (ссорятся, праздник и т.п.). Задания, направленные на усвоение величин в изобразительной деятельности могут выглядеть следующим образом: «Я - лилипут», «Я - великан», иллюстрации к «Дюймовочке» и «Приключениям Гулливера».

В программе развивающих занятий Н. Э. Ба-синой, О. А. Сусловой «Цвет. Звук. Материал» [3] знакомство с цветом и звуком начинается с цветных сказок, в которых каждому из цветов посвящается отдельная сказка. Цвет в данном случае выступает как персонаж, наделенный физическими, эмоциональными, возрастными характеристиками (синий строгий, синий тяжелый, синий кружится, кричит и т.д.). На следующих занятиях на цвет переносятся характеристики громкости; физические характеристики материала переносятся на форму, цвет, звук; цвет, звук, фактура, материал служат средством передачи настроения.

_Вывод

Таким образом, разнообразие форм и методов проведения занятий по изобразительному искусству помогает первоклассникам адаптироваться в новом коллективе, формирует интерес к учебно-познавательной деятельности дает возможность творческого самовыражения, способствует постепенному переходу от игровой к учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/922

2. Архипов А.А., Филипова И.Г. Методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста изображению пейзажа // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 2 (7). С. 81-83.

3. Басина, Н. Э. Цвет. Звук. Материал: программа развивающих занятий для дошкольников и младших школьников [Текст]: программа / Н. Э. Басина, О. А. Суслова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с.

4. Малахова Р.Г. Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. 2012. № 2. С. 82-85.

5. Мирза Н.В., Атаханова В. Психолого-педагогические условия адаптации детей к обучению в школе // Уральский научный вестник. 2017. Т. 3. № 5. С. 035-038.

6. Петрова С.С. Теоретические основы адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-3. С. 158-164.

7. Погосова, Н. М. Цветовой игротренинг [Текст] / Н. М. Погосова. - СПб. : Речь, 2005. - 152 с.

8. Руднев И.Ю. Тематическая композиция на занятиях изобразительным искусством с младшими школьниками // Наука и школа. 2016. № 1. С. 188-193.

9. Солодухина Н.М., Спешилова Д.П. Использование выразительных возможностей различных графических материалов в процессе обучения рисунку // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2017. № 1-1 (10). С. 170-172.

REFERENCES

7.

8. 9.

Federal state educational standard of primary general education (grades 1-4) [Electronic resource]. URL: http: //minobarnauk. rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (in Russian)

Arkhipov A.A., Filipova I.G. Methods and methods of teaching children of primary school age to depict the landscape. Pedagogical experience: theory, methodology, practice. 2016. no. 2 (7). pp. 81-83. (in Russian)

Basina N.E. Color. Sound. Material: the program of developing classes for preschool children and junior schoolchildren. Moscow, Clean Ponds Publ., 2006. 32 p. (in Russian)

Malakhova R.G Socio-psychological adaptation of first-graders to school at the lessons of fine art. Primary school. 2012. no. 2. pp. 82-85. (in Russian)

Mirza N.V., Atakhanova V. Psychological and pedagogical conditions of children's adaptation to schooling. Ural Scientific Bulletin. 2017. V. 3. no. 5. pp. 035-038. (in Russian)

Petrova S.S. Theoretical bases of adaptation of children of primary school age to training in an elementary school. Problems of modern pedagogical education. 2017. no. 55-3. pp. 158-164. (in Russian)

Pogosova N. M. Tsvetovoy igretenrening [Text]. Saint-Petersburg, Speech Publ, 2005. 152 p. (in Russian) Rudnev I.Yu. Thematic composition in art classes with junior schoolchildren. Naukaishkola. 2016. no. 1. pp. 188-193. (in Russian) Solodukhina N.M., Speshilova D.P. Using the expressive possibilities of various graphic materials in the process of teaching the picture. Pedagogical experience: theory, methodology, practice. 2017. no. 1-1 (10). pp. 170-172. (in Russian)

Информация об авторе Ческидова Ирина Борисовна

(Россия, Нижний Тагил) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета E-mail: [email protected]

Information about the author

Cheskidovа Irina Borisovna

(Russia, Nizhny Tagil) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of psychology and pedagogy of preschool and primary education Nizhny Tagil state social-pedagogical Institute (branch)

Russian State Vocational Pedagogical University (RSVPU) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.