Научная статья на тему 'Педагогика XIX-XX вв. О роли цвета в развитии ребенка'

Педагогика XIX-XX вв. О роли цвета в развитии ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЦВЕТ / ГАРМОНИЧНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ческидова Ирина Борисовна

В статье рассматриваются взгляды педагогов XIX-XX веков на роль цвета в развитии ребенка, значение изучения цвета детьми дошкольного и младшего школьного возраста в игровой и изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогика XIX-XX вв. О роли цвета в развитии ребенка»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Так как игра является творческой деятельностью, в любой искусственно созданной обстановке, ребенок воспроизводит реальную ситуацию. Ребенок старается проявить весь свой творческий потенциал в достижении результата по замыслу игры. Даже если игру приготовить заранее, очень сложно предугадать реакцию ребенка и его действия.

Так как игра является импровизацией, ребенок вкладывает весь свой творческий потенциал, самостоятельность, потребность в познании нового. Ребенок является изобретателем своей роли, действий.

Игра помогает ребенку изучить окружающим мир, так как играть можно на улице, дома, в группе детского сада, в музыкальном классе, в спортивном зале. Ребенок познает через игру в разных местах то, что его окружает, как можно взаимодействовать с разными предметами.

Роль игры в развитии ребенка:

1. Стимулирование работы мозга. В настоящее время дети очень много времени проводят с компьютерами, телефонами, планшетами. Работа мозга напрямую зависит от физической активности, поэтому подвижные игры, сюжетно-ролевые, игры-драматизации помогают ребенку оставаться в хорошей физической форме и стимулировать работу мозга.

2. Формирование сенсорных и моторных навыков. Игра учит ребенка координировать свои движения, развивать мелкую и крупную моторику, развивать удерживания внимания на себя и на объекте.

3. Обучение речи. Игра позволяет ребенку начать использовать речь, пытаться договориться с партнером, спросить, узнать, разведать информацию, говорить за кукол.

4. Социализация. Через игру ребенку в непринужденной обстановке учится контактировать с людьми, ощущать себя частью общества.

5. Формирование элементарных математических представлений. Игра «Магазин» поможет ребенку сформировать понятия «цена», «количество», помогут активнее пользоваться счетом. Через игру «Сравни» можно научить ребенка понятиям «больше-меньше», «ближе-дальше», «длиннее-короче».

6. Поддержание активности. Во время игры ребенок может выплеснуть накопившееся напряжение, почувствовать себя уверенным.

7. Расширение кругозора. Дети играют в разные игры: через игру в куклы девочки учатся строить семейные отношения, обращают внимания на различные роли членов семьи; через игру в машинки мальчики запоминают правила дорожного движения, учатся быстро реагировать на предлагаемые обстоятельства. Именно через игру дети усваивают отношения «доктор-пациент», «продавец-покупатель», «учитель-ученик».

В связи со всеми вышеперечисленными обстоятельствами становится очевидно, что игровую деятельность важно сформировать в дошкольном возрасте.

© А.А. Хромова, 1016

УДК 371.87

Ческидова Ирина Борисовна

к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НТГСПИ (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, РФ

i_ches@mail.ru

ПЕДАГОГИКА Х1Х-ХХ ВВ. О РОЛИ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Аннотация

В статье рассматриваются взгляды педагогов XIX-XX веков на роль цвета в развитии ребенка, значение

изучения цвета детьми дошкольного и младшего школьного возраста в игровой и изобразительной деятельности.

Ключевые слова

Цвет, гармоничные цветовые сочетания, изобразительная деятельность, развитие ребенка.

Роль цвета в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста стала объектом пристального внимания педагогов в XIX веке. Педагоги XIX века считали, что необходимо воздействовать на ребенка с первой минуты его жизни и все свои приемы согласовывать с законами природы. В пособии для родителей и воспитателей И.Я. Герда, изданном в 1888 году отмечается, что до сих пор педагогика не удостаивала своего внимания целые периоды детской жизни. «Первое внимание должно быть обращено на развитие внешних чувств, которые играют большую роль в деле умственного развития.... При ежедневном ощущении звука, пламени свечи и т.д. у ребенка новое впечатление прибавляется к предыдущим, вид пламени свечи становится все знакомее и знакомее ребенку и наконец самый образ пламени остается в памяти ребенка даже тогда, когда свеча унесена» [1, с. 10-11].

Большое значение уделяется развитию слуха через разговор с ребенком, пение, подражание звукам, издаваемым животными и разными предметами. Ударяя по глиняным, каменным, металлическим и деревянным вещам можно предложить ребенку отгадывать, из чего сделана вещь. Важно приучать ребенка определять направление, откуда идет звук, определять расстояние по звуку (например, при игре в жмурки).

Осязание можно развивать, давая ребенку ощупью отличать деревянные, каменные, металлические предметы, разные ткани, предлагая ребенку определять вес предметов.

Таким образом, у ребенка младшего дошкольного возраста накапливаются сведения об окружающем мире. Ребенок узнает вещи, когда их видит, слышит их звук, чувствует их вкус, запах, или ощущает их поверхность. Для того чтобы воспринять впечатления, ребенок должен хорошо владеть своими органами чувств, правильное их развитие имеет большое значение для умственного развития ребенка.

Ощущая цвета и начиная различать их в первый год жизни, ребенок начинает эмоционально реагировать на цвет. Личностное отношение к цвету или сочетанию цветов, определенные цвета и их сочетания вызывают сходные эмоциональные реакции у большинства людей. Положительные эмоции связаны с повышением чувствительности к желтому и красному, при переживании отрицательных эмоций возрастает чувствительность к синему и зеленому. То или иное эмоциональное переживание и даже воспоминание о нем приводит к специфическим изменениям цветовой чувствительности субъекта.

Цвет является важным признаком предмета и при создании изображения в рисунке детей выступает одним из главных средств выразительности. Хорошо сформированное умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний играет большую роль в детском изобразительном творчестве, помогает ребенку передавать свои впечатления от увиденного, выражать отношение к изображаемому.

По мнению И.Я. Герда, очень важно приучать ребенка к отличию цветов. «Пособием для этого может служить все цветное: кусочки цветного сукна, цветная бумага, гарус, карточки, облатки, бусы, цветные камни, стекла, листья, цветы, плоды, раковины, перья, краски и рисунки. Сначала должно давать ребенку предметы только двух цветов, лучше основных. Ребенок должен разобрать эти предметы на две группы по цветам. Понемногу число цветов можно увеличивать» [1, с. 14].

Знакомя ребенка с цветами, нужно учить его гармонически подбирать цвета. «Для того чтобы, например, от зеленого цвета глаз получил то самое приятное впечатление, которое он получает от бесцветного солнечного луча, надо подле зеленого, состоящего из синего и желтого, поставить третий основной цвет - красный. Такое сочетание одного цвета с его дополнительным производит наиболее приятное впечатление на глаз, а потому гармоничность цветов и зависит от большего или меньшего соблюдения подобных сочетаний» [1, с. 15].

И.Я. Герд приводит несколько примеров занятий с детьми дошкольного возраста. На таких занятиях необходимо знакомить ребенка и с расстояниями, показывая ребенку предметы, то удаляя, то приближая их к глазу. Нанизывая на нить крупные бусины разных цветов, сначала нанизывать по одной бусине каждого цвета по порядку, затем по две, по три и т.д. При этом должна соблюдаться гармоничность в подборе цветов. При плетении коврика из бумаги у детей развивается не только внимание и мелкая моторика, но и воспитывается вкус, так как красота рисунка во многом зависит от умения подбирать гармоничные цветовые сочетания.

Говоря о роли цвета в развитии ребенка, известный немецкий педагог Ф. Фребель отмечал, что детей привлекает не только внешняя сторона цвета, но и их соединение и соотношение. Фребель рекомендовал использовать цвета характерные для предметов, окружающих ребенка и явлений природы, им наблюдаемых.

Ф. Фребель считал необходимым предоставлять детям свободу выбора цвета в рисунке и предъявлял к работе с цветом три основных требования: «во-первых, рассматривать цвет самостоятельно, независимо от формы предмета. Цвет следует изображать ради него самого. Во-вторых, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.), затем цвета по их внутренней силе (светлый, яркий, темный и т.д.) и в конце -отдельные цвета. В-третьих, с красками необходимо знакомить детей постепенно» [1, с.13-14].

Переходить к работе с новым цветом не следует, пока не освоен ранее предложенный цвет, так как с каждой краской нужно обходиться особенно. Ф. Фребель рекомендовал сначала учить детей работать с красками основных цветов и оттенков. Изучение цвета может происходить также в процессе игровой деятельности.

Предлагая мяч в качестве одной из основных игрушек ребенка, Ф. Фребель пишет: «ребенку даются в качестве игрушки постепенно то поодиночке, то в различных комбинациях шесть мячей, окрашенных в цвета радуги, каковые ребенок всегда и принимает с удовольствием даже и поодиночке, а с еще большим удовольствием в соединении по два, например два мяча противоположных цветов - красный и зеленый, голубой и оранжевый и т.д., еще лучше в соединении по три, например, трех главных цветов или трех промежуточных» [4, с. 134-135].

Начиная осваивать цвет в процессе изобразительной деятельности, дошкольники учатся правильно называть цвета и их оттенки, процесс рисования в этом возрасте тесно связан с развитием речи. К 6 -7 годам дети должны различать и называть по несколько оттенков каждого цвета. Например, среди оттенков красного цвета можно назвать брусничный и рябиновый, алый и пунцовый, оттенки зеленого более предметны -оливковый, малахитовый, салатный. Для наилучшего усвоения новых названий цветов и оттенков цвета на занятиях по изобразительной деятельности необходимо активно использовать стихи, загадки, фрагменты сказок.

Рассматривая опыт зарубежных педагогов в этой области, необходимо отметить работу с цветом в Вальдорфской школе. Считая цвет живым существом, Р. Штайнер пишет: «И только то существо знает, что из темного немого мира возникает мир красок и звуков, которое в состоянии при помощи глаз и ушей пережить явления этого мира. Решающим является лишь непосредственный опыт» [5, с. 71]. Задания, предлагаемые в Вальдорфской школе по работе с цветом, близки к абстрактной живописи, детям предлагаются «Истории о цветах и красках», в которых цвета наделяются качествами живых существ и вступают во взаимоотношения друг с другом. Процесс работы с цветом должен быть связан с внутренним переживанием цвета, помочь ребенку ощутить цвет как живое существо.

Большое внимание изучению цвета уделяется в японской школе. Цвет рассматривается как фактор, способствующий формированию с раннего детства визуальной и цветовой культуры ребенка и гармонизации личности. Детям дается представление о воздействии цвета на организм человека, большое внимание уделяется изучению оттенков цвета, возможностям использования цвета в организации окружающей среды. В начальной школе дети изучают названия цветов и различают цвета по линиям: тяжелое - легкое, прозрачное - глухое, густое - негустое, холодное - теплое, сильное - слабое, жесткое - мягкое и т. д. Дети знакомятся с характеристиками цвета, цветовым кругом, выполняют задания, направленные на изучение теплых и холодных цветов, контраста и нюанса. «Обучение в японской школе направлено не только на воспитание эстетических качеств личности при помощи цвета, но и на функциональный аспект организации цветовой среды, что в свою очередь воздействует на внутреннее состояние и сознание учащегося» [3, с. 146].

Рассмотренные нами взгляды отечественных и зарубежных педагогов на значимость ознакомления детей с цветом в процессе игровой и изобразительной деятельности имеют большое значение и на современном этапе. На занятиях по изобразительной деятельности большое внимание уделяется тактильным ощущениям при работе с цветом, связи цвета и звука, вкуса, запаха, активно используются игровые формы деятельности. Такая работа по ознакомлению детей с цветом ведет к развитию эмоционально-чувственной сферы и способствует формированию личности ребенка

Большое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию младших школьников, которое осуществляется в процессе ознакомления с ролью цвета в произведениях искусства, освоения художественных материалов и изобразительных техник, формирования умения составлять цвета и их оттенки, подбирать

гармоничные цветовые сочетания и использовать их для выражения своего отношения к изображаемому. У младших школьников развивается способность чувствовать красоту в окружающей жизни и произведениях искусства, давать оценку наблюдаемым явлениям, понимать связи цвета и настроения, цвета и звука, цвета и движения, умение эмоционально выражать свое отношение к цвету.

Освоение детьми содержания произведений изобразительного искусства, цвета как одного из главных средств выразительности, способствует формированию эстетического сознания, развитию эмоционально-чувственной сферы, дает возможность самосовершенствования и самореализации.

Список использованной литературы 1. Герд И.Я. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов. - СПб, 1888. - 360 с. 1. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М., 1001.- 144 с.

3. Сурина М.О. История образования и цветодидактики. - М., Ростов-на-Дону, 1003. - 351 с.

4. Фребель Ф. Будем жить для своих детей. - М., 1001. - 188 с.

5. Штайнер Р. Из области духовного знания. - М., 1997. -560 с.

© И.Б. Ческидова, 1015

УДК 371.315

Эрентраут Елена Николаевна

канд. пед. наук, доцент ЧГПУ, г.Челябинск, Р.Ф.

E-mail: erentraut@mail.ru

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ОСОЗНАННОЙ МОТИВАЦИИ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Прикладная направленность школьного курса математики в своем внутреннем аспекте, явно недостаточна. Вследствие этого учащиеся не видят связей изучаемого с задачами, возникающими в их личной практике. Встает вопрос о средствах реализации прикладной направленности, примерами которых исследователями предлагаются интересные и практически важные задачи, задачи с практическим содержанием, задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков.

Ключевые слова Реализация прикладной направленности школьного курса математики

Для прочного и сознательного усвоения знаний, формирования адекватного отражения изучаемых фактов в сознании, создания условий для перехода знаний в действия, развития мышления школьников эффективной дидактической единицей являются сюжетные задачи. Сопоставление функций сюжетных задач с целью прикладной направленности школьного курса математики и примерами задач, имеющимися в литературе для усиления прикладной роли школьной математики, позволяет сформулировать положение о том, что эффективными «носителями» прикладного аспекта в процессе обучения математики являются практико-ориентированные (прикладные и практические) задачи, как особые сюжетные задачи.

Прикладная задача - это сюжетная задача, сформулированная, как правило, в виде задачи-проблемы и удовлетворяющая следующим требованиям: вопрос должен быть поставлен в таком виде, в каком он обычно ставится на практике; искомые и данные величины (если они указаны) должны быть реальными, взятыми из практики; задача должна показывать применение математической теории в практических ситуациях.

Обогащение сюжетов практико-ориентированных задач в процессе реализации прикладной направленности школьного курса математики в соответствии с принципом методологической преемственности может быть достигнуто (согласно М.И.Шапиро) за счет введения: задач на вычисление значения величин, встречающихся в практической деятельности; задач на построение простейших номограмм, построение графика одной и той же функции при различных значениях параметра; задач на обоснование и применение эмпирических формул; задач на составление расчетных таблиц; задач на вывод формул зависимостей, встречающихся на практике и в профессионально деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.