Программно-методическое обеспечение процесса формирования колористических умений у детей старшего дошкольного возраста
Денисевич М. Г.,
магистрант
кафедры методик дошкольного образования Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка,
г. Минск, Республика Беларусь
Общая характеристика
Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки, т.к. готовая краска часто не соответствует реальному цвету предмета или задуманному детьми. Ребенку необходимо развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, и их сочетаний. Сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить основы необходимо (развивать цветоразличение, умение подбирать и составлять цвета для передачи образов предметов и явлений, понимания красивых и непривлекательных сочетаний цветов и др.)
Теоретико-методологические основы обучения детей дошкольного возраста рисованию наиболее полно представлены в работах Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.И. Флериной и др. В них показано, что в дошкольном детстве рисование органически входит в жизнь ребенка-дошкольника и оказывает значительное влияние на его развитие. Наибольшее удовлетворение от результатов собственного творчества дети испытывают при работе с краской.
Многие исследователи изучают педагогические условия развития у дошкольников чувства цвета и привлечения его как выразительного средства (В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Л.В. Компанцева, Р.А. Мирошкина, Л.В. Пантелеева).
Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что формированию колористических умений в учреждениях дошкольного образования уделяется мало внимания. Вместе с тем, не овладев графическими средствами изображения, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их творчеству, вызывает отрицательное отношение к рисованию.
Таким образом, проблема формирования колористических умений у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время становится одной из актуальных в психолого-педагогических исследованиях.
Цель - определить содержание программно-методического обеспечения процесса формирования колористических умений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
Задачи:
1. Определить состояние проблемы в теории и практике дошкольного образования.
2. Раскрыть содержание программно-методического обеспечения процесса формирования колористических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна и теоретическая значимасть исследования: изучение как белорусских, так и российских программно-методических пособий по формированию колористических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: проводимое исследование позволит разработать и внедрить в практику дошкольного образования методические рекомендации для педагогов дошкольного образования по формированию колористических умений у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Основное содержание
Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего дня. Содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов учреждений дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
В связи с этим отметим пособия и программы, направленные на формирование колористических умений у детей дошкольного возраста.
Комарова, Т.С., Размыслова, А.В. в своем учебном пособии «Цвет в детском изобразительном творчестве» знакомят педагогов с цветом, его физическими свойствами, его воздействием на человека. Дают методические рекомендации по ознакомлению детей с цветом и формированию у них чувства цвета. Авторы представили конспекты проведения дидактических игр, занятий по изобразительной деятельности, досугов, направленных на обогащение знаний и представлений детей о цветах, развитие у них эстетического восприятия, формирование чувства цвета [8].
Программа для старшей группы по формированию у детей восприятия цвета, представлений о цветах и их создании авторы включают целый ряд задач:
• Закреплять знание усвоенных ранее цветов и оттенков;
• Познакомить детей с цветовыми эталонами: расположение цветов в цветовом спектре на примере радуги;
• Расширить представления детей о получении оттенков любого цвета. Показать детям, что светлота оттенка любого цвета в краске зависит от количества добавленной в нее белой. Познакомив детей с акварелью и способами рисования ею, показать, что светлота оттенка зависит от количества добавленной воды;
• Научить детей передавать 2 - 3 оттенка цвета при рисовании карандашами путем регуляции силы нажима на карандаш.
Программа Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду», которая предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей [7].
Реализация эстетического воспитания и художественного образования предусматривает:
• Развитие интереса к различным видам искусства (изобразительное, декоративно-прикладное искусство и др.), формирование представлений об искусстве;
• Формирование художественно-образных представлений, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
• Развитие творческих способностей в рисовании;
• Обучение основам создания художественных образов;
• Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;
• Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Универсальность программы по изобразительной деятельности «Цвет творчества.
Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от
2 до 7 лет», автором которой является Дубровская Н.В., определяется переходом от регламентированной работы к вариативности и творчеству в каждой возрастной группе.
«Цвет Творчества» - название этой программы включает в себя два понятия, которые направлены на развитие воображения и творческих способностей: цвет и творчество Цвет - одно из ярких выразительных средств. Творчество - создание новых ценностей, «продолжение и замена детской игры» [5].
Программа предполагает использование иллюстративного материала; дизайна; работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, графика, коллаж и др.); игры-занятия; использование методических пособий, дидактических игр по развитию цветовосприятия; художественных произведений детей для создания тематических выставок.
Существенным отличием программы является представление новой модели занятия, в основе которого специально разработанные методы: совместной деятельности «Творческого замысла», основанного на принципах вариативности, предоставляющих большие возможности для самостоятельного действия и творческого самовыражения, «Ощущение цвета», основанного на развитии ассоциативно-образного восприятия цвета.
«Какого цвета мир? Программа развития цветовосприятия для детей 6 - 7- лет» Золочевский С.А. представляет собой попытку построения ценностно-ориентированного процесса воспитания на основе усвоения ребенком выразительного языка живописи через развитие у него цветовосприятия. Программа опирается на положение о том, что главная цель любой образовательной работы - развитие личности ребенка. Действие педагога направлено не только на обучение какому-либо конкретному навыку, но и на решение содержательно-психологических задач, развитие восприятия и творчества детей.
В своем пособии «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Давыдова Г.Н. предлагает конспекты занятий по изобразительной и художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Представлены разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования: раздувание краски, монотипия и др., которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка, а также знакомит детей с особенностями применения цвета [4].
Учебная программа дошкольного образования предусматривает использование в рисовании цветов спектра, их оттенков, а также, других средств выразительности (линия, форма, величина, пропорции, динамика, элементы перспективы) и правилах построения композиции на разных по величине и форме поверхностях. Также знакомит детей:
• с разными видами линий (в том числе: сплошная, штрих, их сочетание);
• с цветом (получение дополнительных цветов, новых цветов и их оттенков, светлых и темных тонов одного цвета);
• с различными изобразительными материалами;
• с разными способами и техниками рисования (техники работы акварелью и гуашью, штриховки, смешивание красок, освоение техник монотипии, кляксографии, ниткографии и др., смешанные техники).
В учебной программе предлагаются и дидактические игры: "Какой цвет получится?", "Угости гномов фруктами и овощами", "Собери пейзаж", "Нарисуй теплую картинку", "Кто нарисует больше предметов овальной формы?", "Времена года" и т.д.
Пособие Горбатовой Е.В. «Художественная мозаика» для детей 5 - 6 лет относится к серии «Умней-ка!» и предназначено для обогащения представлений детей о средствах художественной выразительности (линии, цвет, композиции, форме) и жанрах живописи.
Пособие содержит в себе познавательные игры и игровые задания (например, соотнести предметы с геометрической фигурой, пройти лабиринт, назвать виды линий,
подобрать цвет и т.д.) для развития мышления, речи, внимания, памяти и воображения, а так же формирование у детей изобразительных умений и развитие эстетических чувств.
Пособие предназначено для использования, как в повседневной жизни, так и на занятиях в течении 5 - 10 мин. Взрослый должен создать все необходимые условия, что бы ребенок не уставал и без спешки. Основой этого пособия является взаимодействие взрослого и ребенка.
Пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир красок» (автор Горбатова Е.В). Оно направлено на закрепление знаний детей о средствах художественной выразительности, знакомство детей с новыми изобразительными техниками, а также экспериментирование с палитрой. Оно предназначено для совместного творчества взрослых и детей.
Пособие «Веселые игры с линией и цветом» (автор Горбатова Е.В.) предназначено для детей 4 - 5 лет. Направлено на знакомство детей со средствами художественной выразительности, а также развитие речи, памяти, внимания, воображения. Пособие соответствует содержанию учебной программы дошкольного образования и относится к области «Искусство». Пособие возможно использовать для занятий в учреждении дошкольного образования и в условиях семейного воспитания [1].
Кузьмин С. в своем пособии «Цвет и форма» вводит детей в мир цвета и геометрических фигур. Пособие предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которое направлено на развитие внимания, памяти и творческих способностей. Эта книга, направлена на то, чтобы ребенок научился читать, считать и рисовать. Пособие построено на основе стихов, которые разработаны самим автором. Стоит отметить, что игровая форма знакомства детей с цветом является наиболее эффективной, нежели традиционные занятия [9].
В методическом пособии Толкачевой, С.Г. «Рисование: перспективно-тематическое планирование специально организованной деятельности детей дошкольного возраста» представлен комплексный подход в обучении детей рисованию. Оно направленно на организацию образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с искусством и овладению изобразительной деятельности [10].
Перечисленные программы и пособия являются программно-методической базой для построения образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста колористических умений.
В процессе изучения нами перспективно-тематического планирования педагогов, занятий с детьми старшего дошкольного возраста по рисованию, следует отметить, что образовательные задачи направлены на обучение детей техническим приемам (правильно держать карандаш, кисть, набирать краску на кисть); стимулирование оценки рисунка через цветовую гамму; закрепление умения смешивать краску на палитре; использование холодной и теплой цветовой гаммы; формирование умения соотносить цвета со своими эмоциями и т.д. Вышеперечисленное свидетельствует о том, что педагогами решаются некоторые задачи, связанные с формированием колористических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Однако требуют изучения вопросы формирования у детей данной возрастной категории представлений о цвете и умений его использования в собственной продуктивной деятельности.
Заключение
Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что формированию колористических умений у детей в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания. Однако дети старшего дошкольного возраста отличаются своей самостоятельностью и активностью. В этом возрасте, они уже начинают замечать и исправлять допущенные ошибки, восприятие становится более целенаправленным и совершенным, они даже могут обращать внимание на то, что сам педагог не указывает.
В связи с этим у детей старшего дошкольного возраста, необходимо усложнять задачи обучения рисованию:
- продолжать учить, самостоятельно тонировать бумагу;
- познакомить с приемом вливания цвета в цвет;
- продолжать учить детей находить дополнительные цвета, путем смешивания их между собой и применение их в процессе рисования;
- использовать разные виды рисования: монотипия, кляксография, рисование с натуры, по-сырому, рисование на готовом фоне, передача с помощью цвета своего настроения или после прослушивания музыкального произведения и др.
В работе с цветом педагог должен учитывать следующие факторы:
• цветовые предпочтения у детей с возрастом изменяются.
• цвет помогает ребенку усваивать новую информацию.
• цвет для детей - это средство выражения эмоций, которые иногда трудно выразить словами.
• цвет - это средство, с помощью которого дети начинают утверждать себя.
Для того чтобы, углубить знания и впечатления детей о цветовом многообразии
мира, необходимо:
- организовывать экскурсии, прогулки в природу;
- рассматривать репродукций картин известных художников, понимать, о чем хочет рассказать в своей картине художник;
- рассматривать графические произведения (иллюстрации книг);
- учить детей различать графику и живопись;
- просматривать спектакли, кино, слайды и др.
Для того, чтобы сохранить выразительность детского рисунка необходимо учить детей рисовать быстро, смело, ритмично заполнять все пространство листа, обращать внимание на правильную передачу формы, пропорциональное соотношение изображений по отношению друг к другу в рисунке, а также большое внимание уделять на роль цвета в процессе рисования. В дальнейшем это поможет детям сознательно пользоваться изобразительными средствами, умело подбирать и использовать цвет в рисунке, а так же смешивать цвета между собой, получая определенный цвет или оттенки цвета.
Литература
1. Горбатова, Е.В. Веселые игры с линией и цветом / Е.В.Горбатова. - Минск: Жасскон, 2012. - 39с.
2. Горбатова, Е.В. Волшебный мир красок: Пособие для детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Горбатова; худож. Д.Н. Матарыкин. - Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2000. - 32с.
3. Горбатова, Е.В. Художественная мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования / Е.В. Горбатова. - Минск: Нац. инт образования, 2010. - 40с.
4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: часть 1 / Н.Г. Давыдова. - М.: «Издательство Скр. ипторий 2003», 2007. - 80с.
5. Дубровская, Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет / Н.В. Дубровская. - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 144с.
6. Золочевский, С.А. Какого цвета мир? Программа развития цветовосприятия для детей 6-7- лет: Пособие для воспитателей и учителей начальных классов / С.А. Золочевский. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 160с.
7. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 192с.
8. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова, А. В. Размыслова. - Москва: Педагогическое общество России, 2007. - 144с.
9. Кузьмин, С. Цвет и форма / Стихи С. Кузьмина. - Мн.: УП «Книж. дом», 2002. -
16с.
10. Толкачева, С.Г. Рисование: перспективно-тематическое планирование специально организованной деятельности детей дошкольного возраста / С.Г. Толкачева, Л.П. Руденко, Л.Н. Кузьмина. - Минск: Новое знание, 2010. - 128с.
11. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. - 2-е изд. - Минск: НИО; Аверсэв, 2014, - 416с.