Научная статья на тему 'Критерии оценки обученности живописной грамоте в предпрофессиональных классах детских художественных школ'

Критерии оценки обученности живописной грамоте в предпрофессиональных классах детских художественных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2467
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБУЧЕННОСТИ ЖИВОПИСНОЙ ГРАМОТЕ УЧАЩИХСЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КЛАССОВ / УРОВНИ ОЦЕНИВАНИЯ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ / ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛАХ / CRITERIA FOR EVALUATION OF PROFICIENCY IN FINE ARTS OF PUPILS OF PREPROFESSIONAL CLASSES / LEVELS OF ESTIMATION OF WORKS OF ART / REQUIREMENTS TO LEVEL OF TRAINING STUDENTS AT CHILDREN'S ART SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Эльвира Сергеевна

В данной статье рассматривается проблема оценки живописных работ учащихся детских художественных школ, работающих по новым предпрофессиональным программам. Актуальность статьи в попытке раскрыть технологию оценивания качества теоретической, практической и творческой подготовки по учебному предмету «живопись» у детей в 1-2-х классах на базе детских художественных школ по новым дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка объективной оценки детских рисунков для разработки более эффективных методов преподавания. Значительное внимание уделяется многосторонней методике оценивания живописных работ. Особенностью подхода автора является применение образовательного алгоритма, повышающего познавательную и творческую активность ребенка и положительно влияющего на уровень академической предпрофессиональной подготовки по предмету «живопись» учащихся детских художественных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Эльвира Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation Criteria for Training Fine Arts Literacy in the Pre-Professional Classes of Children’s Art Schools

The article deals with the problem of an assessment of paintings of pupils of the children’s art schools working according to new pre-professional programs. Relevance of the article is in the attempt to disclose technology of estimation of quality of theoretical, practical and creative preparation for the subject „painting” for children in 1-2 grades, on the basis of children’s art schools, according to new additional pre-professional general education programs. As a research task the author defined an attempt to objectively evaluate children’s drawings in order to develop more effective methods of teaching. Considerable attention is paid to a multilateral technique of estimation of paintings. A special feature of the author’s approach is application of the educational algorithm which is increasing informative and creative activity of the child and is positively influencing the level of the academic prevocational training in the subject „painting” of pupils of children’s art schools.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки обученности живописной грамоте в предпрофессиональных классах детских художественных школ»

1УДК 75.01:371.322.8 ББК 85.14

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБУЧЕННОСТИ ЖИВОПИСНОЙ ГРАМОТЕ В ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КЛАССАХ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ

Э. С. Литвинова

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема оценки живописных работ учащихся детских художественных школ, работающих по новым предпрофессиональным программам.

Актуальность статьи - в попытке раскрыть технологию оценивания качества теоретической, практической и творческой подготовки по учебному предмету «живопись» у детей в 1-2-х классах на базе детских художественных школ по новым дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка объективной оценки детских рисунков для разработки более эффективных методов преподавания.

Значительное внимание уделяется многосторонней методике оценивания живописных работ. Особенностью подхода автора является применение образовательного алгоритма, повышающего познавательную и творческую активность ребенка и положительно влияющего на уровень академической предпрофессиональной подготовки по предмету «живопись» учащихся детских художественных школ.

Ключевые слова: критерии оценки обученности живописной грамоте учащихся предпрофес-сиональных классов, уровни оценивания живописных работ, требования к уровню подготовки обучающихся в детских художественных школах.

EVALUATION CRITERIA FOR TRAINING FINE ARTS LITERACY

IN THE PRE-PROFESSIONAL CLASSES OF CHILDREN'S ART SCHOOLS

E. S. Litvinova

Abstract. The article deals with the problem of an assessment of paintings of pupils of the children's art schools working according to new pre-professional programs.

Relevance of the article is in the attempt to disclose technology of estimation of quality of theoretical, practical and creative preparation for the subject „painting" for children in 1-2 grades, on the basis of children's art schools, according to new additional pre-professional general education programs.

As a research task the author defined an attempt to objectively evaluate children's drawings in order to develop more effective methods of teaching.

Considerable attention is paid to a multilateral technique of estimation of paintings. A special feature of the author's approach is application of the educational algorithm which is increasing informative and creative activity of the child and is positively influencing the level of the academic prevoca-tional training in the subject „painting" of pupils of children's art schools.

Keywords: criteria for evaluation of proficiency in fine arts of pupils of preprofessional classes, levels of estimation of works of art, requirements to level of training students at Children's Art Schools.

Учебные дополнительные предпрофессио-нальные общеобразовательные программы предметной области «Художественное творчество» свидетельствуют, что основополагающей частью подготовки детей в детских художественных школах (далее - ДХШ) является приобретение полных знаний и практических навыков

изобразительной грамоты и серьезная довузовская подготовка по спецдисциплинам. Ведущим замыслом программы является идея фундаментальности дисциплины для будущих специалистов в области изобразительного искусства.

Изучение сложившегося опыта работы в ДХШ показывает, что в области оценивания

уровня знаний, умений и навыков, качества теоретической, практической и творческой подготовки по учебному предмету «Живопись» у учащихся в 1-2-м классах по предпро-фессиональным программам ДХШ нет однозначного подхода. Существуют Федеральные государственные требования (далее - ФГТ) к минимуму содержания дополнительной пред-профессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», которые и являются основой для оценки качества образования. Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации обучающихся разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно, на основании ФГТ.

ФГТ ориентированы на формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Предпрофессиональное обучение направлено на преемственность образовательных программ с вузами и сузами, следовательно, можно сделать вывод, что требования к оценке живописных работ учащихся ДХШ должны быть достаточно высокими и раскрывать этапы постепенного освоения на качественном уровне основ академической школы.

В рекомендованных Министерством культуры дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных планах предметной области «Живопись» существует следующий перечень требований к уровню подготовки обучающихся.

В 1-м классе: построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов, знакомство учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся должны получить знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.

Во 2-м классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фак-

туры предметов с выявлением их объемной формы. И это все, что касается 1-2-го классов.

Но ФГТ предъявляют и другие очень важные и во многом не раскрытые в предлагаемых планах на все годы обучения итоговые требования к минимуму содержания, а именно «в области художественного творчества: знания терминологии изобразительного искусства; умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; навыков анализа цветового строя произведений живописи; навыков подготовки работ к экспозиции» [1, с. 5].

В связи с этим для нас остается под вопросом: как методически грамотно развивать живописные навыки и раскрывать творческие качества у учащихся, заложенные в ФГТ, начиная с первых лет обучения по предпрофессиональ-ным планам, если данный перечень требований не отображается в рекомендованных Министерством культуры дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных планах и программах.

Анализ источников по тематике исследования показал, что теоретически обоснованы реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (А. О. Аракелова, И. Е. Домогацкая); современные проблемы развития дополнительного образования детей в контексте идей непрерывного образования (Л. Н. Буйлова, Г. П. Буданова, Н. В. Кленова, С. В. Кочнева, В. К. Аникин); тенденции и пути решения актуальных проблем системы дополнительного образования детей (А. К. Бруднов, О. Е. Лебедев, М. У. Катукова, И. Ф. Трубицын, Н. Ю. Конасова, С. С. Филиппов, А. Г. Бойцова, Р. У. Богданова); вопросы педагогической поддержки как основы деятельности в системе дополнительного образования детей и особенности работы преподавателя дополнительного образования детей (Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. М. Михайлова).

Теоретическое обоснование проблемы определения критериев оценки результатов педагогической деятельности нашло отражение в работах А. Л. Аронова, Л. В. Барабанщикова, В. И.

Вдовюка, П. Н. Городова, В. П. Давыдова, Н. С. Кравчуна, В. К. Луценко, Н. Б. Саханского и др., согласно которым объективной основой критериев являются практические дела и поступки, деятельность людей.

Однако, несмотря на глубокую теоретическую проработку проблем реализации обучения по дополнительным предпрофессиональ-ным общеобразовательным программам и накопленный большой арсенал художественных методов обучения, многие аспекты этой педагогической отрасли остаются нерешенными.

В результате нашего исследования выявлено, что нет четкого представления о критериях оценок детских работ в отношении учащихся, занимающихся в ДХШ по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам. Мы считаем, что необходимо уточнить и конкретизировать уровни оценивания живописных работ учащихся на раннем этапе обучения, в 1-2-х классах ДХШ, поскольку в данных предложенных программах недостаточно адаптирована технология преподавания основ академической живописной грамоты в классах предпрофессионального обучения детей 10-12 лет.

Для решения проблемы исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить определение понятия «критерий оценки» применительно к предпрофесси-ональным классам в ДХШ.

2. Разработать уровни и критерии оценки живописных работ учащихся 1-2-х классов ДХШ на предмет сформированности теоретической, практической, творческой составляющих, выполняемой деятельности учащихся ДХШ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе обучения.

3. Предложить теоретико-методологические и организационно-педагогические основы формирования живописных навыков у учащихся 1-2-х классов (10-12 лет) по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам с 5-летним сроком обучения на базе ДХШ.

Итак, для более четкого осмысления сущности понятия «критерий оценки», применительно к предпрофессиональным классам в ДХШ, выделим «опорные точки» из общих трактовок понятия.

Можно предположить, что в широком смысле понятие «критерий» - это уровень достижений, который определяется целью, по степени приближения к которой оценивается прогресс. В словарях находим определение критерия как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки [2, с. 540].

Наконец, критерии аттестации - это требования, которым должен отвечать объект аттестации, чтобы быть аттестованным. Подводя итоги, мы приходим к выводу, что критерии оценивания, применительно к предпрофессио-нальным классам в ДХШ, должны обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы определенных художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков на качественном уровне ранней профессиональной ориентации.

Таким образом, критерии оценки обучен-ности живописной грамоте, применительно к предпрофессиональным классам в ДХШ, -это показатели уровня приобретенных и развитых на занятиях в ДХШ практических, теоретических и творческих знаний, умений и навыков учащихся; соответствие результатов обучения Федеральным государственным требованиям к дополнительному предпрофессиональному общеобразовательному предмету «Живопись».

Исходя из обозначенного выше, критерии техники выполнения живописной работы, критерии, оценивающие умение применять теорию на практике, а также творческую составляющую работы, - все это вместе позволяет учитывать целостность процесса решения конкретной педагогической задачи в художественно-творческой деятельности.

Важно и очевидно, что критерии оценки ученических работ нужны также для разработки более эффективных методов преподавания. Соответственно, продукт деятельности - учебная работа - будет зависеть от способности преподавателя эффективно обучать, а ученика - воспринимать и убедительно изображать натуру, наделяя ее личностно-индивидуаль-ным содержанием.

Мы предполагаем, что при оценке уровня сформированных компетенций у обучающихся

необходимо учитывать специфику детского художественного продукта. Для объективной оценки детских рисунков должны обязательно учитываться как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.

При определении критериев оценки учебных работ по живописи нами были учтены разработки параметров анализа художественных работ учащихся, представленные ранее в трудах исследователей детского творчества (О. Д. Картавцевой, С. Н. Кравченко, Н. В. Виноградовой, Н. Н. Цаль, С. В. Арановой).

С целью получения объективной оценки детских рисунков и выявления закономерностей в обучении живописной грамотности младших школьников мы выработали оценочные критерии детского творчества, руководствуясь данными проведенного нами исследования.

Данные, полученные в ходе эксперимента, проведенного на базе ДХШ города Волгодонска, позволили выявить наиболее характерные ошибки в работах учащихся 1-2-х предпрофес-сиональных классов над живописным изображением с натуры.

В теоретической подготовке по освоению основ изобразительной грамоты:

• слабое знание основных свойств цвета;

• широкое распространение имело незнание терминологии главных выразительных средства живописи: свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс.

В практической подготовке выявлены следующие распространенные ошибки:

• многим учебным работам присуще неизменное применение в живописи несмешанных, локальных цветов;

• во многих этюдах в живописной трактовке натюрморта происходит путаница по тону;

• присутствуют грубые технические ошибки: появление глухих пятен, затертость, потеря прозрачности акварельных красок;

• моделировка формы предметов выполнена условно и схематично, не выражена объемность предметов натуры.

Учитывая данные особенности, связанные с трудностями в работе учащихся, важно начиная уже с первых уроков не только использовать интерес детей к рисованию, но и прививать им новые навыки рисования, на основе

изучения законов реалистического изображения, в доступной для детей форме с обязательным анализом и промежуточным контролем этапов работы.

В связи с этим, опираясь на ФГТ, мы выделили следующие блоки оценочных критериев, а именно: теоретико-аналитическая подготовка учащихся, практическая подготовка учащихся и творческая подготовка учащихся. Нами выделяются также три уровня показателей обученности для учащихся 1-2-го года обучения в предпрофессиональных классах: высокий, стандартный и средний. Низкий уровень показателей для детей, прошедших отборочные испытания при поступлении в ДХШ на обучение по предпрофессиональной программе, не рассматривается по определению.

По данным критериям можно раскрыть характер и специфику учебного процесса по живописи в предпрофессиональных 1-2-х классах ДХШ. Рассмотрим выделенные нами блоки критериев более подробно.

Первый блок - теоретико-аналитическая подготовка - включает в себя ряд критериев, которые выявляют те моменты, которые влияют на работу в целом - освоение основ изобразительной грамоты и художественное мышление. Учитывая возрастные особенности в познавательном развитии учащихся 10-12 лет, можно отметить их осмысленное и рассудочное отношение к художественной деятельности. Без теоретических знаний практические навыки вырабатываются механически и требуют длительных сроков обучения. Освоение теоретических знаний предполагает 3 этапа: знакомство с ними; осознание их смысла; оперирование ими в процессе учебной деятельности.

Аналитическая подготовка состоит в развитии умения активно и осознанно воспринимать материал, а также направлена на углубленное обучение основам изобразительного искусства. Происходит знакомство с различными логическими операциями: сравнение, обобщение, конкретизация, установление причинно-следственных связей, решение проблемных задач в доступной для детского возраста наглядной форме. Все эти качества приобретаются не заучиванием фактов, а путем их анализа, вывода из них, комбинирования, размышления над ними.

В данном случае мы подразумеваем, что необходим переход детей от пассивного приобретения знаний к активному, осознанному их применению в новых условиях, к разрешению различных проблем более глубоко и вдумчиво. Идея изменений состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать, что освоить систему теоретико-художественных понятий, основ реалистического искусства - это значит вооружиться навыками осмысленного выполнения заданий, навыками грамотного выражения своих мыслей в живописной форме с помощью различных изобразительных материалов, в различных условиях, навыками самостоятельной критической оценки своей и чужой деятельности.

Высокий уровень. Уровень художественной грамотности полностью соответствует этапу обучения (100% знание теоретической части программы). Речь ученика отличается четкостью формулировок, схватыванием самого главного в понятии. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

Стандартный уровень. Степень художественной грамотности соответствует этапу обучения, но допускаются незначительные пробелы. Ученику нужно время, чтобы вспомнить какое-либо правило, иногда он может забыть терминологию из основ живописной грамоты (80% знание теоретической части программы).

Средний уровень. Степень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, но ученик не умеет оперировать изобразительной терминологией. Слабо выраженное освоение законов живописного изображения, допускаются ошибки. Учебная задача выполнена не полностью (60% знание теоретической части программы).

Второй блок - практическая подготовка учащихся - представляет собой комплекс тесно взаимосвязанных задач процесса изображения, постепенного приобретения багажа изобразительных приемов, навыков и умений и касается изобразительного качества выполненной работы, то есть техники исполнения. Техника изображения традиционно представляет собой способы и приемы письма, наложения цвета в живописи, умение на плоскости листа реалистично изобразить натуру.

Начинается процесс обучения в 1-м классе с заданий, знакомящих с возможностями аква-

рели. Преподаватель должен знать, какие типичные ошибки в процессе выполнения упражнений могут допускать ученики. Необходимо их предсказывать и классифицировать для того, чтобы в дальнейшем продумать объяснительные беседы с учениками, с акцентом на возможные ученические ошибки. Необходимы следующие приемы работы с детьми - это анализ ошибок и проговаривание сложных практических моментов; мастер-классы, письмо под диктовку одновременно с учителем.

Высокий уровень.

1. Умелое использование приемов работы с акварелью. Звучность красок, достигнутая правильной техникой исполнения.

2. Решена проблема взаимодействия цвета с формой и пространством.

3. При выявлении средствами акварельной живописи светотеневой моделировки формы, сохранен собственный (локальный) цвет и тон предметов с учетом влияния световой среды и цветового окружения.

4. При проработке объемной формы предметов учтена тепло-холодность оттенков на его поверхности

5. Передана фактура материала.

Стандартный уровень.

1. Работа выполнена без особых нарушений в технике исполнения материалом (возможны небольшие неточности: цвет взят не в полную силу, нежелательные разводы и пятна).

2. Грамотно переданы оттенки локального цвета.

3. Переданы тональные и цветовые отношения предметов, их взаимосвязь в пространстве.

4. Нет мягкости цветовых переходов, нюансов, взаимосвязи между цветами.

5. Определены изменения цвета предметов в зависимости от освещения.

Средний уровень.

1. Присутствуют технические ошибки: помутнение цвета, затертость, потеря прозрачности акварельных красок.

2. Применение в живописи несмешанных, локальных цветов, колористическая бедность этюда.

3. В живописной трактовке натюрморта происходит путаница по тону.

4. Моделировка формы предметов выполнена условно и схематично, без выраженных цветовых оттенков и рефлексов.

5. Не передана материальность предметов.

Третий блок. При взаимодействии художественного и логического особое внимание уделяется творческому исполнению детьми заданий. Как считает доктор психологических наук Д. Б. Богоявленская, творчество в узком смысле слова начинается там, где перестает быть только ответом, только решением заранее поставленной задачи; при этом оно остается и решением, и ответом, но вместе с тем в нем есть нечто «сверх того», что и определяет его творческий статус [3, с. 120].

Творческая подготовка - это формирование специфических для изобразительного искусства умений. По живописи эти способности учащихся включает в себя индивидуальное колористическое видение, понимание выразительности цветового и композиционного решения, оригинальность, наличие творческой инициативы, художественного восприятия действительности. Понятие «творчество» несет в себе развитие творческого поиска учащихся, потребность к самовыражению.

Особое значение приобретает умение учащихся составлять опыт собственных изобразительных способов и средств для выражения мыслей в своей манере. «В творческом натюрморте решаются те же задачи, что и в учебном, ибо учебный натюрморт - это лишь ноты, подход к творческим задачам. Конечным результатом всего курса обучения является создание творческого произведения» [4, с. 353].

Как правило, учебные постановки, а именно натюрморты, совсем не побуждают к творчеству и преподаватели не требуют его, обучая академической грамоте.

«Вместе с тем основная задача родоначальников жанра натюрморта заключалась в том, чтобы, изображая самые простые, обычные вещи, показать их красоту и поэтичность. Натюрморты имеют самые разные формы, цели и содержания в истории мирового искусства и могут говорить зрителю: а) о красоте простых вещей, б) об их разнообразии по форме и колористической гамме, в) о человеческой жизни и ее смысле, г) о социальной и национальной принадлежности владельца данных вещей, д) о характере и интересах человека и т. п.» [5, с. 262].

Сочетая краски определенным образом, ученик добивается того, что его работа адек-

ватно выражает замысел, определенную эмоцию. Учащиеся находятся в самостоятельном поиске и выборе средств цветовой гармонии.

Предлагаемые упражнения для детей должны постепенно возрастать по уровню сложности, быть творческими, интересными и иметь определенную эмоциональную окраску.

Высокий уровень.

1. Цветовое решение является эмоционально насыщенным, что придает изображению оригинальность, новизну и жизненность.

2. Умение творчески мыслить прослеживается в подходе к живописному решению постановки.

3. Манипуляция способами изображения предметов по-своему своеобразно, активная самостоятельная работа.

4. Творческое решение с использованием выразительных возможностей цвета и организации цветовых пятен в соответствии с особенностями постановки, ее художественная интерпретация.

Стандартный уровень.

1. Творческое отношение к советам учителя, при условии рассказа и показа нескольких разных источников замысла.

2. Цветовое решение имеет попытки к выразительности, но недостаточно смелые.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Попытка создать образ была, но реализована частично, не вполне убедительно.

4. Выразительность и эмоциональность цветового исполнения присутствует, но при постоянном контроле преподавателя.

Средний уровень.

1. Ученик замечает и видит красоту вокруг, но в работе отсутствует личное восприятие постановки, индивидуальная творческая позиция.

2. Изображение не имеет художественной выразительности и оригинальности.

3. Работа не состоялась как художественное произведение, не достигнут планируемый результат.

4. Ученик способен действовать только по образцу - точному указанию учителя.

Если учащийся в полном объеме овладел вышеперечисленными специальными знаниями, практическими умениями и творческими навыками, то это и является конечным результатом его оптимальной предметной адаптации в пропедевтический период обучения живописи.

Таким образом, данные критерии позволяют выявить основные проблемы и трудности у учащихся в работе над созданием живописной работы. С нашей точки зрения, такой подход позволяет рассматривать динамику изменений, происходящих в теоретической, практической и творческой деятельности учащихся 1-2-х классов на занятиях по живописи.

В связи с этим можно предложить некоторые теоретико-методологические и организационно-педагогические основы формирования живописных навыков у учащихся 1-2-х классов, позволяющие адаптировать рациональную дидактику, выработанную еще в Академии художеств к возрасту учащихся 10-12 лет.

Каждому возрасту необходим свой объем знаний и навыков, своя методика изложения учебного материала. С основными законами изобразительной грамоты дети должны познакомиться уже в начальных классах ДХШ. Учащимся, особенно первого года обучения, необходимо облегчить и сделать как можно более увлекательным период знакомства с живописной грамотой, красочными материалами, их изучения и предусмотреть для этого специальные задания, в том числе занимательные и игровые.

На уроках по живописи, в изображении с натуры, у детей всегда должно активно работать логическое мышление: анализ и рассуждение над объектом для дальнейшего осознанного реалистического изображения.

В данном случае, на наш взгляд, эффективны методы проблемного обучения (М. И. Мах-мутов, И. Я. Лернер), когда учитель активизирует мышление учащихся на основе системы наводящих вопросов и вспомогательных практических заданий экспериментального характера. Приемы создания проблемных ситуаций: учитель задает проблемные вопросы, побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы; предлагает найти способ решения поставленной задачи; предлагает рассмотреть явление с различных позиций и сформулировать выводы.

Задача педагога - заинтересовать детей и направлять, побуждать делать самостоятельные выводы, корректировать деятельность учащихся, чтобы ребенок сам открыл закономерности и способы решения задачи.

Мы предполагаем, что для более успешной работы в обучении живописной грамоте ребенок должен активно включиться в исследовательскую познавательную деятельность и эмоционально откликнуться на учебный материал. Учащиеся 1-2-го классов ДХШ не умеют самостоятельно ставить вопросы, связанные с натурой, вопросы должны быть поставлены учителем и приводить детей к самостоятельному поиску ответов на них.

Все задания сопровождаются сформулированными учебными задачами, решение которых часто предваряет преодоление специально созданных проблемных ситуаций. Для каждого занятия разработана беседа, комплекс вспомогательных, адаптированных к детскому возрасту приемов обучения, даются подробные методические рекомендации в виде поэтапного алгоритма реализации заданий.

Важной составляющей методов обучения в ДХШ является использование информационных и мультимедийных технологий. При подготовке к уроку необходимо подбирать качественный и эффективный наглядный материал, который вызовет интерес, привлечет внимание учащихся и поможет в доступной для детского возраста форме, раскрыть сложные понятия.

Современный урок в ДХШ должен олицетворять единство вдохновения и анализа, непосредственных впечатлений и размышлений о технике исполнения, восхищения мастерством и тщательной исполнительской работы.

Подведение итогов работы - неотъемлемая часть каждого урока. В конце занятия учитель обязательно должен проводить предварительный просмотр всех ученических работ с нахождением положительных моментов в каждом детском этюде, далее необходимо корректно разъяснить, как можно исправить имеющиеся недостатки. Указывая на ошибки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему. Кроме того, необходимо учить детей алгоритму самооценивания. Но не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок. Поэтому для публичной самооценки результатов учебной работы нужно преподавателю выбирать и предлагать успешную ра-

боту каждого ученика, это создаст атмосферу уверенности в своих силах.

Более того, мы считаем, что специфика организации обучения в предпрофессиональных классах ДХШ должна состоять из учебных занятий при активном включении детей в творческую деятельность с показом достижений воспитанников (проведение выставок, фестивалей, конкурсов мастерства). Участие учеников в профессиональных конкурсах и олимпиадах является определенным способом проверки умений. Дети имеют возможность сравнить свою работу с другими, отметить положительные стороны и недостатки, с которыми следует работать.

Таким образом, уровень развития живописной грамотности у учащихся 1-2-х классов - это комплекс характеристик, отражающих степень сформированности у учащихся базовой теоретической подготовки; степень значимых умений и навыков грамотно изображать предметы окружающего мира на основе решения технических и творческих задач; степень аналитической подготовки учащихся, достигнутую ребенком в процессе целенаправленной педагогической деятельности, степень раскрытия художественно-эстетического потенциала.

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Выявлены критерии оценки живописных работ учащихся 1-2-х классов применительно к предпрофессио-нальным классам в ДХШ на предмет сформи-рованности теоретической, практической, творческой составляющих выполняемой деятельности учащихся, по дополнительной предпро-фессиональной общеобразовательной программе обучения.

Предложены теоретико-методологические и организационно-педагогические основы формирования живописных навыков у учащихся 1-2-х классов по дополнительным предпро-фессиональным общеобразовательным программам с 5-летним сроком обучения на базе ДХШ.

Проанализирована роль обучающих технологий, основанных на активизации познавательной мыслительной деятельности ребенка, путем приоритетного развития организованного восприятия, практических умений и творческих способностей учащихся. То есть приме-

нение методов проблемного обучения, развития познавательного интереса с использованием мультимедиа, методов эмоционального стимулирования занимательным содержанием.

Уровень образованности учащихся к концу пропедевтического периода обучения не должен ограничиваться только полученными специальными знаниями, практическими умениями и навыками изобразительной деятельности, а определяться сформированностью активного мышления, творческого преобразующего отношения к окружающей действительности.

В образовательном процессе ДХШ должны быть использованы методы, основанные на активизации аналитико-синтетической мыслительной деятельности, путем приоритетного развития организованного восприятия, познавательных потребностей и творческих способностей учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофес-сиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе (утв. приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 156). - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70053526/ (дата обращения: 07.08.2015).

2. Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с.

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

4. Беда Э. Н. Творческий подход к изображению натюрморта // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы» / ред. Л. С. Федосова. -Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 2001. -С.353-355.

5. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. -304 с.

REFERENCES

1. Federalnye gosudarstvennyie trebovaniya k min-imumu soderzhaniya, strukture i usloviyam real-izatsii dopolnitelnoy predprofessionalnoy ob-scheobrazovatelnoy programmy v oblasti izobra-zitelnogo iskusstva "Zhivopis" i sroku obucheni-ya po etoy programme (utv. prikazom Minister-stva kultury RF ot 12 Mar. 2012 No. 156). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70053526/ (accessed: 07.08.2015).

2. Prokhorov A. M. (ed.) Bolshoy entsiklopediches-kiy slovar. Moscow: Bolshaya Rossyskaya en-tsiklopediya, 2000. 1456 p.

3. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh

sposobnostey: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2002.320 p.

4. Beda E. N. Tvorcheskii podkhod k izobrazheni-yu natyurmorta. In: Khudozhestvenno-pedago-gicheskoe obrazovanie: soderzhanie, problemy, perspektivy. Proceedings of all-Russian scientific-practical conference, Rostov-on-Don, 2001. Rostov-on-Don: Izd-vo Rostovskogo gos. ped. un-ta, 2001. Pp. 353-355.

5. Ermolaeva-Tomina L. B. Psikhologiya hu-dozhestvennogo tvorchestva: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Akademicheskiy Proekt, 2003.304 p.

Литвинова Эльвира Сергеевна, преподаватель изобразительного искусства высшей категории, заведующая отделением раннего эстетического развития детей Детской школы искусств г. Волгодонска e-mail: [email protected]

Litvinova Elvira S., fine arts teacher of the highest category, Head of Department of early aesthetic development of children, Children's Art School, Volgodonsk e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.