Научная статья на тему 'Критерии гармоничного цветового восприятия'

Критерии гармоничного цветового восприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1594
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / COLOR / ГАРМОНИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / HARMONIOUS PERCEPTION / ЦВЕТ / КРИТЕРИИ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ / CRITERIA OF COLOUR PERCEPTION / ЦВЕТОВЕДЕНИЕ / КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ZVETOVEDENIE KOLORISTIZESKAIA LITERACY / ЦВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ / COLOUR PHENOMENA / VISUOGNOSIS / COLOUR PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катханова Юлия Федоровна, Дун Юэ.

В статье раскрываются основные механизмы гармоничного восприятия и выразительности цвета предметов, представленные объективными и субъективными характеристиками. Отмечены условия создания гармоничного цветового восприятия у будущих художников-педагогов и дизайнеров. Разработаны критерии цветового и гармоничного восприятия у студентов цвета и цветовых характеристик. Определено, что гармоничное цветовое восприятие должно развиваться параллельно с основательным изучением цветоведения для формирования эстетически-эмоциональных образов в живописном творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF HARMONIOUS COLOUR PERCEPTION

In the article the basic mechanisms of harmonious perception and expressiveness open up the colors of objects, presented by objective and subjective descriptions. The terms of creation of harmonious colour perception are marked for future artists-teachers and designers. The criteria of colour and harmonious perceptionare worked out for the students of color and color descriptions. It is certain that harmonious colour perception must develop in parallel with the sound study of zvetovedenie, for forming of estheticallyemotional characters in picturesque work.

Текст научной работы на тему «Критерии гармоничного цветового восприятия»

УДК 372.8 ББК 85.14

КРИТЕРИИ ГАРМОНИЧНОГО ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

| Ю.Ф. Катханова, Дун Юэ

Аннотация. В статье раскрываются основные механизмы гармоничного восприятия и выразительности цвета предметов, представленные объективными и субъективными характеристиками. Отмечены условия создания гармоничного цветового восприятия у будущих художников-педагогов и дизайнеров. Разработаны критерии цветового и гармоничного восприятия у студентов цвета и цветовых характеристик. Определено, что гармоничное цветовое восприятие должно развиваться параллельно с основательным изучением цветоведения для формирования эстетически-эмоциональных образов в живописном творчестве.

Ключевые слова: зрительное восприятие, цветовое восприятие, гармоничное восприятие, цвет, критерии цветового восприятия, цвето-ведение, колористическая грамотность, цветовые явления.

CRITERIA OF HARMONIOUS COLOUR PERCEPTION

I Yu.F. Katkhanova, Dun Yue

Abstract. In the article the basic mechanisms of harmonious perception and expressiveness open up the colors of objects, presented by objective and subjective descriptions. The terms of creation of harmonious colour perception are marked for future artists-teachers and designers. The criteria of colour and harmonious perceptionare worked out for the students of color and color descriptions. It is certain that harmonious colour perception must develop in parallel with the sound study of zvetovedenie, for forming of esthetically-emotional characters in picturesque work.

193

Keywords: visuognosis, colour perception, harmonious perception, color, criteria of colour perception, zvetovedenie koloristizeskaia literacy, colour phenomena.

Зрительное восприятие является сложным явлением. Оно включает в себя такие процессы, как выделение фигуры, оценку величины, яр-

кости, удаленности воспринимаемого предмета, выделение деталей и др. Эти механизмы восприятия необходимо учитывать и добиваться не толь-

ко грамотного изображения на холсте предмета, но и его эмоциональной выразительности. Будучи функцией сознания, восприятие осуществляется посредством органов чувств, действующих по объективным законам. Поэтому в основе критериев его оценки заложены параметры, характеризующие две стороны этого процесса: объективные характеристики восприятия и субъективные моменты, связанные с уровнем развития личности студента, его личностным восприятием, эмоциями, чувствами, знаниями, умениями и навыками. К объективным критериям восприятия относятся образование цвета и устройство человеческого глаза. Человек с физической точки зрения и с точки зрения образования цвета, линии, формы и их неотъемлемых свойств воспринимает цвета, формы, линии совершенно одинаково [1]. Субъективные критерии действуют по другим законам. Они не могут влиять на объективные, природой заложенные в человеке возможности и способности разли-1ПЛ чать и воспринимать цвета, объемы и I94 линии. Например, в восприятии любого произведения искусства участвует множество тончайших факторов, таких как воспитание, настроенность, опыт, грамотность и многое другое. Поэтому в оценку уровня сформиро-ванности гармоничного восприятия в учебной деятельности проникает некоторый субъективизм, который обусловливается личностью педагога-художника.

Необходимо уточнить, что понятие о гармоничном восприятии является специальным, связанным с реальной живописной практикой. Под научением гармоничному восприятию обучающихся понимается слож-

ный, многоэтапный процесс, включающий художественное видение ими взаимодействия цветов, освещенности, цветовой среды и отображения на полотне цветовых, тоновых отношений, а также построение колорита.

Для осмысления механизмов гармоничного восприятия имеет значение понятие «гармоничной установки», которая определяется как система ожиданий, складывающаяся в преддверии восприятия эстетической действительности, художественно организованной. Неосознаваемые компоненты установки зависят от внутренних особенностей самого реципиента, от интенциональности его сознания. Изначальная установка формируется окраской темперамента, особыми эмоциональными свойствами индивида. Акт гармоничного восприятия должен рассматриваться не как средство решения каких-либо прагматических задач, а как цель, имеющую ценность саму по себе [1].

Важным шагом на пути к формированию способности гармоничного цветового восприятия является овладение знаниями цветовой гармонии, систематизации и стандартизации цветовых множеств, смешении цветов и других составляющих цветового восприятия. Поэтому на начальном этапе обучения цветоведению мы решали следующие учебно-методические задачи:

• обучение цветоведению и применение этих знаний на практике;

• развитие умений и навыков гармоничной организации плоскости изображения;

• изучение формообразующих свойств цвета;

• формирование умений и навыков работы с цветом в материале.

ВЕК

Таким образом, в основе учебных работ по цветоведению лежали классические знания основ цветоведения и практические навыки. Студент, не освоивший основные закономерности построения формы цветом, не развив способность видеть цвет в связи с окружающей средой, не сможет решить задачи колористического единства цветовой системы живописного произведения. К пониманию этой системы следует подходить постепенно, посредством ряда упражнений. Отсюда оценка результата учебно-творческой деятельности будущих художников или дизайнеров является одним из факторов, воздействующих на формирование гармоничного цветового восприятия.

При исследовании учебных работ студентов по цветоведению можно констатировать наличие признаков, проявляющихся в определенном отношении к цветовому тону, светлоте и насыщенности, а также связь между различными формами организации этих компонентов и выражаемым ими содержанием.

Разработка критериев гармоничного цветового восприятия в работах студентов потребовала определить наиболее важные из них. На первый план вышло обобщенное восприятие цвета (охват целого) и анализ различий. Н.Н. Волков назвал этот критерий «синтезом системы отношений», владение которым требует сохранение первого общего впечатления от объекта и внимательного изучения переходов его цвета. Немаловажными также являются: знание законов субъективного цветоощущения, оптического смешения; способности художника строить системы интервалов, рассчитанные на

взаимное влияние и объединение цветов, а также учитывать явления одновременного и последовательного контрастов. «Контраст как противопоставление цветов в картине, — пишет Н.Н. Волков, — есть основной прием художественного мышления вообще» [2].

В психологическом механизме восприятия большое внимание уделяется последовательности его осуществления, которое «подвижно, неустойчиво и субъективно». Важна также способность оценивать величину и согласованность цветовых отношений объекта, целостность восприятия, изобразительность и выразительность цвета, которые составляют внутреннюю основу зрительного образа. Таким образом, согласно Н.Н. Волкову, к условиям создания гармоничного цветового восприятия являются:

• принцип единства, когда цвет объекта органически входит в общий цветовой строй;

• созвучность и стройность соседних цветов;

• изобразительность и выразительность цвета;

• принцип светотеневого объединения цветовых масс [2].

В изображении формы объекта средствами светотени, цвета, тонового и цветового отношений Г.В. Беда особо подчеркивает значимость предметности цвета, пропорциональных отношений формы, эмоциональные и пластические качества изображения. К критериям оценки цветовос-приятия он относит гармоничный колорит, который определяет общее тоновое и цветовое состояние, колористическое единство изображения, достигаемое нюансировкой тонов в пределах сближенной цветовой

195

196

гаммы. Причем, важным качеством восприятия Г.В. Беда считает акон-стантность — способность «...замечать перемены во внешнем облике предметов при изменении условий восприятия (при ином освещении, в новом ракурсе и т. д.)» [3], то есть способность одновременного сравнения и целостности видения.

В свою очередь А.А. Унковский выделяет следующие факторы, влияющие на восприятие цвета: целенаправленное восприятие, цветовые и тоновые отношения, явления цветовой адаптации, одновременного, светлотного и хроматического контраста, выразительность цвета, соподчиненность цветов состоянию окружающей световой среды. Кроме того, автор утверждает, что колористическое видение включает в себя образное начало, как результат тонких наблюдений и размышлений над цветовыми сочетаниями, осмысления объекта в совокупности с его свойствами, формой, фактурой и значимости в окружающей среде и в жизни. Такие понятия, как выразительность и эмоциональное воздействие цвета, определяются А.А. Унковским как единство примененных художником изобразительных средств и выразительности в передаче качественных характеристик отображаемых объектов [4]. Разумеется, целостное зрительное восприятие цвета вырабатывается опытом целенаправленных наблюдений цветового облика объекта или явления природы с одновременным установлением общей тональности представляемого мотива художественного произведения.

Важность рассмотрения цветовой композиции с учетом закономерно-

стей гармонии и ее подчинение эмоционально-эстетической содержательности доказывает А.А. Зайцев. Он подчеркивает, что композиционная функция цвета заключена в выявлении образного содержания, организации пространства, а также последовательности зрительного восприятия. Отсюда цветовая композиция выступает как организация цвета, подчиненная логике и смысловому содержанию образа объекта [5].

Зависимость цвета от характера плоскостной или глубинной трактовки формы объекта, а также от его светотеневой характеристики раскрывает Е.П. Зальцман. Он же среди признаков художественного восприятия обращает внимание на предметно-действенное восприятие и осознанную связь между эмоциональным воздействием живописного произведения и его цветовой организацией. При этом процесс обучения будущих живописцев обогащается развитием их способностей к ассоциативному мышлению и воображению. В качестве выразительных средств в числе эмоционально-чувственных категорий восприятия выступают локализация цвета, цвето- и свето-простран-ственная трактовка формы объекта и цветовая полифония [6].

Для нас важно мнение В.С. Кузина, который в число основных принципов изобразительной деятельности включает целостное восприятие действительности, апперцепцию восприятия, избирательность, константность восприятия, наблюдение. Он утверждает, что познание эстетического в воспринимаемых объектах определяется соотношением формы объекта, величины, тонового контраста, цвета, их размещением, соразмерностью [7].

Таким образом, в практической работе и теоретических исследованиях обозначились основные критерии цветового восприятия:

• целостность цветового восприятия, апперцепция, константность, наблюдение, сравнение, целенаправленное восприятие;

• явления одновременного, свет-лотного и хроматического контрастов;

• эмоциональность, пластические качества изображения,

• предметно-действенное восприятие цвета;

• светотеневое объединение цветовых масс, соподчиненность цветов состоянию световой среды, колористическое единство, созвучность, стройность, пропорциональность отношений, тоновой и цветовой контраст, соразмерность;

• изобразительность и выразительность цветовых и тоновых отношений.

• общее тоновое, цветовое состояние, достигаемое нюансировкой тонов в пределах сближенной цветовой гаммы.

Поскольку зрительные впечатления человека определяются отношениями яркости и выразительности тональных отношений, которые достигается в случае, если тональные различия — светлота и цвет — переданы на плоскости пропорционально натурному цвету. Выразительность цветовых отношений отражает взаимозависимость формы объекта, определяемая цветовым оттенком, различиями этих цветов по тону, насыщенностью каждого цвета по отношению к другим цветам и к окружающей среде. Следует заметить, что правильная передача общего тонового и цветового состояния ос-

вещенности происходит при определении наиболее светлых и наиболее темных пятен в окраске объекта, которые в дальнейшем обуславливают особенности построения всего цветового строя.

Критерии, определяющие оценку живописных учебных работ по гармоничному цветовому восприятию и реализации элементарных вопросов колористической грамоты в цветоведении, определенным образом включают в себя некоторые категории цветовой гармонии. Они обусловлены формами психофизиологического воздействия на человека. Экспериментальное обучение будущих дизайнеров и художников-педагогов гармоничному цветовому восприятию показало необходимость формирования у них:

• знаний законов субъективного цветоощущения;

• закономерностей формообразующих свойств цвета;

• явлений одновременного, свет-лотного и хроматического контрастов;

• цветовой целостности восприятия.

Не менее важны физические свойства цвета, его выразительность, эмоциональность. Из всего перечисленного мы определили следующие критерии гармоничного цветового восприятия:

• передача цветовых и тональных отношений;

• выразительность и гармоничность цветовых отношений;

• организация плоскости и окружающего пространства;

• тектоничность цвета;

• эмоционально-эстетическая, образная и логико-смысловая содержательность цветовой композиции.

ВЕК

Наряду с проблемой, связанной с выявлением критериев цветового восприятия у студентов, мы выяснили, что гармоничное восприятие должно развиваться параллельно с практическим и теоретическим освоением основ цветоведения, поскольку только в таком взаимодействии происходит формирование эстетически-эмоциональных образов в области живописного творчества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Черемных, Г.В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству учашдхся начальных классов [Текст]: Ав-тореф. ... дис. канд. пед. наук / Г.В. Черемных. - М., 1988. - 16 с.

2. Волков, Н.Н. Цвет в живописи [Текст] / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1985. -320 с. с ил.

3. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты [Текст] / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.: ил.

4. Унковский, А.А. Живопись. Вопросы колорита. Уч. пособие для худож.-графич.

1ЧД Фак. пед. ин-тов [Текст] / А.А. Унковский.

198 - М.: Просвещение, 1980. - 128 с.: ил.

5. 3айцев, А.С. Наука о цвете и живопись [Текст] / А.С. Зайцев. - М.: Искусство, 1986. - 158 с.: ил.

6. Зальцман, Е.П. Формирование навыков художественного восприятия как педагогическая задача [Текст] / Е.П. Зальцман // Формирование эстетического отношения к искусству и действительности у будущих учителей изобразительного искусства. - Алма-Ата, 1985. - С. 3-13.

7. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе [Текст] / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1977. -208 с., ил.

REFERENCES

1. Cheremnykh G.V, Formirovanie zritelnogo vospriyatiya i vosproizvedeniya tsvetovykh i tonovykh otnoshenii v protsesse obucheniya izobrazitelnomu iskusstvu uchashchikhsya nachalnykh klassov, Extended Abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 1988, 16 p.

2. Volkov N.N., Tsvet v zhivopisi, Moscow, 1985, 320 p.

3. Beda G.V., Osnovy izobrazitelnoi gramoty, Moscow, 1989, 192 p.

4. Unkovskii A.A., Zhivopis. Voprosy kolorita, Uch. posobie dlya khudozh.-grafich. fak. ped. in-tov, Moscow, 1980, 128 p.

5. 3aitsev A.S., Nauka o tsvete i zhivopis, Moscow, 1986, 158 p.

6. Zaltsman E.P., "Formirovanie navykov khu-dozhestvennogo vospriyatiya kak peda-gogicheskaya zadacha", in: Formirovanie esteticheskogo otnosheniya k iskusstvu i deist-vitelnosti u budushchikh uchitelei izobrazitel-nogo iskusstva, Alma-Ata, 1985, pp. 3-13.

7. Kuzin V.S., Osnovy obucheniya izobrazitelnomu iskusstvu v shkole, Moscow, 1977, 208 p.

Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна, Московский педагогический государственный университет, lokalline@mail.ru ^tkhanova Yu.F., ScD in Pedagogy, Professor, Department of Descriptive Geometry, Computer Graphics and Design, Moscow State University of Education, lokalline@mail.ru

Дун Юэ, аспирант, кафедра начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна, Московский педагогический государственный университет, dyddyy12@yandex.ru Dun Yue, Post-Graduate Student, Department of Descriptive Geometry, Computer Graphics and Design, Moscow State University of Education, dyddyy12@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.