14. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. -М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 536 с.
15. Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка . 4 изд. М.: ООО "А ТЕМП", 2007. 9- 44 с.
16. Сальникова О. А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя. - М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2011. - 788 с.
17. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. -Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». - 2016. - 176 с.
18. Чумакова М. И., Смирнова З.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов. Программы и конспекты занятий с педагогами. - М.: Учитель, 2014. - 136 с.
Педагогика
УДК:372.874
кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка 4 курса направления «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Драчук Анастасия Андреевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ДЕТСКОЙ
ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Аннотация. В статье изучается проблема развития художественного восприятия цвета у младших школьников. Данное качество является необходимым условием для создания художественно-творческого продукта детьми, образ которого складывается на основе эмоционально-смыслового значения цвета. На основе анализа возрастных особенностей обосновывается необходимость развития данного качества именно у первоклассников в детской школе искусств. На основе рассмотрения существующих в общем и художественном образовании методов, с учетом возрастных особенностей художественного восприятия цвета младших школьников, отобраны и обоснованы методы, способствующие развитию эмоционально-образной сферы ребенка: игровой метод, метод анализа художественных произведений, метод личного показа, метод подбора словесных аналогов метод «оживления картин». Данные методы способствуют постижению детьми соответствия цвета определенному эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства, позволяют развивать у школьников понимание эмоционального значения цвета.
Ключевые слова: художественное восприятие цвета, детская школа искусств, цветовосприятие, методы развития художественного восприятия цвета.
Annоtation. The article studies the problem of the development of artistic perception of color in primary school children. This quality is a necessary condition for the creation of artistic and creative product by children, the image of which is formed on the basis of emotional and semantic meaning of color. On the basis of the analysis of age features the necessity of development of this quality at first-graders in children's school of arts is proved. On the basis of consideration of methods existing in General and art education, taking into account age features of artistic perception of color of younger pupils, the methods promoting development of the emotional and figurative sphere of the child are selected and proved: a game method, a method of the analysis of works of art, a method of personal display, a method of selection of verbal analogs a method of "revival of pictures". These methods contribute to the comprehension of children's color matching a certain emotional state, laid down by the author in the work of fine art, allow to develop students ' understanding of the emotional meaning of color.
Keywords: artistic perception of color, children's art school, color perception, methods of development of artistic perception of color.
Введение. В детских школах искусств уделяется большое внимание изучению цветоведения, в рамках которого дети узнают свойства цвета, его характеристики, основные закономерности взаимодействия. Однако гораздо меньшее внимание направлено на цвет, как средство художественной выразительности образа. Это не совсем верно, поскольку цвет, как важное средство выразительности, используется художниками для создания художественного образа, для выражения внутреннего содержания произведений и передачи соответствующего эмоционального настроя зрителю. Начинать эту работу необходимо с детского возраста, ведь развитие художественного восприятия цвета, помимо позитивного влияния на возможность выразить свои эмоции, ощущения или идею в художественно-творческом продукте, сможет позитивно влиять на развитие образного мышления ребенка, эстетического отношения к искусству. Недостаток развития художественного восприятия цвета может ограничивать возможности художественной деятельности ребенка.
Художественное восприятие цвета тесно связано с понятием «художественный образ», воплощение которого может происходить на уроках композиции, так как дисциплина позволяет научить ребенка преобразовывать образы действительности в художественные образы, воспринимая цвет как средство выразительности.
Многие ученые в различных науках уделяли внимание развитию художественного восприятия, цветовосприятия и др. Однако понятие «художественное восприятие цвета» в литературе описано недостаточно. Анализ литературы показал, что большое внимание ученых (Д.В. Елаховский, И. Пфанцгаль) уделяется изучению физических свойств цвета, некоторыми авторами (Б.А. Базыма) освещаются вопросы феномена цветопредпочтения, символического значения цвета. Н.Н. Волков рассматривал проблему художественного восприятия, И.В. Гёте, И. Иттен, Б.М. Неменский изучали цветовосприятие и эмоциональное влияние цвета на человека [10], [20], [5], [9], [12], [18]. Методами развития цветовосприятия занимались как художники, так и педагоги - В.В. Кандинский, И. Иттен, методы художественного образования описаны в методиках Б.М. Неменского, В.С. Кузина [12], [19], [14]. Однако, проблема развития художественного восприятия цвета, особенно в рамках преподавания композиции в детской школе искусств
освещена недостаточно. Это обусловлено тем, что в художественном образовании достаточно широко описаны методы развития цветовосприятия, художественного восприятия и недостаточно разработаны и описаны методы развития художественного восприятия цвета у первоклассников в детских школах искусств. Важное средство выразительности в живописи - цвет, именно живопись является основным средством развития художественного восприятия цвета на уроках композиции, так как позволяет научить ребенка преобразовывать образы действительности в художественные образы, подкрепляя замысел выбором цветовых отношений.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробировании методов развития художественного восприятия цвета у учащихся первого класса детской школы искусств средствами живописи.
Гипотеза исследования: развитие художественного восприятия цвета у учащихся первого класса ДШИ будет эффективным если:
- учитывать возрастные особенности восприятия первоклассников;
- обосновать и включить в занятия по композиции методы, расширяющие образно-ассоциативную сферу школьников и способствующие пониманию эмоционально-смыслового значения цвета.
Изложение основного материала статьи. Изучая процесс художественного, как и любого другого вида восприятия детей, важно ознакомиться и проанализировать имеющийся научный опыт в вопросе особенностей восприятия, связанных с конкретно исследуемой возрастной группой. Это позволит составить программу обучения, адаптированную к способностям учеников, организовать коммуникативную составляющую педагогического процесса.
Восприятие есть непосредственно чувственное отражение человеком внешнего мира и регулятор взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающей среды [1]. Восприятие играет важную роль и в художественной деятельности ребенка, так как именно на основе восприятия складываются образы действительности, которые в последующем ребенок отражает в своем творчестве.
Восприятие поддается изменению в ходе перехода человека из одного возрастного периода в другой. Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, важным моментом является изменение ведущего вида деятельности [24]. Поступление в школу определяет переход от игровой деятельности, являющейся ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, направленной на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий. Так как рассматриваемый нами возраст является переходным, во многом именно этот аспект является причиной рассеянности и неспособностью на долгое время концентрировать внимание на одном виде деятельности. Именно поэтому важно в процессе урока менять вид деятельности, переходя от теоретического материала к практическому, уделяя особое внимание перерывам в качестве тематических игр.
От понятия «восприятие» неотделимо понятие «воображение». Так, например, Ю.М. Бородай в труде «Воображение и теория познания» приводит определение В. Виндельбанда: «Если индивидуум произвольно по законам ассоциации создает из материала своих восприятий новые сопоставления, то эту деятельность называют воображением...» [4, с. 12]. Являясь частью восприятия, воображение также нуждается в развитии, так как оно не является врожденным и развивается в процессе взросления. Данный вопрос рассматривал Л.С. Выготский: «Очевидно, что в процессе развития ребенка развивается и воображение, но достигает своей зрелости только у взрослого человека» [6, с. 96]. Л.С. Бушуева отмечает, что «фантазия» (или «продуктивное воображение») есть универсальная человеческая способность, обеспечивающая человеческую активность восприятия окружающего мира. Фантазия младшего школьника очень ограничена. Ребенок мыслит слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий» [2, с. 35]. Также данная проблема проявляется и на занятиях изобразительного искусства, что связано с неопытностью в художественной деятельности учеников и желанием изображать увиденные объекты правильно, так, как они выглядят в действительности. Поэтому дети в творческих работах уделяют большое внимание форме и конструкции, однако зачастую объекты изображаются отдельно, что влияет на композицию, лишая ее целостности. Живописные же средства отходят на второй план, ребенок воспринимает цвет как материал, а не художественное средство выразительности. Но именно живопись может выступать средством развития фантазии на уроках композиции, путем обучения ребенка преобразовывать образы действительности в художественные образы, воспринимая цвет как средство выразительности. В данном случае для ребенка важно понять, что в творческой работе главное - выразить собственное отношение к предмету, ощущение по поводу события, собственное состояние, и это можно реализовать, прибегая к возможностям цвета. Обобщая формы, акцентируя внимание не на конструкции объекта, а на самом художественном образе, выраженном при помощи цвета - мазками, пятнами, точками - и строится целостная композиция. В такой композиции главное - цвет, это и есть язык живописи, с помощью которого автор объясняет свою идею.
Н.В. Виноградова в своем диссертационном исследовании отмечает, что «у школьников, все чаще возникают трудности в создании гармоничного, эмоционально-выразительного по цвету образа, все чаще в живописных работах детей встречаются однообразие, скудность и стереотипность в цветопластическом решении» [7, с. 18]. Скудность цветовой гаммы объясняется предпочтением локальных ярких цветов, взятых за основу, но отсутствием разнообразия их оттенков. Вопросом предпочтения цветов детьми также занимались Б.А. Базыма и В.С. Мухина. Б.А. Базыма отмечает, что любовь детей к цветам «активной стороны» - красный, желтый, оранжевый - проявляется и в их рисунках [5]. В работе В.С. Мухиной показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый». Предпочтение их настолько выражено, что дети стараются использовать эти цвета при рисовании как можно чаще [16]. Однако, младшие школьники склонны изображать сюжетные композиции, но не подкрепляют свой замысел цветовым решением, а выбирают цвета наиболее привлекательные для себя. «При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом» [5, с. 23]. Однако, именно это мешает созданию конкретного художественного образа. Часто тематическое творческое задание выполнено детьми вне контекста заявленной темы, так как ребенок уделяет особое внимание собственным предпочтениям цвета, и, например, на тему задания «Хмурый день», выбирает локальные цвета,
не прибегая к работе с тоном, насыщенностью, светлотностью цвета, нарушая как целостность образа, так и в целом идею композиции.
Эта проблема также связана с высокой эмоциональностью восприятия, что свойственно детям младшего школьного возраста. Однако, как отмечает В.С. Мухина: «В условиях обучения в школе от ребенка требуется дисциплина, что призывает к сознательному подавлению экспрессии» [17, с. 146]. Детям этого возраста свойственно скрывать испытываемые чувства, но затрагиваемые их события по-прежнему вызывают сильные эмоции. Именно эту особенность восприятия можно использовать на уроках изобразительного искусства, дать возможность детям изображать личные переживания в художественно-творческом продукте, что можно реализовать с помощью цвета. Решить данную педагогическую задачу возможно на уроках композиции, помогая ученику понять и осознать цвет как средство выражения эмоций, но не по наитию, а основываясь на эмоциональном понимании цвета.
Само понятие колорита для школьника сложно. Однако, развивать цветовое и колористическое видение необходимо с первых шагов обучения живописи. Это дает возможность развивать зрительную память, воображение, чувство цвета, помогать решать не только учебные, но и творческие задачи, приобщая понятие цвета к художественному образу, что кроме прочего позволит развивать у ребенка эмоционально-образное восприятие цвета.
Рассматривая проблему развития художественного восприятия цвета у детей, для полного понимания специфики процесса, следует проанализировать сущность основных понятий. Выделенные нами основные понятия - цвет, восприятие, цветовосприятие, художественное восприятие - помогут более полно раскрыть сущность проблемы.
На современном этапе большинство психологов (Дж. Брунер, В.А. Лекторский) склонны определять восприятие как сложный процесс приёма и преобразования информации, в результате которого живой организм создаёт себе наглядный образ окружающего мира и собственного тела. Как форма чувственного отражения предмета, оно включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа [3], [10], [13].
Из данного определения ясно, что результатом процесса восприятия является образ, основанный на полученной информации. Художественное восприятие также строится на восприятии уже созданного художником образа. Художественное восприятие выступает как сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее заложенной автором. Художественное восприятие нацелено на «извлечение» художественных образов из материального художественного предмета, на их формирование в психике [21].
Художественное восприятие тесно связано с понятием «образ». В данном контексте важно понимать разницу в определениях понятия «образ». С.Ю. Головин, говоря об образе восприятия, имеет в виду отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с коими взаимодействует деятельный субъект [8]. Рассматривая художественный образ, Ю.Б. Борев говорит об образе, содержащем материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, богатство личности творца [22].
Другими словами, процесс восприятия - это психологический процесс отражения того, что мы видим, а процесс художественного восприятия - это создание собственного образа, переработанного фантазией. Что касается изобразительного искусства, то можно говорить о конкретных визуальных способах воздействия, поэтому важно отметить, к каким средствам автор прибегает при создании художественного образа. К ним относятся: композиционное решение в целом, композиционные приемы (ритм, метр, статика, динамика и т.д), форма, фактура, пространство, характер мазка, если речь идет о живописной композиции, или линии, пятна, штриха, если речь идет о графической композиции. И, несомненно, одним из главных средств выразительности образа является цвет.
Цвет рассматривается в научной и искусствоведческой литературе как уникальное явление природы, выразительное средство изобразительного искусства, формообразующее средство и средство эстетической выразительности [15].
Действительно, при помощи колорита, художник, даже не прибегая к сюжетной составляющей, пренебрегая формой, способен выразить эмоциональное состояние, переживания, основываясь на собственной бессознательной активности, что и было взято за основу концепции художников-абстракционистов.
При уточнённом качественном описании цвета используют три его субъективных атрибута: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Именно это относится к понятию цветовосприятия. Измеряя три этих показателя, возможно измерить цветовосприятие отдельного человека. Цветовосприятие также можно рассматривать с точки зрения физических способностей человека.
По мнению Ипполитовой О.В., цветовосприятие - это отражение такого свойства предметов и явлений как цвет, с помощью зрительного анализа [11].
На основе рассмотренных и проанализированных понятий «цвет», восприятие, «художественное восприятие», «цветовоприятие» нами было выявлено авторское рабочее определение понятия «художественное восприятие цвета» - это способность воспринимающего выявлять черты художественных образов из материального художественного предмета посредством анализа цветовых решений автора, стремясь понять авторскую идею художественного произведения; знание эмоционального значения цвета; способность понимать соответствие цвета определенному эмоциональному состоянию в произведении изобразительного искусства; способность отображать собственную идею в художественно-творческом продукте посредством цветовых решений.
Для развития художественного восприятия цвета нами были проанализированы существующие в общем и художественном образовании методы и отобраны наиболее эффективные для решения данной проблемы относительно детей младшего школьного возраста.
Метод личного показа является общим для образовательного процесса, независимо от дисциплины. Но на уроках изобразительного искусства сущность метода заключается в демонстрации учителем различных техник и приемов выполнения задания. Этот метод позволяет ребенку проанализировать определенные способы создания изображения, что позволит ему применить их на собственной практике при создании собственного художественно-творческого продукта. В целях развития художественного восприятия цвета
данный метод можно проецировать на понимание возможности реализовать с помощью цветового решения определенную идею в своей работе. Лучшим вариантом применения данного метода будет не просто демонстрация техник и приемов смешивания краски, способов ее нанесения, но и демонстрация выполнения собственного художественно-творческого продукта в качестве примера. В данном виде этот метод не всегда возможно реализовать в рамках урока в полном объеме, так как урок ограничен временем и в первую очередь, направлен на творческую работу детей, однако, вполне реализуем в упрощенном виде -изображение на небольшом формате, в виде наброска. Например, объясняя детям такую технику как монотипия, недостаточно просто нанести краску на стекло, отпечатать лист и продемонстрировать результат. Для ребенка наиболее ценным будет понимание того, каким образом данную технику он сможет применить в своем художественно-творческом продукте, для реализации своей идеи, поэтому лучше продемонстрировать технику в рамках темы урока. Если это пейзаж, то создать этюд в определенной цветовой гамме и объяснить выбор палитры, если это изображение эмоций, то выбрать одну, сделать небольшой набросок и также объяснить выбор цветовой гаммы.
Применение данного метода на уроке композиции во многом может прояснить неразрешенные вопросы, а также вдохновить детей на работу.
Игровой метод, описанный Б.М. Неменским в рамках художественного образования, может применяться с целью разбавления теоретического материала и развития интереса к изучаемой тематике [19]. Сущность метода заключается в игровом подходе к изучению темы и предполагает облегченность усвоения предмета, если при этом задействованы различные анализаторы. Например, объясняя теоретический материал, можно предложить детям принять участие в эксперименте по смешиванию красок, что переключит и активизирует внимание детей. Игровой метод может быть использован при подаче большого объема информации. Требуется заранее подготовить материал - каркас «цветового круга Иттена» с пустыми секторами, где должны присутствовать систематизированные цвета и отдельно окрашенные сектора. Детям предлагается рассмотреть цветовой круг, разделиться на команды и постараться распределить цвета на холодные и теплые оттенки. Первая команда отвечает за холодные оттенки, вторая - за теплые, затем детям дается задание распределить выбранные ими цвета по градации оттенков. Далее детям необходимо объединить результаты каждой команды и соединить выбранные ими цвета в один цветовой круг и совместно проанализировать ошибки. Вторым этапом данного метода может стать соотнесение эмоции каждому цвету. Детям может быть предложено сопоставить выбранную в случайном порядке эмоцию (радость, волнение, печаль и др.) к наиболее подходящему на их взгляд цвету и обсудить, почему именно такой выбор каждый из них сделал.
Метод анализа художественного произведения, также описанный Б.М. Неменским, позволяет ученику увидеть эмоциональную составляющую произведений и пронаблюдать, каким образом теоретическая база знаний о цвете применяется авторами на практике и, кроме того, формирует насмотренность, что в итоге позволяет обратиться к проанализированным произведениям в решении той или иной творческой задачи [18]. Данный метод может быть адаптирован к теме исследования следующим образом: в презентации заранее подготовлены размытые изображения картин известных художников, таким образом, что форма и содержание работы становится неясным, детям предлагается описать свои ощущения и впечатления, основываясь на цветовой гамме. Далее дается задание рассмотреть оригинал работы и провести анализ содержания и сюжета, описать, насколько совпадают первичные ощущения от цветового колорита с действительным изображением.
Метод выбора словесных аналогов описан в программе Б.М. Неменского и заключается в подборе словесных аналогов при обсуждении цветовых возможностей [19]. Метод выбора словесных аналогов способствует развитию речи детей, обогащению словаря, умению соотносить характер цвета и звучание слова, а главное, способствует пониманию и осознанию (при подборе верных словесных аналогов) эмоционального значения того или иного цвета. Словесные обозначения цвета учащиеся узнают из русских сказок («сивка-бурка, вещий каурка», «трава-мурава» и т. д.), поэтических произведений н. А. Некрасова, И. А. Бунина, А. С. Пушкина. Так, у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» изменение цвета моря («помутилось», «почернело») соответствует изменению настроения персонажей. В процессе работы над картиной дети получают возможность создавать более сложные оттенки синего цвета, обогащают свою цветовую палитру. Например, при чтении стихотворения «Листопад» И.А. Бунина учащиеся могут познакомиться с такими обозначениями цвета, как багряный, лазурный, лиловый, дать им характеристику, попытаться предположить, каким может быть цвет, название которого им незнакомо. Учителю важно как можно чаще употреблять в речи описательные синонимы к различным оттенкам одного цвета. Такой метод помогает в понимании чувств и эмоций, в способности к их выражению в своем художественно-творческом продукте, расширяет словарный запас детей, что в свою очередь, помогает разнообразить детям и цветовую гамму. Например, зная, что желтый цвет может быть как лимонным, так и канареечным, ребенку проще подобрать нужный оттенок в контексте его творческой работы. В качестве небольшого тренировочного задания детям может быть предложено составить цветовую подборку разных оттенков и назвать каждый из них, используя вкусовые, звуковые, физические, эмоциональные ассоциации.
Метод «Оживления картины» (Чумичева Р.М.) способствует закреплению представлений о характере цвета, связи цвета и движения. Данный метод используется преимущественно при ознакомлении с произведениями абстрактного искусства [23]. Младшие школьники могут получить представления о совершенно ином подходе к выражению мыслей и чувств художника, первоначальные навыки «прочтения» абстрактной картины, закрепить представления о цвете как живом существе. «Оживление» картин выполняется несколькими группами детей, которые в течение нескольких минут готовят свое выступление по какой-либо композиции. Затем репродукция вывешивается на доску, после выступления группы проходит коллективное обсуждение, в процессе которого зрители высказывают свое мнение о том, удачно или неудачно их товарищи оживили картину. При «оживлении» картины может выйти несколько человек в разноцветных одеждах, встать в соответствии с расположением цветовых пятен на картине и начать движение в соответствии со своими представлениями о характере каждого цвета. Также, данный метод может быть использован на любом уроке, приобщен к любой теме урока, где учитель прибегает к демонстрации репродукций картин. Детям может быть предложено представить себя находящимся в картине и описать ощущения, которые он испытывает. Это позволит ребенку понять эмоциональную составляющую работы художника, в том числе и эмоциональную составляющую цветовой гаммы картины.
Данные методы позволят развивать понимание эмоционального значения цвета у ребенка, постижение соответствия цвета определенному эмоциональному состоянию, заложенному автором в произведении изобразительного искусства, а также способность отображать через цветовое решение определенную идею в собственном художественно-творческом продукте. В целом, эти методы способствуют развитию эмоционально-образной сферы ребенка, что является необходимым условием для художественного восприятия цвета и создания художественно-творческого продукта детьми, образ которого складывается на основе эмоционально-смыслового значения цвета.
Выводы. На основе анализа понятий «цвет», «художественное восприятие», «цветовосприятие», было уточнено понятие «художественное восприятие цвета», которое мы понимаем как способность воспринимающего выявлять черты художественных образов из материального художественного предмета, посредством анализа цветовых решений автора, стремясь понять специфику художественного произведения, идею автора; знание эмоционального значения цвета; способность понимать соответствие цвета определенному эмоциональному состоянию в произведении изобразительного искусства; способность отображать собственную идею в художественно-творческом продукте посредством цветовых решений.
Понятие «художественное восприятие цвета» тесно связано с понятием «художественный образ». Рассматривая художественный образ, мы говорим об образе, содержащим материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному.
Художественное восприятие цвета возможно развивать в процессе использования методов общего и художественного образования, обоснованных и адаптированных к решению рассматриваемой нами проблемы.: игровой, метод личного показа, метод анализа художественных произведений, метод «оживления картин», метод подбора словесных аналогов.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева; Акад. пед. наук СССР. - М.: Просвещение, 1968. - 336 с.
2. Бушуева И.С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников / Л.С.Бушуева, Л.П.Блощицина // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - №8. - С. 50-53.
3. Брунер, Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
4. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. - М.: Высшая школа, 1996. - 151 с.
5. Базыма Б.А. Психология цвета теория и практика. - М.: Речь, 2005. - 110 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
7. Виноградова Н.В. Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи: на примере выполнения натюрморта: диссерт. - М.: 2009. - 222 с.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 - 301 с.
9.Гёте И.В. Учение о цвете. - М.:Либроком, 2011. - 200 с.
10. Елаховский Д.В. Физические основы цветоведения для студентов строительной специальности университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 3 (3). - С. 31-35.
11. Ипполитова, О.В., Поташева Н.Г. Цветовосприятие и цветоразличение у детей с нормальным речевым развитием и с ТНР [Электронный ресурс] URL:https://cyberienmka.m/artide/n/tsvetovospriyatie-i-tsvetorazlichenie-u-detey-s-normalnym-rechevym-razvitiem-i-s-tnr (Дата обращения: 06.04.2018).
12. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Изд. Д. Аронов, 2004. - 320 с.
13. Касавин И.Т. 2009 Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 1977. - 412 с.
14. Кузин В.С. «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», М.: Дрофа, 2008.
15. Литвинова О.В. Интернет-журнал «Науковедение» [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru / Выпуск 6 (25) 2014. - № 6 (25). - С. 31-35 (Дата обращения: 21.05.2018).
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
17. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта : монография / Москва: Педагогика, 1981. - 240 с.
18. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
19. Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М. :Просвещение, 2011.
20. Пфанцгаль И. Теория измерений. - М.: Мир, 1976. - 117 с.
21. Плеханова Е.Г. Восприятие художественного произведения реципиентом [Электронный ресурс]. URL:http://academicon.ru/publ/iskusstvovedenie/plekhanova_e_g_vosprijatie_khudozhestvennogo_proizvedenija_re cipientom/4-1 -0-242 (Дата обращения: 21.04.2018).
22. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. - с. 334.
23. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы / Т.Я. Шпикалова [и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
24. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.
Педагогика
УДК 37.013
кандидат педагогических наук, доцент Павленкович Ольга Борисовна
Педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); аспирант кафедры изобразительного искусства Бутина Анастасия Павловна
Педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В статье представлены результаты исследования проблемы развития художественного восприятия, на основе анализа психологических теорий восприятия определены ключевые условия и разработан комплекс упражнений, способствующих развитию художественного восприятия у студентов художественных специальностей.
Ключевые слова: художественное восприятие; процесс восприятия; условия и упражнения для развития художественного восприятия.
Annоtation. The article presents the results of research on the problem of the development of artistic perception. Based on the analysis of psychological theories of perception, key conditions are defined and a set of exercises designed to promote the artistic perception of students in art specialties is developed.
Keywords: artistic perception; process of perception; conditions and exercises for the development of artistic perception.
Введение. Произведение изобразительного искусства - наглядное проявление знаний, умений, эмоционально-волевых усилий художника, воплощенное средствами искусства. Художественное восприятие - одно из профессиональных качеств личности художника, способность к созданию законченного с эстетической и художественной точки зрения целостного, идейно-содержательного произведения, востребованное в течение всего творческого процесса.
Изложение основного материала статьи. Развитие особенности человека входить в мир художественной культуры, порождать на основе личного мировосприятия новые культурные миры - одна из основных задач художественной педагогики. Психолого-педагогические теории рассматривают художественное восприятие как способность к эмоционально-чувственному восприятию произведений искусства, как развивать данное качество у студентов в процессе создания художественного произведения не нашло должного внимания, что обуславливает актуальность данного исследования.
Цель исследования - изучить теоретические аспекты феномена «художественное восприятие», выявить ключевые условия и разработать комплекс заданий-упражнений способствующих решению проблемы развития художественного восприятия в творческой деятельности студентов художественных специальностей.
Теория «вчувствования» Т. Липпса [9] - первая научная теория, посвященная художественному восприятию как феномену, обеспечивающему прямую связь между эмоциональной реакцией от воспринятого и умением человека преобразовывать импульсы, посылаемые объектом восприятия в собственные переживания. Л.С. Выготский отмечал, одинаковые по силе эмоции человек способен переживать как от действительного и так воображаемого события/объекта [4]. В эстетике, культурологи под художественным восприятием понимают интеграцию возможностей восприятия, способную вызвать эмоции от непосредственного «общения» художника с натурой или произведением. Основополагающую роль духовного потенциала (эмоциональной чувствительности) субъекта, его индивидуального воображения и фантазии в формировании «художественно ценного» разделял в своих исследованиях Кант [7].
Художественное восприятие основывается на психофизиологических и психоэмоциональных закономерностях восприятия человека, а также профессиональном восприятии художника, признаками которого являются:
• ассоциативность и эмоциональность;
• аконстантность;
• осознанность восприятия (как многоуровневого диалога в процессе эксперимента с формой), осознанность собственных переживаний (как основного содержания произведения), осознанность форм и ритмической структуры (как источника переживаний);
• установку на воплощение образов восприятия в материале искусства.
Восприятие - «субъективное пространство» мозговой деятельности человека [10]. Информация, полученная в процессе восприятия, поступает в отделы головного мозга, где анализируется и преобразовывается в образ сознания - субъективный (перцептивный) образ окружающего мира. В рисовании с натуры в ряде форм отражения реальности доминируют зрительное восприятие. Но «человек видит не глазами, а мозгом» примером тому служат сновидения - образы сознания, формируемые без участия глаза [10]. Насыщенность мышления художника зрительными образами определяет его наглядно-образный характер. На основе зрительных образов и образов памяти в сознании возникают ассоциации по смежности и контрасту, оперирование которыми на уровне представлений позволяет художнику комбинировать, сочинять и творить. И чем разнообразнее и богаче эти ассоциации, тем выразительнее и интереснее возникают на их основе художественные образы.
По форме восприятие классифицируют на: психическое (преднамеренное, непреднамеренное); существованию материи (во времени, в пространстве, в движении); ведущему анализатору (зрительное, осязательное и др.); организации (организованное, неорганизованное). Преднамеренное восприятие обусловлено целеполаганием и осмысленным выбором объекта восприятия, оно активизируется и осуществляется посредством психологических факторов - волевых усилий и мотивации. Осмысленность восприятия - одна из высших форм предметного восприятия, направленная на достижение осмысленного перцептивного образа. Эстетик и психолог искусства Р. Арнхейм отмечал, что преднамеренное восприятие художника не механический, а сознательный акт и активный творческий процесс изучения объекта для