Научная статья на тему 'К вопросу о развитии художественного восприятия у учащихся в детской художественной школе'

К вопросу о развитии художественного восприятия у учащихся в детской художественной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
45
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УРОК ИСКУССТВА / АКОНСТАНТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипникова Е. В.

В статье освещаются приемы и методы развития художественного восприятия у учащихся художественных школ, раскрываются особенности восприятия ребенка, анализируются основные педагогические условия улучшения качества восприятия. Особо подчеркивается значение урока-искусства, как построение педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипникова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS'' ARTISTIC PERCEPTION IN CHILDREN''S ART SCHOOL

The article highlights the techniques and methods of developing artistic perception of students in art school, reveals the characteristics of the child's perception, analyzes the basic pedagogical conditions for improving the quality of perception. The importance of the art lesson is emphasized like the construction of a pedagogical work on the basis of the realization of the laws of dramaturgy and direction.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии художественного восприятия у учащихся в детской художественной школе»

мультфильмов могут использовать другие педагоги системы дополнительного образования, а также учителя общеобразовательных школ факультативных, кружковых и других форм внеучебной работы как начальные рекомендации. Данные этапы представляют собой логическую последовательность, методическую помощь всем, кто занимается созданием продуктов мультипликации.

1. Шаханская А. Ю. Влияние мультипликацонных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22(313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 286-289.

УДК 378.147.75

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье освещаются приемы и методы развития художественного восприятия у учащихся художественных школ, раскрываются особенности восприятия ребенка, анализируются основные педагогические условия улучшения качества восприятия. Особо подчеркивается значение урока-искусства, как построение педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры.

Ключевые слова: художественное восприятие, абстрактно-логическое мышление, урок искусства, аконстантное восприятие, творческое развитие.

2. Ивахнова Л. А. Интегративный подход к профессиональной подготовке специалистов художественно-педагогического направления // Омский научный вестник. 2010. № 6(92). С. 203-206.

3. Лыкова Е. С. Развитие композиционного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. 2017. № 2. С. 61-68.

4. Бронзит К. Э. Компьютерная графика и анимация: хрестоматия по дисциплине: (для студентов направления подготовки: 070601.65 Режиссура кино и телевидения, профиль подготовки - «Режиссер мультимедиа, педагог»): учеб. электронное изд. СПб. : СПбГУП, 2014. 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

© Савлучинская Н. В., Щечилина А. В., 2017

E. B. CHpunHUHoea E. V. Skripnikova

TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT

OF THE STUDENTS' ARTISTIC PERCEPTION IN CHILDREN'S ART SCHOOL

The article highlights the techniques and methods of developing artistic perception of students in art school, reveals the characteristics of the child's perception, analyzes the basic pedagogical conditions for improving the quality of perception. The importance of the art lesson is emphasized like the construction of a pedagogical work on the basis of the realization of the laws of dramaturgy and direction.

Keywords: artistic perception, abstract-logical thinking, art lesson, aconstant perception, creative development.

В современных психологических исследованиях художественное восприятие представляется как высшая форма восприятия, как специальная способность, появляющаяся в результате развития общего восприятия. Формирование и развитие художественного восприятия все еще остаются на сегодняшний день актуальным, а в понимании процессов художественного восприятия у исследователей остается еще много вопросов.

В результате многочисленных психологических исследований особенностей художественного восприятия детей был сделан вывод о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста обладают очень богатыми возможностями художественно-творческого развития и превосходят в этом отношении даже детей более старшего возраста. Не упустить этот сензитивный возраст для развития восприятия - важная задача педагога дополнительного образования. Художественное восприятие отличается от обыденного прежде всего тем, что окружающая действительность воспринимается по-иному, а именно через призму эстетической ценности, а у тех, кто занимается изобразительной

деятельностью, к этому прибавляются еще и задачи изображения, и художественно-образной трактовки данной действительности.

Детское восприятие обладает рядом преимуществ по сравнению с восприятием взрослых, а вернее, некоторыми типичными особенностями, которые у взрослого человека рассматривались бы как недостатки, но именно они и помогают воспринимать ребенку окружающий мир в единстве с самим собой - целостно. Важнейшей особенностью восприятия ребенка является недостаточно развитое абстрактно-логическое мышление, позволяющее пережить то, что недоступно логике сознания. Благодаря этому ребенок свободно, по своей воле оперирует ассоциативными связями, что позволяет рождаться другому, новому, оригинальному образу, при этом обладая гораздо меньшим багажом знаний и зрительных впечатлений, чем взрослый человек.

Следующее качество восприятия ребенка Л. С. Выготский назвал «внутренней страстностью» [1, с. 255]. Яркая эмоциональность ребенка «раскрашивает» все зрительные впечатления, что также представляется необходимым

условием для формирования и развития художественного восприятия. Восприятие в детском возрасте эмоционально насыщенно, целостно, ребенок может осмыслить свои переживания, вкладывает глубокое личное отношение к окружающему миру.

С возрастом многие из перечисленных особенностей восприятия, благоприятствующие его развитию, утрачиваются. Необходимо «ловить момент» пока ребенок относится к искусству, как к жизни, непосредственно переживая и ярко выражая в нем себя. Именно посредством изобразительного искусства наиболее эффективно осуществляется развитие художественного восприятия, компонентами которого являются: первое - сохранение и развитие ассоциативного восприятия, второе - его эмоциональности и целостности, третье - аконстантности и осознанности [2] .

Детское изобразительное творчество не является искусством в том смысле, которое вкладывается в понятие «профессиональное изобразительное искусство».

Важнейшими педагогическими условиями в системе развития художественного восприятия являются:

- освоение языка искусства ребенком как языка выразительного;

- использование игровых форм обучения и развития;

- опора в изобразительной деятельности на яркие образы окружающей действительности и эмоционально-непосредственное восприятие ребенка.

Освоение выразительных возможностей художественного языка начинается с непосредственного восприятия природы, натуры, ее ритмической закономерности, цветовых особенностей в процессе изображения. А. А. Мелик-Паша-ев предлагает осуществить открытие выразительных возможностей формы и цвета на основе заданий, позволяющих абстрагироваться от предметности изображения. Ребенок, не скованный строгими предписаниями относительно цвета и формы предмета, начинает использовать цвет исключительно как выразительное средство [3, с. 58].

Для ребенка представляется чрезвычайно сложным решение сразу нескольких выразительных и изобразительных задач. Подобный ход использования «чистой формы» открыли еще художники-абстракционисты начала ХХ века. Беспредметное творчество понималось художниками как средство открытия новой реальности. Беспредметность -это то, с чего начинается изобразительная деятельность ребенка, и что никогда окончательно не исчезает из его изображений. Таким образом, методы художественного развития ребенка, начинающиеся над работой с абстрактными изображениями, рассматриваются педагогами и психологами как органичные для него. Но, работу эту, целесообразно строить в соответствии с педагогическими целями и задачами, направленными на поиск выразительных форм.

Игра с элементами языка изобразительного искусства как раз и создает условия для открытия ребенком выразительных возможностей цвета, формы, позволяет формировать и направлять процесс художественного восприятия. Очень важна включенность в эти игровые действия всего перцептивного аппарата ребенка. Как пример: создание абстрактного изображения, вызывающего сильные эмоции у ребенка. Цель и смысл игры - осмысление собственных переживаний, открытие цвета как источника собственных

переживаний. К тому же в процесс игры включаются задачи освоения художественных приемов и навыков работы с художественными материалами. Здесь же ребенок учится взаимодействовать с цветом, который сначала выступает у него как средство художественной выразительности. Только от абстрактных композиций можно переходить к выполнению композиционных заданий, где ребенок уже сознательно будет использовать открытые изобразительные возможности.

Очень важно учить ребенка способам наблюдения окружающего мира: в природе, в городской среде и т. д., а также проводить анализ ярких художественных образов в произведениях признанных мастеров. При этом целесообразно создавать ситуацию творческого поиска, в котором формирование и развитие нового проходит гораздо эффективнее. Развитие художественного восприятия ребенка требует и определенной структуры занятий, отличной от традиционной.

Руководство творческой деятельностью ребенка не терпит грубого вмешательства со стороны педагога, нарушающего ее естественное развитие, и одновременно призывает активную педагогическую поддержку.

В современной педагогике искусства утверждается новый подход к организации занятий. Занятия, где предмет изучения - эмоциональные переживания от увиденного, представленного, поиск их художественной выразительности нецелесообразно строить по логике понятийного мышления. Соответственно, следует стремиться сделать урок такой формы, подчинившись которой, ученик не сможет проигнорировать цель, заданную педагогом. Одним из первых идею уподобления урока изобразительного искусства структуре драматического произведения, выдвинул Б. Н. Неменский, который предложил такие типы уроков, как проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-праздник искусств [4]. Все эти типы уроков целесообразно комбинировать при построении плана учебной работы, в соответствии с основными целями и задачами обучения. Так, урок-экскурсия и урок-вернисаж направлены на расширение границ визуального восприятия детей, решают задачу обогащения их образного представления.

Наибольший интерес для нас представляет, конечно же, урок-образ или урок-драматизация. Урок искусства -это своеобразное «педагогическое произведение», «мини-спектакль», художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т. д.), но внутренне связанный с другими «педагогическими действиями» - уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе.

Построение урока-искусства должно решаться, как построение педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры, а именно:

а) сценарий урока как реализация замысла;

б) замысел урока (основная цель);

в) драматургия самого процесса урока (сюжет);

г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая, деловая, имитационная, организационно-деятельностная и т. д.) [5, с. 198].

Гуманитарные исследования • 2017 • №4 (17)

129

Пролог представляет собою настрой на главную тему, цель и задачи урока. Суть завязки в выявлении проблемы, заставляющей вступить в действие, в решении проблемы, позволяющей сочувствовать, сопереживать или, наоборот, опровергать. Кульминация представляет высшую точку напряжения в развитии действия. Именно на этом этапе происходит открытие нового понимания явления или события, обретение ясной картины, решение проблемы. Развязка же обычно трактуется как оценка деятельности детей, результатов их творческой работы. Развязка - это и соотношение нового со своими имеющимися знаниями и впечатлениями, с опытом художественной практики. Это открытие возможности использовать новый опыт, стать более умелым и знающим как в мире реальном, так и в художественном.

Итак, формирование и развитие художественного восприятия у детей предполагает вместе с приобретением аконстантного «видения» сохранение эмоциональной

УДК 378.147

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ТУВИНСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Статья посвящена вопросам организации вузовского обучения, учитывающего национальные особенности студентов. Предлагаются педагогические подходы смешанного обучения с учетом национальных особенностей тувинских студентов.

Ключевые слова: национальные особенности обучаемых, смешанное обучение, обучение тувинских студентов, основы программирования.

непосредственности и целостности восприятия, способности ребенка осмыслять и обобщать свои чувства.

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Изд-во «Смысл»: Изд-во «Эксмо», 2003. 512 с.

2. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М. : Педагогика, 1981. 239 с.

3. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М. : Искусство в школе, 1995. 132 с.

4. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М. : Просвещение, 2011. 42 с.

5. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в начальной школе: Дидактика и методика : учеб. пособие. Ижевск : Изд-во Удмуртского ун-та, 1992. 309 с.

© Скрипникова Е. В., 2017

M. K. Tmnmw M. K. Tyulyush

MIXED EDUCATION AND NATIONAL

SPECIFICITIES OF STUDENTS OF TUVA IN THE PROCESS OF TRAINING TO THE BASICS OF PROGRAMMING

The article is devoted to the issues of organization of university education, taking into account the national specificities of students. Pedagogical approaches of mixed education are offered with due regard for the national specificities of students of Tuva.

Keywords: national specificities of trainees, mixed education, training of students of Tuva, basics of programming.

Внедрение в учебный процесс новых технологий и подходов к обучению, как правило, обусловливается необходимостью повышения эффективности и (или) качества процесса обучения, его интенсификации, решения актуальных педагогических проблем. Перспективным дидактическим решением может быть организация образовательного процесса, использующая смешанное обучение, когда традиционные методы, средства и формы обучения дополняются включением элементов, основанных на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Смешанное обучение (blendedlearning) подразумевает применение в комплексе дидактического потенциала электронного обучения и сильных сторон обучения традиционного. При этом возможности информационных технологий не снижают значимости традиционных подходов, а, наоборот, усиливают их, позволяют достичь больших результатов, лучшего качества обучения. Данный вид обучения является

актуальным в связи с сокращением или нехваткой аудиторной нагрузки, с решением вопросов организации самостоятельной работы студентов, индивидуализацей обучения, проведением оперативного автоматизированного контроля и самоконтроля и т. д.

В статье рассматриваются национальные особенности тувинских студентов, которые следует учитывать при организации смешанного обучения.

Необходимость принимать во внимание в обучении национальные традиции и культуру, этнопсихологические особенности обучающихся, их менталитет, региональные условия обучения, уровень владения языком обучения отмечается во многих педагогических исследованиях. Система образования не может не опираться на эти факторы, так как они влияют на многие аспекты обучения, среди которых хочется выделить особенности восприятия и воспроизведения обучающимися учебного материала,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.