Научная статья на тему 'Педагогические условия развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства'

Педагогические условия развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3853
624
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ART PERCEPTION / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакунова Фатимет Пщимафовна, Козловская Марина Андреевна

В статье обоснованы педагогические условия развития художественного восприятия у учащихся 5-6 классов. Представлены результаты проведенного экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хакунова Фатимет Пщимафовна, Козловская Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF ART PERCEPTION AT FINE ART LESSONS

The paper substantiates the pedagogical conditions of development of art perception at pupils of 5-6 classes. Results of the carried out experimental researches are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства»

УДК 37.036:371 ББК 74.200.55 К 16

Ф.П. Хакунова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики педагогических технологий

Адыгейского государственного университета; E-mail: pedagog-84@mail. ru

М.А. Козловская

Соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного

университета; E-mail: kozlovskaja01@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье обоснованы педагогические условия развития художественного восприятия у учащихся 5-6 классов. Представлены результаты проведенного экспериментального исследования.

Ключевые слова: педагогические условия, художественное восприятие, педагогический процесс.

F.P. Khakunova

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technology Department, Adyghe State

University; E-mail: pedagog-84@mail.ru

M.A. Kozlovskaya

Applicant for Candidate degree of Pedagogy and Pedagogical Technology Department, Adyghe

State University; E-mail: kozlovskaja01@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF ART PERCEPTION AT FINE ART LESSONS

Abstract. The paper substantiates the pedagogical conditions of development of art perception at pupils of 5-6 classes. Results of the carried out experimental researches are presented.

Keywords: pedagogical conditions, art perception, pedagogical process.

Сложившаяся система преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе характеризуется использованием односторонних методов, что ведет к снижению уровня развития художественного восприятия. В учебном процессе практически не создаются условия, обеспечивающие развитие художественного восприятия у школьников. С одной стороны, развитие художественного восприятия происходит стихийно, что не позволяет создать необходимый эмоциональный фон для развития творческих способностей. С другой стороны, обучая основам живописной грамоты, педагог ограничивает ребенка в выборе замысла постановки, поиске формы и выразительных средств художественного образа. Таким образом, развитие художественного восприятия не включается в круг целей и задач процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства. Необходимо создать условия, при которых урок принесет ребенку моральное, духовное удовлетворение, а не равнодушное восприятие предметов постановки. «В наши дни остро ощущается потребность в конкретных разработках, посвященных развитию художественного восприятия» [1, с. 3]. Поэтому основная задача учителя изобразительного искусства - создать такие педагогические условия, которые помогут школьнику увидеть особенность уроков изобразительного искусства, его отличие от других дисциплин, научат выявлять характерные и существенные признаки этого предмета на основе развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства.

В философском словаре условие определяется как «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать». Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются [2, с. 474].

Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует «условие» как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [3, с. 839]. В других словарях русского языка предлагаются схожие трактовки рассматриваемого понятия. Условие - это обстановка, в которой что-то происходит; среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления; основа, предпосылка для чего-либо [4].

В данных определениях условие рассматривается как нечто внешнее для предмета, но непосредственно влияющее на процесс его формирования и развития.

В БСЭ дается более обобщенное понимание данного термина. «Условие - это существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояния, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления». Весь этот комплекс называется «достаточным». В данном определении условие рассматривается не как отдельное обстоятельство, отношения предметов, а как целый комплекс объектов, влияющих на исследуемое явление [5].

Анализ представленных определений позволяет определить условие как обстановку, непосредственно влияющую на процесс эффективного развития художественного восприятия у учащихся 5-6 классов. В педагогической трактовке данное понятие, по мнению М.И. Ерецкого, означает «сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов» [6]. «Педагогические условия - это среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы», - отмечает М.Е. Дуранов

[7].

Анализ работ ученых позволил определить сущность педагогических условий, обеспечивающих развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Мы рассматриваем педагогические условия как совокупность мер учебного процесса, которые обеспечивают переход учащихся на более высокий уровень художественного восприятия.

На наш взгляд, для развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства необходимым педагогическим условием является организация целостной педагогической системы, направленной на развитие художественного восприятия в совокупности ее структурных и функциональных компонентов. Специфика целостной педагогической системы состоит в том, что труд учителя и ученика сливаются воедино, образуя педагогическое взаимодействие. Эффективность процесса развития художественного восприятия зависит от того, насколько целесообразно все элементы целостной педагогической системы взаимосвязаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.

Следующим педагогическим условием является поэтапность развития художественного восприятия.

Для достижения эффективного развития художественного восприятия педагогу необходимо знать суть каждого из этапов развития художественного восприятия произведения искусства. На наш взгляд, для действенного развития художественного восприятия необходима следующая поэтапность развития восприятия. Для эмоциональносозерцательного этапа характерны обогащение и дифференциация эмоциональных переживаний, формирование интереса к произведению искусства. На оценочнорефлексивном этапе развития художественного восприятия у учащихся развиваются способности к самооценке и к самопознанию в процессе восприятия произведений изобразительного искусства. На данном этапе подростки приобретают умение воспринимать произведение искусства в целостности. На ценностно-регулятивном этапе произведения изобразительного искусства у учащихся развивается устойчивое отношение к произведениям

изобразительного искусства как личностной ценности. У учащегося возникают потребности в общении с произведениями искусства, особенно с полюбившимися.

Важным педагогическим условием является создание оптимальной развивающей

среды.

По мнению А.И. Леонтьева, среда - это, прежде всего, то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразия способов ее создания. [8, с. 63].

Наша позиция состоит в моделировании предметно - пространственной развивающей среды, которая позволила бы школьнику проявлять творческие способности, познавать способы художественного восприятия языка искусств, реализовывать познавательноэстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности учащегося, функционально моделирующая содержание его личностного развития в восприятии произведений изобразительного искусства.

В нашем исследовании развивающая среда строится в двух пластах: предметнопространственном и духовно-эмоциональном. Первый пласт - вещественный, материализованный, а второй - духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге общения педагога с учащимся, учащегося с искусством.

Определяя позиции по моделированию предметно-пространственной среды, мы придерживались следующих точек зрения:

1. Среда должна предоставлять ребенку меру свободы, оказывать влияние на его мироощущения [9].

В ней школьник имеет возможность проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира [10].

2. Она должна способствовать самостоятельному усвоению категорий через взаимодействие с внешними ее элементами и обеспечивать развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства школьниками.

Моделируя предметно-пространственную среду, мы руководствовались принципами, разработанными Р.М. Чумичевой [10].

Принцип разнообразности и сложности. Разнообразная и структурно сложная среда представляет школьнику обширный комплекс развивающих возможностей, стимулируя его к проявлению самостоятельности и творческой активности. Принцип интегративности функциональных зон. Организация различных функциональных зон предметнопространственной среды создает возможность школьнику проявлять полученные знания в различных видах продуктивной деятельности: изобразительной («Нарисуй свои впечатления о произведении искусства»), художественно-творческой («Напиши небольшой рассказ по произведению искусства»), режиссерской («Организуй театральное представление на сюжет сочиненного рассказа по произведению искусства»). Принцип символического значения предметно-пространственной среды Организация предметно-пространственной среды как носителя символических сообщений обеспечивает учащемуся дополнительные возможности в художественном восприятии произведений искусства. Принцип диалогичности. Предметнопространственная среда включает в себя разнообразие предметов, произведений искусства, объектов, знаков и символов окружающей действительности.

В данном аспекте, на наш взгляд, следует подчеркнуть место педагога в развивающей среде. Преподаватель является автором и компонентом. Преподаватель, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Также педагог определяет свое место в развивающей среде относительно каждого ребенка. Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно

импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной.

Моделируя предметно-пространственную среду, мы полагаем, что она должна решать следующие задачи:

- обогащать эмоциональную и познавательную сферу учащегося информацией о выдающихся явлениях в искусстве;

- передать информацию различными способами (техническими средствами, печатными изданиями, знаками и символами);

- обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с произведениями искусства;

- создавать условия для выявления и поддержания изобразительных интересов у школьника, а также проявления эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия произведений искусства.

Педагогическим условием развития художественного восприятия учащихся является организация творческой деятельности. Организация творческой деятельности является одной из задач в обучении, развитии, формировании и воспитании учащихся на уроках изобразительного искусства, а также развития художественного восприятия. Психология подчеркивает важность творческой деятельности для развития художественного восприятия и гармоничного развития личности каждого человека. Как отмечают многие исследователи, в том числе основоположник гуманистической психологии А. Маслоу, «образование посредством искусства» - один из самых правильных способов обучения, так как он открывает человеку путь к самому себе, к своему духовному миру, такое образование незаменимо на пути к самоактуализации» [11, с. 4].

В своей диссертационной работе Е.В. Абакумова указывает на необходимость организации и развития художественно-творческой деятельности учащихся [12, с. 3].

Л.С. Выготский писал, что «творчество - это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке» [13]. На наш взгляд, организация творческой деятельности должна быть направлена на развитие художественного восприятия учащихся.

Рассмотрим существенные характеристики организации творческой деятельности учащихся, которые могут быть представлены в образовательном пространстве школы, и те способности, которые развиваются в соответствии с той или иной характеристикой.

«Институционализированность» [14, с. 128] творческого действия учащихся, которая предполагает обязательное наличие для школьника в образовательном пространстве школы значимых условий для признания и стимулирования творчества. В многообразие творческих действий может входить «перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях, видение новой функции знакомого произведения искусства, видение структуры произведений искусства, подлежащего изучению, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других» [14, с. 37]. Данный аспект способствует эмоциональной атмосфере творчества в наличии заинтересованности учащихся к произведениям изобразительного искусства.

Немаловажным педагогическим условием развития художественного восприятия, на наш взгляд, является создание эмоционального настроя для восприятия произведений изобразительного искусства. Произведения искусства способны волновать, радовать, вызывать интерес к себе. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства. Важны на уроке оптимизм и доброта по отношению к учащимся. Немаловажную роль в создании доброжелательной атмосферы играет создание ситуации успеха. Поощряя, учитель помогает испытать переживание радости, что придает детям уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в процессе восприятия произведений искусства. Выразительная, эмоциональная форма изложения позволяет педагогу придать учащимся

уверенности в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в процессе анализа произведений искусства. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для создания эмоционального настроя в процессе восприятия произведений изобразительного искусства. Также необходимо использование методов и приемов, влияющих на создание эмоционального настроя. Применение на уроке изобразительного искусства разнообразных наглядных средств: репродукции картин, иллюстрации, слайды, презентации. Немаловажную роль играет включение в урок элементов интеграции: чтение стихов, проигрывание музыкальных произведений, помогающих целостно, эмоционально и образно воспринять произведения искусства. Метод эмоционального воздействия заключается в умении учителя выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства образным словом, мимикой, жестами. Голос учителя может окрашиваться в зависимости от характера и настроения произведения искусства. Для создания эмоционального настроя на восприятие произведений изобразительного искусства целесообразно использовать метод сравнения, который предполагает анализ и сравнение контрастных по сюжету или колориту произведений изобразительного искусства. Применение словесных методов (рассказ, беседа, объяснение) помогает раскрыть содержание произведений изобразительного искусства, направляет эмоциональное переживание учащихся. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. «Слово учителя, - писал В.А. Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника...» [15, с. 175].

Развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства в 5, 6 классах средней школы может быть достигнуто при осуществлении таких педагогических условий, которые выстроены с учетом всех аспектов сложного механизма художественного восприятия. В связи с этим вся работа с подростками должна осуществляться с учетом развития как специальных, художественных способностей и изобразительных навыков, так и особенностей развития познавательной сферы школьников.

В ходе формирующего эксперимента были апробированы выше обоснованные педагогические условия. Прежде чем приступить к экспериментальному исследованию, в первую очередь, мы разработали критерии, которые успешно, на наш взгляд, должны показать качественный уровень развития художественного восприятия. В нашем исследовании мы определили уровни и критерии художественного восприятия: образность, адекватность, осмысленность, целостность, эмоциональный отклик на произведение искусства (эмоциональность). Высокий уровень художественного восприятия, на наш взгляд, определяется обобщенным, полным отражения образом. Обуславливается представлением об идее, сюжете, колорите, композиционном решении произведения искусства, который соответствует действительности. Определяется способностью к сравнительному анализу произведений искусства, восприятием центральной проблемы, экстраполяцией бушующего развития в произведении. Характеризуется целостным восприятием идеи, сюжета, колорита, композиционного решения произведения искусства. Определяется ярко выраженным, устойчивым, эмоциональным откликом на произведения искусства. Средний уровень художественного восприятия определяется частичным отражением образа, представлением об идее, сюжете, колорите, композиционном решении произведения искусства Произведение искусства анализируется по некоторым признакам. Целостное восприятие возможно по отдельным компонентам произведения искусства. Эмоциональный отклик на отдельные произведения искусства зависит от стиля и жанра. Низкий уровень художественного восприятия определяется отсутствием полного представления об образе, также искаженном представлении об идее, сюжете, колорите, композиционном решении произведения искусства Низкий уровень обуславливается неспособностью к анализу произведения искусства, отсутствием умения воспринимать идею, сюжет, колорит, композиционное решение произведения искусства. Низкий уровень художественного восприятия характеризуется отсутствием эмоционального отклика на произведение искусства.

В ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента принимали участие учащиеся 5-6 классов гимназии № 22, лицея № 8, средней школы № 2, средней школы № 3 г. Майкопа. Всего 389 учащихся было охвачено экспериментальным исследованием. Основными методами сбора данных в ходе эксперимента явились диагностика уровней художественного восприятия с помощью тестирования и анкетирования учащихся, анализа рисунков, выполненных детьми, анкетирование преподавателей изобразительного искусства общеобразовательных школ Республики Адыгея и Краснодарского края.

Проведенное исследование показало, что реализация данных педагогических условий способствует тому, что учащиеся глубже понимают и чувствуют искусство, ориентируются в различных направлениях и стилях, различают высокохудожественные произведения и посредственные произведения (Таблица 1).

Таблица 1.

Динамика количественных изменений уровня развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства у учащихся 5-6 классов лицея № 8, гимназии № 22, СОШ № 2, СОШ № 3 г. Майкопа Республики Адыгея в % (констатирующий и контрольный этап эксперимента)

Критерии Группы Констатирующий эксперимент Группы Контрольный эксперимент

уровни уровни

Н С В Н С В

Образность ЭГ 14 75 11 ЭГ 9 35 56

КГ 23 60 17 КГ 24 59 17

Адекватность ЭГ 21 76 3 ЭГ 15 36 49

КГ 27 58 15 КГ 35 53 12

Осмысленность ЭГ 15 74 11 ЭГ 5 25 70

КГ 29 55 16 КГ 37 58 5

Целостность ЭГ 27 56 17 ЭГ 11 24 65

КГ 14 72 14 КГ 30 65 5

Эмоциональность ЭГ 14 73 13 ЭГ 9 36 55

КГ 19 75 6 КГ 35 55 10

Общий показатель ЭГ 18 71 11 ЭГ 10 31 59

Общий показатель КГ 22 64 14 КГ 32 58 10

Данная таблица наглядно демонстрирует показатели динамики развития художественного восприятия констатирующего и контрольного этапа эксперимента учащихся 5-6 классов. До начала эксперимента уровень развития образности восприятия в контрольных группах составил 23% (низкий уровень), 60% (средний уровень), 17% (высокий уровень) и в экспериментальных группах 14% (низкий уровень), 75% (средний уровень), 11% (высокий уровень). После завершения эксперимента эти показатели были следующими: экспериментальна группа - 9%, 35%, 56 %; контрольная группа - 24%, 59%, 17%. Также наблюдается динамика развития и по остальным критериям художественного восприятия.

Сравнительный анализ полученных результатов в ходе констатирующего и контрольного эксперимента позволяет сделать выводы о наличии у учеников, прошедших экспериментальное обучение, более высокого уровня художественного восприятия произведений изобразительного искусства. Проделанная нами исследовательская работа показала, что выявленные и реализованные педагогические условия эффективно развивают художественное восприятие произведений изобразительного искусства у подростков.

Примечания:

1. Батюта М.Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет: на материале живописи: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2007. 231 с.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 474 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2001. 839 с.

4. Условия // Толковый словарь. URL: http://slovorus.ru/index.php?ID=

5. Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com/

6. Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме. М.: Высш. шк., 1987. 261 с.

7. Дуранов М.Е. Атеистическое воспитание школьников: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1986. 126 с.

8. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995. 198 с.

9. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1998. 319

с.

10. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1993.

11 Адаскина А.А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых: дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 150 с.

12. Абакумова Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся: на материале детских художественных школ и школ искусств Республики Адыгея: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2004. 229 c.

13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

14. Щедровицкий П.Г. Развивающее образование и мыследеятельностная педагогика // Первые чтения памяти В.В. Давыдова: сб. выступлений. Рига; М., 1999. 144 с.

15. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. 270 с.

References:

1. Batyuta M.B. Psychological conditions of development of perception and understanding of works

of art by 10-12-year-old children: on the basis of painting: Dissertation for the Candidate of Psychology

degree. N. Novgorod, 2007. 231 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Philosophical dictionary / ed. by I.T. Frolov. M.: Politizdat, 1991. 474 pp. 3. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language. M.: Azbukovnik, 2001. 839 pp. 4. Conditions // Explanatory dictionary. URL: http://slovorus.ru/index.php?ID = 5. Larae Soviet Encyclopedia. URL: http://bse.sci-lib.com/ 6. Eretsky M.I. The improvement of teaching in a technical school. M.: Vyssh. shk., 1987. 261 pp.

7. Duranov M.E. Atheistic education of schoolchildren: questions of theory and practice. M.:

Pedagogika, 1986. 126 pp.

8. Novoselova S.L. The developing subject environment. M., 1995. 198 pp.

9. Kagan M.S. Communication world: the problem of intersubject relations. M.: Politizdat, 1998.

319 pp.

10. Chumicheva R.M. To preschoolers about painting. M.: Prosveshchenie, 1993.

11. Adaskina A.A. Artistic perception of reality by children and adults: Dissertation for the Candidate

of Psychology degree. M., 2001. 150 pp.

12. Abakumova E.V. Development of students’ artistic and creative abilities: on the basis of children’s art schools and art schools of the Adyghe Republic: Dissertation for the Candidate of Pedagogy degree. Maykop, 2004. 229 pp.

13. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood. Psychological sketch: a teacher’s book. M.: Prosveshchenie, 1991. 93 pp.

14. Shchedrovitsky P.G. Developing education and thought-activity pedagogy // The first readings in memory of V.V. Davydov: coll. of speeches. Riga. 1999. 144 pp.

15. Sukhomlinsky V.A. On education. M.: Politizdat, 1982. 270 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.