Научная статья на тему 'Освоение мультипликации младшими школьниками в системе дополнительного образования как средство развития воображения'

Освоение мультипликации младшими школьниками в системе дополнительного образования как средство развития воображения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5097
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ / ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВООБРАЖЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савлучинская Н. В., Щечилина А. В.

Мультипликационная деятельность и развивающиеся технологии по созданию мультфильмов вызывают интерес у школьников. Мультипликация тесно связана с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, музыкой, литературой, театром, режиссурой, киносъемкой, информатикой. Самая простая форма работы с мультфильмами -просмотр. Более сложная форма создание мультфильма. Анализируется шесть основных видов мультипликации: пластилиновая, кукольная, песочная, рисованная, компьютерная анимация и ротоскопирование. В процессе занятий с детьми анимацией было выделено пять этапов создания мультфильма: подготовительный, художественно-изобразительный, технологический, аудиально-артистический, заключительный. Для создания мультфильмов апробированы и выбраны программы в ри-сованой компьютерной анимации. Предложена компьютерная программа создания мультфильмов детьми, которая позволяет создавать видео из фотографий, изображений и видеоматериалов с наложением голосового и музыкального сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING OF MULTIPLICATION BY YOUNG SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A MEANS OF IMAGINATION DEVELOPMENT

Animation activity and developing technologies for the creation of cartoons are interesting for schoolchildren. Animation is closely associated with fine and decorative art, music, literature, theater, direction, filming, and computer science. The simplest form of working with cartoons is viewing. A more complicated form is the creation of a cartoon. Six main types of animation are analyzed: plasticine, puppet, sand, painted, computer animation and rotoscoping. In the process of studying animation with children, five stages of creating a cartoon film were identified: preparatory, artistic-visual, technological, audial-artistic, final. To create the cartoons, the programs in the drawing computer animation were approved and selected. A computer program for creating children's cartoons, which allows you to create video from photos, images and video with the overlay of voice and music, is proposed.

Текст научной работы на тему «Освоение мультипликации младшими школьниками в системе дополнительного образования как средство развития воображения»

УДК 371.21

ОСВОЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Мультипликационная деятельность и развивающиеся технологии по созданию мультфильмов вызывают интерес у школьников. Мультипликация тесно связана с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, музыкой, литературой, театром, режиссурой, киносъемкой, информатикой. Самая простая форма работы с мультфильмами -просмотр. Более сложная форма - создание мультфильма. Анализируется шесть основных видов мультипликации: пластилиновая, кукольная, песочная, рисованная, компьютерная анимация и ротоскопирование.

В процессе занятий с детьми анимацией было выделено пять этапов создания мультфильма: подготовительный, художественно-изобразительный, технологический, аудиально-артистический, заключительный. Для создания мультфильмов апробированы и выбраны программы в ри-сованой компьютерной анимации. Предложена компьютерная программа создания мультфильмов детьми, которая позволяет создавать видео из фотографий, изображений и видеоматериалов с наложением голосового и музыкального сопровождения.

Ключевые слова: виды мультипликации, этапы создания мультфильма, психическое развитие, творческие способности, воображение, компьютерные программы.

H. B. CaenyvuHCKaa, A. B. ^enunuHa N. In. Savluchinskaya, A. V. Schechilina

MASTERING OF MULTIPLICATION BY YOUNG SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A MEANS OF IMAGINATION DEVELOPMENT

Animation activity and developing technologies for the creation of cartoons are interesting for schoolchildren. Animation is closely associated with fine and decorative art, music, literature, theater, direction, filming, and computer science. The simplest form of working with cartoons is viewing. A more complicated form is the creation of a cartoon. Six main types of animation are analyzed: plasticine, puppet, sand, painted, computer animation and rotoscoping.

In the process of studying animation with children, five stages of creating a cartoon film were identified: preparatory, artistic-visual, technological, audial-artistic, final. To create the cartoons, the programs in the drawing computer animation were approved and selected. A computer program for creating children's cartoons, which allows you to create video from photos, images and video with the overlay of voice and music, is proposed.

Keywords: types of animation, stages of creating a cartoon, mental development, creative abilities, imagination, computer programs.

На сегодняшний день активно развиваются образовательные технологии, помимо традиционных систем обучения популярность набирают инновационные виды деятельности и методики развития и обучения детей, в том числе и мультипликация.

Мультипликация (от лат. multiplication - умножение, увеличение, возрастание, размножение) или анимация (от фр. animation - оживление, одушевление) означает, оживление и одушевление нарисованного персонажа мультфильма.

Формирование знаний медиапользования у школьников -неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Этот вопрос не первый год изучают такие педагоги, как Л. М. Баженова, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров и др. Для решения этой проблемы предлагается использовать средства мультипликации, так как анимационные технологии открывают новые возможности в образовательной среде.

Педагогический прогресс характеризуется применением современных образовательных технологий в учебном процессе, что помогает открывать новые возможности в учебной деятельности, стимулировать интерес к учебе и повышать мотивацию к познавательному процессу, увеличивать эффективность самостоятельной работы учеников.

Многие ученные-педагоги изучают проблему внедрения мультипликациии в педагогику, но на сегодняшний день

этот вопрос до сих пор до конца не изучен. А как мы видим, у современных детей мультипликация играет большую роль в их жизни. Ученики младшего школьного возраста воспринимают и усваивают информацию преимущественно через визуальные образы, поэтому видеоматериалы, в частности мультфильмы, являются доступным для них способом получения информации. Самая простая форма работы с мультфильмами - просмотр. Более сложная форма - создание мультфильма.

Мультипликационная деятельность вызывает интерес как у детей, так и у взрослых, этому свидетельствует большая популярность мультипликационных фильмов многие годы, а проведение многочисленных конкурсов и фестивалей по детскому анимационному творчеству способствует расширению развивающихся технологий по созданию мультфильмов.

Современный педагог все больше заинтересован в развитии творческих способностей детей, поэтому приходит понимание важности внедрения мультипликации в учебный процесс, так как средства анимации очень хорошо развивают творческое воображение.

Кроме того, и потребностью современного общества является использование наглядности, визуального ряда, инфографики, мультипликации. Мы можем увидеть, что

мультипликация является неотъемлемой частью развития и воспитания современных детей, дошкольников и школьников. Положительное влияние направлено на формирование установок, нравственных критериев, развивает познавательные, психические, воспитательные процессы.

Овладение способами создания мультипликационных фильмов приводит к разностороннему развитию ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к творческому процессу создания мультипликационных фильмов.

Занятия мультипликацией - это метод художественного воспитания и обучения, он имеет большой выбор выразительных средств, направленных на развитие ребенка. Занятие мультипликацией для ребенка предоставляет возможность открыть в себе богатый внутренний мир. На каждом этапе создания мультфильма от написания сценария до озвучивания осуществляется целенаправленная работа по созданию условий для формирования личностных качеств. При этом сам фильм является не целью, а лишь средством воспитания ребенка. Создавая мультфильм, дети оказываются в центре творчества, в котором активно функционируют различные предметы, взаимоотношения, решаются развивающие и воспитательные задачи.

Влияние мультипликации на развитие детей проявляется по различным направлениям:

- в общем психическом развитии (развитие познавательных процессов, моторики, развитие речи);

- заимствование образцов и моделей поведения и воплощаемых в них систем ценностей, взглядов;

- формирование интересов и склонностей [1, с. 288].

Изучая мультипликацию, дети реализуют свои способности в литературе (составление сценария), в рисовании и в различных видах прикладного искусства (создание персонажей), в музыке (звуковое сопровождение), в речевом развитии (озвучивание ролей), в технике (работа с различным оборудованием), а также в изучении информационных компьютерных технологий.

Занятия мультипликацией органично сочетают в себе познавательные, воспитательные, социально-адаптирующие компоненты, а ведь это реальные навыки самостоятельной и коллективной деятельности, но главное - они эффективно стимулируют творческий и интеллектуальный потенциал.

Таким образом, мультипликация тесно связанная с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, музыкой, литературой, театром, режиссурой, киносъемкой, информатикой, но более всего непосредственно влияет на развитие воображения младших школьников.

В процессе изучения мультипликации реализуются образовательные, развивающие и воспитательные функции.

Образовательные функции направлены на формирование:

- представления о фильме как о произведении искусства;

- понимание основы языка экранных искусств;

- навыков фото и видеосъемки, монтажа, озвучивания фильма;

- начальных навыков работы сценариста, режиссера, оператора, актеров в процессе работы над фильмом;

- системы знаний, умений, навыков по основам киноискусства.

Развивающие функции способствуют:

- общему развитию личности ребенка;

- развитию творческого воображения, композиционного мышления;

Воспитательные функции способствуют:

- созданию у детей положительного настроя на занятиях в творческом объединении, формируют мотивацию к овладению необходимыми знаниями и умениями;

- формированию художественно-эстетического вкуса;

- усилению волевых качеств, концентрации внимания, чувства товарищества и личной ответственности.

Реализация задач художественного образования проявляется в процессе художественного восприятия и познания законов прекрасного в искусстве и действительности, а также в создании творческого продукта. Все это возможно только при условии наличия педагога-художника, так как существует непосредственная связь мультипликации с изобразительным искусством. Создание изделий (персонажей, фона, декораций) формирует у детей умение замыс-ливать и реализовывать художественный образ, а также непосредственно участвовать в творческом процессе. Творческое развитие может организовать учитель - творческая личность, владеющая этапами творческого процесса [2].

Для педагога изобразительного искусства важным является не только обучить рисовать, но и научить учеников любить, переживать, чувствовать, думать. Наиболее полно реализуются возможности художественного образования именно в системе дополнительного художественного образования. Занятия в системе дополнительного образования имеют свои особенности. Организация работы занятий в системе дополнительного образования включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для детей разного возраста.

Программа по мультипликации предназначена для занятий в учреждениях дополнительного образования детей и общеобразовательных школах.

Нами была спроектирована, разработана и апробирована программа по мультипликации, которую мы реализовали в детской студии «АнимаСлон» Москвы. В процессе занятий с детьми анимацией нами было выделено пять этапов создания мультфильма: подготовительный, художественно-изобразительный, технологический, аудиально-артистичес-кий, заключительный.

Этапы создания мультфильма детьми.

Подготовительный этап.

Процесс создания мультфильма всегда начинается с идеи. Формулирование идеи опирается на развитое воображение, а также способствует его развитию. На данном этапе формируются навыки коммуникации и сотрудничества. Чтобы придумать новую идею для мультфильма, нами применялась интерактивная технология «Мозговой штурм». Наиболее интересные предложения отбирали, определяя как основную идею фильма. Исходя из этой идеи происходила дальнейшая разработка сценария. Первые мультфильмы целесообразно выполнять по готовому сценарию.

Созданием коллективного сценария занимаются и дети, и педагог. При разработке сценария у детей развиваются такие качества, как коммуникабельность, умение выслушивать мнение других.

Художественно-изобразительный этап.

Каждый участник самостоятельно придумывает образ героя, его характер, манеру поведения, привычки своего персонажа, анализируя действия персонажа. На этом этапе также задействовано воображение детей. Необходимо придумать цветовое решение, фактуру, выбрать художественный материал, технику выполнения. Здесь ребенок использует знания композиции, приемы и законы изображения [3].

В процессе создания героев мультфильма у детей воспитывается трудолюбие, упорство по достижению цели, самостоятельность и инициатива, умение выражать свои чувства. На этом этапе происходит раскадровка фильма. Раскадровка - это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов. Она помогает визуально представить, спроектировать фильм. В ходе создания раскадровки формируется навык последовательности в работе.

Технологический этап.

Создание мультфильма осуществляется в программе WindowsMovieMaker. Процесс анимации происходит посредством передвижения изображений. Учащиеся самостоятельно подгоняют фон, расставляют героев, создают имитацию движения. При помощи инструментальной программы фотографии переносятся на информационное устройство (компьютер, планшет, ноутбук, нетбук) и задается движение. Для плавности перехода кадров в одной секунде может быть от семи до четырнадцати фотографий, т. е. в одной минуте мультфильма около шестисот кадров.

Аудиально-артистический этап.

Разрабатывается и подбирается музыкально-шумовое и голосовое озвучивании мультфильма. Обсуждается роль конкретного героя мультфильма, дети и педагог подбирают и меняют тональность, интонацию, эмоциональную окраску голоса. На данном этапе создаются оптимальные условия для развития эмоционально-чувственной сферы, имитационных и артистических способностей. Предварительно происходит обсуждение соответствия голоса и характера героя. Каждый учащийся демонстрирует свою версию, а коллектив выбирает участника, чей голос более точно подходит под образ. На данном этапе совместно с детьми подбирается и музыкальное сопровождение мультфильма.

Заключительный этап.

Первый просмотр своего мультфильма - всегда необычайно захватывающий момент для детей. Во время просмотра ребята видят результат своего труда, чувствуют гордость за проделанную работу, у них повышается самооценка и развивается самокритичность, сопричастность к общему делу.

Творческие коллективы сами определяют, на чем акцентировать внимание при выполнении фильма: на разнообразии цвета, на объемности изображений, на спецэффектах, на компьютерных технологиях. В процессе создания продукта мультипликации перед педагогом и детьми всегда стоит вопрос выбора техники выполнения анимации. Существует два вида анимации: графическая и объемная.

В графической анимации один кадр - это фотография рисованного объекта (порошковых, теневых, живописных, графических).

В объемной анимации кадр - это фотография объемных или барельефных кукол.

Существует несколько основных видов мультипликации: пластилиновая, кукольная, песочная, рисованная, компьютерная анимация и ротоскопирование.

Ротоскопирование - это техника создания мультфильма, при котором обрисовывается кадр за кадром фильма с реальными актерами и фоном.

Пластилиновая анимация - это когда мультфильм получается путем покадровой съемки пластилиновых объектов.

Кукольная анимация. Первые кукольные мультфильмы появились в России в 1912 г. Биолог Владислав Старе-вич снял мультфильм о жизни жуков. Главный герой таких фильмов - кукла, процесс съемки заключается в поэтапной съемке фаз движения, соответствующих сценарию. Самые известные советские куклы это - «Чебурашка и крокодил Гена», выполненные из дерева.

Песочная анимация - это когда очищенный песок или любой другой материал порошковой консистенции (соль, кофе и т. д.) наносится тонким слоем на стекло, и далее создается картина руками, кистью.

Рисованная анимация (мультипликация, рисуется покад-рово, кадры почти не отличаются от двумерных рисунков).

Компьютерная анимация (кадры создаются специализированными программами).

С точки зрения технологической составляющей анимации для создания мультфильмов существуют различные программы, самые известные из них AdobeFlash, Toonz, ToonBoomStudio, AdobeAfterEffects, AnimeStudio, Windows MovieMaker.

Краткая характеристика доступных компьютерных программ:

- AdobeFlash лидер в рисованной компьютерной анимации, ToonBoomStudio аналог Flash, но имеет меньше возможностей и функций;

- Toonz хорошая программа для покадровой анимации;

- AfterEffects подходит для создания различных спецэффектов, также можно в ней работать в техники перекладка;

- AnimeStudio очень простая программа для анимации;

- Windows MovieMaker также является легкой в использование и хорошо подходит для покадровой анимации и для работы в техники перекладка, при этом очень доступная для пользователей, так как Windows MovieMaker это стандартная программа для системы Windows.

Для дальнейших мероприятий по развитию воображения мы предложили программу создания детьми мультфильмов на основе компьютерной Windows MovieMaker. С помощью программы WindowsMovieMaker можно создавать видео из фотографий, изображений и видео с наложением голосового и музыкального сопровождения [4].

Мультфильмы могут быть полезны и родителям, и педагогам, так как, формируя внутренний мир через мультипликацию, можно понять детей намного лучше, а с помощью верно выбранных произведений искусства еще и воспитать подрастающее поколение высоконравственным и позитивно мыслящим. Предложенные нами этапы создания

мультфильмов могут использовать другие педагоги системы дополнительного образования, а также учителя общеобразовательных школ факультативных, кружковых и других форм внеучебной работы как начальные рекомендации. Данные этапы представляют собой логическую последовательность, методическую помощь всем, кто занимается созданием продуктов мультипликации.

1. Шаханская А. Ю. Влияние мультипликацонных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22(313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 286-289.

УДК 378.147.75

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье освещаются приемы и методы развития художественного восприятия у учащихся художественных школ, раскрываются особенности восприятия ребенка, анализируются основные педагогические условия улучшения качества восприятия. Особо подчеркивается значение урока-искусства, как построение педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры.

Ключевые слова: художественное восприятие, абстрактно-логическое мышление, урок искусства, аконстантное восприятие, творческое развитие.

2. Ивахнова Л. А. Интегративный подход к профессиональной подготовке специалистов художественно-педагогического направления // Омский научный вестник. 2010. № 6(92). С. 203-206.

3. Лыкова Е. С. Развитие композиционного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. 2017. № 2. С. 61-68.

4. Бронзит К. Э. Компьютерная графика и анимация: хрестоматия по дисциплине: (для студентов направления подготовки: 070601.65 Режиссура кино и телевидения, профиль подготовки - «Режиссер мультимедиа, педагог»): учеб. электронное изд. СПб. : СПбГУП, 2014. 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

© Савлучинская Н. В., Щечилина А. В., 2017

E. B. CHpunHUHoea E. V. Skripnikova

TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT

OF THE STUDENTS' ARTISTIC PERCEPTION IN CHILDREN'S ART SCHOOL

The article highlights the techniques and methods of developing artistic perception of students in art school, reveals the characteristics of the child's perception, analyzes the basic pedagogical conditions for improving the quality of perception. The importance of the art lesson is emphasized like the construction of a pedagogical work on the basis of the realization of the laws of dramaturgy and direction.

Keywords: artistic perception, abstract-logical thinking, art lesson, aconstant perception, creative development.

В современных психологических исследованиях художественное восприятие представляется как высшая форма восприятия, как специальная способность, появляющаяся в результате развития общего восприятия. Формирование и развитие художественного восприятия все еще остаются на сегодняшний день актуальным, а в понимании процессов художественного восприятия у исследователей остается еще много вопросов.

В результате многочисленных психологических исследований особенностей художественного восприятия детей был сделан вывод о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста обладают очень богатыми возможностями художественно-творческого развития и превосходят в этом отношении даже детей более старшего возраста. Не упустить этот сензитивный возраст для развития восприятия - важная задача педагога дополнительного образования. Художественное восприятие отличается от обыденного прежде всего тем, что окружающая действительность воспринимается по-иному, а именно через призму эстетической ценности, а у тех, кто занимается изобразительной

деятельностью, к этому прибавляются еще и задачи изображения, и художественно-образной трактовки данной действительности.

Детское восприятие обладает рядом преимуществ по сравнению с восприятием взрослых, а вернее, некоторыми типичными особенностями, которые у взрослого человека рассматривались бы как недостатки, но именно они и помогают воспринимать ребенку окружающий мир в единстве с самим собой - целостно. Важнейшей особенностью восприятия ребенка является недостаточно развитое абстрактно-логическое мышление, позволяющее пережить то, что недоступно логике сознания. Благодаря этому ребенок свободно, по своей воле оперирует ассоциативными связями, что позволяет рождаться другому, новому, оригинальному образу, при этом обладая гораздо меньшим багажом знаний и зрительных впечатлений, чем взрослый человек.

Следующее качество восприятия ребенка Л. С. Выготский назвал «внутренней страстностью» [1, с. 255]. Яркая эмоциональность ребенка «раскрашивает» все зрительные впечатления, что также представляется необходимым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.