Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАРТИНЫ МИРА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАРТИНЫ МИРА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КАРТИНА МИРА / ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / METHODOLOGICAL SUPPORT / PICTURE OF THE WORLD / TRIZ TECHNOLOGIES / TEACHERS / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

В статье рассматриваются особенности методического сопровождения педагогов по формированию картины мира дошкольников средствами ТРИЗ-технологий. Раскрыты основные понятия исследования «методическое сопровождение», «картина мира», «ТРИЗ-технологии» с позиции разных авторов. Описаны задачи и значение методического сопровождения в педагогической практике дошкольной образовательной организации, а также обозначена роль сопровождения в развитии профессиональной компетентности педагогов. Охарактеризованы основные направления методического сопровождения в ДОО, а также представлены различные формы организации методического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SUPPORT OF TEACHERS ON FORMATION OF PICTURE OF THE WORLD BY MEANS OF TRIZ-TECHNOLOGIES

The article discusses the features of the methodological support of teachers in the formation of a picture of the world of preschoolers by means of TRIZ technologies. The basic concepts of research "methodological support", "picture of the world", "TRIZ-technologies" from the position of different authors are revealed. The tasks and the importance of methodological support in the pedagogical practice of a preschool educational institution are described, and the role of support in the development of professional competence of teachers is indicated. The main directions of methodological support in preschool educational institutions are characterized, and various forms of organization of methodological support are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАРТИНЫ МИРА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ»

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КАРТИНЫ МИРА

СРЕДСТВАМИ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности методического сопровождения педагогов по формированию картины мира дошкольников средствами ТРИЗ-технологий. Раскрыты основные понятия исследования «методическое сопровождение», «картина мира», «ТРИЗ-технологии» с позиции разных авторов. Описаны задачи и значение методического сопровождения в педагогической практике дошкольной образовательной организации, а также обозначена роль сопровождения в развитии профессиональной компетентности педагогов. Охарактеризованы основные направления методического сопровождения в ДОО, а также представлены различные формы организации методического сопровождения.

Ключевые слова: методическое сопровождение, картина мира, ТРИЗ-технологии, педагоги, профессиональная компетентность, дошкольники.

Annotation. The article discusses the features of the methodological support of teachers in the formation of a picture of the world of preschoolers by means of TRIZ technologies. The basic concepts of research "methodological support", "picture of the world", "TRIZ-technologies" from the position of different authors are revealed. The tasks and the importance of methodological support in the pedagogical practice of a preschool educational institution are described, and the role of support in the development of professional competence of teachers is indicated. The main directions of methodological support in preschool educational institutions are characterized, and various forms of organization of methodological support are presented.

Keywords: methodological support, picture of the world, TRIZ technologies, teachers, professional competence, preschoolers.

Введение. Дошкольное образование является начальной ступенью непрерывного образовательного процесса, которая использует различные инновационные технологии для развития и воспитания дошкольников. Поэтому педагоги дошкольной образовательной организации должны проявить готовность к осуществлению новых тенденций ФГОС ДО. На данный момент большинство специалистов дошкольного образовательного учреждения наблюдают преимущества использования ТРИЗ-технологий и чаще всего применяют в своей деятельности учебно-методические разработки для формирования картины мира у дошкольников.

Проблема методического сопровождения педагогов ДОО в условиях реализации нового ФГОС ДО, информатизация дошкольного образования, является актуальной в науке и практике, что делает актуальной проблему методического сопровождения педагога по формированию картины мира дошкольников, которая требует введения средств ТРИЗ-технологий для более результативного образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений нашего региона.

Характеристикой специфики методического сопровождения педагогов в ДОО, ее сущности целей, задач занимаются многие ученые: К.Ю. Белая [1], О.Ф. Исса [4], К.С. Шумакова [8] и др.

Ю.К. Бабанский [1], М.М. Поташник [6], С.Г. Молчанов [5] в своих научных трудах достаточно полно, описали дидактические требования к выбору структуры методического сопровождения, однако исследования в данной области они посвящали преимущественно организации методической работы. Ученые придерживаются мнения о том, что методическое сопровождение - это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. В то же время, каждый из авторов предлагает свои способы для совершенствования педагогического мастерства и компетентности.

Цель данной статьи - раскрыть систему методического сопровождения технологии формирования картины мира у дошкольников средствами ТРИЗ-технологий.

Изложение основного материала статьи. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает обязательно достаточно высокий уровень сформированности целостной картины мира, что имеет не только узко педагогическое, но и глубоко общественное значение. Ребенок познает мир с рождения и на протяжении всей жизни, выстраивает в своем сознании собственную картину мира, совершенствуя себя. Начиная с дошкольного возраста, у детей появляется потребность в знакомстве с условиями жизни и основными законами: природными, предметными, социальными, поиске своей соразмерной области в сложном и противоречивом мире. Согласно современным научным данным, картина мира является психологической реальностью, которая образовывается при взаимодействии человека с миром. Ребенок всегда обладает знаниями, которые формируют его картину мира как систему представлений о себе, о окружающем, о своей роли и месте в мире, о временной и пространственной последовательности событий, их причинах, значении, целях.

Для правильного истолкования методического сопровождения, необходимо проанализировать его генезис. Зачастую термин методическое сопровождение приравнивают к термину методическая работа, но эти термины имеют некоторые отличия.

Л.И. Фалюшина, считает, что методическое сопровождение педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, которое направлено на решение актуальных педагогических проблем [7].

К.Ю. Белая в своих исследования приводит следующее понятие: методическое сопровождение педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении - целостная система взаимосвязанных мер, основанная на последних достижениях науки и передового педагогического опыта, направленная на повышение профессиональной компетентности педагога и качества, и результативности учебно-воспитательного процесса, на развитие творческих потенциальных возможностей всего педагогического коллектива. Ученая считает, что методическое сопровождение должно способствовать повышению качественного уровня проводимых педагогами занятий, и своевременного оказания необходимой помощи педагогам [2].

Проанализировав научные труды отечественных ученых можно утверждать, что большинство авторов придерживаются следующего мнения: методическое сопровождение педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении - деятельность, совершенствующая и развивающая профессиональную компетентность педагогов, а также повышающая качественный уровень учебно-воспитательного процесса.

Сегодня методическое сопровождение актуально в дошкольном образовательном учреждении, поскольку существует необходимость рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования за счет применения инноваций (ТРИЗ-технологий, информационно-коммуникационных технологий, активных методов обучения и так далее) в методике воспитания и обучения дошкольников; совершенствовать качественную сторону организации педагогической деятельности за счет использования эффективных методов, приемов и форм работы с дошкольниками. В настоящее время актуальным является принятие участия педагогов в управлении дошкольным образовательным учреждением и управлении познавательным процессом дошкольников. С помощью методического сопровождения возможно совершенствование образовательной среды, организации учебно-воспитательного процесса.

Совокупность гуманистических и социально-ценностных идей, которые утверждают отношение к человеку как к высшей ценности, за счет обеспечения методического сопровождения способствуют функционированию субъектов образовательных отношений на новом уровне. Методическое сопровождение опытным педагогам помогает реализовать личностно-ориентированное воспитание и обучение, перейти к индивидуальным формам работы, что способствует развитию ребенка. Качество, эффективность и результативность организации учебно-воспитательного процесса, повышение уровня развития дошкольников являются конечной целью методического сопровождения педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Учебно-воспитательная деятельность дошкольного образовательного учреждения напрямую зависит от педагогических кадров, поэтому методическое сопровождение создает условия повышения профессиональной компетентности педагогов. Каждая методическая деятельность должна иметь определенные цели. Проведя анализ научных трудов по определению целей методической деятельности, мы считаем, что такое определение является актуальным для нашего исследования: оказание помощи педагогу для повышения уровня профессиональной компетентности, достижения качественных результатов профессиональной деятельности.

При разработке любого методического сопровождения необходимо формулирование его задач.

К.Ю. Белая [2] выделяет следующие задачи:

1. Установление нормативов и требований к учебно-воспитательной деятельности педагога;

2. Выбор методов, средств и форм взаимодействия педагога и дошкольников;

3. Возможность обновления теоретических, методических знаний и практических способностей педагогов;

4. Обмен педагогическим опытом и создание условий для повышения профессиональной компетентности.

Содержание методического сопровождения педагогического процесса является важной составляющей. Как правило, содержание методического сопровождения определяется с помощью ФГОС ДО, нормативных документов, приказов Министерства образования и науки Российской Федерации, программ развития образования, новейших психолого-педагогических исследований, диагностических результатов состояния учебно-воспитательного процесса, уровня развития дошкольников. В связи с этим, считаем, что содержание методического сопровождения педагогического процесса необходимо направить на выполнение задач ДОУ.

В.П. Дуброва содержание методического сопровождения педагогического процесса представляет с точки зрения компетентностного подхода (компоненты профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения: социально-психологическая, педагогическая, коммуникативная и так далее компетентности) [3].

Педагогический совет способствует решению возникающих проблем в ДОУ, вопросов оптимизации учебно-воспитательного процесса, утверждает рабочие программы, календарные планы. Основные задачи педагогического совета - повышение профессиональной компетентности педагогов, определение методов обновления знаний, способностей педагогов, и как их отражение повышение уровня развития дошкольников.

Консультации способствуют прояснению возникающих вопросов в учебно-воспитательном процессе. Своевременно оказанная консультация как молодому специалисту, так и более опытному, корректируют педагогическую работу.

Семинары являются эффективной формой, поскольку совершенствуют способности педагогов.

Творческие микрогруппы создаются по личным интересам и симпатиям. В такой группе каждый педагог изначально самостоятельно изучает проблему, а затем группа обменивается мнениями и ищет правильное решение поставленного задания.

Круглый стол форма необходимая для обсуждения вопросов обучения и воспитания дошкольников, где все педагоги являются равными участниками (независимо от накопленного опыта и стажа работы).

Методические «посиделки» более свободная форма круглого стола, где в непринужденной обстановке обсуждаются педагогические проблемы.

Литературный журнал является формой, при которой педагоги объединяются с общей темой выпуска, и пишут статьи, рассказы и так далее.

Педагогический клуб является формой методического сопровождения, пробуждающей имеющиеся знания и практические способности.

Педагогические чтения предназначены для освещения различных вопросов обучения и воспитания.

Открытый показ необходим для установки непосредственного контакта с педагогом в процессе занятия и получения ответов на возникшие вопросы.

Деловые игры (имитационные управленческие игры) отражают характеристику знаний и способностей в комплексе.

Самообразование необходимо для расширения и углубления знаний; для осмысления передового педагогического опыта; для совершенствования практических способностей.

Методическое сопровождение в дошкольной образовательной организации осуществляется по направлениям, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Направления методического сопровождения в ДОО

Рассмотрим более подробно каждое из представленных на рисунке 1 направления.

Информационно-аналитическое направление методического сопровождения включает информацию о инновациях в педагогике и психологии дошкольного образования, о новых технологиях и образовательных программах, об уровне профессиональной компетентности педагога. Это направление осуществляет повышение квалификации педагогических кадров.

Мотивационно-целевое направление методического сопровождения отражает творческую направленность педагогов дошкольного образовательного учреждения для улучшения микроклимата педагогического коллектива.

Планово-прогностическое направление методического сопровождения содержит скоординированную систему задач и мероприятий на текущий год.

Организационно-исполнительское направление методического сопровождения направлено на разъяснения трудностей, появляющихся в профессиональной деятельности, за счет инноваций педагогической науки и практики. Это направление включает проведение педагогических рингов, КВНов, коллективных просмотров и так далее. С помощью применения активных методов обучения педагоги «добывают» знания самостоятельно, что обеспечивает осознание изучаемого материала, запоминание, стимулирует интерес и творческую активность.

Контрольно-диагностическое направление методического сопровождения необходимо для выявления несоответствия между теорией и практикой, то есть между образовательными программами и их реализацией в практической деятельности педагога.

Регулятивно-коррекционное направление методического сопровождения, целью которого является организация воспитательно-образовательной деятельности, для обеспечения высокого уровня интеллектуального и психофизиологического развития дошкольника.

В рамках методического сопровождения по формированию картины мира детей дошкольного возраста, педагогам было предложено, после прослушанных консультаций и проведенных семинаров, разработать занятия с помощью ТРИЗ-технологии.

Выводы. Картина мира формируется в период дошкольного возраста и имеет серьезное значение в формировании личности ребенка. Поэтому актуальным вопросом педагогики является поиск эффективных методов формирования картины мира. Таковыми являются технологии ТРИЗ, которые позволяют формировать у детей системное видение мира, а также развивает постигать единство и противоречие окружающего мира, решать поставленные проблемы. Технология ТРИЗ - это уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Она позволяет, не расширяя объема основной программы, решать поставленные образовательные и воспитательные задачи.

Литература:

1. Бабанский, Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения / Ю.К. Бабанский // Народное образование. - 1986. - № 11. - С. 105-111.

2. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая -М: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.

3. Дуброва, В.П. Организация методической работы в ДОУ / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М. 1995. -109 с.

4. Исса О.Ф. Проблемы методического сопровождения дошкольной образовательной организации на современном этапе / О.Ф. Исса // Наука и школа. 2014. - № 4. - С. 65-71.

5. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность и система повышения квалификации педагогических и управленческих работников / С.Г. Молчанов // Вестник Челябинского университета. Серия 5. Педагогика, Психология. - 2001. - № 1 (3). - С. 84-99.

6. Поташник, М.М. Управление образованием на муниципальном уровне: Методическое пособие / М.М. Поташник, А.В. Соложнин. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 480 с.

7. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект / Л.И. Фалюшина. - Издательство: Педагогическое сообщество России, 2015. - 203 с.

8. Шумакова К.С. Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ / К.С. Шумакова // Образование и наука. 2008. №7. - С. 61-68.

Педагогика

УДК 378

Член Союза Художников России, доцент кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); Член Союза Дизайнеров России, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Дизайн-проектирования и изобразительных искусств Долматова Анна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород); Член Союза Художников России, доцент кафедры

Декоративно-прикладного искусства и дизайна Чернигин Александр Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос развития чувства цвета у студентов, обучающихся дизайну, обосновывается его значимость в образовательном процессе. Акцентируется внимание на то, что именно занятия по живописи дают большую возможность развить и усилить цветочувствительность обучающихся.Определяются ключевые этапы методов обучения и методов проверки и оценивания в этой области.

Ключевые слова: цвет, цветовое восприятие, живопись, метод, педагог,обучение, обучающийся.

Annotation. This article examines the issue of developing a sense of color in students studying design, justifies its importance in the educational process. Attention is drawn to the fact that painting classes provide a great opportunity to develop and strengthen the color sensitivity of students. The key stages of training methods and methods of verification and evaluation in this area are defined.

Keywords: color, color perception, painting, method,teacher, training, studying.

Введение. Цвет, а также его сочетания - это очень важные художественно-выразительные средства живописи, они способны формировать духовность личности, вкус и любовь к прекрасному, определять настоящие ценности жизни. В процессе обучения изобразительному искусству почти каждый педагог отмечает необходимость более полноценного использования нравственного потенциала искусства, которое может служить средством формирования и развития художественных, этических и социокультурных принципов, творческого воображения и наполненности личности.

Известные теоретики изобразительного искусства, педагоги, психологи Р. Арнхейм [1], Б.А. Базыма [2], Л.С. Выготский [3], С.П. Ломов [7], Г.И. Панксенов [9] и др. неоднократно описывали сложность процесса художественного восприятия. Они говорили о важности творческого переживания, переосмысления и оценки произведения искусства. Большое значение для исследуемой проблемы имеют труды по теории цвета и колорита И. Иттена [6]; психологии восприятия цвета (В.С. Денисов [4] и др.); истории методов обучения цветовой грамоте (М.О. Сурина, А.А. Сурин и др.) [10]; С.М. Маркова[8], В.Д. Шадриков [11] и др. рассматривали этот вопрос, обращаясь к профессиональному самоопределению личности.

Данные мысли очень актуальны в современном непрерывно развивающемся мире. Для преподавателей изобразительного искусства и дизайна важнейшим элементом обучения является и развитие цветовой чувствительности студентов - дизайнеров, изучение теории применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности, в частности в процессе восприятия окружающей действительности и в процессе создания дизайн-проектов. Иногда изменения в качественно новом решении, к примеру, цвета, могут поменять эмоциональное отношение людей к привычным вещам, а изменения какого-либо цветового оттенка или насыщенности влияют на общее состояние всей цветовой палитры объекта дизайна.

Изложение основного материала статьи. Некоторые деятели искусства отмечали, что особую значимость имеет цветовая выразительность работы, а ее образность обуславливается художественно-творческими способностями обучающегося, в основе которых лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому. При этом педагог сам должен уметь не только филигранно различать цвета, но и иметь развитое эстетическое восприятие в этой области. И это он должен передать своим ученикам. Такой педагог при работе должен иметь квалифицированные знания и навыки художественной архитектурно -оформительской, декоративно-прикладной, дизайнерской и полиграфической деятельности, а также рационально оценивать результаты творчества обучающихся. Цвет можно считать важным фактором художественного воздействия и воспитания в деятельности педагога.

Развитие цветовой чувствительности на занятиях по живописи и колористике необходимо начинать с детского возраста. Организации проведения занятий по цветовосприятию уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э.И. Кубышкина, Н.Н. Ростовцев, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветовосприятию в условиях современной школы. Так Э.И. Кубышкина подробным образом рассматривает подготовку к урокам по цветовосприятию и живописи; Б.М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветовосприятия через восприятие окружающей действительности и искусства; Т.Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.