Научная статья на тему 'Методическое сопровождение процесса формирования художественно-речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста'

Методическое сопровождение процесса формирования художественно-речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР / ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕТИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Вероника Александровна

В статье рассматривается методическое сопровождение процесса формирования художественно-речевой компетентности средствами народной культуры у детей предшкольного возраста, обозначена воспитательная роль народной культуры и ее познавательное значение в формировании личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение процесса формирования художественно-речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Панова В.А.

Панова Вероника Александровна - воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 48 «Пчелка», г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассматривается методическое сопровождение процесса формирования художественно-речевой компетентности средствами народной культуры у детей предшкольного возраста, обозначена воспитательная роль народной культуры и ее познавательное значение в формировании личности ребенка. Ключевые слова: методическое сопровождение, народная культура, фольклор, художественно-речевая деятельность, художественно-речевая компетентность, дети предшкольного возраста.

Постановка проблемы. Настоящий период дошкольной педагогики можно охарактеризовать как этап поиска новых путей, форм, методов воспитания и обучения, создания различных программ образования и развития детей. Проблема формирования художественно-речевой деятельности является одной из самых актуальных на современном этапе, ибо эта деятельность ведет за собой формирование личности ребенка и закладывание основ его компетентности. Среди разнообразия взглядов на воспитание, образование и развитие дошкольников можно выделить направление, единое для современных концепций, - это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В данном случае особое значение приобретает обращение к культурному и духовному наследию прошлого, исторической памяти народов, народной мудрости, народной культуре.

В настоящее время возрастает приоритет народной культуры как уникально-комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта.

Важной частью народной культуры является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка. Устное творчество, являясь искусством слова, отличается поэтическим мастерством, красотой звучащей народной речи. Произведения фольклора дошли до наших дней в совершенной языковой форме: передавая из поколение в поколение, из уст в уста, народ отбирал для собственных творении наиболее точные, убедительные, яркие и образные слова, чтобы выразить свои взгляды, мысли, мечты.

Поэтому, знакомство с фольклорной поэзией и прозой позволяет ввести детей дошкольного возраста в мир общечеловеческой культуры, дать представление о мировоззрении людей далекого прошлого, расширить границы познания, вывести за пределы обыденной повседневной действительности, обогатить фантазию, развить речь, показать окружающее в художественных образах, красках и звуках, создать эмоционально окрашенное отношение как к сфере искусства, так и другим сторонам социальной жизни.

В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, ее культуре; дает верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей

дошкольников (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, А.А. Грибовская, Р.И. Жуковская, Н.А. Курочкина, М.А. Некрасова, О.И. Соловьева и др.).

Вместе с тем практический аспект реализации художественно-речевого развития детей дошкольного возраста средствами народной культуры остается недостаточно раскрытым, из-за недостаточности методического сопровождения. Изучение состояния проблемы методического сопровождения художественно-эстетического развития дошкольников показало, что в настоящее время в ДОУ недостаточно используются потенциальные возможности методического сопровождения: отсутствует целенаправленность методического сопровождения по художественно-эстетическому развитию дошкольников, недостаточна компетентность педагогов в решении проблем художественно-эстетического развития дошкольников, малоэффективна методическая продукция.

На основании сделанных выводов нами была разработана программа, направленная на формирование художественно-речевой компетентности дошкольников с использованием различных форм фольклора; комплекс методического сопровождения процесса формирования художественно-речевого развития детей предшкольного возраста средствами народной культуры; план работы с семьей.

В соответствии с гипотезой нашего исследования, эффективность методического сопровождения процесса формирования художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста средствами народной культуры будет обеспечиваться, если:

1) определены критерии, показатели и уровни сформированности художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста;

2) разработан комплекс мероприятий методического сопровождения, включающий трехкомпонентную направленность (работа с педагогами, работа с родителями, работа с детьми).

С целью проверки гипотезы исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа, которая включала три этапа:

- констатирующий этап эксперимента предусматривал изучение актуального уровня сформированности художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста;

- формирующий этап эксперимента предусматривал апробацию комплекса мероприятий методического сопровождение процесса формирования художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста средствами народной культуры.

- контрольный этап эксперимента предполагал повторный анализ результатов исследования, формулировку выводов.

База экспериментальной работы - МБДОУ № 48 «Пчелка» г. Симферополя Республики Крым. В эксперименте приняли участие 6 педагогов ДОУ, 72 ребенка старшего дошкольного возраста (подготовительные группы № 1 и № 2), а также 72 родителя воспитанников.

На констатирующем этапе эксперимента нами были выделены критерии и показатели сформированности художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста (когнитивно-речевой, выразительно-эмоциональный, поэтично-эмоциональный, оценочно-этический, театрально-игровой), проведен ряд диагностик. Также нами был проведен анализ деятельности детского сада, направленный на выявления особенностей методического руководства, планирования и организации работы по формированию художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста; анкетирование педагогов с целью выявления профессионализма работы педагогов по формированию художественно-речевой компетентности дошкольников; анкетирование родителей, направленное на выявление уровня работы по формированию художественно-речевой компетентности

47

у детей в домашних условиях. Полученные результаты диагностики свидетельствовали, что большинство испытуемых детей относятся к среднему и низкому уровням речевого развития.

На формирующем этапе экспериментального исследования нами были разработаны и внедрены в педагогический процесс:

- перспективный план методического сопровождения процесса формирования художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста средствами народной культуры;

- перспективный план работы с родителями;

- перспективный план внутрифирменного повышения квалификации педагогов в области речевого развития детей среднего дошкольного возраста;

- календарно-тематический план работы по формированию художественно-речевой компетентности с детьми предшкольного возраста средствами народной культуры.

Результаты контрольного этапа эксперимента позволили говорить об эффективности разработанного и апробированного нами комплекса мероприятий по реализации методического сопровождения работой педагогов в направлении формирования художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста средствами народной культуры.

Благодаря совместной работе с педагогами, родителями и детьми нам удалось выявить положительную динамику в развитии и повышении показателей сформированности художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста.

Результаты проведенного исследования стали актуальны для деятельности дошкольного учреждения и получили в кругу педагогического коллектива широкое одобрение. Проведенное исследование не является исчерпывающим. Постановка и предпринятая попытка решить намеченный круг задач создают условия для дальнейшего совершенствования педагогического процесса дошкольного учреждения, профессионального и творческого роста педагогов в области формирования художественно-речевой компетентности детей дошкольного возраста средствами народной культуры.

Список литературы

1. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОО. Екатеринбург, 2006. 177 с.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. М.: ТЦ Сфера, 2006. 96 с.

3. Белкин А.С., Нестеров В.В. Педагогическая компетентность. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. 188 с.

4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОО: эффективные формы и методы. М.: Перспектива, 2011. 278 с.

5. Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. Самара, СПб., 1997. 107 с.

6. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция». Успехи современного естествознания. М., 2007. № 3.

7. Эльконин Б.Д.Понятие компетентности с позиции развивающего обучения. Красноярск, 2002. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.