Научная статья на тему 'Создание педагогических условий в ДОУ для формирования художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста'

Создание педагогических условий в ДОУ для формирования художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1255
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Вероника Александровна

В данной статье рассмотрен комплекс педагогических условий в ДОУ, способствующих формированию художественно-речевой компетентности у детей предшкольного возраста; раскрыты различные типы педагогических условий, а также раскрыты сущность и содержание понятия «педагогические условия», дано определение термина «педагогические условия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание педагогических условий в ДОУ для формирования художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста»

СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ДОУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Панова В.А.

Панова Вероника Александровна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 48 «Пчелка», г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в данной статье рассмотрен комплекс педагогических условий в ДОУ, способствующих формированию художественно-речевой компетентности у детей предшкольного возраста; раскрыты различные типы педагогических условий, а также раскрыты сущность и содержание понятия «педагогические условия», дано определение термина «педагогические условия».

Ключевые слова: педагогические условия, компетентность, художественно-речевая компетентность, предшкольный возраст.

Постановка проблемы. На наш взгляд, педагогические условия — это процесс,

влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних и внутренних факторов.

Анализ исследований по проблеме. Изучение и анализ результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что существуют различные типы педагогических условий:

- организационно-педагогические (их выделяют такие ученые, как В. А. Беликов, Е. И. Козырева, С. Н. Павлов, А. В. Сверчков и ряд других);

- психолого-педагогические (обозначены в трудах Н. В. Журавской, А. В. Круглия, А. В. Лысенко, А. О. Малыхина и др.),

- дидактические условия (их рассматривает М. В. Рутковская и др.)

Все вышеперечисленные типы - составляющие термина «педагогические условия» и позволяют сделать педагогический процесс комфортным и продуктивным.

Цель статьи: рассмотреть комплекс педагогических условий в ДОУ, способствующих формированию художественно-речевой компетентности у детей предшкольного возраста.

Изложение основного материала. Формирование художественно-речевой компетентности в условиях ДОУ возможно только при условии комплексного и последовательного подхода. При этом они должны быть задействованы как на уровне детей, так и на уровне педагогического состава, так как повышения компетентности педагогов влечёт за собой повышение компетентности у детей.

Чтобы обосновать условия, способствующие формированию художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста, необходимо уточнить понятие «педагогические условия».

Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства. Как считает В.И. Андреев, педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей [1, с. 98].

Рассмотрим педагогические условия для формирования художественно-речевой компетентности в условиях ДОУ.

1. Организационно-педагогические условия.

Как считают В.И. Андреев, М.Е. Дуранов, А.Я. Найн и другие исследователи, педагогические условия - это совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в

52

педагогике задач [1]. При этом, ученые считают, что к педагогическим относятся только те условия, которые сознательно создаются в педагогическом процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его протекание.

К организационно-педагогическим условиям ДОУ можно отнести:

- развивающую предметно-пространственную среду, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер» [8];

- формирование профессиональной компетентности педагогов, без наличия которой не возможна реализация педагогической деятельности. Козырева Е.И. дает определение профессиональной компетентности современного педагога дошкольного образовательного учреждения - это совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в образовательном процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных потребностей [5, с.16].

В ходе исследования мы обратили внимание на организационно-педагогические условия, которые способствуют формированию художественно-речевой компетентности. В группах имеются уголки книг, в которых воспитатели размещают книги определенной тематики. Здесь есть фотографический портрет автора произведений и его произведения, различные по оформлению. Также, здесь присутствуют атрибуты сюжетно-ролевой игры «Библиотека». Воспитатель пробуждает интерес, желание к художественному слову посредством медиатеки: имеются программные сказки, детские песни, русские народные сказки, книжки-театры, информация о писателях, художниках-иллюстраторах. Атрибуты, реквизит к разным видам театрализованной деятельности размещены в шкафу на полках или цветных маркированных коробках. В группе есть несколько видов театра: плоскостной «Колосок», «Репка», «Колобок», «Лиса и Волк», «Рукавичка»; настольный «Гуси-лебеди», «Репка», «Колобок»; перчаточный «Теремок». Имеются атрибуты для режиссерских игр и игр-драматизаций: русская изба и маски к сказкам «Три медведя», «Репка», «Вершки и корешки», «Семеро козлят». В старшей группе читают произведения русских классиков литературы и современных российских писателей; знакомят с портретами и произведениями одного-двух русских писателей, одного-двух современных писателей, поэтов путем бесед, рассказов, учат узнавать их по портретам, называть произведения; подводят к пониманию особенностей рассказа как литературного жанра; приучают детей к анализу средств художественной выразительности произведения, используя приемы словесного рисунка, словесной игры, элементы драматизации и инсценировки, интонационной перефразировки; также учат разыгрывать сюжеты знакомых сказок, рассказов, народных песен, стимулируют к играм-драматизациям и театрализованным играм в свободное от занятий время.

Формированию компетентности педагогов в вопросах художественно-речевого развития детей средствами народной культуры способствуют такие практические формы методической работы: семинар-практикум, открытый показ деятельности педагога, смотр-конкурс, мастер-класс, деловая игра. В детском саду была проведена деловая игра с педагогами «О народном творчестве, традициях и обычаях», семинар -практикум, была разработана консультация «Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве».

2. Психолого-педагогические условия

В ДОУ обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс [8].

Построение образовательного процесса должно основываться с учетом возрастных особенностей детей, на адекватных возрасту формах работы с детьми. Педагог самостоятельно выбирает формы работы, учитывая контингент воспитанников, оснащенность и специфику дошкольного учреждения, культурные и региональные особенности, а также свой личный опыт и творческий подход.

3. Дидактические условия

Известно, что художественно-речевая компетентность формируется в результате художественно-речевой деятельности. Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что эта деятельность всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировке, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.

Одним из важных условий организации методического сопровождения педагогов ДОУ по формированию художественно-речевой компетентности детей предшкольного возраста является дидактическое обеспечение процесса художественно-речевой деятельности детей. Сюда относится:

- наличие детских книг разного типа: книжки-картинки, книжки-загадки, книжки-пазлы, книжки-разукрашки, иллюстрированные детские книжки классиков и современных писателей; детские журналы, сборники сказок, хрестоматии;

- альбомы-иллюстрации, репродукции художественных картин к сказкам и детским рассказам, портреты писателей;

- наличие фильмотеки и видеотеки по содержанию сказок и художественных произведений;

- наличие книжек-самоделок, которые дети составляли самостоятельно на занятиях, вечерах развлечений, в самостоятельно-художественной деятельности, начиная со средней группы.

Одно из условий формирования у детей морально-этических понятий по содержанию художественных произведений - это тематическое планирование произведений по одной теме в течение 1-1,5 месяцев и коллективное обсуждение поведения и поступков героев. Такая работа не только способствует осознанию детьми морально-этических норм, но и формирует морально-этические оценочные суждения.

Также, важным условием реализации эстетического, познавательного, коммуникативного и речевого развития является приобщение детей к самостоятельной работе с книгой. С этой целью в групповых комнатах необходимо обустраивать уголок книги со свободным доступом детей к книгам, альбомам-иллюстрациям; детские групповые библиотеки, в которые книги может принести каждый ребенок на временное пользование;

организовать самостоятельное рассказывание детьми своих собственных и знакомых сказок; устроить конкурс на лучшего рассказчика своей или знакомой сказки; ремонт книг.

Следует приобщать детей к самостоятельной художественной, театрально-игровой по содержанию художественных произведений (показ театров, представлений, инсценировка, игры - драматизации, конкурсы, викторины, КВН, литературные вечера и т.д.).

Известно, что художественная литература - важное средство обогащения и активизации речи детей, развития образной и экспрессивной речи. В связи с этим, необходимо на всех занятиях по художественно-речевой деятельности планировать и определять задания по развитию речи (обогащение, уточнение и активизация словаря, работа с фразеологизмами, развитие связной речи).

Занятия разного типа являются ведущей формой работы с художественной литературой. Сюда относят фронтальные, групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные занятия, которые чередуются равномерно в течение недели, месяца, квартала.

Чтобы способствовать формированию художественно-речевой компетентности у детей, следует использовать разнообразные методы и приемы. Рассмотрим их.

После чтения и рассказывания художественных произведений во всех возрастных группах должны проводиться беседы по содержанию художественных произведений. Виды бесед:

- беседа морально-оценочного содержания;

- беседа, направленная на выяснение понимания детьми средств художественной выразительности произведения;

- беседа на понимание детьми жанров произведения;

- беседа в связи с прочитанным.

В старших возрастных группах также проводятся тематические беседы о писателях, обобщающие беседы «Мои любимые сказки», «Мои любимые книги», игры-викторины по произведениям детских писателей и т.д.

Для активизации детей на занятиях используют разнообразные приемы, которые органично взаимосвязаны с беседой.

Воображаемый диалог детей с литературным героем. Детям предлагают обратиться с вопросом к герою, придумать его ответ на вопрос. В таких воображаемых диалогах с литературными героями дети могут выразить свое отношение к героям, изменить ход событий, дают оценку отдельным поступкам, действиям, событиям, развивают связную диалогическую речь.

Написание письма литературному герою. Каждый ребенок рассказывает, чтобы он написал герою, что бы ему предложил. Воспитатель записывает, а потом зачитывает текст.

Драматизация как прием активизации знаний детей используется во всех возрастных группах.

Прием словесной игры помогает детям «войти» в образ, в «обстановку», в которой происходит действие. С помощью этого приема дети учатся выражать свои представления, чувства, настроение, эмоции.

Словесный рисунок помогает детям лучше представить образы героев, передать словами черты характера героя, его внешность, выражение лица. После беседы педагог спрашивает у детей: «А как бы вы нарисовали героя, если бы вам предложили нарисовать его?» Дети словесно описывают внешность, рост, поведение; рассказывают, какие краски они бы использовали при этом.

Вывод: Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сказать, что педагогические условия выступают как один из компонентов педагогической системы и отражают совокупность возможностей образовательной материально-пространственной среды, обеспечивая её эффективное функционирование и развитие. Анализ многочисленных научно-педагогических исследований выявил, что исследователи выделяют различные виды педагогических условий, обеспечивающих функционирование эффективное развитие педагогической системы, среди которых наиболее часто встречаются организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия. Соблюдение всех педагогических условий образовательного процесса в ДОУ при

55

организации художественно-речевой деятельности способствует развитию речевых

навыков, творческих способностей детей и, как следствие, формированию художественно-

речевой компетентности у детей предшкольного возраста.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационнных технологий, 2013. 500 с.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. М.: ТЦ Сфера, 2006. 96 с.

3. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1987. № 1. С. 29-32.

4. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова, 2001. № 2. С. 101-104.

5. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е.И. Козырева // Козырева Е.И. Методология 4. Сб. науч. тр. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. 24 с.

6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. 512 с;

7. Рутковская М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1955. 14 с.

8. [Электронный ресурс]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: https: // fgos.ru/ (дата обращения: 03.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.