Научная статья на тему 'Система управления качеством процесса сопровождения молодого педагога в ДОО'

Система управления качеством процесса сопровождения молодого педагога в ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА / ПРИНЦИПЫ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / QUALITY OF EDUCATION / SUPPORT OF THE YOUNG TEACHER / PRINCIPLES OF QUALITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ган Наталья Юрьевна

В статье рассматривается сущность проблемы управления качеством процесса сопровождения молодого педагога в ДОО, раскрываются понятия «качество», «сопровождение». На основании содержательного анализа этапов сопровождения молодого педагога в ДОО выстраивается система данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ган Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM QUALITY MANAGEMENT PROCESS SUPPORT OF THE YOUNG TEACHER IN THE PEO

The article deals with the essence of the problem of quality management of the process of support of a young teacher in the Doo, reveals the concept of "quality", ";support". On the basis of a meaningful analysis of the stages of support of a young teacher in the Doo, a system of this process is built.

Текст научной работы на тему «Система управления качеством процесса сопровождения молодого педагога в ДОО»

Вопрос о легитимности имеет равный интерес к внешним и внутренним аспектам деятельности ведомственных вузов. Однако особый интерес представляет внутренняя сторона этой образовательной деятельности в том смысле, что сами преподаватели понимают связь между внутренней и внешней операционной средой в подготовке будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Выводы. Можно уверенно сказать, что деятельность кадрового состава ведомственных вузов, его профессионализм и ответственность за подготовку будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы ускоряет развитие демократических процессов в регионе. Реальность подтверждает, что опыт социальных коммуникаций, накопленный социальным сектором, успешно трансформируется в новые эффективные формы управления общественным сознанием.

Литература:

1. Байчоров, К.У. Принципы и новые технологии профессиональной подготовки специалистов / К.У. Байчоров. - Черкесск, 1996. - 102 с.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Наука,1995. - 220 с.

3. Брановский, Ю.С. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: учеб. пособие / Ю.С. Брановский, Т.Л. Шапошникова. - Краснодар: Изд-во КубгТУ, 2001. - 369 с.

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

5. Леонтьев Д.А., Смирнов А.Г. Смысл и отчуждение как предикторы поведения в неструктурированной ситуации // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010.

6. Теория и практика психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы: аналитический обзор с предложениями / Е.М. Федорова [и др.]; ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2014.

7. Федорова Е.М. Профессиональные кризисы как один из факторов формирования профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Научные дискуссии. 2015. Т. 1. С. 55-59.

8. Федорова Е.М. Пути духовно-нравственного формирования личности как необходимого компонента профессиональной культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 5. С. 32-35

9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность (Структура, генезис и условия становления): автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13.М., 2001.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ган Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОЦЕССА СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДОГО

ПЕДАГОГА В ДОО

Аннотация. В статье рассматривается сущность проблемы управления качеством процесса сопровождения молодого педагога в ДОО, раскрываются понятия «качество», «сопровождение». На основании содержательного анализа этапов сопровождения молодого педагога в ДОО выстраивается система данного процесса.

Ключевые слова: качество образования, сопровождение молодого педагога, принципы качества профессиональной деятельности, система управления качеством.

Annotation. The article deals with the essence of the problem of quality management of the process of support of a young teacher in the Doo, reveals the concept of "quality", "support". On the basis of a meaningful analysis of the stages of support of a young teacher in the Doo, a system of this process is built.

Keywords: quality of education, support of the young teacher, principles of quality of professional activity, quality management system.

Введение. Руководитель дошкольной образовательной организации, ориентируясь на приоритеты, провозглашенные в нормативных документах, а именно: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, собственное понимание важных аспектов реформирования образования, ищет пути и возможности повышения качества образовательного процесса в ДОО.

Изложение основного материала статьи. Проблемой управления качеством дошкольного образования занимались такие авторы как: М.М. Поташник, Т.П. Трятьяков, акцентируя внимание на результатах педагогического труда; Ю.А. Конаржевский изучавший процесс педагогической деятельности; Л.В. Поздняк, Р.М. Чумичева, Л.И. Фалюшина уделявшие внимание степени соответствия образовательной услуги в дошкольном учреждении требованиям заказчика - родителям дошкольников, кадровому потенциалу, развивающей предметной среде, образовательным программам [5].

С точки зрения С.Е. Шиловой качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских и профессиональных компетенций личности.

В.М. Полонский, качество образования истолковывает: как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения. Что в дальнейшем позволит составить прогноз его востребованности на рынке труда и одновременно оценить качество и актуальность достигнутого результата освоения основной образовательной программы в вузе [2].

Молодому педагогу знаний, которые он получил в университете, на наш взгляд достаточно, но практика показывает, что ему не хватает практического опыта. Трудности, с которыми встречается молодой педагог, связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием опыта организации своей педагогической деятельности, сложностями владения приемами и методами воспитания и обучения детей, адаптации в новом коллективе.

Мы считаем, что становление и профессиональный рост молодого педагога будет проходить эффективнее, если организацию сопровождения профессиональной деятельности, будет осуществлять сам руководитель дошкольной образовательной организации, так как именно он заинтересован в специалисте -мобильном, готовом к восприятию инноваций и умеющим действовать по-новому.

Термин «сопровождение» используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих трудностей в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей.

По мнению А.В. Мудрика, сопровождение - это особая сфера деятельности педагога, направленная на социально-культурные и нравственные ценности, которые необходимы для самореализации и саморазвития человека [4].

В трудах исследователей рассматриваются различные виды сопровождения: научно-методическое, психологическое, социально- педагогическое и другие. Э.Ф. Зеер рассматривает научно-методическое сопровождение профессионального роста педагога, как научно-обоснованный способ взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого (педагога), направленный на непрерывное саморазвитие педагога в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности педагога, что ведет к усовершенствованию природного, к поступательному восхождению в профессию [3].

В психолого-педагогических исследованиях термин «сопровождение» употребляется в значении следовать рядом, между тем это сложный процесс, результатом которого будет решение, ведущее к прогрессу в развитии взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого.

Мы считаем, что становление и профессиональный рост молодого педагога будет проходить эффективнее, если использовать индивидуальный подход по средством тьюторского сопровождения.

Анализируя определение, можно констатировать, что «тьюторское сопровождение деятельности молодого педагога», предполагает соучастие руководителя образовательной организации в индивидуальном развитии педагога за счет стимулирования потребности в саморазвитии.

В связи с этим необходима новая система управления качеством процесса сопровождения молодого педагога в образовательной организации: работа на доверии, оказание практической помощи для того, чтобы сформировать у педагогов самостоятельное творческое поведение.

Актуальная идея качества дошкольного образования может быть осуществлена при условии обязательного управления профессиональной деятельностью педагогов, которая должна сопровождаться оценкой качества данной деятельности с целью получения максимально высокого результата в воспитательно-образовательном процессе. Данную проблему разрабатывали Л.А. Беляева, М.С. Гвоздева, Н.Л. Киселева.

Качество профессиональной деятельности - категория динамичная, меняющаяся в соответствии требованиями социальных заказчиков, потребностей педагогов, изменений самой жизни.

В основу оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения положены принципы, разработанные Т. Казарицкой, И. Головановой, Л. Кайлим, И. Уваровой, Т. Цветковой [1]:

1. Систематичность. Руководителем отслеживается деятельность педагога с момента поступления на работу и далее, по мере достижения профессиональной зрелости и оценивается регулярно, циклично.

2. Комплексность, всесторонность. В основе предлагаемой системы лежит целостная структура компетентности педагога, учитывающая все компоненты профессиональной деятельности; знание образовательных программ, методики обучения и воспитания, планирование. Организация воспитательно-образовательного процесса.

3. Относительная объективность. Данная особенность обусловлена возможностью оценить компетенцию педагога в количественном отношении (формы оценки снабжены соответствующими шкалами, позволяющими оперативно и относительно подсчитывать результаты за счет стандартизированной формы).

4. Прозрачность и партнерство участников. Это достигается как за счет доступности, открытости материалов оценки, так и за счет регулярной самооценки профессиональной деятельности. Предлагаемый способ оценки направлен на профессиональное развитие педагогов.

5. Вовлечение внутренних резервов дошкольного образовательного учреждения в обеспечение качества воспитания и обучения за счет повышения качества оценки педагога.

Принятие всеми субъектами образовательной деятельности данных принципов, направленных на оценку качества, профессиональное развитие и адаптацию молодых педагогов, является базовой составляющей, которая определяет построение основ субъект-субъектных отношений в коллективе ДОУ. Ведущая роль при этом принадлежит управленческой деятельности, которая включает:

- развитие у сотрудников чувства ответственности;

- создание благоприятного психологического климата;

- своевременную оценку труда, поддержку инноваций.

В режиме инновационной деятельности ДОО руководитель поддерживает доверительные отношения и предоставляет свободу творчества для педагогов, ведь именно деятельность молодых педагогов является источником внедрения инноваций.

Показателями качества образовательного процесса являются, развитие профессионального и творческого роста молодых педагогов. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

- оценка и подбор кандидатов на должность воспитателя;

- анализ кадрового потенциала;

-отслеживание профессиональной и социально-психологической адаптации работников;

- планирование и контроля деловой карьеры сотрудников;

- стимулирование деятельности педагогов (управление трудовой мотивацией);

- развитие коллектива, его сплоченности, организованности;

- анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, социально-психологического климата в коллективе, совершенствования организационной культуры;

-осуществление управления конфликтами, предупреждения их возникновения.

Оценка качества управленческой работы призвана решить ряд задач повышения профессиональной компетентности молодого педагога ДОО:

- анализ информации о потребностях, возможностях и интересах молодого педагога;

- помощь в выстраивании и реализации индивидуального маршрута профессионального роста педагога;

- координация взаимодействия педагогов друг с другом;

- координация процесса самообразования начинающего педагога.

Организация процесса сопровождения молодого педагога носит поэтапный характер:

Первый этап - адаптационный. Руководитель определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

Второй этап - организационный. Руководитель совместно с методистом разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

Третий этап - оценочный. Руководитель проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

На основании содержательного анализа каждого этапа выстраивается система управления качеством процесса сопровождения молодого педагога в ДОО:

1. Создание условий для успешной адаптации молодых педагогов в коллективе. В процессе адаптации руководитель поддерживает педагога эмоционально, укрепляет веру педагога в себя. Все это позволит начинающему педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, повысить мотивацию к дальнейшему самообразованию. Обеспечить овладение молодым специалистом необходимыми знаниями, умениями, навыками.

2. Расширение информационного пространства для самостоятельного овладения молодым педагогом профессиональными знаниями.

Овладение знаниями происходит благодаря использованию разнообразных форм работы с молодым специалистом, которые будут способствовать развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению работы с детьми и их родителями, оказывать положительное влияние на рост его профессиональной значимости. Такими формами являются, например: индивидуальные консультации для молодых педагогов, брошюра «Путеводитель молодого педагога», методические объединения, «Школа молодых педагогов», семинары-практикумы, моделирование и анализ методических ситуаций, мультимедийные презентации и др. А также, формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей. Оказание всемерной поддержки со стороны коллег.

3. Обеспечение комплексной оценки профессиональной компетентности молодых специалистов.

Необходимо обеспечение непрерывности мониторинговой оценки профессиональной деятельности

молодого педагога на стадии вхождения в профессию, в ходе планового мониторинга профессиональной деятельности, самооценки и педагогического мастерства.

В случае затруднения, следует создать для молодого педагога насыщенную образовательную среду, разработать индивидуальный маршрут сопровождения, постоянно взаимодействовать с этим педагогом, направлять его и помогать в профессиональном становлении.

Выводы. Таким образом, процесс сопровождения молодого педагога в ДОО заключается в оказании ему максимальной поддержки, оценивании эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами, что способствует становлению «нового» педагога, способного самостоятельно преодолевать производственные и межличностные проблемы, осуществлять результативную педагогическую деятельность. При управлении процессом сопровождения молодого педагога период адаптации значительно уменьшается, что положительно сказывается на качестве образовательного процесса в целом.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

2. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса ДОУ [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. - 176 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / [Текст] / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2003. - 336 с.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с.

5. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. - М.: АРКТИ, 2003. - 260 с.

Педагогика

УДК 378: 811

кандидат педагогических наук Горбова Наталья Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Селезнева Ирина Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева» (г. Красноярск)

РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПОДКАСТИНГА

Аннотация. Авторами доказывается необходимость использования образовательных подкастов для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. На основе деятельностного и компетентностного подходов сформулированы основные требования к применению подкастов в сфере иноязычного образования в условиях нового ФГОС. В статье предложены рекомендации по проектированию образовательного процесса с использованием технологии подкастинга, удовлетворяющие требованиям компетентностного подхода. В качестве примера приведены выдержки из программы межвузовского сотрудничества в сфере научно-исследовательской работы студентов.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, иноязычное образование, информационно-коммуникативной технологии, подкаст.

Annotation. The authors prove the necessity of using educational podcasts for the development of students' foreign language communicative competence. Formulated are the basic requirements for the use of podcasts in the field of foreign language education in accordance with the new Federal state educational standard on the basis of activity-based and competence-based approaches. The article offers recommendations for the design of the educational process using the podcasting technology which meet the requirements of the competence approach. Excerpts from the program of interuniversity cooperation in the field of students' research work are given as an example.

Keywords: foreign language communicative competence, foreign language education, information and communication technologies, podcast.

Введение. Реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования инициирует необходимость развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся: обучение предмету «Иностранный язык» направлено на формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетентность как интегративное личностное образование имеет сложную структуру. Опираясь на научную базу, созданную отечественными учеными, мы приходим к выводу о том, что развитие иноязычной коммуникативной компетенции возможно через совершенствование умений и навыков аудирования и говорения, в совокупности отражающих способность обучающегося участвовать в иноязычном коммуникативном общении.

В контексте совершенствования иноязычного образования с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся актуальной становится проблема поиска дидактически обоснованных средств и технологий обучения иностранному языку. На основе анализа научно-теоретических работ А. Б. Жамухановой, К. Е. Ибрагимовой [2] М. Н. Евстигнеева, П. В. Сысоева [11], Т. Л. Ступиной [6], занимающихся исследованием технологий подкастинга, мы приходим к выводу о том, что интеграция подкастов в систему иноязычного обучения создаст необходимые условия для развития иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся старших классов. Выбор среднего этапа обучения обусловлен тем, что у обучающихся уже имеется достаточный запас лексико-грамматических знаний, а применение аутентичных образовательных подкастов оправдано в целях углубления их социокультурных знаний.

Целью настоящей статьи является обоснование необходимости применения образовательных подкастов для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в ходе предметного проектирования компетентностной модели в условиях действующих образовательных стандартов. Методологию исследования составляют анализ и обобщение опыта применения подкастов в сфере иноязычного образования, научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, признанных научным сообществом, авторский опыт проектирования и реализации образовательных программ в сфере иноязычного образования.

Изложение основного материала статьи. Термин «подкаст» и соответствующее ему обозначение технологии «подкастинга» в отечественной дидактике и методике остаются мало изученными. Зарубежные исследователи дефинируют «подкаст» как аудиофайл, (аналог радиопрограммы), который можно загрузить и прослушать на компьютере или МР3-плеере [11]. Подкасты могут содержать не только аудио, но и видео файлы. Данные файлы могут быть загружены через веб-объединение в синдикаты или подключены в режиме онлайн к компьютеру или мобильному устройству. Для закрепления прослушанного материала в ряде случаев на серверах подкастов предлагаются разработанные речевые рецептивные упражнения и тесты, ориентированные на контроль понимания содержания текста. Кроме того, весьма ценным является наличие скриптов к подкастам.

Обучающийся может прослушивать или просматривать содержимое подкаста в любое удобное для него время, самостоятельно регулируя скорость и частоту прослушивания (просмотра). Обучающийся ориентируется на свое индивидуальное сенсорное восприятие мира, в зависимости от доминирующего органа чувств. Основы нейролингвистического программирования (НЛП) позволили выявить алгоритм деятельности «визуала» и «аудиала», запускающий процессы мыслительной деятельности, памяти и воображения. В классе учесть различия между визуальным и аудиальным типами восприятия информации удается не всегда: подкаст позволяет решить эту проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.