Научная статья на тему 'Формирование конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в системе курсов повышения квалификации'

Формирование конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в системе курсов повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОНСТРУКТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CONSTRUCTIVE COMPETENCE / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED TRAINING / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / MUSICAL INSTRUCTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шикалова Татьяна Николаевна

В статье актуализируется проблема профессиональной компетентности педагога и предлагается авторская технология формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в системе курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шикалова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE CONSTRUCTIVE COMPETENCE OF THE MUSICAL INSTRUCTOR IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING COURSES

The article actualizes the problem of the teacher's professional competence and suggests the author's technology of forming the constructive competence of the musical instructor in the system of advanced training courses.

Текст научной работы на тему «Формирование конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в системе курсов повышения квалификации»

движений. Чтобы стрелок мог проще и быстрее освоить новый заданный уровень амплитуды, темпа и ритма, активизировать процесс осознания совершаемых действий, в упражнения вводят дополнительные ориентиры, а также оперативно информируют стрелка о качестве выполнения всего действия (части действия) и о результате выстрела.

Примеры реализации данного методического приема в практике: поражение одной или нескольких целей с видимым стреляющему результатом, падением мишени после выстрела, высвечиванием пробоины, звучанием сигнала поражения. Хороший результат дает выполнение стрельб с использованием поворотных и подъемных устройств или легко разрушаемых мишеней - надувных резиновых шаров, керамических или глиняных кругов.

В столкновении аргументов о праве на существование того или иного приема стрельбы, упражнения, лучшим доводом является результат, но результат ради результата не является самоцелью. Важно не забывать о том, что каждое упражнение должно иметь прикладное значение применительно к конкретной специфике, должно соответствовать задачам, поставленным перед стрелком, и носить реальный характер. Механическое же выполнение упражнений, цель которых не ясна стрелку, не позволяет достичь необходимого уровня мотивации и негативно влияет на учебно-тренировочный процесс в целом.

Выводы. Совершенствование в технике стрельбы не предполагает жесткого комплекса методов, принципов и методических приемов, которые не подлежат изменению, дополнению или уточнению, скорее наоборот, представляется как постоянно развивающийся и изменяющийся процесс, направляемый научными исследованиями, передовым опытом и современными требованиями практики.

Литература:

1. Police training for effective use of weapons in extreme situations / Shevchenko I. В сборнике: Актуальные проблемы науки и техники: достижения, инновации. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.Ю. Зевеке. 2017. С. 180-182.

2. Некоторые методические приемы подготовки стрелка к активным действиям в экстремальных ситуациях / Шевченко И.А., Мамонтов Д.Ю. // В сборнике: Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников / С.Е. Шиянов, А.П. Федоровский (отв. ред.) - Ставрополь: АНО ВО СКСИ, 2017. с. 92-96

3. Иноценко В.А. Проблема развития профессиональных качеств у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России в процессе совершенствования физических навыков / В сборнике: Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. - 2013. - С. 198-201.

4. Использование практики применения огнестрельного оружия сотрудниками спецподразделений и территориальных органов внутренних дел при преподавании дисциплин «Огневая подготовка» и «Комплексный практикум по огневой и физической подготовке»Мамонтов Д.Ю., Шевченко И.А. В сборнике: Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. 2017. С. 252-256.

5. Тимошенко Л.И., Кудрявцев Р.А. Обучение стрелков психологической готовности к производству выстрела // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-2. - С. 375-378

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Шикалова Татьяна Николаевна

Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования» (г. Ижевск)

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО В СИСТЕМЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема профессиональной компетентности педагога и предлагается авторская технология формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в системе курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: музыкальный руководитель ДОО, профессиональная компетентность, конструктивная компетенция, повышение квалификации, технология.

Annotation. The article actualizes the problem of the teacher's professional competence and suggests the author's technology of forming the constructive competence of the musical instructor in the system of advanced training courses.

Keywords: musical instructor, professional competence, constructive competence, advanced training, technology.

Введение. Инновационные процессы, происходящие в современном обществе, требуют изменения содержания образования, создания новых технологий и способов организации образовательного процесса, в связи с чем проблема формирования компетентности педагога в теории и практике дополнительного профессионального образования приобретает всё большую актуальность. Большое внимание в научных исследованиях уделяется вопросам коммуникативной (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, Н. В. Клюева, Ю. А. Конев, А. К. Маркова, Г. С. Трофимова), организаторской (Э. Ф. Зеер, Г. В. Зыкова, B. C. Лазарев, А. К. Маркова, А. С. Попов, М. М. Поташник, В. А. Сластенин), проектировочной (О. И. Генисарецкий, В. Л. Глазычев, К. М. Кантор, В. И. Курбатов, В. М. Сафронова, Г. П. Щедровицкий) компетенциям. Менее всего освещается вопрос формирования конструктивной компетенции, несмотря на его значимость для профессиональной деятельности педагога. В современных педагогических исследованиях недостаточное внимание уделяется вопросам дополнительного профессионального образования музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО), миссия которых

заключается в формировании у детей художественного восприятия мира, творческого отношения детей к деятельности средствами музыки. Анализ проблемы формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО позволил выявить следующие противоречия:

• между требованиями современного дошкольного образования к профессиональной компетентности педагога и недостаточным уровнем исследования проблемы формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО;

• между потребностью педагогов в технологиях музыкальной образовательной деятельности и недостаточной степенью их обеспечения.

Следовательно, решение этих противоречий должно обеспечиваться высоким уровнем сформированности конструктивной компетенции педагога, поскольку данный фактор является одним из значимых показателей качества образования. В контексте вышеизложенного научная проблема исследования связана с разработкой эффективной педагогической технологии формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО.

Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в актуализации вопроса об эффективности реализации технологии формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в контексте его профессиональной компетентности.

Изложение основного материала статьи. Конструктивная компетенция музыкального руководителя ДОО в структуре его профессиональной компетентности трактуется как один из значимых показателей профессионального мастерства, состоящий из совокупности сформированных компетенций в области конструктивной деятельности педагога, опыта и личностного отношения к деятельности.

На основе функционального компонента педагогической системы Н. В. Кузьминой [2], структуры компетенций Г. В. Яковлевой [9] выявлены компетенции музыкального руководителя ДОО, которые целесообразно формировать в рамках дополнительного профессионального образования: организационная (владение технологиями, методами, приёмами, средствами, организационными формами музыкальной образовательной деятельности; владение навыками организации музыкальных мероприятий), коммуникативная (владение способами взаимодействия с участниками образовательной деятельности: детьми, педагогами, родителями, социальными партнёрами при выполнении различных форм организации музыкальной деятельности), проектировочная (умение планировать музыкальную образовательную деятельность, моделировать сценарии мероприятий, проектировать содержание музыкальной образовательной деятельности с детьми; проектировать методическое оснащение музыкальных занятий), гностическая (умение анализировать социально-психологический климат группы, индивидуальные способности и особенности каждого ребёнка, опыт коллег в целях его обобщения и использования; выявлять эффективные формы, методы, приемы и средства музыкального воспитания, рефлексировать свою деятельность, ставить перед собой поисковые (исследовательские) задачи, конструктивной (умение конструировать и модифицировать содержание методического материала и различных видов музыкальной деятельности; применять гибкий подход к конструированию совместной деятельности с детьми в изменяющихся ситуациях).

Конструктивная компетенция представляет ключевую основу профессиональной компетентности педагога, которая включает умение:

• грамотно и обоснованно отбирать, анализировать и компоновать материал в соответствии с образовательными целями;

• творчески перерабатывать, модифицировать необходимую информацию;

• осуществлять выбор программ, методик, технологий образовательной деятельности;

• планировать действия педагога и воспитанников;

• выявлять потенциальные творческие способности детей и моделировать собственные действия.

Таким образом, педагог, владеющий конструктивной компетенцией - это, прежде всего, творчески

мыслящий педагог, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс с учетом социальных и образовательных потребностей каждого ребенка. Такой педагог является гарантом достижения целей современного дошкольного образования.

На сегодняшний день должность музыкального руководителя относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников. Владение технологиями конструирования образовательной деятельности помогает музыкальному руководителю ДОО эффективно решать задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, в частности, формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и развития музыкально-творческих способностей детей.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросами дополнительного профессионального образования музыкальных руководителей ДОО занимались такие исследователи, как А. И. Буренина [1], А. И. Катинене [3], Г. П. Сергеева [4] , О. П. Радынова [3] и др. В ходе нашего исследования были выявлены следующие проблемы: недостаточность методических рекомендаций и программ дополнительного профессионального образования для музыкальных руководителей ДОО, несоответствие содержания программ современным требованиям российского образования и запросам педагогов в вопросах конструирования образовательной деятельности. В связи с выявленными проблемами была обозначена цель научно-исследовательской работы, заключающаяся в разработке, обосновании и верификации технологии формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО. Понятие «педагогическая технология» рассматривается автором в ключе творческой функции профессиональной деятельности педагога, поскольку дополнительное профессиональное образование должно помочь современным педагогам перейти на новый виток своего профессионального развития, где каждый педагог сможет себя почувствовать творческой, ищущей, достигающей новых вершин личности. В этой связи была предложена трактовка термина «технология» не в «узком» его значении пошаговой инструкции, а в контексте развития, творчества и преобразования.

Данный подход заложен в технологии формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО, реализация которой осуществляется в рамках курсов повышения квалификации. Технология основана на образовательной модели [7], направлена на достижение нового качественного уровня повышения квалификации музыкальных руководителей ДОО в вопросах формирования их конструктивной компетенции как аспекта их профессиональной компетентности и предполагает

использование средств научно-методического обеспечения процесса формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО: структурно-содержательную программу, учебно-тематический план, алгоритмы деятельности преподавателя и обучающихся, ожидаемый результат, который заключается в умении педагога извлекать необходимую информацию, грамотно подбирать музыкальный, методический и дидактический материал с учётом интересов детей, творчески перерабатывать информацию и создавать новое содержание музыкальной образовательной деятельности.

Технология формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО состоит из следующих этапов: организационно-установочного, пропедевтического, обучающего, презентационно-творческого, рефлексивного.

На организационно-установочном этапе реализации технологии определена значимость профессии «музыкальный руководитель» и актуальность проблемы формирования конструктивной компетенции в рамках его профессиональной компетентности через беседу, решение проблемной ситуации и тестового задания.

Пропедевтический этап предполагает введение в тему курсов повышения квалификации через психологическое снятие профессиональных трудностей педагогов в изучаемом вопросе о конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО с использованием приёма «Активного включения в тему», беседы о профессиональных трудностях, деловой игры «КонструктКонсультЦентр».

На обучающем этапе рассматриваются темы: «Конструктивная компетенция музыкального руководителя как аспект профессиональной компетентности», «Педагогические технологии в музыкальном воспитании и развитии дошкольников», «Технология конструирования образовательной деятельности музыкального руководителя ДОО на основе программы «Вдохновение» Т. Н. Шикаловой [6], «Конструктор как средство реализации технологии конструирования образовательной деятельности музыкального руководителя ДОО», «Информационное образовательное пространство в конструировании содержательного аспекта программы развития песенного творчества детей дошкольного возраста» с использованием приёмов: «Соотнесение понятий и определений», «Создай по признаку», «Пиктограмма» и форм организации: беседа, круглый стол, мастер-класс «Музыка леса», в процессе которого слушатели курсов повышения квалификации осваивают этапы развития песенного творчества дошкольников, проявляют себя в самовыражении под музыку, сочинении песен для героев сказки, исполнении своих ролей. В ходе данного этапа происходит ознакомление с технологией конструирования образовательной деятельности музыкального руководителя ДОО на основе программы «Вдохновение» с учётом основных аспектов формирования конструктивной компетенции педагога: мыслительных функций «анализ - прогноз - проект» и структурных компонентов конструирования педагогического процесса «содержания, материальных средств и деятельности» (В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов) [5], [8].

Презентационно-творческий этап предлагается в форме творческой мастерской по созданию методической разработки на тему «Конструирование образовательной деятельности музыкального руководителя ДОО на основе программы «Вдохновение». Слушатели оформляют методическую разработку в виде лэпбука и представляют её в художественном исполнении.

Рефлексивный этап направлен на формирование рефлексивно-оценочной способности как профессионально значимого качества личности музыкального руководителя ДОО. На данном этапе организуется выставка методических разработок и проводится анкетирование «Рефлексия деятельности» по результатам работы участников в творческих мастерских. На данном этапе слушатели выполняют самооценку представленной работы, оценивают степень самостоятельности, актуальность выбранной информации, анализируют, какие значимые компетенции и личностные профессиональные преобразования они получили для осуществления конструктивной деятельности.

Эффективность реализации технологии формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО была подтверждена опытно-экспериментальным путём. Анализируя результаты итоговой диагностики, можно сделать вывод о том, что средний балл испытуемых экспериментальной группы по всем критериям превышает средние значения испытуемых контрольной группы. Общий средний показатель сформированности конструктивной компетенции испытуемых контрольной группы составил - 2,009 балла, экспериментальной группы - 2,696 балла. Сравнительный анализ данных диагностического исследования в контрольной группе на первом и втором срезах констатирует тот факт, что общий средний показатель уровня сформированности конструктивной компетенции испытуемых поднялся на 2,2%, в экспериментальной группе - на 23,84%. На основе математической и статистической обработки эмпирических данных по итогам реализации технологии формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя дошкольной образовательной организации, следует подчеркнуть, что представленная технология позволила вывести обучающихся на более высокий уровень сформированности конструктивной компетенции по всем показателям функционального и личностного компонентов, в особенности, по параметрам: «умение планировать, конструировать образовательную деятельность», «владение современными приёмами, технологиями конструирования»; «конструктивность как качество личности»; «творческий подход к делу», «педагогическая рефлексия».

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать общие характеристики педагогов на разных уровнях сформированности конструктивной компетенции:

Педагог на низком (недостаточным) уровне сформированности конструктивной компетенции испытывает большие затруднения в вопросах обработки информации, анализа и синтеза. Педагог не владеет навыками конструирования, структурирования, разработки, переработки, преобразования методического, дидактического и музыкального материала. Не умеет выявлять потенциальные творческие способности детей и моделировать собственные действия для их развития. Педагог имеет недостаточные представления о сущности своей профессии. У него не сформировано представление о ценностных ориентациях, целевых установках деятельности музыкального руководителя. Он не отличается стремлением повышать свой профессиональный уровень. У педагога отсутствует стремление к творческой самореализации. Считает лишним элементом в профессиональной деятельности проведение рефлексии.

Педагог на среднем (в стадии формирования) уровне испытывает некоторые затруднения в подборе и структуризации методического, дидактического и музыкального материала. Не всегда учитывает способности, интересы детей при подборе музыкального репертуара, методического и дидактического материала. Педагог имеет общие представления о сущности своей профессии. Повышает квалификацию по

мере необходимости. У педагога недостаточно сформировано представление о ценностных ориентациях, целевых установках профессиональной деятельности. Мотивом к проявлению творчества может стать чаще всего внешний стимул. Педагог в большей степени способен оценить результат своей деятельности, и, в меньшей степени - спрогнозировать свои возможности для самосовершенствования.

Педагог на высоком (достаточным) уровне умеет грамотно и обоснованно отбирать, анализировать и компоновать материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом возраста и уровня развития воспитанников. Кроме того, педагог отличается умением творчески перерабатывать необходимую информацию, осуществлять выбор программ, методик, технологий музыкальной образовательной деятельности в соответствии с основной образовательной программой ДОО. Педагог способен выявлять потенциальные творческие способности детей и моделировать их и свои собственные действия на занятии. Педагог осознает социальную значимость своей профессии. Характерным является высокая потребность в творческой самореализации. По результатам педагогической рефлексии умеет ставить задачи на перспективу, выбирать методы, приёмы, формы организации музыкальной деятельности.

Выводы. Таким образом, конструктивная компетенция музыкального руководителя ДОО является важным аспектом его творческой деятельности, поскольку способствует грамотной структуризации содержания образования, отбору необходимых методов, приёмов, организационных форм и дидактического материала, следовательно, может служить необходимым инструментом реализации его творческих идей и проектов. Авторская технология формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО имеет теоретическую и практическую значимость, служит эффективным средством повышения качества дополнительного профессионального образования. Технология может использоваться для совершенствования профессионального мастерства музыкальных руководителей в рамках курсов повышения квалификации, а также экстраполирована на профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов других профилей.

Литература:

1. Буренина, А. И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб, 1995. - 16 С.

2. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования; Под. ред. Н. В. Кузьминой. 2-е изд. - М.: Народное образование, 2002. — С. 7-52.

3. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене // М.: Академия Москва, 1998. — 240 с.

4. Сергеева, Г. П. Освоение технологий преподавания предмета «Музыка» в последипломном образовании: монография. - М., 2013. - 264 С.

5. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

6. Шикалова, Т. Н. Вдохновение: программа по развитию песенного творчества дошкольников / Т. Н. Шикалова ; - Ижевск: ИПКиПРПО УР, 2011. - 93 с.

7. Шикалова, Т. Н. Модель формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО как аспект повышения квалификации // Проблемы современного педагогического образования: Сб. научных трудов. - 2017.— Выпуск 56, часть VI. - Ялта, 2017. — С. 297-304.

8. Шикалова, Т. Н. Сущность конструктивной деятельности музыкального руководителя ДОО. // Проблемы современного педагогического образования: Сб. научных статей. — 2017. — Выпуск 55, часть VII. - Ялта, 2017. — С. 228 -237.

9. Яковлева, Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. -т. 12, № 5. - С. 94-97.

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, доцент Шобонов Николай Александрович

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского, Павловский филиал (г. Павлово);

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

студент Григорян Нуне Мартини

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Одним из главных принципов современного профессионального образования является его открытость, то есть прозрачность целей и внедрение в сознание людей понятия о том, что качество жизни зависит от качества образования. Открытость современного образования достигается за счет социального партнерства. В статье рассматривается его многоаспектность и выделяется определение понятия «социальное партнерство». Выявляются уровни включенности каждой стороны в совместную деятельность. Рассматриваются принципы построения социального партнерства, без которых невозможно достигнуть прочности договора. Сюда относятся: принцип социальной справедливости и согласования интересов, законодательная закрепленность; ответственность партнеров; добровольность и равная выгода.

Принципы являются частью каждого из уровней становления социального партнерства. Они выступают связующими звеньями как внутри каждого этапа, так и при переходе от одного этапа к другому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.