тельных средств, с помощью которых создается тот или иной образ может облегчить ребенку вхождение в мир искусства. Более того восприятие художественного образа должно протекать в опоре на внутренний опыт ребенка, как средство оживления некоего значения в собственной душе. Основной акцент при таком подходе состоит в том, что мы специально подводим детей к тому, чтобы они рассказали о том, что они пережили и почувствовали, а не то, что думают по этому поводу.
Список литературы:
1. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1989. - 496 с.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М. Педагогика, 1987. - 344 с.
3. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М., 1993. - С. 159.
4. Рубан Т.Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств: ввтореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 16 с.
5. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. - М.: Учпедгиз, 1961. -223 с.
6. Теплов Б.М. Психология. - М., 1954. - 255 с.
7. Яворский Б.А. Статьи, воспоминания, переписка. - М.: Просвещение, 1964. - Т. I. - 341 с.
К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© Панова К.С.1
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
В статье раскрывается основные проблемы в организации методической работы ДОУ. Рассматриваются особенности организации методической работы в дошкольной образовательной организации, и выявляется потенциальная готовность методиста осуществлять методическое сопровождение воспитателя в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова методическая работа, организация методической работы в ДОУ.
1 Магистр 1 года обучения по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (Менеджмент в образовании).
Современное дошкольное образование является одной из приоритетных и развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. Образовательные учреждения многих регионов России, осуществляющих развитие, воспитание и образование маленьких детей испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий [5, с. 61].
Приоритетными задачами дошкольного образования, согласно Концепции дошкольного воспитания и Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике» на 2013-2020 годы, являются следующие: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности. Ценность дошкольного периода развития и его непреходящее значение для всей последующей жизнедеятельности человека накладывают особую ответственность на педагогов ДОУ
В то же время, анализ педагогической работы педагогов современных детских садов свидетельствует, что они не всегда готовы к проектированию и организации педагогического процесса нового типа. Это объясняется отсутствием у большинства педагогов опыта нелинейного построения педагогического образовательного процесса и личностно-ориентированного подхода к субъектам. Накопить такой опыт, в большинстве случаев не позволяет существующая система методической работы в детском саду. На данный момент методическая деятельность дошкольной образовательной организации направлена на решение общих образовательных задач детского сада, а не на помощь, поддержку и обогащение профессиональной компетентности педагогов [2].
В педагогике накоплено достаточно знаний о сущности и особенностях организации методической работы в системе образования (Г. С. Лазарев, Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, П.И. Третьяков, В.А. Сластенин). В исследованиях таких педагогов, как Л.А. Бахтурина, А.И. Васильева, С.С. Лебедева, Л.В. Поздняк, Л.М. Маневцова, И.И. Кобитина рассматривается сущность методической работы в дошкольной образовательной организации и дается характеристика профессиональной деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе [4, с. 41].
Методическая работа - это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие кадрового потенциала, а в итоге на повышение качества и эффективности образовательного процесса [3].
В современном дошкольном образовательном пространстве четко обозначается противоречие между требованием к обеспечению нового качества построения педагогического процесса в детском саду, направленного на сопровождение дошкольника и неготовностью воспитателя к его организации.
Целью данного этапа является изучение особенностей организации методической работы в дошкольной образовательной организации и выявлении потенциальной готовности методиста осуществлять методическое сопровождение воспитателя в дошкольной образовательной организации. На основе цели были поставлены задачи:
1. Выявить возможность педагогов включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессио-нальных возможностей, потребностей и интересов.
2. Определить удовлетворенность воспитателей организацией методической работы в детском саду.
Для изучения данного вопроса был использован метод интервьюирование.
Исследование проводилось индивидуально с каждым педагогом. Заместитель заведующего предлагал педагогам ответить на несколько вопросов. Например, предоставляется ли Вам возможность делиться своим педагогическим опытом с другими педагогами на уровне детского сада или ощущаете ли Вы свою значимость в решении задач детского сада? Методист записывал все ответы.
В результате данного исследования появляется возможность узнать потребности каждого педагога.
Вторая задача этапа была направлена на определение удовлетворенности воспитателей организацией методической работы в детском саду.
В нашем исследовании приняли участие 24 воспитателя и 2 методиста ДОУ.
Для изучения данного вопроса использовался метод анкетирования. Педагогам предлагалось заполнить анкету «Изучение удовлетворенности организацией методической работы в дошкольной организации».
В ходе решения первой задачи диагностического этапа была выявлена возможность педагогов включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов.
Анализ показал, что 25 % педагогов участвуют в инновационной деятельности детского сада. 37,5 % воспитателей распространяют свой опыт работы в научных педагогических изданиях. 62,5 % педагогов испытывают потребность в повышении своей квалификации и имеют возможность повышать свой профессиональный уровень на базе дошкольной организации. 25 % воспитателей представляют свой педагогический опыт на педагогических советах. 25 % педагогов стремятся внедрить в свою работу передовой педагогический опыт. Большинство педагогов ощущают свою значимость в решении задач детского сада.
Анализ полученных данных позволяет установить, что педагоги имеют возможность включаться в работу детского сада, повышать свой профессиональный уровень исходя из своих профессиональных и личных возможностей. При этом необходимо оказывать методическую поддержку педагогам для внедрения передового педагогического опыта.
На определение удовлетворенности воспитателей организацией методической работы в детском саду была направлена вторая задача диагностического этапа исследования. Педагогам предлагалось заполнить анкету «Изучение удовлетворенности организацией методической работы в дошкольной организации».
Анализ анкет показал, что 50 % педагогов удовлетворены организацией методической работы в детском саду. 25 % респондентов не удовлетворены, 25 % удовлетворены частично. Большинство педагогов (50 %) удовлетворены системой контроля, 25 % частично удовлетворены, 25 % не удовлетворены.
Педагоги предлагают не контролировать и указывать на ошибки, а оказывать помощь, давать советы, помогать самообразовываться педагогам. 75 % воспитателей удовлетворены культурой общения заместителя заведующего с педагогами.
При анализе удовлетворенности педагогов планом педагогического просвещения выявлено, что 50 % доволен его объемом. 25 % предлагают увеличить количество консультаций, семинаров для обучения и просвещения малоопытных воспитателей. В вопросе, «Удовлетворены ли Вы помощью заместителя заведующего по ВМР?» 62 % воспитателей ответили утвердительно, 12,5 % затрудняются ответить. «Наш методист главный помощник и наставник в работе. Он способствует нашему саморазвитию и самообразованию». 62,5 % педагогов довольны оценкой их труда, 25 % не довольны. На вопрос «Хотели бы Вы что - либо изменить в работе заместителя заведующего по ВМР?» 37,5 % педагогов ответили утвердительно, 37,5 % педагогов довольны работой методиста.
Для изучение готовности методиста решать профессионально-методические задачи мы изучили уровень профессиональной компетентности заместителя заведующего и готовности решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя ДОО.
Самоанализ показал, что заместитель заведующего испытывает трудности в организации творческих и инновационных групп педагогических работников, в организации работы с СМИ, в мониторинговых исследованиях. Из 135 баллов при самоанализе один методист набрал 119 баллов, другой 114, что соответствует среднему уровню профессиональной компетентности методиста.
При самоанализе готовности методистов решать профессионально -методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя детского сада необходимо было оценить свои профессиональные качества, способствующие оказать помощь педагогу в его профессиональной деятельности. Методисты анализировал свои умения реализовать задачи годового плана ДОО, умение выбирать формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов, умение организовать работу методического кабинета и др. Из 110 баллов один методист оценил свои знания и умения на 88 баллов, другой на 92 балла, что соответствует среднему уровню готовности методиста решать профессионально методические задачи. Основные трудности у методистов возникли в изучении индивидуальных особенностей и способностей педагогов, оказании помощи в самообразовании педагогам, умении организовать сотрудничество со структурными объединениями.
Таким образом, результаты показали, что в современных дошкольных организациях заместитель заведующего по воспитательной и методической работе сталкивается с разнообразными профессиональными трудностями,
особенностями педагогического коллектива, что не позволяет организовать методическую деятельность в детском саду продуктивно.
В результате проведенной исследовательской работы была определена готовность воспитателей дошкольной организации решать профессиональные и педагогические задачи.
В процессе исследования было выяснено, что воспитатели детского сада не достаточно удовлетворены организацией методической работы в дошкольной организации, в первую очередь, это объясняется тем, что методист не всегда готов строить индивидуальное, личностно-ориентированное взаимодействие с педагогами, что снижает количество обращений воспитателей к методисту за помощью для более продуктивного построения образовательного процесса.
На основе анализа возникает необходимость проведения работы, направленной на обогащение опыта методиста через самообразование и курсы повышения квалификации.
Список литературы:
1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
2. Дубцова М.В. К вопросу о методической работе в современном дошкольном образовательном учреждении / М.В. Дубцова // Современные тенденции в образовании и науке: междунар. заочная науч.-практ. конф. -2014. - С. 51-56.
3. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. -М.: Творч. центр, 2004. - 156 с.
4. Соловова Н.А. Управление методической работой ДОУ: от традиций к инновациям / Н.А. Соловова, Н.В. Кузьминова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 8. - С. 40-46.
5. Шумакова К.С. Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ // Образование и наука. -2008. - № 7. - С. 61-68.