Научная статья на тему 'Система методической работы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС до'

Система методической работы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТИЖЕНИЯ / ОБРАЗОВАННОСТЬ / ПОРТФОЛИО / РЕЗУЛЬТАТЫ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарова Светлана Францевна

В настоящей статье раскрывается содержание и организация институциональной методической и инновационно-методической работы в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарова Светлана Францевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система методической работы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС до»

УДК 373.2

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО1

С. Ф. Шарова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» № 474, г. Челябинск

В настоящей статье раскрывается содержание и организация институциональной методической и инновационно-методической работы в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: достижения, образованность, портфолио, результаты, социализо-ванность, система методической работы.

После того как вступил в силу ФГОС ДО, вся система управления дошкольной образовательной организацией и методическая работа, как компонент управления этой системой, стала приводиться в соответствие содержанию этого документа. Для построения методической работы мы задали себе такие вопросы: «Что?», «Как?», «Каков?» [3.

По мнению С. Г. Молчанова [3], ответ на вопрос «Что подлежит усвоению?» и есть стандарт содержания образования; ответ на вопрос «Как будет организовано обучение?» -стандарт содержания обучения; и на вопрос «Каков уровень усвоения» - стандартная образованность и (или) социализованность, которые и выступают целевыми ориентирами. И С. Г. Молчанов пишет по этому поводу: «...необходимо заменить термины «результаты», «достижения», «целевые ориентиры» на термины «образованность» и «социализо-ванность») или предложить следующее определение «целевых ориентиров»: «... это достижения детей, результаты их совместной деятельности со взрослыми, явленные в виде образованности и социализованности» [3. C. 19]. Таким образом, вся методическая работа и ее продукты должны быть ориентированы на увеличение качества обучения (формы, методы, приемы и средства), которое, в свою очередь, определит и обусловит качество образованности и социализованности детей. И других «целевых ориентиров» у нас нет.

Для того чтобы дать представление о системе методической работы, обратимся к понятийному аппарату. Система (от греч. «systema» - целое, составленное из частей) - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное и уникальное в характеристики целого. При выстраивании и обновлении системы методической работы для введения ФГОС ДО необходимо организовать её в трёх плоскостях [2]:

- первая - педагог: формирование индивидуальной, педагогической деятельности;

- вторая - педагогический персонал: формирование диффузной группы, группы единомышленников;

- третья - образовательная система: реализация федеральной образовательной политики, достижений дошкольной педагогической науки и практики в деятельность персонала дошкольной образовательной организации.

Что касается персонала образовательной организации, приоритетной задачей мы считаем увеличение количества и качества методических и дидактических компетенций педагогов, так как методическая работа с педагогами и качество продукции, в ее рамках произведенных, определяет и качество работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации, которая опосредуется через каждого педагога.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - в дальнейшем ФГОС ДО

При этом работу по поэтапному введению ФГОС ДО необходимо проводить, не отвергая предыдущий опыт, но и инновировать (термин введен С. Г. Молчановым) профессионально-педагогическую компетентность персонала. Старший воспитатель может и должен разработать для своего детского сада (для образовательной системы в нем) систему методической работы, которая способствовала бы реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Особое внимание при построении сначала теоретической модели этой системы следует уделить описанию способов профессионально-педагогической деятельности (формы, методов, приемов и средств и (или) образовательных и социализационных технологий), которые выступают приоритетными с учетом создания условий развивающего обучения и воспитания в условиях введения ФГОС ДО. В нашем образовательном учреждении был составлен план поэтапного введения ФГОС ДО. Одним из его разделов стало написание основной образовательной программы дошкольного образования. Нашу совместную деятельность по разработке ООП мы начали с того, что педагогам было предложено ознакомиться с проектами примерных образовательных программ на сайте ФИРО2. Продуктом этой деятельности стала картотека отзывов и рецензий наших педагогов на эти программы.

С начинающими педагогами эффективным методом работы можно считать метод анкетирования, включающий вопросы по содержанию ФГОС ДО, что позволяет сделать вывод о том, какие затруднения испытывает молодой специалист и где ему необходима помощь более опытных педагогов или старшего воспитателя. Следовательно, по одним образовательным областям педагог будет совершенствоваться и делиться опытом с коллегами, а по другим - извлекать позитивное из опыта коллег. Это вариант новой сетевой формы организации методической работы в ДОУ: он зафиксирован в статусе «апробация». Федеральным законом «Об образовании...» [7] закреплены права, обязанности и ответственность педагогов образовательных организаций. Одним из требований Закона к профессиональной деятельности педагога выделено наличие персонифицированной программы повышения квалификации, как условия обеспечения качества образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного образования, определенного Законом первым уровнем в системе общего образования [1. С. 2]. В нашем ДОУ собраны портфолио педагогов. Целью этого портфеля документов является не столько и не только создание методической копилки, сколько простраивание содержания и организации управленческой деятельности по профессиональному продвижению педагога (прохождение курсов, награждение, участие в методической работе и т.д.), а также для разработки маркетинговых исследований для реализации адресных профессионально-образовательных маршрутов для педагогических работников.

В нашем детском саду методическая работа с педагогами строится по принципу от репродуктивных форм «Я-СМОТРЮ» к продуктивным формам «Я-САМ-ДЕЛАЮ». Управленческие действия в этих направлениях обеспечивают повышение качества обучения и воспитания.

Для адекватного планирования профессионально-педагогической, образовательной деятельности в рамках исполнения ФГОС ДО, были проведены консультации, круглые столы с целью ознакомления педагогов с изменениями, которые должны реализовываться при взаимодействии с воспитанниками в актуальной образовательной ситуации. Результаты своей педагогической деятельности педагоги имеют возможность распространять путём публикаций материалов в интернете, сборниках, журнале «Челябинский гуманитарий», участвуя в различных конкурсах муниципального, городского и областного уровня.

К сожалению, сегодня сложилась такая ситуация, когда нет единой, стандартизированной системы мотивации повышения профессиональной компетентности педагогов в

2 Федеральный институт развития профессионального образования при Министерстве образования и науки РФ.

дошкольном образовании. Вот и в нашем ДОУ сложилась автономная, не очень совершенная система стимулирования и поддержки педагогов в их стремлении к аутодидактической деятельности. Мотивами для формирования инновационного потенциала могут быть не только моральные и материальные стимулы, но и то, что педагоги могут быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности, конкурентоспособными специалистами, имеющими возможность для карьерного роста.

Взаимодействие между воспитателями и специалистами реализуются в традиционных формах: обмен 1) электронной информацией по образовательным областям, 2) через информационные стенды, и 3) папки-передвижки. Для продуктивной работы педагогов в методкабинете могут использоваться картотеки, систематизированные по образовательным областям ФГОС ДО.

Одним из показателей оценки качества дошкольного учреждения можно считать образованность и социализованность воспитанника, итоговые материалы по этим направлениям могут быть собраны в портфолио. Как форма работы это не является инновацией, но в портфолио мы включили разделы по «целевым ориентирам» [6] на этапе завершения дошкольного образования и родители воспитанников принимают активное участие в оформлении этой папки «внеучебных достижений» [7].

Методическая работа с родителями обеспечивает исполнение статей 44 и 89 Закона «Об образовании...» [7] и ФГОС ДО [6], поэтому родители наших воспитанников являются равноответственными (ст. 44 Закона «Об образовании...») партнёрами. Родители имеют право на формирование социального заказа, например, посредством экспертной оценки предложенного содержания социализации [3]. Результатом взаимодействия с семьями воспитанников можно считать удовлетворённость родителей качеством оказания образовательных услуг, полученную с помощью функции маркетингового сопровождения (изучения образовательного спроса участников образовательных отношений). Работа с социальными партнёрами ДОУ опирается на реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, поэтому совместные планы работы с партнёрами учитывают комплексно-тематическое планирование в ДОУ.

Таким образом, системная организация методической работы в ДОУ и методической компетентности каждого работника в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО требует глубокого анализа и учёта количественных и качественных характеристик различных компонентов образовательной системы, что способствует полноценному развитию воспитанников, их образованности и социализованности.

Список литературы

1. Примерные персонифицированные программы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций: методические рекомендации / С. Н. Обухова, Г. Н. Кузнецова, А. В. Копытова, Г. А. Рябова, Е. А. Рыбакова, Т. А. Сваталова; под ред. Литвиненко Н. В. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 287 с.

2. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. - Сфера, 2010. - 96 с.

3. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО ? / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 5. - С. 4-21.

4. Молчанов, С. Г. Проектирование инновационной методической работы в современном ДОУ / С. Г. Молчанов, Г. В. Яковлева // Челябинский гуманитарий. - 2007. -№ 3. - С. 123-130.

5. Молчанов, С. Г. Инструментальное обеспечение оценивания методической компетентности педагогов инновационных ДОУ / С. Г. Молчанов, Г. В. Яковлева -Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2005. - 60 с.

6. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении ФГОС ДО» [Электронный ресурс]. URL: http://www. tc-sfera.ru/ tegi/fgos

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

SYSTEM OF METHODICAL WORK IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF THE INTRODUCTION OF THE GEF PE

S. F. Sharova

Preschool educational institution “Center for Child Development» № 474, Chelyabinsk, molchanov_chel@mail.ru

The article deals with the content and organization of institutional and methodological innovation and methodical work in preschool educational institution.

Keywords: achievement, education, portfolio, results, socialization, system of methodical work.

References

1. Obuhova, S. N., Kuznetsova, G. N., Kopyitova, A. V., Ryabova, G. A., Ryibakova, E. A., Svatalova, T. A (2014) Primernyie personifitsirovannyie programmyi povyisheniya kvalifikatsii pedagogov doshkolnyih obrazovatelnyih organizatsiy: metodicheskie rekomendatsii [Exemplary personalized training programs for teachers of preschool educational institutions: guidelines], ed. N. V Litvinenko, Chelyabinsk, Tsitsero, 287 p. (In Russ.).

2. Belaya, K. Yu. (2010)Metodicheskaya rabota vDOU. Analiz, planirovanie, formyi i metodyi [Methodical work in preschool. Analysis, planning, forms and methods], Sfera, 96 p. (In Russ.).

3. Molchanov, S. G. (2014) Kak ispolnit IV razdel novogo FGOS DO? [How to perform a new section IV to the GEF?] in: Detskiy sad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 4-21. (In Russ.).

4. Molchanov, S. G., Yakovleva, G. V. (2007) Proektirovanie innovatsionnoy metodicheskoy rabotyi v sovremennom DOU [Designing innovative methodological work in the modern preschool], in: Chelyabinskiy gumanitariy [Chelyabinsk humanities], no. 3, pp. 123-130. (In Russ.).

5. Molchanov, S. G., Yakovleva, G. V (2005) Instrumentalnoe obespechenie otsenivaniya metodicheskoy kompetentnosti pedagogov innovatsionnyih DOU [Tool software evaluation methodological competence of teachers of innovative preschool], Chelyabinsk, Marina Volkova, 60 p. (In Russ.).

6. Prikaz # 1155 ot 17.10.2013 «Ob utverzhdenii FGOS DO» [Order of 10.17.2013 № 1155 «On approval of the GEF PE»], available at: http://www. tc-sfera.ru/ tegi/fgos (In Russ.).

7. Federalnyiy zakon ot 29.12.2012 # 273-FZ (red. ot 21.07.2014) «Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii» [Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (ed. By 07.21.2014) «On Education in the Russian Federation»], in: Ofitsialnyiy internet-portalpravovoy informatsii [Official internet-portal of legal information.], available at: http://www.pravo.gov.ru, acessed 13.05.2015 (In Russ.).

Шарова Светлана Францевна - магистр педагогики, МАДОУ ЦРР № 474, г. Челябинск, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе.

molchanov_chel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.